Назовите пять основных периодов становления античной философии и пять философских школ архаичного периода и те проблемы, которые сформулировали философы эт

Периоды: 1) Критский(критоменойский) 13-12 в до нэ; 2) Гомеровский 12-8 в до нэ – формировалась мифологическая картина мира. 3) Архаичный (древний) 8-5 в до нз ШКОЛЫ: 1-Милетская (под рук. Фалеса, Анаксимандра, Анаксимеда) 8 век Фалес- первопричина в воде. Анаксимандр- первоначало видел «Апейрон»-вечная низменная сущность, кот существует вне пространства и времени. Анаксимед-первоначало в воздухе. Натурфилософы. Впервые вопрос о сущности мира. 2-Эфесская (под рук Гераклита) 6 век Гераклит-создатель первоначальной философск диалектики ( стихийный характер), первоначало в огне, который то раскаляется то гаснет, тем самым обеспечивая непрерывность рождения и исчезновения в природе. 3-Афинская (под рук Демокрита, Лифкиппа) первооснова в атоме (атомарная система) как причина всего существующего. 4-Элиатская (под рук Парменида) первоначало в окруж мире, кот для него представляет еиное вечное бытие. Бытие- то что существует и небытия нет. 5-Кратонская (пифогорийская) Пифагор-заложил основы миропредставления в кот доминирующую роль играло учение о нравственно-религиозном походе к жизни. В основе мироздания лежат числовые отношения которые создают мировую гармонию. 4) Классический (античность) 5 в до н.э основные философские идеи сократа, платона и аристотеля. СОКРАТ-(469-399)-шаг в развитии философск мысли. «познай самого себя» его интересуют вопросы морали и права. Основной принцип-знание есть добродеятель. Система Сократа-этический рационализм-человеку достаточно открыть истину, получить её и он станет добродеятельным. Интеллектуальный характер диалектики. ПЛАТОН (427-347)- ученик сократа. Концепция- объективный идеализм. Суть теории выражается в идеях кот не могут быть поняты рационально а лишь умудрительно (интеллектуально).

Первооснова мира- это идеи, представляющие собой образы вещей. Идеализм- философск. точка зрения, согласно кот существует высшие необъяснимые явления, кот не поддаются рациональному обоснованию. Платон считал что существует особый мир, мир идей, существующий независимо от человека и назыв бытием. АРИСТОТЕЛЬ (384-322) ученик платона. Активно занимался кроме естеств. наук политикой, эстетикой. Концепция о существе 4 причин всякой вещи: форма и содержащие (материя), которые достаточно для объяснения реальности, а две другие-деятельная и финальная(сырьевая) причины позволяют объяснить реальность вещей и их развитие. 5) Эленес тический (4-5в нэ) заключит этап развития древнегреч философии ШКОЛЫ: 1-эпикур и эпикурейцы (гедонизм- стремление к наслождению).Лукреций Кар 2- стоики и стоицизм( воспринимать всё как должно и не отрицать его) Аврепий, Селека. 3-скептики (высказывали свои суждения не в точной и определенной форме, но с известным сомнением и нерешительностью) Перрон, Секет 4- неоплатоники (мистическое, интуитивное познание высшего разума, или первосущности) Прокл

10 стр., 4634 слов

Принцип системности, его значение в познании мира

... системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Существуют и другие подходы. Что же такое чувственное и рациональное? В понимании ... является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть ...

12.Какова основная проблематика ранней древнегреческой философии? Досократические школы древнегреческой философии:

Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало — из чего все произошло.

13 Как решались проблема субстанции устройства мира и способов его познания в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Демократа? СОКРАТ-(469-399)-шаг в развитии философск мысли. «познай самого себя» его интересуют вопросы морали и права. Основной принцип-знание есть добродеятель. Система Сократа-этический рационализм-человеку достаточно открыть истину, получить её и он станет добродеятельным. Интеллектуальный характер диалектики. ПЛАТОН (427-347)- ученик сократа. Концепция- объективный идеализм. Суть теории выражается в идеях кот не могут быть поняты рационально а лишь умудрительно (интеллектуально).

Первооснова мира- это идеи, представляющие собой образы вещей. Идеализм- философск. точка зрения, согласно кот существует высшие необъяснимые явления, кот не поддаются рациональному обоснованию. Платон считал что существует особый мир, мир идей, существующий независимо от человека и назыв бытием. АРИСТОТЕЛЬ (384-322) ученик платона. Активно занимался кроме естеств. наук политикой, эстетикой. Концепция о существе 4 причин всякой вещи: форма и содержащие (материя), которые достаточно для объяснения реальности, а две другие-деятельная и финальная(сырьевая) причины позволяют объяснить реальность вещей и их развитие. ДЕМОКРИТ (460-370 до н.э.).стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения.

Исходная мысль этого учения: «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разъединения 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте.

 

14.Особенности средневековой философии. Основные положения патри­стики и схоластики? Начало эпохи средневековья связано с падением Римской империи (476г).

начало средневеков. философии ознаменовано союзом философии и теологии-учение о боге, а завершение-распад этого союза. Основные черты: 1-тесная связь со священным писанием, которое рассматривается как исчерпывающее и универсальная парадигма философск. знаний о божестве, мире, человеке. 2- монотеизм- единый бог который был немыслим в рамках античной философии 3- креацианизм- бог творит мир из ничего без посредников, через свое слово. Идея предопределения (теодицея)-богооправдание, бог не является родоначальником благ. Этапы: 1) Патристика (2-8 в) –учение отцов церкви, главная их цель-защита христианск учений от нападков языческих философов(напады Цельса) и теоритич обоснование христианской религии. Апологеты-защитники (блаженый августин).

12 стр., 5519 слов

В) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания ...

... как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта Г) совокупность «врождённых ... Вопрос: 18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело: А) развитие протестантизма ... Г) плюралистической   Вопрос: 5. В учении Г.В.Ф. Гегеля природа, общество, человек, Вселенная ... 5. Какого утверждения придерживался рационализм: А) «Мир есть комплекс моих ощущений» Б) «Я ...

2) Схоластика (8-15 в)(от греч школьный) стремились рационально обосновать хрисианск вероучения. Проблема- док-во бытия бога, проблема универсалий-природа общих имен и понятий. Направления: 2-номиналисты(считали что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса, а явл именами для обозначения единичных вещей Бытие непознаваемо, основываются на вере) 2- Рационалисты(считали что подленной реальностью обладают только общие понятия).

Заключительный этап- тория двойственной истины-истина веры и разума. Начинается разрыв между философией и теологией.

15.Почему новоевропейская философия означала новый период в развитии философии? В чем проявился её «классический» характер? С 17-18 вв эпоха нового времени связана с началом первых буржуазных революций. От феодализма к капитализму. Философия делает акцент на науку, гносеологические проблемы тесно связанные с экспериментально математическим естествознанием. Философские направления: 1) эмпиризм (Бэкон- «знание-сила», основная задача- научный метод знаний, индукция-от частного к общему. Любое познание должно опираться на опыт. Не отрицал рационализм, а говорил что научное знание должно подтверждаться практикой. От обыденного опыта к эксперименту) 2) Рационализм ( декарт Критерием истинности выступает не опыт а очевидность явления для разума. Центральным понятием рационал метафизики является понятие субстанция-всякая вещь, всякое сущее которое не нуждается для существования ни в чем кроме себя (Бог).

Виды-материальная(мир, вещи) и духовная(возрождение идеи, бог, мысли).

Спиноза (учение об одной субстанции- природа или бог. Механическое понимание материи. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. ) Лейбниц ( отвергает систему спинозы о единстве субстанции и выделяет учение о множестве субстанций, МОНАДЫ-явления, простые неделимые, нематериальные сущности, в котором присутствует разум и способность чувствовать. Монады: бог, люди, природа)

16. Чем определяется исключительная роль Ф. Бекона в развитии новоевоевропейской философии? эмпиризм (Бэкон- «знание-сила», основная задача- научный метод знаний, индукция-от частного к общему. Любое познание должно опираться на опыт. Не отрицал рационализм, а говорил что научное знание должно подтверждаться практикой. От обыденного опыта к эксперименту)

17. Почему учение Б. Спинозы получило название «пантеизм», а философия Р. Декарта — «дуализм»? ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — «всё» и theos — «Бог») — философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия. Спиноза (учение об одной субстанции- природа или бог. Механическое понимание материи. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. ) декарт Критерием истинности выступает не опыт а очевидность явления для разума. Центральным понятием рационал метафизики является понятие субстанция-всякая вещь, всякое сущее которое не нуждается для существования ни в чем кроме себя (Бог).

10 стр., 4767 слов

Философия позитивизма 2

... позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, ... субстанция» социума, и одновременно носитель его идеи. Здесь человек учится «жить для других», преодолевая природный эгоизм. Государство ... превосходство чувства («сердца») над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой ...

Виды-материальная(мир, вещи) и духовная(возрождение идеи, бог, мысли).

18. Какой вклад внес основоположник классической немецкой философии И. Кант в развитие философии? Основоположник немецкой классической философии (сер18-сер 19 века) Творчество Канта: 1) докритический(рассматривал натурфилософские идеи, где выдвигает космогоническую гипотезу о вращении земли и развитии природы) 2) критический (1- Критика чистого разума- гносеология, вопросы познания, как возможна наука и философия. Чистый-свободный от опыта, от рождения.; 2- Критика практического разума- вопросы этики, морали и нравственности, быть всегда нравственным и честным перед собой, максима канта; 3- Критика способности суждения- вопросы эстетики, как возможно прекрасное в природе.)

Определите особенности философской системы Г. Гегеля?

Самым выдающимся немецким философом был Гегель. В своем главном произведении «наука логики» он уподобил мир мышлению, которое не только функционирует, но и предписывает их природе и общественной жизни. В основе лежит абсолютная идея-некий абсолютный высший разум бога. Проявляется в мышлении и проходит 3 стадии: суждение, понятие, умозаключение. Природа: механическая, органическая и химическая. Общество: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Главное в философии Гегеля доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяет законы природы и общества. Поэтому философия гегеля есть проявление высшего разума, творящего мир и изменяющего его. Концептуальная философия.

20. Почему материализм Л. Фейербаха называется «антропологическим»? Немецк философ 19 века Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания. Младогегельянец. Он был материалистом в понимании природы и человека, и идеалистом в понимании общества, полагая что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Антропологический материализм- философская система, в основе которой лежит нравственное перерождение людей, благодаря которому происходит общественное развитие.

21. Какое название получил «материализм» марксизма и почему? Марксизм появился в европе в середине 19 века, основоположники(маркс и энгельс- материалисты).

Учение базируется на философск системе Гегеля (диалектика) и философск системе Фейербаха (антропологич материализм) ДИАЛИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (особое внимание уделено диалектики производственных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства. Общество в своем развитии проходит ряд ступеней, которые отличаются друг от друга способами производства, уровнем развития производственных сил, объектом складывающимся на основе отношений (собственность).

Теория классовой борьбы: 1 этап- люди ищут новое, 2- диктатура пролетариата 3- классы исчезают. Разработал теорию коммунизма, 1ой стадией которого в 20 веке стал рассматривать социализм, основанный на принципах коллективного труда, в котором наука превращается в мощную производственную силу и становится двигателем общественного прогресса

13 стр., 6348 слов

Раздел 1. Проблема философии и науки в позитивизме.

... сомнительно. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. ... его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление Позитивистов придать ...

22.Какие изменения произошли в современной философии? Современ философск концепции предстают в виде мозайки самых различных идей и походов, точек зрения, проблем и методов. С сер 19 в появляются современные философск направления. Как гносеологическое так и социальное основание. Непрерывный поиск научной картины мира, затрагивая такие сферы жизни как экологическая, ядерная безопасность, кризис культуры и духовности. Философия западная стала в значительной степени антропологией, обратилась к проблемам человека. Позитивизм (Конт-основоположник, франц. философ, разрыв между политикой и философией, «знание полученное как синтез наук»).

Позитивизм отказывается от фундаментальных проблем бытия, отвергая материализм и идеализм. Наука отвечает на вопрос не ПОЧЕМУ а КАК. В конце 19 века изза кризиса естественно-научных знаний, многие философы подвергали позитивизм жесткой критики. На смену приходит эмпиро-критицизм который носит субъективно-идеалистический характер. В 20 веке неопозитивизм (от логического позитивизма до аналитической философии) подлинное знанине возможно лишь как синтез отдельных наук, а философия входит в эти науки. Логический позитивизм – делает акцент не только на логические формы знания но и на языковые факты (мир- универсум языка) Семиотика- наука о знаковых системах(вычислительная техника)

23.Из каких принципов исходил позитивизм в обосновании своих положе­ний? Позитивизм определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. (Конт-основоположник, франц. философ, разрыв между политикой и философией, «знание полученное как синтез наук»).

Позитивизм отказывается от фундаментальных проблем бытия, отвергая материализм и идеализм. Наука отвечает на вопрос не ПОЧЕМУ а КАК. В конце 19 века из-за кризиса естественно-научных знаний, многие философы подвергали позитивизм жесткой критики. На смену приходит эмпиро-критицизм который носит субъективно-идеалистический характер. В 20 веке неопозитивизм (от логического позитивизма до аналитической философии) подлинное знание возможно лишь как синтез отдельных наук, а философия входит в эти науки. Логический позитивизм – делает акцент не только на логические формы знания но и на языковые факты (мир- универсум языка) Семиотика- наука о знаковых системах(вычислительная техника)

 

24. Круг каких философских проблем решает прагматизм и где он получил развитие? Получило распространение в сша в начале 20 века и выражало стремление среднего американца (пирс, дьюи) Основные элементы: размышление о первоначалах бытия, а общим методом решением проблем людей возникают, в процессе практич деятельности общества. Опыт не дан нам первоначально а формируется познавательными усилиями в процессе решения жизненных задач. Главный критерий успеха- то как он может организовывать свою жизнь.

25. Как понимает человека и его место в мире экзистенциализм? Распространение в 20 веке во всех странах мира. Представители- Ясперс-германия, марсель-франция. Родоначальник- Кьеркегор ( стадии человеч. Существования: этика, эстетика, религия).

13 стр., 6034 слов

Философия жизни 5

... была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение ... сознания" и "Идея места у Аристотеля". В 1896 г. была опубликована одна из самых значительных работ Бергсона — "Материя ... устремление философии жизни связано с расшатыванием основ сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ...

Основная задача- вопросы сугубо человеческого бытия, метод-феноменологический(чистое сознание, отрицание всех связей с миром).

Вопросы- смысл жизни, свобода и ответственность. Человек со всеми его переживаниями, страхами, эмоциями- главная философск проблема. Несчастнейший

26. Какой смысл несет в себе понятие «картина мира», и какое значение она имеет для деятельности человека? истину образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску; Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Мировосприятие— это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п. Мировоззрение —общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

28.Чем определяется содержание понятия «бытие»? Бытие- то что существует, то что нас окружает(прменид) человек, познай самого себя

29. По какому основанию различаются монизм и плюрализм? Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью[1]. Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

30. Что лежит в основе многообразия норм бытия? Гармония, любовь, нравственность, свобода

31.Дайте определение понятия «материализм и идеализм»? Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Идеализм (Платон) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира. Ознакомившись с материалом ... этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способная реагировать на изменение внешней среды или на ...

 

32. Как определяется диалектика и её роль в философии? учение о всеобщем развитии всех вещей. Изначально понималось искусство вести беседу, дискуссию, спор. Виды: субъективная ( отражение в сознании людей законов, которые становится законами мышления), объективная (объективные законы развития мира) Принципы: принцип всеобщей связи; принцип развития

33 .Как решилась проблема субстанции в философии? В 17 веке англ философ Бэкон определил понятие субстанция- предельное основание бытия; осмысление сущности первоосновы, единства первопричины, стала ключом постановки всех философских а позднее научных проблем. Спиноза (одна субстанция- природа), Лейбниц (много субстанций-монады)

34. Как определяется понятие «материя, движение»? Материальный мир вне сознания и представляет собой материю, движущуюся во всем многообразии и формах. Уровни организации материи:-микроорганизмы – мельчайшие атомы – материальные тела планет. Материя- вещество, которое мы используем сегодня для определения многообразия существующих вещей. ДВИЖЕНИЕ, в философии — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя и воздействуют на органы чувств.

35.Выделите основание характеристики движения? ДВИЖЕНИЕ, в философии — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Всё находится в движении. Без движения-стагнация. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя и воздействуют на органы чувств

36.Что такое «реализм»? РЕАЛИЗМ (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.).

Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания

37. В каких основных формах существует движение? В чем заключается особенность социального движения? ДВИЖЕНИЕ, в философии — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя и воздействуют на органы чувств. Первую научную классификацию форм движения дал Энгильс: -механическая –физическая – химическая –биологическая -социальная

38. Каково соотношение движения и покоя? ДВИЖЕНИЕ, в философии — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя и воздействуют на органы чувств. Первую научную классификацию форм движения дал Энгильс: -механическая –физическая – химическая –биологическая -социальная

 

39. Определите понятие и основные свойства «пространства и времени»? Пространство и время- философск категории св-во которых определяются свойствами материи, её вечностью и бесконечностью. Пространство не имеет ни начала ни конца и любое движение материи предполагается в пространстве и времени. Пространство- трехмерная категория (длина, ширина, высота).

9 стр., 4439 слов

Глава I. Смысл жизни в философии Вл.С. Соловьева,

... четырех параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы. Глава I. Смысл жизни в философии вл.С. Соловьева, а.И. Введенского, н.Я. Грота, л.М. Лопатина Вл.С. Соловьев По ... совпадают. И та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира. Однако до сих пор не найдено единственного четкого ответа на этот глубокий ...

Время- одномерная категория. Показывает что материя обладает длительностью и развивается по этапам.

40.Чем обусловлены особенности «социального пространства и социаль­ного времени»? Социальное пространство есть форма бытия социальной материи, то есть общества, представляющего собой продукт взаимодействия людей, создающих материальные и духовные ценности. Социального пространства, то оно не существует без социальной материи, потому что оно возникает вместе с обществом. Поэтому анализ социального пространства предполагает изучение становления единой мировой истории., Первобытное общество существовало десятки тысяч лет, но его социальное пространство было крайне ограничено.. В современном мире человечество имеет единое социальное пространство. Все страны и народы так или иначе сотрудничают в области экономики, политики и культуры. Существуют различные международные организации.

Социальная философия изучает развивающееся во времени общество, деятельность субъектов истории, социальные процессы и феномены в их взаимосвязи и развитии. Поэтому очень важно выяснить, как осознается людьми время, какую роль оно играет в жизни социума. В нашу бурно развивающуюся и динамическую эпоху слово «время» по частоте употребления занимает одно из первых мест. Мы постоянно спешим, нам не хватает времени для решения многих повседневных задач. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса.

41. Дайте расширенную трактовку понятия «диалектика»? учение о всеобщем развитии всех вещей. Изначально понималось искусство вести беседу, дискуссию, спор. Виды: субъективная ( отражение в сознании людей законов, которые становится законами мышления), объективная (объективные законы развития мира) Принципы: принцип всеобщей связи; принцип развития

42-Назовите три закона «диалектики», сформулированные Г. Гегелем и дайте краткую характеристику каждого из них? Диалектический метод Гегеля содержит в себе 3 закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей(Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.) 2) Переход количественных в качественные изменения и наоборот (Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.) 3) закон отрицания отрицания. (новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Пример: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие)) Диалектика гегеля требует постоянного развития и конкретных изменений

5 стр., 2057 слов

Смех и его роль в жизни человека

... какая же из них справедлива. 1. Положительная роль смеха в жизни человека Для начала рассмотрим роль смеха в современном обществе. Во- ... что лекарство находится совсем рядом, внутри нас. Если человек доволен своей жизнью, то он здоров. Наверное, каждый из нас замечал, ... ртом, так, что можно видеть его небо: такой человек умеет наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, но в сексуальных отношениях ...

43.Чем отличается философский подход понятия «сознание» от научного? Философск. Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.

 

44.Раскройте понимание сознания в идеализме, материализме и вульгар­ном материализме? Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Отражение действительности в психике человека. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. С точки зрения философского идеализма ( Платон ) сознание ( дух ) есть некая деятельность, присущая в мире и являющаяся субстанцией ( основой ) всех вещей и процессов. Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание описывается материалистами[какими?] как свойство высокоорганизованной материи. Философский материализм ( Демокрит )и естественная наука исходят из того, что сознание не есть дар Бога. Оно явилось следствием эволюции. Оно — вторично. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей (ЭНГЕЛЬС)

45.Какова сущность сознания?Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.