АБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЯ (4.1)»

АБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЯ (4.1)»

Направление подготовки_-_050700.62 специальное (дефектологическое)

образование ________________________________________________

Профиль

подготовки ___ логопедия ______________________________________________

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр Форма обучения – очная

Владимир,2011

Семестр Трудоем-

кость зач.

ед,час.

Лек-

ций,

час.

Практич.

занятий,

час.

ЛЛаборат.

работ, час.

СРС,

час.

Форма промежуточного

контроля

(экз./зачет)

1 5ед./180 ч. 36 36

72 Экзамен/36

2 3 ед./108 ч. 36 18

18 Экзамен/36

Итого 8 ед./288 ч. 72 54

90 72

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа составлена в

соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания

и уровню подготовки специалиста государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования по специальности 050715(031800) – Логопедия.

Целями освоения дисциплины (или модуля) «Логопедия (ч.1)» являются —

начальная теоретическая подготовка студентов в области логопедической науки;

формирование у студентов представлений о теоретической и практической

направленности логопедии; ознакомление студентов с различными видами речевой

патологии; овладение студентами основным понятийно-категориальным аппаратом

логопедии как науки.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:

Знание курса необходимо для того, чтобы специалист (логопед), опираясь на

изученный материал, умел:

• грамотно и правильно оперировать важнейшими

логопедическими понятиями и терминологией коррекционной педагогики;

• логически и чётко представлять классификацию речевых

нарушений;

• сопоставлять симптомокомплексы различных речевых

расстройств.

• закрепить полученные знания по классификации речевых

нарушений;

• освоить основы теоретической и практической направленности

логопедии;

• научиться различать симптоматику различных речевых

нарушений;

• ориентироваться и оперировать основными понятиями

логопедической науки.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

компетенций:

9 стр., 4113 слов

Место дисциплины в структуре ООП. Направление подготовки:психология

... охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23). В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные положения современных и классических теорий поведения человека ... к результатам освоения дисциплины. Принятая структура компетенций Принятая структура компетенций Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «психолого»: - ...

— общекультурных: (ОК-1)- способности к социальному взаимодействию,

сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и

профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

— (ОК-5) — способности к письменной и устной коммуникации на

государственном языке; владение одним из иностранных языков в

рамках профессионального общения, готовности к использованию

навыков публичной речи, ведению дискуссии; 2

— общепрофессиональных: (ОП-1) –способности осознавать социальную

значимость своей будущей профессии, овладению мотивацией к

выполнению профессиональной деятельности, способности к эмпатии,

корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

— профессиональных: — (ПК-1) – способности к рациональному выбору и

реализации коррекционно-образовательных программ на основе

личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного

подходов к лицам с ОВЗ;

— (ПК-2) – готовность к организации коррекционно-развивающей среды,

ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-

компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и

социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

— (ПК-3) — способность к осуществлению коррекционно-педагогической

деятельности в условиях как специальных(коррекционных), так и

общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных

моделей образования;

— (ПК-4) — готовность к взаимодействию с общественными организациями,

семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к

осуществлению психолого-педагогических сопровождения процессов

социализации и профессионального самоопределения лиц с

ограниченными возможностями здоровья;

— (ПК-8) – готовности к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ,

их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития,

семейного воспитания, жизненного и профессионального

самоопределения;

— (ПК-11) — готовность к использованию знаний в области современного

русского литературного языка в профессиональной деятельности, к

лингвистическому анализу; студент должен знать способы социального

коммуникативного взаимодействия, уметь осуществлять их на практике,

быть толерантным, корректным к лицам с ограниченными

возможностями здоровья ; 3

— (ПК-13) — способность организовывать и осуществлять психолого-

педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры по

реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

— (ПК-14) – способностью осуществлять работу по популяризации

дефектологических знаний среди населения.

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость и содержание дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов.

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

п/п

Раздел (тема)

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...

... Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог» 1.2.1 Работа со звуками 1.2.2 Звуковые схемы 1.2.3 Работа со слогом, слогоделение 1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ... он произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильно воспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты букв.Чтобы дети научились ...

Контрольные работы,

коллоквиумы

СРС

КП / КР

Объем

учебной

работы,

с

применен

ием

интеракти

вных

методов

(в часах /

%)

Формы

текущего

контроля

успеваемос

ти

(по

неделям

семестра)

,

форма

промежуто

чной

аттестации

(по

семестрам

)

1. Раздел 1

Введение в

педагогическу

ю

деятельность

1 Экзамен

1.1 Логопедия как

наука.

4 4 6 4/50% Рейтинг-

контроль

1.2 Развитие речи в

онтогенезе.

4 4 6 4/50%

1.3 Психологическ

ие аспекты

логопедии.

4 4 4 2/25%

1.4 Характеристик

а

произноситель

ной стороны

речи.

4 4 4 2/25% 4

2. Раздел 2

Этиология

речевых

нарушений и

классификаци

я звуков

русского языка

с учетом

анатомо-

физиологическ

их

особенностей

их

образования.

1

2.1 Этиология

нарушений

речи.

Критические

периоды в

развитии

речевой

функции у

детей.

6 4 4/33,3%

2.2 Классификация

звуков по

наличию или

отсутствию

преграды в

ротовой

полости и по

участию в

артикуляции

мягкого неба.

6 4 2/16,6% Рейтинг-

контроль

2.3 Классификаци

я звуков по

работе

голосовых

складок.

Классификаци

я согласных

звуков по

способу, месту

образования и

степени

напряжения

средней части

языка.

4 4 4 2/25%

2.4 Классификация

гласных звуков

по степени

подъема языка

в ротовой

6 4 2/16,6% Рейтинг-

контроль

4

2

25

полости, по

участию в

артикуляции

разных частей

языка и с

учетом

лабиализации.

3. Раздел 3

Общая

характеристи

ка различных

видов речевых

нарушений.

2 Экзамен

3.1

Основные

понятия о

различных

видах речевых

нарушений(при

чины

возникновения,

проявления,

направления

коррекции.)

12 6 14 2/8,3% Рейтинг-

контроль,

4.

Диагностичес

кий аспект

логопедии.

2

4.1 Обследование

речи детей.

6 6 6 2/16,6% Рейтинг-

контроль

4.2

Примерные

формулировки

логопедическог

о заключения.

6 6 2/16.6%

4.3

Международна

я

статистическая

классификация

болезней и

проблем,

связанных со

здоровьем 10-

го пересмотра

(МКБ-10).

4 4 6 2/25%

4.4 Оформление

результатов

обследования(

по 3 часа).

6 4 2 2/20% Рейтинг-

контроль

Всего: 72 72 90 32ч./22,

2%

Экзамен

26

Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии

Тема 1-Логопедия как наука.

Понятие о речи как функциональной системе. Речевая норма и нарушение речи.

10 стр., 4751 слов

Клинико-педагогическая классификация нарушения речи

... логопедии используют для более точной фиксации в речевой карте обозначения: (греч. название буквы)+суффикс(изм) для нарушений звукопроизношений и пара+(греч. название буквы)+суффикс(изм) для обозначения дефекта появляющегося в замене одного звука ... оттенок голоса, но произносительная и фонетическая стороны речи остаются сохранными. Нарушения речи при врожденной расщелине твердого и мягкого неба ...

Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и

устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект

логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.

Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии. Методологические

принципы логопедии (обще дидактические, специфические).

Методы, используемые в

логопедии (организационные, эмпирические, аналитические).

Значение логопедии.

Понятийно-терминологический аппарат логопедии: «речевая норма», «нарушения

речи», «недоразвитие речи», «задержка речевого развития», «распад речи»,

«симптоматика нарушений речи», «механизм нарушения речи», «патогенез нарушения

речи», «структура речевого дефекта», «коррекция», «компенсация», «обучение»,

«воспитание».

Внутрисистемные и межсистемные дисциплинарные связи логопедии. Взаимосвязь

логопедии с науками психолого-педагогического (психология, возрастная психология,

педагогика, дошкольная педагогика и др.), медико-биологического (анатомия,

физиология, невропатология, педиатрия, оториноларингология и др.) и лингвистического

(психолингвистика, русский язык с основами языкознания и др.) циклов.

Тема 2-

Развитие речи детей в онтогенезе

Развитие понимания речи от года до трех лет. Развитие понимания ребенком различных

поручений, действий и инструкций. Развитие собственной речи от года до трех лет.

Правильные условия воспитания. Конец второго года жизни. Характеристика третьего

года жизни. Два периода в отношении усвоения грамматического строя русского языка

(по Гвоздеву А.Н.).

Развитие речи ребенка от 3х лет 3х месяцев до 3х лет 6ти месяцев.

