ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию с нат

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.Теоретические основы развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста 6

1.1.Общая характеристика восприятия 6

1.2.Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте

1.3.Особенности развития восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

11

14

ГЛАВА 2. Педагогические условия развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе рисования с натуры 18

2.1. Рисование с натуры, как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

18

2.2. Задачи, содержание, и методика обучения рисованию с натуры детей старшего дошкольного возраста с ОНР

23

ГЛАВА 3. Опытно-практическая работа по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе рисования с натуры 38

3.1. Характеристика базы исследования

3.2. Методы и методики психолого-педагогического обследования

3.3. Описание результатов психолого-педагогического обследования

3.4. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов психолого-педагогического обследования

3.5. Повторное психолого-педагогическое обследование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

39

42

45

56

60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 65

?

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день тема восприятия является актуальной не только для педагогической науки, но дошкольной педагогики и психологии в частности.

По мнению отечественных и зарубежных авторов в области психологии, дошкольный возраст — период чувственного познания окружающего (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина).

На этом этапе у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер).

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...

... формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психологического развития старшего дошкольного возраста 1.1   Проблема формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе Мотивационная готовность – это желание ребенка идти в школу, обеспеченное ...

У детей с ОНР развитие восприятия несколько отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образa предмета.

Психолого–педагогические исследования показывают, что огромную роль для развития восприятия играет изобразительная деятельность дошкольника. Проблеме развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность посвящены труды таких исследователей, как А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.

Н. П. Сакулина, отмечает «Создать изображение ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может получить сколько-нибудь отчетливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться».[20, 101]. Таким образом, отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение.

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, прежде всего на то, чтобы дети восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет.

Рисование с натуры является одним из видов занятий по изобразительному искусству с детьми дошкольного возраста. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности и прежде всего таких её сторон и явлений, как форма, пропорции, объём, цвет, материал, освещённость, положение в пространстве.

Во время рисования с натуры у дошкольников формируется умение наблюдать, анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, передавать наиболее типичные черты явлений и предметов, таким образом развивается восприятие.

Но в последнее время прослеживается тенденция сокращения занятий рисования с натуры. С целью приобщения воспитанников к самовыражению, развитию творческой инициативы они заменяются сюжетным рисованием и рисованием по представлению.

Противоречие заключается в том, что, несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства детских дошкольных учреждений на занятиях по изобразительному искусству не проводится систематическая работа по развитию восприятия дошкольников, сокращается количество занятий по рисованию с натуры.

Объект исследования — процесс развития восприятия у старших дошкольников.

Предмет исследования – рисование с натуры, как средство развития восприятия. Цель исследования — теоретически выявить и путем опытно-практической работы проверить влияние занятий по рисованию с натуры на развитие восприятия старших дошкольников с ОНР.

5 стр., 2477 слов

психолого-педагогический фактор в развитии взаимоотношений дошкольников ...

... развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 48 Заключение 51 Приложение 1 53 Список литературы 55 Введение Актуальность. В отечественной психологии ... психолого-педагогического вмешательства в процесс развития взаимоотношений дошкольников в ходе их совместной деятельности. Объект исследования - развитие взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности. Предмет исследования ...

Задачи исследования:

1.Изучить состояние вопроса развития восприятия старших дошкольников с ОНР в психологической, педагогической и методической литературе.

2.Рассмотреть особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР.

4.Изучить задачи, содержание и методику работы по обучению детей рисованию с натуры с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

5.Разработать педагогический проект, обеспечивающий развитие восприятия детей с ОНР старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию с натуры.

Методы исследования: анализ и синтез психологической, педагогической и методической литературы, педагогические наблюдения, статистическая обработка полученных данных, беседа, анализ продуктов деятельности (по Загвязинскому).

Опытно-практическая работа проводилась на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 494 комбинированного вида» в три этапа.

………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова, Г. Г. Уроки рисования с натуры [Текст] / Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1980. — 145 с.

2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 276 с.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. — 2-е изд., – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. —560 с.

4. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. — М.: Педагогика, 1984. — 128с.

5. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты. Том 2 [Текст] / А. Дюрер. — М., 1957. – 258 с.

6. Запорожец, А.В. Психология [Тест] / А.В. Запорожец. — М., Учпедгиз, 1953. – 153с.

7. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст]: учебное пособие / Т.С. Комарова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005.- 176 с.

8. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.Б. М. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.

9. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 1999. – 377 с.

10. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст] / В.С. Кузин. — М.: Просвещение, 1977. – 2008 с.

11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968

12. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

13. Милюков, А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / А.А. Милюков. — М.: Просвещение, 1978. — 112 с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. — изд. 6-е стереотипное. — М., Академия. 2000. — 456с.

15. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших пед. Заведений / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... исследования: возможности использования дидактической игрушки в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. Цель исследования: изучить возможность использования дидактической игрушки ... корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков ...

16. Психология детства [Текст]: учебник / под редакцией А. А. Реана — СПб., 2003. — 368 с.

17. Психология восприятия [Электронный ресурс]: Литература для студента. .– Режим доступа. – libsib.ru–Дата обращения: 07.03.14

18. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок [Текст] / Н.Н. Ростовцев. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.

19. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебник / Н.Н. Ростовцев. — М.: Агар, 2000. — 251 с.

20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — 2-е изд. (1946г.) — СПб.: Издательство «Питер», 2002. — 720 с.

21. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

22. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. — М, 1961. – 11 с.

23. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

24. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст]: под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — M.: Просвещение, 1965.- 160 с.

25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева — М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336 с.

26. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] – М.: Просвещение, 1989

27. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. — М., Учпедгиз, 1956. — 91 с.

28. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР.//Дефектология. – 1994.

29. Чистяков, П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания [Текст] / П.П. Чистяков. — М.: Искусство, 1953. — 310 с.

30. Швайко, Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа,