ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: а) относительно самих методик; б) их оценок; в) последующего использования результатов. Вопросы распространения и использования диагностических методик должны составлять и в нашей стране большую часть этических стандартов, или кодекса профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности, в Америке. В кодексе профессиональной этики психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, связанные с областью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

1. Уровень квалификации людей, использующих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, которые участвуют в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок.

В идеальном случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также хорошо должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке** о человеке, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, существенно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

14 стр., 6591 слов

Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов

... Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора 1.1Психологическая интерпретация оценки и прогнозирования профессиональной надежности оператора Подавляющее большинство известных ... Б Результаты эмпирического исследования Таблица 1 - Данные обследования испытуемых с использованием методик «Ведущий глаз», «Переплетение пальцев кистей» и «Поза Наполеона ...

Неверные представления о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Кроме того, возрастающая сложность психологических знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии. В этом процессе зарубежные специалисты по психологическому тестированию все больше и больше сосредотачивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и опросников и утрачивают контакты с тем, что происходит в смежных отраслях науки, таких, как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Однако оценки по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.

Кого считать квалифицированным психологом-диагностом? Очевидно, в связи с разнообразием областей исследования и, следовательно, специализацией в подготовке, ни один психолог не является одинаково квалифицированным во всех областях. Признавая этот факт, психологи, разрабатывающие основы практической психологии, считают, что психолог должен знать границы компетентности и ограниченность своих методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях. Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений, например, в школе, университете, клинике или государственных органах, и психологом, занятым самостоятельной практической деятельностью. Поскольку независимый психолог-практик менее подчинен оценкам и суждениям квалифицированных коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требованиям к профессиональной квалификации. Это же справедливо и в отношении психологов, ответственных за контроль над другими учрежденческими психологами, или консультирующих этих психологов.

3 стр., 1304 слов

Диагностические аспекты оценки памяти.

... . Поэтому так сложно оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у испытуемого могут объясняться ... 2. Методы диагностики памяти 3. Методы оценки внимания   Диагностические аспекты оценки памяти. Уровень интеллектуального развития является комплексной ... поэтому можно назвать нормальными. Если результат интересующего психолога ребенка лежит в этих гра­ницах, можно ...

Полезный зарубежный опыт состоит так же в том, что для повышения профессиональных норм и улучшения качества психологического обследования населения квалифицированным психологам предоставляются лицензии и удостоверения.

2. Использование диагностических методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Но сегодня приобретать их могут все. Могут быть, конечно, и индивидуальные покупатели тестов, например, студенты, которым может потребоваться какой-то тест для учебных или исследовательских целей. Американские психологи считают, что они должны иметь заказ на приобретение методики, скрепленный подписью преподавателя психологии или другого лица, который берет на себя ответственность за ее правильное использование. В зарубежных этических кодексах психологов-диагностов предлагается ограничить распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование. Диагностические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Другие профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических методик, осуществляемой их авторами и разработчиками, а также издателями. Недопустимы какие-либо заявления, сделанные относительно достоинств методики в отсутствие достаточных объективных оснований. Методику нельзя выпускать для общего применения преждевременно. Когда вначале ее распространяют только для исследовательских целей, это условие должно быть ясно указано и соответственно должно быть ограничено распространение методик. Руководство по ее использованию должно предоставлять достаточные данные, позволяющие оценить методику как таковую, а также давать полную информацию относительно ее проведения, способов оценки и норм. Руководство должно являться действительным изложением того, что известно о методике, а не средством рекламы, предназначенного для того, чтобы показать ее в выгодном свете. Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их проверка и повторная стандартизация, проводимые так часто, чтобы предотвратить их устаревание. Быстрота, с которой методика устаревает, очень различна и зависит от ее содержания. Методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описания, ни для использования их при самооценке. Видный американский тестолог А. Анастази считает, что в этих условиях самооценивание не только приведет к таким крупным ошибкам, как признание бесполезности методики, но может также быть психологически вредным для индивида. Кроме того, любая гласность в отношении содержания методики сделает недействительным ее будущее применение другими людьми. Представление методических материалов таким способом приводит к созданию ошибочной, искаженной картины психологического обследования в целом. Такое разглашение может породить либо наивную доверчивость, либо огульное противодействие со стороны общественности всем направлениям психологической диагностики.

