Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности (4ч.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебно-методической работе
_________________ А.А.Панфилов

«______»_________________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общий психологический практикум (III семестр)
(наименование дисциплины)

Направление подготовки: 37.03.01ПСИХОЛОГИЯ

Профиль/программа подготовки:

Квалификация (степень) выпускника:БАКАЛАВР

Форма обучения:ОЧНАЯ

Семестр Трудоем-кость зач. ед,час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
2, 72 зачет
Итого 2 (72ч.)

Владимир, 2016


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

Основные цели курса: формирование теоретических представлений и знаний об организации и проведении психологического исследования, а также умений и опыта практического применения основных методов психологии знакомство с логикой психологического исследования, основными методами сбора эмпирических данных и оформлением результатов.

Задачи освоения содержания курса:

— помочь студентам получить психологические знания, которые в дальнейшем могут быть ими использованы при освоении смежных дисциплин, различных педагогических и психологических техник, актуализировать научно-теоретические и экспериментальные позиции (подходы) к исследованию психики человека;

— познакомить с методами исследования в психологии;

— обучить процедурам получения и описания эмпирических данных, стандартным способам представления и обработки данных и анализа результатов;

— освоить планирование эмпирических исследований;

— углубить знания по видам наблюдения и эксперимента в психологии, по видам беседы, тестирования, шкалирования.

 

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина «Общий психологический практикум» находится в цикле общепрофессиональных дисциплин базовой части образовательной программы, Б1.Б.9.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, истории, общей биологии.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин история психологии, психодиагностика, социальная психология, психология личности в цикле профессиональном базовом ООП.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

В процессе освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

— способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

— способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

профессиональными компетенциями (ПК):

— научно-исследовательская деятельность:

— способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

— способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7).

 

Знания, умения и навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.

 

Студенты, изучившие дисциплину, должны

иметь представление: о методологических и теоретических аспектах психологического исследования; о межпредметных связях общего психологического практикума; о роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психолога (ОК-7)

знать:основные методы психологического исследования: психологический анализ документов, экспертную оценку, анкетирование, личностные опросники, тестирование; виды наблюдения в психологии: стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; виды беседы в психологии: стандартизированную, частично стандартизированную, свободную: психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования; основные типы измерительных шкал: наименований, порядков, интервалов и отношений; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; порядок планирования эмпирических исследований, основные квазиэкспериментальные планы; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы обработки и представления данных (ОК-7, ОПК-1, ПК-6, ПК-7);

уметь:применять основные методы психологичного исследования; практически вести наблюдение, обрабатывать и интерпретировать протоколы наблюдения; создавать психологические и поведенческие портреты личности на основе наблюдения; готовить и практически вести частично стандартизованную беседу; применять классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности; использовать процедуры получения и описания эмпирических данных; применять стандартные способы обработки и представления данных (ОПК-1, ПК-6, ПК-7);

владеть навыками:планирования и проведения психологического исследования; применения основных методов психологического исследования (ПК-6, ПК-7).

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) , форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы, коллоквиумы СРС КП / КР
Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности). 1-5         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод.
Психологические измерения. 6-10         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, рейтинг-контроль №1
Эксперимент и его разновидности 11-14         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, экспериментальные отчеты, рейтинг-контроль №2
Корреляционные исследования 15-18         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, тестирование, рейтинг №3, зачет
Итого за семестр   1-18         27/50%

Практические занятия

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности (4ч.)

  1. Метод тестов в психологии
  2. Классификации тестов.
  3. Достоинств или недостатков
  4. Этапы становления метода тестирования за рубежом:

— Первое употребеление понятия «интеллектуальный тест» Дж. М. Кеттелом в 1890г. Провозглашение необходимости стандартизации тестов.

— Первое десятилетие XX века. Широкое распространение метода. Создание первых тестов интеллекта (А. Бине, А. Симон).

Введение понятия коэффициента IQ В. Штерном.

— Первая мировая войны. Изменение формы проведения испытания: появление первых групповых тестов. Упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования.

— Появление тестов специальных способностей. Развитие проф. отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле.

— Монофакторные и мультифакторные концепции как теоретическая основа тестов интеллекта.

— Возникновение тестов достижений, которые отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. (Например, Стэнфордский тест достижений (SAT) — 1923 г)

  1. Развитие тестирования в России.

Практическое занятие № 2

Психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования(4ч.)

1. Проблемы измерения в психологии.

2. Приемы измерений.

3. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.

4. Нольмерное шкалирование.

5. Одномерное шкалирование.

6. Многомерное шкалирование.

 

Практическое занятие № 3

Эксперимент и его разновидности(5ч.)

1. Определение метода эксперимента.

2. Виды эксперимента.

3. Сравнительная характеристика методов наблюдения и эксперимента.

4. Разновидности экспериментальных исследований.

— Экспериментальные исследования ощущений психофизическими методами.

— Экспериментальные исследования восприятия.

— Экспериментальные исследования представлений.

— Экспериментальные исследования памяти.

— Экспериментальные исследования внимания.

— Экспериментальные исследования мышления.

— Исследование высших познавательных процессов в гештальтпсихологии.

— Исследование личностно-мотивационной сферы человека

— Генетический тип исследования.

— Клинический тип исследования.

— Интеграция результатов различных экспериментов, проведенных на генеральных испытуемых.

Практическое занятие № 4

Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы (5ч.)

1. Корреляционные исследования.

2. Особенности выявления взаимосвязи между двумя переменными в психологическом исследовании.

3. Коэффициент ранговой корреляции по Ч.Спирмену. Коэффициент линейной корреляции по К.Пирсону.

4. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона.

5. Расчет коэффициентов корреляции на материале проведенных экспериментов. Интерпретация результатов.

6. Квазиэкспериментальные планы. Исследование процессов, протекающих в открытой системе — естественной среде. Выявление «независимой переменой». Получение и анализ данных. Возможности и ограничения квазиэкспериментальных планов. Примеры квазиэкспериметов.

Планы лабораторных работ

Лабораторная работа №1

Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности)(4ч.)

Изучение блока методик, регистрирующих параметры индивидуально-типологических особенностей личности; освоение их.

Для психодиагностического исследования применяются следующие методики:

— изучение локуса контроля;

— уровня тревожности;

— определение психологической характеристики темперамента;

— типа характера по К. Юнгу;

— акцентуаций характера по К. Леонгарду

тексты методик и ключи к ним см. в кн.:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 528 с.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. – 670 с.

Задание. Индивидуальные диагностические процедуры. Обработка полученных данных, оформление результатов и выводы в Дневниках.

Лабораторная работа №2

Психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования(4ч.)

Проблемы измерения в психологии. Приемы измерений. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.

Нольмерное шкалирование. Классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности. Экспериментальные исследования ощущений психофизическими методами.

Одномерное шкалирование. Классификация методов на основании структуры шкалы. Шкала наименований: установление отношения эквивалентности; методы классификаций, называния, идентификации (опознания).

Шкала порядка: установление отношения эквивалентности и порядка; методы ранжирования, балльной оценки, категориальных суждений. Шкала интервалов: установление отношения эквивалентности, порядка, равенства интервалов на шкале попарных разностей; методы парных сравнений и уравнивания интервалов. Шкала отношений: установление отношения эквивалентности, порядка, равенства интервалов для попарных разностей, равенства попарных отношений; методы установления заданного отношения, оценки отношений. Абсолютная шкала: наличие естественной нулевой точки отсчета; методы прямой оценки величины, накопления едва заметных различий, установление заданной величины. Экспериментальные методики, иллюстрирующие разные типы шкал.

Многомерное шкалирование. Два этапа процедуры шкалирования: построение модели субъективного расстояния и построение собственно пространственной модели данных; в связи с этим определение числа основных (базисных) осей субъективного пространства и положения объектов-стимулов в пространстве выбранных координат. Метрические и неметрические модели многомерного шкалирования. Использование процедуры факторного анализа для построения модели субъективного пространства.

Лабораторная работа №3

Задания для самостоятельной работы. 1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий по теме.

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий по теме.

2. Изучите блок методик, регистрирующих параметры индивидуально-типологических особенностей личности и проведите их. Обработайте полученные данные, оформите результаты и выводы в Дневниках.

Для психодиагностического исследования применяются следующие методики:

— изучение локуса контроля;

— уровня тревожности;

— определение психологической характеристики темперамента;

— типа характера по К. Юнгу;

— акцентуаций характера по К. Леонгарду

тексты методик и ключи к ним см. в кн.: 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 528 с.; Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. – 670 с.

3. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы экзамена в виде схем, таблиц, развернутых планов.

 

Тема № 2 Психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования (9 ч)

1. Проблемы измерения в психологии.

2. Приемы измерений.

3. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.

4. Нольмерное шкалирование.

5. Одномерное шкалирование.

6. Многомерное шкалирование.

Задания для самостоятельной работы

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий основных понятии темы.

2. Изучите процедуры шкалирования. Приведите примеры.

3. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы экзамена в виде схем, таблиц, развернутых планов.

Тема№ 3 Эксперимент и его разновидности(9 ч)

1. Определение метода эксперимента.

2. Виды эксперимента.

3. Сравнительная характеристика методов наблюдения и эксперимента.

4. Разновидности экспериментальных исследований.

Задания для самостоятельной работы

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий основных понятии темы. Экспериментальные исследования ощущений психофизическими методами.

— Экспериментальные исследования восприятия.

— Экспериментальные исследования представлений.

— Экспериментальные исследования памяти.

— Экспериментальные исследования внимания.

— Экспериментальные исследования мышления.

— Исследование высших познавательных процессов в гештальтпсихологии.

— Исследование личностно-мотивационной сферы человека

— Генетический тип исследования.

— Клинический тип исследования.

— Интеграция результатов различных экспериментов, проведенных на генеральных испытуемых.

2. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы экзамена в виде схем, таблиц, развернутых планов.

 

Тема№ 4 Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы(9 ч)

1. Корреляционные исследования.

2. Особенности выявления взаимосвязи между двумя переменными в психологическом исследовании.

3. Коэффициент ранговой корреляции по Ч.Спирмену. Коэффициент линейной корреляции по К.Пирсону.

4. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона.

5. Расчет коэффициентов корреляции на материале проведенных экспериментов. Интерпретация результатов.

6. Квазиэкспериментальные планы. Исследование процессов, протекающих в открытой системе — естественной среде. Выявление «независимой переменой». Получение и анализ данных. Возможности и ограничения квазиэкспериментальных планов. Примеры квазиэкспериметов.

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий основных понятии темы.

2. Проведите исследование памяти и внимания. Обработайте полученные данные, рассчитайте коэффициенты корреляции на материале проведенных экспериментов. Интерпретируйте результаты.

3. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы экзамена в виде схем, таблиц, развернутых планов.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Преподавание дисциплины «Общий психологический практикум» создает большие возможности для реализации принципов индивидуализации обучения

Преподавание дисциплины «Общий психологический практикум» создает большие возможности для реализации принципов индивидуализации обучения, проблемности обучения, активности обучения. Этот курс играет важную роль в процессе формирования профессионального мышления психолога, профессиональных практических и исследовательских навыков. Комплексность этой задачи создает определенные требования к подбору употребляемых методик. Должна приниматься во внимание возможность применения разнообразных приемов обработки употребления различных шкал, самостоятельного применения вне аудитории; возможность постановки на материале занятий различных вопросов психологического исследования и самостоятельного поиска ответов студентами. Целесообразно использовать комбинированные формы проведения аудиторных занятий: лекции-беседы, дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, анализ конкретных студенческих исследовательских работ; сочетать групповую работу с индивидуальной.

Сложность решаемых студентами задач и объем самостоятельной работы должны постепенно увеличиваться. Отработка различных методов сбора психологической информации сначала проходит в аудитории на тренировочных испытуемых, затем в аудитории на одном или нескольких генеральных испытуемых. По материалам исследований, проводимых в аудитории, возможно обобщение данных по группе с применением средств математической статистики. После накопления опыта проведения исследований в аудитории под наблюдением преподавателя студенты получают возможность работать с одним или несколькими внеаудиторными испытуемыми. Желательно привлечение к исследованиям одних и тех же испытуемых, что позволяет проводить сопоставление всей получаемой информации и необходимое в практической психологической деятельности обобщение. Анализ полученных данных проводится самостоятельно при консультациях с преподавателем. Могут проводиться коллективные обсуждения получаемого профессионального опыта. В процессе такой работы у студентов должны сформироваться умения и навыки самостоятельного проведения психологического исследования, представления результатов в форме отчета или доклада.

