По дисциплине ОП.02 Психология

Знать (в соответствии с ФГОС): Вопросы экзамена
особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; 1. Психология как наука. Этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии. Методы изучения в психологии. 2. Психика. Развитие психики животных. Сознание как высшая форма психики. Структура сознания
основы психологии личности; 3. Индивид, личность, индивидуальность. Самосознание личности. «Я -концепция» и самооценка. Механизмы психической защиты личности. 4. Структура личности (С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов).

Социализация личности. 5. Направленность личности. Потребности личности, мотивы и мотивация. 6. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности. Общение как деятельность. 7. Познавательная сфера личности. 8. Эмоционально-волевая сфера личности. 9. Темперамент и характер.

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; 10. Закономерности психического развития. 11. Психологическое развитие ребенка раннего возраста. 12. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования ребенка дошкольного возраста. 13. Психическое развитие младшего школьника.
возрастную периодизацию; 14. Подходы к периодизации возрастного развития.
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучениии воспитании; 15. Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании детей. 16. Игровая и учебная деятельность дошкольников. 17. Психологическая готовность к школе. 18. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста. 19. Обучаемость и усвоение знаний.

Причины неуспеваемости.

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; 20. Развитие общения в дошкольном возрасте. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
групповую динамику; 21. Понятие группы в психологии. Классификация малой группы, групповая динамика.
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 22. Понятия «адаптация», «дезадаптация». Причины возникновения социальной дезадаптации. 23. Предупреждение и коррекция социальнойдезадаптации.
основы психологии творчества 24.Способности и задатки. Структура способностей. Творчество, уровни, виды. 25. Одаренность как научное понятие. Инновационные подходы к обучению одаренных детей.
Уметь (в соответствии с ФГОС): Практические задания
— применять знания по психологии при решении психологических задач; 1. Адаптация — многофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия ДОУ, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

Что может повлиять позитивно и негативно на процесс адаптации ребенка к детскому саду. 2. Чем родители могут помочь своему ребенку в убыстрении адаптационного периода к дошкольному образовательному учреждению? 3. Митя учится в 1-ом классе. Наряду с успехами у него случаются и неудачи. Бывает, что он приходит домой в слезах или в состоянии необъяснимой ярости. Часто жалуется на несправедливость со стороны учителя, на враждебность одноклассников. Как следует маме реагировать на такие жалобы сына? 4. Что должна делать семья, чтобы ребенок был более успешным, способным, талантливым? 5. Проанализируйте ситуацию (приложение 9).

Определите в чем причина такого поведения девочки? Предложите ряд рекомендаций родителям (не менее 3).

6. Особенности восприятия старшего дошкольника таковы, что ребенок часто не видитсвоих ошибок (слабаядифференцированность восприятия).

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки? 7. В вашей группе есть «изолированный» ребенок. Причина его непопулярности в группе сверстников — частые пропуски занятий. Что вы будете делать в такой ситуации? 8. В вашей группе есть «изолированный» ребенок. Причина его непопулярности в группе сверстников — нежелание общаться с одногруппниками. Что вы будете делать в такой ситуации? 9. Определите уровень благополучия взаимоотношений в группе, исходя из следующих данных: «звезды» — 5 человек, «предпочитаемые» — 8 человек, «принятые» — 6 человек, «отвергаемые» — 3 человека, «изолированных» нет. Предложите ряд рекомендаций по улучшению взаимоотношений в группе (не менее 3).

10. Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками составляет 31%. О чем говорит такой показатель? Что нужно делать воспитателю?

— выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; 11. По описанию определите темперамент ребенка. Докажите свою точку зрения. Дайте ряд рекомендаций по обучению и воспитанию учащегося с таким типом темперамента (не менее 6).

(Приложение 1) 12. По описанию определите темперамент ребенка. Докажите свою точку зрения. Дайте ряд рекомендаций по обучению и воспитанию учащегося с таким типом темперамента (не менее 6).

(Приложение 2) 13. По описанию определите темперамент ребенка. Докажите свою точку зрения. Дайте ряд рекомендаций по обучению и воспитанию учащегося с таким типом темперамента (не менее 6).

(Приложение 3) 14. По описанию определите темперамент ребенка. Докажите свою точку зрения. Дайте ряд рекомендаций по обучению и воспитанию учащегося с таким типом темперамента (не менее 6).

(Приложение 4) 15. Определите возможные трудности в обучении детей с учетом типов и свойств темперамента (все 4 типа).

16. Определите, есть ли у ребенка признаки дезадаптации. Проинтерпретируйте результаты карты Стотта (приложение 5).

17. Определите тип нервной системы, особенности работоспособности (tepping-test).

Сделайте прогноз обучаемости. 18. Какие особенности мышления можно выявить с помощью теста «Каковы ваши творческие способности?». Составьте рекомендации по развитию этих особенностей (не менее 5).

19. Определите доминирующее полушарие и ведущий канал восприятия ребенка. Составьте ряд рекомендаций (не менее 6) по обучению ребенка (Приложение 6).

20. Определите доминирующее полушарие и ведущий канал восприятия ребенка. Составьте ряд рекомендаций (не менее 6) по обучению ребенка (Приложение 7).

21. Определите доминирующее полушарие и ведущий канал восприятия ребенка. Составьте ряд рекомендаций (не менее 6) по обучению ребенка (Приложение 8).

22. Какие индивидуальные особенности мышления развиваются на занятии КРТМ Ю. Гатанова «Спрятавшиеся рисунки» (Приложение 10).

Составьте план — конспект занятия. 23. Определите тип заданий занятия КРТМ Ю. Гатанова «Завершение фигуры» (Приложение 11).

Составьте план — конспект занятия. 24. Составьте краткую памятку для родителей по обучению и воспитанию детей с учетом гендерного подхода. 25. Составьте протокол наблюдения за ребенком (цель наблюдения, критерии и показатели).

Приложения

Приложение 1

Вася Ф. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды Вася сильно поссорился со своим другом. Вася даже расплакался. «Я с тобой играл, а ты драться». До конца дня он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику 9 Мая Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2−3 дня у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

Приложение 2

Виктор Г. Медлителен. Походка неторопливая, ходит вразвалку, говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На занятиях сидит с довольно равнодушным лицом, сам инициативы не проявляет, но на вопросы педагога обычно отвечает правильно. Когда его спрашивают, почему не ответил сам, говорит односложно: «Да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-либо делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в эту группу позже остальных, он с трудом сдружился с ребятами.

Приложение 3

Саша Д. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в шкафчике шапку, которая была там вскоре обнаружена. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других.

Приложение 4

Лена В. Девочка чрезвычайно подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» — обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!» — хотя иногда оказывается, что дела не так уж хороши. Про успехи радостно объявляет всем в доме. Замечаний и порицаний не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…» Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к дисциплине. На интересных занятиях проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Даша (2,5 года) ходит в первую младшую группу детского сада уже пять месяцев. В детском саду ничего не ест, днем не спит, громко кричит и плачет. С другими детьми не взаимодействует. В присутствии родителей почти ничего не меняется, девочка продолжает капризничать, может даже стукнуть маму. Иногда может заинтересоваться какими-либо игрушками, но ненадолго. Со слов родителей дома ребенок режим дня соблюдает редко, к детскому саду её специально не готовили.

Приложение 10

Приложение 5

Карта наблюдений Д. Стотта


Имя, фамилия___________________

Возраст _______________________

Дата ___________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008 — 433с: ил.

2. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка к детскому саду: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.В. Костяк. — М.: «Академия», 2008 — 176с.

3. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников к школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.В. Костяк. — М.: «Академия», 2008 — 176с.

4. Котова, И.А., Казаркевич, О.С., Петриевский, В.Н. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 480с.

5. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Давыдов. — М.: «Академия», 2006 — 224с.

6. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М. «Академия», 2004.- 460с.

8. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Общая психология: Учебное пособие / А.Н.Краснов и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 384с.

10. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб.заведений. — М.: «Академия», 2000. — 512с.

11. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. — М.: «Академия», 2007. — 464с.

12. Психология: учеб. пособие для студентов вузов; под ред. Е.И.Рогова. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 591с.

13. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368с.

14. Чернобай, В.А. Социальная психология: учеб. пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений/В.А. Чернобай — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 256с.

Дополнительные источники:

1. Бреслав, Г. М.. Психология эмоций. — М.: «Академия», 2004. — 544с.

2. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400С.

3. Талызина, И.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. средн. пед учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 288с.

4. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н.Леонтьев. — М.: «Академия», 2007. — 511с.

5. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 544с.

6. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.:ТЦСфера, 2005. — 240с.

7. Основы психологии: Практикум / Ред-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 704с.

8. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: «Академия», 2001. — 336с.

9. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб.пособие. — М.: Проспект, 2005. — 288с.

10. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений// Ананьевские чтения (тезисы научно-практической конференции — 2001) / Под общ.ред. А.А.Крылова, В.А.Якунина. — СПБ: Изд — во СПбГУ, 2001.

11. Газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».

12. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Изд — во ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет.

13. Психологические исследования.: электрон.науч. журн. URL:

14. Психологический журнал — изд-во: Институт психологии РАН.

15. Российский психологический журнал.: Издательство «КРЕДО».

16. Вопросы психологии. Издательство НИИТ МГАФК.

17. Интересные статьи. anypsy.ru — Вся психология. Режим доступа: .

18. Куб — электронная библиотека. Режим доступа: www.koob.ru/.

19. Психология. Режим доступа: .

20. Психология от, А до Я. Режим доступа: www.psyznaiyka.net/.

Приложение 1

Выдержка из

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector