Философия 98

  1. Объект и предмет философии. Специфика философского знания.

Объект – философская категория, выражающая нечто существующее в реальной действительности.

Предмет — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их восприятия в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

Знание1 – достоверные данные об окружающем мире, которые мы получаем при взаимодействии с ним.

Знание2 – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Специфические черты философского знания:

  • Универсальность – разносторонний характер;
  • Рациональность — разумное разъяснение мира;
  • Теоретичность – абстрактно-логическое рассуждение;
  • Относительная субъективность – философское знание зависимо от мнения познающего субъекта;
  • Гуманитарность – ориентация философского направления о проблеме человека;
  1. Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение1 – образ мира, формируемый субъектом познания и практики (индивид, социальная группа, общество в целом).

Мировоззрение2 совокупность взглядов, представление о мире, человеке, о его месте в мире и отношениях к нему, к себе самому, и себе подобных, на уровне мироощущения и восприятия к нему.

Мироощущение – чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения.

Мировосприятие – целостная область мира.

Исторические формы мировоззрения:

  • Мифологическая – совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с человеком и человеческим поведением.

х/ч: представления о противоборствующих началах и миф о создании мира из хаоса;

  • Религиозное – совокупность представлений о мире, его происхождении, месте человека в нем, основанных на вере в сверхъестественные силы и в существование двух миров единого бога. Оно антропоморфно и гуманистично (Человек и общество отделены от природы).

х/ч: морально-этическая направленность и учение о сотворении мира;

  • Философское – система рационально-обоснованных представлений о мире, месте направленности, принципов и цели деятельности.

Оно базируется не на фантазиях, эмоциях, вере, а на методах рационального обоснования окружающей реальности.

23 стр., 11007 слов

Мировоззрение человека

... выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.Что же касается отношения «мир – человек». Стоит только ... себя как часть природы. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир в целом, на место, занимаемое человеком в этом мире. Мировоззрение включает в себя эмоционально ...

х/ч: принципиально новый способ его формирования;

  1. Генезис философии. Историческая динамика предмета философии.

Философия зародилась примерно в 6-5 в. до н. э. в наиболее развитых регионах Древнего мира: Китай, Древний восток, Греция. Предположительно развитию общества указанных регионов привело к кризису мифологии. То есть эта форма мировоззрения с ее примитивными представлениями уже не удовлетворяла людей в их стремлении к объективному миру. Наука в то же время не могла дать ответы.

Особое развитие философия получила на Западе, Древней Греции, а позже в Древнем Риме. Именно здесь и был введен научный оборот. Сам термин «философия», что в переводе с греческого, означает «любовь к мудрости».

Под ее влиянием сформировалась западная традиция мировоззрения, направленная на рационализм и прагматизм. На востоке развитие пошло по другому пути.

Философское наследие получило здесь свое развитие — формирование религии.

В первую очередь буддизм, затем позже христианство.

Эпоха

Период

Представители/

направления

Предмет

Характерная черта

Античная философия

7 в. до н.э.

6 в. до н.э.

Материализм (Демокрит, Лукреций Карр)

Идеализм (Сократ, Платон, Аристотель)

Вопросы онтологии(космоса),

Гносеологии(истинный метод познания), изучения общества и его преобразование, этики и морали (космоцентризм)

Философия средних веков

6-8 века

Патристика (А.Августин) Схоластика (Ф.Аквинский)

Бог, его сущность, природа.

Возрождение

14-16 века

Микеланджело, Леонардо да Винчи, Донателло, Рафаэль

Проблема человека, его творческие свободы, антропоцентризм

Философия нового времени

16-18 века

Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк)

Рационализм (Декарт)

Просвещение (Ж.Ж. Руссо, Вольтер)

Гносеологическая проблематика(методы познания истины), социально-политическая проблематика, идея свободы, изменения монархического строя

Немецкая классическая философия

18-19 века

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель

Вопросы онтологии изучения общества, этики и морали, устройства государства гражданского общества, национально единства объединения Европы

Посклассическая философия

20 век

Материализм (Фейербах, К.Маркс, Энгельс)

Иррационализм (Шопенгауэр, Ницше)

Фрейдизм (З.Фрейд, К.Юнг)

Экзистенциализм (Камю, Сартр, Фуко, Деррида)

Человек, общество, изучение глобальной проблемы (современный поиск новых методов познания)

  1. Структура философского знания. Функции и методы философии.

Разделы философии:

Онтология – учение об основных формах бытия, наиболее общих законах, их существование.

Гносеология – учение о познании, методах исследования, истинности знаний.

Философская антропология – учение о человеке, его сущности, природе, месте в мире, моральных и этических аспектов жизнедеятельности.

Аксиология – учение о ценности, их формировании и структуре.

Социальная философия – учение об обществе, общих законах его существования и развития и возможного преобразования.

История философии – учение о критическом осмыслении исторического наследия философской мысли.

