Методические указания по изучению дисциплины для студентов очного,очно-заочного,заочного отделения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»

Экономический факультет

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Методические указания по изучению дисциплины для студентов

очного,очно-заочного,заочного отделения

«Психология и педагогика»

Специальности:

080507 «Менеджмент организации»

081005 «Финансы и кредит»

080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

к.и.н.,доц.Гурьев М.Е.

Санкт-Петербург

2008

Введение

ЦЕЛЬ КУРСА

Программа «Психология и педагогика» разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

— повышению общей и психолого-педагогической культуры;

— формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

— умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

— самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

— самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Главной целью преподавания психологии и педагогики для студентов и слушателей СЗАГС является усвоение ими необходимого учебного материала, способного оказаться полезным в их профессиональной деятельности и повседневной жизни.

10 стр., 4706 слов

Учебно-методическое пособие по дисциплине «психология» для слушателей заочной формы обучения Орёл

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра уголовного права, криминологии и психологии Учебно-методическое пособие по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ » для слушателей заочной формы обучения Орёл ОрЮИ МВД России 2011 УДК ...

ЗАДАЧИ КУРСА

Применительно к высшему образованию основной задачей курса является овладение за время обучения в системе гуманистических ценностей гуманистически ориентированными знаниями, образующими целостную картину мира и человека в нем, способами деятельности, обеспечивающими развитие и саморазвитие личности, успешную адаптацию к различным сферам жизнедеятельности, органичное вступление в фазу овладения самостоятельной профессиональной деятельностью (или ее совершенствования).

Образовательные задачи курса:

— ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

— овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

— приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

— приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

— усвоение методов воспитательной работы с производственным персоналом;

— формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

— ознакомление с методами развития профессионального и творческого мышления;

— приобретение знаний о межличностных отношениях в семье, принципах и стилях семейного воспитания.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-техническое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, виды деятельности

21. Педагог профессионального обучения: преподаватель и мастер производственного обучения. Преподаватель профессионального обучения и мастер производственного обучения: задачи, реализуемые функции, профессионально-значимые качества, тарифно-квалификационная характеристика. Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения. Требования к профессиональной компетентности и ...

Курс спланирован таким образом, что его можно адаптировать под любой объем часов, форму обучения и специальность, корректируя время и содержание изученных тем и вопросов в зависимости от уровня образовательной и специальной подготовки аудитории слушателей.

Для эффективной, глубокой проработки тем и вопросов курса всем студентам (слушателям) рекомендуется активно участвовать в учебном процессе. Им предлагается дополнительно поразмышлять над самыми актуальными для них проблемами. Проведение практических занятий призвано закрепить, углубить лекционно-теоретический материал и преобразовать его в прикладной (экспериментальный или научно-исследовательский).

Приступая к изучению курса, студенту (слушателю) следует прежде всего уяснить, что для полноценного усвоения материала недостаточно лекционных и практических занятий. Главное – самостоятельная работа с учебными пособиями, монографиями, дополнительной литературой, журнальными (научными) статьями и рекомендуемой дополнительной литературой, справочными материалами, которые студент (слушатель) должен уметь сам отыскать по интересующей его тематике (проблематике).

МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа курса «Психология и педагогика» разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знания психологической природы человека и общества.

3.ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

3.1 Теоретические занятия (лекции)

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам.

На занятиях применяются следующие виды словесных методов обучения: рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, лекция.

4 стр., 1586 слов

Игра как средство обучения и формирования личности и деловых качеств учащихся УСПО

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования игры как средства формирования личности и деловых качеств 6 1.1. Особенности развития личности в юношеском возрасте 6 1.2. Понятие, классификация, структура деловых игр 10 1.3. Применение игровых методов в обучении учащихся и студентов 15 Глава 2. Исследование влияния игры на формирование личности и деловых качеств учащихся ...

3.2. Практические занятия

Семинарские занятия организуются по группам.

Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, деловые игры, дидактические тесты (тесты достижений) – периодический контроль знаний и умений, практикумы (психодиагностика по методикам заявленной темы), психологические тренинги, коллоквиумы, собеседование и т.д.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям заключается в самостоятельной работе с печатными источниками информации, проведении исследовательской работы (психодиагностических и дидактических методик) по индивидуальному плану, творческой работе (по желанию обучающихся).

3.3. Методические модели процесса обучения

На практических (семинарских) занятиях по дисциплине применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссия, практические методы: устные, письменные и графические упражнения, решение задач, практические работы, дидактические (ролевые и деловые) игры, психологические тренинги и т.д.

3.4. Самостоятельная работа

В широком смысле под самостоятельной работой студента (слушателя) следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствии преподавателя, так и в контакте с ним (собеседование), в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий) и заключается в работе с печатными источниками: учебными пособиями, монографиями, книгой, периодическими научными и научно-популярными изданиями, энциклопедиями, справочниками и словарями, интернет-источниками. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

-конспектирование;

-составление плана текста;

-тезирование;

-цитирование;

-аннотирование;

-рецензирование;

-составление справки;

-составление формально-логической модели;

-составление тематического тезауруса;

-составление матрицы идей.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся ... -условие его успешной творческой деятельности в образовании. Самоактуализирующейся личности присущи следующие свойства (А.Маслоу): ... 5) организация деятельности учеников; 6) организация контроля результатов педагогического воздействия и корректировки 4. ...

Примечание: ксерокопирование и сканирование текстов является копией источника информации и не является самостоятельной работой обучающихся.

4.1. Оперативный контроль

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в письменной форме. Для получения достоверных результатов достаточно анализа ответов на вопросы (пункты плана лекции), сформулированные по тематике лекции. Необходимость обработки большого количества протоколов предопределяет:

– лапидарность формулировки контрольных вопросов;

– ориентацию ответов на закрытую форму;

– компьютерную обработку результатов лекционного опроса.

Результаты статистической обработки должны поступать в распоряжение лектора за время, достаточное для их анализа, принятия решений и корректировки содержания следующего лекционного занятия.

4.2. Рубежный контроль

В течение семестра студенты (слушатели), руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме образовательной программы. Слушателями (если это предусмотрено учебным планом) по изученной специальной литературе выполняется: тестирование знаний по разделам курса: общей и социальной психологии, педагогике; решение задач; курсовая работа, курсовой проект.

Выполнение всех работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты (слушатели), не выполнившие в полном объёме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче зачёта как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Итоговый контроль по курсу

080507 «Менеджмент организации»-экзамен

081005 «Финансы и кредит»- экзамен

080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»- экзамен

080504 «Государственное и муниципальное управление- экзамен

Форма межсессионного контроля-реферат

5.ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (контрольных работ)

1. Сознание, бессознательное, подсознательное в психоаналитическом направлении.

2. Ответственность как психологическая категория.

3. Акмеология: психологическая сущность возрастного периода.

4. Ювенология: психологическая сущность возрастного периода.

3 стр., 1009 слов

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

... семейного воспитания народов, в связи с необходимостью преодоления унификации образования и воспитания. Народная педагогика является ... влияние на формирование личности и психологических особенностей человека. Семейное воспитание во многом предопределяет ... Семейное воспитание в России, исконно многонациональном государстве, имеет свои неповторимые особенности, вызванные социально-экономическими ...

5. Геронтология: психологическая сущность возрастного периода.

6. Система психологической защиты.

7. Механизмы психологической защиты.

8. Психодиагностические возможности игры.

9. Психотерапевтические возможности игры.

10. Опыт социализации мальчиков и девочек.

11. Психологические портреты литературных героев и персонажей.

12. Психологические портреты исторических деятелей, монархов, полководцев, ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов.

13. Психологические портреты политических деятелей и знаменитостей современности.

14. Ситуация успеха: как ее создать?

15. Определение внутреннего мира человека по почерку.

16. Взгляды А. Адлера на воспитание детей.

17. Теория сексуальности А.Адлера.

18. Проблема формирования и развития комплекса неполноценности и его влияние на жизненный путь личности.

19. Гордость отечественной психологии… (на примере жизни и научного творчества одного из представителей отечественной психологической науки).

20. Гордость отечественной педагогики… (на примере жизни и научного творчества одного из представителей отечественной педагогической науки)

21. Возникновение неформальных групп в организации.

22. Группа как фактор социального контроля.

23. Теории лидерства.

24. Харизматические лидеры.

25. Психология и этика делового общения в профессиональной деятельности (на примере своей профессии).

26. Техника снятия социальной напряженности.

27. Урегулирование конфликтов.

28. Социально-психологическая характеристика конфликтов.

29. Социальная психология моды.

30. Социальная психология пропаганды.

31. Социально-психологическое понимание организованной преступности.

32. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ.

33. Культура как социальный институт.

34. Образование как социальный институт.

35. Методологические особенности гуманистической философии образования.

36. Педагогическая культура.

37. Кризисные особенности национального образования.

38. Парадоксы педагогических традиций.

39. Гуманистические истоки преодоления кризиса. Современные подходы к образованию личности.

40. Концепция педагогики личности.

4 стр., 1775 слов

Тема «Развитие, обучение и воспитание личности»

. 1. Развитие личности как педагогическая проблема Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и ...

41. Феноменология воспитания.

42. Национальные особенности аксиологии.

43. Педагогическая синергетика.

44. Творческие принципы самоорганизации.

45. Содержание самоорганизуемого воспитания.

46. Педагогические условия поддержки самоорганизации личности.

47. Технологические основы самоорганизуемого воспитания.

48. Любовь в контексте воспитания.

49. Любовь как педагогичская категория.

50. Можем ли мы понять ребенка?

51. Нестандартный ребенок: кто он?

52. Проблема одиночества как педагогическая проблема.

53. Родительство как социокультурный феномен.

54. Семья как психотерапевт.

55. Страдание как фактор воспитания.

56. Этнография родительства.

57. Юмор как педагогический прием.

58. Я – воспитатель: сильные и слабые стороны.

59. Во что сейчас играют дети?

60. Игра как психолого-педагогический феномен.

61. Современные проблемы и особенности высшего образования.

62. Проблемное обучение.

63. Информационные технологии обучения.

64. Технологии программированного обучения.

65. Технологии интегративного обучения.

66. Технологии модульного обучения.

67. Технология развивающего обучения.

68. Вальдорфская педагогика Р.Штайнера.

69. Педагогические технологии авторских школ.

70. Андрогогика в системе непрерывного образования.

71. Специфика, задачи и особенности организации образовательного процесса в вузе.

72. Дистанционное образование.

73. Диагностика и контроль результатов дистанционного обучения.

74. Образовательные ресурсы сети Интернет: анализ данных.

75. Интернет-ресурсы и дистанционные коммуникации в обучении.

76. Веб-стиль учебной деятельности.

77. Дидактическая система К.Д.Ушинсткого.

78. Педагогические идеи П.П.Блонского.

79. Педагогическое наследие А.С.Макаренко.

80. Гуманистические педагогические идеи В.А.Сухомлинского.

81. Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки педагога – новатора… (по выбору: В.Ф.Шаталова, С.И.Лысенковой, Ш.Амонашвили, Е.И.Ильина и др.).

82. Современные проблемы образования.

83. Система образования за рубежом (на примере одной из стран).

84. Основные направления современной зарубежной педагогики (на примере одной из стран).

85. Элитарная система обучения за рубежом.

86. Историческая роль инновационных систем обучения.

87. Становление педагогики в России.

88. Принципы управления педагогическими системами.

89. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом.

6 .КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Психология как наука. Объект, предмет психологии.

2. Методы психологической науки.

3. Основные направления в психологии.

4. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

6. Структура психики: сознательное, бессознательное, подсознательное.

7. Психика и организм: мозг, функции психики.

8. Психология деятельности. Виды деятельности.

9. Структура психики. Мир психических явлений.

10. Ощущение.

11. Восприятие.

12. Внимание.

13. Память.

14. Мышление и ум.

15. Креативность и творческое мышление.

16. Интеллект.

17. Стили мышления руководителя.

18. Язык и речь.

19. Представление.

20. Воображение.

21. Эмоции и чувства.

22. Воля.

23. Психология личности: от биологического к социальному.

24. Методы оценки личности.

