Психология управления 3

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

Н. В. Костюк

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

Рекомендовано учебно-методическойкомиссией направления подготовки 38.03.04 (081100.62)

«Государственное и муниципальное управление» в качестве электронного издания

для использования в учебном процессе

Кемерово 2014

Рецензенты:

Вольфсон Эдуард Николаевич – доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.

Заруба Наталья Андреевна – профессор, доктор социологических наук, председатель учебно-методическойкомиссии направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Костюк Наталья Васильевна. Психология управления : методи-

ческие указания к практическим занятиям и самостоятельной работе [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения / Н. В. Костюк. – Электрон. дан. – Кемерово : КузГТУ, 2014. – Систем. требования : Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 98-2007;мышь. – Загл. с экрана.

Приведены рекомендации по подготовке к практическим занятиям, вопросы для самопроверки, темы эссе, темы рефератов, примеры тестов, требования к содержанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения, темы контрольных работ, вопросы к экзамену, рекомендуемая к изучению литература.

КузГТУКостюк Н. В., 2014

1

Методические указания составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Психология управления» и содержат перечень тем практических занятий, их содержание, описание форм текущего контроля и инструментарий для его осуществления, рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы, где можно найти необходимый материал, темы эссе и рефератов, примеры кейсов для решения на практических занятиях, примерные вопросы учебного теста, который используется как для самостоятельной проработки студентами содержания дисциплины, так и используется для текущего контроля.

8 стр., 3516 слов

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий

... рабочего дня выполнить все намеченные дела. ЦЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы ...

Методические указания призваны помочь формированию базовых знаний студента по дисциплине «Психология управления». Практические занятия и самостоятельная работа по дисциплине «Психология управления» направлены на формирование навыков студента самостоятельно использовать приобретенные теоретические знания при решении вопросов и проблем в будущей профессиональной деятельности.

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Психология управления»

Цель дисциплины – формирование у будущего бакалавра государственного и муниципального управления профессиональной компетентности в области психологии управленческой деятельности и психологических аспектов управленческого взаимодействия, необходимой для эффективной реализации профессиональной деятельности, основанной на понимании психологических проблем и явлений, имеющих место в сфере управления, анализе психологических факторов, лежащих в основе эффективности деятельности руководителя.

Задачи дисциплины «Психология управления»:

способствовать овладению систематическими знаниями о психологических подходах к теории и практике управленческой деятельности и закономерностях развертывания основных соци- ально-психологическихявлений и процессов в организации;

раскрыть сущность эффективных методов управления, соответствующих реальной социально-экономическойдействитель-

2

ности, на основе знаний психологического менеджмента;

способствовать овладению студентами практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах организационной среды, необходимых для выбора методов эффективного управления;

развить у студентов навыки творческого осмысления постоянно изменяющейся социально-экономическойдействительности и самостоятельного поиска методов эффективного управления в нестандартных ситуациях в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Психология управления» является дисциплиной по выбору и входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл ООП направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Ее изучение базируется на сумме знаний, умений, навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Философия», «Ведение в специальность», «Социология», «Психология» и др.

19 стр., 9439 слов

Психология деятельности и методика преподавания экономики

... Контроль освоения материала. 8. Деловая игра "Простейшие методы стратегического управления" 8.1. Концепция деловой игры 8.2.Дополнительный теоретический материал V. Методика преподавания ... литература. I. Социально-психологические аспекты экономического образования в Украине. Управление любой сложноорганизованной структурой подразумевает предварительное осознание законов жизнедеятельности данной ...

Философия. Понятия материального и идеального. Движение и развитие, диалектика. Человек, общество, культура. Общество и его структура. Человек и исторический процесс. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Структура научного познания. Наука и техника. Глобальные проблемы современности.

Введение в специальность. Основы профессиональной деятельности специалиста государственного и муниципального управления. Методы и содержание будущей профессиональной деятельности. Способы организации и возможности профессионального развития.

Социология. Социальные группы и общности. Социальная организация. Социальные изменения. Методы исследования.

Психология. Основы общей психологии. Психология личности. Закономерности формирования и развития личности.

3

Знания, полученные в результате освоения данной дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «Исследование социально-экономическихи политических процессов», «Теория управления», «Основы управления персоналом», «Социальная психология», «Связи с общественностью в органах власти», «Социология управления», «Управление конфликтами» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология управления»

Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

компетенции общекультурного, социального, профессио- нально-информационноговзаимодействия

— умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способен к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

(ОК-9);— способен к работе в коллективе, исполняя свои обязанно-

сти творчески и во взаимодействии с другими членами коллекти-

ва (ОК-10);

компетенции самосовершенствования

способен принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умеет оценивать последствия решений (ОК-15);

владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

•коммуникативная деятельность

умеет общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

18 стр., 8627 слов

Психология политической коммуникации

... стиля выполнения президентом своей роли: Активно-позитивный стиль; - ориентированный на продуктивную деятельность. Активно-негативный стиль;- на личное самолюбие. Пассивно-позитивный;- на привязанность. ... Психологические факторы и механизмы образования и функционирования властных отношений. Первое. Генезис психологии власти (обзор концепций и подходов): Социобиологический подход. Одной из первых ...

