Место дисциплины в структуре ООП. Направление подготовки:психология

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки:психология

Профиль подготовки:

Квалификация выпускника:бакалавр


 

Пермь

ПГПУ


Рецензент:

к.псх.н.,доцент., доцент каф. управления персоналом и коммерческого права Пермского института (филиала) РГТЭУ
Гордеев Александр Евгеньевич

Автор-составитель: к.фил.н.,доц., доц.каф. практической психологии ПГПУ
Иванов Александр Иванович

Учебно-методический комплекс по дисциплине Организационная психология составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению психология.

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к базовой части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению психология.

 

Согласовано:

Декан _______________ факультета психологии (Кирилова Н.А.)

 

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________2012г. Председатель УМК _____________     Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________2012г. Зав. кафедрой _______________

 

Содержание

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:…………………………………………….. — 5

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:……………………………. — 5

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:.. — 6

3.1. ПРИНЯТАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ………………………………………….. — 6

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ: …………………………………………………………….. — 8

4.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………………. — 8

4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……… — 9

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………… 10

5.1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………… — 10

5.2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……………. — 13

6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………. — 20 —

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………………………………………………………. — 21

7.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………….. ……-21

7.2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ — ……………………………………………………………………………………. 21

7.3. ПЛАН-ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………… — 22

7.4. ТЕМАТИКА ЭССЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ — 22

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………… — 25

8.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….. — 25

8.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕОАТУРА………………………………………………… — 25

8.3. БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ (ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ) ……………………………………………………………………… — 26-

8.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………. — 26

9. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ …………………………. 27

9.1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ………………. 27

9.2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ………………… — 28

9.3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………………. — 37


Цель изучения дисциплины

Дать знания и представление об основных закономерностях поведения человека в организации, функционирования рабочих групп и организаций в целом. Способствовать формированию навыков и умений управления индивидуальной и совместной деятельностью в рамках определенных организационных структур, описания и анализа форм организации взаимодействий в трудовых коллективах, выявления проблем, затрудняющих функционирование организации, проведения диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации, создания психологического климата, способствующего оптимизации производственных процессов, личностному росту и профессиональному развитию индивидов в организации. Сформировать у студентов направленность личности будущего психолога, чувства ответственности за выполняемую им работу.

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.12).

Для освоения дисциплины Организационная психология студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. Социология ( 3 семестр)

2. Психология общения ( 5 семестр)

3. Психодиагностика (5 семестр)

4. Конфликтология (6 семестр)

5. Психология личности (6 семестр)

6. Социальная психология (6 семестр)

7. Психология стресса (6 семестр)

8. Психология менеджмента (7 семестр)

9. «Психология труда, инженерная психология, эргономика» (7 семестр)

Требования к результатам освоения дисциплины. Принятая структура компетенций

Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «психолого»:

— нахождению организационно-управленческих решений в нестандартныситуациях и ответственности за них (ОК-8);

— анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

— проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

— реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

— основные положения современных и классических теорий поведения человека в организации, функционирования рабочих групп и больших коллективов;

— основные подходы к психологическому воздействию на индивида в группе, рабочие группы и организации;

— психологические закономерности и основные формы взаимодействия в рабочей группе, и характер межличностных отношений в ней

— индивидуальные различия, оказывающие влияние на организационное поведение и результативность организации;

— теории и модели формирования группового поведения в организации;

— основные способы построения организации и формирования команд;

— источники организационных изменений и методы управления нововведениями в организации;

— теории лидерства и способы осуществления власти в рабочей группе и организации

— теории стресса и направления борьбы с ним в организации.

— основные этапы и методы адаптации персонала в организации

— психологические технологии и интерактивные методы, обеспечивающие личностный рост работников в организации

уметь:

— использовать результаты исследований в области организационной психологии в практической деятельности в организации;

— выявлять проблемы поведения человека в организации при анализе конкретных ситуаций;

— систематизировать и обобщать информацию, касающуюся организационного поведения, прогнозировать развитие ситуации;

— использовать методы преодоления сопротивления персонала нововведениям;

— анализировать и оценивать сложившиеся межличностные отношения и формы взаимодействия в трудовом коллективе;

— применять психологические технологии и интерактивные методы, обеспечивающие личностный рост работников в организации.

владеть:

— основными теориями, концепциями и методами современной организационной психологии;

— навыками принятия организационно-управленческих решений ;

— основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

— способами борьбы со стрессом;

— методами изучения межличностных отношений и форм взаимодействия в рабочих группах

— навыками и опытом проведения мероприятий по повышению уровня развития, компетенции работников в организации.

Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОК-8 ПК-21 ПК-22 ПК-23
  Раздел 1.Личность и организация. Индивидуальные различия + +
1. Основы организационной психологии. Личность и организация. + +
2. Различия в индивидуальном поведении и трудовая мотивация работников. +     +
  Раздел 2.Психология организации и рабочей группы. + + +
Психология рабочей группы и команды + + + +
Сущность организации и её функционирование + + +
Власть, лидерство и развитие в организации + + + +
  Итого:        

Объем дисциплины

Раздел 2. Психология организации и рабочей группы

 

Тема 3. Психология рабочей группы и команды

 

Основные понятия. Малая группа, рабочая группа, команда, групповые нормы, командные роли, сплоченность группы, конформизм.

Содержание темы.

Природа рабочей группы. Динамика формирования группы. Формальные и неформальные группы. Основные характеристики группы. Иерархия статусов. Ролевые представления членов команды. Групповые нормы. Групповые процессы. Конформизм и параметры, обуславливающие степень конформности. Сплоченность группы и факторы на неё влияющие. Групповая сплоченность и показатели работы группы. Групповое единомыслие. Адаптация сотрудника в группе. Стадии развития группы. Команды как разновидности рабочей группы, их характеристики и модели развития. Формирование команд. Самоуправляемая команда и её особенности. Группа и трудовая пассивность. Условия и критерии эффективности групповой работы. Преимущества и недостатки работы в группе.

 

Тема 4. Сущность организации и её функционирование

 

Основные понятия. Организация, бюрократия, организационный организм, организация как система, обучающая организация, структура организации, иерархия, организационная культура.

Содержание темы.

Организация и её основные черты. Организация как открытая система, её внешняя и внутренняя среда. Жизненные циклы организации. Механические и органические организации. Организационные структуры. Функциональные структуры. Дивизионные структуры. Матричные структуры. Основные показатели деятельности организации.

Понятие организационной культуры. Содержание, функции, формы организационной культуры. Организационная культура и факторы её формирующие. Стадии развития организационной культуры. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.

Организационная культура и поведение человека в организации. Формирование репутации организации.

Организационное развитие. Концепции организационного развития. Модель Л. Грейнера. Инновационные подходы и методы организационного развития. Положительные и отрицательные стороны организационного развития.

Изменения в организации и их характеристика. Источники методы осуществления организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Сопротивления организационным изменениям и их причины. Преодоления организационного сопротивления.

 

Тема 5. Власть, лидерство и развитие в организации

Основные понятия. Организационная власть, влияние, авторитет, страх, традиции, лидерство, организационный конфликт, социализация, адаптация, девиация.

Содержание темы.

Понятие организационной власти и её особенности. Источники и способы осуществления власти. Авторитет и влияние. Основные формы власти в организации. Области эффективного управления поведением персонала путем ис­пользования влияния: через страх, положительное подкрепление, традиции, разумную веру и влияния с помощью примера.

. Лидерство, руководство и организационная власть. Основные теории лидерства. Теория личностных черт. Поведенческий подход к лидерству: теория К. Левина, модель лидерства Д. МакГрегора и Р. Лайкерта, решетка лидерства Р. Блейка и Дж. Моутона. Ситуационный подход к лидерству: ситуационная модель руководства Фидлера, подход «путь-цель» Митчела и Хауса, теория жизненного цикла Херси и Бланша. Лидерство в организации. Управленческий аспект лидерства.

Сущность организационных конфликтов и их последствия. Источники и причины организационных конфликтов. Управление конфликтами в организации. Стресс в организации, его основные причины и управление им.

Сущность процесса социализации и развития индивида в организации. Адаптация и обучение при вхождении в организацию. Развитие и совершенствование индивида в ходе трудовой деятельности. Девиация на рабочем месте.

 

Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1. Основы организационной психологии. Личность и организация

Семинарское занятие

Понятия:организационное поведение, организационная психология, менеджмент, система управления, управленческие роли и функции

Вопросы для обсуждения

1. Факторы, структура и процессы, влияющие на организационное поведение

1. Организационная психология как наука о поведении человека в организации, её роль и значение в современном менеджменте.

2. Организационная психология как социально-психологическая основа построения эффективной системы управления. Роли и функции менеджера.

3. Этапы становления организационной психологии.

Базовый учебник

1. Рогов Е.И., и др. Организационная психология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2012. — 621 с.

Список источников и литературы

1. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 648 с.

2. Барри М. Стоу Антология организационной психологии – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712

3. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.

4. Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

5. Джуэль Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2007. –720 с.

6. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.

7. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: Ин-фра-М,2008.- 157 с.

