Раздел 4. Управление общественными отношениями

  1. Предмет, структура, основные функции общественных отношений.
  2. Информационные процессы в обществе и управление; коммуникации в организациях; в политике; в бизнесе; средства массовой информации; средства взаимодействия; общественное мнение.
  3. Информационная политика РФ — проблемы и тенденции развития; правовые основы; основные организационные формы и практические мероприятия.
  4. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами.
  5. Три модели социального управления: субординация, реординация, координация.
  6. Управление и манипулирование, интересы общие, частные и корыстные, манипулирование как реализация корыстных интересов, виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.
  7. Объективный характер государственного интереса, естественный и искусственный государственный интерес, механизм разработки государственного интереса.
  8. Управление в условиях агрессивной среды, среда управления, управленческий менталитет.

Вопрос 1. Предмет, структура, основные функции общественных отношений.

Определение:

Общественные отношения – это многообразные связи, контакты, возникающие между социальными группами, общностями, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп.

В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфичными видами деятельности людей – управленческой, научной, технической, художественной, просветительской, спортивной и пр.

Предмет:

Предмет общественных отношений — система связей с общественностью, предполагающая постоянную деятельность по развитию взаимоотношений между социальными группами, общностями, нациями, а также внутри них.

Структура:

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т. е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения — экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. — делятся на первичные — материальные, базисные и вторичные — идеологические, надстроечные. Из всех общественных отношений главными, ведущими, определяющими являются материальные — экономические, производственные отношения.

7 стр., 3046 слов

Отношение между предметом психологии как науки и психологии как ...

... движений. Ведущими органами в этом отношении являются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым манипулирует рука, а ... проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; ... с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, ...

Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологическое общественное отношение — политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

         Деление общественных отношений на материальные и идеологические позволяет не только различать в общественных отношениях определяющие и производные, но и анализировать совокупность общественных отношений, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между социальными группами, национальные, межгосударственные и международные отношения).

Основные функции:

1. Функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения

2. Функция аффилиации, социальной идентификации (приобщения к группе, сопричастности с ней)

3. Функция контакта с другим человеком, общественной группой, общностью

4. Функция самоутверждения, самопознания и самореализации

Вопрос 2. Информационные процессы в обществе и управление; коммуникации в организациях; в политике; в бизнесе; средства массовой информации; средства взаимодействия; общественное мнение

Информационные процессы в обществе и управление:

Информационные процессы в обществе – это процессы хранения, обработки и передачи данных с целью управления общественными отношениями, хозяйствующими субъектами.

Информационные процессы подразделяются на 3 вида:

1. Обеспечивающие выбор и формирование целей (целеполагание);

2. Предназначенные для разработки программы действий (планирование);

3. Обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе (регулирование).

Коммуникации в организациях:

Коммуникации в организациях – процесс обмена информацией, ее смысловым значением, перемещаемая внутри организации, между организациями.

Коммуникации в политике:

Коммуникации в политике- процесс передачи политической информации, посредством которого, информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия.

9 стр., 4267 слов

Общение в системе межличностных и общественных отношений.

... можно рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Информация не только передается, ... вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. Структура общения. Существует несколько подходов к структурированию ... разговор от своего имени (без ссылки на мнение авторитетов), предъявлять свои истинные чувства и желания. ...

Коммуникации в бизнесе:

Коммуникации в бизнесе — процесс обмена информацией, ее смысловым значением, перемещаемая между хозяйствующими субъектами, участниками рыночных отношений.

Средства массовой информации:

Средства массовой информации — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации.

Конституция РФ устанавливает определенные ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Средства взаимодействия:

Средство взаимодействия в системе общественных отношений это инструмент массовой коммуникации, что означает — систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, интернет и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования общественности.

Средства взаимодействия обеспечивают выполнение следующих функций:

1) идеологического и политического влияния;

2) поддержания социальной общности;

3) организации, информирования, просвещения и развлечения.

Общественное мнение:

Общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей.

Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях — занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т.д.) и насаждая определённые нормы общественных отношений. Наконец, в зависимости от знака высказываний общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью.

8 стр., 3654 слов

Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку

... звучит, например, такая фраза: «В городе царят беззаконие и порядок»! Закон и порядок неразрывны, это две части одного целого. «Наличие власти приводит к порядку». Что такое власть? Это та сила, которая движет массами. Она координирует ... лишь единой волей вождя. Не существовало никаких рамок в его прихоти, в государственном давлении. Людям приходилось доносить даже на членов своей семьи, сидеть в ...

Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп.

Вопрос 3. Информационная политика рф – проблемы и тенденции развития; правовые основы; основные организационные формы и практические мероприятия

Информационная политика РФ – совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемая органами государственной власти и управления в целях информирования общественности об определенном векторе развития страны и решения социально-экономических проблем.

Проблемы ИП РФ:

— подчинение СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса;

— концентрация и монополизация СМИ (препятствие уменьшения независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.); — зависимость региональных рынков и местных СМИ от центральных;

— несовершенство законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

Тенденции ИП РФ: — модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; — развитие информационных, телекоммуникационных технологий; — формирование и все более эффективное использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним; — обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации; — подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; — создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества. Правовое регулирование ИП РФ:

В настоящее время в современной России действует огромное количество правовых норм, прямо или косвенно имеющих отношение к интернет­сфере. Даже самый краткий перечень нормативных актов, регулирующих информационную сферу жизни общества, может быть довольно объемным. Приведем лишь основные источники информационного права:

  1. Конституция РФ (ст. 15 официальная публикация законов; ст. 23 неприкосновенность частной жизни, тайна переписки и телефонных переговоров и сообщений; ст. 29 свобода слова и мысли, право на информацию и проч.).
  2. Гражданский кодекс РФ (ст. 128 интеллектуальная собственность как объект гражданского права; ст. 150: нематериальные блага: достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право авторства и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага; ст. 434 форма договора: договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору и проч.).
  3. Уголовный кодекс РФ (ст. 129 клевета; ст. 130 оскорбление, ст. 137 нарушение неприкосновенности частной жизни; ст. 138 нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ст. 146 нарушение авторских и смежных прав; ст. 182 заведомо ложная реклама; ст. 237 сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей; ст. 272 неправомерный доступ к компьютерной информации; ст. 273 создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; ст. 283 разглашение государственной тайны; ст. 303 фальсификация доказательств и проч.).
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ (глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации).
  5. Закон от 07.02.1992 № 2300­1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1. Дистанционный способ продажи товара, под которым в том числе понимается продажа товара через Интернет).
  6. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124­I «О средствах массовой информации».
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149­ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
  8. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7­ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
  9. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126­ФЗ «О связи».
  10. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63­ФЗ «Об электронной подписи».
  11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152­ФЗ «О персональных данных».
  12. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125­ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
  13. Федеральный закон от 03.06.2009 № 119­ФЗ. «О библиотечном деле».
  14. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485­I «О государственной тайне».
  15. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  16. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (вместе с Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет»).
  17. Письмо ЦБ РФ от 23.10.2009 № 128­Т «О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB­сайтов кредитных организаций в сети Интернет».

Основные организационные формы ИП РФ:

8 стр., 3598 слов

Конструирование и продвижение имиджа органов государственной власти

... позитивного имиджа органов государственной власти. Глава 1. Понятие органов государственной власти 1.1 Понятие и признаки органов государственной власти Органы государственной власти предназначены для управления государством на ... и общественных отношений. Характер этих отношений определяется степенью положительности того или иного имиджа. В работе органов государственной власти немаловажен ...

— программы всех уровней власти по основным направлениям информационной политики на периоды;

— мониторинг и концентрация информационных потоков, а также тщательный внутриведомственный/межведомственный контроль за полнотой и достоверностью сообщаемой СМИ информации (тематические отраслевые полосы в ведущих периодических печатных СМИ, проведение тематических PR-акций и кампаний);

11 стр., 5272 слов

Государственная социальная помощь

... государственной социальной помощи. Цель курсовой работы: рассмотреть понятие государственной социальной помощи. Задачи курсовой работы: 1.Рассмотреть понятие и цели государственной помощи. 2.Изучить особенности предоставления государственной социальной помощи. .Определить характеристику видов и размер государственной социальной ... На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать ...

— создание и поддержание позитивного имиджа государственной власти в глазах общественности;

— успешной деятельности PR-службы органов государственной власти;

— планирование, организация и проведение информационных мероприятий, направленных на достижение взаимопонимания и взаимодействия государственной структуры с ее подразделениями и обществом;

— подготовка в установленном порядке и распространение в СМИ официальных заявлений и сообщений, планирование и организация выступлений руководства в СМИ, глобальной информационной сети «Интернет», а также организация их оперативного реагирования на выступления СМИ по вопросам, касающимся государственной организации;

— изучение, анализ и систематическое информирование руководства государственной структуры о позиции СМИ и общества по вопросам ее жизнедеятельности, организация и осуществление работы по созданию ее позитивного имиджа;

— организация и проведение фото- и видеосъемок официальных мероприятий с участием представителей руководства государственной организации, ведение фото- и видеоархивов; участие в подготовке, выпуске и распространении фото- и видеопродукции о государственной организации;

— подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров органов информационного обеспечения.

Вопрос 4. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ— это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы.

Объектомсоциального управления являются существующие в обществе отношения, социальные образования, отдельные люди.

Субъектуправления — руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные органы управления любыми общностями людей, в том числе государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, их структурными подразделениями, общественными объединениями, международными организациями; органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица.

Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправление).

Упорядочение системы — основное назначение и свойство управления.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу.

Главным назначением социального управления является воздействие на общность людей с целью упорядочения общества, его организованности, совершенствования и развития, достижения стоящих перед ним задач. При этом обеспечивается согласованность отдельных действий участников совместной деятельности и выполняются общие управленческие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (например, планирование, координация, контроль и др.).

5 стр., 2411 слов

Манипуляции в современном обществе и их нейтрализация

... психологического явления в обществе. Совершенно точно можно сказать, что само явление манипулирования появилось сразу же ... ложностью). Базовые защитные установки: · Уход; · Изгнание; · Блокировка; · Управление; · Замирание; · Игнорирование. Распознавание манипулятивного воздействия. · Личный опыт в ... по общению желаемого, не учитывая его интересы. Таким образом, под манипуляцией понимается следующее, ...

Социальное управление достигает своей цели в рамках управленческих отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются между субъектом, обладающим определенными властными полномочиями, и объектом, обязанным подчиняться указаниям этого субъекта.

Власть — необходимое свойство в управленческих отношениях, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих, наделенных таким властным ресурсом.

Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение людей, их действия, поступки участников совместной деятельности. Это категории сознательно-волевого характера, и которых опосредуется руководство поведением людей.

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей — участников управленческих отношений.

Видами социального управления являются: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление и общественное самоуправление.

Подход к классификации моделей управления основан на выделении принципа регулирования взаимоотношений между субъектом и объектом управления. Этих моделей три: координация, субординация и реординация. Они выступают базовыми взаимообусловливающими и взаимодополняющими моделями управления.

Координацией(лат. coordinatio – сорасположение) называется такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других. Координация в условиях государственного управления – это система должностного взаимодействия государственных служащих и государственных органов по горизонтали, которая регулируется определенными правовыми нормами. Так, взаимодействие департаментов (управлений) внутри министерств или министерств между собой имеет характер координации, основные принципы которой закладываются распоряжением соответствующего министра или постановлением правительства.

Субординацией (лат. subordinatio – соподчинение) называется модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе общности или отдельная общность в составе взаимодействия берут верх над другими и подчиняют их себе. Субординация есть вертикальная упорядоченность, подчинение и соподчинение компонентов. Здесь речь идет уже о взаимодействии компонентов различных уровней. Такой характер присущ управленческим процессам во взаимодействии, например государственных органов исполнительной власти, структур государственной службы и др. В государственной службе субординация – это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами.

3 стр., 1094 слов

Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность ...

... государственного университета. Психологи провели серию социально-психологических исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, ... В России интерес к социально-психологическому ... управлении человеческими ресурсами В этом направлении кадрового менеджмента можно выделить два подхода: 1) рационалистический — высокая степень адаптируемости фирмы к конкурентной среде ...

В блоке с координацией и субординацией целесообразно упомянуть и такую модель социального управления, как реординация (лат. reordination – переподчинение).

Реординацией обычно называют третью модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали. Аспекты реординации пока что мало изучены. Вместе с тем реординация является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Аналогично представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах федерации переподчинены теперь руководителям субъектов федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственного управления, но и для других видов социального управления.

ВОПРОС 5. УПРАВЛЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ, ИНТЕРЕСЫ ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ И КОРЫСТНЫЕ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОРЫСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Манипуляция (от лат. manipulus — пригоршня, горсть, manus — рука) — система приемов социально-психологического воздействия на массы с целью изменения их взглядов и поведения в желаемом для манипулирующего направлении.

Манипуляция — это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели. Соответственно, манипуляция, манипулирование в корыстных целях — это побуждение другого к достижению целей, определенных корыстным интересом манипулятора.

Одной из причин широкого применения технологий манипуляции считается стереотипность мышления современного человека, это позволяет манипулятору на основе существующих в сознании стереотипов конструировать ложную картину мира при помощи создания новых или модификации старых систем стереотипов в массовом сознании.

В управленческой практике часто встречаются ситуации, когда цели управления расходятся с целями и интересами объектов управленческого воздействия. В таких случаях приходится преодолевать естественное сопротивление управляемой системы, и субъект управления прибегает к приему, который называется манипулированием. Т.е., он не просто управляет, воздействуя на объект, но как бы полностью игнорирует его, пренебрегая его интересами. Ценность человеческой личности манипулятор сводит к полезности с точки зрения собственных сиюминутных интересов.

По содержанию манипуляция и манипулирование — это форма социального управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления.

Социальная практика свидетельствует, что понятие «манипуляция» употребляется в следующих значениях.

9 стр., 4394 слов

1. Состав и характеристика внутренней среды организации

... люди (свобода в выборе поведения, ценности организации) Внутренняя среда экономических организаций включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. 2. Перечислите требования, которые ...

Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов скрытого принуждения людей.

Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п.

В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов .

Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации.

При рассмотрении технологий тайного принуждения человека выделяют две группы ситуаций: ситуации коллективного воздействия на человека и ситуации межличностного общения.

В первом случае человек является объектом воздействия политических, религиозных, коммерческих и других организаций, которые используют в основном средства массовой коммуникации.

Во втором случае используются психологические приемы, нередко апеллирующие к примитивными и низменными чувствами человека. По содержанию манипулирование является такой формой управления, при которой полностью игнорируются или признаются лишь фиктивно потребности, интересы и цели объекта управления, они заменяются целями манипулятора.

Манипулирование осуществляется главным образом с помощью средств массовой информации. Приемы манипуляции разнообразны: сознательная неадекватная актуализация событий, идей, мнений, обычаев, стереотипов поведения; искаженное освещение исторического прошлого и явлений современности; односторонний подбор фактов и аргументов и т.д. Широко используются языковые средства, например, манипуляция терминалами, технология подачи информации (акценты, иллюстрации, сюжеты и пр.).

Виды манипулирования

2.1 Виды манипулирования

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют экономическое, политическое, идеологическое, бюрократическое и психологическое манипулирование.

Экономическое манипулирование— это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение. При этом используются незначительные доплаты, компенсации при несопоставимо высоком уровне инфляции. Это может вызвать обратную манипуляцию со стороны работников — забастовки, локауты в тот момент, когда работодатель не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

Политические манипуляцииосуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.

Политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству.

Идеологическая манипуляция— это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов. Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации.

Психологические манипуляциив действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. Это не исключает, однако, существования психологических манипуляций, целью которых являются психологические ценности. Человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. Чисто психологические манипуляции могут выступать в качестве прелюдии к другим манипуляциям, подготавливать почву, снимать подозрительность. К проявлениям таких манипуляций можно отнести: внешнюю внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам объекта; искусственную идентификацию себя с объектом; формирование симпатий; использование личностного доверия в собственных целях.

ВОПРОС 6. ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА, ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС, МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА, СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ВНУТРИ ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ, ВЕКТОР ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА С ТИПОМ ГОСУДАРСТВА

Государственный интерес — интересы общества, отдельных его институтов или социальных групп, наиболее значимые для обеспечения его устойчивого функционирования и развития, делегированные государству для обеспечения, а также интерес самого государства как социального института. Основой государственного интереса являются интересы общества. Эти интересы включают в себя как общие интересы, касающиеся всех граждан, так и частные интересы отдельных социальных групп и социальных институтов.

Общие государственные интересы определяются во многом базовыми функциями государства, в числе которых следующие: обеспечение целостности и стабильности общества, его территории; создание и обеспечение правовой системы; создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности; охрана правозаконности, гарантирование прав и свобод человека и гражданина; координация потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии; обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

Объективный характер – государство является выразителем общественных интересов, государство есть представитель народа, общества.

Основные элементы механизма государственного интереса.

*обеспечение безопасности граждан.

*обеспечение геоэкономических и геополитических интересов общества

*способствование развитию институтов гражданского общества.

*обеспечение социальной справедливости.

*обеспечение высокого интеллектуального и инновационного потенциала общества.

Определение общенационального государственного интереса и основных его составляющих помогает определить наиболее значимые групповые интересы. Этими интересами будут интересы отдельных социальных групп и институтов, реализация которых приводит к реализации общенационального государственного интереса. Наиболее значимыми социальными институтами, имеющими свои интересы, являются государственная власть, армия и органы образования. Отсюда вытекает задача обеспечения интересов людей, включенных в деятельность органов государственной власти, повышение их статуса, престижа их деятельности. В такой же мере необходимо обеспечить интересы армии. Без повышения социального и имущественного статуса военнослужащего, престижа воинской службы невозможно повысить обороноспособность страны. Невозможно переоценить социальную значимость института образования. Именно этот институт обеспечивает высокий интеллектуальный потенциал и инновационную способность общества.

ВОПРОС 7. УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ АГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ, СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Внутренняя среда: технические, коммерческие, финансовые службы; сфера учета, администрирование, которые образуют микросреду (непосредственное влияние).

Агрессивная среда— среда в котором управляющее воздействие вызывает противоположные реакции, люди не только не настроены на выполнение приказов, распоряжений, но и проявляют активность в направлении противодействия власти. Крайнее проявление — стремление попытки свержения власти. Поскольку организация всегда, так или иначе, приспосабливается к среде, она должна находить адекватные способы управления в агрессивной социальной среде. Элементы агрессии привносятся в организацию самим работником как компонентом более широкой социальной системы.

Под агрессией надо понимать любое незаконное действие по отношению к обществу, сопровождающееся насилием. Выделяют три основные причины агрессивности среды:

1.Конкуренция между организациями. В условиях рынка организационное пространство уже разделено, и найти свою нишу для организации довольно трудно.

2.Несоответствие характера деятельности и управленческого менталитета государственных органов специфике рыночных структур.

3.Цели организации, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Сегменты внешней среды определяют формы стратегии организации по отношению к среде нападения, защиты или нейтралитета.

Агрессивная среда для организации несёт и положительные моменты. Агрессивность внешней среды ускоряет развитие социальной организации, мобилизует внутренние силы организации, усложняет процесс достижения индивидуальных целей, сложность в их достижении требует более активного использования коллективных усилий, совместная деятельность развивает социальную организацию.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Менталитет представителя государственной власти- это особое состояние сознания, склад ума, способ восприятия и переживания личностью жизненно важных структур социума, государства, гражданского общества, зафиксированных в языке, традициях, культуре. Особенности российской государственности и личности определяют доминирующий тип менталитета, развитие его содержания, необходимость смены менталитета в новых социальных условиях.

Управленческая деятельность государственной власти представляет собой сложную систему взаимоотношений:

— с государством по поводу исполнения государственными служащими делегированных им полномочий;

— с гражданами в вопросах защиты их прав и законных интересов и опосредования их отношений с государством;

— внутри самой социально-профессиональной группы для достижения целей государства, создания здорового, продуктивного морально-психологического климата на рабочем месте и условий для самореализации каждого из служащих.

Управленческий процесс не может быть в полной мере эффективным, если его выстраивать только на обезличенных принципах управления, особенно рациональной бюрократии, на холодно-разумных, прагматических началах без лишних эмоций и чувств. Без духовно-нравственной составляющей они мертвы. Прежде, чем принять решение, необходимо просчитать его ближайшие и отдаленные последствия для имеющих к нему отношение людей, представить себе всю тяжесть нравственного бремени обязательств, которые возлагаются на исполнителей в результате принятия решений, оценить степень ответственности, в том числе нравственной, за результаты принятого решения.

Вопрос 8. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия, инертная, оптимальная и агрессивная среда управления, способы управления в агрессивной социальной среде

Оценка степени благоприятствования внешней среды может быть дана исходя из того, в какой степени результат управленческой деятельности, работы организации превосходит или уступает усилиям, потраченным руководителем и организацией на его достижение. Цель является основанием для взаимодействия внешней среды и организации:•инертная средауправления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;оптимальная— согласованность, однонаправленность или дополняемость целей,агрессивная— наличие взаимоисключающих целей. Сферы, в которых могут соприкасаться цели организации и внешней среды, тождественны сферам, в которых осуществляется человеческая деятельность.Общими для организации и внешней среды являются факторы, определяющие реакцию внешней среды на организацию:

  1. экономические — конкуренция, цикличность развития, состязательность,
  2. политические — классовая и партийная борьба;
  3. технологические — научно-технический прогресс и возможности преобразования;
  4. природно-климатические — стихийные бедствия, неблагоприятные естественные условия;
  5. организационные — правовые, нормативные противоречия;
  6. демографические — половые и возрастные объективные и субъективные различия, стандарты, возможности;
  7. идеологические — соответствие мировоззрений и другие.

Инертная среда управления характеризуется:

  1. Наличием формальной организации деятельности и отношений в среде управления.
  2. Деятелъность среды управления инициируется распоряжениями и требует наличия формального контроля исполнения, отношение к работе организации безразличное, безответственное и безинициативное.
  3. Интересы, умения и отношения среды управления направлены вовне организации.
  4. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая как в силу формальных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости технической базы обращения к информации и ее распространения.
  5. Неэффективность решений относительно внутренних переменных при изменениях внешней среды.
  6. Медленная адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении.

Агрессивная среда управления характеризуется:

  1. Наличием неспокойствия в отношениях, конфликтных ситуаций (социально-психологическая напряженность, усиление общественного давления, выражение публичной критики, пикетирование).
  2. Устремлением отдельных членов среды к привнесению изменений за счет других членов среды, либо путем организационных перестроек (импичмент, отставка, перевыборы и т.п.).
  3. Отсутствует безразличие, однако нет и органичной заинтересованности в реальном повышении эффективности и качества функционирования всей среды.
  4. Доминируют собственные интересы и цели, находящиеся за пределами интересов среды.
  5. Официальная система информирования функционирует плохо, низок уровень доступности информации, часты попытки сознательного сокрытия информации или введения необоснованных ограничений на получение информации.
  6. Очень широко практикуется неформальный сбор информации, закрытые обсуждения либо обсуждения в узком кругу избранных лиц.
  7. Состоянию агрессивности содействует и техническое разделение труда, узкая специализация деятельности и частичность, поставленных задач.
  8. Кризис, переживаемый обществом, только усиливает агрессивность.

Оптимальная среда управления характеризует:

  1. благоприятной средой управления для организации, при этом по мере снижения степени внешнего благоприятствований соответственно снижаются потенциальные результаты работы организации.
  2. Наличием такого состояния среды управления, при котором складывается сочетание личных интересов со стремлением к получению высоких конечных результатов функционирования среды в целом.
  3. Ориентация на конечные результаты.
  4. Самоорганизуемость и самонастраиваемость.
  5. Состояние отношений в среде настолько высоко развитое, что позволяет среде гибко адаптироваться к новым задачам и условиям, т.е. осуществлять саморазвитие среде управления.
  6. Получение необходимой информации, передача и обработка ее осуществляется с помощью быстродействующих и высокопроизводительных технических средств.
  7. Информация и информированность являются органичными составляющими функционирования среды управления.
  8. Стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования среды управления. Состояние среды обусловливает и цель управленческого действия:
  1. Инертная среда – стабильность;
  2. Оптимальная – развитие;
  3. Агрессивная — выживание.

Цели, заданные состоянием среды, конкретизируются в:

  1. целях-заданиях,отражающих объективные требования рынка и поручения, задаваемые организации более широкой организационной системой;
  2. целях-ориентациях, фиксирующих общие и индивидуальные интересы работников;
  3. целях системы, т.е. совокупности целей по обеспечению стабильности, равновесия, целостности. Они могут противоречить 1 2 целям, но они непосредственно задаются макросредой, требуя адаптации к ней или целевого рационального воздействия на среду(проектирование ее).