Обзор предложений. Развитие частей речи. Формирование речи в период от 3х лет 6ти

месяцев до 3х лет 9ти месяцев. Обзор предложений. Развитие других частей речи.

Формирование речи ребенка на этапе от 3х лет 9ти месяцев до 4х лет. Обзор предложений.

Формирование других частей речи. Становление речи на этапе от 4х лет до 4х лет 4х

месяцев. Усвоение различных деталей морфологического выражения грамматических

категорий.

Тема 3-

Психологические аспекты логопедии

Центральная регуляция физиологических функций. Рефлекс, как основной механизм

деятельности ЦНС. Характеристика рецепторов, нервных волокон. Закон

физиологической целостности. Закон двустороннего проведения возбуждения. Закон

изолированного проведения возбуждения. Свойства нервных центров (Иррадиация

возбуждения, одностороннее проведение возбуждения, задержка проведения

возбуждения, суммация возбуждения, трансформация ритма возбуждения, рефлекторное

последействие, высокая химическая чувствительность к различным веществам, высокая

чувствительность к недостатку кислорода, быстрая утомляемость нервных центров и др.

Общая характеристика развития нервной системы ребенка. Закономерности

12 стр., 5972 слов

1. Классификация нарушений развития. Проблема терминологии

... Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой ... отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.). Характерной моделью поврежденного развития является положительная деменция. При ее возникновении в ...

довербального и раннего вербального развития. Психическое развитие ребенка на первом

году жизни (период младенчества).

Функциональная система П.К. Анохина. Возрастные 7

особенности развития тонкой моторики рук. Возрастные особенности развития общей

моторики. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации.

Тема 4-

Характеристика произносительной стороны речи

Основные компоненты звуковой культуры речи (интонация, система фонем).

Элементы

интонации (мелодика, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение).

Формирование

речевого слуха, основных качеств голоса (силу и высоту), речевого дыхания. Система

фонем. Артикуляционные признаки звуков речи. Образование гласных звыков.

образование носовых звуков. Образование сонорных звуков. Акустические признаки

звуков речи. Тональные звуки, звуки образующиеся голосом. Сонорные (звучные) звуки.

Шумные звуки. Взаимосвязь звуков русского языка.

Раздел 2. Этиология речевых нарушений и классификация звуков русского языка с

учетом анатомо-физиологических особенностей их образования.

Тема1-

Этиология нарушений речи.

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные

представления о причинах речевых расстройств. Органические и функциональные

причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных

воздействиях на организм ребенка.

Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа

изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Причины и условия

возникновения речевых нарушений. Основные условия, обуславливающие многообразие

речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции.

Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Понятие о

структуре речевых нарушений. Возрастной фактор возникновения нарушений речи.

Первичные и вторичные нарушения. Сложность и молиморфность фактов, вызывающих

речевые нарушения.

Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации

речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к

частному. Этиопатогенетические, клинические и психолого-лингвистические критерии

разграничения речевой патологии. Виды речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к

частному. Лингвистические и психолого-педагогические критерии построения

классификации. Первый критический период в развитии речи ребенка (от года до 1,5 лет).

Второй период особой чувствительности речевой функции к различным вредностям (2,5-

3года).

Третий период особой чувствительности речевой системы (5,5-7 лет).

Тема 2-

Классификация звуков по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости и по

участию в артикуляции мягкого неба.

Классификация звуков речи по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости :

гласные (а ,э ,и, ы, о, у); согласные (все остальные).

Классификация звуков по участию в

артикуляции мягкого неба: носовые (м, м, н, н); ротовые (все остальные).

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... и родителей при коррекции речи детей с ТНР. Задачи: )выявить особенности формирования готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями; )рассмотреть формы взаимодействия ... и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление ...

8

Тема 3-

Классификация звуков по работе голосовых складок. Классификация согласных звуков по

способу, месту образования и степени напряжения средней части языка.

Классификация звуков по работе голосовых складок(гласные, сонорные, звонкие,

глухие).

Классификация согласных звуков по способу образования (щелевые, смычно-

взрывные, смычно-щелевые; смычно-проходные, дрожащие).

Классификация согласных

звуков по месту образования (губно-губные, губно-зубные. переднеязычные,

среднеязычные, заднеязычные).

Классификация согласных звуков по степени напряжения

средней части языка (мягкие, твердые).