умеет предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33).

4

В результате освоения дисциплины «Психология управления» студент должен:

знать

социально-психологическиетеории управления;

основные и конкретные функции руководителя;

основы мотивирования персонала;

сущность, виды, этапы управленческого решения;

систему коммуникации в организации;

типологии и модели стилей управления;

уметь

общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание;

принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей;

уметь оценивать последствия решений;

применять методы и способы эффективного участия в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

применять методы анализа, проектирования и осуществления межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

применять методы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при взаимодействии органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации;

применять базовые технологии формирования общественного мнения;

владеть

навыками критического оценивания информации, переоценки накопленного опыта и конструктивного принятия решений на основе обобщения информации;

навыками критического анализа своих возможностей;

навыками эффективного участия в групповой работе на основе знания психологии процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

11 стр., 5081 слов

Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы

... аспекты деятельности женщины-руководителя 1.1 Понятие управления. Качества, присущие руководителю Управление - это процесс планирования, организации, мотивации ... управленческой деятельности мужчин и женщин; ь Рассмотреть препятствия, мешающие стать женщине руководителем; ь Охарактеризовать личные качества женщины-руководителя; ь Провести анализ деятельности в организации женщины-руководителя ...

навыками анализа, проектирования и осуществления межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при взаимодействии органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации.

5

4. Содержательная характеристика лекционных, практических занятий и самостоятельной работы

4.1. Лекционные занятия

Раздел 1. Введение в психологию управления

1.1.Психология управления как наука.

1.2.Социально-психологическиетеории управления.

Раздел 2. Сущность управленческой деятельности

2.1. Система управления: структура, виды, иерархия и уров-

ни.

2.2.Психологическая характеристика деятельности руково-

дителя.

2.3.Мотивирование персонала, содержательные и процессуальные теории мотивации.

2.4.Управленческое решение: сущность, виды, этапы.

Примерные вопросы для проведения текущего контроля

1. Профессиональные способности руководителя.

2. Социально-психологическиеметоды управления.

3. Планирование как функция управления, принципы и ха-

рактеристика процесса планирования.

4.Организация как функция управления.

5.Мотивация и стимулирование сотрудников организации.

Раздел 3. Межличностное взаимодействие в системах управления

3.1.Система коммуникации в организации.

3.2.Эффективность групповой деятельности и способы ее

оценки.

Примерные вопросы для проведения текущего контроля

1. Коммуникативная функция управления.

2. Характеристика ролевого и межличностного общения.

3. Общая характеристика процесса межличностной коммуникации.

4. Коммуникативные барьеры и их учет в управленческой деятельности.

5. Контроль деятельности персонала: требования, виды, функции, психология неэффективного контроля.

6. Эффективность управления: критерии и показатели.

6

Раздел 4. Руководство и лидерство в системах управле-

8 стр., 3829 слов

Называются устойчивые индивидуальные различия в интеллектуальной ...

... называются устойчивые индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, способах организации приобретаемого опыта когнитивным стилем Джордж Келли ... управляется _______ средой, где находится главный инструмент управления – система подкреплений. внешней По мнению К.Д.Кавелина ... Это психофизиологическая основа, ядро личности в теории личности А.Ф.Лазурского эндопсихика Это часть психологии, ...

ния

4.1.Стиль управления: тип управленческой ориентации и функциональные стили.

4.2.Управление лидерством в организации.

Примерные вопросы для проведения текущего контроля

1.Стиль управления: тип управленческой ориентации и функциональные стили.

2.Управление корпоративной культурой в организации.

3.Управление социально-психологическимклиматом в организации.

4.Сущность и содержание организационно-управленческихконфликтов.

5.Деятельность руководителя по урегулированию организационных конфликтов.

6.Управленческий стресс, способы преодоления.

4.2. Практические занятия

Проведение практических занятий по дисциплине «Психология управления» со студентами очной формы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление» создает условия для качественной подготовки современного специалиста в соответствующей отрасли, которая не может быть ограничена усвоением только лишь теоретических знаний. Необходимым компонентом профессиональной подготовки является формирование практических умений и навыков. Поэтому в организации учебного процесса в высшей школе практические занятия являются важным и необходимым этапом подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности.

Цель практических занятий по дисциплине «Психология управления» – закрепление теоретического материала, выработка навыков самостоятельного анализа управленческих ситуаций, выявление в них психологических аспектов и выбор стиля поведения, обеспечивающего оптимальное решение разнообразных психологических проблем, постоянно возникающих в процессе управленческой деятельности.

7

Формами текущего контроля работы на практических занятиях выступают:

устный опрос по результатам анализа ключевых направлений темы практического занятия с представлением тезауруса основных понятий;

разработка и решение кейсов по управлению и коммуникации (Приложение 1);

письменный учебный тест (Приложение 3).

Примерные задания для практических занятий

1.Анализ ключевых направлений темы практического занятия с составлением тезауруса основных понятий.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, ... диагностика, наблюдение. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав ...

2.Разработка типовых ситуаций в соответствии с темой практического занятия.

