Академия государственной противопожарной службы 18

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УТВЕРЖДАЮ

______________

Заведующий кафедрой философии,

профессор, д. ф. н. Липский В.Н.

« »_____________20___ г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

по теме «Диалектика и ее альтернативы»

Подготовил: доцент кафедры философии,

кандидат философских наук,

подполковник вн. сл.

КИРИЧЕК А. В.

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии кафедры философии

«______» ___________________20___г.

Москва

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. с. 3

1. Диалектика как теория и метод с. 4

2. Принципы, категории, законы диалектики и

их значение для пожарного дела с. 7

3. Альтернативы диалектики с. 17

ЛИТЕРАТУРА с. 19

ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

На предыдущей лекции мы рассмотрели вопрос о сущности и структуре сознания. Как вы помните, сознание возникает в природе не сразу, а является итогом длительной эволюции материи, усложнением такого ее свойства, как отражение. Если исходной формой отражения, присущей всей природе, является механическое отражение, то на уровне живой природы последовательно появляются более сложные формы отражения – раздражимость, чувствительность, психика и, наконец, сознание, возникающее в ходе антропогенеза – процесса возникновения человека – из психики животных.

Сегодня мы также будем говорить об эволюции и развитии, но не сознания или отражения, и даже не об эволюции человека, а об эволюции вообще, развитии вообще. Учением, которое традиционно изучало развитие, его источники и механизмы, является диалектика, понимаемая после работ Гегеля именно как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях. И наша сегодняшняя лекция будет посвящена именно диалектике, ее основным принципам и законам, а также альтернативным диалектике теориям развития.

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... Непротиворечивость суждений Чувственный опыт С точки зрения философии, развитие Варианты ответов: Присуще природе, обществу и сознанию ... как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества, характерно для ... Отрицания отрицания Единства и борьбы противоположностей Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем… ...

Итак, цель нашего занятия – рассмотреть сущность и структуру диалектики как учения о развитии, выявить основное содержание как диалектики, так и альтернативных теорий развития.

Конкретизирована эта цель может быть в следующих задачах:

  • выявить происхождение и различные значения термина «диалектика»;
  • получить представление о структуре диалектика как учения;
  • рассмотреть основные принципы диалектического метода познания и категории диалектики;
  • изучить содержание и значение для пожарного дело законов диалектики;
  • получить представление об альтернативных диалектике концепциях развития и методах познания

Вопрос 1. Диалектика как теория и метод

(продолжительность – 15 минут)

Термин «диалектика» древнегреческого происхождения, в первоначальном значении диалектика – искусство ведения беседы или спора. По мнению Аристотеля, родоначальником диалектика был Зенон Элейский, разработавший метод опровержения мнений оппонентов, основываясь на логическом законе противоречия. Для Сократа диалектика – способ отыскания истины в диалоге через столкновение противоборствующих позиций. Согласно Платону, диалектика – метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей. В Средние века диалектика стала преимущественно пониматься как учение о совпадении (единстве) противоположностей, о взаимопереходе противоположных понятий.

Начиная с Гегеля, понятие «диалектика» приобретает современное значение: с одной стороны, диалектика трактуется как всеобщая теория развития, развития через борьбу противоположностей; с другой, понимается как особый философский метод мышления, основанный на принципах противоречия, всесторонности, историзма и детерминизма.

4 стр., 1687 слов

1.Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности

Содержание 1. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности 2 2. Экзистенциалистический подход к проблеме развития личности (А. Маслоу, Г. Олпорт) 3 3. Деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) 4 4. Проблема формирования и развития личности в психологии 5 5. ...

Своеобразие диалектики как теории развития и всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности состоит в том, что развитие здесь рассматривается в наиболее общей, абстрактной форме, безотносительно к тому, что развивается – природа, общество, человек или мышление. В этом отношении диалектика отличается от частных теорий развития (таких, как эволюционная теория Дарвина, космогоническая теория «Большого Взрыва» и др.), в то же время составляя их теоретико-методологический фундамент.

Диалектика как метод мышления представляет собой систему принципов и правил обращения с познаваемым предметом. Их суть сводится к требованиям брать предмет в развитии, в его истории, изучать явления в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, вскрывать противоречия как источник развития и самодвижения объектов, находить причины явлений.