Успешное освоение курса требует соблюдения нескольких условий. Каждое упражнение, каждое эмпирическое исследование предполагает соответствующую подготовку студента, а именно достаточное ознакомление с необходимыми вопросами теории, с методикой предстоящего исследования, с соответствующими приемами математической обработки, соблюдение всех требований инструкции и условий исследования, правильное заполнение протокола и сбор дополнительной информации. Особое внимание следует обратить на формулирование и аргументацию итоговых психологических выводов.

Виды учебных заданий, используемых на занятиях по курсу «Общепсихологический практикум»

1. Сравнение понятий, теоретических подходов по выделенному основанию.

2. Выделение достоинств и недостатков изучаемого явления.

3. Постановка оригинального дополнительного вопроса.

4. Изложение содержания материала в виде таблиц, схемы, плана.

5. Определение круга основных понятий темы.

6. Приведение практических примеров прикладного характера к изучаемым явлениям.

7. Поиск в классической или современной литературе примеров, подтверждающих или опровергающих теорию.

8. Конспектирование монографий, статей, раскрывающих дополнительное содержание изучаемого материала.

9. Составление дневников наблюдений.

10. Тестирование.

11. Составление экспериментального отчета.

12.Написание психологической характеристики и портрета личности.


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Текущий контроль успеваемости и качества подготовки студен­тов в форме ответов на вопросы и обсуждения подготовленных док­ладов (рефератов) проводится на семинарских и практических за­нятиях для получения необходимой информации о выполнении ими графика учебного процесса, оценки качества учебного мате­риала, степени достижения поставленной цели обучения и стиму­лирования самостоятельной работы студентов.

Промежуточная аттестация студентов проводится в виде рейтинг – контроля.

Рейтинг-контроль осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов» ВлГУ от 27.05.2013 №75-Р

 

Рейтиг-контроль №1

Терминологический диктант

1. Эксперимент. По В.В. Богословскому, эксперимент – метод сбора фактов в специальных созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого психологического явления. По В.Н. Дружинину, эксперимент – это метод сбора эмпирический данный в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.

2. Анкетирование –это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.

3. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций (Шевандрин Н.И.).

Тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.).

4. Метод экспертных оценок – проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

5. Метод анализа процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности.

6. Биографический метод – это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии. Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

7. Контент-анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.

8. Близнецовый метод – сравнение близнецов монозиготных (с идентичным генотипом) и дизиготных (генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер).

Варианты близнецового метода: сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ пар близнецов – метод парных сравнений, метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары.

 

Рейтинг-контроль №2

Тест.

1. Эксперимент —

А) Организация взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменение состояний которого зависит от изменения состояний объекта.

Б) Диалог между исследователем и испытуемым, в ходе которого исследователь выявляет психологические особенности испытуемого.

В) Целенапарвленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Г) Проведение исследования в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях.

 

2. Планирование эксперимента –

А) выделение его этапов.

Б) контроль условий его проведения.

В) отбор методов и методик исследования.

 

3. Безупречный эксперимент –

А) руководящие принципы для правильного планирования реального эксперимента.

Б) эксперимент, результаты которого достоверны и надежны.

В) образец для оценки реального эксперимента.

 

4. Соедини термин и его значение.

1) Независимая переменная.

2) Зависимая переменная.

3) Внешняя переменная.

А) Изменение поведения испытуемого при изменении экспериментатором условий эксперимента.

Б) Условия, изменения которых влияет на связь независимой и зависимой переменной.

В) Условие, вводимое и изменяемое экспериментатором по плану.

 

5. Соедини термин и его значение.

1) Эксперимент на который ссылаются.

2) Экспериментальный план.

3) Доэкспериментальный план.

4) Квазиэкспериментальный план.

А) Независимая переменная – реальное событие из жизни испытуемых.

Б) Отсутствие предварительной процедуры уравнивания групп, замена контрольной группы результатами тестирования экспериментальной группы до и после воздействия.

Г) Требования к плану классического эксперимента не учитываются.

Д) Применения одной из стратегий отбора испытуемых, наличие экспериментальной и контрольной групп, сравнение результатов этих групп после воздействия.

6. Соедини термин и его значение.

1. Общая гипотеза.

2. Частная гипотеза.

3. Рабочая гипотеза.

А) Предположение о конкретной связи независимой и зависимой переменной.

Б) Общее предположение об отношении независимой и зависимой переменной.

В) Предположение об определенной связи независимой и зависимой переменной.

7. Конкурирующая гипотеза –

А) предположение о неизменности связи между независимой и зависимой переменной.

