Понятие о физическом развитии

Физическое развитие

  1. Понятие о физическом развитии

  2. Акселерация и ретардация развития

  1. Понятие о физическом развитии

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.).

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, контроль параметров физического развития начинается в период новорожденности, продолжаются периодические осмотры детей и взрослых в различные возрастные периоды развития:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Важно контролировать уровень физического развития во все периоды постнатального онтогенеза, особенно до наступления зрелого возраста. Так как, физическое развитие характеризует здоровье ребенка и благополучность его роста, учитывает размеры и форму тела и соответствие их возрастной норме.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание, а также биологический возраст, конституция, состав тела. Существенные отклонения этих показателей от возрастной нормы, как правило, вызваны нарушением обмена веществ, патологическими изменениями в работе эндокринной и центральной нервной системы. При этом отставание в физическом развитии может быть даже менее опасным, чем значительное опережение, которое обычно свидетельствует о наличии гормональных нарушений.

Человеку с рождения и на протяжении всей жизни приходится приспосабливаться к действию двух важнейших физических факторов – температуры внешней среды и земного тяготения, влияние которых связано с геометрическими размерами тела. Соответственно, физическое развитие непосредственно воздействует на функционирование всех без исключения органов и систем организма.

Масса и площадь поверхности тела во многом определяют интенсивность обменных процессов. Для нормального функционирования клеткам организма необходима постоянная температура около 37оС. Выработка энергии (тепла) тела зависит от массы, а отдача тепла в окружающее пространство – от площади его поверхности. При поддержании постоянной температуры тела небольшого размера проблемой является сохранение тепла (или его дополнительная выработка), а для тела большого объема – отвод лишнего тепла. Сразу вспоминается, как маленькие щенки или котята спят, тесно прижавшись друг к другу, и, наоборот, как часто утирают пот взрослые тучные люди. Дело в том, что маленький организм по своим пропорциям близок к шарику – самой экономичной форме теплоотдачи: в нем нагрузка на механизмы теплообмена наименьшая. Чем больше размер шаровидного тела, тем больше его относительная поверхность и, следовательно, теплоотдача.

Изменение размеров и пропорций тела в процессе роста и развития сказывается на балансе образования и отвода тепла и обязательно ведет к перестройке работы всех вегетативных систем, управляющих кровотоком, активностью дыхания и потоотделения, а следовательно, и систем управления – центральной нервной и эндокринной систем.

С возрастом изменяются вегетативные функции, снижается частота сердечных сокращений, относительная скорость кровотока, частота дыхания, а кровяное давление, наоборот, повышается. Этот процесс не протекает плавно, так как он связан с созреванием организма. Это еще один довод в пользу важности контроля за физическим развитием.

Стандартные показатели

Наиболее показательные характеристики физического развития – масса и длина тела, окружность грудной клетки, окружность талии. Дело не только в том, что эти размеры проще всего определить. Эти признаки несут информацию о темпах и особенностях роста организма, позволяют оценить сбалансированность питания и специфику обменных процессов, а стало быть, и функциональные особенности организма.

Наряду с этим часто оценивают и другие факторы – окружности отдельных сегментов тела (бедра, голени, плеча), кожно-жировые складки, а также силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких.

При оценке физического развития определяют сначала длину тела, а затем соответствие ей массы тела и длин окружностей сегментов тела. Их соотношение позволяет описать три важнейшие составляющие физического развития: скелет, мускулатуру и жироотложение.

8 стр., 3608 слов

«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических ...

... быстрее оно осваивается. Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствова­ние элементов техники изучаемого двигательного действия. Например, ... своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на постоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень ...

При любой длине тела (кроме резко сниженной или чрезмерно высокой) физическое развитие считается средним (или гармоничным), если значения окружности грудной клетки и массы тела отличаются от среднего не более чем на 1 s (s – стандартное отклонение).

Детям и подросткам среднего и выше среднего уровней физического развития присущи соответствующие функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошее развитие мускулатуры.

Для оценки показателей физического развития используют специальные таблицы – нормативы, или стандарты, физического развития. Они неодинаковы для ровесников, проживающих в разных климатогеографических условиях, а также в городе и на селе. В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в большинстве случаев ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.

Свойственная индивидуальному развитию неравномерность увеличения размеров тела усиливается еще более в зависимости от сезонных факторов (естественных – продолжительности светового дня, интенсивности солнечного и ультрафиолетового облучения, а также микросоциальных, связанных с учебными нагрузками, питанием, отдыхом и т.п.).

Поэтому оценку показателей физического развития обычно стараются проводить в одни и те же периоды календарного года. Так легче выявить тенденции к задержке или отрицательным сдвигам характеристик физического развития, которые могут свидетельствовать о нарушении здоровья. Стандарты необходимо обновлять не реже 1 раза в 5–10 лет.

Темпы роста

По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Темп физического развития – важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение или замедление его может зависеть от множества причин, но всегда должно учитываться и врачом, и педагогом, и психологом.

Рост организма – процесс неравномерный. Нормальную динамику роста нарушают хронические или длительно текущие заболевания, эндокринные нарушения, генетически обусловленные заболевания и состояния, влияние хронического стресса (в свою очередь вызывающего нарушения в работе желез внутренней секреции, «руководящих» работой всего организма), недостаточное или несбалансированное питание. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Заметное влияние на темп физического развития оказывают этническая принадлежность и влияние социальных, экономических и климатогеографических факторов. Физическое развитие ребенка сочетается с психическим – отсюда вытекает проблема «школьной зрелости» детей различных этнических групп и регионов страны. Поэтому при решении таких проблем необходимо участие не только педагогов, педиатров, психологов, но и антропологов.

Смешение различных групп населения с той или иной интенсивностью происходило на протяжении всей истории человечества. Это нормальный процесс, необходимый для существования любого биологического вида. Но в современном мире изменения общей политической или экономической ситуации могут стимулировать перемещение больших масс людей в очень короткие сроки, что может приводить к изменению демографической ситуации. Например, за время, прошедшее с начала «нефтяного бума» в Березовском районе Западной Сибири (с 1963 г.), из-за огромного количества мигрантов и большого числа межэтнических браков к коренному народу манси в последнее время себя причисляют лишь около 25% населения.

Периоды максимальной скорости прироста длины и массы тела у детей школьного возраста различных групп коренного населения северных регионов РФ задерживаются примерно на год по сравнению с русскими сверстниками, проживающими в Москве. При этом темпы роста и развития детей Российского Севера очень близки к их канадским сверстникам-северянам.

Процессы миграции, в том числе урбанизации, сказываются на изменениях в образе жизни. Модернизация жилища, изменение традиций питания, смена форм трудовой занятости и вариантов досуга, повышение или понижение уровня образования и медицинского обслуживания влекут за собой множество медико-биологических последствий. Однако наряду с индивидуальными и региональными в отдельные периоды наблюдаются популяционные сдвиги в темпах физического развития.

Факторы, влияющие на физическое развитие.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность)

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

11 стр., 5339 слов

Второй дошкольный период развития ребенка

... он мало-помалу начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости. На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей ... возникает необходимость и возможность на иных уже основаниях продолжить развитие познавательных возможностей ребенка, прежде всего – внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения. Обсуждение ...

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов.

В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Акселерация и ретардация развития

    Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

    Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в.

    В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

    Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад.

    Процесс акселерации наблюдается уже в период внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала века).

    Одним из важных последствий акселерации становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом.

    Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше).

    Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.

    В результате акселерации происходят значительные изменения в развитии систем организма детей и подростков. Ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см. в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг.

    18 стр., 8741 слов

    Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

    ... педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к ...

    Акселерация физических показателей развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза. В этой связи правильнее говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой — социальным прогрессом.

    Наряду с термином «эпохальная акселерация» в современной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые трактуются более широко. Под этими терминами понимаются также многие изменения биологии современного человека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в характере и распространении заболеваний и др.

    Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

    Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармоничной и дисгармониной акселерацией.

    При гармоничной акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства.

    При дисгармоничной акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста и полового развития.

    Причины акселерации. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

    1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

    2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

    3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.

    4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.

    Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей,— какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетельствуют о снижении темпов физического развития детей и  подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого организма. Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных условий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорению темпов физического развития. Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.

    6 стр., 2985 слов

    Ранняя коррекция недостатков развития ребенка

    ... соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие. Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования ... нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, ...

    Минусы акселерации

    К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. У современных детей окружность грудной клетки обычно отстает от показателей веса и роста — высокие подростки нередко несколько узкогруды. Внутренние органы подростка и механизмы регуляции их деятельности тоже не всегда поспевают за быстрым ростом тела. Это в первую очередь относится к сердечно-сосудистой системе: ее развитие отстает от темпов роста и увеличения веса более чем у 6 процентов подростков. Безусловно, это отрицательно сказывается на их работоспособности и выносливости.

    У акселератов усиливается наблюдавшееся и прежде свойственное пepиоду полового созревания некоторое отставание объема и массы сердца («малое» подростковое сердце) от общего увеличения размеров тела. Если долго не наступает выравнивание нарушенных соотношений, сердце не может удовлетворить запросов быстро растущего организма в кровоснабжении. В таких случаях бывают боли в сердце, сердцебиение, учащенный пульс, подросток быстро утомляется.

    Диспропорции между объемом, массой сердца и быстро увеличивающимися размерами тела усиливаются из-за «двигательного голода», вызванного коренными изменениями условий труда и быта, когда почти к минимуму сведены физический труд и двигательная активность молодежи. Гиподинамия может привести к закреплению несоответствия формы и массы сердца его возрастным нормам. Такая длительная задержка развития сердца — это уже предболезнь, угрожающая нарушением кровоснабжения сердечной мышцы и возникновением серьезных заболеваний сердца.

    Гиподинамия и акселерация связаны между собой.

    Бурный рост часто вызывает также повышение артериального давления — возникновение сосудистых дистоний и гипертонии. Следует оговориться, что рослые дети и подростки и в норме должны иметь более высокий уровень артериального давления, чем их более низкорослые сверстники.

    Для подростков 15—16 лет при росте 160—180 сантиметров верхней границей нормы считается артериальное давление на уровне 130 (максимальное) и 70 (минимальное) миллиметров ртутного столба. Однако при бурно протекающем процессе полового созревания, сопровождающемся напряженной деятельностью межуточного мозга (гипоталамуса) и желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников, щитовидной и половых желез), артериальное давление может быть еще более высоким, выходящим за границы нормы. И снова дело усугубляет сидячий, малоподвижный образ жизни: способствует спазму сосудов и повышению артериального давления.

    9 стр., 4164 слов

    Психическое развитие подростка

    ... развития на данном этапе. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности подростков, а, значит, и специфику работы с ними. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. ...

    Высокий уровень артериального давления может быть закреплен из-за неблагоприятного стечения некоторых жизненных обстоятельств. Повышение сосудистого тонуса у детей и подростков, «омоложение» гипертонии врачи связывают не только с акселерацией, но и с эмоциональными и информационными перегрузками, которые вызывают переутомление современных школьников. Малоподвижный образ жизни при питании, калорийность которого значительно превышает энергетические затраты организма, приводит к тому, что все больше становится тучных и ожиревших детей и подростков. Лишний вес, тучность — тоже серьезный враг сердца. Бороться с ожирением — значит предупреждать болезни сердца.

    При быстрых темпах акселерации могут быть признаки «юношеского сердца».

    В пубертатный период масса сердца увеличивается в 2 раза, что обусловлено нарастанием объема мышечных волокон; почти вдвое увеличивается объем сердца (в основном за счет желудочков).

    К концу периода полового созревания сердце достигает максимальной работоспособности. У подростков при физической нагрузке увеличивается минутный объем крови, что вызвано не тахикардией, как у детей младшего возраста, а увеличением ударного объема. Хотя у большинства детей в этот период форма сердца такая же, как и у взрослых, однако может наблюдаться, «физиологическая» гипертрофия сердца (особенно у юных спортсменов), митральная, а также гипопластическая формы («капельное сердце»).

    Важной особенностью сердечно-сосудистой системы этого возрастного периода является более быстрое увеличение объема сердца, чем просвета сосудов. В результате этого могут изменяться артериальное давление и другие показатели гемодинамики, что в свою очередь влияет на данные аускультации. В этот возрастной период на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы существенное влияние оказывают эндокринные железы. При воздействии половых гормонов на центральную нервную систему изменяется регулирующее влияние коры на подкорковые центры и вегетативную нервную систему, что способствует развитию вегетативной дистонии.

    У подростков довольно часто отмечаются учащение пульса, раздвоение II тона над легочной артерий, систолический шум над верхушкой и легочной артерией. Артериальное давление отличается лабильностью. В период полового созревания дети жалуются иногда на повышенную утомляемость сердцебиение, одышку, чувство сдавления за грудиной, потливость. Все эти явления функционального характера, обусловлены в основном нервно-эндокринным влиянием на сердце и сосуды и со временем проходят бесследно. Однако при наличии подобных жалоб подростка необходимо всесторонне обследовать в целях исключения патологии сердечно-сосудистой системы.

    Наблюдается учащение заболеваний острыми формами ревматизма у детей младшего возраста.

    Акселерация не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

    Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса, менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет.»

    4 стр., 1649 слов

    Развитие личности донаучн. период

    ... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Аффекты же эти возникают обычно при общении с родителями, при их ...

    Нередко акселераты страдают от собственого развития. Все потому, что этому явлению свойственно несоответствие между уровнями физического и психического развития.

    Поэтому часто современные подростки, несмотря на видимую зрелость, психически остаются инфантильными. Их поведение и эмоциональные реакции напоминают детские проявления: ранимость, неустойчивость, импульсивность, доверчивость, стремление к подражанию взрослым и т.д.

    Кроме того, подростки одной возрастной группы различаются по своему интеллектуальному, социальному и нравственному развитию. Один может быть развит физически, а умственно и эмоционально — еще нет. А другой может быть на полголовы ниже сверстников, но превосходит их в интеллектуальном отношении.

    Акселерация ставит много проблем перед современными врачами, а именно:

    1) наблюдается более раннее биологическое созревание индивида, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа юных матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т. д.);

    2) существует необходимость в установлении новых форм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

    3) наблюдается нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки нормы и патологии.

    Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма и в более старшем возрасте, а также на характер проявления ряда заболеваний.

    2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедление, задержка, «десельрация») — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

    Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тромбах и др.).

    Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

    Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Но его существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития. 

    Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами. Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

    В 1983 году Минздрав России четко определил группы здоровья на основании следующих показателей:

    • наличие или отсутствие хронических заболеваний,
    • состояние функциональных систем,
    • сте­пень резистентности (сопротивляемости),
    • степень физического,
    • нервно-психического развития ребенка.

    Выделены 5 групп здо­ровья: в первые две включаются дети без хронических заболева­ний, а в 3-5-ю — дети, имеющие хронические заболевания раз­личной степени выраженности. Данные группы не следует путать с медицинскими группами, различающимися по степени участия школьников в физическом воспитании: основная, подготовительная и специальная.

    Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

    Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

    12