Абсолют — духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное

4.4. Краткий словарь основных философских понятий

Абсолют — духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное.

Абсолютизм — политический режим, характерный для абсолют­ной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, царю, султану и т.д.).

Авидья — в индийской философии незнание, невежество, заблуж­дение относительно важнейших духовных истин.

Авторитаризм — политический режим, при котором власть кон­центрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровожда­ется ограничением прав и свобод социальных и политических институ­тов или общества в целом.

Агностик — приверженец агностицизма.

Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность достоверного знания о сущности предметов.

Адживика — одна из школ древней индийской философии, тяго­теющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.

Адл — «справедливость» — этическое понятие в исламе и ислам­ской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных ка­честв Аллаха; а также качество, которое должен воспитывать в себе человек.

Аксиология – учение о природе ценности и общих закономерностях ее производства и потребления.

Аксиома — исходное положение теории, принимаемое без логиче­ского доказательства.

Аль-инсан аль-камил — суфийское понятие, обозначающее Со­вершенного Человека. В определённом смысле соответствует индуист­скому термину дживан-мукта, буддийскому — бодхисаттва, христиан­скому — богочеловек.

Анализ — процедура мысленного (логического) и реального рас­членения предмета на части (признаки, свойства, отношения).

Обрат­ная процедура — синтез.

Анамнесис (греч. – припоминание) – термин платоновской философии, обозначающий состояние души человека, вспоминающей те знания, которыми владела, пребывая в мире идей. Концепция познания как воспоминания, припоминания развита Платонов в «Меноне», в «Федоне», используется в «Федре».

Анархизм — социально-политическая теория и течение, отрицаю­щее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического инсти­тута.

Антиномия (греч. – противоречие закона самому себе) – 1) сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, одинаково убедительно доказываемых; 2) неустранимое противоречие, мыслимое об идее или законе при попытке их доказательства. И. Кант придал философский смысл понятию антиномии в «Критике чистого разума».

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... что другим он кажется скучным, а его шутки не считать остроумными. Подобные противоречия разрушают Я-концепцию и вызывают психологический дискомфорт (вплоть до распада личности). Чтобы ...

Антропологизм – философский принцип, согласно которому учение о сущности человека должно быть положено в основу всей системы философских и научных знаний.

Антропологическая проблематика – совокупность философских и конкретно-научных проблем, с которыми сталкивается познание человека.

Антропологическая философия – философская система, построенная в соответствии с антропологическим принципом.

Антропоморфизм (греч. – человек и вид) – наделение человеческими свойствами объектов окружающего мира: неживой природы, растений, животных, небесных тел и т. д. Выступает как первая форма мировоззрения.

Антропосоциогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека в процессе трудовой деятельности и общественного развития.

Антропоцентризм — мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек.

Апория (греч – затруднение) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения, опыта и их теоретическим представлением, осмыслением. Понятие введено Зеноном Элейским при рассмотрении проблем движения, множественности, делимости пространства.

Ассоциация – связь между образами, при которой возникновение одного из них влечет за собой появление других.

Атараксия (греч. – невозмутимость) – термин философии Эпикура, обозначающий состояние души человека, к которому следует стремиться; достигается избавлением от страха перед богами, смертью, явлениями природы, а также умеренностью в желаниях.

Атеизм — система философских убеждений, отрицающая сущест­вование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Атман — понятие индийской философии, означает высшее субъек­тивное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой — тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский — некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: личностный — высшее духовное начало человека, его искра духа, яв­ляющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципа. Атман (Джив-Атма) — Высший Бог, находящийся в глуби­нах психического мира каждого человека.

Атомизм – учение о дискретном строении материи, возникло в философии Левкиппа и Демокрита.

Атрибут – неотъемлемое свойство объекта.

Аффицирование – понятие философии И. Канта, означающее воздействие внешнего объекта («вещи в себе») на субъекта, обладающего способностью чувственного восприятия.

Бесконечное – философская категория, характеризующая неисчерпаемость материи, многообразие явлений и предметов материального мира.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не фиксируемых сознанием субъекта.

11 стр., 5199 слов

Философия в современном мире

... 1951) утверждает, что философия - не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в прояснении ... философских обоснований. В социологии элементы сциентизма проявились еще в учении Сен-Симона о научно и планово организованной крупной промышленности, где управление людьми ... опытной проверки, верификации эмпирических высказываний. Ряд понятий ("капитализм", "социализм", "безработица" и т. ...

Бог — в религиозных учениях высшее духовное сверхъестествен­ное Существо.

Брахман — понятие индийской философии, обозначающее выс­шую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Для I обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин — Па­ра-Брахма (Парабраман).

Буддизм — этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель — принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда).

Бытие — реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Бюрократия — социальный слой, выполняющий функции управ­ления в обществе в V веке до н.э.

Вайшешика — одна из школ ортодоксальной индийской философии. Веданта — одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления.

Веды — наиболее древние (из всех известных) индийские религиозные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады — собрания различных комментариев.

Верификация – понятие, употребляемое в философии и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений при помощи эмпирической проверки.

Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности возникновения некоторого события при определенных условиях.

«Вещь в себе» — философское понятие, означающее вещи как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас». Понятие «вещи в себе» является одним из основных в «Критике чистого разума» И. Канта.

Власть — способность навязывать свою волю другим людям и со­циальным группам, а также концентрировать ресурсы для достижения цели.

Возможность – это вариант изменения действительности, не противоречащий ее законам.

Волюнтаризм – направление в философии, считающее волю высшим принципом бытия.

Воля — способность выбирать цель и развивать усилия к ее дос­тижению.

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

Время – это система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.

Всеединство – понятие религиозной онтологии В. С. Соловьева, обозначающее связь бога и мира, божественного и человеческого бытия.

Гедонизм – учение, полагающее высшим благом наслаждение, сводящее к нему все моральные принципы.

Гелиоцентризм — учение о строении Солнечной системы и Все­ленной, согласно которому их центром является Солнце. Появилось в древности, было развито польским астрономом и натурфилософом Ни­колаем Коперником в XVI веке.

Генезис — происхождение и дальнейшее развитие.

Географический детерминизм – учение, приписывающее решающую роль в развитии общества и народов природным условиям, географической среде.

Геоцентризм — учение о строении Солнечной системы и Вселен­ной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.

4 стр., 1974 слов

Учение Декарта о природе человека

... захоронены в Париже, в церкви Св. Женевьевы. Учение Декарта о человеке Рассматривая человеческую природу, Декарт выделяет в нё ... появились “Метафизические размышления”. После этого были опубликованы “Начала философии”, самое обширный труд Декарта, в котором раскрываются и уточняются ... следует отнести каждую из наших функций»2 Декарт вводит новое понятие «животного духа» - у него это мелкие частицы ...

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов.

Герметизм — одно из течений древней религиозно-философской мысли, близкое эзотерической традиции познания. Развивалось в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Европе примерно с I тыс. до н.э. до сер. I тыс. Позже герметизм сливается с другими религиозными и философскими учениями.

Гилозоизм — учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свой­ством первичной субстанции и отвергающее границу между «живым» и «неживым».

Гипотеза — научное предположение, основанное на определённых теоретических и (или) опытных положениях.

Глобализм — в широком смысле идейно-политическая доктрина, рассматривающая земную цивилизацию как единую (взаимосвязан­ную) культурную, экономическую, политическую систему.

Гносеология – учение об универсальных особенностях познания реальности

Гностицизм — христианское философско-религиозное течение поздней античности. Впитало некоторые идеи эзотерической филосо­фии, античной и восточной мысли.

Государство — социальный институт, осуществляющий функции организации, управления и защиты конкретного общества, а также распределения общественных (экономических, военных, демографических, духовных и т.д.) ресурсов.

Государство правовое — разновидность демократического госу­дарства, политический режим которого основан на соблюдении законов, правовых норм и свобод человека (право на жизнь, свободу, соб­ственность и т.д.).

Гражданское общество — независимая от государства совокуп­ность развитых социальных отношений (правовых, экономических, по­литических и др.) и форм культуры, развивающихся благодаря призна­нию со стороны государства приоритета неотъемлемых прав человека и всеобщих гуманистических ценностей.

Гуманизм – система воззрений, возникшая в философии эпохи Возрождения, признающая ценность человека как личности. Мировоззрение, признающее человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, а также культурное движение в Европе в период раннего Возрождения.

Дао (букв. «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее со­стояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Даосизм — одно из направлений древней китайской философии, I древняя китайская религия. Основатель — мудрец Лао-цзы.

Движение — всякое изменение и взаимодействие форм материи. Дедукция — логический метод вывода умозаключений от «обще­го» к «частному».

Двойственная истина – учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.

Деизм – философско-религиозное учение, получившее распространение в эпоху Просвещения. Согласно этому учению бог, сотворив мир, более не вмешивается в ход событий.

7 стр., 3321 слов

И. Кант. Учение о человеке и его бытие

... смысле, что в нём совмещаются такие противоположные начала, как ”душа” и “тело”. Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; ... вытекает эгоизм как природное свойство человека. Просветительская философия, исходившая из отдельного, обособленного индивида, ... человека к своему здоровью должно быть сознательным. Учение о человеке Самый главный предмет в мире - это человек, ...

Действительность – это актуальное бытие объекта.

Демократия—дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным массам.

Деспотизм — форма неограниченной власти, для которой харак­терны произвол и беззаконие относительно членов общества и его со­циальных институтов. Детерминизм — учение о закономерности и обусловленности яв­лений мира.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимной обусловленности явлений бытия.

Джайнизм — древнее индийское неортодоксальное религиоз­но философское учение крайне аскетического толка. Основатель — мудрец Махавира. Джива — в индийской философии божественная душа человека или искра жизни. В определённом смысле соответствует европейскому термину «монада» в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива, или Джив-Атма, обозначает единое вселенское жиз­ненное начало духовного характера.

Диалектика — в широком смысле учение о противоположностях и развитии.

Дискретный — разделенный, прерывный.

Дискриминация — подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).

Диссидент — в широком смысле инакомыслящий человек, не раз­деляющий господствующие политические (или иные) взгляды и откры­то отстаивающий свои убеждения.

Дифференциация — разделение, расчленение в процессе разви­тия.

Догма — положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина — систематизированные представления, учение, кон­цепция.

Дуализм – философское учение, признающее равноправными, не сводимыми друг к другу материю и дух, материальное и духовное.

Дух — в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции).

Душа — в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Дхарма — одно из основных этических понятий индийской фило­софии — моральный закон, долг, духовное учение (существуют и дру­гие значения).

Дэ — понятие китайской философии, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармли­вает (их)». Дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступ­ное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В дао­сизме человек с «высшим дэ» — это совершенномудрый человек.

Ересь — отклонение от общепринятого (ортодоксального) понима­ния тех или иных религиозных вопросов.

Жэнь — основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гу­манность», «милосердие», «человечность», Жэнь — одно из «пяти по-стоянств», которым должен обладать совершенный человек.

Закон – это повторяющееся, устойчивое отношение, существенная связь предметов и явлений.

7 стр., 3437 слов

Назовите пять основных периодов становления античной философии ...

... эксперименту) 17. Почему учение Б. Спинозы получило название "пантеизм", а философия Р. Декарта — «дуализм»? ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что ... природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но ...

Западники — течение в русской мысли середины XIX века, счи­тавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропей­скому сценарию.

И — понятие китайской философии, означающее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Идеализм — общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).

Идеализм – философское направление, утверждающее первичность духовного, идеального начала, сознания, мышления по отношению к материальному, природному, физическому.

Идеология — сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

Иммиграция — перемещение людей в конкретное общество извне.

Императив — требование, закон, приказ.

Империя — монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).

Инволюция — плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.

Индукция — логический метод вывода умозаключений от «частно­го» к «общему».

Интенция — направленность сознания (мышления) на определен­ный объект.

Интуитивизм – философское течение, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Интуиция – способность постижения истины без обоснования с помощью доказательства.

Инь-ян — парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, покой — движение, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

Иррационализм – течение в философии, которое ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания.

Исихазм — одно из течений в восточном мистическом христианстве (Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию («умное дела­ние») главным средством духовного совершенствования.

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Основа­на пороком Мухаммедом в VII веке на Аравийском полуострове.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Иттихад — термин арабо-мусульманской философии, означа­ет — «слияние» или «соединение» (человеческой души с Аллахом).

В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.

Ишрак — учение о мистическом озарении в арабской философии. Характерно для суфизма.

11 стр., 5419 слов

25, Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором ...

... философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. - Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах. Западное направление. Августин. - учение ... -доказательному;внесли вклад в развитие логики вели практическую ... наука = знание. Схоластика. - Широко применял метод индукции – от ... + разум). Душа дает смысл и направленность жизни. - ...

Йога — одна из школ ортодоксальной индийской философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединения личного сознания с Космическим Сознанием.

Каббала — мистико-философское течение в иудаизме.

Калам — рациональное исламское богословие. Приверженцы ка­лама — мутакаллимы — использовали рациональные методы в толко­вании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и религиоз­но-философских вопросов.

Капитализм — историческая форма развития общества; обще­ственно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наёмных работ­ников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными от­ношениями.

Карма — в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских уче­ниях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настига­ют последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма опре­деляет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Категорический императив – термин, введенный Кантом, выражающий основной закон его этики. Имеет следующие формулировки: 1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», 2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, ив лице всякого другого только как к цели и никогда не относился бы к нему только как средству».

Качество (качественная определенность) – характеристика явления, определяемая его свойством и субстратом.

Киники — последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.

Количество (количественная определенность) – совокупность множества и величин, характеризующих вещь как процесс.

Коммунизм — 1) идеология, провозглашающая социальное равен­ство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; об­щественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.

Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвенция — международное соглашение (договор).

Консенсус — согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.

Консерватизм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на сохранение традиционных форм общественного устрой­ства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.

Консолидация — объединение, сплочение, интеграция.

7 стр., 3024 слов

Смысл жизни и предназначение человека

... II . Смысл жизни и предназначение человека 1. Философская антропология В широком смысле - учение о природе (сущности) человека. Трудно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе философского знания. Размышление о человеке захватывает широкий круг проблем. ...

Конституция — основной закон государства, отражающий и нор­мативно закрепляющий основные политические, экономические, соци­альные, религиозные принципы существования данного государства и общества.

Континуум — в широком смысле нечто непрерывное, единое.

Конфликт — острое столкновение интересов, форма социального противоречия.

Конформизм — приспособленчество, соглашательство с сущест­вующим мнением или порядком вещей.

Конфуцианство — одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Концепция — способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.

Коран — Священное Писание в исламе.

Космогония — одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов.

Космос — 1) в античной философии — упорядочное, организован­ное, конечное бытие как противоположность хаосу — бытию неорга­низованному и бесконечному; 2) в современной науке и филосо­фии — мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм — специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм — религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ личности — необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тота­литарной) власти.

Легальный — узаконенный, разрешенный законом.

Легизм — одна из школ древней китайской философии, уделяю­щая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.

Легитимный — признанный (в своих правах, полномочиях, вла­сти) обществом или социальной группой.

Ли — понятие китайской философии, означающее «ритуал», «це­ремония», «этикет». Ли — это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Либерализм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демократии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.

Либидо — термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика — учение о законах рационального мышления.

Лока — термин индийской философии, означает «область», «место», «сфера», «мир». В индийской метафизике упоминаются раз­личные по количеству системы лок (миров или сфер) — три локи, семь лок, четырнадцать лок и т.д. С помощью этого понятия выража­ется представление о существовании множества миров — материаль­ного земного и духовных надземных.

Локаята — материалистическая философская школа Древней Ин­дии.

Магия — религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определен­ных обрядов и ритуалов.

Майя — термин индуизма и индийской философии, означает ил­люзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обо­значения материального бытия, которое считается объективно воспри­нимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реально­стью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

10 стр., 4508 слов

Эпистемология – философское учение о знании.

... нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля. Эпистемология – философское учение о знании.   Эпистемология (от греч. episteme - " ... верить в него, как только оно будет раскрыто. Философия как эпистемология будет поиском неизменных структур, внутри которых ... что эпистемологическое поле - изначально промежуточное и в этом смысле сплошное, в нем нет деления на сектора- эмпиризм, ...

Маргиналы — представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устой­чивых социальных групп или доминирующих культур.

Марксизм — философское и социально-экономическое учение К.Маркса и Ф. Энгельса (XIX в,), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И. Лениной и получило широкое распро­странение в мире.

Материализм – философское направление, философское направление, утверждающее первичность материи, природы и рассматривающее сознание, психическое, мышление как порождение материальным началом.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Махатма — дословно «Великая Душа». Духовный титул выдающих­ся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы — сверхче­ловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основ­ную массу земного человечества по развитию.

Махаяна — одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.

Медитация — концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).

Менталитет — в широком смысле образ мыслей, устойчивое пред­ставление о чём-либо.

Метафизика — 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.

Метемпсихоз — «переодушевление» — понятие древней грече­ской философии, тождественное терминам «реинкарнация» и «пересе­ление души».

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Миграция — перемещение социальных групп. Милетская школа — наименование учений ранних греческих фи­лософов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Slovar_filosofia (2) — Стр 2

Миманса — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии. Основана Джаймини примерно во II веке до н.э.

Мин-цзя — философская школа имен (логиков, диалектиков, со­фистов или спорщиков) в Древнем Китае.

Мистическая философия — общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и исполь­зовании.

Мистический — таинственный, тайный.

Мифология – способ познания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Моизм — философская школа в Древнем Китае, Основана Мо Ди в V в. до н.э.

Монада — единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монархия — государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю — монарху (король, царь, им­ператор, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.

Монизм — точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию).

Разновидности монизма: материалистиче­ский, идеалистический, пантеистический.

Мукти — термин индийской философии, означает освобождение от сансары и власти земной кармы. «Мукти» в определенном смысле соответствует буддийскому понятию «нирвана».

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, творческое созидание новых идей, прогнозирование событий и действий.

Натурфилософия — умозрительная философия природы.

Научное наблюдение – целенаправленное и специально организованное восприятие явлений.

Национализм — идеология, политическая практика, разновид­ность массовой психологии, в основе которой лежит признание приви­легированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.

Необходимость – это реализация единственной возможности перехода к новой действительности перехода к новой действительности

Неоплатонизм — одно из самых влиятельных философский тече­ний эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и Пифагора.

Неопозитивизм — течение в европейской философии первой по­ловины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начина­ется с работ участников Венского кружка — научного семинара в Венском университете.

Неотомизм — философское течение в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основано на идеях средневеко­вого философа Фомы Аквинского.

Нигилизм — в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.

Нирвана — в буддийской философии высокое состояние духа че­ловека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бы­тия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угаса­ние», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угаса­ние всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пла­мени чувственных желаний и привязанности к материальному, земно­му миру.

Номинализм – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Ноосфера — в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Ноумен — в широком смысле скрытая сущность явления или про­цесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органа­ми чувств.

Ньяя — одна из школ ортодоксального направления в древней ин­дийской философии, развивавшая учение о логике и методах познания.

Общественный договор – философская концепция, объясняющая возникновение государства соглашением между людьми, чтобы прекратить «войну всех против всех».

Общество, в широком смысле – это обособившаяся часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Объект — пассивное начало, воспринимающее действие.

Объективный — в широком смысле независимый от субъекта, су­ществующий сам по себе.

Оккультизм — общее название учений, восходящих к эзотериче­ской традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.

Олигархия — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан (олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита, управляю­щая государством-олигархией.

Онтология – учение об объективной реальности и ее атрибутах, рассматриваемых в предельно общем виде.

Оппозиция — 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парла­менте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Охлократия — в широком смысле власть толпы, власть черни.

Ощущение – отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности природы. Раз­новидности — анимизм, гилозоизм и др.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и при­роду. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким су­ществом, а представляет собой активное духовное начало — силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице.

Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.

Парадокс — противоречие.

Парламентаризм — система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнитель­ных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Патриотизм — глубокое, бескорыстное чувство любви к своей ро­дине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами.

Патристика — общее название учений ранних христианских бого­словов и философов (II—VIII вв.).

Пацифизм — идеология, идейно-политическое течение, выступаю­щее против вооружённой борьбы и всех видов войн.

Персонализм – направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности.

Перцепция — восприятие.

Плутократия — власть богатых.

Плюрализм политический — принцип существования социаль­но-политической и идеологической жизни общества, допускающий ши­рокое многообразие различных идеологических, социальных, экономи­ческих, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций.

Плюрализм субстанций — точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Готфрида Лейбница.

Позитивизм – философское направление, полагающее, что всё подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, а философия как наука, исследующая наиболее общие законы бытия, не имеет права на существование.

Политика — деятельность в сфере достижения, удержания, изме­нения и осуществления власти в обществе и государстве.

Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.

Популизм — политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозгла­шение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обе­щаний и программ.

Постулат — положение (аксиома), принимаемое в качестве осно­вы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.

Потенция — в широком смысле возможность осуществления оп­ределенного действия.

Право — система социальных норм, установленных государством для регулирования общественных отношений.

Пракрити — в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши).

Предрассудок — необъективное суждение, основанное в большей мере на стереотипах, чем на реальной оценке явления или объекта.

Представление – наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Престиж — оценка обществом социального статуса.

Природа, в широком смысле – весь мир в многообразии его форм. Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями материальных объектов или явлений в процессе движения, развития.

Провиденциализм — религиозная концепция исторического про­цесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план, недоступный пониманию человека.

Прогресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорга­низованным.

Прогресс социальный — поступательное развитие общества от примитивных, кизкооргаиизованных форм к сложным, упорядоченным и высокоорганизованным.

Пропаганда политическая — распространение, разъяснение, по­пуляризация каких-либо социально-политических идей и доктрин для необходимого изменения общественного сознания.

Пространство – это система отношений, характеризующих протяженность и взаимное расположение вещей.

Психоанализ — 1) метод в психотерапии, разработанный австрий­ским психологом Зигмундом Фрейдом; 2) общее название группы фи­лософских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи психоаналитической теории Фрейда и, в частности, его психоана­литический метод.

Пуруша — в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека — «небесный человек»; иногда — выс­шее духовное «Я» человека.

Развитие – эволюция системы, связанная с усложнением ее организации.

Развитие социальное — в широком смысле любое изменение об­щества.

Разделение властей — один из важнейших принципов существо­вания демократического (правового) государства и гражданского об­щества, предполагающий деление власти в государстве на независи­мые ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Расизм — идеология, политическая практика, вид массовой психо­логии, в основе которых находится убеждение в природной неравно­ценности человеческих рас.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональное познание – процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

Рациональный — связанный с разумом.

Реализм — течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существова­ние общих понятий (универсалий).

Революция — резкие, скачкообразные, качественные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Революция социальная — качественные изменения во всех сфе­рах жизни общества, протекающие резко и скачкообразно и завер­шающиеся сменой социально-экономической системы (формации) об­щества.

Регресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорга­низованным.

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование (одного или нескольких) богов.

Релятивизм — методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.

Республика — форма государства (политической власти), осно­ванная на выборах высших органов власти, либо их формировании об­щегосударственными представительными политическими институтами (парламент и др.)

Рефлексия — направленность мышления на сам процесс мышле­ния — его формы, причины, следствия.

Реформа социально-политическая — плавное, эволюционное из­менение общества, инициируемое определёнными политическими си­лами.

Сакральный — священный.

Санкхья — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии, придававшая особое значение изучению природы, рассмат­риваемой в процессе космического развития.

Сансара — в индуизме и индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души.

Секуляризация — освобождение общества от власти церкви и ре­лигии.

Сенсуализм — философское направление (гносеологическая кон­цепция), признающее чувственное восприятие основной или главной формой человеческого познания.

Сепаратизм — теория и политическая практика отделения (обо­собления) части территории единого государства для образования но­вого независимого государства или автономии с широкими полномо­чиями.

Синтез — в широком смысле соединение в единое целое.

Система – это целое, элементы которого связаны так, что приобретают свойства, отсутствующие у них вне системы.

Случайность – это реализация одной из многих возможностей.

Сознание – это способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сокровенная Мудрость — эзотерическая традиция познания; сим­волическое название духовных учений Великих Учителей (Махатм) Шамбалы.

Софизм — логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.

Социал-демократия — идеология, социально-политическое тече­ние реформаторского характера, направленное на воплощение ценно­стей социализма и либерализма (свобода, равенство, социальная спра­ведливость и др.).

Социализм — стадия развития общества согласно марксистской теории, является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом и отличается ликвидацией частной собственности на средства производства и политической власти капитала.

Социальная среда — совокупность общественных условий жизни и деятельности человека, которая оказывает влияние на его сознание,. ценности, поведение и нормы.

Социум — социальная общность, общество.

Спиритуализм – Объективно-идеалистическое философское воззрение, согласно которому дух является первоосновой действительности, как особая бестелесная субстанция, существующая вне материи и независимо от нее.

Спонтанный — самопроизвольный.

Стереотип — упрощенный, привычный образ мышления или дей­ствия.

Стратификация социальная — структурирование общества на различные слои (страты).

Субстанция — сущность; нечто, лежащее в основе; первоначало всех вещей.

Субстрат — материальная основа какого-либо предмета или яв­ления.

Субъект — активное начало, направляющее (производящее) дей­ствие.

Суждение – это мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается.

Суфизм — мистико-философское течение в исламе, впитавшее некоторые идеи и принципы эзотерической традиции познания. Заро­дилось примерно в VIII веке на территории современного Ирака и Си­рии. Суфизм оказал большое влияние на мусульманское богословие

Сущность – это внутренняя сторона объекта, недоступная непосредственному чувственному созерцанию и постигаемая с помощью мышления.

Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо -— зна­чит служить родителям по правилам ли.

Танасух — исламский аналог греческого термина «метемпсихоз» (букв, «переодушевление»), т.е. переселение души из одного тела в другое. Использовался у исмаилитов и в некоторых других течениях шиитского направления.

Теизм — религиозно-философское учение, в котором Бог пони­мается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных (запредельных, надмировых) областей бытия.

Тенденция — направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону.

Теология — богословие, учение о Боге.

Теософия — дословно «Божественная Мудрость». Течение, близ­кое эзотерической философии.

Теоцентризм — специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог.

Тождество – понятие, выражающее предельный случай равенства объектов, когда все их свойства совпадают.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям.

Томизм – направление средневековой схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским.

Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторона­ми общественной жизни.

Трансцендентный — выходящий за рамки чувственного опыта; на­ходящийся за пределами ограниченного бытия; запредельный.

Труд – это изменение природы, общества, объекта посредством орудий труда.

Тянь — понятие китайской философии, означает «Небо», которое воспринималось как некая высшая духовная сила, управляющая Ми­ром.

Увэй — «не-деяние» — одно из основных понятий даосизма, оз­начает следование естественным законам и ненарушение их своей во­лей, Увэй в понимании даосов это не полное бездействие, а, скорее, действие особого рода, когда поступки человека сгармонизированы с законами природы и естественной необходимостью.

Умозаключение – это логическое рассуждение, при помощи которого из одних суждений выводятся другие.

Универсалии – общие понятия.

Усин — понятие китайской философии, которое означает пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

Утопия — в широком смысле некоторое построение (проект), ре­альное воплощение которого практически недостижимо.

философию.

Чувственное познание – процесс возникновения наглядных образов и оперирование ими.

Эксперимент – это управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем.

Эмпиризм – философское направление, утверждающее, что опыт является источником познания, что содержание знания может быть представлено либо как содержание этого опыта, либо сведено к нему.

Явление – внешняя сторона объекта, которая отражается человеком в чувственных образах.