Функции:

  • мировоззренческая – заключается в формировании общей картины мира и месте человека в ней;
  • методологическая – выражается в выработке универсальных подходов и методов познания и практической деятельности;
  • критическая – заключается в устранении устаревших стереотипов мышления, критическом переосмыслении в различных видах деятельности;
  • аксиологическая – заключается в формировании ценностного сознания и отношении к окружающему миру;
  • Прогностическая – заключается в стремлении определить дельнейшее развитие в глобальных процессах;
  • идеологическая – выражается в обосновании с помощью философского знания.

Методы:

Диалектика — метод философского познания, при котором предмет рассматривается практически с учетом внутренних противоречий, изменений и развития.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором предмет рассматривается обособленно, статично, однозначно.

Эмпиризм – метод и направление философии, согласно которым в основе познания лежит опыт, получаемый с помощью органов чувств.

Рационализм – метод и направление философии , обосновывающий точку зрения о том, что истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния ощущений, чувств, эмоций.

  1. Основные вопросы и направления философии.

Вопросы философии:

  1. «Что первично?»
  2. «Познаваем ли мир?»

Направления:

Монизм – направление предполагающее наличие одной субстанции.

Идеализм – направление в философии, считающее идею, сознание, дух – первичными, а природу, бытие и материю – вторичными.

Материализм – направление в философии, исходящее из того, что:

  • мир по природе своей материален;
  • материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания;
  • материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;
  • мир и его закономерности вполне познаваемы;

Дуализм (Деизм) – направление в философии, согласно которому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала.

Плюрализм – направление в философии, согласно которому существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания;

  1. Онтология и ее предмет.

Онтология – раздел философии, изучающий бытие.

Бытие1 – предмет онтологии, философское понятие, фиксирующее основу существования всего сущего.

Бытие2 – философское понятие, которое указывает на реальные существования объекта как важнейшее его свойство.

Бытие3 – мир, существующий вечно в целостном единстве, многообразия его проявлений, вне воле и сознания субъекта.

  1. Идеальное и материальное бытие. Структурная организация бытия.

«Бытие есть, не бытия вовсе нет», «Мыслить и быть есть одно и тоже» — Парменид

«Мыслю – значит, существую» — Р. Декарт

Вопросы онтологии:

  • Соотношение бытия и не бытия
  • Соотношение бытия и сознания

Субстанция – философская категория для выражения абсолютной самодостаточной реальности. (саморазвивающая основа бытия)

В идеализме под бытием понимают подлинную абсолютную самодостаточную вечную реальность в противовес материальному миру. Существование материального мира не отрицается, однако считается не подлинным бытием. (Не вечен, не смертен).

Поэтому субстанцией и бытием является – дух, душа, Бог и разум. Таким образом, идеальное бытие удовлетворяет такому требованию как объективное существование. Однако, в рамках субъективного идеализма оно неразрывно связано со знаниями человека. Соответственно под вопрос ставится и вечное существование идеального бытия. Его идеи живут вечно. Поэтому объективные идеалисты (Гегель) пытались придать ему динамику саморазвивающейся абстракции. Абсолютный дух. Материализм — саморазвивающаяся материя. Существование духов не отрицается, однако они вторичны по отношению к материи. Сознание вторично, материя первична. Сознание – функция высокоорганизованной материи (мозг) Л. Фейербах. Таким образом материализм успешно решает вопрос в соотношении бытия и мысли. С другой стороны материальное бытие ограничено не бытием, производно от него.

Особенности бытия:

Бытие вещей

Бытие «первой природы»

Бытие «бытие второй природы»

Бытие человека

Природное существование субъекта

Социальное существование

Бытие духовного(идеальное бытие)

Бытие объективированного духа

(духовная культура общества)

Духовный мир человека

Бытие социальное

Бытие общества

Бытие человека

Различные формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга. Человек в данной системе является неким «перекрестком мироздания». Человек и мир целостен, динамичен и вечен в своем становлении развития.

  1. Понятие сознания.

Сознание1 – высшая форма психического отражения окружающего мира, пресущая человеку как социально-культурному существу.

Сознание2 – одно из важнейших понятий философии, являющее основой для изучения духовного бытия человека.

Отражение – свойство материи, выраженное в способности одних предметов, воспроизводить и сохранять в себе копии других предметов.

В не живой это свойство заключается в механическом, физическом и химическом воздействии (статический разряд электричества, изменение цвета листьев)

В живой природе отражение является важнейшим условием для приспособления к окружающей среде с помощью полученной из вне информации.(высшие животные)

  1. Гносеология, ее предмет. Познание как диалог субъекта и объекта.

Гносеология – философское учение о познании, теория познавательного процесса.

Познание – предмет гносеологии, процесс приобретения и развития знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека.

Познание как процесс , включает в свою структуру: субъект и объект познания, познавательные цели, методы познания, результаты познания (знание, заблуждение).

