5. Философия, наука, ценности в развитии общественного знания

5. Философия, наука и ценность в их взаимодействии и взаимовлиянии в развитии общественного и индивидуального знания. Сознание общественное и индивидуальное. Человек, индивид, личность в их соотношении.

Философия, наука и ценность в их взаимодействии и взаимовлиянии в развитии общественного и индивидуального знания.

Философия есть система идей, определяющая логические критерии, своего рода предельные нормативы, исходные основания, которые служат точкой отсчета для понимания явлений и феномена в социальной жизни – экономике, политике, нравственности, искусстве, религии и т.д. Эта система идей имеет своей задачей вооружить человека относительно точными критериями для отличия истинного от ложного, образованность от невежества, красоты от безобразия, доброго поступка от злого, справедливости от несправедливости. А тем самым выработать систему социальных ориентиров, обуславливающих самую общую программу социального поведения человека. Философия не вырабатывает информации и знаний о конкретных процессах природы и общественной жизни, не претендует на формирование системы знаний, служащей основой практических и технологических операций (лечение людей, плавка металлов и т.д.) В этом смысле между философией и наукой нельзя поставить знак равенства. Социальное назначение философии – выработка основных нормативов научного (нравственного) и других форм осмысления природной и социальной действительности.

Философия образует форму развернутого обсуждения, логического анализа различных образований культуры – науки, нравственности, религии, политики, права, искусства, техники и т.д.

Наука (научное знание) это одна из форм общественного сознания, дающая человеку правильное представление об окружающем мире , как естественном( природа), так и социальном( общество).

Мир дан человеку со стороны его конкретного видимого многообразия, будто бы не связанных между собой фактов, событий, вещей, процессов. Целью научного объяснения мира является не описание этого многообразия, его разрозненности, его единичной множественности, а объяснение сущности, закона, причины наблюдаемого чувственного многообразия, ведь знать – это не просто наблюдать и фиксировать реальность какого-то природного феномена, а точно формулировать причину наблюдаемого. Знание — это причинное объяснение наблюдаемых событий. Но стремясь к познанию законов причинной сущности, наука тем самым стремится свести видимое многообразие единичных процессов к некоторому всеобщему единству, некоторому единому основанию, исходя из которого можно объяснить реальность, существование, изменчивость определенного класса природных событий или каждого отдельного события. Человеческое сознание часто взаимодействует с внешним миром, часто через знания (а не в своих мыслях, иллюзиях, фантазиях, воображении)которые сообщают сознанию предметность, содержательность. Поэтому развитие сознания есть процесс обогащения его все новыми и новыми знаниями, а сам процесс выработки нового знания называется познавательным процессом или познанием. Знание, с одной стороны, есть продукт познавательной деятельности особого рода людей (ученых), а с другой – это исторический процесс развития науки. Познание это не просто накопление результатов громадного множества познавательных актов, осуществляемых людьми, начиная с эпохи первобытности до наших дней, а наука – это не склад готовых изделий. Природа является нам системой связей и взаимодействий столь необъятной, что человек не сможет ее охватить.

8 стр., 3702 слов

Тема 2. Позитивистская традиция в философии науки (6 ч )

... –171. Гуссерль Э. Метод прояснения //Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996. Разд.4. Горизонты философии науки: феноменология. Вводные замечания. С.358–376. О. Конт: ...

Научные знания, то есть знания об объектах, выраженные в рамках соответствующей теории, являются таковыми в полном смысле этого слова только тогда, когда они могут позволить человеку, во-первых, предвидеть наступление соответствующих событий, совершающихся в природе или обществе, и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития, во-вторых, изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность человеку, обществу в целом. Если те или иные знания не удовлетворяют двум признакам, то они еще не научные выступающие лишь в лучшем случае как отдельные составные части будущего научного знания, то есть как преднаука (преднаучные знания).

В худшем случае такие знания могут приобрести не только не научный, но иантинаучный характер, то есть полностью не совместимый с уже с формировавшимися и сложившимися основными научными положениями и прямо исключающие их. Кроме знаний научных, преднаучных и антинаучных выделяют ещелженаучныезнания. По своему содержанию они являются разновидность ненаучных, а по способу изложения и обоснования они очень похожи на научные, поэтому их легко принять за таковые.

Исторически познание – это работа разума, т.о. в рамках гносеологии образуется логика (Аристотель), которая впоследствии выделяется в самостоятельную науку, занимающаяся анализом форм, правил и законов функционирования мышления.

Современная наука (физика в особенности) ставит перед философией и логикой массу проблем, связанных с необходимостью анализа и интерпретации, вновь вводимых понятий, логической структуры и принципов формирования научной теории, анализов языка и логико-математического аппарата науки. Выполняя эти задачи, философия тем самым выполняет свою логико-методологическую функцию.

В сфере науки (физики, например) потребность в философском осмыслении своих собственных результатов возникает тогда, когда новые научные концепции(теория относительности, квантовая теория) начинает противоречить сложившейся ранее и общепризнанной картине мира, когда в рамках самих теорий возникают логические противоречия, не находящие объяснения самой теории.

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

... Хейманс (Нидерланды, Утрехт), рассматривая понятие ''задачи развития человека'' как приобретение жизненно значимой компетенции, выделяет в нем ... Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ...

На формирование представлений и взглядов, а также чувств и настроений очень большое, в конечном итоге решающее влияние оказывают объективные потребности людей и общества в целом – в пище, в предметах потребления, характере познания, сугубо духовные потребности. Эти потребности определяют и формируют цели и задачи людей в их деятельности. Причем, эти цели являются, как правило, основными. В своем суммарном единстве потребности, цели, задачи, а отсюда и интересылюдей составляют ихценности, которыми индивиды и общество в целом руководствуются в своей повседневной деятельности, в том числе и научной. Следовательно, ценности, как и потребности и интересы, как и эмоционально-психологическое состояние, как и сознание в целом, носят и общественный, и одновременно, — индивидуальный характер в их тесном взаимодействии при ведущей в конечном итоге роли именно общественных ценностей как представителей соответствующего уровня духовного развития всего общества. Исходным и основополагающим понятием ценности является «благо» — доброе, полезное, служащее нашему счастью.

«Благо» было исторически первым обозначением ценности. Само понятие «ценность» в его нынешнем значении внедрилось в систему философского знания лишь во второй половине ХIХ века.

Взаимодействие объективных причин (потребностей, интересов, ценностей, «пропущенных» через сознание и психику каждого субъекта) приводит к тому, что каждый познаваемый предмет и мир в целом воспроизводиться в сознании каждого отдельного человека, каждой группой людей и обществом в целом с разных аспектов. Содержание этих аспектов определяется, с одной стороны, потребностями, интересами, ценностями и разным уровнем развития общественного сознания и общественной психологии людей, с другой стороны, соответствующим уровнем развития и обыденного знания. В итоге познаваемый предмет получает, как бы в суммарном своем выражении, различные оценки в разных аспектах. Каждый из них определяется соответствующими видами и типами интересов и представлений о благе одного и того же человека или группы людей, или даже общества в целом. Указанные аспекты не исключают, а напротив, взаимно дополняют и уточняют друг друга. Они дают в своей совокупности наиболее полное и разностороннее значение о предметах, интересующих человека, в том числе и об окружающей человека общественной среде, где он живет и действует.

Сознание общественное и индивидуальное.

Общественное сознание— отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

3 стр., 1163 слов

Тест достижений Сознание человека

... 17. Сознание людей в процессе истории : 1. Развивается 2. Не изменяется 3. Происходит регресс 18. “Особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”. ... и язык 3. Цивилизация и общество 20. Психические явления, процессы, свойства и состояния , которые актуально человеком не рефлексируются. 1. Сознание 2. Предсознание 3. Бессознательное 21. ...

Индивидуальное сознание— это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания — это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д. Уатт и Н. Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «ин­дивидуальность».

Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодо­лен. Названные понятия одно-порядковые, но не идентичные. Вмес­те с тем различение этих понятий не должно приводить к дру­гой крайности —их резкому разграничению и противопостав­лению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек.

Че­ловек это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или – точнее – субъект данных общественных отно­шений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в опре­делении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).   Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания.   Сознание- это сфера психики, ...

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек – безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» чело­веческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интере­сы, моральные убеждения и т. д.).

Она представляет собой дина­мичную, относительно устойчивую целостную систему интеллек­туальных, социально-культурных и морально-волевых качеств че­ловека, выраженных в индивидуальных особенностях его созна­ния и деятельности. Социаль­ные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире чело­века, его духовных и нравственных качествах.

Внутреннее содержание личности не есть результат механиче­ского внедрения в ее сознание многообразных внешних воздейст­вий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внеш­нее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сло­жившаяся таким образом система воспитанных и самостоятель­но выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятель­ности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, явля­ется одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоз­зрение личности в значительной мере предопределяет направлен­ность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной лич­ности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный харак­тер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее раз­витии опосредствована социальными факторами. Индивиду­альность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалек­тического взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик).

10 стр., 4681 слов

Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется

... социального статуса 2) социальной роли 3) социальной нормы 4) социальной санкции 6) Социальный статус – это 1) социальное положение человека в обществе 2) ожидаемое от личности поведение 3) совокупность прав и обязанностей индивида ... большой и малой социальных групп является 1) наличие у людей сходных социальных признаков 2) наличие у людей социальных норм, регулирующих деятельность группы 3) ...

По мере исторического развития трудовой дея­тельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализа­ция человека и его отношений в различных областях жизнедея­тельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую цен­ность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Теория – рассматривание, исследование, учение, комплекс знаний и соответствующих понятий, направленных на толкование и объяснение чего-либо ( предмета, события и т.д.).

Теория является высшей и самой развитой формой организации знания, призванной дать целостное интеллектуальное представление о закономерностях исследуемого объекта.

Потребность – материальная или духовная нужда, недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, группы людей, общества в целом. Потребности выступают как побудители активной деятельности человека и общества.

Интерес – осознание человеком и обществом в целом той или иной потребности и активизация деятельности с целью ее удовлетворения, т.е. интерес – это достаточно ясно осознанная потребность.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл, значение то же что и добро. Термин был введен древнегреческим философом Аристотелем.

Аспект – одна из сторон предмета, процесса, явления; точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явления, понятие, перспектива.

Оценка – реализация соответствующей ценности, то есть сложившееся отношение человека или группы людей к тому или иному событию, явлению, положению.

Ценность – что-либо, что составляет для человека, общества в целом определенное значение.