системность и целостность в управлении

Лекция № 6 -7.

Образование как объект изучения педагогики.

План.

  1. Образование как социальный феномен.
  2. Образование как общечеловеческая ценность.
  3. Образование как педагогический процесс.
  4. Образование как система.
  5. Управление образовательными системами.
  6. Перспективы развития образования.
  7. Единство образования и самообразования.

  1. Образование как социальный феномен.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческим условиями.

Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов.

Понятие «образование» (аналогично немецкому «bildung») происходит от слова «образ».

Образование — единый процесс физического и духовного становлении личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность.

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

11 стр., 5060 слов

Социально — антропологические взгляды на феномен человека. Единство социального, биологического и духовного в человеке

... профессионального образования РФ Уральский государственный профессионально - педагогический университет Социальный институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу "Антропология" "Социально - антропологические взгляды на феномен человека" "Единство социального, ... За развитием, как внешней картиной, мы обнаруживаем творческий процесс, а творческий процесс не закономерен, а подзаконен. И всё же что- ...

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.

Образование как социальное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Он отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

  1. Образование как общечеловеческая ценность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.

3 стр., 1244 слов

Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ И МЕТОДЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 7 1.1 Понятие и причины возникновения конфликтов в педагогических учреждениях 7 1.2 Классификация педагогических конфликтов 11 1.3 Технологии разрешения конфликтов в педагогическом коллективе 15 Выводы по Главе 1 24 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ ...

Первый тип образовательных систем характеризуется наличием адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Таким образом, культурно-гуманистическая функция образования состоит в следующем: образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека.

  1. Образование как педагогический процесс.

Анализ понятия «педагогический процесс» выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

3 стр., 1440 слов

Педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста

Методические рекомендации К выполнению санитарных правил и организации педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста В санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (Сан-Пин 2.4.1.1249-03), которые являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением ...

Понятие «педагогический процесс» выполняет роль стержневого понятия для педагогики, поскольку, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой и, с другой, выражает сущность этих явлений.

Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов. Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему.

Под педагогической системой следует понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Широкое хождение в педагогической литературе особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическая система». При этом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения» не тождественны им. Если «система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемы части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы — средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс.

12 стр., 5593 слов

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

... семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает эффективность этого процесса, стабильное функционирование и развитие сложной социально-педагогической системы «семья-вуз». Выводы: Семья - это главный институт ... человека, осознание им избранного жизненного и профессионального пути. Поэтому учреждения высшего образования призваны выполнять социальный заказ не только на подготовку специалистов в ...

Взаимодействие компонентов педагогической системы, таких как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы) порождает реальный педагогический процесс как динамическую систему.

Таким образом, педагогический процесс как система представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Предпосылкой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ. Цель, будучи выражением заказа общества, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы. Педагогические системы создаются с ориентацией на цель.

  1. Образование как система.

В педагогике часто в разных контекстах употребляется понятие «система»: система обучения, воспитания, система методов, средств и т. п. Понятие «система» очень часто персонифицируется (система А.С.Макаренко, система В.А.Сухомлинского и т. п.).

7 стр., 3388 слов

Современные модели управление образовательно-воспитательными учреждениями. Модели управления учреждениями (шпаргалка) 2

... в системе образования. Действующее в настоящеевремя «Положение об аттестации педагогических и руководящих работниковгосударственных, муниципальных образовательных учреждений» утвержденоприказом Министерства образования Российской ... предыдущий опыт 11.Педсовет как общественныйорган управления общеобразовательным учреждением. Педагогический совет школысоздается в соответствии с Временным положением ...

Иногда данное понятие соотносится с тем или иным уровнем образования (система дошкольного, школьного, профессионально-технического образования и т. п.) или даже в образовательной деятельностью конкретного учебного заведения.

Под педагогической системойследует понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Элементами педагогической системы являются: педагоги, воспитанники (субъекты), содержание образования и материальная база (средства образования).

Изменение педагогической системы находится в зависимости от того, на какой или на какие элементы направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т. п. Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере образования на всех ее уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

Общество, формируя социальный заказ, строит соответствующую систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

10 стр., 4701 слов

7. Образование как система и процесс

... есть точное определение: «образование — столетнее растение». 3.Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления. Наряду с традиционными ... учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике ...

Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего).

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками, а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад», обеспечивающая подготовку к начальному образованию.

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, экономических и т. п.

Для системы образования характерно наличие следующих качеств: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность.

Система образования противоречива и диалектична. С одной стороны, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути. С другой стороны, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни. При всей вариативности компонентов (образовательных учреждений разного типа) образовательная система характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом.

Система образования — это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она — открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в обществе, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

  1. Управление образовательными системами.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно-обоснованный характер.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управление образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Высшее учебное заведение как сложная динамическая система выступает объектом внутривузовского управления. Внутривузовское управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Государственный характер управления системой образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», а также соблюдение органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование. Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители преподавательского и студенческого коллективов, общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе учебного заведения.

Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета университета. Функции и содержание работы совета определяются Типовым положением о высшем учебном заведении. Каждое учебное заведение принимает Устав высшего учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития.

Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций:

  1. демократизация и гуманизация управления образовательными системами.

Ориентация внутривузовского управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, преподавателей и студентов. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия у правленческих решений. Выборность руководителей вуза, введение конкурсного избрания и контрактность системы в отборе педагогических кадров — одно из проявлений демократических начал в жизни вуза.

Утверждение гуманистических ценностей современной обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Гуманизация управления в образовании — это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему;

  1. системность и целостность в управлении.

Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им.

Системность и целостность в управлении образовательным учреждением предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива;

  1. рациональное сочетание централизации и децентрализации.

Чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, преподавателей и студентов, они становятся просто исполнителями решений, принимаемых без их участия.

В равной степени и децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления.

Именно сочетание централизации и децентрализации во внутривузовском управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива вуза, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений вуза;

  1. единство единоначалия и коллегиальности в управлении.

В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятии решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений;

  1. объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

  1. Перспективы развития образования.

«Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи,

а в том, как избавиться от старых".

Нэнси Остен

Действующая система образования сложилась в Европе около 300 лет тому назад под влиянием идей эпохи Возрождения, и в частности великих реформаторских идей Я.А.Коменского.

С тех пор наука пережила не одну революцию.

Многократно изменялись принципы материального производства: век лошадиной силы уступил место веку пара; век электричества — веку атомной энергии.

Система же образования эволюционировала медленнее, сохраняя по существу неизменные принципы Я.А.Коменского: чему и как обучать. Одни из принципов гласит, что обучать надо «всех всему». Во время Я.А.Коменского это требование было в высшей степени прогрессивно. Во-первых, это строго соответствовало той ситуации развития науки, которую можно охарактеризовать как собирательную или как стадию накопления «положительного материала». Во-вторых, это давало возможность перейти от схоластического заучивания богословских текстов к усвоению естественно-научных знаний. Но и тогда величайшие умы остро чувствовали ущербность подобного метода преподавания, при котором знания просто передаются от учителя к ученику.

Мишель Монтень подверг острой критике педантизм современной ему системы образования: «Мы работаем только для того, чтобы напичкать память, а разум и совесть не пополняем. Как иногда птицы летят на поиски за зернами и. найдя их, не отведав, несут, чтобы положить в рот птенцам, так и наши педанты выберут мудрость из книг, поместят ее на кончике языка, чтобы вновь ее отдать и пустить на ветер».

Еще более остро ощущалась ущербность такого метода преподавания с конца XVIII столетия. Школу обвиняют в «задалбливании» ученикам несистематизированной и ненужной информации.

Альтберт Эйнштейн писал, как страдал он от принуждения в Цюрихском политехникуме — от необходимости «напихивать» в себя — хочешь не хочешь «школьную премудрость, которая только перегружает ум и отвлекает от существенного». Он называет чудом то обстоятельство, что такие методы обучения еще не совсем задушили «святую любознательность», которая, как нежное растение, требует прежде всего свободы мышления.

Современная школа и у нас в стране, и в Европе в целом до недавнего времени по большей части руководствовалась тем же принципом «учить всех всему» и сталкивалась при этом с проблемами растущей перегрузки учеников, и, главное, с подавлением творческих начал.

Ведь вместе с послушным усвоением готового знания «хороший ученик» невольно усваивает и характер мышления, для которого становится привычным повторять чужие слова и поклоняться тому, чему «принято» поклоняться, для которого усвоенные законы науки — догматы веры.

Необходимость коренной перестройки образования осознается сейчас во многих странах. Предложены различные модели систем образования ближайшего будущего. Объективные тенденции в этом отношении выражены в исследовательском проекте «Образованный человек в XXI веке», который подготовлен в серии исследований Европейского культурного фонда (Амстердам) при участии ведущих в этой области научных учреждений и экспертов.

В проекте отмечается, что европейская система образования, сложившаяся под влиянием прошлого, не может далее удовлетворять требованиям динамично развивающегося мира: она содержит такие общие пороки, как следование энциклопедическому идеалу Ренессанса, педантизм экзаменов, несоответствие социальным условиям и возможностям, пассивная роль учителя как транслятора готовых знаний.

В этой связи в проекте выдвигаются следующие четыре руководящих принципа образования (2000 г.):

1. Непрерывность образования, предполагающая развитие индивидуальности и исследовательских наклонностей вместо современных тенденций расширения программ и удлинения обучения для всех.

2. «Равенство возможностей», то есть зависимость образования только от способностей и желания человека вести творческий поиск истины, а не от рациональный и мировоззренческих факторов.

3. Система такого руководства образованием, при котором дифференциация и отбор учащихся будут производиться не на основе экзаменов, то есть не на основе заложенного в память, а на основе результатов формирования исследовательских интересов в процессе длительного индивидуального руководства в гибкой структуре школы.

4. «Принцип участия», предполагающий личное участие и ответственность каждого человека за свое образование и в принятии решений, связанных с этим процессом.

Несколько слов о четвертом принципе. Ничего экстраординарного в требовании самообразования нет. Реализации его, безусловно, трудна. Однако…

Лекция 6−7 — Стр 2

Речь идет здесь, во-первых, не о поголовном «всеобщем и обязательном» самоформировании учащегося-исследователя, а только о тех, кто на это способен по интеллекту и волевым качествам. Во-вторых, главная трудность при реализации этого принципа будет заключаться в установлении должного контакта между учителем и учеником в период формирования исследовательских начал, когда учитель сам должен быть хорошим исследователем.

В жизни этот принцип давно начал себя оправдывать. Очень и очень многие ученые как раз в основном сами себя формировали.

Великий физик и химик Г. Дэви: «Я считаю счастливым случаем, что ребенком я был предоставлен, главным образом, самому себе, что меня не заставляли придерживаться в учении определенного плана… Я сам сделал из себя то, что представляю собой. Говорю это по чистоте душевной без всякого тщеславия».

  1. Единство образования и самооборазования.

Мыслящие люди разных эпох, не сговариваясь, приходят к единому выводу: никакое воздействие извне, никакое управление путем инструкции, наставлений, внушений, убеждений, наказаний и т. д. не заменят и даже не сравнятся по качественному эффекту с самостоятельной деятельностью, направленной к достижению самостоятельно поставленной цели, совершающейся средствами, избранными также самостоятельно.

Очень важно, чтобы процесс самообразования был процессом творческим, чтобы он не превращался в простое архивирование чужих мыслей, чужого опыта, ибо заучить — еще не значит знать.

Знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Развитие и образование ни единому человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Мишель Монтень: «Мы берем на хранение чужие мысли и знания, вот и все. Нужно, однако, сделать их собственными. Мы уподобляемся человеку, который, имея нужду в огне, отправляется за ним к соседу и, найдя у него прекрасный яркий огонь, стал греться у чужого очага, забыв о намерении разжечь очаг у себя дома».

В учебных заведениях традиционно требуют, чтобы студенты выучивали, запоминали, анализировали факты, решали задачи, но как это следует делать, обычно не объясняют. Подразумевается, что студенты уже взрослые и «умеют мыслить». В то же время исследования психологов показывают, что только 25% первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления:

многие студенты удовлетворяются первой пришедшей на ум интерпретацией услышанного или прочитанного и выглядят по-настоящему озадаченными, когда их просят объяснить или основать свою точку зрения;

понимание фактической стороны высказываний преобладает над критической;

в оценке суждений самым сложным является оценка логики рассуждения (содержание суждений — нет);

отсутствует установка на самостоятельное, критическое мышление, что не менее важно, чем развитие навыков мышления.

Человеку, пользующемуся самостоятельным мышлением, свойственны следующие качества:

  1. Готовность к планированию своих действий.

Сравнение типов ответов слабых и сильных студентов показало несколько важных отличий:

слабоуспевающие старались ответить сразу, без предварительного обдумывания своего ответа; хорошо успевающие использовали при ответе последовательный ряд рассуждений;

слабоуспевающие оказались неспособными расчленять сложную задачу на составные части.

  1. Гибкость.

Человек с «открытым умом» способен подождать с вынесением суждения, собирает больше информации и стремится прояснить для себя сложные вопросы. Критически мыслящий человек готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена.

  1. Настойчивость.

Некоторые люди при виде задачи, которая им кажется трудной, не делают ни малейшей попытки ее решить. Они терпят поражение уже на старте.

Другие приступают к решению, но так и не доводят его до конца.

Хорошие результаты в учебе одних и плохие других — в большинстве случаев являются прямым следствием различия в установках. Слабые учащиеся полагают, что если им не удастся решить задачу менее чем за 10 минут, она им не под силу. Сильные, работая над сложными задачами, проявляют больше упорства.

  1. Готовность исправлять свои ошибки.

Думающие люди не пытаются оправдать свои ошибки, они умеют их признавать и тем самым учатся на них. Прислушиваясь к мнению окружающих, они стремятся понять, в чем они не правы и найти причины ошибки. Такие люди могут признать свои действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление.

5. Рефлексия собственной умственной деятельности.

Она подразумевает:

наблюдение за собственными действиями при решении различных задач;

осознанное использование интеллектуальных приемов и стратегий;

анализ недостатков своей познавательной деятельности и их причин;

самоконтроль и самооценку своих результатов.

Критически мыслящие люди развивают в себе привычку к осознанию собственного мыслительного процесса.

  1. Поиск компромиссных решений.

Групповые формы деятельности являются преобладающими в современных профессиях. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство. Без этого даже самые светлые головы не смогут воплотить свои мысли в конкретные дела.

Большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться студентам при использовании своих мыслительных способностей, являются результатом неадекватных представлений о природе мышления, его основных процессах, логических операциях. Многие студенты лишь в незначительной степени осознают факторы, влияющие на их мышление, и даже те, кто хорошо учится, недостаточно используют готовые стратегии решения задач и навыки продуктивного мышления.