УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе БГПУ
_________________В.В. Шлыков
«___» ____________2013 г.
Регистрационный № УД-_________/р.
Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии
(АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА)
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей:
1 – 03 03 01 Логопедия.
1 – 03 03 06 Сурдопедагогика.
1 – 03 03 07 Тифлопедагогика.
1 – 03 03 08 Олигофренопедагогика.
Факультет | специального образования | ||
Кафедра | основ специальной педагогики и психологии | ||
Курс | |||
Семестр | |||
Лекции | 26 часов | ||
Практические (семинарские) занятия | 26 часов + 8 часов (УСРС) | Экзамен | 1 семестр |
Лабораторные занятия | 4 часа | ||
Аудиторных часов по учебной дисциплине | 64 часа | ||
Всего часов по учебной дисциплине | 146 часов | Форма получения высшего образования | дневная и заочная |
Составила Г.В. Скриган, кандидат биологических наук, доцент |
2013 г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», дата утверждения __________________, регистрационный
№ ТД-____________/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой основ специальной педагогики и психологии
25.06.2013, протокол № 11
Заведующий кафедрой
______________ В.В. Радыгина
Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета специального образования
27.06.2013, протокол № 11 Председатель
______________ С.Е. Гайдукевич
Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует
Методист УМУ БГПУ А.В. Виноградова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» является составной частью учебного блока «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», предназначенного для студентов педагогических учреждений высшего образования, обучающихся на первой ступени высшего образования по специальностям:
1-03 03 01 Логопедия.
1-03 03 06 Сурдопедагогика.
1-03 03 07 Тифлопедагогика.
1-03 03 08 Олигофренопедагогика.
Учебная программа разработана для студентов факультета специального образования БГПУ.
Цельучебной дисциплины заключается в формировании компетенций в области структурно-функциональных особенностей организма человека в норме и патологии, общих закономерностей развития болезней и их профилактики.
Изучение учебной дисциплины предполагает решение следующих задач:
— сформировать у студентов представления об организме человека как едином целом, о сущности морфологических и физиологических особенностей организма в норме и патологии;
— сформировать общее представление о компенсаторных возможностях организма человека;
— сформировать умение дифференцировать этиологические факторы, характеризовать особенности патогенеза, клинические проявления нарушений отдельных органов и систем;
— сформировать умение осуществлять профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения нарушений органов и систем.
Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста свысшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами
Знания о функционировании организма как единого целого и возможностей компенсации на уровне отдельных функциональных систем являются научной медико-биологической основой для формирования профессиональных компетенций в области специальной педагогики и психологии. Дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» является составной частью учебного блока «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». Содержание учебной программы не включает тем, подробно рассматривающих анатомо-физиологические особенности и патологию нервной и сенсорных систем человека, нарушения высшей нервной деятельности и наследственные нарушения. Указанные темы изучаются на отдельных дисциплинах учебного блока, составляющих в совокупности с «Анатомией, физиологией и патологией человека» фундамент для освоения будущими учителями-дефектологами блока специальных педагогических и психологических дисциплин – специальной педагогики, специальной психологии, частных методик обучения и воспитания.
Требования к освоению учебной дисциплины (включая требования образовательного стандарта)
В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология человека» студенты должны:
знать:
— основные закономерности деятельности организма как системы и возможности компенсации на уровне функциональных систем и целого организма;
— строение и закономерности функционирования органов и систем организма;
— основные закономерности развития болезней;
— основы возникновения, течения и исхода отдельных патологических процессов как причины возникновения дефектов;
— основные причины, общие закономерности нарушения и восстановления структуры и функции органов и систем организма;
уметь:
— оценивать показатели функционирования организма;
— осуществлять профилактику нарушений органов и систем организма;
— дифференцировать этиологические факторы, характеризовать особенности патогенеза, клинические проявления нарушений отдельных органов и систем;
владеть:
— методиками исследования функционального состояния отдельных органов и систем организма;
— методиками оценки уровня физического развития и индексной оценки состояния здоровья;
— общими навыками использования МКБ-10 и МКФ для интерпретации кодов нарушений.
Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» в соответствии с учебным планом для дневного отделения рассчитана на 64 аудиторных часа, из них лекций – 26 часов, практических занятий – 34 часа, лабораторных занятий – 4 часа; для заочного отделения – 16 часов, из них 8 часов лекций и 8 часов практических занятий. Изучение дисциплины завершается аттестацией в форме экзамена.