Б) предположение о противоположной связи между зависимой и независимой переменной.

В) предположение об отсутствии связи между зависимой и независимой переменной.

 

8. Внутреннюю валидность нарушают

А) эффект тестирования,

Б) факторы времени,

В) реакция испытуемого на экспериментальные условия.

Г) факторы задач,

Д) интерференция экспериментальных воздействий.

 

9. Внешнюю валидность нарушают

А) эффект последовательности,

Б) предубеждения экспериментатора,

В) фактор отбора,

Г) эффект истории,

Д) содержание экспериментального воздействия.

 

10. Для контроля внешних переменных применяют

А) варьирование,

Б) балансировку,

В) селекцию,

Г) элиминацию,

Д) рандомизацию.

 

11. Для контроля независимой переменной применяют

А) варьирование,

Б) балансировку,

В) селекцию,

Г) элиминацию,

Д) рандомизацию.

 

12. Рандомизация – метод составления экспериментальной выборки, при котором

А) определяют набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы.

Б) каждой личности предоставляют равный шанс для участия в эксперименте.

В) лица из каждой страты представлены в выборке поровну.

Г) в исследовании участвуют имеющиеся в наличии испытуемые.

Д) испытуемые в экспериментальной и контрольной группе имеют значимые для эксперимента характеристики.

 

13.Корреляционное исследование –

П) позволяет выяснить причину явления.

Б) устанавливает взаимосвязи между явлениями.

В) устанавливает взаимосвязи между явлениями и причинно-следственные связи.

14.Соедини термин и его значение.

1) Эффект плацебо. А) Поведение испытуемых в соответствии с ожиданиями экспериментатора.
2) Эффект фасилитации. Б) Заинтересованность исследователя в получении определенных результатов вызывает неосознанное искажение им условий проведения исследования.
3) Эффект Пигмалиона. В) Влияние присутствия наблюдателя на поведение испытуемых.
4) Эффект Хотторна. Г) Получение необходимых результатов вследствие самовнушения испытуемых.

 

Рейтинг-контроль №3

Тест.

1.Наблюдение —

А) Организация взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменение состояний которого зависит от изменения состояний объекта.

Б) Диалог между исследователем и испытуемым, в ходе которого исследователь выявляет психологические особенности испытуемого.

В) Целенапарвленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Г) Проведение исследования в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях.

 

2.Измерение —

А) Организация взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменение состояний которого зависит от изменения состояний объекта.

Б) Диалог между исследователем и испытуемым, в ходе которого исследователь выявляет психологические особенности испытуемого.

В) Целенапарвленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Г) Проведение исследования в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях.

 

3.Экспериментально генетический метод позволяет

А) исследовать роль наследственности в поведении,

Б) выявить качественные особенности строения высших психических функций,

В) изучить как происходить формирование психических процессов и поведения.

 

4. Предмет наблюдения

А) внешние проявления психических явлений,

Б) невербальные проявления психических явлений,

В) психические явления.

 

5.Шкала наименования –

А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.

В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.

Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.

 

6.Шкала порядка –

А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.

В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.

Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.

 

7.Шкала интервалов –

А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.

В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.

Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.

 

8.Шкала отношений –

А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.

В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.

Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.

 

9. Тестирование –

А) психодиагностический метод.

Б) разновидность процедуры измерения.

В) стандартизированная процедура проведения исследования.

 

10. Конструирование тестов для измерения психологических свойств и состояний основано на шкале

А) порядка,

Б) интервалов,

В) отношений,

Г) наименований.

 

вопросы к зачету.

1. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике.

2. Метод тестов в психологии

3. Классификации тестов.

4. Достоинств или недостатков

5. Этапы становления метода тестирования за рубежом

6. Развитие тестирования в России.

7. Проблемы измерения в психологии.

8. Приемы измерений.

9. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.

10. Определение метода эксперимента.

11. Виды эксперимента.

12. Сравнительная характеристика методов наблюдения и эксперимента.

13. Корреляционные исследования.

14. Особенности выявления взаимосвязи между двумя переменными в психологическом исследовании.

15. Коэффициент ранговой корреляции по Ч.Спирмену. Коэффициент линейной корреляции по К.Пирсону.

16. Расчет коэффициентов корреляции на материале проведенных экспериментов. Интерпретация результатов.

17. Квазиэкспериментальные планы.