Тема 4-

Классификация гласных звуков по степени подъема языка в ротовой полости, по участию

в артикуляции разных частей языка и с учетом лабиализации

Классификация гласных звуков по степени подъема языка в ротовой полости: верхний (и,

ы, у), средний (э, о), нижний (а).

Классификация гласных звуков по участию в

артикуляции разных частей языка: передний ряд (и, э); средний (ы, а); задний (у, о).

Классификация гласных звуков с учетом лабиализации: лабиализованные, когда губы

вытянуты вперед и принимают форму круглого отверстия (о, у); и нелабиализованные-

губы в положении улыбки (ы, а).

Раздел3. Общая характеристика различных видов речевых нарушений.

Тема1-4. Основные понятия о различных видах речевых нарушений.

Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения. Нарушение звуков

при дислалии: замены, смешения, искажения, пропуски. Фонематические

(фонологические), фонетические (антропофонические) дефекты звуков. Обозначение

нарушений отдельных групп звуков. Уровни нарушенного произношения (по Правдиной

О. В.).

Простая и сложная дислалии.

Расстройства голоса. Ринолалия.

Представления о голосе, его основных характеристиках. Основные периоды

развития детского голоса. Общая характеристика нарушений голоса. Определение

понятия ринолалия. Основные формы ринолалии. Открытая, закрытая и смешанная

ринолалия, основные причины органического и функционального характера. Влияние

врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие

ребенка. Ринолалия и ринофония.

Дизартрия

Определение понятия дизартрия. Анартрия и стертая дизартрия. Причины

дитзартрии. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого

развития детей с дизартрией. Особенности проявления дизартрии у детей с детским

церебральным параличом.

Заикание

Определение понятия заикание. История развития научного интереса к заиканию.

Современный взгляд на заикание, его причины. Социальные факторы, способствующие

возникновению заикания. Психогенные факторы в этиологии заикания. Представление о

патогенетических механизмов заикания. Симптоматика заикания. Психолого-

педагогическая характеристика заикающихся детей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... ‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На начальных этапах коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

Алалия и афазия.

Алалия и афазия как нарушения внутреннего (структурно-семантического)

оформления речевого высказывания. Алалия: определение понятия, причины, механизм 9

нарушения, симптоматика. Представление об уровнях недоразвития речи детей с алалией.

Особенности формирования психики, интеллектуального развития детей с алалией.

Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения

речи при афазии. Проявления афазии у детей.

Нарушения письменной речи

Психофизиологический аспект процессов чтения и письма. Нарушения чтения и

письма как виды патологии речевой деятельности. Дислексия: определение, этиология,

симптоматика. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика.

Раздел 4. Диагностический аспект логопедии.

Тема 1-

Обследование речи детей.

Подбор материала для обследования. Проведение обследования: обследование

произношения, обследование фонематического восприятия, анализа (по методике Л.Ф.

Спировой), синтеза и фонематических представлений. Обследование слоговой структуры

слова ( по методике А.К. Марковой).

Обследование словаря (можно использовать прием

называния предметов, действий и качеств, умений подбирать однородные слова, обобщать

понятия. Обследования грамматического строя речи

Тема 2-

Примерные формулировки логопедического заключения.

Общее недоразвитие речи (1уровень).

Моторная алалия. Общее недоразвитие речи

(1уровень).

Сенсорная алалия. Общее недоразвитие речи (1 уровень).

Стертая

псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (1уровень).

Сенсомоторная

алалия. Общее недоразвитие речи(2уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Системное недоразвитие средней степени при умственной отсталости. Системное

недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.

Тема3-

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со

здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10).

f80.0- специфические расстройства речевой артикуляции. f80.1- расстройство

экспрессивной речи. f 80.2- расстройство рецептивной речи. f 80/3- приобретенная афазия

с эпилепсией. f 80.8-другие расстройства развития речи и языка. f81.2- специфическое

расстройство счета. f 81.3- смешанное расстройство учебных навыков. f 98, f 98.5-

заикание. f 98.6- речь взахлеб. R 47.0- дисфагия и афазия. R 47.1- дизартрия, анартрия.

R49.0- дисфония. R 49.1 — афония.

Тема 4-

Оформление результатов обследования.(по 3 часа)

Составление фонетического листа. Объединение на основе анализа выявленных

симптомов в синдромы, планирование работы по устранению речевых нарушений. выбор 10

технологий, оценка достижений ребенка. Совместная работа логопеда и воспитателя по

4 стр., 1552 слов

Виды речевых нарушений.Речевое нарушение. Виды и классификация ...

... аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии. 1.Теоретические основы изучения речи и речевых нарушений 1.1 Понятие речи, функции речи Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается ... Психология воли. СПб, 2010. 8. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. - Ярославль: Академия развития, 2009 г. 9. Краузе Е. ...

итогам обследования. Использование фонетического листа для привлечения родителей к

логопедической работе. Этапы работы над звуком. Речевая карта.

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки

бакалавра реализация компетентностного подхода предусматривает широкое

использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения

занятий. В рамках учебного курса по дисциплине Специальная психология

используются следующие образовательные технологии:

• Интерактивные формы проведения занятий (работа с мультимедийными

программами в компьютерных классах и др.)

• Интенсивная внеаудиторная работа (творческий проект с поиском в

глобальных информационных сетях).

• Активные формы проведения практических занятий (работа в парах,

симуляционные и ролевые игры, ситуационная методика обучения)

• Проведение конкурсов презентаций с использованием POWER POINT

• Проведение круглых столов. Конференций

• Встречи с педагогами, психологами, выпускниками факультета,

работающими с детьми с особыми образовательными потребностями

На проведение занятий в интерактивной форме отводится не менее 20%

занятий, что соответствует норме согласно ФГОС.

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы для докладов и рефератов:

1.Системный подход к преодолению и предупреждению речевых нарушений.

2.Комплексный подход к логопедическому воздействию.

З.Роль социального фактора в возникновении речевых расстройств.

4.Эндогенные факторы, их влияние на развитие речи.

5.Механизмы речи.

6.Синдром речевых нарушений.

7.Система обучения и воспитания детей с недостатками речи.

8.Взаимосвязь нарушений речи с отклонениями в психофизическом развитии.

9.Методологичские принципы отечественной логопедии.

10.Индивидуальный подход к организации логопедической помощи в специальном

образовательном учреждении.

Литература:

Малофеев Н.Н. Становление системы государственного образования. 2000.

Жинкин Н.И. Нарушения речи. М. 2001

.Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. М. 1999.

Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь. М. 2005 11

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 2001.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. 1999.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 2001.

недел

и

Содержание работы

Кол-во

часов Формы и сроки

контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8

Изучение понятийно-терминологического аппарата

логопедии по работе «Понятийно-

терминологический словарь» / Под ред. В.И.

Селиверстова (М., 2001)

Реферат работы О.В. Правдиной «Логопедия» (М.,

2003) по изучаемой теме

Анализ систем специальных учреждений для лиц с

нарушениями речи по «Хрестоматии по

логопедии»/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И.

8 стр., 3577 слов

Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у детей

... методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей. Объектом работы является логопедическая ритмика как один из реабилитационных методов в работе с речевыми нарушениями детей.Были поставлены следующие задачи: ... совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. В каждом двигательном акте ...

Селиверстова (М.,2005)

Составление схем классификации речевых

расстройств по работе М.Е. Хватцева «Логопедия»,

«Логопедия»/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.

Шаховской (М., 2008)

Анализ этиологических факторов речевых

нарушений по данным научно-практической

литературы.

Изучение работы К.П. Беккер, М. Совак

«Логопедия» (М., 2000)

Изучение речевых нарушений (определение,

этиология, психолого-педагогическая

характеристика речевого дефекта)

Написать конспект фронтального и

индивидуального занятия

9

14

18

12

8

6

12

6

Индивидуальное

собеседование

Индивидуальное

собеседование

Индивидуальное

собеседование

Собеседование на

занятии

Собеседование на

занятии

Работа на занятии

Индивидуальное

собеседование

кср

Вопросы промежуточной аттестации по курсу «Логопедия» (ч.1)

1.Предмет логопедии, ее цель и задачи.

2.Связь логопедии с другими науками.

3.Принципы анализа речевой патологии у детей.

4.Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

5.Этиология нарушений речи.

6.Анатомо-физиологические механизмы порождения речи.

7.Анатомо-физиологические механизмы восприятия речи.

8.Центральные и периферические органы речи.

9.Недостатки речи органического характера.

10.Недостатки речи функционального характера.12

11.Недостатки речи центрального характера.

12.Недостатки речи периферического характера.

13.Психологические механизмы порождения речи.

14.Психологические механизмы восприятия речи.

15.Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй,

звукопроизношение.

16.Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе.

