1. Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

Наукове́дение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью. Науковедение — междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Так называемая «наука о науке».

Первые шаги к выявлению закономерности развития науки были предприняты в середине XIX века. Одним из первых за изучение факторов, влиящих на развитие науки, взялся ботаник Декандоль. С началом научно-технической революции в XX веке науковедение стало приобретать все большее значение.

В 1930-е формируется проблематика науковедения, с 1940-х учёные стали проводить эмпирические исследования научной деятельности. В самостоятельную отрасль науковедение оформилось в СССР в 60-х годах.

2.Основные модели науковедения.

Для изучения процесса развития науки используется широкий спектр различных логических схем и моделей. Рассмотрим основные модели, которые используются в науковедении: информационная, логическая, гносеологическая, экономическая, политическая, социальная, демографическая, системотехники. Каждая из перечисленных моделей охватывает или какой то один аспект развития науки. В реальности наука является комплексом симбиоза этих моделей.

3.Информационная, логическая и гносеологическая модели в науковедении.

-информационная модель. наука рассматривается как самоорганизующая система, управляемая собственными информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информ.потоков.

-логическая модель. наука изучается как логическое развитие идей. при этом подходе самостоятельное значение приобретает проблема логической классификации науковедения. основным трудов в данной сфере является книга Б.М.Кедрова Классификация науки.

-гносеологическая модель. занимается исследованием методологических исследований. в этой модели основными проблемами являются обоснование математики, гипотезы, эксперимент, математическая теория эксперимента, статистические методы анализа экспериментальных данных и математические методы планирования эксперимента.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества. Научная деятельность, научные знания

... людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же ... или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Под моделью понимается любой образ (изображение, чертеж, схема, ... или иная выборка, а теория стоится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по ...

4.Экономическая, политическая и социологическая модели в науковедении.

-экономическая модель. изучает взаимное действие науки с экономическим развитием страны, оценивает экономическую эффективность научных исследований.

-политическая модель. В рамках этой модели рассматриваются взаимодействия науки с политической идеологией, а также связь между развитием страны и ее престижем, ее оборотным потенциалом.

-социальная модель. В данной модели множество научных работников рассматриваются как одна соц. Группа, которая взаимодействует в другими группами, отстаивая свои права и и оказывая влияние на общественную жизнь страны.

5.Демографическая модель, проблемы психологии научного творчества и модель системотехники в науковедении.

-демографическая модель. научный потенциал страны изучается как демографическая задача. Особую актуальность приобретает проблема возраста научного коллектива.

-модель научный работник-творчески активный индивидуум. данная модель рассматривает проблему психологии научного творчества.

-модель системотехники. наука рассматривается как система, подлежащая управлению. значительное влияние уделяется оптимальной организации научных разроботок, а также применение методов исследования операций в научных исследованиях.

6.Наукометрия и её особенности.

Наукометрия — научная дисциплина, которая изучает эволюцию науки через многочисленные измерения научной информации, такие как количество научных статей, опубликованных в данный период времени, цитируемость и т. д. Наукометрию часто применяют как абсолютную основу оценки выполнения и финансирования различных научных единиц (институтов, команд, индивидуумов).

10 стр., 4766 слов

Тема № 2. Становление межкультурных коммуникаций (взаимодействия) и ее место в системе наук о человеке

... мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знании человека об окружающей действительности и ... Холл). Данные научные направления между собою взаимосвязаны. Отдельным научным направлением, изучающим ... – стремление ребенка подражать определенной модели поведения взрослых. Идентификация – способ ... развития), искусственных языков (языки науки), вторичных языков (фольклор, традиции ...

Существует и точка зрения, что наука, как одна из наиболее интеллектуально требовательных и сложных человеческих деятельностей, не может быть просто оценена по универсальной «наукометрической» формуле. Тем не менее, подзадача измерения некоторых количественных характеристик научной информации решается. Чтобы попытаться избежать субъективности в расчёте продуктивности или качества научных единиц используют многочисленные процедуры экспертных оценок, из которых рецензирование является наиболее распространённой. Наукометрические данные могут быть полезны в этих исследованиях.

7.Содержание и функции науки

Понятие науки основано на ее содержании и функциях в обществе. Содержанием в науке является:

1) теория как система знаний являющаяся формой общественного сознания и достижений интеллекта людей.

2)общественная роль в практическом использовании рекомендации науки для производства благ, которые являются жизненной потребностью людей.

Главная функция науки это познание объективного мира, чтобы изучить его и по возможности усовершенствовать. Наука включает в себя ряд определенных функций:

1)познавательная-удовлетворение нужд людей в познании природы и общества.

2)культуровоспитательная-развитие культуры, гуманизация воспитания, формирования нового в человеке.

3)практически действенную- это усовершенствование производства и системы общественных отношений, т. Е. непосредственной производительной силы материального производства.

8.Понятие и предмет науки.

Понятие науки следует рассматривать с трех основных позиций: во-первых, с теоретической как систему знаний и форму общественного сознания. во-вторых, как определенный вид общественного разделения труда, как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями. В-третьих, с позиции практического применения выводов науки, т. е. ее общественные роли.

Предметом науки являются связанные между собой формы движения материи или особенности их отображения в сознании людей. Именно материальные объекты природы определяют существование различных областей знаний, которые объединяются в три большие группы наук.

4 стр., 1641 слов

Основы знаний о физкультурной деятельности — 45ч.

... ;           Содержание учебной программы Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч. – Культурно – исторические основы – 15ч. – Социально – психологические основы – 15ч ... · Направленность на реализацию принципа вариативности · Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности · Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в ...

9.Какие существуют группы наук.

Существует три больших группы наук:1)естественные науки-физика, химия, биология;2)общественные науки — исторические, экономические, филологические;3)науки о мышлении-философия, логика, психология.

10.Приведите формулировки науки и дайте их общую характеристику.

Наука является основной формой познания мира, она создается для непосредственного выявления важнейших сторон всех явлений природы, общества и мышления. Каждая наука предусматривает создание единой логически четкой системы знаний о той или иной стороне окружающего мира, причем эти знания должны быть сведены в систему.

Итак, наука-это знания сведенные в систему. Опираясь на глубокие знания-объективных существенных связей действительности, наука обнаруживает объективные тенденции развития естественных и общественных процессов. Благодаря этому наука становится средством предвиденья последствий человеческой деятельности, раскрывает методику принятия решений в этой деятельности.

Наука-это динамическая система знаний, которая раскрывает новые явления в обществе и природе с целью использования их в практике деятельности людей.

11. Дайте характеристику науковедения. Науковедение — отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества; «наука о науке». 12. Классификация наук в науковедении. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК — раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы ее изображения (табличные, графические); имеет важное значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности. Многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки. — естественные науки-разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество», природа) явлений. — социальные науки-это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что подчеркнуто используют научный метод и научные стандарты в исследовании человечества, включая количественный и качественный научные методы. — гуманитарные науки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам. — формальные науки — математика и логика. 13. Теория и теоретические знания. Теория — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы Знания могут быть научными и вненаучными. Научные знания могут быть • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения) • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

5 стр., 2376 слов

Причины возникновения феминологии как науки Понятие, объект, предмет и теоретико-методологическая база феминологии

... массовые гендерные исследования. Андрология – наука о мужчине (наука так и не возникла по сей день). Игнорирование муж как объекта исследования – дискриминационный ... возрасте, связанная с ломкой психики; - также существует научная теория о том, что сдерживание эмоций негативно влияет на ... 20, семинар 4. Задание 1, 2 (устно). Извлечь научную информацию из книги Э. Джонг. Найти ответ на вопрос ...

4 стр., 1800 слов

Экспериментальное исследование по организации воспитательной работы на основе деятельностного и личностного подходов МОУ СОШ № 153 г. Челябинска.

... . Объект исследования - воспитание и развитие учащихся старших классов. Предмет исследования - особенности деятельностного и личностного подхода в воспитании и развитии учащихся старших классов. Цель работы ... их учет в процессе воспитания 14 Глава 2 Экспериментальное исследование по организации воспитательной работы на основе деятельностного и личностного подходов 20 2 ...

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе. 14. Основные элементы в структуре науки. Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания — уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях. 15. Организация науки в Украине. УкраинеВ научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Высшим научным центром в Украине является Всеукраинская академия наук 16. Особенности подготовки научных кадров за рубежом. В Европе создана международная программа по развитию единого информационного пространства — «Мост между Востоком и Западом»), в рамках которой реализована концепция образования для подготовки научных кадров за рубежом, получившая название «Глобальная Система Образования» (ГСО).

5 стр., 2068 слов

Теория научной организации труда Ф Тейлора Делегирование полномочий

... одновременно с учениями Тейлора возник ряд других научных исследований трудовой деятельности. Тейлор детально исследовал процессы разделения труда, разбивая действия рабочих на отдельные движения ... через приказы и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию работ и контроль исполнения. Практика осуществления организационно-распорядительных методов выделяет три ...