Исторические формы диалектики. Становление диалектики как теории развития происходило на протяжении всей истории философии, начиная с Древнего мира. Первой исторической формой диалектики стала наивная стихийная диалектика, для которой характерны приоритет чувственно-образного видения мира, опора на обыденное мышление. На Востоке диалектические идеи встречаются уже в мифологических текстах, в которых подчеркивается противоречивость бытия, сотканного из противоположностей: Брахман и Атман в ведической мысли, Инь и Янь – в китайской «Книге перемен». В отличие от западной, индийская философия делает акцент не столько на противоречивости, сколько на единстве и целостности бытия: ««Все в этом мире взаимообусловлено, взаимосвязано: в одном месте тронешь, в другом отзовется», — таков, в частности, лейтмотив буддизма и йоги. Из идеи целостности вытекал вполне диалектический принцип: «Односторонность не ведет к Истине», а также «Все неоднозначно, всякое утверждение относительно».

Наиболее ярким представителем древнегреческой диалектики является Гераклит, создавший картину непрерывно текучего бытия, единого мирового потока как «вечно живого Огня», не имеющего ни начала, ни конца, в который «нельзя войти дважды». Главным достижением греческого мыслителя явилось понимания роли противоречий, борьбы противоположностей как причины развития: «война и распря – отец всего», «все возникает через вражду». Также Гераклит вводит диалектический принцип относительности: «Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная».

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на ...

Следующий этап развития диалектики – идеалистический — связан уже с философией Гегеля, который, по словам Энгельса, «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии». Гегель разработал стройную теорию развития и всеобщей взаимосязи, включающую в себя учение о законах, принципах и категориях диалектики. Специфика гегелевской диалектики в ее опоре на идеализм: развитие природы есть лишь отражение развития Абсолютного духа.

Третья историческая форма диалектики – материалистическая диалектика марксизма, в которой почти полностью сохраняется гегелевская система категорий и законов, но источник саморазвития мира переносится «с неба на землю», в саму природу.

Современное понимание развития задается синергетикой (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») – теорией самоорганизации сложных открытых систем, основы которой были заложены немецким физиком Г. Хакеном и бельгийским физиком И. Пригожиным. В центре внимания синергетики – универсальные закономерности самоорганизации и саморазвития, одинаково присущие объектам как неживой, так и живой природы, человеческому мышлению и социальным системам.

Синергетика – развитие междисциплинарных идей системного подхода и кибернетики. Однако основное внимание она уделяет не внутренней структуре системы, не противоречиям внутри нее, а поведению системы во времени и её взаимодействию с внешней средой. Главные вопросы синергетики – не как устроена и функционирует система, а куда она развивается и как этим развитием можно управлять.

С точки зрения синергетики развитие сложных систем принципиально непредсказуемо, определяется не только внутренней структурой системы, но и внешними случайными факторами. Роль случайности стремительно возрастает, когда система проходит «точки бифуркации» (неустойчивости).

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения. Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от ...

В этих точках перед системой раскрывается веер альтернатив развития, выбор одной из которых абсолютно непредсказуем и нередко зависит от незначительных событий, «малых флуктуаций». Излюбленной метафорой синергетики является образ бабочки, взмах крыльев которой в амазонской сельве способен стать причиной разрушительного урагана у берегов Японии.

Другим важным отличием синергетики от диалектики является утверждение, что «настоящее не только определяется прошлым, предысторией системы, оно строится, формируется из будущего, в соответствии с контурами грядущего». «От будущего веет незаметно ветер», — звучат в духе этого слова Ницше. Иными словами, в синергетике будущее конструктивно и активно: завтра есть причина сегодня, ибо оно формирует сегодня, видя в нем требующие синтеза «обломки будущего».

В целом, синергетика не отменяет диалектику, а дополняет и конкретизирует ее положения, делает теорию развития более точной, давая математический аппарат описания процессов развития и самоорганизации.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Первоначальное значение термина «диалектика» — это искусство ведения беседы, поиска истины в диалоге. Так диалектику понимал еще Сократ.

2. Современное значение термин приобрел благодаря Г. Гегелю, который трактовал диалектику как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.

3. Диалектика выступает не только как теория, но и как универсальный метод познания, главный объект приложения этого метода – любые развивающиеся явления и объекты.

4. Современные представления о развитии задаются синергетикой – междисциплинарным учением, изучающим сложные саморазвивающиеся явления в природе и обществе. Синергетика не отменяет диалектику, а дополняет и конкретизирует ее, давая математический аппарат для описания процессов самоорганизации и саморазвития.

От истории концепций развития теперь перейдем к более подробному рассмотрению теории диалектики, которая включает в себя три части: учение о принципах, учение о законах и учение о категориях.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Вопрос 2. Принципы, категории, законы диалектики и

их значение для пожарного дела

(продолжительность – 60 минут)

Принципы диалектики. Термин «принцип» (от лат. principium — начало, основа) имеет два основных значения: 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Когда мы говорим о принципах диалектики, то обычно имеем в виду первое значение. При этом необходимо добавить, что принципы выполняют не только базисную роль начал познания, но и играют в познании нормативную роль, т.е. предписывают нам способы обращения с объектом познания, подходы к его исследованию.

Центральными принципом диалектики является принцип развития (историзма), в соответствии с которым исследователь должен выявить причины возникновения явления (объекта), стадии его эволюции, механизмы развития, а на их основе уже вправе выдвигать гипотезы о будущих состояниях объекта.

Развитие является разновидностью движения, если движение – это изменение вообще, то развитие – особый вид движения, отличающийся направленностью, усложнением структуры и функционирования объекта, т.е. появлением новых качеств. К признакам развития также часто относят закономерный характер, необратимость и необходимость изменения, но на наш взгляд эти признаки не являются присущими всем формам развития. Иными словами, главное в развитии – это появление новых качеств.

Различают две основных формы развития: эволюционную, связанную с постепенными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта за относительно короткий период времени.

Развитие необходимо отличать от таких видов движения, как рост и регресс. Рост – это движение с сохранением качества, а регресс (от лат. regressus — обратное движение) – движение от высшего к низшему, обычно связанное с упрощением структурных и функциональных характеристик объекта, процессами деградации, утратой способности к выполнению тех или иных функций, возвратом к изжившим себя формам и структурам.

Термин «прогресс» (от лат. progressus — движение вперед) наиболее близок по смыслу к понятию развития, однако не тождественен с ним. Прогресс – это движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему. Иными словами, развитие объективно, нейтрально к нашим ценностным предпочтениям, тогда как в понятии прогресса присутствует момент оценки. Широкое использование понятия прогресса есть не что иное, как желание человека придать целесообразность природе, миру, навязывая им свои человеческие критерии прогресса. Поэтому, когда пытаются выделить критерии прогрессивного развития, они выглядят либо слишком общими, что позволяет подогнать под них любые изменения, либо, напротив, узкими, описывающими лишь какие-то локальные процессы изменений. Критерием прогресса в неживой природе выступает степень усложнения структуры системы. Для органической природы – это развертывание функциональных возможностей системы и повышение степени ее системной организации. Однако даже и эти локальные критерии прогресса слишком относительны, чтобы с их помощью можно было достаточно эффективно дифференцировать процессы изменений в природе.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

При оценке социальных явлений отделить прогрессивные преобразования от регрессивных еще сложнее. Здесь уже критерии сложности и функциональности нередко не действуют. Например, современная нуклеарная семья по своей социальной структуре проще, чем патриархальная, но первая более прогрессивна, поскольку в большей степени содействует самореализации человека. Равным образом, и не всякое усложнение прогрессивно. Например, социальный строй фашистской Германии явно сложнее, чем социальное устройство родовой общины, но вот более прогрессивным мы его считать не можем. Ценностная нагруженность понятий «регресс» и «прогресс» требует их осмотрительного и осторожного применения в научных исследованиях.

Принцип всеобщей взаимосвязи утверждает, что все процессы и явления взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Как отмечал французский философ и ученый Б. Паскаль, «малейшее движение отзывается во всей природе, один-единственный камень способен произвести изменение в целом море», поэтому «в мире нет ничего несущественного».

Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, закономерные и случайные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статистические, прямые и обратные.

В соответствии с этим принципом необходимо рассматривать любое явление во взаимосвязи с другими, а также исследовать его с различных сторон, ракурсах, точек зрения. Игнорирование принципа всеобщей связи пагубно сказывается в практических делах. Так, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это сопровождается увеличением числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожайности.

Наконец, принцип детерминизма (от лат. determino — определяю), традиционно считающийся основополагающим для науки вообще, и, прежде всего, для естествознания, утверждает, что все явления и процессы действительности взаимно обусловливают друг друга, связаны между собой причинно-следственными связями, что нет беспричинных явлений. Принцип детерминизма предстает как требование объяснять изучаемые явления в их взаимосвязи и зависимости от других явлений, нацеливает на поиск причинных и иных зависимостей. Принцип детерминизма шире принципа причинности, ибо причинность – лишь одна из разновидностей детерминизма.

Основной формой детерминизма является причинность. Причина – это явление, которое предшествует по времени и вызывает (порождает) другое явление, называемое следствием. Причинность есть связь, вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Механизм «причинения» связан с переносом материи, движения, энергии и(или) информации от одного объекта к другому. Причина обычно возникает раньше следствия, затем может какое-то время с ним сосуществовать, впоследствии причина угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности.

Причины бывают внутренними (находятся внутри объекта) и внешними (воздействуют на объект извне), объективными (существующие вне и независимо от сознания и воли людей) и субъективными (сознательно-волевые цели и усилия людей).

Нередко одно следствие порождается действием нескольких причин, тогда из числа последних можно выделить главную, решающую причину. Равным образом, одна причина может породить несколько следствий. В итоге, взаимодействуя друг с другом, в друг друга переходя причины и следствия образуют длинные и подчас запутанные цепи причинения, в которых не всегда возможно разобраться. Например, сегодня нет единого мнения о главной причине распада Советского Союза, но свою роль в наступление этого события внесли как внутренние причины (неэффективность плановой экономики, консерватизм правящих кругов, недовольство населения), так и внешние (истощающая гонка вооружения, помощь зарубежным социалистическим странам, финансирование западными государствами анти-коммунистических групп и лидеров, анти-советская пропаганда из-за рубежа).

Причину следует отличать от условий, факторов и повода, которые также являются детерминантами явлений. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Например, попадание микробов в организм не ведет автоматически к заболеванию, заболеет человек или нет определяется во многом его восприимчивостью к болезни, уровнем иммунитета, которые и выступают условиями. Факторы близки к условиям, но они не носят необходимый характер: отсутствие условий разрушает причинную связь, тогда как факторы – это такие обстоятельства, которые могут влиять (например, тормозить или ускорять) на причинно-следственную связь, но не предотвращают появления следствия. Например, факторами, способствующими выздоровлению, могут быть свежий воздух, богатое витаминами питание, постельный режим и т.п., но причиной является обычно правильное лечение и исправная работа иммунной системы. Наконец, повод – это внешний толчок, способствующий появлению причины. Так, незаконный захват в 1991 году власти ГКЧП стал поводом для начала активных революционных действий демократической оппозиции во главе с Б.Н. Ельциным, но причинами их активности были недовольство существующим режимом, стремление к власти, уверенность в поддержке народа и пр.

Причинно-следственные связи могут быть либо динамическими, либо статистическими. В первом случае начальное состояние системы (объекта) однозначно определяет ее последующее состояние. Так, выброшенный в окно кирпич, подчиняясь силе гравитации, необходимо падает на землю. Статистические связи носят вероятностный характер: здесь мы имеем дело большими совокупностями объектов (явлений), образующих некое целое, и можем предвидеть лишь будущее целого, но не каждого объекта (явления) в отдельности. Например, подбрасывая монетку, мы не можем знать, какой стороной она выпадет всякий раз, но при большом количестве проб получим статистически достоверную вероятность выпадения «орла» или «решки», приближающуюся к 50 процентам. Или, если мы знаем статистические данные по числу погибших на пожарах или на автодорогах страны в течение нескольких последних лет, мы можем примерно предсказать, сколько погибнет и в будущем году, но знать, кто именно погибнет и когда мы, конечно, заранее не можем.

Наряду с причинными связями выделяют также функциональные (корреляционные), которые носят более поверхностный характер. Функциональная связь – это такая зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождается изменением другого. Например, в астрономии установлена зависимость между светимостью и температурой звезд: чем ярче светит звезда, тем выше температура ее поверхности (при равенстве масс звезд).

В экономике важнейшими функциональными зависимостями являются связи между потреблением и накоплением, национальным доходом и капитальными вложениями, производством средств производства и производством предметов потребления и др.

Наряду с вышеотмеченными (причинным, статистическим, функциональным) существуют и другие формы детерминизма, в частности:

  • системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);
  • детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину);
  • целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс её достижения).

Есть и такие «экзотические» виды детерминизма, как, например, синхронистичность – понятие, введенное швейцарским психиатром и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961) и обозначающее смысловое совпадение событий, не связанных друг с другом причинными связями. «Синхронистичность, — пишет Юнг, — указывает на параллельность времени и смысла между психическими и психофизическими событиями, которую наука пока что не способна свести к общему принципу. Сам этот термин ничего не объясняет, он просто указывает на существование «смысловых совпадений», которые сами по себе являются случайными происшествиями, но настолько невероятными, что мы вынуждены предположить, — они основаны на некоем принципе или на каком-то свойстве эмпирического мира». Например, женщина «случайно» покупает в магазине черное платье, а придя домой, вдруг узнает, что в другом городе скоропостижно погиб ее родственник и ей надо ехать на похороны. Начинающий писатель, сидя в электричке, начинает писать сцену встречи главного героя с героиней своего первого романа, и «случайно» знакомится с девушкой, имя и фамилия которой совпадают с именем и фамилией героини.

Таким образом, детерминизм не следует отождествлять, сводить к причинности, а надлежит рассматривать как более широкий принцип, в соответствии с которым мир – это огромная сеть явлений, событий и объектов, оказывающих друг на друга многостороннее, разноплановое влияние, последствия которого в глобальном масштабе непредсказуемы. Что же касается индетерминизма, то реально, как правило, он либо базируется на отрицании какой-либо одной формы детерминизма (например, отрицание Д. Юмом принципа причинности), либо считает, что отдельные формы детерминации не имеют объективного характера.

Законы диалектики. Рассмотрение законов диалектики целесообразно начать с определения понятия закона. Закон – всеобщая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. Само понятие закона производно от понятия порядка. Уже в древности люди наблюдали упорядоченные, повторяющиеся явления: ежесуточная смена дня и ночи, равномерное движение небесного свода, замерзание воды при охлаждении, прорастание семян, брошенных в почву и т.п. В философии представления о едином верховном законе Вселенной нашли наиболее ясное выражение в понятиях Логоса (Гераклит) и Дао (Лао-Цзы).

В целом, любой закон указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

В науке различают следующие типы законов:

  • структурные, функциональные и динамические, т.е. законы строения, функционирования и развития объекта;
  • динамические (однозначно-детерминистские, например, закон всемирного тяготения Ньютона) и статистические (вероятностные, например, закон Бойля — Мариотта);
  • эмпирические (фиксирующие связь между конкретно-чувственными явлениями и их свойствами, но не способные их объяснить, например, законы обращения планет Кеплера) и теоретические (раскрывающие глубинные связи процессов и явлений, например, периодический закон Д.И. Менделеева).

Также различают всеобщие, универсальные законы и частные законы, т.е. законы, действующие в отдельных сферах бытия и изучаемые в рамках конкретных наук. Законы диалектики относятся к первому виду законов, поскольку действуют на всех уровнях реальности, вскрывают наиболее общие закономерности развития объектов и явлений природного, социального и духовного миров.

Как уже отмечалось, таких законов всего три и они были сформулированы Гегелем.

Центральным законом диалектики, её ядром является закон единства и борьбы противоположностей, отвечающий на вопрос о причине, источнике самодвижения и развития объектов окружающего мира, Вселенной в целом. Этот закон гласит: в любом развивающемся явлении, объекте, процессе существуют противоположные стороны тенденции, находящиеся в единстве и борьбе и образующие диалектическое противоречие как источник самодвижения, развития этого объекта, явления или процесса. «Противоречие, — отмечал Гегель, — есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

Противоречие – это единство взаимодействующих противоположностей, а противоположность – одна из сторон противоречия. Противоречивость – одна из основных глобальных особенностей нашего мира. На уровне неживой природы действуют противоположности притяжения и отталкивания (между телами, электрическими зарядами и др.), соединения и разложения, движения и покоя. На уровне живого мы встречаем противоположности ассимиляции и диссимиляции в процессах обмена веществ, возбуждения и торможения в нервных процессах, наследственности и изменчивости в ходе эволюции организмов и т.д. Развитие человека также определяется множеством противоречий: между чувствами и разумом, биологическим и социальным, сознанием и бессознательным, эгоизмом и любовью и т.п. В социальной философии изучаются противоречия между обществом и природой, между производством и потребностями людей, между различными государствами, классами, партиями и др.

Различают внутренние и внешние противоречия. Первые существуют внутри объекта и движут его изнутри (например, классовые противоречия в обществе), а вторые существуют между различными объектами, выступая внешним источником их развития (напр., межгосударственные противоречия).

Такое различение, конечно, относительно: межгосударственные противоречия являются внешними по отношению к отдельным государствам, но с точки зрения глобальной являются внутренними противоречиями человечества.

В пожарном деле действуют как внутренние, так и внешние противоречия – и те, и другие являются двигателями прогресса в пожарном деле. Главным внутренним противоречием в развитии пожарного дела является противоречие между пожарной техникой и тактикой: первая развивается быстрее, поэтому появление новой техники требует изменений тактики, техника как бы тянет тактику за собой. Основным внешним противоречием в развитии пожарного дела является противоречие между средствами пожаротушения и объектами пожаротушения – усложнение вторых (например, появление нефтепромыслов, зданий повышенной этажности, метро, самолетов, нефтехранилищ, новых веществ и пр.) детерминирует развитие первых. Но в целом развитие объектов пожаротушения опережает совершенствование средств пожаротушения.

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о причине появления нового в развитии, вскрывает механизм развития. Согласно этому закону, новое качество появляется в результате постепенного накопления количественных изменений, которые нарушают меру вещи, в результате чего происходит скачок и рождается новое качество.

Закон связывает воедино такие категории, как качество, количество, мера и скачок. Качество – это «существенная определенность вещи» (Гегель), совокупность существенных свойств вещи, объекта или явления. В отличие от качества, свойство выражает лишь одну из сторон явления или объекта. Свойства делятся на второстепенные и существенные, т.е. такие, теряя которые объект перестает существовать как таковой, утрачивает свое качество. Количество – «определенность, безразличная к бытию вещи» (Гегель), «то, что можно измерить или счесть» (Аристотель), благодаря чему можно сравнивать однородные предметы. Например, участки земли площадью 10 соток количественно однородны, но качественно могут различаться по таким параметрам, как плодородность почвы, местоположение над уровнем моря, удаленность от магистралей и пр.

Категория меры выражает единство качества и количества. Мера – это зона (интервал), в пределах которого изменения количества не приводят к смене качества. Например, для воды при нормальном давлении таким интервалом будет зона между 0 и 100 градусами Цельсия, но стоит нам чуть выйти за пределы этого интервала, как происходит скачок, и вода внезапно превращается в лед или в пар (если, конечно, это происходит одновременно со всем объемом воды).

Таким образом, скачок – это внезапная, относительно быстрая смена качества, происходящая в результате нарушения меры. Это процесс коренного изменения данного качества, надлом старого и рождение нового. Наиболее характерные примеры скачков – цепные ядерные реакции, приводящие к атомному взрыву, мутации, итогом которых оказывается образование новых видов животных, социальные революции, устанавливающие новый общественный строй, личностные кризисы, преодоление которых выводит человека на новую ступень индивидуального развития, инсайты (озарения) в мышлении ученых, приводящие к научным открытиям.

Последний, третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – даже в советской философии вызывал сомнения в своей всеобщности. Данный закон претендует сразу на описание формы, направления и результата процесса развития. Этот закон также провозглашает единство преемственности и изменчивости, поступательности и цикличности в развитии. Согласно закону отрицания отрицания, развитие, во-первых, носит спиралевидный характер, т.е. на высших стадиях развития происходит частичный возврат к низшим стадиям; во-вторых, на высших стадиях сохраняются лучшие черты предыдущих стадий развития.

Гегель трактовал этот закон как закон триады: тезис сменяется антитезисом, а последний – синтезом. Например, в ходе саморазвития Абсолютной идеи «бытие» отрицается категорий «ничто», а затем они синтезируются в понятии «становление». Применительно к материальному миру этот закон проще всего проиллюстрировать на примере социального развития (см. таблицу):

Социально-экономический строй

Уровень развития производительных сил

Уровень социальной справедливости

Тезис

Первобытность

Низкий

Высокий (равенство)

Анти-

тезис

Эксплуататорские формации (в частности, капитализм)

Высокий

(при капитализме)

Низкий (неравенство)

Синтез

Коммунизм

Высокий

Высокий (равенство)

Из таблицы ясно, что при коммунизме (в соответствии с надеждами марксистов) сохраняются лучшие черты предыдущих формаций: от капитализма коммунизм заимствует высокий уровень развития экономики, от первобытности – социальное равенство. Также при коммунизме происходит частичный возврат к первой стадии развития, к первобытности, поскольку возрождается социальное равенство.

В философской литературе выделяются такие виды отрицания, как деструкция, трансформация и снятие. Деструкция – это полное разрушение старого, его уничтожение, включая положительное в нем. Трансформация – количественное изменение системы с сохранением ее качества. Снятие – качественное изменение системы с частичным сохранением лучших качеств старого в новом. Таким образом, именно снятие только и может считаться диалектическим отрицанием.

В реальных процессах развития все три формы могут переплетаться друг с другом в разных пропорциях. Например, в ходе революционных преобразований в России, начатых в период перестройки, одни элементы социальной системы подверглись деструкции (роспуск КПСС, ВЛКСМ), другие – снятию (качественное преобразование экономики, системы власти, включая законодательную, исполнительную и судебную ветви, таких структур, как ФСБ), третьи – лишь трансформации (органы МВД, армия, система среднего образования).

Наконец, появились совершенно новые структуры, которых не было ранее (спасательные подразделения МЧС, система частного высшего образования).

Категории диалектики. Под категориями (от греч. kategoria — высказывание, обвинение; признак) в философии традиционно понимаются предельно общие понятия, отражающие наиболее фундаментальные связи, свойства, отношения действительности.

Впервые развитое учение о категориях мы встречаем у Аристотеля в трактате «Категории». Построенная Стагиритом система основных понятий включала 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Дальнейшее развитие учение о категориях получило у Канта и Гегеля, которые добавили такие категории, как возможность и действительность, причина и следствие, необходимость и случайность и др.

В современной философии каждый философ, в сущности, выстраивает собственную систему категорий, акцентируя одни стороны бытия, и оставляя в стороне другие, менее значимые. Например, в философии жизни центральное место занимают категории жизни, воли, интуиции и инстинкта, понимания и др. В экзистенциализме – это существование, свобода, заброшенность, одиночество, вера, т.е. те понятия, которые выражают атрибуты бытия человека.

В отечественной традиции, во многом остающейся в плену гегелевской диалектики, обычно выделяют парные категории, отражающие именно всеобщие связи и отношения действительности, касающиеся не только человека, но и природы, общества, мышления, в частности:

  1. Сущность и явление.
  2. Единичное, особенно и общее.
  3. Содержание и форма.
  4. Причина и следствие.
  5. Необходимость и случайность.
  6. Возможность и действительность.
  7. Количество и качество.
  8. Часть и целое.

Наряду с философскими категориями, применимыми к изучению любых объектов, также выделяют специально-научные категории, осмысляющие явление не глобально, а локально, и представляющие собой понятия, отражающие только существенное для данной науки. Например, для психологии центральными категориями являются психика, сознание, личность, мотив, характер, темперамент, общение и др.

Таким образом, категории диалектики отражают не только процессы развития, но наиболее существенные стороны, связи и отношения мира в целом. Они представляют собой своеобразную первичную «призму», сквозь которую исследователь смотрит на мир и с помощью которой осуществляет дифференциацию бытия. При этом единство системы философских категорий, приложимость их к анализу всех сфер реальности свидетельствуют о единстве мира и нашего мышления, о том, что с помощью понятий мы способны проникать в сущность любых природных и социальных процессов.

Проанализировав диалектику как особую модель философской рефлексии, мы видим, что в основе ее лежит понимание мира, бытия как развивающейся системы, которая является относительно познаваемой, что реализуется в системе принципов, законов и категорий, с помощью которых она может быть достаточно адекватно отражена в различного рода философских системах, основанных как на идеалистической, так и на материалистической основе.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Диалектика как учение состоит из трех частей: учения о принципах, учения о законах и учения о категориях.

2. К основным принципам диалектики относятся принцип историзма (развития), принцип детерминизма и принцип системности. Принципы выступают основой диалектического метода познания, они суть предписания о том, как надо познавать объект.

3. Законы диалектики открыл и сформулировал Гегель. Выделяют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник, причину развития, закон перехода количественных изменений в качественный, показывающий как появляется новое в развитии и, наконец, закон отрицания отрицания, постулирующий единство изменчивости и преемственности в развитии.

4. Категории – это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства, стороны действительности. Выделяют около 20-ти категорий диалектики, среди которых основные – это сущность и явление, причина и следствие, качество и количество, противоречие и противоположность, необходимость и случайность, содержание и форма.

Вопрос 3. Альтернативы диалектики

(продолжительность – 10 минут)

Диалектика не единственная общая теория развития. Альтернативные точки зрения на развитие отстаивают, с одной стороны, метафизика, а с другой – эмерджентизм. Метафизика отрицает качественный характер развития, появление в ходе развития принципиально нового, т.е. понимает развитие как рост, как простое накопление, увеличение, развертывание уже заранее данного. Также метафизика отрицает роль внутренних противоречий как источника развития, нередко полагая, что изменения в объекте происходят под влиянием внешней среды. Метафизический взгляд на реальность был свойственен, прежде всего, философии и науке Нового времени, базирующейся на механической картине мира. Например, известный французский естествоиспытатель XVIII – XIX в.в. Жорж Кювье полагал, что животные виды неизменны, а очевидную смену одного типа фауны другим в истории Земли объяснял теорией катастроф: на вопрос, откуда появились новые виды, Кювье отвечал, что они «пришли из другого места». Другим примером метафизических взглядов являются воззрения на Вселенную, господствовашие до начала XX века, в соответствии с которыми Вселенная вечна и бесконечна, и в целом не развивается, в ней лишь происходят однотипные циклические процессы.

Эмерджентизм (от англ. emergent — внезапно возникающий) — философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Таким образом, эмерджентизм впадает в другую крайность: отрывает качественные изменения от количественных, полагает, что новое может появиться «вдруг», без предварительной подготовки, и так же, как метафизика, ищет источник развития во внешних для объекта силах1. Эта концепция разрабатывалась на рубеже XIX – XX в.в. в сочинениях английского философа Сэмюэла Александера (1859-1938) и английского биолога К. Ллойда Моргана, близки к эмерджентизму эволюционные теории французских философов Анри Бергсона и Пьера Тейяра де Шардена.

Метафизика выступает по отношению к диалектике не только как альтернативная концепция развития, но и как противоположный диалектике метод мышления. Если диалектика требует от исследователя мыслить творчески, дивергентно, альтернативно и нешаблонно, то метафизический тип мышления, напротив, характеризуется односторонностью, шаблонностью, стереотипностью. Метафизическому мышлению свойственны догматизм, абсолютизация того или иного момента в составе целого, недостаточное понимание взаимосвязи и взаимодействия объектов и явлений действительности. Иными словами, диалектика дает нам более богатое, всестороннее видение реальности, позволяет увидеть сложность и противоречивость бытия и на этой основе — предвидеть отдаленные последствия наших решений и поступков.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. В качестве альтернатив диалектики выступают метафизика и эмерджентизм.

2. Эмерджентизм абсолютизирует прерывистый, скачкообразный характер развития. Здесь новое появляется вдруг, сразу, без предварительного количественного накопления изменений.

3. Метафизика впадает в другую крайность – отрицает качественный характер развития, понимает развитие как рост, простое развертывание уже данного, как накопление, увеличение того, что раньше уже было.

4. Метафизика не только альтернативная теория развития, но альтернативный диалектике метод познания, характеризующийся односторонностью, шаблонностью, стереотипностью, абсолютизацией части в составе целого.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 34-37, 262-277.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 95-184.
  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 490-496, 487-490.
  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.395-400.
  5. Злотников Ю.Я.Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 15-32.
  6. Злотников Ю.Я., Остах С.В.Диалектика пожарной техники и тактики: Лекция. –М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.
  7. Злотников Ю.Я., Труняев П.Ю. Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: Учебное пособие. – М.: АГПС МЧС РФ, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
  2. Богомолов В.С. Диалектический логос. М., 1985.
  3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1974 – 1977.
  4. Китайская «Книга перемен». М., 1993.
  5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

1 Так, например, С. Александер видит движущую силу эмерджентной эволюции в «низусе» (от лат. nisus – порыв, устремление) как стремлении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития.

19