Субъект познания1 – человек, который познает в процессе познавательной и практической деятельности (фрагмент объективной реальности).

Активно использует накопленные знания, сохраняет и генерирует их.

Субъект познания2 – человек, обладающий сознанием, носитель познаваемых способностей.

Объект познания – фрагмент объективной реальности, на который направленно внимание субъекта, и его познавательные способности.

Объект всегда противостоит субъекту. Субъект никогда не может охватить весь объем объекта, поэтому четко определяет цель познания. В зависимости от цели и специфики познавательного процесса определяются оптимальные методы исследования. Результаты познания должны отвечать поставленным целям.

«Что мы познаем?» — мир

«Как мы это познаем?» — через отражение в сознании

Сложились 3 модели в истории философии взаимодействия субъекта и объекта:

Позиция

Субъект

Объект

Объективно-натуралистическая

+

Субстанционально-рефлексивная

+

Полусубъективно-деятельностная

+

+

  1. Проблема познания в истории философии.

Эпистемология – учение о знании.

Гераклит, Демокрит разделяли знание по мнению (сугубо-субъективное (чувственное)) и знание по истине (рациональное).

Метод майевтики (Сократ):

Знание заключается в ходе дискуссии, споров (Роль учителя сводится к определению наводящих вопросов)

Майевтика – искусство рождения истинности.

Платон считал, что процесс познания связан с воспоминанием души своего опыта, полученного в мире идей, в котором она пребывала до телесной оболочки. (Автор теории врожденных идей)

Аристотель сформулировал законы логики, на которых основывался его метод познания – аналитика. Средние века.

Процесс познания может идти двумя путями:

  1. Путь откровения (от Бога) – достигаема экзегетика (толкование священного описания, молитв и обрядов) и мистика медиативной практики.
  2. Познание природы, так как природу тоже создал Бог (Ф.Аквинский) Эпоха возрождения Познание – форма утверждения человеческого достоинства. Заложены основы научного естествознания. Новое время. Гносеология становится основным разделом философии. Формируются 2 основных направления:
  • эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) – в основе лежит чувственный опыт (метод).

Нет знания без опыта.

Разум всего лишь инструмент для общения накопленного эмпирического материала. На основе этих идей был разработан экспериментально-индуктивный метод.

Индукция. Познание идет от частных фактов к общим выводам.

  • рационализм.

Декарт, Спиноза отстаивали теорию врожденных идей. Связан с идеалистами. Рационально-дедуктивный метод — познания следуют от общих идей (гипотез) к частным фактам (от общего к частному).

Особую роль отводили разуму и считали, что чувственный опыт вводит исследователей в заблуждение.

Немецкая классическая философия.

Пыталась синтезировать эмпиризм и рационализм, но все те предпочтения отдавались рационализму (Г.Гегелем) Гегель сформулировал законы диалектики. Позднее использовал для изучения общества.

Классическая философия.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, утверждающаяся в качестве основных ценностей и ориентиром познания именно научное знание.

Не классическая философия обращает внимание на вопросы и методы познания, которых лежат за пределами разума. Носят иррациональный характер.

Характерная черта антисциентизма – мировоззренческая позиция, выражающая негативное отношение к науке как монополисту в решениях вопроса человеческого существования (бытия человека)

  1. Философское понятие истины. Концепции истинности знания.

Истина – соотношение знаний, в объективной действительности.

Если знание это объективная реальность данным сознанием человека, то истинное знание определяет только то, которое полностью соответствует этой реальности.

Фактически истина это показатель соотношения между знанием и незнанием.

Так как познающий субъект не сразу может определить, является ли полученное им знание истинным, существует понятие заблуждение.

Заблуждение – сугубо-субъективное отражение окружающей реальности в сознание человека.

В философии сложился ряд концепций, по разному определяющих критерии истинности знаний.

К основным из них относятся:

Диалектико-материалистическая концепция

Основные ее положения:

  1. Внешний мир объективен, так как материален;
  2. Результат познания – понимание объекта в сознании субъекта;
  3. Объективность знания проверяется на практике. В рамках данной концепции истина может быть относительной и абсолютной.

Относительная истина – неполная, приблизительная, незавершенная отражением человека окружающего мира и его предмета.

Абсолютная истина – полная, всестороннее знание об объекте на данный момент времени, сформулированная из суммы относительных истин.

Идеалистическая концепция. Истина – свойство, присущее идеальной сфере.

Истина то, что соответствует идеальному миру; Эйдосы (Платон), блаженственная мудрость (Ф.Аквинский) и абсолютный дух (Г.Гегель);

Концепция верификации. В основе лежит одноименный метод, заключающийся в разделении умозаключений на простейших суждениях и проверку их на смысл и противоречивость.

Если хоть одно суждение не верно или противоречит другому, все умозаключения нельзя считать истинными.

Концепция конвенциализма. Истина абсолютна, если отвечает таким критериям как полезность, простота и удобства.

Когерентная концепция. Знание можно считать истинным, если оно логически не противоречив и дедуктивно подтверждено концепции принимаемой за истинную.

К проблеме определения истины относятся также и интерпретации (определение и толкование научного факта).

  1. Чувственное и рациональное познание.

Чувственное (сенситивное ) познание – познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах.

Ощущение – чувственный образ отдельного свойства предмета (цвет, вкус, форма);

Восприятие – целостный образ предмета, отражающий совокупность его совойств, возникающих в результате непосредственного воздействия на органы чувств;

Восприятие – синтез ощущения;

Представление – результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии в данный момент.

Представление бывает 2 видов: памяти и воображения

Рациональное познание – форма познания, позволяющая с помощью мышления проникать в сущность вещей, открывать недоступные для восприятия законов бытия.

Формы рационального познания:

Понятие – мысль, отражающая общий и существенный свойства предметов, явлений и процессов. (понятие = слово)

Суждение – операция с понятиями, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении, о наличии или отсутствии определенных свойств и связей. (суждение = предложение )

Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений, в результате которых субъект получает вывод.

  1. Научное познание. Формы вненаучного познания.

Научное познание – форма познания, представляющая мир в системе логико-понятийного мышления.

Наука – система деятельности по производству достоверного (истинного) знания.

В науке используются специальные методы познания.

Метод познания – система предписаний регламентирующих познавательные действия, операции, процедуры, исследования.

Методы, применяемые в науке, подразделяются:

  • Философские (метод диалектики, аналитики, верификации)
  • Общенаучные: эмпирические(наблюдения, эксперимент, описание) и теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительный метод)
  • Специальные — только в рамках конкретной науки или носят междисциплинарный характер.

Формы научного познания:

  • Научный факт – зафиксированное сознание, реальное существующее явление или процесс.
  • Гипотеза — научное предположение, основывающее на опыте и знаниях.
  • Идея – синтез существующего знания, объяснение ранее неизвестных сущностей предмета.
  • Закон – установленные объективные и устойчивые взаимосвязи и явления или процессы.
  • Теория – система научных знаний, получивших подтверждение истинности, дающих целостное представление о закономерностях существования определенного класса явлений.

Ненаучное познание.

Обыденное познание – формируется стихийно в процессе жизнедеятельности человека и основывается на его личном опыте. Мифологическое познание – эмоционально-образное восприятие мира, воплощающее в мифы (не возможно без абстрактного мышления) Религиозное познание – мышление догмами, мистика – медиативное познание тайн бытия. Художественное познание – мышление художественными образами, методом рефлексии и субъективной экспрессии. Характерная черта ненаучной формы познания – иррационализм. Методы ненаучных форм познания: Интуиция, медитация, воображение, инсайт, гипноз

  1. Философское учение о человеке.

Философская антропология – раздел философии, изучающий сущность, природу, смысл существования человека. В отличие от истории, социологии, физиологии, анатомии и психологии, философия изучает человека как целостное, многомерное явление в единстве его внутреннего мира и внешних проявлений жизнедеятельности. Человек – это разумное и универсально-деятельное существо, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию. К основным чертам человека как «homo sapiens» относят:

    • разумность – наличие у человека сознания и разума, что отличает его от животных;
  • труд – способность человека к предметно-практической деятельности;
  • творческое начало – способность создавать нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Заключается оно в формировании и развитии духовного бытия человека, его внутреннего мира и привнесение его элементов в мир внешний;

В истории философии сложилась антропологическая традиция – стойкий интерес к человеку как уникальному и сложному явлению мироздания. Наиболее характерно ее суть выражена в определении человека, которое дал Э. Фромм: «человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить, и от которой он не может избавиться».

  1. Человек в философии Древнего Востока и античности.

Антропологическая проблематика складывается еще в философии древнего Востока и античной философии. Основными вопросами, занимавшими философов того времени были: природа (происхождение), сущность человека и этика поведения. Проблема внутреннего духовного мира человека интересовала мыслителей в меньшей степени, нежели вопросы отношений с внешним природным и социальным миром.

В вопросе природы и сущности человека восточные и античные авторы приходят к идее о наличии у человека души – идеального начала человеческой сущности. У древнегреческих авторов все в мире (космосе) имеет душу, и благодаря ей обладает разумностью и чувствительностью – пантеизм. Душа это то, что связывает человека с космосом, делает его гармоничным элементом миропорядка (микрокосмосом).

Особенностью античной философии является материалистическая традиция трактовки идеи души. У Демокрита душа состоит из сверхлегких «огненных» атомов — неделимых единичных элементов материи. Жизнь есть соединение и разобщение атомов. Душа смертна и вместе с ней погибает и тело. Демокрит так же выдвигал идею о звероподобном происхождении людей.

