Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

 

Понятие человек включает в себя два слова – чело и век. Человек есть чело века, лицо эпохи, а если более широко, то — «цельно вечность». Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

 

Индивид (от греч. «индивидуум» — атом, неделимый) есть отдельный представитель человеческого рода, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами Homo sapiens присущи и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека.

В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик Ж. Лакан) — разорванный, разделенный человек. Для него очень важной становится способность быть другим, быстро изменяться.

 

Индивидуальность может быть определена как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других. Иногда индивидуальность однозначно связывают с многогранностью способностей, дарований человека, но вряд ли с этим можно согласиться: индивидуальностями несомненно являются и те, кто обладает одной, но ярко выраженной способностью, либо, обладая многогранностью таланта, реализует все же лишь одну из этих граней.

 

Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада родоплеменного коллектива и отделения личных интересов от общественных. То, что верно для филогенеза человеческого рода, верно и для онтогенеза — процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное — социального созревания, социализации.

13 стр., 6408 слов

Человек как личность и индивидуальность

... говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве ... мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования). Внешний мир - это мир природы, ...

 

Личность — это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности. Автономность личности отнюдь не означает, что эта позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет «на красный свет», в каждом конкретном случае это — позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида.

 

 

История феномена личности.

 

Сущность личности проявляется в историческом процессе.

В эпоху античности понятие личности приравнивалось к понятию персона – per sona – «голос за маской». Актеры античного театра были вынуждены надевать на лица маски, чтобы проживаемые ими на сцене чувства были хорошо видны и дальним трибунам. Личность в то время тесно смыкалось с понятием «личина», скрывающая истинное лицо человека и считалось ругательством, обвинением в лицемерии. В положительном смысле личность в Греции понималась сквозь термин soma – тело,человеческая телесность, тело героя, мифологического человека. Общество того времени к появлению личности относилось равнодушно, а в редких случаях – с негодованием – случай казни философа Сократа. В Греции отдельная личность не приветствовалась, а существовала «коллективная личность», которая проявлялась в наличии философских школ, ремесленных мастерских в пределах полиса – греческого города-государства.

В ситуации Средневековья возникает становящаяся предличностность. Личность тут – верующий человек, умеющий впускать в себя проблемы внешнего мира, а также способный выводить собственный проблемы наружу в ситуации исповеди и молитвы. В эпоху Средневековья возникает образ Бога, Творца всего существующего внешней человеку силы, помогающей всем. Позиция личности тут – не я сам творю, а мной и через меня творит Бог. Личность – анонимна, не имеет собственной, отличной от Бога позиции.

Эпоха Возрождения – это эпоха великих, выдающихся, гениальных, разносторонних людей – титанов искусства. Здесь нет личности как таковой, здесь живут сверхличности, сверхчеловеки. Личность тут не соразмерна самой себе, она является не отдельным человеком, а человеком человечества.

Понятие личности как таковой появляется лишь в Новое время. Девиз Нового времени – «знание-сила» и «время-деньги», это эпоха становления и развития капиталистических отношений и появления зажиточного среднего делового и очень земного класса торговцев и предпринимателей. Предпринимать что-либо, значит уметь действовать расчетливо, целесообразно, на свой страх и риск и нести личную ответственность. Вот тут-то и проявляются основные характеристики личности капиталиста: целерациональное поведение, социальная ответственность за богатство, накопительство, бережливость, усердие и трудолюбие, телесная чистота и порядок. Из данных характеристик вырастают собственно признаки личности как таковой: появление и становление внутреннего мира, способность сделать выбор и нести ответственность, осуществлять свободные действия. Личность становится объемной и включает в себя: физическое совершенство, духовное богатство и нравственную чистоту.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... процессах запоминания и мышления. Гуманистическая психология. Ее представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. ... книге "Человек как предмет познания", Б.Г.Ананьев отмечает, что в структуру личности входят далеко не все психофизиологические функции, процессы и состояния. Структура личности по ...

XXI век изменяет контуры классического понимания личности. В современном обществе всеобщего благосостояния и потребления человек становится «машиной желаний». Но все свои желания он исполнить не в силах. Личность сегодня теряет способность сначала думать, ставить цель, а потом делать. Сегодня человек может объяснить свои поступки только после их совершения. То есть целерациональноь уступает место рефлексивности. Сегодня личность предстает как идентичность. Идентичность (от лат. identificare – отождествлять, позднелат. identifico – отождествляю) – это соотнесенность человека с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости. Согласно Э. Эриксону, идентичность есть «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности». Эриксон выделяет два уровня тождественности: 1) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; 2) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Сегодня человек не способен точно сказать кто он есть по существу, он не ограничивает себя определением. Главное, что человек должен уметь рассказать свою историю, отождествив себя с кем-то или с чем-то одним в себе. Таким образом целостное, личностное поведение заменяется процессом самоидентификации (самоотождествления) человека с той ролью, которую он выполняет. Однако процесс отождествления идет сегодня наряду с процессом разотождествления: способность поставить себя на место другого, включить в поле своего зрения других людей. В этом сохраняется гуманизм современного человека.

 

 

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой.

Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa (чистой доске) и следовавшим из такого представления порочным кругом: плохая среда «пишет» на этой доске таким образом, что создает плохого человека; последний же, будучи таковым, не может изменить плохую среду.

 

Реакцией на этот вульгарно-материалистический, отрицающий какую-либо активность человека подход явилась идеалистическая концепция, предложенная Людвигом Фейербахом. Исходя из принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться с локковским образом пассивного индивидаСначала, решил Фейербах, можно и должно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившиеся люди изменят и свое общественное бытие.

