История психологии как отрасль психологического знания.

Оглавление

    стр.
Введение………………………………………………………..…………………….
Планы практических занятий………………………………………………………
4 курс VII семестр  
Практическое занятие 1 История психологии как отрасль психологического знания…………………………………………………….
Практическое занятие 2 Зарождение психологических идей в Древней Греции…………………………………………………….
Практическое занятие 3 Психологические взгляды Платона и Аристотеля…….
Практическое занятие 4   Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима ………………………….
Практическое занятие 5 Развитие психологических идей восточного мира в средние века…………………………………………….
Практическое занятие 6 Эволюция психологического знания феодальной Европы…………………………………………………..
Практическое занятие 7 Развитие психологической науки в Новое время……
Практическое занятие 8 Развитие ассоциативной психологии…………………..
Практическое занятие 9 Развитие психологии в XVIII в.

………………………

Практическое занятие 10 Зарождение и развитие экспериментальной психологии в XIX в ..…………………………………
Практическое занятие 11 Развитие психологии на рубеже XIX-XX вв………..
Практическое занятие 12 Развитие отдельных отраслей психологии…………
Практическое занятие 13 Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е — середина 30-х гг. XX в.) (Бихевиоризм)
Практическое занятие 14 Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е — середина 30-х гг. XX в.) (Гештальтпсихология)……………………………..
Практическое занятие 15 Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е — середина 30-х гг. XX в.)…………….
4 курс VIII семестр  
Практическое занятие 16 Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX в…………………..
Практическое занятие 17 Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX в (продолжение)…
Практическое занятие 18 Зарубежная психология: Гуманистическая психология………………………………………………
Практическое занятие 19 Развитие зарубежной психологии во второй половине XX в…………………………………………..
Практическое занятие 20 Развитие отечественной психологической науки……
Практическое занятие 21 Российская психология во второй половине XX века………………………………………………………
Практическое занятие 22 Переход психологии на самостоятельный путь развития………………………………………………….
Практическое занятие 23 Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии……………………………………….
Примерные вопросы к зачету
Примерные вопросы к экзамену
       

Введение

Курс «История психологии» направлен на подготовку будущего специалиста к освоению теоретическими и практическими знаниями предмета. Целью курса является формирование у студентов представления о психической реальности на различных этапах развития психологической науки, необходимых для более глубокого понимания различных теорий направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития; познакомить студентов с содержанием современных представлений о психической реальности; сформировать умения использовать методологические положения психологии в рамках их практической деятельности; сформировать у студентов навыки научного мышления, умение осмысливать проблемы из практики на уровне методологии науки.

В процессе преподавания дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи: изучить закономерности развития знаний об особенностях и законах психического развития, раскрыть взаимосвязь истории психологии с другими науками от которых зависит ее достижения, выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний о развитии психики от уровня экономической, политической и культурной жизни общества, изучить научный вклад ряда ученых, творчество которых способствовало становлению истории психологии, как отрасли психологического знания.

В ходе изучения курса студент приобретает знания основных психологических теорий и концепций с учетом логики развития науки, умения рассматривать психологические феномены в историческом контексте, который позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить новизну, формируются навыки установления межпредметных связей в результате целостного представления о психологической науке как области знания, навыки самостоятельной работы с литературными источниками и умением оперировать научными понятиями, знание и понимание студентами методологических основ психологической науки и умение применять эти знания в рамках конкретных психологических данных о развитии человека на разных этапах онтогенеза.

Изучение курса осуществляется 4 курсе и рассчитано на 2 семестра. В конце обучения предусмотрен экзамен по основным теоретическим и практическим проблемам курса.

Методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным стандартом и отражают содержание учебников по общей психологии, рекомендованных Министерством общего и высшего профессионального образования РФ.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Курс VII семестр

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (2 часа)

История психологии как отрасль психологического знания.

План

1. Предмет, цели и задачи курса история психологии

2. Основные подходы к изучению истории психологии

3. Периодизация истории психологии.

4. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей.

5. Принципы историко-психологического анализа. Методы истории психологии.

6. Категориальный строй психологии.

7. Связь истории психологии с другими науками.

 

Методические рекомендации по изучению темы

Уделение значительного места изложению взглядов Платона и Аристотеля обусловлено их ролью и теоретической значимостью их учений в процессе становления и развития психологического знания Древней Греции. Благодаря этим ученым античная наука стала на многие века основополагающей для различных школ и направлений в понимании природы и сущности психического.

Необходимо сделать акцент на то, что учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Необходимо особо рассмотреть проблему описания проявлений души, в которой Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Как составную часть учения Платона о душе необходимо рассмотреть его учение о чувствах.

Наиболее известным учеником Платона явился Аристотель. Помимо изучения творческого наследия ученых необходимо проследить их биографический путь, что поможет пониманию логики развития их философско-психологических идей.

Учение Аристотеля о душе, основанное на анализе огромного эмпирического материала, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных — человека Аристотель определял как «существо общественное». Это учение преодолевало ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание.

С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до XVII в.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 (2 часов)

Эволюция психологических учений в периоды эллинизма

И Древнего Рима

План

1. Основные психологические проблемы периода эллинизма и Древнего Рима.

2. Академия Платона: проблематика научного поиска (Спевсипп, Ксенократ, Арксилай, Карнеад).

3. Школа перипатетиков: Теофраст, Аристоксен, Дикеарх, Странтон, Александр Афродизийский.

4. Эпикурейская школа: теория эмоций Эпикура.

5. Развитие стоицизма и скептицизма.

6. Развитие эпикуризма, стоицизма, скептицизма и эклектизма в период Древнего Рима.

7. Достижения античных врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. На основе анализа различных учебников и учебных пособий проследите какие модификации в теорию атомизма Демокрита внес Эпикур. Зафиксируйте записи в тетради.

2. Обоснуйте значимость функции ассоциаций и «общего чувствилища» в теории Аристотеля. Докажите это краткими аннотациями статей из психолого-педагогической литературы.

3. Подумайте, что на Ваш взгляд является наиболее характерным в теории эмоций Эпикура. Зафиксируйте записи в рабочих тетрадях.

4. На основе психолого-педагогической литературе проследите, что отличает последние теории античной психологии (Филон, Плотин) от взглядов предшественников. Схематично отразите в рабочих тетрадях.

5. Проанализируете в чем различия понятий «внутренняя» и «внешняя» свобода у стоиков. Зафиксируйте основные различия в рабочих тетрадях.

6. Раскройте сущность особенностей подхода к проблеме речи в теории стоиков. Обоснуйте как это могло повлиять на ход науки.

7. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

— Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.

— Сравнительный анализ подходов к проблеме воли в теориях стоиков, Эпикура и Аристотеля.

Литература

Основная:

1. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007. – 538 с

3. Трубецкой С.Н. История древней философии. — М.: Кучково поле, 2005.-475с.

4. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: АСТ, 2000. С. 117-200, 298-357, 501-545, 689-752.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ, 2000. С. 47-85, 346-384, 417-452, 820-911.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007. С. 64-80

5. Михалева А.Б. История психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

6. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007 . С. 279-368

7. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. С. 5-12, 241-266, 277-322, 343-434.

8. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

9. Фредерик Коплстон. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2 томах. Т.1. – М.: Центрполиграф, 2003. С. 23-69, 124-186, 212-309.

10. Фредерик Коплстон. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2 томах. Т. 2. – М.: Центрполиграф, 2003.С. 12-80, 154-203, 226-314.

Методические рекомендации по изучению темы. По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает 4-2 века до н.э

По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает 4-2 века до н.э. Необходимо изучить те направления развития научной мысли, в рамках которых развивались психологические идеи в период Эллинизма и Древнего Рима в частности представленные следующими школами: Академией Платона, перипатетической, стоической, эпикурейской школами продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима. В ходе практического занятия необходимо проследить преемтственность и транформацию научных идей в контексте социально-экономической и политической обстановке, сложившейся в обществе.

Необходимо понимать, что после походов македонского царя Александра возникает крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории древнего мира — эллинистический. Его отличал синтез элементов культур Греции и стран Востока. Кроме того, сдвиги в реальном положении и в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о ее душевной жизни. В них она осмысливалась под новым углом зрения.

Вера в могущество разума, в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставится под сомнение. Возникает философия скептицизма, рекомендующая вообще воздерживаться от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п. Такая интеллектуальная установка исповедовалась исходя из этической мотивации. Полагалось, что отказ от поисков истины позволит обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означавшего отсутствие волнений).

В других концепциях этого периода также идеализировался образ жизни мудреца, отрешенного от игры внешних стихий и благодаря этому способного сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, противостоять потрясениям, постоянно угрожающим существованию. Этот мотив направлял интеллектуальные поиски двух других доминировавших в эллинистический период философских школ – стоиков и эпикурейцев.

При рассмотрении данной темы важно отметить, что позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 (2 часа)

Развитие психологических идей восточного мира в средние века

План

1. Значение психологических взглядов в арабской средневековой науке.

2. Психологичексие идеи Аль-Кинди, Аль-Рази, Аль- Фараби.

3. Естественнонаучный подход к пониманию психики Ибн-Сины.

4. Восточный аристотелизм: Ибн-Рушд (Аверроэс).

5. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в психологических взглядах Авиценны и Аверроэса.

6. Материалистические тенденции в позднем средневековье.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. По учебникам и учебным пособиям раскройте новые проблемы, которые появились в психологии Средневековья, и обоснуйте с чем они могут быть связаны. Обоснуйте, как эти проблемы могли повлиять на ход истории психологии.

2. Какие этапы в развитии психологии можно выделить, по отношению развития науки и церкви в это время. Зафиксируйте эти этапы в рабочих тетрадях.

3. Проанализируйте и перечислите, в чем состояла сущность экспериментов, проведенных Ибн Синой. Как эти эксперименты повлияли на ход истории психологии.

4. Перечислите и охарактеризуйте, в чем на Ваш взгляд состояли основные отличия сознания средневекового человека. Каким образом эти отличия проявлялись.

5. Чем отличалась трактовка теории Аристотеля в работах Ибн Рушда и Ф. Аквинского. Проанализируйте и зафиксируйте эти отличия в тетрадях.

Литература

Основная:

1. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007. – 538 с

3. Трубецкой С.Н. История древней философии. — М.: Кучково поле, 2005.-475с.

4. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

2. Гуревич П.С. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: Республика, 1995. С. 200-352.

3. Михалева А.Б. История психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

4. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007 . С. 503-514

5. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс).

М.: Мысль, 1973. С. 24-196.

6. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна).

М.: Мысль, 1985. С. 30-185.

7. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

8. Универсалии восточных культур. М.: Восточная литература, 2001. С. 54-97, 110-148, 213-276, 325-410.

 

Методические рекомендации по изучению темы. Необходимо указать, что ассоциативная психологиякак одно из основных направлений мировой психологической мысли

Необходимо указать, что ассоциативная психологиякак одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин «ассоциация»(от позднелат. соединение) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Он был введен Дж. Локком в 1698 г. и обозначал «неверные и неестественные сочетания идей».

Далее важно рассмотреть логику развития вышеуказанной научной школы в процессе развития разнообразных научных взглядов.

Первые правила ассоциаций и возможные сферы их действия были сформулированы еще индийскими, египетскими и месопотамскими мыслителями древности. Аристотель понимал под ассоциацией возникновение в сознании какого-либо образа без обычно вызывающего его раздражителя. В XVII в. Т.Гоббс выдвинул положение о том, что связи идей осуществляются по тем же законам механики, что и взаимодействие живого организма с физическим миром. Б.Спиноза сформулировал закон ассоциаций: если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

В XVIII веке, ознаменованном завершением построения динамико-механической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное (Д.Гарли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж. Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта).

Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов — ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте. В утверждении такого понимания ассоциативной психологии основополагающую роль сыграли выдающиеся мыслители XVIII века.

Важно иметь в виду, что 19 век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джемсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом Спенсером, развитие психологических идей, которых необходимо подробно рассмотреть. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали успехи в области естествознания, особенно открытия в области химии (первое десятилетие XIX в.), а также в физике и позже в биологии.

В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т.Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж.Ст. Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце Х1Х в. в ассоциативную теорию входит эксперимент». Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М.Траутшольдт (1883).

Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г.Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Т.Циген. о которых речь пойдет на дальнейших практических занятиях.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 (2 часов)

Методические рекомендации по изучению темы. В XVIII в. происходит становление эмпирической психологии во Франции

В XVIII в. происходит становление эмпирической психологии во Франции. Этот процесс происходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и в полемике с Р.Декартом, а также другими рационалистами. Важно рассмотреть психологические идеи французской эмпирической психологии, у истоков которой стоят крупнейшие мыслители — философы Просвещения. Это философы материалисты, атеисты Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, П.Гольбах, а также представители правого умеренного крыла Ф.Вольтер, Э.Кондильяк, Ш.Монтескье и левого радикально-демократического крыла (Ж.Ж. Руссо).

XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой французской революции. Необходимо обозначить наиболее существенные черты французской эмпирической психологии, отличающие ее от английской, — внимание к проблемам активности человеческого сознания, указание на его обусловленность общественным условиям — определяются этим временем как своей социальной базой.

Э.Кондильяк (1715—1780) явился непосредственным французским истолкователем Локка, указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания. Важно обратить внимание на то, что Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов — действия рефлексии. Отвергая производимое Локком различение двух источников опыта и признавая только один — ощущение, Кондильяк ставит целью своего известного произведения — «Трактата об ощущениях» — показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. Именно Э. Кондильяк прослеживает образование познавательных деятельностей.

Следует иметь в виду, что эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 70-х гг. — Гартли и затем французов — Бонне, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь Х.Вольф. Именно Вольф систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, т.е. Кант, потом отверг. Следует подробнее остановиться на том, что система Х.Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении Х.Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734).

В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. После рассмотрения вышеуказанных аспектов проблемы необходимо обратиться к изучению психологических идеи в немецкой классической философии в 18 в. (И. Кант, И.Г.,Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).

Акцент необходимо сделать на том, что наряду с вышерассмотернными направления развития психологической мысли в 18 веке начинают зарождаться и утверждаться идеи историзма, которые резко отличают психологическую мысль этого периода от господства строго механицизма этой эпохи. В 18 веке жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного, однако уже не механистического, а исторического процесса, что обусловило развитие не только социологической, но и психологической мысли Дж. Вико, Ш. Монтескье и др.).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10 (2часа)

Зарождение и развитие экспериментальной психологии в XIX веке.

План.

1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в. (Г. Мюнстерберг, Ч. Белл, Ф. Мажанди, И. Мюллер, Т. Юнг, Э. Г. Вебер, Г. Гельмгольц Ф. Галь, П. Флуранс).

2. Возникновение психофизики и психометрии (Г.Т. Фехнер, Ф. Дондерс).

3. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии (Ч. Дарвин).

4. Экспериментальная психология В.Вундта.

5. Психологические идеи Г. Эббингауза.

 

Методические рекомендации по изучению темы. Рассмотрение темы необходимо начать с изучения сущности методологического кризиса в психологической науке начала 20 века

Рассмотрение темы необходимо начать с изучения сущности методологического кризиса в психологической науке начала 20 века. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В связи с различием путей по преодолению кризиса в зарубежной и отечественной психологической науке целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим ситуацию кризиса в зарубежной психологии.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом к империализму.

Глубокие изменения научных идей, связанные с открытиями в области естественных наук; возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, одновременно с ростом физико-химических наук привели к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой картине мира. Источником кризиса явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела к осознанию недостаточности прежних научных взглядов и к появлению новых направлений и новых концепций.

Далее важно рассмотреть предпосылки и условия появления новых научных направлений. Так бихевиоризм возник В США и явился реакцией на структурализм. Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве его научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных. Далее важно рассмотреть преемственность научных идей в частности процесс трансформации бихевиоризма в необихевиоризм, в рамках которого утверждался объективный подход в психологии.

Рассматривая такое направление как Гештальт-психология (от нем. Gestalt — образ, структура) необходимо отметить, что это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостностив немецкоязычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено Х.Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. В ходе рассмотрения вклада данного направления в развитие мировой психологической мысли необходимо показать, что гештальтпсихология пыталась преодолеть схематизм атомистической теории в трактовке психических процессов, открыть новые принципы в подходе к их изучению. Важно отметить, что теория гештальтпсихологии, в основном, интерпретация в ней интеллекта, была предметом специального рассмотрения в трудах Ж. Пиаже.

Далее необходимо рассмотреть каким образом методологический кризис нашел свое отражение в рамках идей французской социологической школы. В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Э. Дюркгейм (1858—1917), который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи развил Л.Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж.Пиаже. К ней принадлежали М. Гальбвакс, Ш.Блондель. Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Э.Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек — существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Таким образом, развитие человека связано с взаимодействием индивидуального и общественного сознания.

Отдельно необходимо рассмотреть новый подход к развитию духовного мира человека в рамках идей В. Дильтея, который открыто противопоставил психологию естественным наукам.

 

Курс VIII семестр

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16-17 (4 часа)

Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ)

И ее развитие в XX в.

План

1. Общая характеристика глубинной психологии.

2. Теории 3. Фрейда.

3. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

4. Индивидуальная психология А. Адлера.

 

Задания для самостоятельной работы студентов. 1. Изучив предложенную литературу, раскройте в чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления

1. Изучив предложенную литературу, раскройте в чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления. Найдите эти особенности и проанализируйте их, зафиксировав их в рабочих тетрадях.

2. Сравните структуру личности и принципы ее развития в теориях З. Фрейда, К. Г. Юнга и А.Адлера: в чем принципиальное различие и сходство. Зафиксируйте выводы в рабочих тетрадях.

3. Охарактеризуйте, в чем смысл теории защитных механизмов Эго? Кто занимался исследованием механизмов психологической защиты и каково значение их открытия для современной психологии?

4. Раскройте понятие архетипы и какова их роль на Ваш взгляд в развитии личности. Зафиксируйте записи в тетрадях.

5. Дайте характеристику основным принципам типологии Юнга. Раскройте суть этих принципов.

6. Используя психолого-педагогическую литературу, раскройте роль компенсации в развитие личности. Зафиксируйте записи в тетрадях.

7. Проанализируйте и обоснуйте, на каких основаниях строится типология Адлера. Составьте определенную схему.

8. Составьте конспекты по первоисточникам, цитируя авторов:

— Фрейд. З. Тотем и табу. – М.: АСТ, 2008. – 640 с.

— Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – СПб.: Феникс, 1996. – 416 с.

— Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М: Канон, 1994. – 320 с.

— Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

— Фромм Э. «Иметь» или «быть» — М.: АСТ, 2007. – 320 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17 (продолжение 2 часа)

Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ)

И ее развитие в XX в.

План

1. Развитие психоанализа в 30-50 гг XX в.(В. Райх, О. Ранк).

2. Неофрейдизм: гуманистическая теория Э. Фромма, социокультурная теория К. Хорни; концепция межличностной психиатрии Г.Салливена.

3. Детский психоанализ (А.Фрейд, М. Клейн).

4. Модификации глубинной психологии (Э.Берн, Ж. Лакана, Э. Эриксон).

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, занимался этнопсихологическими исследованиями. Перечислите их.

2. Чем на Ваш взгляд отличаются друг от друга люди, живущие по принципу «быть» и «иметь». Проанализируйте свой ответ.

3. Проведите сравнительный анализ теории Эго-психологии и классического психоанализа. Зафиксируйте схематично в рабочих тетрадях.

4. Какие изменения внес Э. Эриксон в периодизацию развития личности. Как данные изменения повлияли на психологию.

5. Используя психолого-педагогическую литературу, дайте определение, что такое психоистория. Зафиксируйте записи в рабочих тетрадях.

6. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

— Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и Адлера.

— Достижения и недостатки психоаналитического направления.

— Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.

— Оппонентный круг А. Адлера.

— Психоаналитические концепции детского развития.

7. Составьте словарь основных понятий: позитивизм, тропизм, рефлекс, коннекционизм, проблемный ящик, подкрепление, научение, респондентное поведение, гештальт, феноменология, инсайт, локус контроля, изоморфизм, фи-феномен, транспозиция, прегнантность, комплекс-качество, полезависимое поведение, эффект Зейгарник, глубинная психология, бессознательное, катарсис, эдипов комплекс, трансфер, психологическая защита, свободные ассоциации, сопротивление, либидо, мортидо, эрос, танатос, коллективное бессознательное, архетип, психологические типы, индивидуация, компенсация, стиль жизни, базальная тревожность, невротические поребности.

Литература

Основная:

1. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.:Академия, 2007.–538с

3. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

2. История зарубежной психологии: тексты. — М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 31-147, 198-260, 320-385.

3. История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. / Под ред. П. Л. Гальперина, А. Н. Ждан. — М: Изд-во Московского университета, 1992. С. 207-272.

4. Классика русского психоанализа и психотерапии. – М.: СИП РИА, 2004. С. 226-265.

5. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1998. С. 54-66.

6. Михалева А.Б. история психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

7. Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение. –М.: Генезис, 2001. С.164-185.

8. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 3. – М.: МПСИ, 2004. С. 69-84, 326-374, 378-393.

9. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

10. Соколов Э. В.. Введение в психоанализ. – СПб.: Лань, 1999. С. 11-235.

11. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. С. 622-651.

12. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002. С. 383-466.

Методические рекомендации по изучению темы. Рассматривая развитие и трансформацию идей психоанализа важно обратить внимание на то, что эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и

Рассматривая развитие и трансформацию идей психоанализа важно обратить внимание на то, что эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ З.Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А.Адлера и аналитической психологии К. Юнга, рассмотрение которых важно для понимания целостного процесса развития психологических идей современности. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Необходимо сделать акцент на том, что сознание тоже ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

Психоанализ З.Фрейда (1856—1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого — начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает З.Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.).

Таким образом, важно проследить связь и взаимовлияние социально-экономических и научно-практических интересов времени на развитие тех или иных психологических идей. Необходимо особо остановиться на вопросе о том, каким образом психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, топической (учение о структуре душевной жизни) и экономической, а также на проблеме вклада неопсихоаналитических концепций в понимание психической природы человека.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18 (2 часа)

Зарубежная психология: Гуманистическая психология

План

1. Общая характеристика гуманистической психологии.

2. Первые теории гуманистической психологии (Г. Олпорт).

3. Теория А. Маслоу.

4. Психологическая концепция К. Роджерса.

5. Логотерапия В. Франкла.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дайте определение гуманистической психологии и проанализируйте ее основные принципы. Зафиксируйте записи в тетради.

2. Найдите причину нарушения адекватности самооценки, по мнению К. Роджерса.

3. Используя психолого-педагогическую литературу, раскройте основные потребности в структуре личности А. Маслоу.

4. Раскройте, какова роль самоактуализации в развитии личности. Как самоактуализация может повлиять на развитие личности.

5. Проанализируйте, какие виды ценностей выделил В. Франкл. Дайте характеристику этим ценностям.

6. Проследите, чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии. Составьте соответствующую схему.

7. Составьте конспекты по первоисточникам, цитируя авторов:

— Маслоу, А. Г. Мотивация и личность — СПб.: Евразия, 2001. – 479 с.

— Роджерс, К. Р. Клиент-центрированная терапия – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 320 с.

8. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

— Самоактуализация и ее значение в концепциях А. Маслоу и В. Франкла.

— Сравнительный анализ подхода к проблеме психологический защиты в глубинной и гуманистической психологии.

 

Литература

Основная:

1. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007.–538с

3. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

2. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1998. С.79-81.

3. Маслоу А. Г. Мотивация и личность — СПб.: Евразия, 2001. – 479 с.

4. Михалева А.Б. История психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

5. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1. – М.: Генезис, 2002. С. 645-671.

6.Роджерс К. Р. Клиент — центрированная терапия – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 320 с.

7. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

8. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002. С. 469-497.

 

Методические рекомендации по изучению темы. В ходе практического занятия важно уяснить тот факт, что основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в

В ходе практического занятия важно уяснить тот факт, что основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную — жизненную — психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в качестве предмета исследования понимание здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считают сторонники психанализа, а самоосуществление, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация (К.Гольдштейн, А.Маслоу).

Необходимо сделать акцент на том, что как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористской, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл,, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19 (2 часа)

Развитие зарубежной психологии во второй половине XX в.

План

1.. Генетическая психология

— Общая характеристика генетической психологии.

— Теория Ж. Пиаже.

— Концепция психического развития А.Валлона.

2. Общая характеристика когнитивной психологии.

— Психологическая теория Д. Миллера.

— Психологическая концепция Г. Келли.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Используя психолого-педагогическую литературу, изучите, какое объяснение эгоцентрической речи было предложено Пиаже.

2. Используя психолого-педагогическую литературу, изучите какие этапы в развитии нравственности детей выделил Л. Кольберг.

3. Охарактеризуйте вопросы изучавшиеся Д. С. Брунером. Зафиксируйте эти вопросы в тетради.

4. Дайте характеристику личностного конструкта. И в чем его роль.

5. На основе анализа различных учебников и учебных пособий обоснуйте, почему гуманистическая психология получила название «третьего пути». Что этому предшествовало, обоснуйте.

6. Используя психолого-педагогическую литературу, охарактеризуйте основные зарубежные психологические школы и направления конца XIX начала XX века, заполнив таблицу:

Школа/направление Психологи Предмет и задачи психологии Методы исследования Основные достижения
         

7. Составьте конспекты по первоисточникам, цитируя авторов:

— Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1994. С. 42-208.

8. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

— Роль интеллекта в развитии психики — позиции З. Фрейда и Ж. Пиаже.

— Проблема обучения в теории Ж. Пиаже — достоинства и недостатки.

— Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

— Исследования познания — традиционный и когнитивный подходы.

Литература

Основная:

4. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007.–538с

6. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

9. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

10. Джон Р. Андерсон. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002. С. 102-221, 280-345, 412-450.

11. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1998. С.79-81.

12. Михалева А.Б. история психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

13. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – Б.: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998. С. 19-118.

14. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1. – М.: Генезис, 2002. С. 645-671.

15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1994. С. 42-208.

16. Психология ощущений и восприятия. – М.: ЧеРо, 2002. С. 164-181.

17. Рубцов В. В.. Основы социально-генетической психологии. – М.: МОДЭК, 1996. С. 14-132, 217-301.

18. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

19. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002. С. 469-497.

Методические рекомендации по изучению темы. Развивая идеи своего учителя Лазурского о роли естественного эксперимента как ведущего при исследовании психики детей

Развивая идеи своего учителя Лазурского о роли естественного эксперимента как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Басов уделял популяризации педологии и введению в педагогическую практику метода наблюдения; он разработал схемы наблюдений, а также методику анализа полученных при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдении.

Говоря о предмете психологического исследования, Басов выдвинул совершенно новый подход к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Басова-идеи о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Таким образом, он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении к среде, но и ее изменении, а сама среда не аморфная масса, а определенным образом структурированная ситуация.

Один из осноположников советской психологии, Выготский внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. «Трактовка Л.С. Выготским опосредованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для разрабатывающейся им научно-психологической теории общественно –исторического развития психики».

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №22 (2 часа)

Переход психологии на самостоятельный путь развития

План.

1. Основные направления первых экспериментальных исследований

2. Оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии:

— Основание психофизики.

— Создание экспериментальной психофизиологии.

— Психометрия как область измерения времени психических реакций.

— Теоретические программы естественнонаучной перестройки психологии.

3. Организация первых психологических лабораторий.

4. Основные направления первых экспериментальных исследований

— Изучение ощущений и восприятия.

— Начало экспериментального изучения эмоций.

— Экспериментальное изучение ассоциаций и памяти.

— Переход к экспериментальному изучению мышления.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Найдите определение психофизике, экспериментальной психофизиологии, психометрии.

2. Просмотрите журналы «Вопросы психологии» и выпишите статьи по данной проблематике.

3. Составьте аннотацию двух статей по данной проблематике.

4. Проанализируйте первые программы созданные Вундтом и Сеченовым. В чем их особенности.

5. Охарактеризуйте особенности развития естествознания в XIX веке.

6. Обоснуйте обращение представителей разных наук в конце XIX века к описанию психологических явлений.

7. Проследите разницу в подходах различных авторов к пониманию познавательных процессов (ощущения, память, восприятие, мышление).

Составьте соответствующую таблицу.

8. Изложите идеи Гальтона как основоположника психологии индивидуальных различий.

9. Составьте таблицу, вклад ученых различных стран в развитии экспериментальной и прикладной областей психологии.

Страна ФИО ученого идеи
     

Литература

Основная:

4. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007.–538с

6. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

2. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский A.И. Современная американская психология развития. — М.: Педагогика, 1986. С. 32-194

3. Вундт В. Введение в психологию. — М.: КомКнига, 2007. С 6-160.

4. Вундт. В. Проблемы психологии народов.– СПб.:Питер,2001. С. 11-120.

5. Дубров А. П. Когнитивная психофизика. Основы. – СПб.: Феникс, 2006. С. 45-113, 176-221.

6. История современной психологии / Т. Лихи. — СПб.: Питер, 2003. C. 95-125, 177-211

7. Корнилов К.Н. Естественно-научные предпосылки психологии. М.: МПСИ, 1999. С. 21-140, 210-324, 397-480.

8. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. – М.: МОДЭК, 1996. С. 187-294, 339-367.

9. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1998. С. 104-107.

10. Михалева А.Б. история психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

11. Небылицын В. Д.. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1990 С . 89-175, 240-320.

12. Никандров В. В.. Психофизика и психофизические методы. – СПб.: Речь, 2005. С. 12-184.

13. Познавательные психические процессы./ Под ред. А. Г.Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. С. 7-53.

14. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. С. 13-19, 179-199, 215-254.

15. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

16. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. – М.: ЛКИ, 2008. С. 4-130.

17. Сеченов И. М. Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. С. 118-208.

18. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. С. 134-211, 258-310, 447-519.

19. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ, 2004. С. 260-449, 593-605.

20. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002. С. 103-114, 118-141, 145-153, 437-445.

21. Эббингауз Г., Бэн А. Ассоциативная психология. – М.: АСТ, 1998.С. 11-202.

Методические рекомендации по изучению темы. Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области псифизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В.Вундт, И.М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведение междугородных конгрессов по психологии.

Решающее влияние естествознания на этот процесс выразилось в трех направлениях. 1) Психология заимствовала из естествознания методы исследования и, прежде всего, эксперимент. 2) Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории. 3) Эволюционные идеи Г.Спенсера и теория эволюции Ч.Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии. Под влиянием эволюционных идей возникли три новые самостоятельные области исследования: зоопсихология, детская психология, психология малокультурных народов.

Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник Вундт, уже в 80-е гг. происходит его распространение на исследование высших психических функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850-1909) своей работой о памяти (1885), к которой примыкают труды Г. Э. Мюллера (1850-1934) и сотрудников. Психологи Вюрцбургской школы в первом десятилетии XX в. начали экспериментальное изучение мышления и воли. Экспериментальные исследования смыкаются с медициной, педагогической, промышленной и др. практикой, возникают прикладные области психологии.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №23 (2 часа)

Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии.

План.

1. Развитие проблем психологии личности в 80-90-е годы XX века.

2. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии.

3. Российская психология конца XX века начала XXI века.

4. Современные тенденции развития психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Проследите, в чем проявлялась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии.

2. Дайте характеристику современного этапа развития психологии в нашей стране. В чем его специфика, и какие наметились тенденции дальнейшего развития российской психологии?

3. Охарактеризуйте основные состояния и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии. Зафиксируйте в тетради в виде таблице.

 

ФИО ученого годы Основные идеи
     

4. Используя психолого-педагогическую литературу и научные психологические журналы (Вопросы психологии, Психологический журнал, Психологическая наука и образование и др.), охарактеризуйте основные вопросы, актуальные для современной российской психологической науки.

5. Какие отрасли психологии на данный момент наиболее активно развиваются, актуальны для современного общества, на Ваш взгляд? Свой ответ обоснуйте.

6. Раскройте наиболее популярные методы исследования психологической реальности современной психологической науки.

7. Используя Интернет-ресурсы, исследуйте какие в настоящий момент существуют международные профессиональные общественные организации психологов, каковы цели их деятельности?

8. Составьте конспекты по первоисточникам, цитируя авторов:

— Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с.

9. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

— Трансактный анализ Э.Берна.

— Трансперсональная терапия С.Грофа.

— Нейролингвистическое программирование.

— Онтопсихология А.Менгетти.

— Психосинтез Р.Ассаджиоли.

— Современная американская психология развития.

— Актуальные проблемы психологической науки в условиях современного изменяющегося мира.

— Научные школы Института психологии РАН и их развитие:– реализация системного подхода в исследовании психических явлений.

— Субъектно-деятельностный подход в психологии.

— Психология труда, инженерная психология и эргономика.

— Проблемы психометрии и математические методы в психологии.

— Психология способностей, интеллекта и компетенций.

— Психология и психофизиология творчества.

— Психология речевой деятельности и психолингвистика.

— Психология развития.

Литература

Основная:

1. Ждан А.Н. История психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007.–538с

3. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1999. – 409 с.

Дополнительная:

1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1980. С. 51-98.

3. Бодалeв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.

4. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте.— СПб.: Питер, 2008. С. 112-201, 245-360.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. С. 19-90, 217-268, 415-426.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию.— М.:КДУ, 1999. С. 211-328.

7. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

8. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. — №4 – С. 28-38.

9. Михалева А.Б. История психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

10. Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты).

– Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. — 1072 с.

11. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1. – М.: Генезис, 2002. С. 32-42, 114-120, 174-176, 452-455, 488-494.

12. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории./Под ред. А.В. Брушлинского.-М.:Институт психологии РАН, 1997. С. 164-207,272-277, 312-316, 319-367.

13. Психология формирования и развития личности: Сб. статей / отв. ред. Л. И. Анцыферова. – М.: Наука, 1981. – С. 3-19.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. С. 10-74, 426-517, 589-613.

15. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.

16. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. С. 6-147, 215-252, 275-317, 342-355, 471-516.

 

Методические рекомендации по изучению темы. В настоящее время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы

В настоящее время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, отказ от догматической ориентации на диалектический материализм в ущерб другим философским школам. Точно так в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественно — научную психологию что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественной научной школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицированном виде.

В конце 50-х начале 60-х годов большое направление, возникшее в период открытого кризиса и претерпевшее в последующем существенное преобразование – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми, встречались эти подходы в объяснении поведения психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии.

Важной тенденцией современной психологии в России является принципиально иное распределение приоритетности фундаментальных и прикладных разработок в пользу последних.

Примерные вопросы к зачету

1. Ассоциативная психология Д. Беркли и Д. Гартли.

2. Взаимосвязь психических процессов и телесной организации человека в трудах А. Бэна.

3. Взгляды Платона на проблему души и тела. Теория познания Платона.

4. Вклад Монтеня в развитие социальной и педагогической психологии.

5. Вюрцбургская школа.

6. Гиппократ и его учение о темпераменте.

7. Джордж Беркли о субъективности восприятия мира.

8. Зарождение и развитие детской психологии.

9. Идеалистическая психология Сократа.

10. Категориальный строй психологии.

11. Материалистический подход к пониманию психического в учении Томаса Гоббса.

12. Общая характеристика психологии в XVIII в.

13. Общая характеристика психологии в период античности.

14. Общая характеристика психологии в эпоху Нового времени.

15. Общая характеристика развития психологии в эпоху Средневековья.

16. Представление о познание в античную эпоху.

17. Принципы и факторы развития истории психологии.

18. Проблема воли и характера в античную эпоху.

19. Проблема чувств в античную эпоху.

20. Психологическая концепция Демокрита.

21. Психологические идеи В. Вундта.

22. Психологические идеи Дэвида Юма.

23. Психологические труды Э. Торндайка.

24. Психологическое учение Р. Декарта.

25. Развитие немецкой психологии в XVIII в. Х. Вольф, И. Кант.

26. Развитие педологии в России.

27. Развитие психологии в позднем Средневековье. Фома Аквинский.

28. Развитие психологических идей в арабо-язычной науке.

29. Развитие экспериментальной психологии в Германии XIX в. Фехнер, Эббингауз, Мюллер.

30. Развитие экспериментальной психологии в России: Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге.

31. Рационализм в психологии Г.В. Лейбница.

32. Роджер Бэкон и его номинализм.

33. Связь истории психологии с другими науками.

34. Становление и развитие бихевиоризма: Уотсон.

35. Становление и развитие гештальтпсихологии в Германии.

36. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.

37. Стенли Холл и его концепция педологии.

38. Теория атомизма Демокрита.

39. Теория поля К. Левина.

40. Теория эмоций Эпикура.

41. Учение Аристотеля о душе.

42. Учение о бессознательной динамике психологических представлений И.Гербарта.

43. Учение об опыте Джона Локка.

44. Французская психологическая школа.

45. Френсис Бэкон как основатель эмпирического направления в психологии.

46. Эмпирическая психология Т. Гоббса и Дж. Локка.

 

Примерные вопросы к экзамену

47. Ассоциативная психология Д. Беркли и Д. Гартли.

48. Взаимосвязь психических процессов и телесной организации человека в трудах А. Бэна.

49. Взгляды Платона на проблему души и тела. Теория познания Платона.

50. Вклад Монтеня в развитие социальной и педагогической психологии.

51. Вюрцбургская школа.

52. Генетическая психология Ж.Пиаже.

53. Генетическая психология.

54. Гиппократ и его учение о темпераменте.

55. Гуманистическая психология: А. Маслоу, Г. Олпорт.

56. Гуманистическая психология: К. Роджерс.

57. Джордж Беркли о субъективности восприятия мира.

58. Зарождение и развитие детской психологии.

59. Зарождение и развитие фрейдизма.

60. Идеалистическая психология Сократа.

61. Категориальный строй психологии.

62. Когнитивная психология.

63. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

64. Материалистический подход к пониманию психического в учении Томаса Гоббса.

65. Неофрейдизм: А. Адлер.

66. Неофрейдизм: К. Хорни.

67. Неофрейдизм: К.Г. Юнг.

68. Неофрейдизм: Э. Фромм.

69. Общая характеристика психологии в XVIII в.

70. Общая характеристика психологии в период античности.

71. Общая характеристика психологии в эпоху Нового времени.

72. Общая характеристика развития психологии в эпоху Средневековья.

73. Общий обзор психологии в России.

74. Представление о познание в античную эпоху.

75. Принципы и факторы развития истории психологии.

76. Проблема воли и характера в античную эпоху.

77. Проблема чувств в античную эпоху.

78. Психологическая концепция Демокрита.

79. Психологические идеи В. Вундта.

80. Психологические идеи Дэвида Юма.

81. Психологические идеи и.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова.

82. Психологические концепции В. Франкла.

83. Психологические теории Д. Миллера, Г. Келли.

84. Психологические теории М.Я. Басова.

85. Психологические труды Э. Торндайка.

86. Психологическое наследие А.Н. Леонтьева.

87. Психологическое наследие А.Р. Лурии.

88. Психологическое наследие В.Н. Мясищева.

89. Психологическое наследие Д. Узнадзе.

90. Психологическое наследие С.Л. Рубинштейна

91. Психологическое учение Р. Декарта.

92. Развитие немецкой психологии в XVIII в. Х. Вольф, И. Кант.

93. Развитие педологии в России.

94. Развитие психологии в позднем Средневековье. Фома Аквинский.

95. Развитие психологических идей в арабо-язычной науке.

96. Развитие экспериментальной психологии в Германии XIX в. Фехнер, Эббингауз, Мюллер.

97. Развитие экспериментальной психологии в России: Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге.

98. Рационализм в психологии Г.В. Лейбница.

99. Роджер Бэкон и его номинализм.

100. Связь истории психологии с другими науками.

101. Современное состояние психологической науки.

102. Современные тенденции развития психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

103. Становление и развитие бихевиоризма: Уотсон.

104. Становление и развитие гештальтпсихологии в Германии.

105. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.

106. Стенли Холл и его концепция педологии.

107. Теория атомизма Демокрита.

108. Теория поля К. Левина.

109. Теория эмоций Эпикура.

110. Учение Аристотеля о душе.

111. Учение о бессознательной динамике психологических представлений И.Гербарта.

112. Учение об опыте Джона Локка.

113. Французская психологическая школа.

114. Френсис Бэкон как основатель эмпирического направления в психологии.

115. Эмпирическая психология Т. Гоббса и Дж. Локка.

 

 

Учебное издание

БЕГАНЦОВА ИРИНА СЕРАФИМОВНА

ПАНЬШИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Методические рекомендации к лабораторным занятиям по дисциплине «История психологии» для студентов специальности

Педагогика и психология

В авторской редакции

Технический редактор С.П.Никонов

Верстка, оформление и вывод оригинала макета Ю.А.Шаравина

 

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001 Подписано в печать

Формат 60х84/16. Усл. печ. листов 2,6 п.л. Тираж 75 экз. Заказ

 

Издатель: Арзамасский государственный педагогический

институт им. А.П. Гайдара

607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36

 

Участок оперативной печати АГПИ

607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К. Маркса, 36