Проблемы межэтнических отношений в современном китайском обществе

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Межэтнические отношения. Отношения внутри государства

1.1 Понятие межэтнических отношений

  • 1.2 Отношение ханьцев к своей и другим нациям
  • Глава 2. Особенности и проблемы развития национальных меньшинств в Китае
    • 2.1 Национальная автономия в Китае
    • 2.2 Национальные меньшинства в Китае
    • 2.3 Проблемы национальных меньшинств
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Введение

Актуальность. Этнонациональные проблемы — одни из самых сложных и острых проблем для любого полиэтнического государства, требующие к себе подходов, учитывающих исторические и культурные особенности народов.

Китай, как известно, является одним из крупнейших в мире многонациональных государств. В нем проживает 56 национальностей, самая большая из которых — ханьцы. По Всекитайской переписи населения, проведенной в 2002 г., они составляют 91,59% населения. 55 этнических меньшинств, насчитывающих более ста миллионов человек, и расселены на 64% территории Китая Ежегодник статистики национальностей КНР. — Пекин, 2002. — С. 134. Каждое из них отличается по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, диалекту, особенностям материальной и духовной культуры. Это определяет чрезвычайную сложность в управлении межнациональными отношениями в стране.

Китай исторически формировался как многонациональное государство. Любое существенное изменение общественного устройства было связано с этнонациональными проблемами. Их регулирование осуществляется через совершенствование управленческих решений в сфере экономической, социальной и культурной жизни, учитывающих различия населяющих государство народов по их социокультурным, психологическим особенностям, формам экономического поведения.

В разных странах мира проявляются межэтнические противоречия, обусловленные социально-экономическими проблемами, с одной стороны, а с другой — процессами становления самосознания национальностей, их запросами в сфере культурного, социально-экономического и политического развития.

14 стр., 6808 слов

Проблемы методики режиссерского творчества

... -за натирающего ботинка, то тут вступают в силу законы жанра. Проблемы методики режиссерского творчества - Стр 2 В каждом событии (куске) есть ... нас вчера была радостная встреча. Человек в жизни думает о проблемах, а не о событиях. Но, если бы кто-нибудь подглядывал ...  "Проблемы методики режиссерского творчества" - В.И. Зыков Первый слой (о методике ...

Геополитические противоречия в Англии и Канаде, этно-конфессиональные конфликты в Югославии, социально-этнические проблемы в благополучной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, национальные движения в СССР и конфликты на постсоветском пространстве — наглядное тому подтверждение. В современном мире этнонациональные проблемы все в большей степени политизируются. Социально-политические силы, движения, партии вкладывают свой особый смысл в содержание этнонациональной политики, предлагая свои способы и методы ее осуществления. Отсюда возникает проблема их сравнительного анализа и выделения критериев эффективного с точки зрения общественного прогресса и стабильности государства управления межнациональными взаимодействиями, отношениями государства и граждан различной национальности.

Цель работы: рассмотреть проблемы межэтнических отношений в современном китайском обществе.

Задачи:

1. Изучить понятие межэтнических отношений.

2. Рассмотреть особенности отношения китайцев к своей и другим нациям.

3. Рассмотреть особенности и проблемы развития национальных меньшинств в Китае.

Объект исследования — межэтнические отношения.

Предмет исследования — межэтнические отношения на территории современной КНР.

Анализ литературы: чтобы изучить проблемы отношения китайцев к другим нациям и рассмотреть национальные меньшинства их проблемы и развитие в Китае были использованы такие материалы Малевича И. «Внимание, Китай», Ежегодник статистики национальностей КНР, Раковского С.Н. «Население Китая» и другие. Данная литература помогла разобраться в особенностях межэтнических отношений в современном мире и конкретно в Китае.

Хронологические рамки: Становление межэтнических отношений в Китае положило свое начало с образования в 1949 году Китайской Народной Республики.

Структура работы: в 1 Главе анализируется понятие межэтнических отношений и становление отношений ханьцев к другим нациям. Во 2 Главе рассматриваются национальные меньшинства в Китае, особенности и проблемы их развития.

6 стр., 2805 слов

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

... регулирования складывающихся в этой области общественных отношений. Содержание проблемы и методологический подход к ее решению ... проблемы во многом обусловлена специфичностью объекта и предмета обеспечения безопасности. Представляется, что общественные отношения, ... групп, криминальные «переделы» собственности, конфронтационные отношения между религиозными конфессиями, этническими группами. Следствием ...

Глава 1. Межэтнические отношения. Отношения внутри государства

1.1 Понятие межэтнических отношений

Начало нового тысячелетия совпало с оживлением этнической жизни. Эти процессы коснулись всего мирового сообщества, но наиболее ярко они проявились в полиэтнических регионах. Интерес к собственной истории, религии, языку, к атрибутам духовной и материальной культуры проявляют все субъекты межнациональных отношений. С одной стороны эта тенденция является положительной, так как препятствует забвению накопленного веками различными народами уникального опыта жизнедеятельности и собственного мироощущения. Однако следует отметить, что проснувшееся самосознание порой приводит к ненависти к лицам другой национальности.

Межэтнические отношения — субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями. Проявляются в установках и ориентациях на контакты межэтнические в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, в поступках людей и конкретных этнических общностей.

