Раздел 1. Специфика философского знания

31

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Н. М. Николаенко

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

к семинарским занятиям

Омск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Раздел 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ . . . . . . . 4

Тема 1. Философия и мировоззрение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Тема 2. Философия как форма знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКАХ СУЩНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Тема 3. Человек в философии Древнего Востока. . . . . . . . . . . . . . . . 7

Тема 4. Образ человека в философии рационализма. . . . . . . . . . . . . 9

Тема 5. Понимание человека в средневековой философии. . . . . . . .11

Тема 6. Человек в философии эпохи Возрождения. . . . . . . . . . . . . .12

Тема 7. Марксистская концепция человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Тема 8. Проблема человека в экзистенциализме. . . . . . . . . . . . . . . .16

Тема 9. Учение о человеке в философии космизма. . . . . . . . . . . . . .17

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Тема 10. Человек среди людей: проблемы индивидуализации и

общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Тема 11. Философия человека и предельные проблемы культуры . 20

Тема 12. Положение и перспективы человечества и человека в III тысячелетии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание философии в вузе имеет своей основной целью формирование мировоззренческой культуры студентов. Поставленная еще во времена античности проблема целостного видения мира актуальна и сегодня, в эпоху впечатляющих научных открытий и масштабных изменений общественной практики. Философское знание системно и универсально. Не подменяя собой частнонаучные исследования, философия выделяет специфический аспект знаний о мире: она вскрывает общие закономерности действительности и ее познания, выходящие за рамки тематики любой научной дисциплины. Важным объектом философского осмысления является и сам человек, рассматриваемый в единстве его сущности и существования, особенностей индивидуального поведения и культуры как внегенетической системы наследования и сверхорганического условия жизнедеятельности.

7 стр., 3232 слов

Психологический портрет делового человека. Культура делового письма

... Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая ... неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность. Предпринимательство -- новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают ...

Актуальной задачей курса является также формирование у студентов ценностных ориентаций и идеалов, адекватных современной исторической ситуации. Сегодняшнее человечество столкнулось с рядом проблем, получивших название глобальных, содержание и остроту которых не могли предвидеть даже самые прозорливые мыслители минувших эпох. Благодаря достижениям науки и техники человек приобрел невиданное и недоступное прежде могущество, и в то же время он стал как никогда уязвим. Люди имеют все основания беспокоиться за свою жизнь и будущее своих потомков.

Наука и общественная практика третьего тысячелетия предъявляют весьма высокие требования к системе образования. Современный специалист должен не только владеть некоторой суммой знаний и навыков. Он также должен испытывать ощущение личной причастности к судьбе современной цивилизации. Курс философии призван, таким образом, приобщить будущих профессионалов в той или иной области к мировоззренческим исканиям человечества, развить чувство ответственности за грядущее в условиях надвигающегося глобального кризиса, способствовать их адаптации к изменяющимся условиям человеческого бытия.

Прежде чем окунуться в мир философских проблем, необходимо разобраться, что же такое философия. В литературе преобладают две точки зрения: философия — это мировоззрение и философия — это наука. Вопросы семинарских занятий в данном разделе позволяют выявить истинность и в то же время ограниченность этих позиций.

При подготовке к первому занятию следует обратить внимание на то, что философия лишь один из исторических типов мировоззрения. Поэтому особенности философского мировоззрения можно уяснить только в соотнесении философии, религии и мифа.

Важно также понять, что по своему объему понятия мировоззрения и философского мировоззрения не совпадают полностью. Философия — это теоретическое ядромировоззрения. Наиболее полно суть философии как мировоззрения была сформулирована Гегелем: в философском мировоззрении человек и мир рассматриваются в их взаимной соотнесенности.

В то же время существование философии не ограничивается только теоретической сферой, созданной профессиональными философами. Философия занимает определенное место и в системе культуры. Во-первых, она своеобразно существует в различных областях культуры как обобщающее осмысление отношения человека к миру и, во-вторых, является ключом к постижению мира культуры.

3 стр., 1020 слов

1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека

... философии. 2. Сущность, структура и основные проблемы философского знания. 3. Мировоззрение: основные черты, структура и функции. 4. Исторические типы мировоззрения. 5. Основные черты философии. Философия ... механизмы поведения и проблемы современного человека. 48. Интеллект кроманьонца и происхождение цивилизации 49. Проблема неотении и эволюция человека 50. Проблема происхождения альтруизма Часть ...

Понимание соотношения философии и мировоззрения значительно облегчает освоение проблемы специфики философского знания. Ее исследование предполагает сравнение философского и научного знания, определение отличия философских проблем от проблем научных. Примечательно, что вечность и всеобщность проблем философии обусловливают особенности философского познания, включая и решение проблемы человека.

Тема 1. Философия и мировоззрение Занятие 1

1. Понятие мировоззрения, его структура.

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

3. Философское мировоззрение. Основной вопрос философии.

4. Философия в системе культуры.

[1, с.4-28; 2, с.23-44, 51-56, 60-63; 10; 84, с.20-25, 45-53, 159-173]

Контрольные вопросы

1. Какие из структурных элементов мировоззрения (мироощущение, мировосприятие, миропонимание) преобладают в мифе, религии и философии? Почему?

2. Какие вопросы, возникшие в первобытном мифологическом сознании, являются вечными вопросами человечества?

3. Правомерно ли утверждать, что в древнейшей истории человеческих воззрений существовали философские мифы?

4. Чем отличаются мифологические боги от бога в монотеистической религии?

5. Правомерно ли утверждать, что религия и философия одновременно предполагают и исключают друг друга?

6. Какое из утверждений верно?

Философия уже мировоззрения.

Философия шире мировоззрения.

Философия тождественна мировоззрению.

7. Как вы понимаете слова К.Маркса: «…Философия есть духовная квинтэссенция своего времени…»?

Темы докладов и рефератов

1. Мифологические образы в философии [38, 51, 78].

2. О диалектике мифа [41, 81].

Тема 2. Философия как форма знания

Занятие 2

1. Предмет философии. Специфика философских проблем.

2. Философия и наука: общее и особенное.

3. Особенности философского познания мира. Место философии в решении проблемы человека.

[1, с.29-76; 2, с.44-47, 56-63, 66-68; 10; 29; 49; 84, с.3-12, 94-102]

Контрольные вопросы

1. Что означают понятия «философия» и «метафизика»?

2. Назовите философские проблемы, привлекавшие и привлекающие внимание философов в прошлом и настоящем.

3. Какие точки зрения на трактовку основного вопроса философии вам известны?

4. Может ли философия быть теорией преобразования мира?

5. Каковы отличительные черты философии как теоретического знания?

Темы докладов и рефератов

1. О природе философских проблем [59].

2. Философия как знание [47].

Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКАХ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Из предыдущего раздела вы уже знаете, что пространство философского мышления пролегает между двумя полюсами: «мир» и «человек». Вокруг первого концентрируются образы внешних, предметных форм бытия, т.е. всего того, что, будучи тем или иным образом связано с человеком, все же обладает своей собственной, не в человеке укорененной природой. Наличие второго обусловлено тем, что человек — субъект духовной и материальной активности — выступает носителем глубинных, сущностных сил, проникновение в которые требует особых и немалых усилий. Эти усилия вам и предстоит приложить вместе с философами, жившими в разные исторические эпохи.

4 стр., 1801 слов

Философия и мировоззрение (2)

... соотношения философии и мировоззре­ния можно сформулировать так: философия — это система ос­новополагающих идей в составе мировоззрения человека и обще­ства. Мировоззрение представляет ... решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или мате­риалистическим, религиозным или атеистическим. Идеалистическое и мате­риалистическое мировоззрение. целесообразность ...

Приступая к изучению тем данного раздела, следует учитывать, что любое целостное философское учение содержит в той или иной степени проработанную, неявно или гласно проводимую концепцию человека. Все философские доктрины делятся на непосредственно развивающие антропологическую проблематику (т.е. проблематику человека) и на такие системы взглядов, в которых вопросы антропологического порядка ставятся и решаются исподволь, либо какие-то антропологические идеи принимаются за отправную точку без обсуждения.

Ниже приведены философские программы человека, рассматривавшие и рассматривающие проблему человека сквозь призму поиска специфически человеческого в человеке.

Тема 3. Человек в философии Древнего Востока

В Древнем Китае и Древней Индии в силу ряда социально-экономических причин и, возможно, благодаря некоторым психологическим особенностям народов, философия существовала в несколько иных формах, чем на Западе. Она часто сливалась с обыденным нравственным сознанием (в Китае) и с религиозно-мифологическим мировоззрением (в Индии).

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на то, что большинство древнекитайских философских школ представляют собой политико-этические учения, а проблема сущности человека растворяется в проблемах житейской мудрости, нравственности, управления.

В отличие от китайских философов, индийская философия обращается к внутреннему миру человека. Однако поиск специфически человеческого заканчивается утверждением тождественности человека и мироздания, а осознание этого тождества превращается в главную цель мировоззрения.

Занятие 3. «Политический человек» в философских

школах Древнего Китая

1. Образ «благородного мужа» в конфуцианстве.

2. Принципы государственного устройства в легизме.

3. Понятие «дао» и социально-этический идеал в даосизме.

[2, с.87-89; 10;11, с.97-135]

Занятие 4. «Индивидуалистическая» модель человека

в философии Древней Индии

1. Брахманизм о человеке и человеческой душе.

2. Йогин как идеал человека в бхагаватизме.

3. Буддизм как этическое учение.

[2, с.87, 89-92; 10; 11, с.33-97]

Контрольные вопросы

1. Почему образ человека в древнекитайской философии можно определить как «человек политический»?

2. Как связаны с пониманием природы человека принципы управления в конфуцианстве и легизме?

3. Как возможно осуществление провозглашаемого в даосизме «победоносного недеяния»?

4. Поясните понятия «сансара», «мокша», «карма».

5. Что такое йога?

6. Что такое нирвана?

Темы докладов и рефератов

1. Конфуцианство как концепция поддержания гармонии человека и общества [37; 70; 86, с.64-89].

2. Дао как путь внутреннего совершенствования человека [30, с.46-59; 86, с.103-111].

3. Особенности буддийского пути совершенствования и возможность следовать ему в наши дни [18; 64; 86, с.150-154].

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... определенному образу жизни и мысли. Функционирование мировоззрения должно: а) обеспечить эффективность познавательно-ориентационной деятельности человека. б) быть духовным побудителем его социально-практической ... ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных произведений придает им философскую окраску. Мифологическое мировоззрение ...

Тема 4. Образ человека в философии рационализма

Рационализм решает проблему сущности человека, рассматривая последнего, во-первых, изнутри его самого, во-вторых, со стороны его универсальной, всеобщей природы. Основоположником этого подхода считается Сократ.

Стержнем Сократова учения о человеке является этика, тесно переплетенная с гносеологией. Поэтому часто философию Сократа называют этическим рационализмом, ключевыми моментами которого выступают предельная рефлексивность («Познай самого себя») и принцип сомнения.

Декарт, подобно Сократу, философ сомневающийся. Но у греческого мыслителя сомнение — это интеллектуально-психологическая установка, а у Декарта — философско-методологический принцип и предмет рефлексии. В связи с этим важно осмыслить функции, которые сомнение выполняет в концепции Декарта. Именно четко проводя принцип сомнения, Декарт и приходит к выводу, что человек — инстанция чистой мысли.

Платон развил другую сторону учения Сократа — положение о Нусе (божественном уме) и идеях как его мыслях. В философии Платона дух, мышление, идеи выносятся за пределы человека в некий объективный мир, существующий независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. Дополняет этот объективный идеализм психология, противопоставляющая душу и тело.

Платоновское учение о бытии как бестелесной идее завершается панлогизмом гегелевской философии. Исходя из принципа тождества бытия и мышления, Гегель рассматривает природу, человека, общество как ступени развития абсолютной идеи.

Таким образом, рационализм открыл европейскому сознанию мысль как нечто особое, а человека как идеепостигающее (т.е. умозрящее, теоретическое, созерцающее мысли) существо.

Занятие 5

1. Этический рационализм Сократа:

а) самопознание как исходная философская позиция;

б) знание как добродетель;

в) метод Сократа.

2. Классический рационализм Декарта:

а) методическое сомнение;

б) дуалистическое решение психофизической проблемы.

[1, с.95-97, 128-129; 2, с.106-108, 153-157; 9, с.251-253, 261-264; 10; 11, с.282-289]

Занятие 6

1. Идеалистическая антропология Платона:

а) мир идей как сущность бытия;

б) проблема души и тела.

2. Философия духа Гегеля:

а) учение о субъективном духе;

б) учение об объективном духе;

в) учение об абсолютном духе.

[1, с.97-104, 137-139; 2, с.98-100, 108-110, 185-189; 5, с.269-278; 10; 11, с.329-337, 341-346]

Контрольные вопросы

1. Как Сократ понимал призыв «Познай самого себя»?

2. Почему Сократ называл свой метод майевтикой?

3. Какая идея выступает высшей в идеализме Платона?

4. Какие части души выделяет Платон?

5. Почему, согласно Декарту, можно сомневаться во всем, корме самого сомнения?

6. Почему Декартово решение психофизической проблемы называют дуалистическим?

7. Каков исходный пункт философии Гегеля?

8. Что понимает Гегель под абсолютным духом?

Темы докладов и рефератов

1. Жизнь и личность Сократа [34, с.20-35; 53, с.4-11, 64-74; 77].

2. Платон. Его жизнь и судьба [43, с.5-64; 55, с.3-10].

3. Учение Платона об истинном Эросе (платоническая любовь) [43, с.65-92].

4. Жизнь, научная и философская деятельность Р. Декарта [45; 83].

11 стр., 5065 слов

Феномен человека проблемы соотношения биологического, социального и духовного

... человеке. Предмет исследования: анализ феномена человека: проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Объект исследования: человек. 1.Биологическое и социальное в человеке. Казалось бы, никакой проблемы, ... в которую могут впадать даже очень прогрессивно настроенные люди. Материалистическая философия, будучи принципиальным противником любых иллюзий, не делает исключения ...

5. Рационалистический метод Декарта [9, с.251-253; 27, с.77-153].

6. Диалектический метод Гегеля [25, с.30-41; 54].

7. Учение Гегеля об абсолютной идее [25, с.15-23; 54].

Тема 5. Понимание человека в средневековой

философии

При подготовке к данной теме важно учитывать, что зарождение социальных институтов средневекового общества сопровождалось мировоззренческой революцией, которая заключалась в переориентации античного мышления с природного «космоса» и рационального «логоса» на сверхприродного бога и иррациональную веру. Проблема же человека решалась только в свете его соотнесения с богом. Христианская философия не только указала на сомнительность и неопределенность человеческого разума, но и на то, что человек может использовать свой разум только благодаря божественному руководству. В качестве проявления человеческого в человеке рассматривалась любовь и, прежде всего, любовь к богу.

Вашему вниманию предлагаются трактовки человека в творчестве двух наиболее ярких фигур средневековой философии. Аврелий Августин задал средневековому латинскому миру образец мировоззрения, которое оставалось доминирующим, по меньшей мере, до XIII века. Антропология Аквината и по сей день считается верной в официальном католицизме.

Занятие 7

1. Особенности средневекового способа философствования.

2. Учение о человеке Аврелия Августина:

а) антропологический оптимизм;

б) проблема души и тела;

в) учение о божественном предопределении: человеческая свобода и божественная благодать.

3. Антропология Фомы Аквинского:

а) проблема души и тела;

б) социально-этические взгляды.

[1, с.110-123; 2, с.120-130; 7, с.4-22, 62-65, 72-84; 10; 46, с.3-22, 312-329]

Контрольные вопросы

1. Средневековой философии присущ теоцентризм. Что это означает?

2. Что такое патристика?

3. Как вы понимаете термин «схоластика» применительно к характеристике средневековой философии?

4. Проанализируйте высказывание Августина: «Бог — естественное место человека».

5. С творчеством какого философа вызывает ассоциацию учение Августина о соотношении души и тела?

6. Какие определения человека дает Августин? Почему?

7. Каким образом Аквинат обосновывает христианский догмат воскрешения из мертвых?

8. Назовите основную идею этической доктрины Аквината.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема соотношения веры и разума в философии Августина [8, с.65-72; 46, с.236-282].

2. Августин и путь веры [13; 46, с.210-235].

3. «Естественная теология» Фомы Аквинского [8, с.349-354].

4. Фома Аквинский как «мастер компромисса» [8, с.338-342].

Тема 6. Человек в философии эпохи Возрождения

Центральной проблемой философии Возрождения, как и средневековой философии, была проблема соотношения мира и бога, природного и божественного. Однако ренессансная философская мысль тяготела к отрицанию божественного творения, к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм: человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном космического бытия. Для философов этого времени был характерен интерес к человеку в его земном предназначении.

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

... противопоставление субъекта и объекта, порожденное идеалистической философией, более или менее эксплицитно отождествляет человека с его сознанием. Тем самым человек изымается из бытия, из объективной действительности, ... (потребительское) понимание потребности содержит в себе еще ряд трудно разрешимых проблем. Во-первых, если ограниченный набор потребностей животных можно при желании свести к ...

В концепции человека Николая Кузанского можно выделить два стержневых положения: человек — это микрокосм и идея богочеловека. Важно отметить, что, согласно Кузанцу, божественность свойственна человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. Сущность же человека воплощена в Христе. Отсюда и понимание предназначения человека — достижение максимального приближения к божественности, но не посредством мистического созерцания, а в процессе творческой деятельности разума.

В философских рассуждениях Эразма Роттердамского центральное место занимают вопросы этики. Эразм в рамках христианской этики разрабатывает положение о человеческой нравственности, представление о благородной природе человека, утверждает, что ход дел в земном существовании человека зависит от него самого. Эти идеи снискали ему славу «властителя дум» гуманистов первой трети XVI века.

Занятие 8

1. Место философии эпохи Возрождения в решении проблемы человека.

2. Человек в философском наследии Николая Кузанского.

3. Антропоцентризм Эразма Роттердамского.

[1, с.123-126; 2, с.137-141; 4, с.3-14, 62-64, 128-130; 9, с.8-15, 55-56, 82-92]

Контрольные вопросы

1. Что «возрождалось» в эпоху Возрождения?

2. Что означает термин «гуманизм» применительно к эпохе Возрождения?

3. Что такое пантеизм?

4. Как трактовал Кузанец идею человека как микрокосма?

5. Какова основная идея «философии Христа» Эразма?

Темы докладов и рефератов

1. Итальянские гуманисты о предназначении человека[9, с.15-40].

2. Николай Кузанский о познавательных способностях человека, вере и разуме [9, с.56-59; 56].

3. Мишель Монтень и его натуралистическая концепция человека [4, с.201-232; 87, с.259-265].

Тема 7. Марксистская концепция человека

При подготовке к этой теме необходимо обратить внимание на то, что ранний Маркс рассматривает проблему сущности человека сквозь призму категории отчуждения. Это дало ему возможность утверждать, что в эксплуататорском обществе имеет место обратное отношение сущности и существования.

В более поздний период он определяет сущность человека через общественные отношения. Проблема же человека предстает как проблема соотношения личности и общества.

Важно также отметить, что главное в марксистской концепции человека понимание его как человека практического.

Занятие 9

1. Человек как субъект предметно-практической деятельности. Проблема антропосоциогенеза.

2. Сущность человека. Единство биологического и социального.

3. Практика — исходное отношение человека к миру и основа других форм деятельности.

4. Структура и формы практики.

[3, c.220-246, 260-287; 10]

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете слова Маркса о том, что человек может вести себя по «мерке любого вида»?

2. Чем общество отличается от объединений животных особей?

3. Что такое материальное производство?

4. Что такое язык? Каковы его функции?

5. Что такое мальтузианство?

9 стр., 4476 слов

Русская философия о смысле жизни

... призвание наше высоко и достойно венца творения человека? Вопрос о смысле жизни очень характерен именно для русской философии. Но ещё раньше написания религиозно-философских сочинений ... значение. Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной деятельности человека во имя определенных целей. ...

6. Что такое практика?

7. В чем различие поведения и деятельности?

8. В чем особенности технической деятельности как формы практики?

Темы докладов и рефератов

1. Диалектика антропосоциогенеза [14, с.222-245].

2. Человек в эпоху научно-технической революции [24; 57, с.261-280].

3. Техника как предмет размышлений в социальной философии XX века [60].

Следующие две темы завершают раздел. Конечно, они не дают всеобъемлющей панорамы опытов человеческого самопостижения XX века. Их задача — представить два комплекса идей, оформившихся на протяжении текущего столетия в пространстве философской антропологии — экзистенциализм и космизм.

Экзистенциализм и космизм — две очень и очень разные программы, у каждой свои особые истоки, свои базисные установки, свои излюбленные положения. Космизм оставался и, пожалуй, остается явлением плохо изученным и недооцененным, экзистенциальная же философия познала неожиданный и стремительный взлет, широкую популярность и литературную славу.

Но, несмотря на массу отличий, оба философских течения имеют существенную общность. Они являются специфическими духовными преломлениями XX века, разными ключами к шифру, без прочтения которого это небывалое, критическое в истории цивилизации столетие просто не может быть осмыслено.

Тема 8. Проблема человека в экзистенциализме Занятие 10

1. Экзистенциализм как философия кризисного сознания.

2. Моралистический гуманизм А.Камю.

3. Идея свободного выбора в творчестве Ж.-П. Сартра.

4. Персонализм Н.Бердяева.

[1, с.150-152; 2, с.314-322; 6, с.234-252; 7, с.127-159; 10]

Контрольные вопросы

1. Что такое экзистенция?

2. Как понимается свобода в экзистенциализме?

3. Правильно ли утверждать, что, с точки зрения экзистенциалистов, экзистенция опредмечиваема?

4. Камю считал, что трезвомыслящему человеку следует наложить на себя руки, так как его существование в мире — сплошной абсурд. Верно ли это?

5. Человек — всегда преступник, поэтому он подлежит человеческому суду. Так ли это?

6. Почему концепцию человека Н.Бердяева называют персонализмом?

7. Какие три состояния человека выделяет Н.Бердяев?

Темы докладов и рефератов

1. Сартр о сущности экзистенциализма [74, с.319-344].

2. Экзистенциализм о свободе человека [12; 23; 63, с.207-228, 314-356].

Тема 9. Учение о человеке в философии космизма

Занятие 11

1. Общая характеристика космизма.

2. Идейные корни космизма: ранний буддизм, пантеизм эпохи Возрождения.

3. Философия общего дела Н.Ф.Федорова.

4. Философия «всеединства» В.С.Соловьева.

[1, с.147-150,152-154; 2, с.88-92; 6, с.146-157, 192-219; 66]

Занятие 12

1. «Космическая» философия К.Э.Циолковского.

2. А.Л.Чижевский о предназначении человека во вселенной.

3. Учение о ноосфере В.И.Вернадского.

[1, с.154-157; 2, с.291-292; 66]

Контрольные вопросы

1. Космисты считают, что человек — вершина эволюции. Так ли это?

2. В чем, согласно космистам, состоит вселенская миссия человека?

3. Поскольку разум идеален, постольку космическая философия, связывающая сущность человека с его разумом, обязательно идеалистическая. Верно ли это?

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... или менее стабильном виде сохраняется на протяжении всей жизни человека. В Я—концепции сочетаются несколько различных образов Я. ... определённых явлений действительности. Данное понятие является центральным в философии ценностей, в аксиологии. По существу всё многообразие предметов ... человека, изучая его «со стороны», невероятно трудно. Но, быть может, он сам способен дать исчерпывающий ответ на вопрос: ...

4. Что является главной целью психократии?

5. Что такое мир по В.С.Соловьеву?

6. Что такое панпсихизм и как его понимал Циолковский?

7. Что такое гелиотараксия?

8. Что такое ноосфера?

Темы докладов и рефератов

1. Космизм о месте и предназначении человека во вселенной [66].

2. Русская философия всеединства [44].

3. Эволюционное учение Тейяра де Шардена [75].

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

В предыдущем разделе мы с вами совершили историко-философский экскурс в проблему сущности человека. Вы, вероятно, заметили, что, несмотря на многообразие ее трактовок, все философы усматривают в человеке его уникальность. Наша с вами задача состоит в том, чтобы представить ее как систему универсальных характеристик.

Тема 10. Человек среди людей: проблемы

индивидуализации и общения

Для характеристики человека используется ряд терминов. Наиболее значащие из них — человек, индивид, индивидуальность и личность. Важно четко представлять себе их различие и область применения.

Ключевым среди названных терминов является личность. Ответы на вопросы: каждый ли человек является личностью? Можно ли прожить всю жизнь, так и не став личностью? От чего зависит становление личности? и др. обусловлены выбором пути решения кардинального личностного противоречия. В настоящее время существуют две концепции личности — функционально-ролевая и сущностная. Первая изложена во «Введении в философию», а вторая — в учебном пособии А.Г.Спиркина.

В занятии, посвященном общению, вы познакомитесь с пониманием общения в истории философии, разберетесь со структурой общения и проследите процесс становления личности через и посредством общения.

Занятие 13

1. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Их соотношение.

2. Функционально-ролевая концепция личности.

3. Сущностная концепция личности.

[3, с.551-576; 10]

Занятие 14

1. Общение как специфически человеческое отношение.

2. Уровни и формы общения.

3. Становление личности: единство процессов социализации и индивидуализации.

[32; 57; 69]

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте кардинальное личностное противоречие.

2. В чем принципиальное различие функционально-ролевой и сущностной концепций личности?

3. Как вы понимаете слова М.Бубера: «Пока надо мною простирается небо Ты, ветры причинности смиряются у моих ног, и вихрь рока стихает»?

4. Какой основной проблемой занимается герменевтика, почему она так называется?

5. Как вы относитесь к утверждению Аристотеля: «Если отдельный человек не способен вступить в общение…, не чувствует потребности ни в чем, он уже не составляет элемента государства, но становится либо животным, либо богом»?

Темы докладов и рефератов

1. Философская проблема понимания в герменевтике [21, с.5-37; 26].

2. Идея единения личности и общества в философской концепции В.С.Соловьева [71].

Тема 11. Философия человека и предельные проблемы культуры

В этой теме вам предстоит обсудить проблемы свободы, жизни и смерти, смысла жизни. Эти проблемы называют предельными, так как они имеют всекультурный характер, несводимы к другим, более общим проблемам человеческого бытия, не имеют окончательного решения, способ их видения и строй решения определяют суть той или иной модели культуры.

Вопрос о свободе выводит на соотношение свободы и необходимости. Однако проблема (или трагедия?) свободы не в том, что человек не может ускользнуть от необходимости, а в том, что он не может отъединиться от свободы. Она неотделима от сущности человека, и поэтому главный вопрос — как она возможна, каков тот мир, в котором свобода имеет место?

Проблема жизни и смерти находилась в центре внимания философии во все времена. Но до сих пор остается самой волнующей и загадочной из всех проблем. На соответствующем семинаре будут рассмотрены исторические культурные модели смерти, а также те вопросы, которые возникают в связи с этой проблемой перед сегодняшним человечеством.

Готовясь к семинару по смыслу жизни, следует обратить внимание на проблемную ситуацию — а есть ли объективные основания для постановки этой проблемы, или она является фикцией больного человеческого сознания. Следует также проанализировать попытки решения этой проблемы, представленные в литературе, сравнить их между собой.

Занятие 15

1. Необходимость и свобода как категории философской антропологии.

2. Свобода как сущностная характеристика человеческого бытия. Либертная модель мира.

3. Диалектика свободы и ответственности.

[1, с.516-522; 3, с.133-136, 498-508; 10; 90]

Занятие 16

1. Проблема жизни и смерти как фундаментальная проблема человеческого бытия.

2. Трактовки смерти в истории культуры.

3. Актуальные направления осмысления жизни и смерти.

[3, с.576-584; 10; 15; 36; 65; 68, с.98-106, 321-346]

Занятие 17

1. Апология проблемы смысла жизни.

2. Место смысложизненной проблематики в философии и культуре.

3. Духовность, свобода и ответственность.

[1, с.516-522; 3, 576-584; 10; 52; 65]

Контрольные вопросы

1. Согласны ли вы с мнением К.Ясперса: «Основной чертой нашего времени является то, что, хотя все жаждут свободу, вместе с тем многие люди не переносят свободу»?

2. Почему Ф.Арьес назвал модель смерти раннего христианского средневековья «смерть прирученная»?

3. Что такое эвтаназия?

4. Как Вы понимаете слова Е.Трубецкого о том, что ад — это возможность никогда не умирать?

5. Можно ли считать, что смерть придает смысл жизни?

6. Можно ли научить смыслу жизни? Почему?

7. Согласны ли вы с мнением Н.Бердяева, что искание истины есть в известном смысле нахождение истины, такого рода обращение к смыслу жизни есть обретение ее смысла?

Темы докладов и рефератов

1. Категорический императив И.Канта как выражение нравственного аспекта проблемы свободы человека [16].

2. Философия смерти в России [31].

3. Ценность смерти: философская история проблемы [63, с.420-442; 89].

4. Эвтаназия: за и против [26; 57, с.247-461].

5. Современная биоэтика: достижения, перспективы, проблемы [58; 76].

6. Л.Н.Толстой: поиски смысла жизни [77].

7. Философские аспекты логотерапии В. Франкла [80].

Тема 12. Положение и перспективы человечества и человека в III тысячелетии

В XX веке цивилизация сложилась в комплексную систему со многими цепями обратной связи: усложнившаяся техника во весь голос заявила о себе как предметном воплощении человеческих отношений, а границы между человеком и техносферой начали утрачивать механический характер, теснейшее соприкосновение различных культурных традиций, социальных моделей и ценностных ориентаций распространилось по всему полю человеческих взаимодействий, человек столкнулся с глобальными проблемами, изобрел супероружие и практически вычерпал самовосстановительные ресурсы земной природы, наконец, человек оказался обреченным на то, чтобы играть новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и собственную жизнь. В связи с этим осмысление данной темы чрезвычайно важно и актуально.

Занятие 18

1. Специфика положения человека в мире в XXI веке.

2. Проблема соответствия форм социального бытия и ценностей человеческого взаимодействия требованиям современной эпохи и перспективам развития цивилизации.

[3, с.585-619;10;50, с.224-231;82, с.291-341, 407-427]

Контрольные вопросы

1. Что такое Римский клуб?

2. Каковы основные принципы информационного общества?

3. Как изменяется роль образования в связи с информатизацией общества?

4. Каковы основные проблемы ценностно-духовного плана, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества?

Темы докладов и рефератов

1. Сущность проблемы «высокого соприкосновения» [28, с.13-23; 39, с.69-118; 82, с.169-182].

2. Роль Римского клуба в осмыслении проблем и перспектив современной цивилизации [39, с.3-23; 61, с.117-142].

3. Актуальные проблемы формирования нового этического порядка [28, с.147-160; 73].

Библиографический список

Учебники и учебные пособия

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. М., 2004. 608 с.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И. Т.Фролова. М., 1989. Ч.1.367 с.

3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И. Т.Фролова. М., 1989. Ч.2.639 с.

4. Горфункель А. Х. Философия эпохи возрождения. М., 1980. 368 с.

5. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 2001. 416 с.

6. Новиков А. И. История русской философии X-XX веков. СПб., 1998. 320 с.

7. Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т. Г.Румянцевой. Мн., 2000. 493 с.

8. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984. 448 с.

10. Спиркин А. Г. Философия: Учеб.пособ. для вузов. — М., 1998. 604 с.

11. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 1999. 703 с.

Научно-исследовательская литература

12. Аббаньяно Н. Экзистенциализм как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8. С.145.

13. Августин А. Исповедь. М., 1992. С.3-35.

14. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. 415 с.

15. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1989. 528 с.

16. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. С.318-362.

17. Бердяев Н. О назначении человека. М., 1992. С.5-19; 54-84.

18. Буддийский взгляд на мир / Под ред. Е. А. Торчинова. СПб., 1994. 234 с.

19. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С.20-89; 124-152; 456-502.

20. Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. 1994. № 3. С.67.

21. Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988. С.5 37.

22. Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа. — СПб., 1992. — С.422-434.

23. Григорьян Б. Т. Философия о сущности человека. М., 1973. С.170-189.

24. Григорьян Б. Т. Человек. Его происхождение и призвание в современном мире. М., 1986. С.112-120.

25. Гулыга А. В. Гегель. М., 1970. 160 с.

26. Гусев С. С., Тульчинский С. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. С.6-41.

27. Декарт Р. Соч:В 2 т. М., 1989. Т.1. 654 с.

28. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем / Сост. Н. Стрельцова. М., 1989. 224 с.

29. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненауч. знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М., 1990. С.296-326.

30. История китайской философии: Пер. с кит. / Общ. ред. и послесл. М. Л. Титаренко. М., 1989.552 с.

31. Исупов К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. № 3. С.106-114.

32. Каган М. С. Мир общения. М., 1988. С.10-22.

33. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.5-100; 119-356.

34. Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1976. 198 с.

35. Киссель М. А. Дороги свободы Ж.-П.Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11. С.174.

36. Коган Л. А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. № 12.

37. Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И. И. Семененко. М., 1995. С.222-249.

38. Лапшин И. И. Миф и диалектика в философии Платона // Философские науки. 1991. № 4. С.131-134.

39. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982. 255 с.

40. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. С.333-378.

41. Лосев А. Ф. Вл.Соловьев. М., 1983.С.206-234.

42. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.401-422; 463-473; 480-490.

43. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. — М., 1993. 383 с.

44. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С.103-175.

45. Ляткер Я. А. Декарт. М., 1975. С.4-12.

46. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1975. 431 с.

47. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. 236 с.

48. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.86-99.

49. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М., 1991. Ч.1. С.97-116; Ч.2. С.335-341.2 з.

50. Миронов В.Б. Техника и человек. М., 1988. С.224-231.

51. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С.39-64.

52. Назарова О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М.: Знание, 1989. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия». № 12).

— С.3-17.

53. Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1976. 190 с.

54. Нерсесянц В. С. Гегель. М., 1979. 111 с.

55. Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984. С.3-10.

56. Николай Кузанский. Соч. в 2 т. М., 1980. Т.1. С.5-184.

57. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 1991. 384 с.

58. Огурцов А. П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994. № 3. С.49.

59. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. С.83-95.

60. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. № 10. С.32.

61. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. 312 с.

62. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. М., 1980. Апология Сократа.

63. Проблема человека в западной философии / Сост. и послесл. П. С. Гуревича М., 1988. 716 с.

64. Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск, 1991. С.33-46.

65. Рашидов С. Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания // Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре. СПб., 1991. С.39-46.

66. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М., 1993. С.3-33; 64-106; 258-327.

67. Руткевич А. М. Социальная философия мадридской школы. М., 1981. С.15-58; 126-166.

68. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти).

СПб., 1994. 382 с.

69. С чего начинается личность / Под общ. ред. Р. И. Косолапова. М., 1993. С.36-50.

70. Семененко И. И. Милосердие в конфуцианском учении. М.: Знание. Сер. «Философия».1989. № 10. С.3-15.

71. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соч. М., 1989. Т.2. С.5-27; 97-120.

72. Соловьев Э. Ю. Прошлое трактует нас: (Очерки по истории философии и культуры).

М., 1991. С.286-388.

73. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 3. С.3.

74. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М., 1989. 398 с.

75. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.228-234.

76. Тищенко П. Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. 1994. № 3. С.39.

77. Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993. С.372-421.

78. Туровский М. Б., Туровская С. В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. 1991. № 10.С.5.

79. Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. 512 с.

80. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.7-22.

81. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984. С.24-44.

82. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М., 1989. 559 с.

83. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992. С.12-35.

84. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1997. 576 с.

85. Циолковский К. Э. Космическая философия / Под ред. акад. В.С.Авдуевского. М., 2001. 480 с.

86. Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982. 184 с.

87. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П.С.Гуревич. М., 1991. 461 с.

88. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И. Т. Фролов. М., 1995. 528 с.

89. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существования // Избр. произв. М., 1992. С.112-169.

90. Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1994. № 1. С.69.

Н иколаенко Наталья Михайловна философия

Методические указания к семинарским занятиям

Издат. № 394

Раб. прогр. 2.2.1. – 2.2.12

Лицензия ЛР № 021278 от 06.04.98 г.

Подписано в печать Формат 60х84 1/16.

Бумага типогр. Оперативная печать.

Усл. печ. л. 1,68 Уч.-изд. л. 1,61 . Тираж 100 экз.

Заказ № . Цена договорная

Издательско-полиграфический центр ОГИС

644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9