3.Работа с кейсами, касающимися управленческой и коммуникативной деятельности.

Раздел «Введение в психологию управления» Практическое занятие по теме «Социально-психологи-

ческие теории управления»

Психоаналитические теории управления. Взаимосвязь руководителя и исполнителя в аспекте теории научения. Теория стилей управления (К. Левин и др.).

Теория управления Р. Блейка и Д. Мутона. Теория рационального управления Т. Коно. Теория соучастного управления. Вероятностная модель управленческой эффективности.

Самостоятельная работа

— разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

Раздел «Сущность управленческой деятельности»: Практическое занятие по теме «Психологическая харак-

теристика деятельности руководителя»

Основные и конкретные функции руководителя: админи- стративно-организационные,стратегические,экспертно-консуль-тативные, коммуникативные, представительские. Планирование и организация как функции управления. Делегирование управленческих полномочий. Роли современного руководителя: управляющий, лидер, дипломат, воспитатель, инноватор и т.д.

8

Самостоятельная работа

разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

написание эссе на тему «Психологический менеджмент в профессиональной деятельности руководителя организации».

работа с учебным тестом.

Практическое занятие по теме «Мотивирование персонала»

Мотивация как система побуждения человека к действию. Функция мотивации и стимулирования в деятельности руководителя. Содержательные теории мотивации (теории Абрахама Маслоу, Дэвида Макклелланда, Фредерика Герцберга).

Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).Теория справедливости в современной практике управления. Мотивация и компенсация в практике управления. Мотивация и стимулирование. Мотивационные типы личности.

Самостоятельная работа

— разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

Практическое занятие по теме «Управленческое решение: сущность, виды, этапы»

Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности. Виды

21 стр., 10311 слов

Личность подчиненного. Психология управления его поведением и деятельностью

... Таким образом, главная сфера приложения сил психологии уп­равления - исследование всей сложности проявлений участия лич­ности в управленческих отношениях, управленческой деятельности. Структура личности подчиненног ... результат, который получается от взаимоотношений личности с конкретной группой. Для психологии управления наиболее близок подход социальной психологии. Вместе с тем есть и определенное ...

управленческих решений. Этапы принятия управленческого решения. Психологические типы принятия управленческого решения. Методы организации выполнения решения.

Самостоятельная работа

разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

работа с учебным тестом.

Практическое занятие по теме «Система коммуникации в организации»

Сущность, характеристика и элементы коммуникационного процесса. Этапы коммуникаций. Основные виды коммуникаций.

9

Психология управления — Стр 2

Управленческие коммуникации. Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных структур. Коммуникационные барьеры. Направления совершенствования коммуникаций в организациях.

Самостоятельная работа

разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

подготовка реферата (Приложение 2).

Практическое занятие по теме «Эффективность групповой деятельности и способы ее оценки»

Подходы к критериям эффективности групповой деятельности в западной и российской психологии. Реализация функций членами коллектива (функциональный подход) и эмоциональная удовлетворенность и продуктивность как критерии эффективности групповой деятельности. «Сверхнормативная активность» (А. В. Петровский, Р. С. Немов) как критерий эффективности групповой деятельности. Факторы эффективности групповой деятельности в России и за рубежом. Характеристика способов оценки эффективности групповой деятельности.

Самостоятельная работа

разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

подготовка реферата.

Практическое занятие по теме «Стиль управления: тип управленческой ориентации и функциональные стили»

Типологии и модели стилей управления. Типы управленческих культур. Понятие и характеристика авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутон(ГРИД).

Основные и вспомогательные типы управления. Управление корпоративной культурой в организации. Управление социальнопсихологическим климатом в организации.

Самостоятельная работа

разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

работа с учебным тестом.

10

Практическое занятие по теме «Управление лидерством в организации»

Лидерство, его виды и характеристика. Теории лидерства. Типологии лидерства. Теории лидерства: теория черт, концепции харизматического лидера, факторно-аналитическаяи ситуационная теории лидерства, психологические теории лидерства. Соци-ально-психологическиеаспекты управления лидерством в организации. Методы управления «негативным» лидерством.

Самостоятельная работа

разработка аналитико-сопоставительнойтаблицы для практического занятия;

написание эссе на тему «Мои способности к управленческой деятельности с позиций социально-психологическойтеории управления»;

работа с учебным тестом.

4.3. Самостоятельная работа студента 4.3.1. Самостоятельная работа студента очной формы

обучения

Настоящие методические указания посвящены вопросам организации самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к занятиям по дисциплине «Психология управления».

Основная доля самостоятельной работы студентов приходится на подготовку к практическим занятиям, тематика которых полностью охватывает содержание основных разделов курса.

Самостоятельная работа по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Психология управления» предполагает умение работать с первичной информацией, что выражается в разработке опорных аналитико-сопоставительныхтаблиц к практическим занятиям, написание эссе, подготовку рефератов (Приложение 2), работу с учебным тестом (Приложение 3).

Организация работы с информацией

Умение работать с информацией и ее содержанием определяет качество всех видов самостоятельной работы студента. Основные источники информации: электронные, письменные (на бумажных носителях), устные. Методы сбора информации зависят от того, каким источником информации пользуется исследователь.

11

Работа с электронными источниками предполагает знание в первую очередь методов использования данных сети Интернет, умение профессионально использовать возможности информационных технологий для сбора информации и пр. Важно отметить, что работа с электронными источниками информации значительно сокращает время на поиск и обработку информационных данных.

Работа с письменными источниками включает:

1)документальное изучение и описание фактов, событий, деталей из первичных источников (нормативные документы, статистические данные, информационные справки, отчеты, статьи и монографии, журналы и пр.);

2)раскрытие существа фактов, идей во взаимосвязи, взаимодействии и выявление законов их развития;

3)анализ, обобщение фактического материала и формулирование выводов (контент-анализ).

Работа с устными источниками (наблюдение, интервью, опрос и пр.) предъявляет особые требования к подготовке по использованию методов получения устной информации.

При подготовке реферата (эссе, доклада, статьи, курсовой работы и пр.) главным является обработка материалов: раскрытие, объяснение качественных и количественных проявлений фактов, сущности вещей, явлений и событий. Этому способствует всесторонний анализ материалов, сравнительное их изучение по форме и по содержанию, вдумчивое обобщение и определение закономерности явлений. Раскрытию существа фактов и явлений помогают различные приемы анализа и обработки фактических материалов. В одних случаях необходимо применение аналогий,

вдругих – сравнение, в-третьих– рассмотрение под новым углом зрения, с новых позиций и пр.

Прием аналогий позволяет определить сходство явлений и событий в каких-либопризнаках или отношениях. Обобщение фактического материала – это не просто перечисление и систематизация различных фактов, а один из важных и эффективных приемов научного анализа, восхождение от конкретного к абстрактному и снова к конкретному на более высоком теоретическом уровне. В процессе анализа очень важно подытожить накопленные фактические данные, тщательно и всесторонне пересмотреть

12

их в целом, дать строгую и критичную оценку результатов. Обобщение и анализ должны заканчиваться выводами. Важно, чтобы в них содержались практические предложения и задачи.

Подготовка эссе

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинноследственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие позицию автора эссе по поставленной проблеме.

Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе. Традиционно эссе включает следующие разделы:

введение, отражающее суть вопроса, на который автор собирается ответить;

основная часть, включающая теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса;

заключение, включающее обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т. д.

На современном этапе в профессиональном образовании разного уровня объем и структура эссе может варьироваться. В конкретном случае целесообразно придерживаться объема эссе по заявленным разделам в пределах 3-5страниц.

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники, особенно качество чтения. Все данные должны соотноситься с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют данному требованию.

13

В рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом, и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Подготовка реферата

Темы рефератов распределяет преподаватель на первых практических занятиях.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный) и методический и пр.

Влитературном (обзорном) реферате следует рассмотреть изученность намеченной темы исследования, привести научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнительные его стороны. Критический обзор литературы может послужить основой для вводной части будущего научного (курсового, дипломного) сочинения.

Вметодическом реферате следует дать сравнительную оценку применяемых приемов и способов решения планируемых задач, анализ качества методов и ожидаемых результатов исследования.

Исследовательская работа по написанию реферата

включает следующие этапы:

формулировка темы. Рекомендуется по возможности давать краткие формулировки темы реферата (из пяти – семи слов).

При необходимости основная формулировка может быть расширена уточнением в скобках;

выбор объекта исследования. Объект исследования – то,

на что направлена (исследовательская) познавательная деятельность автора в рамках конкретного реферата. Объект исследования представляет собой некий целостный объект (деятельность или процесс, продукция, организация, система, лицо или любая комбинация из них), на котором исследуется то, что является

14

предметом исследования (свойства, закономерности, отличительные особенности и др.);

предмет исследования. Предмет исследования – то, что изучается на объекте исследования (свойства, зависимости, стороны, отношения, процессы, функции, качество, особенности данного объекта, которые исследователь желает выявить, и выделяет для целенаправленного изучения).

В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования. Равно как один и тот же предмет исследования может изучаться на нескольких объектах. Выбор предмета исследования согласовывается с преподавателем с позиций соответствия его выбранной теме;

определение главной цели реферата. Цель исследования – конкретизация темы исследования, краткое изложение проблемы, решение которой предполагает получение результата исследования;

определение задач исследования.Задачи исследования – задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленной

вработе главной цели, т.е. декомпозиция цели;

выбор инструментария. Инструментарий исследования – методология, методика и методы, применяемые в исследовании.

Структура реферата. Структура реферата определяется его содержанием. Тем не менее, структура в общем виде такова:

введение;

основная часть;

заключение;

список литературы (не менее 7-10источников, в том числе ссылки наинтернет-сайты);

приложения.

Основная часть разбивается на главы или иные единицы деления (параграфы, разделы, пункты).

Количество единиц деления определяется содержанием исследования.

Принципы оформления текста реферата. Оформление реферата должно происходить одновременно с его выполнением. Поэтому чрезвычайно важной является рациональная организация работы исследователя в этом плане.

Некоторые полезные принципы организации работы исследователя рекомендованы с учетом использования текстового редактора WORD:

15

с самого начала работы над текстом любого документа задайте номера страниц. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа;

обязательно ознакомьтесь с правилами задания стилей заголовков в WORD и неукоснительно пользуйтесь стилями. Это очень просто и в то же время значительно облегчает восприятие структуры работы читателю и вам;

обязательно познакомьтесь с правилами автоматического

построения оглавлений (поставить курсор на строку начала будущего оглавления, далее выполнить команды: вставка, ссылка, оглавления и указатели, оглавление + задать количество уровней + OK) и неукоснительно пользуйтесь построением автоматических оглавлений, что позволит:

избежать ошибок в указании страниц для соответствующих разделов

оглавления;

даст возможность автоматического входа в начало желаемого раздела по команде «ctrl + строка оглавления»;

— все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце;

— ориентация листа книжная; — поля, если не оговорено иное специальными инструкция-

ми: верхнее, нижнее, правое – по 2 см, левое – 3 см;

— рекомендуемый шрифт: Times New Roman, 14 пт для основного текста, подрисуночные надписи, сноски и содержание таблиц на 2 пт меньше. Рекомендуемые междустрочные пробелы, если иное не оговорено стандартами – 1,5 интервала;

— каждая структурная часть работы начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается;

— все таблицы (а также рисунки), если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера (например, «Таблица 1») без значка № перед цифрой и точки после нее, без кавычек. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посредине

16

страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. При переносе на следующую страницу головку таблицы, если она не слишком громоздкая, следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл.1». Если в тексте одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут.

Выполнение учебного теста

Включение в процесс освоения дисциплины «Психология управления» бакалаврами направления «Государственное и муниципальное управление» обусловлено тем, что требования к качеству подготовки студентов по психологии управления постоянно возрастают в связи со сложностью и объемом практических задач, которые приходится решать специалисту, выполняющему функции руководителя.

Применение специально подготовленных учебных тестов по психологии управления позволяет придать учебной деятельности студентов поисковый характер, активизировать их как субъектов самостоятельной учебной деятельности, формировать у них умения и навыки применения знаний для анализа, сопоставления и оценки явлений, понятий, теорий, конкретных фактов.

Предлагаемый тест состоит из 23 вопросов (позиций), отвечая на каждый из которых студенту необходимо совершить выбор из ряда предлагаемых альтернатив. Содержание вопросов теста и вариантов ответов на них соответствует программе курса «Психология управления», при этом наиболее акцентированы темы, связанные с психологическими проблемами и явлениями, имеющими место в сфере управления. Тест разработан в расчете на то, что он поможет студентам в их самостоятельной работе по изучению феноменов психологического менеджмента, а преподавателям – разнообразить формы контроля, одна из основных задач которого заключается в обеспечении обратной связи и коррекции деятельности самого преподавателя.

На усмотрение преподавателя тест может быть разделен на несколько частей, дополнен, может выполняться студентами «дозировано», от одного занятия к другому. Поскольку содержание вопросов теста отражает программу дисциплины «Психология управления», на усмотрение преподавателя, тест может быть использован для итоговой оценки знаний студентов по дисциплине.

17

4.3.2. Самостоятельная работа студента заочной формы обучения

В соответствии с учебными планами направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» изучение дисциплины «Психология управления» студентами заочной формы обучения предусматривает проведение аудиторных занятий в форме лекций и практических занятий, а также самостоятельную работу студентов и консультации преподавателей.

Основной объем времени отведен на самостоятельную работу студентов, которая заключается:

в изучении рекомендуемой основной и дополнительной литературы согласно всем вышеуказанным темам дисциплины с целью освоения дисциплины в объеме очной формы обучения;

в выполнении одной контрольной работы реферативного плана, в которой нужно раскрыть один теоретический вопрос и выполнить практическое задание;

в подготовке к экзамену.

Контрольная работа является наглядным показателем, отражающим уровень подготовки студента по вопросам дисциплины

иважным моментом подготовки его к экзамену.

Вслучае возврата контрольной работы с отметкой «не зачтено», студент должен письменно учесть замечания преподавателя и вновь представить работу на проверку до получения отметки «зачтено».

Внимание! Даже в допущенной к экзамену работе могут быть указаны замечания преподавателя, которые следует учесть (в письменной форме).

Во время сессии контрольные работы не проверяются, а защищаются, т. е. студенты отвечают на вопросы преподавателя по контрольной работе.

До экзамена по дисциплине «Психология управления» все студенты должны получить зачет по контрольной работе. Без отметки о зачете контрольной работы студент не допускается к экзамену по данной дисциплине.

Материал контрольной работы должен быть изложен грамотно, аккуратно, текст отредактирован.

Контрольная работа должна быть выполнена на белой бумаге формата А4 с одной стороны листа в режиме выключенного автоматического переноса с выравниванием по ширине страницы

18

с учетом полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее

– по 20 мм. Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,25 см. Кавычки («»), скобки ([], ()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего текста. Примерный объем контрольной работы 15-20страниц.

На титульном листе (обложке) контрольной работы необходимо указать: вариант контрольной работы, фамилию, инициалы студента, номер зачетной книжки, группу, в которой учится студент (Приложение 4).

При освещении вопросов следует дать основное понятие сущности вопроса, основные определения по существу вопроса, задачи и цели и цели, достигаемые данным вопросом, пути решений.

В конце автор приводит библиографический список (не менее пяти источников), который отражает степень изученности студентом рассматриваемой проблемы. В нем в алфавитном порядке включаются только те источники, на которые в контрольной работе имеются библиографические ссылки.

Приложения дают возможность более полного освещения темы контрольной работы. Они содержат различные вспомогательные материалы, в том числе: копии практических документов, дополнительные таблицы, графики и промежуточные расчеты, первичные и справочные материалы, подлежащие последующей обработке, компьютерные распечатки, образцы документов и др. Приложения не входят в общий объем контрольной работы.

Неправильно или небрежно оформленная контрольная работа возвращается студенту для переоформления.

Выбор варианта контрольной работы

Под буквой, с которой начинается фамилия студента, расположен номер варианта контрольной работы. В исключительных случаях, по согласованию с преподавателем, студент может поменять вариант контрольной работы.

А

Б

В, Э

Г, Ю

Д, Я

Е, Ё

Ж, З

И, Й

К, Щ

Л, Ш

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф, Ц

Х, Ч

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

19

Психология управления — Стр 3

Темы контрольных работ Первый вопрос контрольной работы

Вариант 1. Психологическое содержание управленческой деятельности.

Вариант 2. Психологическая сторона власти в организации. Вариант 3. Организационная культура как социальнопсихологическая проблема.

Вариант 4. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.

Вариант 5. Психологические особенности женщин-руководите-лей.

Вариант 6. Особенности поведения личности в организации. Вариант 7. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации.

Вариант 8. Психологический менеджмент в профессиональной деятельности руководителя организации.

Вариант 9. Современные подходы к управлению по ценностям. Вариант 10. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя.

Вариант 11. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя.

Вариант 12. Зависимость эффективности управленческой деятельности от социальной ситуации развития, способностей и черт личности.

Вариант 13. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.

Вариант 14. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива.

Вариант 15. Социально-психологическиеосновы принятия управленческих решений.

Вариант 16. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров.

Вариант 17. Средства психологического влияния.

Вариант 18. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия.

Вариант 19. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.

Вариант 20. Пути оптимизации социально-психологическогоклимата в коллективе.

20

Второй вопрос контрольной работы: Мои способности к управленческой деятельности с позиций социально-психологи- ческой теории управления.

5.Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1.Объект, предмет и задачи психологии управления.

2.Историческое развитие управленческой мысли: классическая школа управления (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретты, А. Файоль, М. Вебер).

3.Теория «человеческих отношений» (Э. Мейо, М. П. Фоллет).

4.Характеристика основных теоретических подходов к управлению (школы науки управления): процессного, системного, ситуативного.

5.Система управления: структура, виды, иерархия и уровни.

6.Характеристика управленческого труда руководителя.

7.Профессиональные способности руководителя.

8.Классификация и характеристика управленческих ролей.

9.Характеристика методов управления.

10.Психологическая характеристика деятельности руководите-

ля.

11.Социально-психологическиеметоды управления.

12.Основные и конкретные функции управления.

13.Планирование как функция управления, принципы и характеристика процесса планирования.

14.Организация как функция управления.

15.Делегирование управленческих полномочий.

16.Мотивирование персонала, содержательные и процессуальные теории мотивации.

17.Теория справедливости в практике управления.

18.Мотивация и компенсация в практике управления.

19.Мотивация и стимулирование персонала.

20.Управленческое решение: сущность, виды, этапы.

21.Психологические типы принятия управленческого решения.

22.Групповое решение, его виды и характеристика.

23.Коммуникативная функция управления. Характеристика системы коммуникации в организации.

24.Коммуникативные барьеры и их учет в управленческой деятельности.

21

25.Контроль деятельности персонала: требования, виды, функции, психология неэффективного контроля.

26.Эффективность управления — критерии и показатели.

27.Эффективность групповой деятельности и способы ее оцен-

ки.

28.Власть руководителя, властные полномочия и ресурсы.

29.Авторитет руководителя, его виды, факторы, закономерности функционирования.

30.Классические (традиционные) стили руководства и их характеристика.

31.Стиль управления: тип управленческой ориентации и функциональные стили.

32.Типы управленческих культур.

33.Управление корпоративной культурой в организации.

34.Управление социально-психологическимклиматом в организации.

35.Лидерство, его виды и характеристика.

36.Теории лидерства.

37.Управление лидерством в организации.

38.Сущность и содержание организационно-управленческихконфликтов.

39.Деятельность руководителя по урегулированию организационных конфликтов.

40.Управленческий стресс и его преодоление.

6.Учебно-методическоеи информационное обеспечение дисциплины «Психология управления»

Основная литература

1.Захарова, Л. Н. Психология управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вуза, обучающихся по специальности «Управление персоналом» / Л. Н. Захарова. – М. : Ло-

гос, 2012. – 376 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/84987/.

2.Козьяков, Р. В. Психология управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент» / Р. В. Козьяков. – М. : Директ-Медиа,2014. –

201 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/226086/.

22

Дополнительная литература

3.Аминов, И. И. Психология делового общения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. И. Аминов. – 7-еизд., стер. – М. :

Омега-Л, 2011. – 304 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/82693/.

4.Антонова, Н. В. Психология управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Антонова. – М. : Высшая школа экономики, 2010. – 271 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/74306/.

5.Баркова, Г. П. Психология управления [Электронный ресурс] / Г. П. Баркова. – М. : Лаборатория книги, 2010. – 64 с. –

URL : http://biblioclub.ru/book/89560/.

6.Викулина, О. В. Теория и практика психологии управления: настольная книга менеджера по персоналу [Электронный ресурс] : [для студентов гуманитарных вузов при изучении ими психологии управления и менеджмента] / О. В. Викулина. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 240 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/55831/.

7.Психология управления [Электронный ресурс] : хрестоматия / сост. Н. А. Малягина. – М. : Евразийский открытый ин-

ститут, 2011. – 215 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/90713/.

8.Розанова, В. А. Психология управления : учеб. пособие / В. А. Розанова. – 5-еизд., перераб. и доп. – М. :Альфа-Пресс,

2008. – 384 с.

9.Урбанович, А. А. Психология управления : учеб. пособие

/А. А. Урбанович. – Минск : Харвест, 2005. – 640 с.

10.Шуванов, В. И. Социальная психология управления [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080505 «Управление персоналом», 080111 «Маркетинг» и 080301 «Коммерция» / В. И. Шуванов. –

М. : ЮНИТИ, 2012. – 463 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/118145/.

Интернет-ресурсы

11.http://hr-portal.ru/tags/psihologiya-upravleniya.

12.http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhologija_upravlenija/0-35.

23

Приложение 1

Примеры кейсов для решения на практических занятиях

Кейс 1. У вас деловая встреча. Что вы должны учесть, чтобы в ее начале произвести первое положительное впечатление. Как вы этого добьетесь?

Кейс 2. Вы руководитель. Что вы можете предпринять, чтобы уменьшить безразличие и усилить альтруизм среди подчиненных?

Кейс 3. Вы руководитель. Что вы можете предпринять в процессе сплочения коллектива?

Кейс 4. Вы несколько раз объяснили посетителю свой ответ на его обращение, но он все еще переспрашивает и уточняет. Какие коммуникативные барьеры могли помешать достижению взаимопонимания между вами? Ваши действия.

Кейс 5. В ходе выработки группового решения вы заметили отсутствие инициативы со стороны некоторых членов коллектива. Ваша стратегия.

Кейс 6. В ходе выработки группового решения вы столкнулись с активными разногласиями в команде. Ваша стратегия.

Кейс 7. Вы руководитель. На чем вы будете основывать и как выстраивать свой авторитет в коллективе.

Кейс 8. Один из ваших подчиненных проявляет враждебное отношение к новым членам коллектива и вообще ко всем нововведениям. Как вы можете преодолеть это сопротивление. Ваши действия.

24

Приложение 2

Примерные темы рефератов

1.Психологическое содержание управленческой деятельности.

2.Психологическая сторона власти в организации.

3.Организационная культура как социально-психологическаяпроблема.

4.Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.

5.Психологические особенности женщин-руководителей.

6.Особенности поведения личности в организации.

7.Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации.

8.Современные подходы к управлению по ценностям.

9.Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя.

10.Психологические аспекты самоменеджмента руководителя

11.Зависимость эффективности управленческой деятельности от социальной ситуации развития, способностей и черт личности.

12.Особенности делового общения.

13.Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.

14.Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива.

15.Социально-психологическиеосновы принятия управленческих решений.

16.Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров.

17.Средства психологического влияния.

18.Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия.

19.Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.

20.Пути оптимизации социально-психологическогоклимата в коллективе.

25

Приложение 3

Примерные вопросы учебного теста

1. Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических особенностей – это:

1)социально-психологическаясовместимость;

2)социально-психологическийклимат;

3)психофизиологическая совместимость;

4)ценностно-ориентационноеединство.

2. Какие из личностных психологических качеств являются способностями к управленческой деятельности? (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1)независимость;

2)толерантность;

3)доминантность;

4)креативность;

5)активность.

3. Какие особенности управленческой деятельности могут выступать причиной возникновения «управленческого стресса»? (выберите несколько из 6 вариантов ответа):

1)фактор вероятности межличностных конфликтов;

2)работа с большим объемом разнородной и разнообразной информацией, обладающей различной степенью достоверности;

3)все ответы верны;

4)высокая мера ответственности;

5)фактор дефицита времени;

6)существование групповых ценностей.

4. Совпадение мнений, установок и позиций по отношению к объектам, значимым для данного коллектива – это:

1)психологическая совместимость;

2)ценностно-ориентационноеединство;

3)социальный статус;

4)социально-психологическаякомпетентность;

5)социально-психологическийклимат.

5. Внушаемость – это такое психологическое качество личности, которое проявляется в:

1)легкости манипулирования;

2)низкой тревожности;

3)высоком уровне самосознания;

4)высокой ответственности;

5)моральной зависимости от группы.

26

6. Процесс управления как система управляющих воздействий сводится к (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1)целенаправленному воздействию на объект управления;

2)оптимизации структурных компонентов организации;

3)формированию социально-психологическогоклимата организа-

ции;

4)направленному функционированию информации в системе управ-

ления;

5)изучению статусных характеристик группы.

7.В чем преимущества группового принятия решений?:

1)в более быстром воплощении принятых решений;

2)в росте самосознания, в самоутверждении членов коллектива;

3)в установлении атмосферы сотрудничества;

4)все ответы правильные;

5)нет правильного ответа;

8. Существуют ли устойчивые связи между уровнем развития мнемических процессов и эффективностью управленческой деятельности?

1)да;

2)нет.

9. Какие индивидуально-стилевыеразличия восприятия выделяют в психологии управления? (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1)синтетический стиль;

2)конкретизирующий стиль;

3)аналитико-синтетическийстиль;

4)аналитический стиль;

5)эмоциональный стиль.

10. Существует ли зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня развития интеллекта руководителя?

1)нет;

2)да.

11. Благодаря развитию идей какой теории лидерства в теории управления появилось понятие «стиль руководства» и выделились основные общеуправленческие стили?

1)теория черт;

2)поведенческий подход;

3)ситуационный подход;

4)теория адаптивного руководства.

27

12. В какой теории мотивации рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности?

1)концепция «иерархии мотивов» А. Маслоу;

2)теория «ожидания» В. Врума;

3)концепция мотивации Д. Макклелланда;

4)мотивационная модель А. Портера и Э. Лоулера.

13. Связь точности социальной информации с эффективностью управленческой деятельности проявляется в особенностях восприятия руководителем подчиненных. Что из следующего списка не относится к этим особенностям:

1)занижение оценок тех подчиненных, которые высказывают сходные с руководителем мнения и суждения;

2)завышение оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя;

3)блокирование информации, поступающей руководителю от лиц, получивших негативную оценку с его стороны;

4)перенесение общего впечатления о подчиненном на оценку его отдельных характеристик – как деловых, так и личностных;

5)занижение оценок тех подчиненных, которые не поддерживают руководителя и высказывают противоречащие его мнению суждения.

14. В какой теории мотивации рассматривается субъективная валентность ожидаемого поощрения или вознаграждения?

1)мотивационная модель А. Портера и Э. Лоулера;

2)концепция мотивации Д. Макклелланда;

3)теория «ожидания» В. Врума;

4)теория справедливости.

15. В качестве способностей к управленческой деятельности выступают:

1)освоенные способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков;

2)индивидуально-психологическиеособенности человека, соответствующие требованиям деятельности и являющиеся условием успешного

еевыполнения;

3)индивидуально-психологическиеособенности человека, которые позволяют ему получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

28

16. Какие психологические параметры характеризуют феномен лидерства? (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1)лидерство возникает организованно и преднамеренно;

2)неформальная регуляция межличностных отношений;

3)ответственность лидера более широка и объемна, чем ответственность руководителя;

4)лидерство осуществляется в больших социальных группах;

5)у лидера нет четкой системы санкций к членам группы

17. Методы исследования в психологии управления направлены на (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1)изучение и оценку организационных умений;

2)изучение социальных отношений организации;

3)изучение личности исполнителя;

4)описание структуры группового взаимодействия;

5)изучение личности руководителя.

18. К какому виду систем можно отнести классическую систему управления? (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1)закрытым;

2)полуоткрытым;

3)вероятностным;

4)изолированным;

5)открытым.

19.Что описывает зависимость Йеркса-Додсона:

1)результативность познавательной деятельности;

2)результативность управленческой деятельности в условиях временного дефицита;

3)работоспособность в зависимости от мотивации;

4)эффективность деятельности в зависимости от уровня активации;

5)надежность исполнения в зависимости от психического состояния.

20. К методам психологического воздействия не относится:

1)убеждение;

2)подражание;

3)внушение;

4)заражение.

29

Психология управления — Стр 4

21.Какие условия управленческой деятельности повышают степень неопределенности и тем самым отражаются в специфике мышления руководителя? (выберите несколько из 5 вариантов ответа):

1) высокая ответственность за принимаемые решения;

2) дефицит времени для принятия решения;

3) простота организационной структуры управления;

4) учет индивидуальных психологических особенностей исполнителей;

5) минимальное количество коммуникаций в организации.

22.Определите, какие из следующих понятий относятся к феномену лидерства (выберите несколько из 6 вариантов ответа):

1) влияние;

2) координация;

3) управление;

4) власть;

5) статус;

6) авторитет.

23.К межличностным способам управления конфликтами отно-

сится:

1)учет психологических особенностей участников;

2)четкая формулировка требований;

3)подавление интересов конфликтующих сторон;

4)использование системы поощрения.

30

Приложение 4

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине «Психология управления»

Вариант 7. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации

Выполнил:

Ф.И.О. студента Группа МУбз-__Номер зачетной книжки

Проверил:

Ф.И.О. рецензента

Кемерово 2014

31