Платон и Аристотель обратили внимание на социальную сущность человека. Человек – «политическое животное» т.е. существо, стремящееся к общению, жизни в сообществе с другими людьми (Аристотель).

Платон рассматривал вопросы взаимоотношения человека и государства, создал социальные типы личности (воин, мудрец и др.)

Вопросы философской этики в восточной и античной философии связаны с проблемами смысла жизни, его счастья и свободы. Человеческую жизнь философы древности определяли как извечное страдание. Поэтому смысл жизни заключается в гармоничном сосуществовании с миром и постижении истин, которые помогут преодолеть страдания, достигнуть счастья и свободы.

В буддизме мыслиться, что страдания человека следуют из его желаний. Поэтому чтобы избежать страданий надо отказаться или обуздать свои желания. Из античных авторов к проблеме отдельного человека впервые обратился Сократ. Подлинный смысл человеческого существования он видел в познании самого себя, определении своей нравственной позиции. Цель человеческой жизни – стремиться к благу, заключающемуся в стремлении постижения истины, что есть добро, а что зло. Нестяжательство и стремление к истине сделали пример Сократа идеалом жизни философа. Идея познания себя и духовного самосовершенствования содержится также в буддизме и конфуцианстве. Последователи Сократа организовали философскую школу киников. Одним из самых ярких ее представителей являлся Диоген. Он, как и восточные авторы, видел главную проблему человека в его непомерных потребностях и желаниях. Поэтому философ приказал к аскетическому образу жизни, в соответствие со своим естеством и доказывал это личным примером.

Философия — Стр 2

В эллинистический период этическая проблематика становится доминирующей в философии Древней Греции и Рима. Эпикур и его последователи (эпикурейцы) считали, что если невозможно избежать страданий, нужно стремиться к духовному и физическому наслаждению. Данное учение являлось «культом жизни», имело гедонистическую направленность. Эпикурейцы считали, что человек творец своей судьбы. Обратной точки зрения придерживались представители философской школы стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.).

Человек подчинен судьбе (фатализм) и все, что он может сделать, это стойко, смиренно и мужественно воспринимать все невзгоды жизни. Школа скептиков (Пирон, Секст Эмпирик и др.) так же предлагала свой вариант избавиться от страданий – стараться избегать категоричных суждений и связанных с ними поступков.

  1. Философская антропология в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время и немецкой классической философии.

В средневековой философии человек мыслится только как «тварь божья», т.е. существо сотворенное богом. Человек занимает строгое место в иерархии всего сущего. Он находится выше, чем животные, но ниже чем ангелы и Бог. В природе человека четко выделены два начала: душа – дана богом, животворная сила, энергия; тело – порождение природы, греховно. По выражению Ф. Аквинского: тело – «лошадь», а душа – «наездник». Проблема свободы человека мыслилась средневековыми философами через понятие воли. Божественная воля абсолютна и только ей должен следовать человек. Воля человека подчинена воли бога, диктуется духовным началом (душой).

Человек часто отступает от воли бога, следуя греховным желаниям тела и от этого в мире все зло. Античный фатализм получает свое развитие в идее провиденциализма – подчинения человека заранее предусмотренному божественному плану спасения. Поэтому единственный смысл жизни – нести свой крест.

В философии Возрождения основу мировоззрения формирует антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Человек становится предметом культа. Он мыслиться как творец, чьи силы и возможности не ограничены (гуманизм).

Поэтому человек становиться на одну ступень с богом.

В Новое время человек рассматривается в первую очередь как существо разумное. Познавательная деятельность – основная сущностная черта. «Мыслю, значит, существую» (Р. Декарт).

В вопросе природы человека ученые и философы все чаще обращаются к идее естественного эволюционного развития. Мыслители эпохи Просвещения рассматривали человека как образованную свободную личность (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-ж. Руссо и др.).

Именно с ней философы связывали надежды на установленные лучшего социального порядка.

Для немецкой классической философии характерен деятельностный, исторический подход к человеку. В силу свободы воли он существо исключительно духовное и нравственное. И. Кант сформулировал моральный закон, названный им категорическим императивом – поступай так, чтобы человечество в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель, но не как средство. Моральный закон естественен, следует из наличия у субъекта разумной воли. Человек – творец истории и мира культуры. История общества – становление свободы человеческого рода посредством духовного развития и деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности. (Г. Гегель).

  1. Проблема человека в неклассической философии.

Для неклассической философии характерно пристальное внимание к проблеме человека. Философская антропология на данном этапе становится одним из основных направлений философии.

Л Фейербах, основатель антропологического материализма, утверждал, что сущность человека заложена природой. Человек беззащитен перед ней и обществом, что толкает его к идее бога. В основе этики Фейербаха идея любви – преодоления эгоизма и страха, солидарность, обращение от бога к человеку. «Человек, человеку Бог».

Для антропологических взглядов К. Маркса характерны такие черты как: материализм и социоцентризм. В объяснении природы человека ведущая роль отводилась труду (К. Маркс) и речи (Ф. Энгельс).