17.Формирование лексико-семантической стороны речи в онтогенезе.

18.Формирование грамматической стороны речи в онтогенезе.

19.Особенности формирования речевых умений при дизонтогенезе.

20.Классификации нарушений речи.

21.Психолингвистический критерий при изучении речевых нарушений.

22.Клинический критерий при изучении речевых нарушений.

23.Психолого-педагогический критерий при изучении речевых нарушений.

24.Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

25.Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

26.Принципы логопедии.

27.Методы логопедического воздействия.

28.Дислалия (характеристика причин, основных форм, задач коррекционной работы).

29.Ринолалия (характеристика причин, основных форм, задач коррекционной работы).

30.Дизартрия (характеристика причин, классификация, задач коррекционной работы).

31.Алалия (характеристика причин, основных форм, задач коррекционной работы).

32.Афазия (характеристика причин, основных форм, задач коррекционной работы).

33.Общее недоразвитие речи.

34.Характеристика трех уровней речевого развития при ОНР.

35.Основные направления логопедической работы в группах для с ОНР.

36.Фонетико-фонематические нарушения. Общая характеристика.

37.Основные направления логопедической работы в группах для с ФФН.

38.Заикание (характеристика причин, основных форм, задач коррекционной работы).

39.Нарушения голоса (характеристика причин, основных видов, задач коррекционной

работы).

40.Нарушения письменной речи: общая характеристика, задачи коррекционной работы.

41.Особенности психического развития лиц с речевыми нарушениями.

42.Система помощи лицам с нарушениями речи в России.

43.Принципы выявления нарушений речи.

44.Принципы и формы построения логопедической работы с дошкольниками, имеющими

нарушения речи.

45.Принципы и формы построения логопедической работы со школьниками, имеющими

нарушения речи.

46.Принципы и формы построения логопедической работы со взрослыми, имеющими

нарушения речи.

47.Работа воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

48.Основные направления работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи.

49.Особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в

развитии.

50.Современное состояние логопедической науки: тенденции развития.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ЛОГОПЕДИЯ (ч. 1)»13

1. Определение понятия «дислалия», формы дислалии.

2. Функциональная дислалия (причины возникновения).

3. Акустико-фонематическая дислалия.

4. Артикуляторно-фонематическая дислалия.

5. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

6. Механическая дислалия (причины возникновения).

7. Дислалия простая и сложная, мономорфная и полиморфная.

8. Методика логопедического воздействия при дислалии (цель и краткая

характеристика этапов).

9. Подготовительный этап логопедического воздействия при дислалии.

10. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

11. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

12. От каких факторов зависит становление речи ребенка?

13. Как развивается речь ребенка?

14. Каково значение интонации?

15. Как образуются звуки речи?

16. На какие группы делятся звуки русского языка по артикуляционным и

акустическим признакам?

17. Какие формы нарушений звукопроизношений вы знаете?

18. Чем отличаются физиологические нарушения звукопроизношения от

патологических?

19. Какие основные этапы работы по исправлению звукопроизношения вы знаете?

20. Назовите цель и содержание работы на этапе постановки звуков?

21. Назовите цель и содержание работы на этапе автоматизации звука.

22. Назовите цель и содержание работы на этапе дифференциации звуков.

23. Какие виды сигматизма шипящих и свистящих вы знаете?

24. Какие нарушения звукопроизношения вы знаете?

25. Как развивается речь ребенка от года до трех лет?

26. Перечислите этапы нормального развития детской речи?

27. Этиология речевых нарушений.

28. Назовите критические периоды в развитии речевой функции у детей.

29. Центральная регуляция физиологических функций.

30. Общая характеристика развития нервной системы ребенка.

31. Функциональная система П.К. Анохина.

32. Классификация речевых нарушений.

33. Приведите примеры формулировок логопедического заключения.

34. Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических

особенностей.

35. Нарушения речи, их характеристика.

36. Нарушения устной речи.

37. Нарушения письменной речи.

38. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (по нарушению

средств общения).

39. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений( по нарушению в

применении средств общения).

40. Профилактика речевых нарушений.

41. Организация логопедической помощи в России.14

7,УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ )

а) основная литература:

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика», С-Пб., 1999.

Бурлакова М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств», М., 1997.

Волкова Л.С.ред. Логопедия. Учебник. М., 2002

Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. В 2-х тт. М., 2002

Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Уч. пос.

М., 200

Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для

детей с нарушениями речи.М.,2000

Глазунов Е.Н. Сам себе логопед. Пособие для родителей и рабочая тетрадь для

детей.М.,2001

Ермакова И.И. «Коррекция речи и голоса у детей и подростков», М., 1989.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая

гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения», М., 2001.

Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», М., 2000.

Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки», М., 2001.

Селиверстов В.И. ред. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.,2001

Селиверстов В.И. Практикум по детской логопедии. М.,2005

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии», М., 1989.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2009

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

.М.,2008

Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – С-Пб., 2004

б) дополнительная литература:

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1998

2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.,2007

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.Н. Заикание. М., 2008

4. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 2007

5. Винарская Е.Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической

диагностики. – Ереван,2003

6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр.соч. – М.,2001

7. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 2003

8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.,2002

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития

речи у дошкольников. – М.,2008

10. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М.,2003

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,2001

12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.,2007

13. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.,2007

14. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 2007

15. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2007

16. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 2008

17. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. –

М., 2007

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 15

http://www.go2bsu.narod.ru/libr/

http://www.koob.ru/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

http://www.librus.ru

и на сайтах Интернета:

http://www.pedlib.ru

http://www.aquarun.ru/

http://www.eboogle.ru/

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (

МОДУЛЯ)

1. Наглядный материал по изучаемым темам.

2. Демонстрационный материал по теме «Основные понятия о различных

видах речевых нарушений»

3. Демонстрационный материал по теме «Нарушения звукопроизношения у

детей дошкольного возраста»/”

U’ » ‘ `

iipufpasvma uoc’z’ms§xn::xs3 is ca<>”a uf:»f c°xm1¢s af f pu€3<@f;a¢ a11u2\1×411111/)i’ i3¥ £0 Q ;wurr1::»s

pexumeuzmizuvi n l Ip(){)I ” l I?»¥ !(f) no nax1p;xn;rvxs;¢u>wM iJ5€3?i§).62azmeumafxmwe

(nm1m<“rcannr oaarrr1emWW MA /”h~ ~hh~WWMMWWNM”~~%%/%%% xfx npofpxmw

«“1’»f`f»i”‘*f”m*.Wf“ ,,~M.`WM.M~..-.. . , , …._`_~.~. _M_=:_==;:===_=_,;= N.N ,__..W _M , Pa5o1fym fipQs“pas§;wy cucfrasrma 1::~r.11pe1 xmmnaTem» Qviaxapcma Axwxanauayj E .

Hsaxicmaraa 3, ‘y 3 .ff

Pe1wu3ev|”r_K.1%14x.§4.~,mr1 ws1T (§ T»;:prr:f:a;1 l~Cpszc 1~s xf;aI%:zu;x@mu;’>L>m|a

-swf gps# hfi$v¢»xf:ww WM

flpurpfauraa paszcuolpeua n wmépeaa H3 zaeqpaann §aq>e;;pz=x cxic’u14anz»uoH

nenamruxu npmuurm M my M __*» » md 4 Wpxf i7sf ¢v€@,;M 1uma,

Sasegxyloumii re,apoi& x<,r¢,¥s,. zixatwwr Mamauuua Cwrnaaa Pviaxaaiisszvsxxa gg?

if

s.

.~ f

?a5<:>1fasz xr;:ox~pawma paccwfrrpexxa H cw;o\5pf2Ha mx aaceixasnn yqeéiuu-M@T¢>z1nuecxo§

*@§H¢¢*f*i H‘3“¥3f“§¢H“’& & if i,:L,: ¢_ »….“ .1»»»» ,.,»., W ,~, . f%<>H -*fg ; , , 01″ =» A 1¢f;= 1`<>i1=*1~

Hpeucezxarenb xccmwcrm “AA“, M

¥`¥pnrpa:~sMa nepeyrnepwmeaa;

naw!! ~»¢¢¢’./J y’1w6ma mix. r¥{3i3“i`€L}§£3§Iaaceaanxn Kacivezxpm N<,zWjM__~o1%~ Q£j,;j__¥<>§ia.§1uHfi K3f}>@i1P°§ ;”,~”,A rf » , W~M~

Uporpamf nepfeyrwpmaerxaz

na /5′ ~/4 ueiimmii ron.i`!po’mzco:1 zafceguausm xm};e;zpf»x Ne ’/ QT f&?¢i»&/9’,>_

Samrnywrfw 1w§ »_¢T T T, ;%§ . ,Q f