Темы докладов

1. Новая рабочая среда, поведение индивида и детерминация его поведения.

2. Характеристика человеческого капитала в России и её влияние на организационную психологию.

 

ТЕМА 2. Различия в индивидуальном поведении и трудовая мотивация работников.

Понятия:Индивидуальное поведение, ценности, установки. Удовлетворенность трудом, преданность организации, лояльность, способности мотивация, система мотивации Вопросы для обсуждения

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Ценности и их влияние на организационное поведение.

2. Расположения, установки и их влияние на поведение.

3. Удовлетворенность работой и его последствия для организации.

4. Лояльность, преданность организации.

Темы докладов

1. Демографические характеристики человека как факторы организационного поведения.

2. Способности и индивидуальное обучение в организации

Практическое занятие

Вопросы для отработки

1. Диагностика мотивационной сферы работников

2. Диагностика существующей системы мотивации персонала организации

3. Построение мотивационного профиля организации

Базовый учебник

1. Рогов Е.И., и др. Организационная психология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2012. — 621 с.

Список источников и литературы

1. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 648 с.

2. Барри М. Стоу Антология организационной психологии – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712

3. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.

4. Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

5. Джуэль Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2007. –720 с.

6. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.

7. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: Ин-фра-М,2008.- 157с.

ТЕМА 3. Психология рабочей группы и команды

Понятия: Рабочая группа, команда, самоуправляемая команда, групповые нормы, командные роли, сплоченность группы, конформизм, психологический климат

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение и развитие рабочих групп.

2. Команда как разновидность рабочей группы и её особенности.

3. Самоуправляемые команды.

4. Показатели и условия эффективной командной работы.

 

Темы докладов

1. Психологические основы командной работы.

2. Модель развития команды и принципы командной деятельности.

Практическое занятие

Вопросы для отработки

1. Изучение межличностных отношений и форм взаимодействия в рабочих группах.

2.Формирование команд. Диагностика психологический свойств и отбор членов команды, создания психологического климата в команде, способствующего оптимизации производственного процесса

Базовый учебник

1. Рогов Е.И., и др. Организационная психология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2012. — 621 с.

Список источников и литературы. 2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология»

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 648 с.

3. Барри М. Стоу Антология организационной психологии – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712

4. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.

5. Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

6. Джуэль Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2007. –720 с.

7. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.

8. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: Ин-фра-М,2008.- 157с.

ТЕМА 4. Сущность организации и её функционирование

Понятия:Организация, бюрократия, организация как организм, организация как система, обучающая организация, структура организации, иерархия, организационная культура, репутация

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Современные организации и условия их функционирования

2. Этапы развития организации и типы организационных структур

3. Основные показатели деятельности организации.

4. Организационная культура и факторы её развития

 

Темы докладов

1. Организационная культура и поведение работников в организации

2. Формирование репутации организации.

Практическое занятие

Вопросы для отработки

1. Диагностика организационной культуры

2. Преодоление сопротивления организационным изменениям

Базовый учебник

1. Рогов Е.И., и др. Организационная психология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2012. — 621 с.

Список источников и литературы

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 648 с.

3. Барри М. Стоу Антология организационной психологии – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712

4. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.

5. Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

6. Джуэль Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2007. –720 с.

7. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.

8. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: Ин-фра-М,2008.- 157с.

ТЕМА 5. Власть, лидерство и развитие в организации

Понятия:Организационная власть, влияние, авторитет, страх, традиции, лидерство, организационный конфликт, социализация, адаптация, девиация.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности организационной власти. Ресурсы власти и способы её осуществления.

2. Основные формы власти.

3. Организационное лидерство. Управленческий аспект лидерства.

4. Организационные конфликты, их причины и последствия

Темы докладов

1. Стратегии приобретения власти.

2. Новые теоретические подходы к лидерству

Практическое занятие

Вопросы для отработки

1. Применение методов, обеспечивающих личностный рост работников в организации.

2. Управление стрессами в организации

Базовый учебник

1. Рогов Е.И., и др. Организационная психология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2012. — 621 с.

Список источников и литературы

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 648 с.

3. Барри М. Стоу Антология организационной психологии – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712

4. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.

5. Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

6. Джуэль Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2007. –720 с.

7. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.

8. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: Ин-фра-М,2008.- 157с.

Формы и методы обучения

 

В ходе формирования компетенций по дисциплине «Организационная психология» используются как традиционные, так и более современные технологии.

В аудиторной работе используются: традиционные технологии (лекции и семинарские занятия); технологии проблемного обучения (проблемные лекции, интерактивные лекции с использованием современных мультимедийных средств; выступление с докладом, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет); игровые и имитационные технологии (решение ситуационных задач, дискуссия с использованием групповых и фронтальных форм работы);

Во внеаудиторной работе используются традиционные технологии такие как конспектирование литературы, подготовка доклада, эссе, реферирование разделов монографий и статей в научной периодике и т.д.

7. Структура и содержание самостоятельной работы
студентов

Методические рекомендации

Для успешного освоения материала студенты должны активно работать на лекции. В ходе самостоятельной работы повторить материалы лекции, используя рекомендованную литературу дополнить конспект. В ходе подготовки к занятиям внимательно изучить рекомендованную литературу, оценить предложенные ситуации, постараться найти решения, опираясь на теоретический материал. Предлагать аналогичные ситуации из управленческой практики и периодической печати, предлагать свои оценки и решения управленческих проблем, активно участвовать в обсуждении. Внимательно слушать доводы слушателей и преподавателя. Делать записи в тетради.

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

 

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Написание реферата Работа с монографией и статьями Написание эссе Составление аналитических таблиц (по итогам диагностики) Составление глоссария по учебной дисциплине исследовательская работа Подготовка доклада
1. Личность и организация. Индивидуальные различия 2/0,06   6/0,17 4/0,12       2/0,06 14/0,39
2. Психология организации и рабочей группы 6/0,17   12/0,32 6/0,17       6/0,17 30/0,83
  Итого: 8/0,23   18/0,49 10/0,29       8/0,23 44/1,22

 

План-график самостоятельной работы студентов

 

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Конспектирование в рабочей тетради №№ 1 – 2 +   1-12 Проверка
Работа с монографией и статьями №№ 1 – 2 +   1-14 Ответы на семинарах, доклады, миниконтрольные работы
Написание эссе № 1-2 +   2,4,7,10,13 Проверка
Подготовка доклада №№ 1-3   + По выбору, с 2-13 Заслушивание на семинаре

 

 

7.4. Тематика эссе и методические рекомендации
по их выполнению

 

Студент-бакалавр в ходе усвоения дисциплины Организационная психология должен подготовить эссе по темам, соответствующим вопросам семинарских занятий, в случае если им не удалось выступить на семинаре. Поощряется также разработка своих авторских тем. Темы эссе студенты выбирают к концу 1-й недели изучения дисциплины. Эссе также может быть связано по содержанию с докладом к семинарскому заданию.

Объем эссе не превышает 5-ти страниц текста, напечатанного в редакторе Word, шрифт Times New Roman, все поля 2 см, абзацный отступ 1, 25 см, интервал 1,5.

Структура эссе включает в себя: введение с обоснованием выбора темы работы и описанием проблемы, лежащей в ее основе, основную часть, имеющую заголовок, а также 2 параграфа, раскрывающего содержание эссе. Каждый такой параграф завершает краткое Резюме (2-3 основных вывода).

Завершается эссе кратким заключением и небольшим списком литературы (возможен даже только 1 источник), который оформляется в соответствии с принятыми требованиями (см., например, Положение о курсовой работе в Институте психологии ПГПУ, 2010 г).

В отличие от реферата и тем более курсовой или выпускной работы жанр эссе имеет значительно более свободную форму изложения. Особо поощряется преподавателем высказывание своей авторской позиции относительно восприятия того или иного вопроса, научной концепции, публикации, а также возможных перспектив их исследования и развития.

В эссе должна быть показана способность автора к индивидуальной адаптации научных текстов в рамках задаваемой тематики.

Тематика эссе:

1. В чем заключается сущность организационной психологии.

2. Каковы основные черты организационной психологии как науки и дисциплины.

3. Проблемы методов организационной психологии.

4. Актуальны ли сегодня идеи Н.Макиавели.

5. В чем заключается вклад Р.Оуэн в развитие кадровой политики

6. В чем прогрессивность идей М.П.Фоллет

7. Ценности и их влияние на организационное поведение.

8. Роль установок личности в организационном поведении.

9. Как изменить недлагоприятные установки в организационном поведении.

10. Что дает человеку удовлетворенность трудом

11. Каковы последствия удовлетворенности трудом для организации.

12. Преданность организации – реальность или миф.

13. Каковы последствия приверженности организации.

14. В чем особенность двухмерная модель развития группы Б.Такмена

15. Модель развития группы М. Вудкока и Д.Френсиса, её достоинства и недостатки.

16. Различия между командой и рабочей группой

17. Модель развития команды и принципы командной деятельности.

18. Что такое самоуправляемая команда.

19. Критерии и условия эффективности командной работы.

20. Организация и её основные черты.

21. Внешняя и среда организации и её особенности.

22. Внутренняя среда организации и её параметры.

23. Каковы жизненные циклы организации.

24. Устарели ли механические организации.

25. Органические организации и их характеристика.

26. Матричные организации и их особенности.

27. Основные показатели деятельности организации.

28. Особенности организационной власти.

29. Ресурсы и способы осуществления власти.

30. Влияние и авторитет в организации.

31. Готовность к подчинению как фактор эффективности влияния в организации..

32. Эффективна ли власть, основанная на принуждении.

33. Власть, основанная на вознаграждении — панацея.

34. Власть примера, экспертная и традиционная власть.

35. Основные положения теории личностных черт лидера.

36. Поведенческий подход к лидерству. Теория К. Левина

37. Поведенческий подход к лидерству. Теория Р. Блэйк и Дж. Моутон

38. Ситуационные теории лидерства. Модель Ф. Фидлера

39. Ключевые компетенции лидера и менеджера.

40. Современные тенденции развития организации. Модель Мак-Кинси «7S».

41. Организационное развитие его цель, содержание, основные положения.

42. Организационные процессы и их переменные.

43. Изменения в организации и его типы.

44. Стадии изменения в организации (модель Х. Шейна).

45. Основные принципы управления изменениями.

46. Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера

47. Основные причины сопротивления изменениям.

48. Причины сопротивления инновациям К.Девиса.

49. Методы преодоления сопротивления изменениям, модель К.Левина.

50. Сущность и природа стресса.

51. Признаки и последствия сиресса.

52. Организационные факторы, вызывающие стресс.

53. Управление стрессом на уровне организации и отдельной личности.

54. Приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

 

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1. Рогов Е.И., и др. Организационная психология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. —   М.: ЮРАЙТ, 2012. — 621 с.  
2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. —   М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 648 с.  

 

Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1. Барри М. Стоу Антология организационной психологии   М.: ООО «Вершина», 2005. – 712с.  
2. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. –   М.: Дело и Сервис, 2008. – 464 с.  
3. Дафт Р. Организации. –   СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.  
4. Джуэль Л. Индустриально-организационная психология.   СПб.: Питер, 2007. –720 с.  
5. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности.   М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.  
6. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник.   М.: Ин-фра-М,2008.- 157с.  

 

8.3. Базы данных, информационно-справочные
и поисковые системы

 

1. www.http/twirpx.com/ (сайт научной психологической литературы, доступной для прочтения и скачивания);

2. www.http/cepsydex.ru (сайт центра психодиагностики и экспериментальных исследований Института психологии ПГПУ);

3. http://www.biblioclub.ru/ («Университетская библиотека онлайн»);

4.http://www.iprbookshop.ru(Электронно-библиотечной системе IPRbooks).

 

8.4. Материально-техническое обеспечение

· Для проведения лекционных и практических занятий используется ноутбук и мультимедийный проектор преподавателя, презентационное оборудование аудитории № 25 ИП ПГПУ, а также кабинет информатики ИП ПГПУ.

· Используются также мультимедийные презентации, разработанные А.И.Ивановым

 

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание и форма проведения входного контроля

Входной контроль проходит на первом-втором занятиях по дисциплине
(1-2 недели).

Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

  1. использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
  2. восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
  3. отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
  4. описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
  5. осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
  6. психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
  7. прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: закономерности функционирования больших социальных, профессиональных групп, различные теории личности, понятия деятельность, психика и психические процессы, основные положения социокультурной теории Л.С.Выготского, теории деятельности (А.Н.Леонтьева), структуру и динамику малых групп, понятие, виды и формы общения, сущность конфликтов и их последствия, основы психодиагностики, психологические особенности управленческой деятельности, психологии труда.

уметь: использовать освоенный при изучении различных отраслей психологии понятийный научный аппарат в работе с научными публикациями в рамках дисциплины Организационная психология.

владеть: понятийным минимумом на уровне социальной психологии и психологии личности; навыками конспектирования научных текстов, проведения психодиагностического обследования, интерпретации и практического использования его результатов с помощью специалиста более высокого уровня; также студент должен владеть определенными навыками организации совместной деятельности субъектов образовательной среды.

Проведение входного контроля осуществляется с использованием процедуры тестирования, включающей в себя задания из курсов gсихология общения, психологии личности, социальной психологии, психологии менеджмента, направленных на измерения уровня сформированности указанных компетенций по указанным дисциплинам, непосредственно связанных с дисциплиной «Организационная психология».

Содержание и форма текущего контроля знаний