Человек не мыслился без общества, которое и определяет его сознание и мировоззрение. Так же философ сформулировал проблему отчуждения (несвободы и деградации) человека.

Представители иррационализма обратились к изучению уникальности внутреннего мира человека, непознаваемого рациональным путем. Сущность человека заключена в его неразумной воле – слепой неосознанной жизненной силе (А. Шопенгауэр).

Человек на рубеже веков стремиться к переоценке ценностей, созданию своего мира субъективности. «Бог умер» (Ф. Ницше).

З. Фрейдом была разработана психоаналитическая трактовка сущности человека, основанная на анализе глубинных мотивов поведения субъекта (бессознательном).

В последствие учение З. Фрейда (фрейдизм) было развито К. Юнгом и Э. Фроммом (неофрейдизм).

Экзистенциалисты (Ж. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) затронули вопросы познания человеком своего бытия, поиска истинного смысла жизни. Уникальность каждого человека заключается в иррациональном переживании. По мнению философов данного направления, только пережив пограничное (экзистенциальное) состояние между жизнью и смертью, субъекту открывается его истинное предназначение, если он не боится взглянуть «в лицо пропасти».

В 20-е года 20 века в Германии возникает направление, которое собственно имело название философская антропология (М. Шелер).

Ее задачей было создание целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Основными вопросами для философии 20 века – начала 21 века остаются: проблема отчуждения человека (дефекта личности), антропологической катастрофы – гибели в человеке человеческого, смысла жизни, переоценки ценностей, системы «человек – мир вещей».

  1. Сущность и природа человека.

Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека).

Второй смысл данного понятия делает его тождественным понятию врожденной сущности. Сущность человека – философское понятие, обозначающее характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность).

По Аристотелю, сущность человека – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. К сущностным свойствам человека относятся: разумность, воля, высшие чувства, способность к коммуникации, труду и творчеству.

  1. Соотношение природного и социального в человеке.

Познание человека связано с биосоциальной проблемой понимания его сущности. Заключается она в том, что сущность человека двойственна, сочетает в себе природные и социальные начала.

Природное (биологическое) начало заключается в анатомии и физиологии человека. Оно влияет на: пол, продолжительность жизни, особенности чувственного и рационального познания (психические задатки и особенности), способность к труду, речи и т.д.

Природное начало человека в философии связано с понятием тела. У древних греков тело было вместилищем души – сущностной основы сознания и разума. В рамках пантеизма все в мире обладает чувствительностью и разумностью. Душа в теле тоже «распространена» равномерно. Поэтому оно мыслилось как единый, цельный «орган мышления». В связи с этим греки большое внимание уделяли физическим упражнениям и состоянию тела («в здоровом теле, здоровый дух»).

В средние века, тело есть бренная оболочка. Оно же греховное начало всех помыслов человека отвлекающих его от исполнения божьей воли. В эпоху Возрождения происходит возврат к идее гармоничного развития личности. Тело – произведение искусства. В новое время тело есть орудие для достижения цели. В неклассической философии и психологии тело, основа биологического начала и связанных с ним инстинктов, потребностей, подсознательных и иррациональных процессов.

В совокупности, биологическое начало составляет природные силы человека – возможность и необходимое условие существования в мире. Природные силы у различных людей различны, определяются и передаются генетически. Они не безграничны. На протяжении жизни субъект переживает пики и спады своих жизненных природных сил, то отмечается на его активности и физическом состоянии.

Социальное начало заключается в способности к мышлению, общению, практической деятельности, творчеству, стремление жить в обществе. Фактически социальное начало влияет на формирование всех основных сущностных характеристик человека и собственно делает его человеком.

Социальная сущность человека была отмечена еще древнегреческими философами. В дальнейшем вплоть до Нового времени сущностные характеристики, связанные с социальным началом трактовались идеалистически, через категории души и бога. Философы эпохи Просвещения вновь обратились к социальной сущности человека. В немецкой классической философии подчеркивалось диалектическое единство исторического развития личности и общества. Действительное понимание значения социального в сущности человека связанно с появлением и развитием во второй половине 19 века социологии и социальной психологии.

Социальное начало представлено в совокупности социальных сил человека – способности к приобретению навыков социальной жизни, формировании воли и структуры личности.

Таким образом, природное начало является необходимым условием для жизни: общее физическое здоровье, способность к прямо хождению, развитая структура мозга, речевой аппарат и т.д. Благодаря социальному началу начальные биологические характеристики позволяют человеку стать отличным от других живых существ и себе подобных.

В истории науки сложились 3 подхода к определению соотношения природного и социального в человеке:

  1. Биологизаторский (натуралистический)подход. В рамках этого подхода считается, что природные субъективные качества оказывают определяющую роль на процесс жизнедеятельности человека. Например, психоаналитическая теория З. Фрейда. В основе человеческого поведения лежит подсознательное следование врожденным инстинктам: эросу (влечение к любви) и тонатосу (влечение к смерти).

