РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

факультет Психологии

кафедра Педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология и педагогика дошкольного образования

на тему:

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ »

Москва – 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ……………6

1.1 Психолого – педагогические аспекты формирования коммуникативных умений …………………………………………………………………………… 6

1.2. Особенности коммуникативных умений и навыков детей дошкольного

возраста ………………………………………………………………………………18

1.3. Особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры…………………………………24

ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…………………………………………….39

2.1 Исследование уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………..39

2.2.Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры.50

2.3 Исследование динамики развития коммуникативных умений после проведения формирующего обучения с использованием театрализованной игры……………………………………………………………………………… 60

Заключение………………………………………………………………………64

Список использованной информации………………………………………… 67

Приложения………………………………………………………………………74

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Разработка проблемы «общения» не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом «общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: А.А Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г Арушанова, В.С Мухина, Т.А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я.Л Коломенский, Л.А Венгер и другие. Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопроса «коммуникации», недостаточно разработан вопрос, касающийся конкретных методик и технологий развития коммуникативных умений дошкольников. Воспитание детей средствами театрализованной игры медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театрализация превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами использования театрализованной игры в развитии дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М. Д. Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.

4 стр., 1771 слов

изучить связь проявлений тревожности и коммуникативных умений ...

... исследования определяется недостаточной изученностью проблемы связи проявлений тревожности и коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, между тем, учитывая, что старший дошкольный возраст является важным этапом личностного развития, раннее выявление и ...

В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализованная игра, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных умений.

С учетом практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры».

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей, а предметом — развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры

Целью исследования является выявление состояния коммуникативного развития у детей дошкольного возраста и систематизация методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать методики оценки коммуникативного развития детей дошкольного возраста и выявить особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

3. Подобрать методические рекомендации для педагогов – психологов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры.

4. Исследовать динамику развития коммуникативных умений после проведения формирующего обучения с использованием театрализованной игры

Методологической и теоретической основой исследования являются работы о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин).

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная программа развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры, может быть использована в работе логопедов, воспитателей и педагогов дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Структура дипломного исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Основная часть работы содержит 69 страниц, 5 таблиц и 3 рисунка.

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...

1.1. Психолого – педагогические аспекты формирования коммуникативных умений

В современной педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов).

В последние десятилетия на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович).

Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы [14, с. 23].

В определении понятия «умение» нет единства мнений исследователей. Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Одни ученые рассматривают умение как незавершенный навык, а навык как действие, выполняющееся на более высоком уровне (Е.Н. Кабанова — Меллер, К.Н. Корнилов, А.М. Левитов и др.).

В исследованиях других ученых умение представляется, как готовность выполнять действие (З.И. Ходжава, Е.И. Бойко, К.К. Платонов).

Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин трактуют умение как систему взаимосвязанных действий, К.К. Платонов определяет умение как высшее человеческое свойство, формирование которого является целью педагогического процесса, его завершением; Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер. М.И. Скаткин — как способ восприятия и переработки информации; Ю.К. Бабанский. А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская, И.Т. Огородников — как сознательное владение способом действия на основе знания. Представление об умении как способности выполнять определенную деятельность характерно для А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Н.В. Кузьминой, Е.А. Милеряна. В исследованиях А.Е. Дмитриева, С.И. Кисельгофа, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина умения характеризуются как творческие действия, выполняющиеся в новых условиях [81].

В психолого-педагогических исследованиях неоднозначно решается вопрос о соотношении понятий «умение» и «навык». В педагогике, в частных методиках дискутируется вопрос о первичности или вторичности формирования умения по отношению к выработке навыка. Исследователями выделяются первоначальные, первичные или элементарные умения и вторичные, развитые, совершенные или обобщенные умения. Первые являются исходными для образования навыков, вторые — формируются на основе навыков и включают их признаки…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе было проведено исследование «Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры». Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Проведённый в ходе исследования анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить противоречия между существующим методическим обоснованием проблемы развития коммуникативных умений в условиях ДОУ и отсутствием содержания направлений работы по использованию средств театрализованной игры для развития коммуникативных умений у детей.

17 стр., 8208 слов

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме вопросу развития коммуникативных ...

... работы: « Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» Цель:Теоретическое обоснование и экспериментальное исследование уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Объект исследования - Процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Предмет изучения –Условия развития коммуникативных умений у детей старшего ...

Методологической основой данного исследования стали подходы к определению общения как условию деятельности человека (А. А. Леонтьев), подходы к определению и сущности коммуникативных умений , развитие коммуникативной функции речи у дошкольников (B. C. Мухина), теория влияния театрализованной игры на развитие коммуникативных умений у дошкольников (Н. А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Фурмина).

Анализ теоретических источников показал, что в настоящее время у ученых нет единой точки зрения по вопросу четкого определения таких понятий как «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения». Задачам нашего исследования в большей степени соответствуют трактовки представителей деятельностного подхода, которые считают, что коммуникация — это не только обмен информацией, но и активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека.

Особую значимость в формировании названных умений у дошкольников дошкольного возраста приобретает театрализованная игра, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности. Наиболее важным условием формирования театрализованной игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны педагога. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, необходимо обратить внимание на то, что театрализованные игры, направленные на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:

u для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

u для совершенствования у детей общаться без слов;

u для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;

u для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;

u для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;

u для закрепления коммуникативных умений у детей.

Таким образом, театрализованная игра — сфера активного развития коммуникативных умений у детей, предоставляющая свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и положений, обеспечивающая игровой деятельностью. В ходе проведения исследования по проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, было выявлено, что большинство испытуемых (74 %) обладают низким уровнем развития коммуникативных умений.

На основе результатов исследования была составлена программа коррекционной работы, направленная на развитие коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр. В результате проведения коррекционной работы развитие коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень восприятия и понимания речи взрослого, инициативности, активной и пассивной речи, повысилась потребность в общении (к совместной игре со взрослым и сверстниками), активизировались использование экспрессивно-мимических средств и речевых средств общения. Следовательно, системное целенаправленное применение театрализованной игры способствует развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Цель исследования достигнута.

13 стр., 6177 слов

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

... гипотезу: если следовать рекомендациям, приведенным в курсовой работе, то адаптация ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного учреждения пройдёт успешно. Объект исследования - процесс ... организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

I. Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] – М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

II. Учебная и монографическая литература:

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

Москва. Творческий центр Сфера, 2003

3. Андрианова И. А. — Голицына. Я познаю мир. Театр. Москва 2000

4. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

5. Бабаева Т. И., Михайлова З. С. Игра и дошкольник. С: Петербург Издательство Детство Пресс, 2004

6. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

7. Буренина А. И. Театр всевозможного. С.-Петербург, 2002

8. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

9.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

10. Караманенко Ю. Г., Караманенко Т. Г. Кукольный театр – дошкольникам

11. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис, 2009.

12. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития, 2006

13. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие по программе эстетического воспитания

14. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста. Детство -пресс. с-п. 2011.

15. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2006, 159 с.

16. Куцакова Л. В, Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника. Москва. Гуманитарный издательский ; центр Владос, 2003

17. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. Москва, 2010

18. Миканёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий центр Сфера, 2001

19. Немов Р.С. Общая психология. В 3 томах. Том 1. Введение в психологию. М.: Юрайт, 2014.736 с.

20. Немов Р.С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. М.: Юрайт, 2014. 1008 с.

21. Немов Р.С. Общая психология. В 3 томах. Том 3. Психология личности. М.: Юрайт, 2014. 752с.

22. Обухов А.С., Федосеев А.М., Байфорд Э. Введение в профессию. Психолог образования. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014. 522 с.

23. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. — Под ред. М.И.Лисиной, — М., 2009.

24. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.

14 стр., 6968 слов

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ...

... текстов различной сложности 120 3 ГЛАВА 3. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития ... и дальнейшей реабилитации данной категории детей. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, дефицитарность высших ... развитием. Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, ...

25. Панфилова М. А. Игротерапия общения. ТОО ИнтелТех. Москва, 1995

26. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. Учимся общаться с ребёнком. Москва. Просвещение, 1993

27. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в Детском саду. Москва. Школьная пресса, 2003

28. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — Под ред. А.Г.Рузской. М., 2009Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль. Гринго, 2016

29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. М.: Владос, 2006. 384 с.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: Владос, 2006. 477 с.

31. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. 128 с

32. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.

33. Соколова Е. Е. Общая психология. Введение в психологию / Под ред. Б. С. Братуся. М.: Изд. центр «Академия», 2005.

34. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007

35. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 2006

36. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва. Владос, 2011

37. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез, 2017

38. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).

39. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский — М., 1956.- 448 с.

40. Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников [Текст] / Р.И. Деревянко Р.И. — М., 1983.-27 с.

41. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [Текст] /Е. А. Екжанова, Е. А.Стребелева. СПб.: КАРО, 2008.- 336 с.

42. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова- М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 432 с.

43. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии[Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: -Наука, 1981. – 354 с.

44. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев.- — М.:. Просвещение, 2005. — 214 с.

45. Лисина М.И, Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. — Алма-Ата, 1989. — С. 71-72.

46. Лисина, М.И.Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.

47. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст] / М.И. Лисина. М.:1996.- 144 с.

48. Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. — 169 с.

49.Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005.- 194 с.

50.Корепанова, М.В. Харламова, Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей [Текст] / М.В.Корепанова, Е.В. Харламова.- — М.:. Дом РАО; Баласс, 2005. — 48 с.

11 стр., 5493 слов

Влияние семейного общения на развитие речи ребенка

... исследования остановимся более подробно на особенностях развития речи старших дошкольников. Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. ... влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста Особенности развития речи старших дошкольников Для того ... старших дошкольников является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной ...

51. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломинский. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

52. Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова — М., 2000. – 150с.

53. Эльконин, Д. Б. Развитие речи и обучение чтению [Текст] / Д. Б. Эльконин — М., 1989.- 239 с.

III Периодические издания:

54. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 101-114.

55. Атарова, А. Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие [Текст] /А. Н. Атарова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 104-112.

56. Загвязинский, В. И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации [Текст] / В. И. Загвязинский // Образование и наука. – 2011. – № 7. – С. 14-22.

57. Знаменская, Н. В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Знаменская //Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 2. – С. 80-87.

58. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко //Детский сад от А до Я. – 2014. – № 5. – С. 8-28.

59. Корнеева, Т. В. Эмоционально-личностное развитие дошкольника в неполной семье [Текст] / Т. В. Корнеева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2014. – № 5. – С. 39-42.

60. Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С.64-76.

61. Лопатина, О. Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /О. Г. Лопатина // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2012. –№ 4. – С. 65-78.

62. Мишнева, Т. В. Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников [Текст] / Т. В. Мишнева // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2012. – № 4. – С.40-46.

63. Поваляева М.А. , Рутер О. А. Издательство :Феникс, Ростов – на –Дону, 2010

64. Проняева, С. В. Интегрированные свойства предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] /С. В. Проняева // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 32-40.

65. Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада [Текст] / А. А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 36-41.

66. Симонов, П. В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) [Текст] / П. В. Симонов // Вопросы философии. – 1981. – № 5. – С. 39-48.

67. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [Текст] / О. С. Степина // Специальное образование: Научно- методический журнал. – Екатеринбург. – 2007. – № 8. – С. 52-59.

68. Тупичкина, Е. А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников [Текст] / Е. А. Тупичкина // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 76-85.

8 стр., 3689 слов

Речь в форме дикторского текста, авторского комментария

... хорошо написанный и хорошо пре­поднесенный закадровый текст. Это может быть текст от первого лица, комментирующий происходя­щее на экране, диалог, текст от автора или от имени лю ... быть ощутимы в сценарии независимо от приемов его написания. Информативность текста, конечно, важна, но с экрана телевизора должна звучать и художественная публицистика – образное выражение мыслей и ...

69. Фуряева, Т. В. Вернуть ребенку детство [Текст] / Т. В. Фуряева // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 4. – С. 84-86.

70. Якобсон, С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников [Текст] / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1986. – № 6.

IV.Интернет-ресурсы:

71. Университетская библиотека — >72.БиблиотекаГумер bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

73.Электронная библиотека. Московский городской психолого-педагогический университет — index.php.

74. Этический кодекс психолога rpo/documentation/ethics.php

75. Этический кодекс педагога-психолога // > 76. Образовательная система 2100 [Электронный ресурс] / / Режим доступа: /www.school2100.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

77. Проблемы общения в социальной психологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.

78. Изучение коммуникативных свойств личности в психологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.

79. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.

80. Проблемы общения в социальной психологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.

81. Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.

82. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.

84. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / . Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.