В психологии социальной и этнопсихологии выделяются два уровня отношений межэтнических — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни. Их характер — дружественный, нейтральный, либо конфликтный — складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в конкретной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, от конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На уровне личностном он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Установки и ориентации межэтнические формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, в коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Отношения межэтнические содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, а также эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в их развитии играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение отношений межэтнических особо актуально в условиях многонациональной страны.

13 стр., 6181 слов

Основы процесса формирования межэтнической толерантности у младших школьников

... ; ребенок противостоит нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок. Список литературы 1.Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и ... отрицательно влияют как на развитие традиционных культур, так и на межэтнические отношения. Анализ практической деятельности школ в некоторых крупных полиэтнических регионах показывает ...

Психология межэтнических взаимодействий изучается при помощи социально-психологических теорий среднего уровня. Анализ осуществляется через личность, включенную в этническую группу.

Социально-психологические теории, используемые при изучении психологии межэтнических отношений:

1.Теории личности (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, другие).

Личность — 1) Единство индивидуальных свойств и социальных ролей.

2) Совокупность интегрированных в индивиде социальнозначимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми. При изучении межэтнических отношений этот подход доминирует.

3) (А.Н. Леонтьев) Основа личности — отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, а так как деятельность всегда мотивирована, можно рассматривать личность как иерархию мотивов, а также соответствующих потребностей. Например, потребности в безопасности, солидарности, целостности группы, справедливости, позитивном восприятии другими.

2.Теория установки.

В русскоязычную литературу термин «установка» ввел грузинский психолог Узнадзе. В его понимании установка — готовность реагировать на основе бессознательного. В социальных науках для обозначения сознательных действий используется термин аттитьюды, или социальные установки.

Аттитьюд (социальная установка) — особое состояние личности, предшествующее её реальному поведению.

Социальные установки — состояние сознания и нервной системы, выражающие готовность и организованное на основе предшествующего опыта. (Г. Олпорт).

Существует 3 компонента в структуре установки:

1. Когнитивный компонент (осознание объекта, знание о нем).

2. Эмоциональный компонент (отношения, чувства по отношению к объекту).

3. Поведенческий компонент.

Социальная установка — социально обусловленное отношение к какому-то предмету или явлению, осознание, оценка, готовность действовать. Существуют этнические, межэтнические и социальные установки.

11 стр., 5324 слов

Этноцентризм и ксенофилия как социально-психологические феномены обыденного этнического сознания в условиях работы или долгосрочного пребывания в поликульт

... также неудовлетворенности межэтническими отношениями с иноэтническим окружением. В сфере межэтнических отношений подобное состояние этнического самосознания группы может способствовать проявлению феноменов межэтнического негативизма ( ... природа феномена этноцентризма, представляющего собой один из механизмов социально-психологической защиты позитивной групповой идентичности. Изучены факторы, ...

Этнические — имеют место при любой деятельности человека при его осознании себя и поступках как личности, включенной в этническую группу.

Межэтнические — установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере и в любом виде.

Социальные — определяют, направляют деятельность человека.

В этносоциологии и этнопсихологии выделяются следующие факторы межнациональных отношений:

· Исторические

· Политические

· Социально-структурные

· Культурные

· Социально-психологические

· Ситуативные

Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Исторические факторы

В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений, влияющих на межэтнические отношения:

* сам ход исторических событий, в результате которых складываются такие отношения между народами;

* исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений;

* особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

В контакт друг с другом народы вступают в результате разных исторических обстоятельств:

События, вызывающие межэтнические напряжения. Завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое (учесть разные типы колонизации, не все из них вызывают напряженность).

Примеры из истории Российской империи (метрополия как патронат), СССР (декларируемое добровольное присоединение), России (распад империи, локальные конфликты вследствие былых событий).

Одно и то же событие по-разному воспринимается различными народами. Война в Чечне для чеченцев — незаконный и несправедливый акт насилия; для русских — восстановление конституционной целостности России, месть за прошлые действия. Национальная политика в Прибалтике для русских — ущемление прав граждан; для прибалтов — сохранение национальной культуры, месть за прошлые незаконное присоединение и русификацию.

8 стр., 3821 слов

Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества

... одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное отношение к культуре и образу жизни другого народа, этноса", - подчеркнул Путин на ... как толерантность. Одним из таких показателей является устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных ...

2. Политические факторы

В американской традиции политические факторы включены в состав исторических, что можно объяснить тем, что народы, населяющие США, не имели на этой территории своих национальных государств. В Европе и на постсоветском пространстве национально-государственное устройство воздействует на межнациональные отношения.

Та часть политических факторов, которая влияет на межэтнические отношения, включает в себя по меньшей мере три класса явлений:

* принципы и формы государственного устройства (федеративное государство как форма решения национальной проблемы — пример России);

* характер политического строя (тоталитаризм = этническая дискриминация, примеры СССР, Германии Гитлера, Югославии Милошевича);

* тип государственной национальной политики (в том числе влияние элит, СМИ и тому подобное).

Функции элиты в развитии межэтнических отношений:

* Задание идеологии толерантности или вражды.

* Выработка политики примирения или, наоборот, нетерпимости.

* Направление деятельности СМИ (играют громадную роль в формировании стереотипов).

* Определение образовательных программ.

* Служить образцом поведения.

Виды проводимой правительством этнической политики:

* Интегрирующая политика. Пример — Эстония. Гражданами Эстонии могут быть только те, кто знает эстонский язык.

* Политика культурного плюрализма. Пример — Украина, «нулевой принцип гражданства»: все живущие на территории страны являются её гражданами.

3. Социально-структурные

Три наиболее существенных:

* взаимосвязь социальной и этнической стратификации (конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом);

* влияние социально-структурных изменений

* этнический фактор в социальной мобильности (в СССР — первые секретари ЦК компартии союзных республик были титульной национальности, а вторые секретари — русские).

9 стр., 4500 слов

Отношения между Россией и Западом глазами психолога-консультанта

... ЗАПАДНИКИ, КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ В силу вышеупомянутой двойственности отношения России к Западу, в русской культуре издавна существуют два устойчивых ... с презрительной усмешкой, называя все эти претензии «русскими национальными галлюцинациями». Они требуют от своих оппонентов представить доказательства ... исторического пути у России нет и быть не может (как впрочем не может его быть у Китая, Индии, ...

Выравнивание статусов разных национальностей. В России к началу 1990-х уровень образования титульной нации выровнен с русской в 11 (из 21) национальных республиках. Для привыкания общества к равному статусу разных этносов необходимо долгое время. Вместе с тем, у «выравниваемой» нации растут запросы («больше имеем — больше хотим»).

4. Культурные

Делятся на две группы:

* Связана с просвещением и информированностью (в том числе пропаганда образцов межэтнического поведения через СМИ).

* Традиционные нормы каждой культуры (традиционализм).

Традиционные отношения оказывают влияния на отношения в быту (эндогамные браки), в трудовой сфере (выбор партнёров по бизнесу среди близких национальностей).

5. Социально-психологические

Связаны с личностным отношением. Выделяются социально-перцептивные механизмы, которые влияют на рост национальной напряженности.

* Усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы.

* Усиление позитивных моментов в оценке собственной группы.

* Поиск виновного по этническому критерию.

* Проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Поиск причин неудач смещается во внешнюю среду.

* Повышение избирательности восприятия.

6. Ситуативные

Зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств.

В последнее время с обострением межнациональных отношений во всем мире все больший интерес привлекают этносоциологические и этнопсихологические исследования, нацеленные на объяснение причин конфликтов. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что единственный путь в процессе преодоления межнациональных конфликтов — формирование этнотолерантности. Сегодня толерантность востребована как фактор, формирующийся через новую логику мышления, основанную на постепенном переходе от ценности признания одинаковости субъектов к ценности признания «инаковости».

Некоторые исследователи считают, что следует различать понятия толерантности, терпимости и интолерантности.

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т. е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».

Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.

Тогда под этнической интолерантностью подразумевается преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при безусловно позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таком подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции — негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще, вплоть до квалифицирования её как вредного явления.

Часто выделяются следующие типы отношений в системе индивид — группа:

* активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

* пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтничных групп);

* толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку — языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

* толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

* интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

1.2 Отношение ханьцев к своей и другим нациям

Господствующая в Китае на протяжении столетий конфуцианская идеология рассматривала Китай как «островок цивилизации» в море «варварства» и способствовала культивированию националистических настроений среди широких масс населения. Все китайское рассматривалось в качестве эталона цивилизованности и культуры, соответственно, все некитайское считалось неполноценным, несовершенным. Все это привело к формированию в Китае великодержавного ханьского шовинизма, что в значительной степени способствовало обострению межнациональных отношений в стране. Уверенность в превосходстве всего китайского была доведена в сознании китайцев до абсолюта, что вело к некритическому восприятию своего исторического опыта, пренебрежительному отношению к культуре и традициям других народов.

В дополнение к этому, китайское руководство всегда проповедовало национальную исключительность этого государства и народа, формируя тем самым основанную на чрезмерной эмоциональности национальную гордость китайцев.

В китайцах высоко развиты чувства национального самосознания, национальной гордости и достоинства. Они гордятся своей историей и культурой, успехами в социально-экономическом развитии. Хотя китайцы нередко откровенно и резко критикуют свои недостатки, однако, как правило, довольно болезненно воспринимают такую критику со стороны иностранцев.

Для национальных чувств ханьцев весьма характерной является любовь к месту, где он родился и вырос, тесная связь с земляками, взаимная поддержка. Это четко проявляется за рубежом, в создании земляческих союзов, в Китае, при назначении на руководящие должности и т. д. В КНР существуют определенные стереотипы представления о характеристиках уроженцев разных районов страны. Так, считается, что хунаньцы упрямы, шаньдунцы — откровенны и вспыльчивы, сычуаньцы — болтливы, что самые красивые женщины в Сучжоу. Характеристика различных районов видна в известной китайской пословице, что лучше всего «родиться в Сучжоу, вырасти в Ханьчжоу, питаться в Гуанчжоу, умереть в Люйчжоу» (т.е. в Сучжоу — самые красивые, в Ханьчжоу — лучший климат, в Гуаньчжоу — лучшая кухня, в Люйчжоу — сухая почва, в которой лучше сохранится тело после смерти).

Раковский С.Н. Население Китая//География, № 37−38/2007.

При выяснении установочных данных и заполнении документов следует учесть, что по старинке в качестве места рождения («цзы гуань») указывается провинция и уезд — родина родителей, хотя сам человек реально мог родиться в другом районе.