    Английский антрополог и психолог Ф. Гальтон считал, что поведение человека причинно обусловлено наследственностью. Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.

  2. Социологизаторский (социоцентристский) подход. Данный подход основан на идее превалирования социальной сущности человека. Социум определяет и корректирует поведение, волю и мировоззрение человека. К данному подходу относятся социальные утопии (Т. Мор, К. Кампанелла и др.), марксизм.
  3. Биосоциальный подход. Избегает крайностей присущих первым двум подходам. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке. В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности.
  1. Индивид, индивидуальность, личность.

Для понимания природы и сущности человека как целостного явления, в котором диалектически связаны природное и социальное начало необходимы категории: индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – человек как живое существо с врожденными индивидуальными особенностями.

Индивидуальность – совокупность врожденных физиологических психологических особенностей человека, влияющих на его развитие.

Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых в процессе жизнедеятельности, взаимодействии с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Как же связаны эти понятия? В индивиде заключен весь потенциал данный человеку от рождения – его природное начало. Индивидуальность, доставшаяся от родителей, получает развитие в процессе социализации. Личность – результат развития индивида, проявления его социальных сил. Индивидуальные черты на новом уровне становятся личностными чертами и особенностями. Поэтому, не смотря на то, что личность есть продукт общественного развития, она уникальна. Уникальность личности заключается не только в сохранении и развитии индивидуальных черт, но так же в памяти и опыте. Память и опыт человека лежат в основе его уникального духовного мира.

Вывод: Человек развиваясь, первоначально как индивид, в процессе социализации становится личностью со всеми присущими ей сущностными характеристиками: разумностью, волей, высшими чувствами, способностью к коммуникации, труду и творчеству.

  1. Креационистская концепция возникновения человека. Концепции отстаивают точку зрения о сверхъестественном происхождении человека, как и всех форм жизни в результате единого творческого акта, являющегося тайной. Различие в данных концепциях зависит от степени развития мифологических, религиозных верований и философских взглядов, того или иного общества. Поэтому акт творения человека, может считаться действием: тотемного животного; группы богов; одного бога; мирового разума, абсолютной идеи. Все эти концепции с точки зрения философской классификации можно отнести к объективному идеализму. Идеи сотворения человека возникают еще на ранних этапах развития культуры человечества. На сегодняшний день, подобные утверждения могут являться лишь предметом веры, но не дает ответов на все вопросы, связанные с появлением человека, креационизм и родственные ему теории остаются актуальными для большого числа людей.
  1. Биологическая и мутационная концепции происхождения человека.

1) Английский ученый Э. Тайлор в середине 19 века разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Ч. Дарвин, в 1871 году опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на фактическом материале были обоснованы два положения: 1. Человек произошел от животных предков; Человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с ним произошли от более древней исходной формы; Последователи Дарвина Т. Гексли и Э. Геккель выдвинули идею о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека – самостоятельной зоологической формы. В последствие данная гипотеза была подтверждена археологическими фактами. Таким образом, происхождение человека в рамках биологической концепции происходит эволюционным путем на основе общих для всей живой природы законов наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование.

2) Появление мутационной концепции обусловлено фактом, того, что для качественного скачка в процессе эволюции к человеку современного вида, должны были сложиться особые биологические предпосылки. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций в наследственном аппарате предчеловека, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными: солнечная активность, смена магнитного поля Земли, геологическая активность и т.п. Появившийся вследствие мутации предок человека выжил благодаря использованию искусственных орудий труда и жизни в обществе. Т.е. приобретя собственно сущностные черты «homo sapiens»

  1. Трудовая и игровая концепции антропогенеза.

1) Авторы трудовой концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, считали, что биологическая эволюция послужила первопричиной эволюции социальной. Так предки современного человека вследствие естественного отбора и борьбы за существование стали использовать, а позже производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, языка, т.е. окончательно превратил животное в человека. Общество возникает из необходимости трудиться сбща и развивается в первую очередь как экономическое сообщество. В развитие материальной сферы заложена сущность общества и человека, который является существом сугубо-социальным. Это позволило диалектически рассматривать антропогенез и социогенез.

2) В игровой концепции Й. Хейзинга место труда заменяет игра. Она присуща индивиду на биологическом уровне. Именно в процессе игры развивается человек и культура. По Хейзингу игра старше культуры, предшествует и творит ее. Культура в ее древнейших формах «играется». Она развивается в игре и как игра. Постепенно рационализм и утилитаризм вытесняют и подменяют сущность человека и культуры.

24. Уфологическая концепция происхождения человека. Современный взгляд на антропосоциогенез.

1) Космические концепции антропосоциогенеза занимают некое промежуточное положение между игровой и трудовой концепциями. С одной стороны в основе них лежит идея внеземного вмешательства. С другой, приверженцы данных концепций оперируют фактами из исторических документов или полученными эмпирическим путем. Сущность космических концепций сводится к тезису о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит).

Появление человека – результат вмешательства инопланетян. Появление данных концепций связано с развитием космонавтики, популярности научно-фантастической литературы и относится к 60-м годам 20 века. Объективных доказательств в пользу уфологических концепций на современном этапе не найдено.

2) Современные концепции антропосоциогенеза основываются на положении о том, что биологическая эволюция, завершившаяся 30-40 тыс. лет назад, перестала играть решающую роль в развитии человека. Определяющим фактором стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности людей. Однако человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Поэтому биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Они детерминируют и диалектически дополняют друг друга.

  1. Категория материи. Пространственно-временная организация материи.

Термин материя использовался еще в 5 веке до нашей эры. В античности была сформулирована атомистическая концепция. (Демокрит, Лепкипп, Лукреций Карр)

Суть ее: все в мире, включая душу человека состоит из сверхмалых элементов и материальных атомов.

Данная идея была развита в 17-18 веках. Материя – совокупность атомов, совершающих механическое движение в пустоте.

Исходя из этого, И.Ньютон ввел в физику понятие массы и сформулировал закон всемирного тяготения.

В конце 19 века выяснилось, что атом делим и состоит из элементарных частиц.

Возникла необходимость в понимании связей: материи, движения, пространства и времени. Открытие Эйнштейна об изменении массы в связи с изменением скорости движения материи было истолковано как будто материя исчезает.

На современном этапе материю отождествляют с взаимопереходом вещества и поля. Современное философское определение материи сформулировал В.И. Ленин.

Материя (вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Основные формы существования материи:

  • Движение
  • Пространство
  • Время

Данные формы не существуют вне материи как и не существуют в материальных объектах, не обладающих пространственно временными свойствами.

Формы движения материи:

  • Механическая
  • Физическая
  • Химическая
  • Биологическая
  • Социальная

Пространство – форма существования материи, выражающая протяженность, структурность, взаимодействие элементов материальных структур.

В истории науки сложились 2 концепции в отношении пространства и времени:

Субстанционная концепция – представляет пространство как отдельную субстанцию, независящую от мира вещей и включающую их в себя. (Демокрит, Ньютон)

Реляционная концепция – трактует пространство как специфический тип отношений предметами – какое отношение занимает 1 предмет по отношению к другому. Пространство вытесняется самим предметом и существует пока он есть. (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн)

Основные свойства пространства:

  • Протяженность – определяется количественными характеристиками вещей и их структур;
  • Однородность – заключается в относительно равномерном распределении вещества разного рода пространства;
  • Трехмерность – означает, что любой предмет можно поместить в систему трех осей координат;
  • Изотропность – одинаковая значимость каждой их трех пространственных измерений вещи;

Время – форма существования материи, выражающая длительное существование и смену состояния в изменении и развитии любых материальных систем. Время – поток несущий вперед в будущее весь мир. (субстанционная) Время – отношение между предметами и их состоянием (реляционная) Время для каждой вещи есть следствие и ее собственной динамики или дление. Дление – устойчивое пребывание вещи в своем бытие. (И. Барроу)

Основные свойства времени:

  • Длительность – определяется долговременностью нахождения предмета в том или ином состоянии;
  • Однородность – время существует поступательно и не предполагает скачкообразного движения;
  • Одномерность – предполагает только один вектор существования времени;
  • Необратимость — как следствие одномерности;

26. Диалектика, ее принципы и законы.

Диалектика появилась еще в Древней Греции. Окончательно законы диалектики сформулировал Г. Гегель.

Законы диалектики – формы философского знания, выражающие всеобщую связь явлений бытия, сущность его существования.

Законы диалектики:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей (единый и целостный мир содержит в себе прямопротивоположные элементы).

    Единство противоположностей обусловлено тем, что одна без другой существовать не может. Борьба противоположностей заключается в различии данных элементов и является источником саморазвития (или движения).

Единство (покой) – относительно

Борьба(движение) – абсолютно

  1. Закон взаимного перехода качественных (затрагивают сущность предмета) и количественных изменений (не затрагивают сущность предмета);

Эволюция — постепенный переход от одного к другому, а скачковый – революция.

  1. Закон двойного отрицания – философская категория, выражающая отказ от старых форм существования бытия. Оно есть – способ разрешения противоречия. В качестве иллюстрации подходит тезис логики Гегеля.

Тезис – Антитезис – Синтез

Отрицание старых форм бытия происходит с сохранением их черт, которые повторяются на новом качественном уровне.

Парные категории диалектики:

  • отношение – действие
  • единичное – общее
  • часть – целое
  • структура – элемент
  • содержание – форма
  • причина – следствие
  • необходимость – случайность
  • сущность – явление
  • возможность – действительность