Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста свысшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГПУ

_________________В.В. Шлыков

«___» ____________2013 г.

Регистрационный № УД-_________/р.

 

Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии

(АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА)

 

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей:

 

1 – 03 03 01 Логопедия.

1 – 03 03 06 Сурдопедагогика.

1 – 03 03 07 Тифлопедагогика.

1 – 03 03 08 Олигофренопедагогика.

Факультет специального образования
Кафедра основ специальной педагогики и психологии
Курс
Семестр  
Лекции 26 часов      
Практические (семинарские) занятия 26 часов + 8 часов (УСРС) Экзамен   1 семестр    
Лабораторные занятия 4 часа    
Аудиторных часов по учебной дисциплине 64 часа    
Всего часов по учебной дисциплине 146 часов Форма получения высшего образования дневная и заочная
  Составила Г.В. Скриган, кандидат биологических наук, доцент

 

 

2013 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», дата утверждения __________________, регистрационный
№ ТД-____________/тип.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой основ специальной педагогики и психологии

25.06.2013, протокол № 11

Заведующий кафедрой

______________ В.В. Радыгина

 

Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета специального образования

27.06.2013, протокол № 11 Председатель

______________ С.Е. Гайдукевич

 

Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист УМУ БГПУ А.В. Виноградова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» является составной частью учебного блока «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», предназначенного для студентов педагогических учреждений высшего образования, обучающихся на первой ступени высшего образования по специальностям:

1-03 03 01 Логопедия.

1-03 03 06 Сурдопедагогика.

1-03 03 07 Тифлопедагогика.

1-03 03 08 Олигофренопедагогика.

Учебная программа разработана для студентов факультета специального образования БГПУ.

Цельучебной дисциплины заключается в формировании компетенций в области структурно-функциональных особенностей организма человека в норме и патологии, общих закономерностей развития болезней и их профилактики.

Изучение учебной дисциплины предполагает решение следующих задач:

— сформировать у студентов представления об организме человека как едином целом, о сущности морфологических и физиологических особенностей организма в норме и патологии;

— сформировать общее представление о компенсаторных возможностях организма человека;

— сформировать умение дифференцировать этиологические факторы, характеризовать особенности патогенеза, клинические проявления нарушений отдельных органов и систем;

— сформировать умение осуществлять профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения нарушений органов и систем.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста свысшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами

Знания о функционировании организма как единого целого и возможностей компенсации на уровне отдельных функциональных систем являются научной медико-биологической основой для формирования профессиональных компетенций в области специальной педагогики и психологии. Дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» является составной частью учебного блока «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». Содержание учебной программы не включает тем, подробно рассматривающих анатомо-физиологические особенности и патологию нервной и сенсорных систем человека, нарушения высшей нервной деятельности и наследственные нарушения. Указанные темы изучаются на отдельных дисциплинах учебного блока, составляющих в совокупности с «Анатомией, физиологией и патологией человека» фундамент для освоения будущими учителями-дефектологами блока специальных педагогических и психологических дисциплин – специальной педагогики, специальной психологии, частных методик обучения и воспитания.

Требования к освоению учебной дисциплины (включая требования образовательного стандарта)

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология человека» студенты должны:

знать:

— основные закономерности деятельности организма как системы и возможности компенсации на уровне функциональных систем и целого организма;

— строение и закономерности функционирования органов и систем организма;

— основные закономерности развития болезней;

— основы возникновения, течения и исхода отдельных патологических процессов как причины возникновения дефектов;

— основные причины, общие закономерности нарушения и восстановления структуры и функции органов и систем организма;

уметь:

— оценивать показатели функционирования организма;

— осуществлять профилактику нарушений органов и систем организма;

— дифференцировать этиологические факторы, характеризовать особенности патогенеза, клинические проявления нарушений отдельных органов и систем;

владеть:

— методиками исследования функционального состояния отдельных органов и систем организма;

— методиками оценки уровня физического развития и индексной оценки состояния здоровья;

— общими навыками использования МКБ-10 и МКФ для интерпретации кодов нарушений.

Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» в соответствии с учебным планом для дневного отделения рассчитана на 64 аудиторных часа, из них лекций – 26 часов, практических занятий – 34 часа, лабораторных занятий – 4 часа; для заочного отделения – 16 часов, из них 8 часов лекций и 8 часов практических занятий. Изучение дисциплины завершается аттестацией в форме экзамена.

 


Содержание учебного материала

Дневная форма получения образования

 

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов Литература Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа
Анатомия, физиология и патология человека в системе современных знаний         [1], [2], [3], [9] Вопросы для самоконтроля
Закономерности роста и развития организма человека     [2], [3] Опрос, практические задания, подготовка и анализ сообщений, эссе, составление словаря
Механизмы восстановления нарушенных функций       [1], [2] Вопросы для самоконтроля, решение задач, практические задания
Общее учение о болезнях       [1], [2] Решение задач, составление словаря, тест
Типовые патологические процессы       [1], [2] Опрос, решение задач
Основы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности       [5], [7], [8] Опрос, практические задания
Принципы структурно-функциональной организации головного мозга       [4], [8], [11] Заполнение схемы, опрос
Морфология, физиология и патофизиология желез внутренней секреции       [2], [3], [6], [7] Опрос, заполнение таблицы, составление словаря
Морфология, физиология и патология крови       [2], [3], [6], [7] Заполнение таблицы, решение задач, составление словаря
Морфология, физиология и патология системы кровообраще-ния и лимфообращения     [1], [2], [3], [6], [10] Заполнение схемы, практические задания, составление словаря, тест
Морфология, физиология и патология системы дыхания     [1], [2], [3], [6], [10] Обозначения рисунков, практические задания, лабораторная работа, составление словаря, опрос
Морфология, физиология и патология системы пищеварения       [3], [6], [10] Обозначения рисунков, составление схем
Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии. Терморегуляция     [3], [6], [10] Опрос, заполнение таблицы, практические задания
Морфология, физиология и патология системы мочеобразования и мочевыделения       [3], [6], [10] Обозначения на рисунках, заполнение таблиц, подготовка и анализ сообщений
Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата     [3] Обозначения на рисунках, запол-нение таблицы, подготовка и анализ сообщений, лабораторная работа
Итого      
                   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Анатомия, физиология и патология человека»

Заочная форма получения образования

 

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов Литература Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа
Закономерности роста и развития организма человека         [2], [3] Вопросы для самоконтроля, практические задания, составление словаря
Общее учение о болезнях         [1], [2] Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря, тест
Типовые патологические процессы         [1], [2] Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря
Основы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности         [5], [7], [8] Опрос, практические задания
Принципы структурно-функциональной организации головного мозга         [4], [8], [11] Заполнение схемы, опрос
Морфология, физиология и патофизиология желез внутренней секреции         [2], [3], [6], [7] Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря, тест
Морфология, физиология и патология крови         [2], [3], [6], [7] Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря, тест


 

Морфология, физиология и патология системы кровообраще-ния и лимфообращения         [1], [2], [3], [6], [10] Заполнение схемы, практические задания, составление словаря, тест
Морфология, физиология и патология системы дыхания         [1], [2], [3], [6], [10] Обозначения рисунков, практи-ческие задания, лабораторная работа, составление словаря, опрос
Итого          

 


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Висмонт, Ф.И. Общая патофизиология: учеб.пособие / Ф.И. Висмонт, Е.В. Леонова, А.В. Чантурия. – Минск: Выш. шк., 2011. – 364 с.

2. Патологическая анатомия и физиология: учеб.пособие/ М.К. Недзьведь [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.

3. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб.пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 3-е изд. – М.: Aкадемия, 2004. – 456 с.

Дополнительная

4. Веренич, С.В. Нервная система в норме и патологии: нейрофизиология: учеб.-метод. пособие / С.В. Веренич. – Минск: БГПУ, 2011. – 104 с.

5. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. для студ. вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с.

6. Зинчук, В.В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб.пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под. ред. В.В. Зинчука. – Минск: Выш. шк., 2010. – 431 с.

7. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.

8. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб.пособие для студентов деф. фак. высш. пед. уч. заведений / В.М. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

9. Физиология человека: учеб.пособие в 2 ч. / А.И. Кубарко [и др.]; под ред. А.И. Кубарко. – Минск: Выш. шк., 2011. – Ч.2. – 623 с.

10. Физиология человека: учеб.пособие для учащихся специальности «Лечебное дело» учреждений, обеспечивающих получение сред. спец. образования / А.А. Семенович [и др.] ; под ред. А.А. Семенович. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.

11. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии: учеб. Пособие для студ. вузов / В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 278 с.