Понятие социальных установок, их место и роль в развитии общества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Социальные установки, агрессия и поведение в конфликте.

Подходы к их изучению разных научных школ…………………………………6

1.1. Социальные установки. История вопроса, современный взгляд на проблему…6

1.2. Агрессия как психологический феномен. Агрессии я у подростков………….16

1.3. Основные стратегии поведения в конфликте…………………………………..22

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование возрастных различий социально-психологических установок, форм агрессии и предпочтительного поведения в конфликтных ситуациях………………………………………………………….28

2.1. Программа исследования…………………………………………………………28

2.2. Методы исследования……………………………………………………………29

2.3. Анализ результатов исследования по методике диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (в адаптации А.К. Осницкого)……………………….34

2.4. Анализ социально-психологических установок учащихся 8-го и 11-го классов.…………………………………………………………………………………………………………….37

2.5. Анализ стратегий поведения в конфликте членов группы……………………39

2.6. Оценка возрастных различий в поведении школьников ……………………….41

2.7. Выводы……………………………………………………………………….

Заключение…..……………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………

Введение

Исследования социальных установок у детей подросткового и раннего юношеского возраста в настоящее время являются достаточно актуальными, поскольку именно для данного возраста характерно стремление к самоутверждению, проявление агрессии в данном стремлении, формирование адекватных стратегий поведения в проблемных ситуациях. Преобладающие в детском коллективе установки также определяют возможности командного взаимодействия в учебном классе. Необходимо отметить тот факт, что исследование данных поведенческих особенностей и своевременная корректировка педагогического и психологического воздействия на учащихся также выступает одним из методов профилактики антисоциального поведения.

Цель данного исследования: выявить различия между социальными установками, выраженностью агрессии и предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликте у учащихся 8-го и 11-го классов.

16 стр., 7550 слов

Основные психологические формы поведения личности в конфликте

... ситуации. Проблема исследования: особенности поведения личности в конфликте. Актуальность проблемы: конфликты между людьми ... ее глубинные, стержневые потребности и установки. Различия в этих качествах нередко ... если человек, хочет выплеснуть свою агрессию на окружающих, но понимает, что ... того, при разрешении межличностного конфликта между учащимися, можно придерживаться определенного алгоритма, ...

Под социальными установками понимаются определенные понятия, взгляды, оценки, привычки человека и другие внутренние механизмы, побуждающие человека на бессознательном уровне к действию, или же препятствующие им. Преобладающие социальные установки у школьников являются прямым способом самопроявления личности в учебной среде и позволяют школьникам выбрать индивидуальную манеру самовыражения.

Необходимо отметить двоякое действие социальных установок, которые с одной стороны могут выступать в виде стимулов к развитию подростка, а с другой – действовать в виде ограничителей и тормозов в становлении его личности. Комплексное исследование социальных установок подтверждает, что они могут быть использованы в качестве средства манипулирования сознанием людей в идеологической, политической, религиозно-конфессиональной и других сферах жизни.

Изначально социальные установки способствовали удовлетворению потребностей, но дальнейшее развитие общества расширило сферу их применения. Именно поэтому в настоящее время существует такое многообразие социальных установок, которые формируются на базе таких источников как опыт (личный или коллективный), разнообразные философские, научные или религиозные концепции и др. Нельзя недооценивать роли институтов социализации, а также средств массовой информации в развитии социальных установок. Особенно подвержены их влиянию дети и подростки.

Возникновение стереотипов агрессивного реагирования на те или иные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и др. неприятные состояния обусловлено биологически. Однако общество требует выбора более социально-приемлемой модели поведения. Именно в подростковом возрасте происходит формирование стереотипов реагирования на агрессивные проявления в отношении личности и осуществляется выработка самим индивидуумом стратегии собственного поведения в отношении окружающих.

Согласно утверждениям исследователей на становление агрессивного поведения у подростков оказывают влияние различные факторы. Подростковая агрессия может определяться как индивидуальными особенностями ребенка, так и влиянием семьи, сверстников, произведений культуры.

9 стр., 4289 слов

Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков

1. Введение. В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно ...

Возникновение конфликтной ситуации требует от ее участников не только анализа своих собственных интересов, мотивов, эмоциональной заинтересованности в предмете конфликта, но и сопоставление данных параметров с позицией оппонента. В идеале для разрешения конфликта его участники должны выбрать наиболее приемлемую для них стратегию поведения. Однако необходимо отметить, что выбираемая стратегия далеко не всегда удовлетворяет интересам обеих противоборствующих сторон. Исследователи выделяют следующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях: уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество. Каждая из данных стратегий имеет свои специфические особенности.

Объектом исследования являются особенности поведения подростков, определяемые социальными установками, выраженностью агрессии и стратегиями поведения в конфликте.

Предметом исследования выступают возрастные различия вышеуказанных характеристик.

Исследование проводилось в 2-х группах испытуемых, а именно в группе учащихся 8-го класса в количестве 20 человек и группе учащихся 11-го класса в количестве 21 человека.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что существуют возрастные различия в поведении школьников, обусловленные наличием взаимосвязи между социальными установками на результат, выраженностью уровня физической агрессии и предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

Задачи исследования:

1. Провести диагностику социально-психологических установок, форм агрессии и предпочтительного поведения в конфликтных ситуациях у учащихся 8-го и 11-го классов.

2. Провести сравнительный анализ данных между исследуемыми группами.

3. Выявить наличие возрастных различий в выраженности оцениваемых характеристик…….

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология, Москва, Аспект Пресс, 1999.

2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка, Москва, 1979.

3 стр., 1094 слов

Зависимость уровня агрессии подростков от успеваемости в школе

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии в отечественной и зарубежной литературе 5 1.1. Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы.. 5 1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия 10 1.3. Специфика подростковой агрессии 16 Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности и успеваемости подростков 20 2.1. Организация ...

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

4. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

5. Гончаров М.А. Основные стратегии поведения в конфликте.// www.elitarium.ru

6. Ениколопов С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей и подростков / С. Н. Ениколопов // Социальная и клиническая психиатрия, 2002. — Том 12,N 2

7. Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции, Москва, ИПЛ, 1971

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания, Москва, ИКЦ «Академкнига», 2003.

9. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб, 1999., с. 38 – 39

10. Паренс Г. Агрессия наших детей. — Москва, 1997.

11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского, Самара, ИД «Бахрах-М», 2008

12. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.

13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, СПб, «Питер», 2004.

14. Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах Психологическая энциклопедия, СПб, «Питер», 2005

15. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.

16. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. Москва, Аспект Пресс, 1999

17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, Москва, 1996.

18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб, Речь, 2004

19. Узнадзе Д.Н. Хрестоматия, Москва, 1976.

20. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.- Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000.