Проблема человека в философской антропологии

52. Вопрос о происхождении человека и общества, трудо­вая теория происхождения людей и общественно-историческая природа сознания. Диалектика соотношения труда, языка и мышления. Биологические и идеалистические концепции воз­никновения общества. Проблема отчуждения в общественных отношениях.

В зависимости от того, как понимается человеческая природа создаются существенно разные философские концепции человека, пытающиеся осмыслить проблему происхождения человека, понять его появление как историческую необходимость или случайность, раскрыть человека как выражение образа эпохи и культуры. Эти концепции сложились в особое направление в философии – философскую антропологию, одну из самых многоплановых философских традиций, которая посвятила себя разгадыванию тайны человека.

Западная антропология может быть образно охарактеризована как аранжировка двух основных мелодий: человека характеризует способность к языку (говорящее существо – zoon iogon echon) и способность к общественной жизни (политическое существо — physei politikon zonn).

Философские антропологи в качестве специфических качеств выделяют различные свойства и особенности человека. Отмечается его биологическая неспециализированность, неприспособленность, особое анатомическое строение человека, способность человека производить орудия труда. Лишь человек обладает традицией и языком, памятью, эмоциями, способностью думать, размышлять. Рассмотрим более подробнее некоторые подходы к решению проблемы происхождения человека.

Мировоззренческие и принципиальные жизненные установки человека определяются не только его положением в обществе, ролью в культурно-исторической ситуации, местом в природе, но и отношением к объективным реальностям, которое у него существовало и существует сейчас, в условиях современного мира. Природный мир состоит из структурных различных уровней. Наиболее общие, выделяются как неорганическая, органическая и общественная формы бытия. Они пребывают в определенной системе взаимоотношений и взаимозависимости. Общественная жизнь, духовная деятельность человека невозможны без соответствующих природных предпосылок, без механических, физических и органических процессов, хотя они не могут быть сведены к ним или объяснены только их закономерностями. Каждый более высокий уровень природного бытия генетически и фактически связан с низшим и коренится в нем, существенно обусловливается им, но в специфике своей определяется особым типом детерминации. И если низшие формы бытия оказываются более самостоятельными по сравнению с высшими, то высшая форма не может существовать без низшей и зависит от нее. Нет мышления без сознания, сознания, без органической жизни, а последней без неорганической природы.

10 стр., 4909 слов

Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции ...

... сознание получило самостоятельный статус существования, его вполне можно охарактеризовать как самоопределяющуюся и самоинтерпретирующуюся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек, ... становится изучение природы сознания, проблемы сущности его происхождения, исследование удивительных возможностей созидательной силы сознания, а так же ...

Человек является тем единственным существом, которое в органичной целостности своей как бы сочетает в себе все остальные формы бытия. Человек — универсальная сила природы, наследник ее целостности, но он уже не чисто природная сила и свою универсальную природу реализует и развивает вне непосредственной природной детерминации как существо социальное, духовное.

Марксистское учение об антропогенезе исходит и основывается на эволюционной теории Ч. Дарвина и общественно-трудовой концепции Энгельса. Дарвин утверждает: « эволюционная теория разрушает статичность< о неизменности форм, постоянстве видов > и успешно применяет в биологии исторический метод рассмотрения ,живые формы происходили одна из другой». Родство животных и человека отныне стало объясняться не только сходными биологическими структурами и признаками, но и генетической общностью происхождения, согласно которой человек, происшедший от своих ближайших животных предков, завершает эволюционную линию развития.

Философия рассматривает процесс происхождения человека и становления самой культурной истории как сложный процесс взаимодействия самых различных факторов. Природа — объективная и необходимая предпосылка исторического развития, а человек — восприемник ее сил и возможностей. Человек лишен биологических средств (у человека отсутствует волосяной покров, отсюда естественная незащищенность его от непогоды; отсутствуют естественные органы нападения, а также приспособленная к быстрому бегу телесная организация.), необходимых для естественного существования, и именно поэтому, согласно Гелелю, этот недостаток компенсируется способностью человека к труду и деятельной активности, т. е. возможностью и способностью использовать интеллект, ходить прямо, видеть вокруг, использовать освободившиеся в результате прямой походки руки. Гелен показывает биологическую незащищенность человеческого существа и утверждает, что именно в силу своей неспециализированности человек в отличие от животного не замкнут окружающей его средой, не привязан к ней прочно и неподвижно и потому открыт миру. Выпавший из надежных прочных форм животного существования, человек оказался перед необходимостью самому определить себя. Чтобы сохранить себя, он должен был создать новые условия, новую среду, пригодную для жизни, должен был из себя самого сделать нечто такое, что способно выжить и развиваться в этой искусственной среде.

Суть основного тезиса геленовской концепции сводится к положению, которое можно выразить следующим образом: природа предопределила человека к человечности тем, что она не определила его животным.

Практическая деятельность человека, и прежде всего его трудовая деятельность, направленная на производство средств существования, воплощает в себе органическое единство естественного и культурного отношения к природному миру. Именно в труде человек осуществляет обмен веществ между собой и природой, в процессе труда он учитывает законы естественного развития, пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для воздействия на другие вещи.

9 стр., 4407 слов

Проблема двойственности человеческой природы в философской антропологии, ...

... присущее человеческой природе, происходит в постоянной динамике. Безусловно, заслугой западной философской антропологии следует назвать видение человека двойственным: принадлежащим ... жизнь идеируется в человеке, это и «есть цель и предел конечного бытия и процесса» [Там же, 76 ... в то время как человек должен пахать землю, пересекать море, претерпевать различные труды и опасности, строить города ...

Все, что определяет и характеризует природу человеческого бытия, его специфику, не дано природой в готовом виде, а рождается в процессе самой общественной практики, культурной истории. «Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия».

Общественная и культурная жизнь, в сфере которой и осуществляется сущностное взаимодействие человека с природой, сложилась не сама по себе, а в результате естественной эволюции природы и человека. Именно в своей творческой, практической деятельности человек становится постоянной предпосылкой социальной истории, а также ее постоянным продуктом и результатом. Природа сама по себе и в человеке как в живом биологическом существе служит исходным моментом истории.

Трудовая концепция антропогенеза (ф. Энгельс)

В своем знаменитом очерке «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс выявляет решающую роль труда, производства орудий труда в формировании человеческого общества, показывая, как из обезьяноподобного предка в результате длительного исторического процесса развилось качественно отличное от него существо – человек. Труд – первое условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Прямохождение, свободная верхняя конечность, развитый головной мозг в едином комплексе остаются основными физическими отличиями человека от животного. Наши обезьяноподобные предки были еще и общественными животными. Вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым шагом вперед кругозор человека. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря труду, происходила совместная деятельность. Появилась потребность в речи. Объяснение возникновения языка из процесса труда и вместе с трудом является правильным и доказывает сравнение с животными.

Таким образом усложнение формы высшей нервной деятельности, в свою очередь, обусловили совершенствованием речи и языка, форм общения и далее самого труда. Следует отметить, что на развитие трудовой концепции антропогенеза оказали существенное влияние идеи дарвиновской эволюционной теории. Теория Дарвина разрушила теологическую интерпритацию целесообразности и раскрыла эмпирически, конкретно научно ее смысл. Эволюционная теория объяснила органическую целесообразность как приспособляемость организма к условиям существования, исторически приобретаемую в процессе естественного отбора.

В марксистской философии эволюционная теория Дарвина освобождалась от ее упрощенной и однозначной трактовки. Возникновение человека в ней объясняется как результат прерыва постепенной эволюции органического мира, но не чисто биологической эволюции, а многозначного и сложного процесса развития различных форм жизнедеятельности человеческого предка, его биологической организации, характера взаимодействия с внешней средой, способов общения в условиях первобытного стада и взаимного обмена деятельностью. Трудовая деятельность и общение в процессе труда создали условия для реализации потенциальных возможностей биологической организации животных предков человека, оказали формирующее влияние на его морфологическое строение, становили определяющим фактором возникновения и развития первых форм человеческой общности, сознания, языка и культуры.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... (Г. Б. Дерягин). Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность ...

Соотношение биологического и социального в человеке.

Че­ловек как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тысяч лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и перио­дом формирования человека. Таким образом, он возник в ре­зультате единого процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление произ­водственных, социально-экономических отношений как особого вида материи — социальной материи. Своеобразие ее заключает­ся в том, что, будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию, она в отличие от природной материи не может существовать без сознания. Человек — это высший уро­вень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного.

Человек представляет собой сложную биосоциальную структу­ру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека — от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструк­тур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Вопрос о происхождении сознания.

Современное понимание происхождения сознания. Этот процесс носит название социоантропогенез. Он имеет тройную эволюцию: биоморфологическая(становление современного типа человека), психическая(превращение мозга обезьяны в человеческий мозг и инстинктивной психики животного в человеческое сознание) и социальная(изменение типа деятельности и форм общения, превращение орудийной деятельности австралопитека в человеческий труд).

Основа социоантропогенеза – труда, как человеческий способ жизнедеяятельности и как человеческий способ общения.

Биологические предпосылки процесса:

  1. Образ жизнедеятельности австралопитека (прямохождение и орудийная деятельность).
  2. Уровень развития психики высших приматов ( по данным современной антропологии).
  3. Стадийный образ жизни австралопитеков (не менее 35 особей в стаде).

    Способ сигнализации в стаде.

Труд, язык, мышление.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превраще­ние животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в со­ответствии со своими постоянно развивающимися потребностя­ми, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек форми­руется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Раз­витие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд по­влек за собой формирование новых, социальных качеств чело­века, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценност­ные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отно­шении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качест­венное состояние сугубо человеческой познавательной деятель­ности — интуицию.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Все это и означало появление нового биологического вида Homosapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях —как человек разумный и как человек общественный.

Язык,система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. Формирование и развитие категориальной структуры языка отражают формирование и развитие категориальной структуры мышления. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общество и сознания. Язык учавствует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связан с мышлением.

Мышление, высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целеноправленном, опсредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Биологическим субстратом МЫШЛЕНИЯ является высогий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления в процессе становления человека, человеческого общества, материальной и духовной культуры.Орудием мышления являеться язык, а также другие системы знаков.

Отчуждение

Отчуждение, социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки отчуждения – в относительном обособлении индивидов в производстве и возникающей на этой основе частной собственности, в антагонистическом разделении труда. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, в отсуствии контроля над условиями, средствами и результатом труда. Отчуждение характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфические формы идеологич. отчуждения (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляеться разрыв между «массовой» культурой и культурой элиты.

14 стр., 6936 слов

Глава 1. Проблема философского осмысления феномена отчуждения ...

... человека в мире повседневности, который сам по себе безличен. Он считает, что отчуждение проявляется в выполнении индивидом социальных ролей и его подчинении общественным нормам поведения, мышления и языка. ... все сильнее и сильнее обедняются. Сам же труд при этом выступает чем-то посторонним, вернее сказать, внешним для человеческого существа, чем то, что не относится к ...

Отчуждение работника в современном обществе проявляется в четырех важнейших аспектах:

  1. отчуждение от продуктов своего труда, присвоение продуктов собственниками капитала;
  2. отчуждение от процесса производства, деятельность становится результатом принуждения, не приносящим внутреннего удовлетворения работнику;
  3. отчуждение работника от сущности родового человеческого бытия, созидательного характера деятельности;
  4. социальное отчуждение, определяемое рыночными позициями в социальной оценке, а не человеческими качествами.