25. Темперамент: типы, свойства.

26. Методы определения темперамента.

27. Характер: типы, свойства.

28. Акцентуированные свойства личности.

29. Социальная психология как отрасль психологической науки.

30. Предмет социальной психологии.

31. Основные этапы становления социальной психологии.

32. Социальная стратификация.

33. Малые социальные группы. Классификация малых групп.

34. Групповая динамика.

35. Социометрия.

36. Признаки больших социальных групп и движений.

37. Характеристика массовых социально-психологических явлений.

38. Социально-психологическая сущность толпы.

39. Социально организованные общности (ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив).

40. Сплоченность группы, коллектива.

41. Виды совместимости в группе.

42. Социально-психологический климат группы.

43. Стадии развития коллектива.

44. Групповые роли (по Шиндлеру).

45. Коммуникации. Каналы коммуникации. Разновидности каналов внутригрупповой коммуникации.

46. Лидерство и его стратегии.

47. Статус лидера.

48. Ситуативная теория лидерства.

49. Типология лидерства.

50. Виды лидеров.

51. Стили лидерства. Отличие лидерства от руководства.

52. Супружеская совместимость.

53. Конфликты в малых группах и пути их преодоления.

54. Классификация конфликтов.

55. Понятие общения. Вербальные способы общения.

56. Невербальные способы общения.

57. Функции общения.

58. Трудности общения.

59. Характеристика профессионального общения.

60. Общение как коммуникация и как информационный процесс.

61. Средства массовых коммуникаций в структуре общения.

62. Типы и виды общения.

63. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности.

64. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности.

65. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

66. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности.

67. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала.

68. Психология как самостоятельная дисциплина.

69. Предмет педагогики.

70. Психологические характеристики закономерностей воспитания.

71. Принципы воспитания.

72. Возрастная периодизация (возрастные кризисы и конфликты и связанные с ними проблемы воспитания и самовоспитания).

73. Типы воспитания.

74. Система воспитания.

75. Социально-психологическая классификация семьи.

76. Функции семьи.

77. Семейная педагогика и семейное воспитание.

78. Аномальные стили воспитания (по А.Личко и Е.Эйдемиллер).

79. Диагностика семейного воспитания. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Бернс Р.С., Кауфман С.Х.).

80. Отклоняющееся поведение, его виды (девиантное, делинквентное, асоциальное).

81. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения.

82. Дидактика: понятие, дидактические концепции. Теории образования.

83. Система педагогических наук.

84. Содержание образования.

85. Законы и закономерности обучения.

86. Сущность и структура обучения.

87. Дидактические принципы.

88. Дидактические методы и формы обучения.

89. Содержание образования в РФ: система образования.

90. Структура учебного процесса.

91. Типология уроков.

92. Виды обучения.

93. Технология обучения: учебный план, учебная программа.

94. Виды контроля.

95. Современные виды обучения: блочное, модульное, дистанционное обучение и др.

96. Личность педагога.

97. Кризисные особенности современной педагогики и пути его преодоления.

98. Специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, музыкальная педагогика, военная педагогика и т.п.).

99. Инновационные образовательные системы ХХ века. Система образования за рубежом (на примере одной страны).

100. Отечественные инновационные образовательные системы.

101. Система высшего образования в России.

102. Особенности обучения и образования в вузе.

Основная литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000. С. 109-141.

2. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред.П.И.Пидкасистого. – М., 1998. С. 442-481.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. –Р.-на-Д., 1999.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. С. 442-481.

Дополнительная литература

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания – Р.-на-Д., 1999.

3. Вершловский С.Г. Образование взрослых: Опыт и проблемы. – СПб., 2002.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.

6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

7. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997.

8. Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990.

9. Морозова О.П. Педагогический практикум; Учебные задания, задачи и вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2000.

10. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. – М., 1997.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы. – М.: Академия, 2001.

12. Педагогичесукие технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.С.Кукушкина. – Р.-на-Д., 2002.

13. Психолого-педагогический словарь /Под ред.П.И.Пидкасистого. –Р.-на-Д., 1998.

14. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

Шевандрин Н.Н. Социальная психология в образовании. – М., 1995