Виды речевых нарушений.Речевое нарушение. Виды и классификация речевых нарушений

Введение…………………………………………………………..…………3

1. Теоретические основы изучения нарушений речи и речевых нарушений ..…………………………………………………………………….5

1.1. Понятие речи. Функции речи……………………………..…………..5

1.2. Физиологические основы речи…………………………………………7

1.3. Речевое нарушение. Виды и классификация речевых нарушений…9

Выводы по первой главе…………………………………………………..14

2. Методы работы при речевых нарушениях…………………………15

2.1.Описание методик при работе с речевыми нарушениями…………..15

2.2 Методические рекомендации по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи…………………………………………………………21

Выводы по второй главе…………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………..33

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что речь является основным средством общения с окружающим нас миром, это сложная система навыков без которых современному обществу невозможно обойтись. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, которые подготавливают ребенка к взрослой жизни.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем поэзию М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, В. Шекспира, прозу Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, используем открытия и достижения знаменитых ученых и исследователей.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности), несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, наследственные факторы, травмы.

В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

11 стр., 5121 слов

Роль семьи в формировании математических представлений детей ...

... дошкольников с онр 1.1.Влияние общего недоразвития речи на формирование математических представлений дошкольников Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом ... имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, ...

В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или следствием других серьёзных заболеваний — аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии.

1.Теоретические основы изучения речи и речевых нарушений

1.1 Понятие речи, функции речи

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. Logos — слово и paideia — воспитание).

Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е. Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. [3],[4]

Специалисты разных областей знаний дают свои определения речи. Так Р. Е. Левина считает, что « речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка».(2.290)

Тихеева Е. И. считает, что « речь- совокупность произносимых или воспроизводимых звуков, имеющих тот же смысл, и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков».(4. 140)

Фомичёва М.Ф. отмечает что «речь — это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [8;312].

Выготский Л.С. считает что «под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [9;234].

Пиаже выделил 5 периодов развития речи ребенка:

Первый предречевой период первого года жизни характеризуется «гулением».

Второй период характеризуется обогащением словами и произношение простейших речевых шаблонов.

Третий период характеризуется образованием и автоматизацией многочисленных речевых шаблонов.

Четвертый период характеризуется обогащением словарного фонда до 1000 слов и больше, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

Пятый период характеризуется тем, что вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным [7;317].

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... неэмоциональная речь; 5 - чрезмерно эмоциональная речь Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение проходило как можно более гладко. Соответственно при совершении речевых актов ... относится к условиям узнаваемости речевого акта: говорящий должен таким образом формулировать речевой акт, чтобы слушающий смог распознать выраженную им коммуникативную функцию и пропозицию. Это не ...

Речь — один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Благодаря речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека передаются и становятся доступными другим людям, обогащают их кругозор, способствуют их развитию.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Это существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий ему познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи другим поколениям.

Специфика речи:

Речь способствует развитию других психических процессов;

Речь- это сквозной процесс для осознанной психики, свойственный только человеку;

Речь носит не интерперсональный, а межиндивидуальный характер;

Речь — не просто процесс, это деятельность.

Речь выполняет три функции: сингнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний о предмете или явлении).

Сингнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция общения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных по каким-либо признакам предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, то есть передачи информации. Если две первые функции рассматриваются, как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция представляет собой внешнее речевое поведение, направленное на контакт с другими людьми. В коммуникативной функции выделяют три стороны: информационную, выразительную, волеизлиятельную. Информационная сторона тесно связана с функцией обозначения и обобщения и служит для передачи знаний. Выразительная сторона помогает передать чувства и отношение говорящего к данному предмету. Волеизлиятельная функция направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

1.2Физиологические основы речи.

Развитие органов звуковой речи проходит одновременно с общим физическим и психическим развитием человека. Необходимо отметить, что системы, обеспечивающие речь, разделены на две группы: периферическую и центральную. К центральной системе относятся определенные структуры головного мозга, а к периферической: голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат состоит из трех основных частей: органы дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают поток воздуха, который заставляет вибрировать голосовые связки, колебания которых образуют звуковую волну, а полость рта является главным резонатором звуковых волн. Путем изменения формы полости рта, образуются различные звучания звуков: гласных и согласных.

4 стр., 1520 слов

Функции педагогического общения

... войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями— это функция общения, направленная на социализацию личности школьника ...

Неотъемлемо от способности произнесения членораздельных звуков, следует способность их воспринимать. Учась говорить, человек учиться понимать то, что он произносит. Речевая деятельность находится под контролем и в нее могут быть внесены необходимые коррективы только благодаря слуху. Органы слуха, в свою очередь связаны с развитием центрального аппарата. Если произойдет нарушение функции того или иного участка этих извилин, то у человека наблюдается выпадение соответствующего слухового ощущения. Так, поражение их внутренней части влечет за собой потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение наружней части — потерю слуха в отношении низких звуков. Таким образом, эта область представляет собой проекцию кортиева органа и являетс……..

Список литературы

1. Белопольская Н.А. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. — М.: Просвещение, 2009.- 133с.

2. Выгодская И. Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.- 223с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2008.

4. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” — М.: Просвещение,2011 г.

5. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. М., 2012.

6. Дудецкий Л. Я., Лустина Е. А. Психология воображения. М.-Смоленск, 2009.

7. Ильин Е. П. Психология воли. СПб, 2010.

8. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. — Ярославль: Академия развития, 2009 г.

9. Краузе Е. Логопедия.- 4-е изд. — СПб: Корона принт, 2008.-208с.

10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб, 2010.

11. Лопухина И. С. Речь, ритм, движение.- СПб: Дельта, 2001.- 128с.

12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,2008.

13. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.,Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. СПб.,2008.

14. Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” — М.: “АРКТИ”, 2009 г.

15. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М., 2008.

16. Панфилова М.А. “Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры”. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011 г.

17. “Психология эмоций”. Тексты/под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, — М.:, 2009 г.

18. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй).

— М.: Прогресс, 2009 г.

19. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. М., 2009.

20. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2012.

21. Страхи — это серьезно”. — М.: Издательский дом «Искатель».2009 г.

22. Стрелкова Л.П. «Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй» — М.: Интерпракс, 2009 г.

23. Стрелкова Л.П. «Уроки сказки»2-е изд., — М.:Педагогика, 2009г.

24. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб: Детство-Пресс, 2010. -112с.

4 стр., 1958 слов

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

... совершенствовать умение детей составлять рассказ о неизведанной планете с опорой на мнемотаблицу. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию. 3. Хороводные игры: «Звёздный ... хоровод», «Угадай созвездие» Цель: развивать речевую и двигательную активность детей. - крупный строительный ...

25. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. От первого слова до первого класса. — М: Институт обще-гуманитарных исследований В. Секачев, 2012.- 96с.

26. Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочники» — Ростов — н/Д: Феникс, 2008 — 384 с.

27. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопато-подобным синдромом. СПб, 2009.

28. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога: коррекционные игры, детская конфликтология, развивающие занятия. Ростов-на-Дону, 2008.

29. Чистякова М.И. «Психогимнастика» — М.: Просвещение ВЛАДОС, 2009 г.

30. Эльвин М. Фрид «Книга для тебя» — М.: АСТ — ПРЕСС, 2009 г.

31. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД; М.:ТЦ Сфера, 2012.-112с.