Содержание учебного материала
Дневная форма получения образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Литература | Форма контроля знаний | |||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа | |||||
Анатомия, физиология и патология человека в системе современных знаний | [1], [2], [3], [9] | Вопросы для самоконтроля | |||||||
Закономерности роста и развития организма человека | [2], [3] | Опрос, практические задания, подготовка и анализ сообщений, эссе, составление словаря | |||||||
Механизмы восстановления нарушенных функций | [1], [2] | Вопросы для самоконтроля, решение задач, практические задания | |||||||
Общее учение о болезнях | [1], [2] | Решение задач, составление словаря, тест | |||||||
Типовые патологические процессы | [1], [2] | Опрос, решение задач | |||||||
Основы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности | [5], [7], [8] | Опрос, практические задания | |||||||
Принципы структурно-функциональной организации головного мозга | [4], [8], [11] | Заполнение схемы, опрос | |||||||
Морфология, физиология и патофизиология желез внутренней секреции | [2], [3], [6], [7] | Опрос, заполнение таблицы, составление словаря | |||||||
Морфология, физиология и патология крови | [2], [3], [6], [7] | Заполнение таблицы, решение задач, составление словаря | |||||||
Морфология, физиология и патология системы кровообраще-ния и лимфообращения | [1], [2], [3], [6], [10] | Заполнение схемы, практические задания, составление словаря, тест | |||||||
Морфология, физиология и патология системы дыхания | [1], [2], [3], [6], [10] | Обозначения рисунков, практические задания, лабораторная работа, составление словаря, опрос | |||||||
Морфология, физиология и патология системы пищеварения | [3], [6], [10] | Обозначения рисунков, составление схем | |||||||
Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии. Терморегуляция | [3], [6], [10] | Опрос, заполнение таблицы, практические задания | |||||||
Морфология, физиология и патология системы мочеобразования и мочевыделения | [3], [6], [10] | Обозначения на рисунках, заполнение таблиц, подготовка и анализ сообщений | |||||||
Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата | [3] | Обозначения на рисунках, запол-нение таблицы, подготовка и анализ сообщений, лабораторная работа | |||||||
Итого | |||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия, физиология и патология человека»
Заочная форма получения образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Литература | Форма контроля знаний | ||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа | ||||
Закономерности роста и развития организма человека | [2], [3] | Вопросы для самоконтроля, практические задания, составление словаря | ||||||
Общее учение о болезнях | [1], [2] | Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря, тест | ||||||
Типовые патологические процессы | [1], [2] | Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря | ||||||
Основы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности | [5], [7], [8] | Опрос, практические задания | ||||||
Принципы структурно-функциональной организации головного мозга | [4], [8], [11] | Заполнение схемы, опрос | ||||||
Морфология, физиология и патофизиология желез внутренней секреции | [2], [3], [6], [7] | Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря, тест | ||||||
Морфология, физиология и патология крови | [2], [3], [6], [7] | Вопросы для самоконтроля, состав-ление словаря, тест |
Морфология, физиология и патология системы кровообраще-ния и лимфообращения | [1], [2], [3], [6], [10] | Заполнение схемы, практические задания, составление словаря, тест | ||||||
Морфология, физиология и патология системы дыхания | [1], [2], [3], [6], [10] | Обозначения рисунков, практи-ческие задания, лабораторная работа, составление словаря, опрос | ||||||
Итого |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Висмонт, Ф.И. Общая патофизиология: учеб.пособие / Ф.И. Висмонт, Е.В. Леонова, А.В. Чантурия. – Минск: Выш. шк., 2011. – 364 с.
2. Патологическая анатомия и физиология: учеб.пособие/ М.К. Недзьведь [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.
3. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб.пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 3-е изд. – М.: Aкадемия, 2004. – 456 с.
Дополнительная
4. Веренич, С.В. Нервная система в норме и патологии: нейрофизиология: учеб.-метод. пособие / С.В. Веренич. – Минск: БГПУ, 2011. – 104 с.
5. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. для студ. вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с.
6. Зинчук, В.В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб.пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под. ред. В.В. Зинчука. – Минск: Выш. шк., 2010. – 431 с.
7. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.
8. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб.пособие для студентов деф. фак. высш. пед. уч. заведений / В.М. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
9. Физиология человека: учеб.пособие в 2 ч. / А.И. Кубарко [и др.]; под ред. А.И. Кубарко. – Минск: Выш. шк., 2011. – Ч.2. – 623 с.
10. Физиология человека: учеб.пособие для учащихся специальности «Лечебное дело» учреждений, обеспечивающих получение сред. спец. образования / А.А. Семенович [и др.] ; под ред. А.А. Семенович. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.
11. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии: учеб. Пособие для студ. вузов / В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 278 с.