Глобальный характер этой концепции выражается в основных направлениях её реализации: 1) ГСО реализует образовательные программы по подготовке высококвалифицированных специалистов, опираясь стандарты и преимущества национальных систем образования; 2) ГСО содействует созданию единого эталона при сравнении различных образовательных систем, действующих в разных странах мира. 3) Принята двухуровневая система подготовки кадров для решения глобальных проблем: докторский уровень (Ph.D.) и гранд докторский уровень (Grand Ph.D.).

4) Учреждена наивысшая учёная степень «Гранд доктор философии (Grand Ph.D.)», право присуждения которой в соответствии с уставом, подписанным Министром Юстиции Бельгии, принадлежит Европейской Академии Информатизации.

17. Высший научный цент в Украине, его характеристика. Украинская академия наук — всеукраинская общественная организация, объединяющая ученых и производителей различных отраслей народного хозяйства. Основанная в 1991 г. в г. Києві. Вона є правонаступницею Української академії наук національного прогресу, має свій гімн, прапор та іншу атрибутику. Киеве. Она является правопреемницей Украинской академии наук национального прогресса, имеет свой гимн, флаг и другую атрибутику. Академия имеет собственные здания где размещены научные лаборатории, производства, учебные заведения, издательства, в Киеве дом Президиума УАН. Цель УАН изучение и обобщение достижений науки, содействие наиболее полному использованию их в интересах социально-экономического развития Украины, содействие развитию и воспроизводству интеллектуального потенциала общества, распространению научных и технических достижений, защиты общих интересов членов УАН. Структуру УАН составляют профессиональные и территориальные отделения, проблемные НИИ и ВУЗы. 18. Особенности подготовки научных кадров в Украине. Подготовка научных кадров в Украине осуществляется в следующих формах: -докторантура; -аспирантура; -перевод кандидатов? наук на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций; -научная, педагогическая, творческая стажировка на? предприятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, в других высших учебных заведениях и организациях, в том числе зарубежных;? отпуска для завершения работы над диссертацией. К сожалению подготовка научных кадров в Украине имеет свойственные ей ограничения: - отсутствуют единые международные стандарты; - существуют проблемы признания дипломов, учёных степеней, квалификаций и образовательных программ.

19.Классификация объектов исследования.

Исследовать можно эмпирические и теоретические объекты. Эмпирические объекты исследований делятся на натуральные и физические, т. е. существующие в природе объективно, независимо от нашей воли и сознания;и искусственные, т. е.созданные по воли человека в том числе технические объекты исследований.

В зависимости от степени сложности существуют простые или сложные объекты исследований.

Простые объекты исследований содержат несколько элементов. пример: зароботная плата.

Сложные объекты исследований обладают неопределенной структурой, которую необходимо сначала необходимо исследовать, а затем описывать, такие объекты исследуются методом «черного ящика», который заключается в поиске взаимной связи между входными воздействиями и реакция объектами.

20.Объект и предмет исследования

Научные исследования-это процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Методология научных исследований различает понятие «объект» и «предмет» познания (исследования).Объектом исследования принято называть то на что направлено познавательная деятельность исследователя. Предметом исследования является исследуемый является исследуемый с определенной целью свойство или отношения объекта.

21.Методы классификации объектов исследования.

Наиболее распространенными являются два метода классификации объектов исследования:

1.классификация объектов по наличию и отсутствии признаков. Заключается в том, что множество объектов делятся на 2 класса, один из них имеет определенное свойство, а второй нет. В свою очередь второй класс может быть подразделен еще на два мелких класса.2 классификации объектов по видоизменению признаков. Она состоит в том, что члены деления представляют собой совокупности предметов в каждой из которых общий для всей совокупности признак проявляется по особому с теми или иными вариациями.

22. Особенности классификации объектов по наличию и отсутствию признаков. Заключается в том, что множество объектов делятся на 2 класса. Один из них имеет определенное свойство, а второй не имеет его. В свою очередь 2 класс может быть подразделен на 2 более мелких класса, в котором один из них имеет определенные свойства, а другой нет. 23. Классификация объектов по видоизменению признака. Состоит в том, что члены деления представляют собой такие совокупности предметов, в каждой из которых общий для всей совокупности признак проявляется по-особому, с теми или иными вариантами.

24.Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1)обоснование актуальности выбранной темы.

2)постановка цели конкретных задач исследований.

3)определение объекта и предмета исследований.