8 стр., 3958 слов

Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра психологии и педагогики П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А Проективные методики (рисуночные тесты) Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 230500 «Социально-культурныйсервис и туризм» всех форм обучения Составители Ж.С. Сафронова И.В. ...

Другим, распространенным на Западе, но не отвечающим профессиональным требованиям, видом деятельности является тестирование по почте, заочно. Выполнение индивидом каких-либо тестов способностей или тестов личности не может быть правильно оценено с помощью тестовых бланков, высылаемых ему по почте и по почте же отправляемых обратно для оценки и интерпретации. Такой способ не только не обеспечивает контроля за соблюдением условий тестирования, но предполагает также интерпретацию тестовых оценок в отсутствии другой, относящихся к индивиду информации. При таких обстоятельствах тестовые результаты не только могут оказаться бесполезными, но и принесут вред.

5 стр., 2015 слов

Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Постановка задачи 2. Математические и алгоритмические основы решения задачи 3. Функциональные модели и блок-схемы решения задачи 4. Программная реализация решения задачи 5. Пример выполнения программы Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Единство законов обработки информации в системах различной природы (физических, экономических, биологических и ...

3. Обеспечение тайны результатов обследования.Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. В этой связи первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым способов и целей использования его диагностических результатов. Такова принципиальная позиция большинства зарубежных психодиагностов. Хотя беспокойство, касающееся посягательства на тайну личности, чаще всего проявляется по отношению к тестам личностным, его логично отнести к любому типу методик.

Конечно, и интеллектуальные тесты, и тесты способностей, и тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навыках и знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведением индивида во время интервью, беседы и других исследований личности может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать. Таким образом, любые методы психологического исследования, а не только тесты, таят в себе возможность проникновения в тайну личности. Конечно, возникающие конфликты ценности психологического исследования и посягательства на тайну личности могут быть разрешены в каждом конкретном случае, однако в действительности эта проблема не так проста и ее решение требует большой осторожности со стороны психологов и других профессионалов. Чтобы оградить тайну личности, нельзя сформулировать универсальные правила, можно предусмотреть только общие пути. При применении этих общих способов к специфическим случаям необходимы этическая сознательность и профессиональная ответственность каждого психолога. Решения нужно вырабатывать в зависимости от конкретных обстоятельств.

5 стр., 2030 слов

на тему: «Категории: личность, индивид, индивидуальность»

Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Реферат на тему: «Категории: личность, индивид, индивидуальность» выполнила: студентка 2 курса __ мед.факультета __ группы ФИО Донецк 2017 Понятие «индивидуальность» в философии 3 Понятие «индивид» в философии 4 Понятие « ...

Когда обследование проводится в интересах общества или какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в клинике или консультации, не могут быть применены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это.

Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны личности, по мнению А. Анастази, включает два ключевых понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна быть соответственна (релевантна) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валидности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой он применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию.

Понятие “информированное согласие” нуждается в следующем пояснении. Обследуемый должен быть, конечно, осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

Диагностические процедуры и экспериментальные планы, которые охраняют право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищают тайну его личности, осложняют работу психолога и повышают требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительной величине.

4. Конфиденциальность. Как и проблема сохранения тайны, проблема конфиденциальности волнует зарубежных психодиагностов. Она имеет много сторон. Основной вопрос ставится так: “Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?” Среди разных сторон этого вопроса – неразглашение содержания теста. Опасность неверного понимания тестовых оценок и необходимость для разных лиц знать результаты тестирования.

2 стр., 933 слов

Принципы и правила работы психолога

- Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения. - Правило взаимоуважения психолога и ...

В настоящее время усилилось осознавание индивидом собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов.

Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика результаты тестирования, но исследователи чаще всего приходят к мысли, что важнее определить, как это делать. Обычно родители имеют законное право на получение информации о своем ребенке. Чаще всего они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителями. В таких условиях контакт консультанта, психолога-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.

Если обследование проводится в учреждении, как, например, в школе, суде или при оформлении на работу, индивид должен быть заранее проинформирован о его целях, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован. Разные ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенные в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые и сохраняемые в течение длительного времени, могут быть очень полезными не только для исследовательских целей, но и для правильного понимания и консультирования самого индивида. Однако их ценность предполагает правильное использование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем.