 

Диалектически переработав варианты, предложенные предшественниками, сохранив все рациональное, что в них было, Маркс утверждал, что изменение человека, превращение его в личность происходит не до и не после (как автоматическое или полуавтоматическое следствие), но только в процессе деятельности, в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их.

11 стр., 5131 слов

Психология личности и деятельности юриста

... анализ роли психологического состояния в юридической деятельности. 1. Понятие и социально психологический анализ личности 1.1 Понятия "личность", "человек", "индивид" их отношения Личность, понятие многообразное. Исследователи в это ... становления гражданина. Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других ...

 

Говоря о воздействии социальной среды на человека, необходимо учитывать ее многослойность. При крупномасштабном подходе такими слоями будут:

 

а) мегасреда — огромный социальный мир вокруг нас, испускающий мощные импульсы, которые кровно затрагивают интересы всего человечества и определяют — в условиях интернационализации информационного пространства — духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;

 

б) макросреда — большое общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспитанию, месту проживания;

 

в) микросреда — наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных референтных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового, армейского и т.д.) и приятелей.

 

Обратное активное воздействие личности на каждую из сред, разумеется, не равнозначно. Наибольшими возможностями для непосредственного воздействия личность располагает по отношению к микросреде. Что же касается ее воздействия на макро- и мегасреду, то в подавляющем большинстве случаев здесь приходится говорить о воздействии опосредованном — через включенность индивида в различного рода объединения в национальном и международном масштабе. В то же время по степени индивидуального вклада личности в развитие каждой из сфер судят о ее масштабности. В этом смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.

 

Социальный тип личности.

Личность – это явление частое, закономерное, повторяющееся. Личность представляет собой единство социально-типического, повторяющегося и индивидуального неповторимого.

Индивидуальность в социологическом значении – это конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных свойств и качеств личности.

Социальное – это общее и существенное в личности, образуемое ее общественными отношениями, то есть все виды общественной деятельности личности. Эта деятельность включает в себя совместное производство и потребление людьми материальных и духовных условий их жизни. Через систему деятельности общественные отношения входят во внутреннюю структуру личности.

Социальный тип личности составляет ядро и сердцевину личности и конструирует ее наиболее устойчивые общественные черты и социально значимы свойства.

Существует два основных компонента типического в личности:

1) объективное положение личности в обществе, в зависимости от ее места и роли в материальных отношениях.

2) особенности идеологического отношения личности к окружающей социальной среде, к себе, к обществу в целом, что выражается в ее практической активности в ее духовных качествах.

Для человека материальное и духовное производство есть его реальная деятельная жизнь. Место личности в производстве слагается из нескольких компонентов: а) ее роль в организации труда, в управленческой и исполнительской функциях процесса производства; б) роль личности в процессе потребления: производственного и личного.

7 стр., 3160 слов

Личность и человек

... раскрыть основные признаки личности; рассмотреть смысл жизни личности; выявить развитие личности в истории и культуре. 1. Основные признаки личности Личность -- это конкретный человек, являющийся представителем ... Человек несет личную ответственность не только за все происходящее с ним, но и за общественные явления. Такая абсолютная ответственность -- логическое следствие его свободы. Личность ...

Именно историческая форма производственных отношений связывает личность с соответствующей социальной группой и определяет общественную позицию личности. Социальная роль есть принадлежность личности к социальным группам, которые дают названия основных социальных типов личности: рабочий, ремесленник, крестьянин, буржуа, чиновник, интеллигент, аристократ и т.д.

В совокупности типические роли личности формируют социальные нормы жизни человека: политико-юридические формы государственного принуждения и меры идейно-психологического воздействия: политика, идеология, правосознание, искусство, религия, наука, образование, мораль.

 

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

И прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода?

 

Хотелось бы сразу предостеречь изучающих социальную философию от соблазна сводить

свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информации — к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

 

Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от «эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации — дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

 

Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

 

Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод — экономический, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной — свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах и в обществоведческой литературе именуется «свободой совести». Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое звучание, обычно при его употреблении имеется в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную либо атеистическую пропаганду.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического обоснования. ... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам ...

Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической. Напомним, что гносеология есть теория познания, и, таким образом, гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. В литературе нередко встречается идущее от Гегеля положение, согласно которому «свобода есть осознанная необходимость», причем зачастую оно трактуется расширительно, распространяется на все грани свободы, а не только на свободу гносеологическую. И тогда мы попадаем в царство нонсенса. Скажем, человек находится в совершенно невыносимых политических условиях, но если он осознал их как необходимость — он… свободен? Впрочем, можно вспомнить, что в ключе подобного нонсенса ведут свое доказательство представители некоторых уже рассмотренных философских течений, например, экзистенциалисты. В действительности же гегелевское положение применимо только к свободе гносеологической: чем глубже и полнее мы познаем, тем большие перспективы открываются перед нами в нашей деятельности по овладению природой и нашими собственными общественными отношениями. Заметим, что в каждом конкретном случае индикатором того, что необходимость осознана адекватно, служит выбор нами оптимального варианта личного или коллективного действия.

И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живет в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть «притерта» к свободе других индивидов, коррелироваться с ними. Таким образом, свобода является относительной. Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы. Как говорил Гете, «не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».

 

Индивидуальность в социологическом значении – это конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных… Социальное – это общее и существенное в личности, образуемое ее общественными… Социальный тип личности составляет ядро и сердцевину личности и конструирует ее наиболее устойчивые общественные черты…

2 стр., 792 слов

Реферат на тему Личность как субъект познания

... ЛРВО), как: - создание в вузах благоприятных демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития; - осознание и приятие всеми субъектами научно-педагогического ... на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А. Семеновым, В. Ядовым в связи с необходимостью изменения формулировок некоторых ценностей, а так же Д. Леонтьевым, О. Калашниковой и ...