4)выбор метода или методики проведения исследований

5)описание процесса исследования

6)обсуждение результатов исследования

7)формулирование выводов и оценка полученных результатов

25.Обоснование актуальности темы.

Начальный этап любого исследования заключается в выборе темы и обосновании ее актуальности. В применении к научной работе понятие актуальность имеет следующую особенность: то как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает с точки зрения своевременности и соц. Значимости, характеризует его научную зрелость и проф. подготовленность .Освещение актуальности темы должно быть не многословно. Нет смысла начинать ее описание издалека, достаточно в пределах пол страницы показать главное-суть проблемной ситуации является важной частью введения научной работы. Сформулировать научную проблему-это означает показать умение отделить главное от второстепенного и выяснить, что уже известно и пока еще неизвестно о предмете исследования.

26.Постановка цели и конкретных задач исследования

ОТ доказательств актуальности темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также определить конкретные задачи исследования, которые предстоит решить для достижения поставленной цели. Цель исследования должна быть конкретной и достижимой для студентов. Задачи исследования должны раскрывать поставленную цель. Обычно задачи исследования формируются в виде перечисления. В формулировке задач необходимо делать тщательным образом, т. е. как описание их решения составляет пункт научной работы. Из формулировок задач в последствии формулируются название пункта.

27.Особенности выбора объекта и предмета исследования.

Одним из этапов является формулировка предмета и объекта исследования. Объект-это процесс или явление порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучений. Предмет исследований-это, то что находится в границах объекта. Объекты исследований соотносятся между собой как общее и частное. В объекте исследований мы выделяем ту часть, которая служит предметом исследований. Именно на предмет исследований направлено основное внимание исследований. Предмет определяет тему научной научной работы, которая формулируется и отображается на титульном листе в виде названия работы.

28.Выбор методики проведения исследования.

Важнейшим этапом научного исследования является выбор методов исследований, которые служат основным инструментом добывания фактического материала и является необходимым условием достижения поставленной цели.

29.Процесс исследования и его особенности.

Описание процесса исследований является основной частью научной работы. В нем освещаются методика и техника проведения исследований с использованием логических правил и законов проведения научных исследований. Процесс научного исследования представляет собой непосредственное написание работы. 30. Обсуждение результатов исследования и формулировка выводов .

Важным этапом научного исследования является обсуждение результатов, которые ведутся в группах и где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности работы. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной научной работы.

31.Научное и экономическое исследование как процесс.

Научные исследования — это целенаправленные процессы производства новых знаний, раскрывающие новые явления в природе и обществе для использования их практической деятельности людей. Методология научных исследований в естествознании, технике, и др. науках содержат много общего, однако, процесс научного исследования экономических явлений имеет некоторые отличия. В экономическом исследовании нельзя воспользоваться ни микроскопом, ни химическими реакциями. все это исследователю должна заменить сила абстракции. При помощи абстракции в процессе исследования вскрываются закономерности и связи, познается сущность явлений и законов развития общества. Определяются взаимосвязи между экономическими явлениями, а также прогнозируется развитие экономических процессов.

32.Основные стадии научного исследования

Экономическое исследование как процесс производства знаний включает в себя следующие стадии:

1)подготовительная, 2) исследование, 3) внедрение

33. Программа научного исследования

Научные исследования- это целенаправленный процесс производства новых знаний, роскрывающие новые явления в природе и обществе для использования их практической деятельности людей. мотодоология научных исследований в истествознании, технике и других науках содержат много общего, однако процесс научного исследования экономических явлений имеет некоторые отличия. В экономических исследованиях нельзя воспользоваться ни микроскопом, не химическими реакциями, все это исследователю должно заменить сила обстракции.

34. Этапы выполнения исследований. Весь ход НИ представлен в виде схемы: 1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач НИ. 3. Определение объекта и предмета НИ. 4. Выбор методов (методики) проведения НИ. 5. Описание процесса НИ. 6. Обсуждение результатов НИ. 7. Формулирование и осуждение выводов и оценка полученных результатов.

35. Особенности творческого труда в исследовательской деятельности. Эффект труда в исследовательской деятельности зависит от моральных волевых и качественных характеристик работников, а так же их интеллектуального уровня. Интеллектуальный уровень имеет особое значение в творческом труде и научно-исследовательской деятельности. Опыт показывает, что не каждый специалист имеет наклонности и способности к выполнению научных исследований. Авторитет ученого определяется резальтатом его труда, и уровнем его интеллекта. Под интеллектом научного работника понимается увлеченность трудом, удовлетворенность и готовность к самопожертвованию ради научной истины.

36. Основные методы проведения научных дискуссий. Имеется множество различных методов проведения научных дискуссий. Основными из них явл: -Прямая мозговая атака предусматривает формирование проблемы с выделением ее центрального пункта, а затем выдвижение и обсуждением предложений по решению проблемы -Обмен мнениями — достичь единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей у всех участников дискуссии -Стимулированное наблюдение — задача решается не в общем виде, а переносится на реальный или воображаемый объект.

37. Принципы организации труда в научной деятельности. Важнейшими признаками в орг труда научных исслед явл: -приемственность — взаимосвязь между прошлым и настоящим -коллективность труда в научных исслед обусловлена масштабностью и сложностью исслед. -динамичность кот связана с ускорением темпов развития науки и изменения форм кооперации и разделения труда -мобильность (адаптивность) -самоорганизация кот предусматривает комплекс мероприятий социологического и психологического характера направленных на повышение еффективности исслед -творческий подход основан на изучении и умении обобщить уже имеющиеся достижения и создать новые концепции.

38. Организация труда и его планирование в научных исследованиях. Рациональная организация труда в научных исслед. основана на его плановости, кот воплощается в программах, предварительных и рабочих планах исслед, индивид планах и графиках выполнения работ. Программа исслед определяет его задачу, общее содержание и значение. Предварительным планом исслед явл конкретизация работ по выбранной теме, в нем указывается период выполнения работ, затраты и источники финансирования. Рабочий план исслед составляется после того как исследователь хорошо овладеет темой. В нем указывается не только то что необходимо сделать, но и каким путем. Индивид план разрабатывается конкретным исполнителем на ту часть работы кот отведена ему в рабочем плане. График выполнения работ составляется на основе рабочего плана с учетом индивид планов отд исследователей. В нем указываются сроки завершения работы по каждому этапу.

39. Рациональный трудовой режим исследователя. Рациональный трудовой режим исследователя основывается на сочетании психофизиологический ф-ций человека, умственного труда и трудовых навыков познавательной деят. Эффективночть труда зависит от работоспособности, т. е отношение человека к труду. В умственном туде работоспособность зависит от след факторов: -внутренних, интеллектуальные способности, особенности воли, состояние здоровья -внешних, обстановка, орг рабочего места, режим труда и отдых -поцесс орг труда -умственные нагрузки Работоспособность меняется в течении дня. Самый лучший так называемый утренний пояс с 8 до 15, при чем макс с 10 до 13. Затем идеи послеобеденный с 16 до 19. и вечерний с 20 до 22. Степень внимания и эффективности запоминания меняется в сторону уменьшения и замедления к концу каждого пояса. Следует делать перерывы каждый час полтора на 10−15 мин. После 3 4 чаво работы перерыв на 30 мин или час. Умственную работу желательно заканчивать за 1,5−2 часа до сна.

40. Особенности организации рабочего места исследователя. Каждому работнику занятому умственным трудом необходимо организовать рабочее место, которое будет способствовать снижению утомления и сохранению здоровья человека

41. Понятие метода исследования. Метод (от греч исслед) это способ исследования явлений, определяющий подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Метод явл инструментом решения главной задачи науки познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деят людей. Метод опр потребность и место применения научных приемов и способов исслед. В исслед используются методы: -общие (общенаучные) -специальные (конкретно-научные)

42. Методы научного исследования. В методологии науных исслед есть 2 уровня познания: -теоретический — построение и развитие научных гипотез и теорий -емпирический — наблюдение и исслед конкретных явлений, эксперимент, а так же группирование, классификации и описание результатов исслед и эксперимета, внедрение их в практическую деят людей.

43. Общенаучные методы научного исследования. Общенаучные методы исп в теоретических и эмпирических исслед. К ним относятся: -анализ и синтез -индукция и дедукция -аналогия и моделирование -абстрагирование и конкретизация -системный анализ -функционально-стоимостной анализ Общенаучные методы делятся на теоретические и эмпирические и специфические. Теоретические и эмпирические: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование, конкретизация, системный анализ, FCA (функционально-стоимостной анализ) Специфические: теоретические (формализация, гипотетический метод, аксиоматический метод, создание теории) и эмпирические (наблюдение, эксперимент)

44. Теоретические и эмпирические методы исследования. Общенаучные методы делятся на: теоретические и эмпирические, и специфические. -Теоретические и эмпирические: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование, конкретизация, системный анализ, FCA (функционально-стоимостной анализ) -Специфические: теоретические (формализация, гипотетический метод, аксиоматический метод, создание теории) и эмпирические (наблюдение, эксперимент)

45. Специфические эмпирические методы исследования. Теоретические: -формализация -гипотетический метод, -аксиоматический метод, -создание теории Эмпирические: -наблюдение, -эксперимент

46. Классификация информационного обеспечения научных исследований. Задачей информационного обеспечения является информирования участников исследования в процессе научной коммуникации по вопросам, относящимся к их научным интересам. Научная коммуникация основана на контактах людей, обусловленных проведением научных исследований. Различают следующие виды контактов научной коммуникации: — рабочий — между учёнными одного научного подразделения (НИИ, лаборатория, отдел, кафедра); - информационный прямой — на научных конференциях, симпозиумах, семинарах; - информационный опосредованный — через специальную научную литературу, радио, телевидение, Интернет; - информационный косвенный — переписка, обмен публикациями.

47. Управленческая информация, её классификация и использование в исследованиях. Информационное обеспечение системы управления предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом с каждым годом усложняется в связи с ростом общественного производства, усложнением хозяйственных связей, ускорением НТП. Прежде всего увеличиваются объёмы информации на предприятиях и в организациях, которая является основой для научных исследований в области экономики и управления. По отношению к управляемому объекту экономико-управленческую информацию подразделяют на: — внутреннюю и внешнюю; - входящую и исходящую; - оперативную и текущую. Информация об управляемом объекте (предприятии, организации), образуемая на самом объекте называется внутренней, а за её пределами — внешней. Информация, поступающая на управляемый объект является входящей, а от управляемого объекта — исходящей. Оперативная информация характеризуется срочностью использования. Она формируется за короткие промежутки времени и используется для решения оперативных задач предприятия, организации. Текущая информация представляет собой обобщённую оперативную информация и используется для решения долгосрочных задач предприятия, организации.

48. Библиографические источники информации. Библиография (от гр. Biblion — книга, grafo -пишу) — отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений печати. Задачей библиографии является регистрация произведений печати по данной отрасли знаний, отдельной проблеме, теме. В научных исследованиях она представляется в виде перечня книг, журналов и статей с указанием места и года опубликования, издательства, количества страниц. Библиографические источники экономической информации — это совокупность литературно оформленных работ, выпущенных издательством или депонированных в учреждениях научно-технической информации. В зависимости от целевого назначения библиографические литературные источники экономико-управленческой информации подразделяются на следующие виды: — статистические материалы; - научно-исследовательская литература; - учебная литература; - научно-популярная литература; - практические пособия; - справочная литература.

49. Основные виды библиографических источников информации. Библиографические источники экономической информации — это совокупность литературно оформленных работ, выпущенных издательством или депонированных в учреждениях научно-технической информации. В зависимости от целевого назначения библиографические литературные источники экономико-управленческой информации подразделяются на следующие виды: — статистические материалы; - научно-исследовательская литература; - учебная литература; - научно-популярная литература; - практические пособия; - справочная литература.

50. Справочная литература и периодические издания. Справочная литература — предназначена для различных фактора графических данных и состоит из двух больших групп: — издания в помощь научным работникам и специалистам народного хозяйства, преподавателям и студентам вузов, руководящему составу предприятий, т. е. широким кругам специалистов независимо от производственных функций (энциклопедии, словари, справочники по народному хозяйству, хроники экономических событий и др.); - литература для определённых специалистов народного хозяйства (справочники и различные нормативные материалы, необходимые для управленцев и экономистов промышленных, строительных, транспортных предприятий и организаций и т. п.).

Важнейшим библиографическим источником оперативной экономической и управленческой информации, используемой в научных исследованиях, являются периодические издания. К ним относятся газеты и журналы, освещающие вопросы экономической науки или ряда основных её отраслей. Преимущества информации, публикуемой в периодической печати, состоит в том, что она является более оперативной по сравнению со сведениями, помещаемыми в книгах. Особенно следует выделить специальные журналы по управления и экономике, которые располагают большими возможностями для освещения результатов исследования экономических явлений и обобщения их по разделам экономико-управленческой науки.

51. Библиографическая запись и реферат. Основными видами характеристики произведений печати являются библиографическая запись и реферат. Библиографическая запись — описание произведения печати, содержащее сведения об авторе, название работы, место издания, издательство год издания, количество страниц, а для журнальных статей — название журнала, год издания, номер страниц. Реферат — краткое изложение содержания научного труда как опубликованного, так и депонированного в рукописи.

52. Информационно-поисковые языки библиотечных фондов. Использование информации тесно связано с поиском источников, содержащих нужные научные знания. Поэтому работа исследователя по выявлению опубликованных источников опирается на информационно-поисковой аппарат библиотек. В хранилищах книгам, журналам и другим объектам информации присваиваются индексы, в соответствии с которыми они размещаются в справочно-информационных фондах. Присвоение индексов называется индексированием, которое состоит из определения кодового обозначения объекта поиска в соответствии с информационно-поисковым языком (ИПЯ).сейчас в Украине учреждения научно-технической информации, научные и массовые библиотеки продолжают применять ИПЯ библиотечно-библиографического типа: — универсальную десятичную классификацию (УДК); - и библиотечно-библиографическую классификацию (ББК), которые остались от СССР.

53. Дайте характеристику УДК. С помощью УДК знания систематизируются в 10 разделов, каждый из которых состоит из 10 подразделов и т. д. Таким образом, с помощью десятичной системы, используя цифры от 0 до 9 и их заданные комбинации, кодовым обозначением индексируются все научные знания, явления, понятия. Эта система является открытой, т. е. новые отрасли знания и понятия по мере возникновения находят в ней своё отражение. В зависимости от потребностей дробления информационно-поискового языка к приведенным основным индексам добавляются другие знаки, чем повышается узкая специализация УДК. Для лучшего восприятия каждые три знака разделяются точкой. В пределах одного раздела индексы располагаются от общего к частному. Многие годы УДК применялась как наиболее совершенная классификация, но развитие научных знаний, возникновение новых понятий в научной и практической деятельности людей обусловили возникновение нового ИПЯ — библиотечно-библиографической классификации (ББК).

В ней широко используются знаки и приёмы УДК, получившие преемственность и своё дальнейшее развитие.

54. Дайте характеристику ББК. Основные деления ББК распределены по 21 разделу, каждому из которых присвоен индекс из прописных букв русского алфавита. «экономика. Экономические науки» имеет индекс «У». Основная таблица «У» включает 11 разделов. Учитывая изменения, которые произошли и продолжают происходить в политической и экономической жизни Украины приведенные ИПЯ (УДК и ББК) требуют пересмотра с учётом существующих реалий нашей жизни. Рассмотренные ИПЯ применяются при организации библиотечных фондов.

55. Сравните УДК и ББК. Многие годы УДК (Универсальная десятичная классификация) применялась как наиболее совершенная классификация, но развитие научных знаний, возникновение новых понятий в научной и практической деятельности людей обусловили возникновение нового ИПЯ (Информационно-поисковый язык) — библиотечно-библиографической классификации (ББК).

В ней широко используются знаки и приёмы УДК получившие преемственность и своё дальнейшее развитие.

56. Библиотечные каталоги их характеристика. Основой информационно-поискового аппарата библиотек являются каталоги — упорядоченная совокупность карточек, которые включают в себя библиографическое описание литературных источников. Каталоги подразделяются на: — систематический — формируются в соответствии с действующей системой классификации науки; - алфавитный — в строгой последовательности букв алфавита.

57. Методика исследования, её содержание и принципы разработки Методика исследования по теме — конкретизация приемов и способов выполнения работ в соответствии с целью и планом исследования. Ее структура включает: общие положения, методические указания, по проведения исследования (общая часть), научный эксперимент, внедрение результатов исследования, заключение. В общих положениях освещается цель исследования, формируется основная гипотеза, приводится ее обоснование для проведения исследования, указываются разделы и этапы исследования, темы и их исполнители, определяется отрасль, на материалах которой проводится исследование, базовые предприятия и организации, предусматривается форма и место апробации и внедрение результатов исследования, излагаются основные показатели науч. исследования. Основная часть содержит детализированное изложение методических указаний по организации и проведению исследований по теме. В ней приводятся объекты исследования, источники информации, методы исследования, обобщение и реализации результатов исследования.

58. Методика работы над литературными источниками В процессе науч. исследования работа над пит. источниками осуществляется на всех его стадиях На подготовительной стадии изучения имеющихся публикаций способствует конкретизации темы, опред-ию обьектов исследования, а также разработке теоретических предпосылок будущей работы ее методического обеспечения.

59. Методика использования фактографической информации в экономических исследованиях. Методика использования ФИ в экономических Исследованиях включает след. процедуры: 1) отбор данных 2) проверка их достоверности 3) исследования и использования данных в системе доказательств. Отбор данных — выбор показателей, характерезующих объекты исследования отвечающие его целям и задачам. Проверка достоверности данных различных уровней обобщения включает изучение приемов при помощи которых производится группировка данных в определенной информационной совокупности. Исследования аналитических данных о хоз. процесах осуществляются на основании информации зафиксированной на первичных носителях, сгруппированных в бух. отчетах, а также систематизированных в автоматизированных банках данных или автоматических системах обработки данных.

60. Эффект исследований и эффективность научных исследований. Экономическая наука как сфера интеллектуальной работы специфично принимает участие в создании и потреблении общественного продукта и национального дохода. Критерием ее эффективности в конечном итоге выступает повышение производительности и экономии всей общественной работы и ресурсов благодаря внедрению достижений науки в различных областях хозяйства. Затраты на науку, так же, как и инвестиции, представляют собой изъятие средств из текущего потребления для обеспечения более высокого уровня потребления в будущем. Эффект исследований — совокупность добытых научных, экономических и социальных результатов. Результат сопоставления с затратами на его достижение характеризует эффективность исследований. Эффективность научных исследований экономического характера проявляется только вследствие взаимодействия с другими факторами экономического роста: инвестициями, рабочей силой, образованием, организацией информационных коммуникаций и др. Оценка экономической эффективности результатов научных исследований в прикладной экономике связана с большими трудностями. Ни одно экономическое исследование не порождает продукта какой-то одной научно-исследовательской работы. Кроме того, определяют экономическую эффективность не самой научной продукции, а результата ее использования, которое противоречит принципу оценки непосредственно за количеством изготовленной продукции.

61. Критерии эффективности научных исследований. Критериями эффективности научных исследований является также научная значимость выполненной работы. Критериями эффективности научно-исследовательских работ является и объем научной продукции, который измеряется общим количеством или средним числом публикаций, которые приходятся на одного научного сотрудника за исследуемый отрезок времени, выполненных и защищенных диссертационных работ, завершенных тем или сданных отчетов и т. п. Разнообразие вариантов решения научных проблем, элементы случайности, сложность елимитирования результатов каждой специализированной группы исследователей не дает возможности установить единого критерия эффективности выполненного исследования. Поэтому при оценке эффективности исследований применяют несколько критериев, выраженных различными показателями. Единым критерием экономической эффективности результатов НИОКР в сфере производства и обслуживание является экономия общественных затрат, выраженных приростом экономического эффекта на единицу полезной работы.

62. Виды эффективности НИОКР. Существуют такие виды эффективности НИОКР: экономическая, научно-техническая и социальная. Экономическая — характеризуется выраженной в стоимостных измерителях показателей экономии живой и материализованной работы в производстве, полученной от использования результатов НИОКР в сопоставлении с затратами на выполненные исследования. Научно-техническая — отображает прирост новых научных знаний, предназначенных для дальнейшего развития науки и техники. Социальная — проявляется в улучшении жизненных факторов людей, развития здравоохранения и культуры, науки и образования, улучшение экологических условий и др. Рассмотренные виды эффективности НИОКР взаимосвязанные и влияют друг на друга

63. Экономический эффект НИОКР Экономический эффект НИОКР представляет собой экономию затрат, предназначенных для выполнения исследований и разработок; эффект в сфере производства (росте прибыли, снижении себестоимости), в связи с использованием новой технологии, организации производства и других результатов исследований.

64. Социальный эффект НИОКР Социальный эффект оценивается преимущественно качественными показателями. Они особенно широко проявляются при осуществлении крупномасштабных программ (сооружение нефте терминалов, мостов через большие реки, туннелей, линий метро, железных дорог, портов и др.).

Как показатели эффективности науки применяются физико-биологические параметры комфорта на производстве, экологические условия жизни людей — чистота воздуха, параметры тепловологого режима, предельные нормы производственных отходов, наличие водохранилищ и качества воды в них, площади озеленения и др.

65. Расчет экономической эффективности научных исследований. Экономическая эффективность НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) рассчитывается при создании новых технологических процессов, машин и материалов, а также при исследовании в области естественных наук, которые могут быть использованы для усовершенствования материального производства. При расчете экономической эффективности вместе с затратами на исследование учитываются затраты на внедрение результатов научных работ. Рассчитывается экономический эффект в случае таких НИОКР: создание новых технологических процессов и способов производства в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других областях национальной экономики, а также разработка комплексов машин и оборудование для этих процессов; повышение уровня организации производства и управление им — использование экономических стимулов для развития производственных и международных торговых связей, внедрение инвестиций в высокорентабельные производства и его корпоратизация, акционирования и приватизация и др.;

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector