Психолого-педагогические методы управления

Кафедра Психологияуправления Семестроваяконтрольная работа по курсу Психологияи педагогика Психолого-педагогическиеметоды управления Выполнил студент гр. БО 301Ковчегин И. А.Преподаватель доцентМакарова Т.В. План1. Введение2. Психологическое планирование3. Мотивация работника4. Выводы и рекомендации В условияхформирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночнуюэкономику, перед предприятиями вста т необходимость работать по-новому,считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономическогоповедения, приспосабливая все стороны производственной деятельности кменяющейся ситуации.

В связи с этим возрастает вклад каждого работника вконечные результаты деятельности предприятия.Одна из главных задач дляпредприятий различных форм собственности поиск эффективных способовуправления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.С входом в нашужизнь рыночных отношений, страна поворачивается к капиталистической экономике,меняется социально-психологический климат российского общества и каждой егоячейки в отдельности.

И в этой связи, современная деятельность предприятий с ихшироким спектром экономических и социальных задач уже не может быть успешнойбез применения психологических знаний вообще, и психолого-педагогическихметодов управления в частности.Психолого-педагогическиеметоды играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены наконкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированыи индивидуальны.

Главной их особенностью является обращение к внутреннему миручеловека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобынаправить внутренний потенциал человека на решение конкретных задачпредприятия.Психологическоепланиров ание составляет новое направление в работе с персоналом по формированиюэффективного психологического состояния коллектива предприятия.Оно исходит изнеобходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранениянегативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива.Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, икритериев эффективности, разработку психологических нормативов, методовпланирования психологического климата и достижения конечных результатов.

19 стр., 9026 слов

«Психолого-педагогические условия развития

... целью и гипотезой определены задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Уточнить понятия «воображение», «творческое воображение»; 3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного ...

К наиболее важным результатам психологического планирования относят формированиеподразделений команд на основе психологического соответствия сотрудников комфортныйпсихологический климат в коллективе формированиеличной мотивации людей исходя из философии предприятия минимизациюпсихологических конфликтов скандалов, обид, стрессов, раздражений разработкуслужебной карьеры на основе психологической ориентации работников ростинтеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования формированиекорпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальныхсотрудников.Целесообразно,чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональнаяпсихологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.Отраслипсихологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализдушевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработатьспособы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климатколлектива.

Психология является экспериментальной наукой, изучающей отношенияпсихических процессов в жизни человека.

В центре внимания психоанализапсихические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных исексуальных.

Психология труда изучает психологические аспекты профессиональногоотбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности иинтенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализируетаспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя иподчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапияизучает способы психического воздействия словом, поступками, обстановкой начеловека с определенными расстройствами психики с целью лечения.

Такие способы,как самовнушение аутогенная тренировка , внушение гипноз , медитация постепенновходят в практику управления.Психолого-педагогические методы представляют собой наиболее тонкий инструментвоздействия на группы людей и личность человека.Искусство управления людьмизаключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных при мовиз перечисленных выше.Посколькуучастниками процесса психолого-педагогического управления являются люди, тосоциальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны итесно связаны с другими методами управления.К ним относятся моральноепоощрение, социальноепланирование, убеждение, внушение, личныйпример, регулированиемежличностных и межгрупповых отношений, созданиеи поддержание морального климата в коллективе.Предпосылкиуспешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей знать информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение сметь эти установки и мероприятия должны быть допустимыми для исполнителей, в томчисле не нарушать юридических и этических норм мочь исполнители должны иметь средства для выполнения порученного хотеть они должны быть мотивированы .Под мотивомпонимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективныхощущениях недостатков или личных стимулов.

Мотивы человеческого поведения имеютопределенную иерархию она обычно называется пирамидой Маслова , рис. 1 .Рисунок 1. Пирамида Маслова Пути удовлетворенияпотребностей по Маслову представлены на рисунке 2.Рисунок 2. Путиудовлетворения потребностей по Маслову Прежде всего,следует обеспечить сотрудника возможностямивыполнить работу, определитьего рамки действий, четкосформулировать цели и задачи, создатьокружение, способствующее выполнению задачи предоставить средства, необходимуюинформацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанныйна сопричастности исполнителей .Мотивационноеуправление концентрируется навлиянии на состояние мотивации степени идентификации сотрудника с фирмой,формировании его мотивов , начувстве его собственного достоинства уважения как личности, сообщения о егозначении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности наприведении мотивов в действие обсуждаются личные интересы и возможностисотрудника наусилении мотивов наоценке работы и аттестации пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды наудовлетворении потребностей наобеспечении процесса мотивации.Хорошая работа помотивации сотрудников ведет кувеличению оборота и прибыли кулучшению качества изделий кболее творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП кповышенному притоку сотрудников кповышению их работоспособности кбольшей сплоченности и солидарности куменьшению текучести кадров кулучшению репутации фирмы.

4 стр., 1602 слов

Управление социально — психологическими факторами

... управления применительно к проблемам, сложившимся в ООО «Вери Велл». Внедрение разработанных предложений увеличат прибыль от результатов деятельности, создадут более благоприятную социально - психологическую обстановку на предприятии. ... персонал и реализовать адекватную систему мотивации. Программа вывода компании из ... для самореализации и самоутверждения людей как личностей. Кроме экономического ...

Подводя итогвышесказанному, можно сказать о том, что для сохранения хороших работников,следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться ихстимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принес тпользу компании.

Акцент на обучение и расширение возможностей участия вуправлении улучшает понимание роли своего труда.

Эти факторы приводят к высокойпроизводительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном сч те, квысокой конкурентоспособности на мировых рынках. Литература1. Бандурка Ю.В. и др. Психологияуправления Харьков, 1998.2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное Таганрог, 2003.3. Старобинский Э.Е. Как управлятьколлективом М 1995.4. Управление персоналом организации.Учебник Под ред. Кибанова А.Я. М 1997.