5. Сообщение результатов обследования. Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования. Ясно, что информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Ее нужно сопровождать объяснениями, делаемыми психологами-профессионалами. Например, когда родителям сообщают тестовые оценки их детей, рекомендуется устроить общее собрание, на котором консультант или школьный психолог объяснит цель и характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, и границы использования данных. Затем можно раздать родителям письменные сведения об их детях и дать объяснения на конкретном примере для какого-либо родителя, позволившего это сделать. Независимо от того, в каком виде сообщаются тестовые данные, важное условие заключается в том, чтобы предоставить их с помощью описания уровней выполнения, а не только в числовой форме. Особенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые чаще интерпретируются неверно, чем тесты достижений. При сообщении результатов учителям, школьным администраторам, нанимателям рабочей силы и другим лицам следует соблюдать такие же предосторожности. Сообщения об уровне выполнения и качественные описания, сделанные простым языком, предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты теста сообщаются опытному, хорошо подготовленному психологу-профессионалу.

При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только образовательного уровня и его знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию. Если речь идет о родителях или учителях, например, то их эмоциональные конфликты с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию фактической информации о ребенке.

Последняя, но не менее важная проблема касается сообщения результатов обследования самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые меры предосторожности против неправильной интерпретации. Однако здесь особенно важная индивидуальная эмоциональная реакция на информацию, если индивид занят изучением своих собственных достоинств и недостатков. Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует не только сопровождать их интерпретацией, проводимой компетентными психологами, но нужно создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Например, студент колледжа может быть серьезно обеспокоен, озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест школьных возможностей. Способный школьник может приучиться к ленности и безынициативности или может стать непослушным и перестать действовать сообща с товарищами, если он обнаружит, что по своим способностям он намного превосходит своих сверстников. Развитие серьезных личностных нарушений может быть ускорено, если больному индивиду сообщить его оценку по личностному тесту. Такие вредные воздействия могут возникать, конечно, независимо от того, правильной или неправильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпретированы, их знание без возможности обсудить их в дальнейшем может быть вредным для индивида.

Таковы основные проблемы, затрагиваемые в этических стандартах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения могут быть полезными отечественной психологической диагностике, которая делает пока первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

6. О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста.Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на основаниях компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и вниманию к социальным запросам и интересам своих коллег и общества. Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:

1) благополучие обследуемого индивида;

2) ответственность, в основе которой объективность,

3) моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

4) корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

5) конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

6) отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

7) неразглашение результатов обследования;

8) меры предосторожности в обследованиях;

9) условия, возможности и ограничения в публикации методик;

10) интерпретация диагностических результатов.

 

 

Этические проблемы в практической деятельности психолога-диагноста

В последнее время проблема этики в профессиональной деятельности психолога превращается в актуальную и значимую как для самих психологов, так и для тех, кто доверяет им свои проблемы и надеется с их помощью обрести психологический комфорт. Психолог вообще, и психодиагност в частности, как никто другой максимально тесно соприкасается с неповторимой индивидуальной душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное прикосновение к душе обратившегося за помощью человека должно быть максимально осторожным и не должно нанести вред обретению себя, собственному созиданию уникального личного жизненного пути. Необходимость формирования этической позиции психолога, особенно практического, обусловлено также и тем, что в настоящее время использование психодиагностических методик и тестов превращается в никем и ничем не контролируемый процесс. Иллюзия простоты работы психолога, возможность «успеха» в решении домашних, «кухонных» межличностных проблем привлекает к психодиагностике, а также к психотерапии, людей, не только не имеющих психологического образования, но профессионально непригодных. Доступность стимульного материала и всевозможных «ключей» для первичной расшифровки полученных результатов приводит к их свободной интерпретации, к появлению у «психологов-непрофессионалов», у специалистов смежных с психологией или далеких от нее наук ложного представления о безграничных возможностях психолога, о легкости постановки психологического диагноза, за который психолог не несет никакой ответственности. Видимо, поэтому в практической работе психологов участились профессиональные ошибки. При подготовке практических психологов-профессионалов, при диагностическом исследовании игнорирование вопросов этики может негативно сказаться на психическом комфорте обследуемых, стать источником непоправимых психических травм, а следовательно, негативно отразиться на общественном мнении относительно психологии и психологов.

Ориентация на этические принципы помогает психологу определить собственную профессиональную и личную позицию непосредственно в психодиагностической деятельности, в исследовательских и теоретических поисках, осознать меру ответственности за результаты своей работы не только перед обследуемым, но и самим собой, а главное – осознать границы собственных возможностей и возможностей психодиагностики. Этические принципы создают основу для обеспечения доверия психологу со стороны обследуемого, без чего немыслимы ни психологическая диагностика, ни прогнозирование, ни психологическая помощь.

В то же время следует учитывать и трудности формирования этических требований на современном этапе общественного развития страны. В частности, изменение идеалов личностного и профессионального самоопределения, общественная дискредитация многих героев прошлого и отсутствие адекватной замены в настоящем требуют определенных поправок к оценке этического ас­пекта деятельности психологов. Кроме того, принятие этических норм и следование им в практиче­ской и теоретико-исследовательской деятельности не имеет правовой основы. В наше стране не существует правого органа, который бы регламентировал поведение психолога в различных социальных ситуациях. Это означает, что специалист, нарушающий моральный кодекс, не подлежит осуждению в соответствии с законом, он не может получить никакого наказания, допускающего применение к нему мер принуждения.

Соблюдение этических норм — это личное дело каждого психолога, отражающее его собственную гражданскую и профессиональную позицию. Таким образом, единственным гарантом соблюдения психологом этических норм может быть только его совесть. Совесть – внутренний контролер, который регулирует нравственные отношения психолога и играет роль верховного судьи собственных поступков. Совесть формируется в глубинах самосознания личности преимущественно на основании принятия высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием.

Определенные трудности в разработке единого этического кодекса связаны с многоплановостью и многоаспектностью деятельности психологов. Практическая деятельность психолога-диагноста и психолога-консул­танта, школьного психолога и медицинского психолога имеет свои специфические признаки. Отразить все специфические аспекты в конкретном содержании этического кодекса трудно.

Этика психолога-диагноста —

Составная часть профессиональной этики

Научные основы профессиональной этики специалистов, работающих с людьми, заложены деонтологией (греч. deonthos — «должный») — учением о должном поведении, поступках, образе действия. Возникновение деонтологии связано с именем английского священника И. Бентама (XVIII в.), вкладывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание. Деонтология представляет собой комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач. Врачебная этика оказалась во многом близкой психологам. Этика психолога вообще и психолога-диагноста в частности разрабатывается не только на основании достижений психологической науки, но и на основании воззрений философии, религии, культуры, политики, определяющие базисные принципы общественной морали, учитывает требования практики. Философская этика раскрывает содержание основных нравственных категорий добра и зла, рассматривает истоки этики и различные точки зрения, возникавшие в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения всегда содержали в себе четко определенные нравственные принципы, которые для верующих людей выступали в роли моральных законов. Культура всегда включала в себя нормы человеческих отношений, реализуемых в обществе, в семье, образовании. К этому следует добавить такие составляющие человеческой культуры, как традиции, обычаи, которые придают этическим нормам своеобразный национальный колорит. Специфическими источниками нравственного сознания выступают идеология и политика.

Этика и ответственность

Психолога-диагноста

Психолог несет ответственность за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе профессиональной этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Психолог-диагност должен уважать достоинство, права и свободы личности, религиозные и моральные убеждения обследуемого, учитывать их при организации и проведении исследования, подборе методических средств. В психодиагностическом обследовании не допустима дискриминация по признаку социального происхождения, национальной принадлежности, материальной обеспеченности, сексуальной ориентации и т. п.

Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается требованиями, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию. Так, принцип ответственности предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики. Психолог-диагност отвечает за соблюдение интересов обследуемого на протяжении всего обследования — от постановки задачи, организации и проведения исследования до обработки полученных результатов и интерпретации. Если психодиагностическое обследование сопровождается каким-либо временным ущербом и вызывает ощущение эмоционально-соматического дискомфорта, например вследствие использования неприятных эмоциогенных воздействий, то психолог не должен оказывать давление при принятии решения об обследовании. К психодиагностическим процедурам привлекаются только те, кто дал добровольное согласие. В случае несовершеннолетия обследуемого психодиагност получает согласие на его участие в обследовании у родителей или опекунов. Психодиагност должен быть готов спокойно принять отказ обследуемого от участия в работе на любом этапе и с уважением относиться к его причинам, мотивам, интимным переживаниям, чувству собственного достоинства.

Психолог-диагност несет ответственность за точность и объективность психологического диагноза, за адресность его использования, за недопустимость использования полученных сведений во вред обследуемого. Особая ответственность ложится на психодиагноста при написании психологического заключения, нередко играющего решающую роль в судьбе обследованного лица. Письменная характеристика требует чрезвычайной осторожности и сдержанности в изложении и интерпретации полученных результатов.

Принцип компетентности предполагает, что психодиагностическое обследование всегда выполняется квалифицированным психологом, имеющим базовое высшее психологическое образование. Он ориентирует психодиагноста на каждодневную практическую работу в соответствии с научными принципами, установленными закономерностями развития и проявлений психики и научно обоснованным личным опытом. Компетентность психодиагноста определяется тем, насколько он осведомлен в современных научных исследованиях в своей области и способен поддерживать на высоком уровне свои профессиональные знания и умения.

Психодиагност в совершенстве владеет навыками психодиагностической беседы, наблюдения и тестирования, что позволяет ему не только эффективно решать поставленную задачу, но и поддерживать у обследуемого чувство удовлетворения от общения со специалистом. Профессионализм психолога-диагноста проявляется в том, что он не позволяет вовлечь себя в профессионально неясную ситуацию, например согласиться на проведение исследования с неточными целями и способами использования полученных сведений или на организацию экспериментальной работы, где его роль или функции окажутся неуместными или двусмысленными.

В процессе диагностики психолог-диагност реализует еще один принцип — принцип безоценочности и беспристрастности. Психодиагност выполняет свои обязанности независимо от того, какое субъективное впечатление производит обследуемый своим внешним видом, умозаключениями, социальной позицией, независимо от его индивидуальной истории жизни и пережитых событий. На психодиагностическую гипотезу, объективность психологического заключения не должны влиять сходство личностных свойств, близость психологических, религиозных, культурных и социальных установок. В процессе диагностики психолог не дает оценки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций.

Принцип конфиденциальности играет важную роль в работе психолога. Уважение и доверие к психологу со стороны обследуемого или коллектива определяются прежде всего тем, насколько сохраняется в тайне психологическая информация. Данный принцип предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия на это диагностируемого. Психодиагност информирует обследуемого о том, какая информация и в каком объеме может быть передана заказчику или раскрыта в общении с другими специалистами. В случае необходимости, например при разрешении конфликтов между педагогом и учащимися, при определении профессиональной компетентности конкретного члена коллектива, результаты психодиагностического обследования могут афишироваться таким образом, чтобы не скомпрометировать ни обследуемого, ни заказчика, ни самого психолога, ни психологическую науку в целом. Форма передачи и объем информации заранее продумываются психологом с учетом адресата, индивидуальных особенностей самого обследуемого и специфики ситуации.

Если психодиагностическое обследование проводится по заказу, то психолог предварительно согласовывает с заказчиком круг лиц, имеющих доступ к материалам, содержащим психологическую информацию. Согласовываются также ее форма (письменные характеристики, сводные таблицы, компьютерный вариант), место и длительность хранения. При опубликовании результатов психологических исследований психолог обязан изменить фамилии участ­ников обследования или использовать известный только ему код.

Однако в работе психолога-диагноста встречаются случаи, когда принцип конфиденциальности может быть нарушен. Это происходит прежде всего тогда, когда полученные сведения или наблюдаемое поведение указывают на опасность для жизни самого обследуемого или окру­жающих людей (использование наркотиков, готовность к совершению самоубийства и т. п.).

При тестировании несовершеннолетних детей следует принимать во внимание тот факт, что родители могут обратиться к психологу за результатами тестовых заданий своего ребенка. В данном случае вопрос заключается не столько в том, сообщать или не сообщать родителям сведения о проблемах ребенка, известных психологу, сколько в том, как это сделать, не причинив вреда ребенку. При этом психологу чрезвычайно важно сохранить доверие ребенка, не разрушить сложившихся доброжелательных взаимоотношений с ним.

Требования к личностным

И профессиональным качествам психолога

Профессионализм психолога-диагноста, как и психолога вообще, во многом определяется личностными особенностями. Личность психодиагноста играет ключевую роль в обеспечении профессионального успеха. Профессионально-личностный облик психолога включает в себя внешние, речевые и поведенческие характеристики, логичность и аргументацию высказываний, контактность, эмоциональность, гибкость поведения в соответствии с динамикой психодиагностической гипотезы и коммуникативной ситуации.

Типичными профессионально-личностными качествами психологов считаются:

· широта интересов и независимость взглядов;

· готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми;

· способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения;

· стремление к познанию себя и других;

· осознание границ своей профессиональной компетентности;

· повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова, обещания;

· способность к прогнозированию последствий различных событий.

Общительность психодиагноста проявляется в способности легко установить контакт с обследуемыми, в умении взаимодействовать с разными группами обследуемых, в сохранении открытости на всех этапах психодиагностического процесса, в способности чувствовать нюансы изменения стиля и дистанции взаимоотношений с обследуемым. Одно из основных коммуникативных личностных свойств психодиагноста — доброжелательность, любовь к людям, без которой психолог вряд ли может состояться как профессионал и как личность. Доброжелательность тесно связана с эмоциональной включенностью в практическую работу, с интересом к ней и к объекту исследования, а также с профессиональным тактом. Позитивный эффект взаимоотношений с психодиагностом обусловлен преимущественно его способностью эмоционально «оформлять» общение, его убежденностью и информированностью. При этом эмоциональный план общения способствует возникновению доверительных отношений, необходимого эмоционального отклика со стороны обследуемого.

В основе эффективности психодиагностики заложена способность психодиагноста, так же как и психоконсультанта и психотерапевта, «присоединяться» к обследуемому. Механизм «присоединения» обеспечивается преимущественно эмпатией. Эмпатия дословно переводится как «чувствование внутрь», означает глубокое чувство, передающее духовное и эмоциональное единение двух личностей [Мэй, 1994]. Как свойство личности и как профессиональное качество эмпатия отражает способность специалиста проникать во внутренний мир другого человека, переживать то, что переживает другой, представлять его роль и чувства в привычной или проблемной для него ситуации.

Особого внимания требует «Я»-концепция психолога, отражающая состояние реального сознания, самосо­знания и самоотношения личности. Структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказы­вают заметное регулирующее влияние на все аспекты профессиональной деятельности, на поведение в формальной и неформальной обстановке, на установление межличностных отношений, постановку и достижение жизненных и профессиональных целей и т. п. Образ «Я» — важный внутренний фактор, определяющий профессиональную пригодность и профессиональное долголетие психолога.

Интеллектуальный потенциал психолога достаточно высок. Доминирующее положение в нем занимают самостоятельность, системность и оперативность мышления. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Для психолога-диагноста самостоятельность мышления приобретает особый смысл. Коммуникативное пространство психодиагноста чрезвычайно широко и многоаспектно: каждый, кто взаимодействует с психодиагностом (обследуемый, его окружение, заказчик), вольно или невольно оказывает на него воздействие, имеющее самые различные формы и цели. Сохранение собственной позиции, настойчивость в ее отстаивании и развитии определяются способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностической ситуации, на независимую диагностическую ги­потезу, на свое представление о жизненном пути обследуемого.

Выраженная гибкость и системность мышления психолога-диагноста опираются на достаточно большой объем профессиональных знаний, на готовность использовать его в самых различных вариантах и комбинациях. Гибкость мышления играет существенную роль при интерпретации результатов психодиагностического обсле­дования и составлении заключения. Интерпретация имеющихся сведений — функция прежде всего синтетиче­ских способностей психолога. Объективный диагноз вряд ли может быть дан только на основании информации, полученной в конкретной психодиагностической ситуации. Постановка психологического диагноза требует выхода за ее пределы, требует поисков аналогий и обобщений. Л. С. Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Исследователь ни в коем случае не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творче­ского истолкования симптомов.

Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем профессиональной компетентности. Она понимается как структурное и динамическое образование, одним из его существенных компонентов можно рассматривать психологическое мышление [Семенова, 2002]. Любое профессиональное обучение направлено не столько на приобретение и накопление конкретных знаний (ценность которых не отрицается), сколько на формирование стиля мышления, определяющего различия в подходах к одному и тому же явлению представителей различных профессий. Так, понимание и интерпретация конкретной жизненной ситуации человека историком, философом, медиком, социологом и психологом будут и должны существенно различаться.

Важными характеристиками психологического мышления являются гибкость, дивергентность, исследовательский подход, интуитивность. По-видимому, при рассмотрении составляющих психологического мышления может быть использованы трехмерная модель Д. Гилфорда, что даст возможность конкретизировать пути его формирования и развития.

В общем плане для развития психологического мышления у студентов важно формирование целостной системы теоретических представлений о психике и психологии человека. Доминирующий в академической психо­логии аналитический подход к человеку не дает такой возможности, особенно когда речь идет о подготовке практических психологов. Более перспективной в этом плане представляется теоретическая модель психической организации человека, разработанная В. Н. Панферовым [2000, 2002]. Данная модель репрезентирует психологическую целостность человека, что было подтверждено эмпирически. Изучение интегративных психических образований в качестве структурных элементов психической организации человека, понимание их единства по­зволяет практическим психологам реализовывать в конкретном психодиагностическом процессе целостное представление о строении и функционировании психики человека в его многообразной жизнедеятельности. Таким образом, появляется реальная возможность определить основу для целенаправленного применения до­стижений других психологических дисциплин в объяснении поведения человека.

Требования

К психодиагностическим средствам

Психолог-диагност применяет в своей практической работе только те методики, которые не несут угрозы физическому и психическому здоровью обследуемого. При этом количество и содержание методик должны быть адекватно целям обследования и отражать возможность доказательства или отвержения психодиагностической гипотезы. Методики должны соответствовать возрасту, образованию и психофизиологическому состоянию обследуемого, а также месту и времени обследования, долж­ны обладать высокой валидностью и надежностью.

Психодиагност использует методы и процедуры, которые прошли достаточную апробацию в научных исследованиях и были адаптированы для конкретных задач. В случае испытания психодиагностических процедур, не получивших должной научной оценки, обследуемый должен быть поставлен в известность. Он имеет полное право отказаться от обследования, если у него возникнут опасения в некорректности методики или по поводу своего благополучия.

Психолог-диагност избегает участия в разработке методов и методик, угрожающих физическому существованию и личной свободе человека. В ходе психодиагностических процедур недопустимо применение негуманных или унижающих чувство достоинства методов воздействия.

Серьезную проблему для отечественной психодиагностики представляет массовое тиражирование методик, которое часто сопровождается большим количеством ошибок в тексте заданий, искажением названия методики, стимульного материала и инструкций. К сожалению, не всегда указываются авторы, которые создавали или адаптировали методики. Доступность искажает картину психодиагностического обследования, снижает диагностические и прогностические возможности тестов. Любая гласность тестового задания может сделать невалидным последующее тестирование. Публичность, часто сочетающаяся с неквалифицированной интерпретацией, может породить либо наивную доверчивость, либо общее неприятие общественностью психологиче­ской практики. Тесты не следует печатать в газетах и журналах ни в целях самоанализа, ни в целях развлечения. Тест, примененный неспециалистами без учета индивидуальных особенностей личности, без соблюдения требований к процедуре тестирования, с искажением инструкций, может оказаться психологически вредным.

При разработке психодиагностического комплекса психолог ориентируется на психологическое содержание диагностируемого феномена, на целостное представление о нем. «Психодиагностическая слепота» специалиста заключается в предпочтительном использовании тех методик, которые известны психологу, им самим апробированы и входят в круг привычных. Во избежание утомления или развития тестовой тревоги у обследуемого разрабатываемый комплекс должен быть компактным и не требовать больших затрат времени.

Компьютерная психодиагностика — один из видов психологической диагностики, основанный на автоматизации психодиагностического процесса, изменяющей содержательную валидность методик и роль психолога во взаимодействии с обследуемым. Компьютеризация признается одним из возможных путей совершенствования методов исследований, в том числе и психодиагности­ческих. Первоначально компьютер использовался для предъявления достаточно простой зрительной и слуховой стимуляции, фиксации элементарных ответов испытуемых и для первичной статистической обработки результатов. Затем были автоматизированы более сложные аспекты исследования. Компьютеры применялись для изучения все более сложных психических процессов, использовались в сложных экспериментах.

Сегодня психологи говорят о том, что в психологической практике родилось новое направление и одновременно появился новый вид исследования — компьютерное психологическое экспериментальное исследование [Арестова, 1990]. Использование компьютеров в психологическом исследовании и психологической диагностике предъявило психологам целую систему новых требований:

· новый стиль конструирования психодиагностиче­ских средств;

· новые знания по эксплуатации дисплейной техники;

· знакомство со всем спектром возможностей дисплейной техники;

· устранение различий в стиле мышления программистов и психологов, приводивших к возникновению психологических барьеров;

· экстериоризация плана психологического эксперимента, превращение экспериментального замысла в адекватную для ЭВМ программу;

· большая строгость при планировании эксперимента, более четкой объективизации его этапов и компонент;

· более тщательный контроль условий, оптимальной реализации сбора и обработки полученных данных.