Отношение к другим нациям определяется насаждением в течение многих веков в китайском обществе китаецентристской идеологии, концепции «Китай и варвары». По представлениям древних мыслителей, Поднебесная — это окружающий человека мир, подчиняющийся власти китайского императора. Сам император является сыном Неба и отвечает за порядок в Поднебесной, включающей все народы и государства на земле. Поскольку он живет в Китае, то последний представляет собой центр мира и является Срединным государством с самым высоким уровнем культуры. Все территории, находящиеся за пределами Срединного государства, считались населенными варварами. Воззрения конфуцианского эгоцентризма длительное время господствовали в Китае, и, в соответствии с ними, ничто иноземное китайцами не признавалось. Позже политика иностранных держав, направленная на грабеж и порабощение Китая, ассоциировалась порой в народе с деятельностью любых иностранцев. Поэтому длительное время сохранялась неприязнь и подозрительность к «заморским чертям» (янгуйцзе), «длинноносым» (да бицзе), «облезлым» (ляо мао), как пренебрежительно и презрительно называли европейцев. В КНР это особенно проявлялось в период «культурной революции», когда советских людей обычно называли «сусю» (советский ревизионист).

С другой стороны, многие годы наблюдалось преклонение «отсталого» Китая перед «передовым» Западом.

На начальной стадии изучения перспективного делового партнёра необходимо помнить, что китайцы относятся к иностранцам с недостаточным уважением и даже если и не высказывают презрения, то могут дать почувствовать свое снисходительное отношение. В большей степени это проявляется в отношении к представителям негроидной и монголоидной рас. К примеру, китаец может с презрением отнестись к иностранцу даже в таких случаях, если тот не умеет есть палочками, а то, что приемы или встречи не обставляются торжественностью, особенно роняет иностранцев в их глазах.

В свою очередь, в чем мы считаем свое превосходство над китайцами, далеко не производит на них впечатления. Китайцы не хотят ничего делать по чужому примеру, они согласны лучше отказаться от многого, чем стать в подчиненное положение. Все практические способности и достижения европейцев не производят на китайцев должного впечатления, они при случае готовы воспользоваться тем, что они считают для себя нужным, но никогда не сознаются, что в данном случае взяли пример с европейцев.

В настоящее время КНР проводит курс на развитие всесторонних связей с зарубежными странами. Растет число иностранцев, приезжающих в Китай. Их пребывание в стране считается чрезвычайно важным делом. Поэтому отношение ко всем иностранцам, независимо от того, из каких стран они прибыли, в основном доброжелательное. В Китае известно изречение «у нас друзья повсюду в Поднебесной». В контактах с иностранцами китайцам рекомендуется следовать словам видного деятеля КНР Чжоу Эньлая, который говорил, что в отношении иностранных гостей надо проявлять сердечную дружбу, относиться к ним без низкопоклонства и высокомерия. Сейчас иностранца китайцы между собой иногда называют словом «лаовай», которое имеет фамильярно-разговорный оттенок и может употребляться в ироническом контексте. Необходимо отметить, что после длительной изоляции Китая от внешнего мира китайцы с готовностью и интересом идут на знакомство с европейцами. Оно обычно начинается с выяснения страны, откуда приехал иностранный гость. Кстати, страну пребывания можно назвать не «Китай» (Чжунго), а «драгоценная страна» (гуйго), что будет расценено как большая почтительность, элемент дипломатического этикета.

В отношении китайцев к другим нациям есть существенные отличия в подходе к конкретным народам. В отношении к американцам, западным европейцам зачастую проявляются зависть, подобострастие, вплоть до низкопоклонства, стремление к подражанию. Особенно это характерно для части городской молодежи. К японцам — двойственный подход. Налицо естественное признание успехов в Японии, однако в нем проскальзывают и чувства настороженности, враждебности, корни которой уходят в историю и связаны с сохранением в памяти поколений японских зверств в Китае в период войны. Ежегодник статистики национальностей КНР. — Пекин, 2002. — С. 134.

Отношение к русским формировалось под воздействием антисоветской политики Пекина, длительной антирусской пропаганды. Отдельные пропагандистские стереотипы довольно прочно внедрились в массовое сознание населения, например, о территориальных претензиях к России, о «российской угрозе». Однако различные слои населения в разной степени подвержены этой пропаганде. Отрицательные установки в отношении нашего народа больше проявляются у людей среднего возраста, кадровых работников, военнослужащих. Вместе с тем среди части интеллигенции, рабочих и руководящих кадров, особенно старших возрастов, сохраняются чувство симпатии, уважения к России, русским людям, большой интерес к жизни русского народа. Китайской городской молодежи свойственно любопытство, интерес к России, стремление самим разобраться в сложных проблемах российско-китайских отношений. Они часто сами стремятся вступить в беседу с российскими гражданами, стремятся непосредственно, из первоисточника узнать о жизни в России. Особенно заметно рост интереса к России, желание общаться с нашими гражданами проявляются в Китае с начала 90-х годов ХХ века, по мере расширения отношений двух стран в различных областях, увеличения количества позитивных публикаций о нашей стране, проведения торгово-экономических, научно-технических выставок и т. п.

К народам развивающихся стран Азии и особенно Африки китайцы относятся, как правило, пренебрежительно, вплоть до расистских настроений и действий.

Китайский народ всегда славился своей преданностью родине и национализмом. Однако осознание отсталости страны в экономическом, политическом и культурном плане не могло не затронуть национальную гордость. Поэтому необходимость «отбрасывать старое и создавать новое», что в понятии китайцев и есть инновация, породила новую доминантную черту национального характера — стремление к новому. Именно умение современных китайцев творчески усвоить и использовать в интеллектуальной и хозяйственной практике инновации стало основой стремительной модернизации страны. Нельзя не заметить, что способность китайцев к инновациям подкрепляется фундаментальными основами национальной традиционной культуры и чувством национальной исключительности и превосходства, а также упорством в достижении цели и трудолюбием.

Одна из характеристик национальной психологии китайцев — рациональность мышления — выражается в том, что для китайцев полезным и заслуживающим поощрения является только то, что способствует процветанию китайской государственности, ее распространению вширь. Причем совершенно не имеет значения, какими средствами эта цель будет достигаться. Характерным проявлением такого прагматизма является известное высказывание Дэн Сяопина о том, что «неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Поэтому тезис о том, что для расширения влияния Китая в мире допустимы любые средства, в том числе и военные акции, вполне укладывается в рамки традиционных взглядов китайцев. К тому же конфуцианская доктрина превосходства китайцев над своими соседями явилась моральным оправданием и обоснованием идеи обособленности ханьцев, их права «просвещать» другие народы, «преподавать им уроки». В настоящее время есть основания полагать, что рост экономической и военно-политической мощи Китая, повышение роли КНР на международной арене будут способствовать дальнейшему нарастанию националистических и китаецентристских настроений в китайском обществе, особенно в армии, являющейся одним из наиболее консервативных государственных институтов, где традиционные ценности постоянно культивируются и воспроизводятся.

Этнические установки, национальные стереотипы, национальные предрассудки Китая, отношение китайцев к народам других стран оказывают влияние на установление и закрепление знакомств с интересующими людьми. В ходе изучения необходимо помнить, что на китайцев необходимо произвести впечатление знанием китайских традиций, порядка общения, а особенно уровнем организации проведения встреч. Исходя из этого, китайцы будут судить об уровне российского предпринимателя, его общественном положении и возможностях. Всё о Китае из первых рук. // russian.china.org.cn/russian/.

Глава 2. Особенности и проблемы развития национальных меньшинств в Китае

2.1 Национальная автономия в Китае

По форме административно-территориального устройства КНР является централизованным унитарным государством, включающим в себя автономные национально-территориальные образования.

Административная форма национальной территориальной автономии преследует цель социалистического решения национального вопроса. Помимо этнических китайцев в стране компактно или рассредоточено проживают такие крупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др. — всего более 55 различных национальностей.

Национальная районная автономия официально трактуется в КНР как «основная политическая форма марксистско-ленинского разрешения Коммунистической партией Китая национального вопроса в КНР, одним из важнейших институтов политической системы страны».

Осуществление в Китае национальной районной автономии сыграло огромную роль в укреплении межнациональных отношений, основанных на равноправии, сплоченности и взаимной помощи, сохранении единства государства, ускорении развития районов национальной автономии и содействии прогрессу национальных меньшинств.

Главной особенностью национальной автономии в КНР является то, что она не обладает чертами национальной государственности и выступает лишь в качестве административной автономии, как неотъемлемой части унитарного государства. Вместе с тем национальная автономия рассматривается в КНР не только как основная форма решения национального вопроса, но и как важнейший элемент политической системы страны.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими формы национальной автономии в Китае и статус национальных автономных административно-территориальных единиц, являются Конституция 1982 г. (Глава III, раздел 6 «Органы самоуправления в районах национальной автономии»), Закон о районной национальной автономии 1984 г., а также Положения о каждом из видов национальной автономии, которые принимаются самими автономными образованиями с последующим утверждением вышестоящими органами.

В зависимости от численности населения на территориях компактного проживания нацменьшинств и площади этих территорий районы национальной автономии бывают трех уровней: автономные районы, автономные округа и автономные уезды.

Районы национальной автономии создаются на территориях с компактным проживанием неханьских национальностей и включают в себя три вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд. В КНР существует пять автономных районов (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. Все другие национальные меньшинства могут создавать внутри данного района свои автономные единицы соответствующей ступени или национальные волости.

Все районы национальной автономии являются неотъемлемыми частями КНР. Решения об образовании районов национальной автономии, их разграничении и наименовании принимаются вышестоящими государственными органами вместе с соответствующими органами автономий после «всесторонних консультаций» с представителями соответствующих национальностей (например, утверждение образования автономных районов относится к компетенции Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП)).

В местах компактного проживания нацменьшинств, учитывая местные межнациональные отношения, уровень экономического развития и исторически сложившиеся условия, образуются районные автономии на базе одного района компактного проживания нацменьшинства, такие как Тибетский автономный район, Ляншань-Ийский автономный округ в провинции Сычуань, Цзиннин-Шэский автономный уезд в провинции Чжэцзян и др.; могут также создаваться районы автономии на базе нескольких национальных районов, например, Хайси-Монгольско-Тибетский автономный округ в провинции Цинхай, Цзишишань-Баоаньско-Дунсянско-Салаский автономный уезд в провинции Ганьсу и др. Раковский С.Н. Население Китая//География, № 37−38/2007.

В пределах одной территории национальной автономии в местах компактного проживания других нацменьшинств образуются соответствующие территориальные автономии или национальные волости. Например, в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района образованы Или-Казахский автономный округ, Яньци-Хуэйский автономный уезд и др. В зависимости от конкретных местных условий территории национальной автономии могут включать округа, города и поселки, населенные ханьцами или лицами других национальностей.

Наименование района национальной автономии, за исключением особых случаев, состоит из трех частей: названия места, названия национальности и обозначения административного статуса. Например, в наименовании Гуанси-Чжуанского автономного района «Гуанси» — это название места, «Чжуан» — название национальности, а «автономный район» указывает на его административный статус.

Органами самоуправления в районах национальной автономии являются Собрания народных представителей (СНП) и народные правительства автономных районов, автономных округов и автономных уездов. Органы самоуправления районов национальной автономии обязаны защищать единство государства, обеспечивать соблюдение и выполнение в своих районах Конституции и других законов. Вышестоящие государственные органы и органы самоуправления в районах национальной автономии должны охранять и развивать межнациональные отношения равноправия, сплоченности и взаимной помощи.

Органы районов национальной автономии наделены не только функциями обычных органов власти и управления соответствующей ступени, но и являются также органами самоуправления, которое осуществляется в пределах, установленных Конституцией и законами, а также проводят в жизнь законы государства и политические установки с учетом конкретных местных условий.

Так, органы национальной автономии осуществляют экономическое строительство, принимают меры по регулированию общественных отношений, по рациональному использованию местных природных ресурсов и охране природы. При освоении ресурсов и создании предприятий в районах национальной автономии государство учитывает интересы автономных образований, при этом органы самоуправления пользуются преимуществом разработки и использования естественных природных ресурсов. Органы автономных образований имеют право самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами на местах, при этом Государственный совет КНР устанавливает статьи финансовых поступлений и расходов в этих регионах по принципу предоставления преимуществ районам национальной автономии.

С учетом местных условий они разрабатывают и реализуют планы экономического строительства, совершенствуют систему управления экономикой, осуществляют капитальное строительство, ведут работу по подготовке кадров и специалистов для различных отраслей управления, уделяя при этом особое внимание подготовке лиц, представляющих национальные меньшинства. К ведению органов самоуправления также относятся вопросы образования, науки и культуры, охраны памятников национальной культуры и т. д.

В связи с важным для современного Китая значением внешнеэкономических связей районы национальной автономии могут осуществлять в соответствии с государственными установлениями внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность, а также осуществлять обмен с зарубежными странами в области образования, науки и техники, культуры, здравоохранения и спорта. С разрешения Государственного совета они могут открывать порты для внешней торговли, а районы, граничащие с иностранными государствами, с разрешения Государственного совета могут осуществлять пограничную торговлю.

В соответствии с государственной военной системой и с учетом реальной обстановки для охраны общественного порядка в данном районе органы самоуправления могут формировать войска общественной безопасности.

Осуществляя свою деятельность, органы национальной автономии могут принимать нормативно-правовые акты — положения об автономии и так называемые отдельно действующие положения, которые вступают в силу после их утверждения Постоянным комитетом ВСНП (для автономных районов), постоянными комитетами СНП провинций и автономных районов (для автономных округов и автономных уездов) с последующим доведением до сведения об этом Постоянного комитета ВСНП. Если решения, постановления, приказы и инструкции вышестоящих государственных органов не соответствуют реалиям районов национальной автономии, то органы самоуправления с разрешения вышестоящих государственных органов могут их изменить или приостановить их исполнение.

В районах национальной автономии государство проводит политику, направленную на активное привлечение национальных меньшинств к государственному управлению, предоставляя значительные преимущества лицам коренной неханьской национальности при занятии важнейших государственных должностей в автономных единицах.

В собраниях народных представителей автономий кроме депутатов, принадлежащих к национальности, осуществляющей автономию, должны быть соответствующим образом представлены и другие национальности, проживающие в данной автономной единице. Их число и соотношение определяется постоянными комитетами СНП провинций и автономных районов и доводятся до сведения Постоянного комитета ВСНП. Председатели постоянных комитетов СНП районов национальной автономии или их заместители должны принадлежать к национальностям, осуществляющим автономию, так же как и председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов. Цивилизация в поисках форм толерантности. Интервью В. Игрунова для польской газеты «Денник». 1 ноября 2006 г.

2.2 Национальные меньшинства в Китае

Огромное большинство (93%) населения Китая составляют собственно этнические китайцы или ханьцы, однако кроме ханьцев в Китае проживает еще около 55 народов: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буй, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дунсяны, каси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзино, югуру, баонань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба и несколько неидентифицированных этнических групп в провинции Юньнань и на Тибете. Все национальные меньшинства составляют 7% от населения страны, то есть около 77 миллионов человек. Численность этих народов составляет от 13,38 миллионов (чжуан) до тысячи (лоба), 15 народов имеют численность свыше миллиона, 20 — менее 50 тысяч.

Население распределено по территории Китая неравномерно: основная масса ханьцев концентрируется в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян и на востоке Сунляосской равнины (северо-восток страны), а национальные меньшинства, при своей малочисленности, занимают 50−60% территории страны и проживают во Внутренней Монголии, Тибете, автономных районах (Синьцзян — Уйгурском, Гуанси — Чжуанском, Нинся — Хуэйском), во многих провинциях, в основном в приграничных районах. В таком размещении населения важную роль сыграли насильственная ассимиляция ханьцами одних народов и внутренние миграции других, неоднократно переселявшихся с места на место в результате смены династий в ходе истории, поиска пустующих земель в приграничных районах, проведения политики переселения внутри провинций. Наибольшее количество различных национальных меньшинств (более 20) живет в провинции Юньнань.

На сегодняшний день одной из наиболее характерных моделей расселения национальных меньшинств в Китае является маленькая компактная группа, сохраняющая свою этническую цельность и национальную культуру среди смешанного, в основном ханьского, общества. Около 10 миллионов представителей различных национальных меньшинств живут в смешанном обществе, не сохраняя своего национального своеобразия, слившись с ханьцами.

В этническом и культурном плане народы Китая довольно разнообразны. Большинство из 55 национальных меньшинств Китая имеют свой язык, у многих — своя письменность. 29 из них относятся к китайско-тибетской языковой семье, 17 — к алтайской, 3 — к южноазиатской, 2 — к индоевропейской. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам; мяо, и, яо — христианство; тибетцы, монголы, тай, югуры — буддизм и ламаизм; орочоны, эвенки и дауры — шаманизм. Большинство народов сохраняют свои обычаи в приготовлении пищи и постройке жилищ, носят национальную одежду, соблюдают свои ритуалы, табу, праздники, которые являются для них официальными нерабочими днями. В экономическом и социальном развитии районы расселения ханьцев с древнейших времен опережали другие китайские земли и до сих пор многие народы пользуются патриархальными способами ведения хозяйства, например, мяо, лису, ва, цзинпо обрабатывают землю при помощи подсечно-огневой системы; тибетцы, монголы, казахи и югуры занимаются кочевым скотоводством, а орочоны, эвенки, хэчжэни и цзино — охотой и рыболовством. Еще в 1949 году существовали группы, у которых не произошло разделения скотоводства и земледелия, земледелия и ремесла. К моменту образования КНР у многих народов еще существовали общинная система, крепостное право или рабовладение. Малевич И. Внимание, Китай. — М.:2001. С. 31 — 32.

Взаимоотношения ханьцев с другими народами развивались в рамках традиционной для Китая идеологической схемы: «одна страна — один народ». Поэтому иноземные завоеватели (монголы в XIII веке и маньчжуры в XVII) воспринимались как законные правители, получившие власть в честной борьбе, а народы, жившие на завоеванных китайцами землях, быстро ассимилировались, другие же, жившие на окраинах, мыслились как «варвары».

2.3 Проблемы национальных меньшинств

Проблемы и трудности развития районов национальных меньшинств всегда были на вооружении ее недругов, как в соседних государствах, так и далеко от Китая. Широко известно особое внимание к Тибету, Тибетскому автономному району, прежде всего, в Индии, Великобритании и США. Почти за полстолетия после мятежа в Лхасе и бегства Далай-ламы из страны в Тибете произошли большие перемены.

Несмотря на миграции ханьцев, доля тибетцев в населении района составляет 87%. Собственно городская, историческая часть Лхасы (544 км2) имеет 140 тыс. жителей. Административный район Большая Лхаса охватывает 30 тыс. км2 с населением 400 тыс. человек. Прежде лишь город буддистских монастырей и монахов, Лхаса теперь имеет университет и другие учебные заведения, разнообразную промышленность, пригородное сельское хозяйство. Сохранены все достопримечательности (их более 200), привлекающие паломников и туристов. В Лхасе несколько музеев, кинотеатров, дворец физкультуры и спорта, крупные современные больницы, впервые за 1300-летнюю историю действует водопровод. В городе создана необходимая инфраструктура. Действует телефонная связь с программным управлением. В окрестностях (в Янбацзине) построена геотермальная электростанция мощностью 150 тыс. кВт. Все это создано трудом китайских рабочих и специалистов с участием и тибетцев. В Тибет пришла железная дорога -- событие исключительной важности. Строительство этой дороги в Тибете стояло в планах КНР еще в годы первых пятилеток. От Синина, центра провинции Цинхай, в 1958—1984 гг. была построена железная дорога (814 км) до Голмуда (в Цинхае), что у «ворот Тибета». Стройка велась в тяжелых природных условиях высокогорья и стоила многих усилий и средств; были и человеческие потери. Еще больше средств (3,7 млрд долл.) и труда в сложнейших условиях потребовало сооружение Цинхай-Тибетской железной дороги (ЦТЖД) протяженностью 1142 км -- от Голмуда до Лхасы. Она была открыта в 2006 г. прибытием в Лхасу первого поезда с 600 пассажирами. ЦТЖД -- самая высокогорная в мире. Большая ее часть (960 км) проложена на высоте более 4000 м над уровнем моря (до 5072 м); самый высокогорный в мире тоннель Фэнхошань пробит в горе на высоте 4095 м, а вокзал Тангла (на хребте Тангла) имеет отметку 5068 м. На протяжении 550 км ЦТЖД проходит через высокогорную тундру, 216 км -- через районы с высокой сейсмической активностью, фактически вся дорога -- в местности с морозным климатом и недостатком кислорода в воздухе, высокой степенью подвижности земной коры, в целом -- с крайне хрупкой экосистемой. Дорога, однако, действует в нормальном режиме. Раковский С.Н. Население Китая//География, № 37−38/2007.

Строительство ЦТЖД и ранее автомобильной дороги, идущих теперь в основном параллельно, было оценено и в Китае, и за его пределами как выдающееся достижение китайского народа, «осуществление заветной мечты нескольких поколений китайцев». ЦТЖД значительно ускорит развитие Тибета, привлечет туда новые инвестиции. Вместе с тем завершение ее строительства вызвало целую бурю откликов в средствах массовой информации, враждебных КНР, особенно в США и Великобритании. Опять разговоры о «нарушении прав человека в Тибете», о массовом притоке китайских переселенцев в Тибет, даже «новой оккупации Тибета», «угрозе своеобразной культуре Тибета» и т. п. Сильно досталось и канадской корпорации «Бомбардиер Транспортейшн», помогавшей КНР в строительстве ЦТЖД и поставившей ей 224 пассажирских вагона, в том числе класса «Люкс» с кислородной аппаратурой (не только с кислородными масками).

Выяснилось, что эта канадская промышленная корпорация уже 50 лет поставляет КНР рельсы и вагоны метро, а тут вот -- Тибет.

В КНР идут массовые плановые и неплановые многомиллионные миграции населения внутри страны. В последнее время в СУАР, в результате переселения туда ханьцев, их численность сравнялась с коренным населением или даже превысила его, поэтому может возникнуть угроза национальным меньшинствам, коренным народам автономного района. Ежегодник статистики национальностей КНР. — Пекин, 2002. — С. 134.

Однако район открыт, как и прежде, для миграций. Природные условия на значительной части его лучше, чем в Тибете, Цинхае, частично не хуже, чем на западе Внутренней Монголии и Ганьсу. Плановое развитие СУАР трижды нарушалось. Вместе с тем здесь созданы особые зоны и территории с наилучшими условиями развития. В восточных же провинциях КНР гораздо более высокая плотность населения, нехватка земли, в ряде районов трудные условия жизни. Так что случается, экономика идет впереди национальной политики.

Заключение

Китайцы «хань» традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.

Многие некитайцы проживают ныне на обширных слабо заселенных территориях Северо-Восточного, Западного и Юго-Западного Китая. По данным переписи 1953, общая численность жителей, входящих в состав более 50 этнических групп национальных меньшинств, составляла 35,3 млн. человек, или около 6% всего населения. Перепись, проведенная в 1982, показала, что общая численность лиц некитайской национальности возросла до 67,2 млн. человек, а в 1990 этот показатель составил уже 91,2 млн. человек, или 8% населения. В состав национальных меньшинств входят самые разные этнические группы, начиная от почти первобытных горных племен до народов, стоящих на равной с ханьцами ступени развития. Продолжается процесс ассимиляции ханьцами некоторых национальных меньшинств. Всего в Китае, по официальным данным, 55 национальных меньшинств. Крупнейшие по численности некитайские народы, проживающие в КНР: чжуаны (ок. 1,4% населения), хуэй (0,8%), маньчжуры (0,8%), мяо (0,7%), монголы, тибетцы, уйгуры, казахи, корейцы и др.

В настоящее время национальные меньшинства пользуются ограниченной территориальной автономией и достигли значительного прогресса в социальной и экономической сфере. Однако их взаимоотношения с этническими китайцами в большинстве случаев остаются напряженными. Причинами являются местный национализм, недоброжелательное отношение к китайцам, а также традиционная антипатия китайских переселенцев к местным представителям национальных меньшинств, т.н. «великоханьский шовинизм».

Все национальности Китая без исключения внесли свой вклад в дело развития китайской культуры, имеют равные права. Необходимо укреплять сплоченность между различными национальностями и отстаивать единство государства.

Равенство, сплоченность, взаимопомощь и совместное процветание всех национальностей — таковы основные принципы китайского правительства в решении национального вопроса.

«Закон о национальной районной автономии» Китая является основным законом, конкретно гарантирующим претворение в жизнь основных принципов и положений Конституции относительно национальной районной автономии.

Подготовка все больше национальных кадров является ключом для разрешения национальных проблем.

Для разрешения национальных проблем необходимо обратить пристальное внимание на всестороннее и правильное претворение в жизнь религиозной политики государства.

Прилагая усилия к стимулированию процессов развития во всех сферах жизни национальных районов — экономической, культурной, в образовании и т. п., заботясь о повышении материального и культурного уровня представителей национальных меньшинств, включая и широкие слои верующих, китайское правительство придает важное значение уважению религиозных верований нацменьшинств и охране их культурного наследия.

Список источников и литературы

межэтнический китай автономия национальное меньшинство

1. Раковский С.Н. Население Китая//География, № 37−38/2007.

2. Ежегодник статистики национальностей КНР. — Пекин, 2010. — С. 134.

3. Малевич И. Внимание, Китай. — М.: 2010. С. 31 — 32.

4. Цивилизация в поисках форм толерантности. Интервью В. Игрунова для польской газеты «Денник». 1 ноября 2006 г.

5. Бергер Я.М. Социальные процессы в современной китайской деревне.- М., 1988

6. Проблемы антроподинамики. Лекция, 2001 г.

7. Всё о Китае из первых рук. // russian.china.org.cn/russian/.

8. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994

9. Богословский В.А., Москалев А.А. Национальный вопрос в Китае- М., 1988

10. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность.- М., 1987

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector