- Функциональные состояния и их типология
Работоспособность и функциональные состояния
В. Кеннон
Устойчивость организма — взаимодействие ряда отдельных стабильных состояний.
Их совокупность — гомеостаз — способность функциональных систем сохранять свое относительное постоянство.
Гомеостаз В. Кеннона — более широкое понятие, чем постоянство внутренней среды, введенное К. Бернаром в конце 1860-х гг., как условие постоянства жизнедеятельности организма.
Гомеостаз имеет динамический характер и характеризуется подвижностью уровней физиологических функций. Особая роль в сохранении баланса принадлежит физической тренировке организма и отдельных его функций.
В результате такой тренировки обретается:
- Устойчивость в поддержании постоянства
- Гибкость приспособления к новым условиям функционирования.
Виды регуляции вегетативного обеспечения трудовой деятельности человека:
1. Гуморальная регуляция вегетативных функций — осуществляется через жидкость (кровь, лимфу, межтканевую жидкость).
2. Неспецифическая химическая регуляция — в результате работы организма и обменных процессов в кровь поступают промежуточные продукты обмена веществ, вызывающие в других участках тела соответствующие изменения.
3. Гормональная регуляция — обеспечивается гормонами (адреналин, норадреналин и др.), биологически высокоактивными соединениями, которые вырабатываются эндокринными железами.
4. Нервная регуляция и вегетативная нервная система — обеспечивают возможность появления мгновенной реакции организма на внешние воздействия, более локальное и специфическое, в отличие от более диффузной и замедленной эндокринной и гуморальной регуляции
Работоспособность — максимальные возможности системы в выполнении определенной деятельности (работы); как возможность и способность выполнять работу с предельной отдачей физических и духовных сил [61, 62].
Подходы к пониманию работоспособности:
- свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу;
- нечто тождественное функциональному состоянию организма;
- способность обеспечивать предельно заданный уровень деятельности и эффективности работы; как максимальные возможности организма.
При оценке работоспособности следует учитывать ее интенсивность (25%, 50% и т. д. от максимальной); специфику деятельности (умственная, физическая, сенсорная); по максимуму актуальных функций (устойчивость внимание, цветоразличение и пр.); по стабильности и др.
Основные функции деятельности классного руководителя и способы ...
... будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями Воспитательная работа школы ... в совместную с детьми деятельность; 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; 5) взаимодействие с общественными организациями Еще одна функция работы школы и классного ...
Вместе с тем в разных видах работоспособности наблюдается много общих моментов (динамика метаболизма, изменение афферентной импульсации, лабильности нервных структур, химического состава крови и др.).
Различают два уровня работоспособности:
♦ актуализированная — реально существующая в данный момент;
♦ резервная — меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.
Понятие «работоспособность» следует отличать от понятия «эффективность деятельности» — работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность субъекта и многое другое).
Работоспособность человека обеспечивается комплексом его профессиональных, физиологических, психофизиологических факторов: функционального состояния организма, величиной его резервных возможностей; профессионального опыта и подготовленности; мотивации личности, выраженности потребностей, установок и мотивов.
В целом можно говорить, что работоспособность есть интегральная характеристика личности, а не свойство его отдельных функциональных систем.
Понятие «функциональные состояния» является близким по содержанию понятиям «работоспособность», «психическое состояние».
Функциональные состояния человека — интегральный комплекс характеристик тех функций и его качеств, которые прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности.
Понятие «функциональные состояния» используется для оценки «энергетических» аспектов труда субъекта, для характеристики эффективности его деятельности и поведения человека в целом (в том числе до и после работы), для оценки самой возможности успешно выполнять определенные трудовые функции.
Различают три основных вида функциональных состояний:
♦ оперативного покоя;
♦ адекватной мобилизации;
♦ динамического рассогласования.
Оперативный покой характеризует готовность человека включиться в рабочий процесс, но не отражает его специфики. Состояние адекватной мобилизации характеризует действующего субъекта, включенного в деятельность, и отражает ее специфику. При этом достигается наибольшая эффективность деятельности.
Состояние динамического рассогласования возникает при нарушении адекватности компенсаторных и адаптационных механизмов деятельности субъекта. Эта деятельность осуществляется либо при «очень малом», либо, напротив, «чрезмерно большом» напряжении функциональных систем организма.
Трудные ситуации в жизнедеятельности человека (ТСЖД — Анцупов А. Я.).
ТСЖД — расбалансированность системы «задача — личные возможности и/или мотивы — условия среды». Общие признаки ТСЖД:
1) наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
2) состояние психологической напряженности как реакция личности на трудность;
3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.
Структурно-функциональное состояние организма человека
... место среди всех существ, живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого. 1. Структурно-функциональное состояние организма человека Тело человека состоит из целого ряда органов. Их составной ... внутренней секреции. Каждая система исполняет определенную, присущую только ей, функцию, но деятельность систем взаимосвязана. Это создает единство организма. Любое вредное воздействие на одну ...
Можно различить три основных уровня ТСЖД:
1) трудность как потенциальная угроза («проблемные ситуации» и т. п.);
2) как непосредственная, готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные, внутрилич-ностные конфликты);
3) как уже реализующаяся угроза (экстремальные ситуации; конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
Пример ТСЖД социального взаимодействия: другой человек рассматривается как препятствие для реализации моего «Я», что осознается обеими сторонами и является причиной появления напряженного психического состояния, искажения восприятия, понимания, оценивания, конкурентного взаимодействия.
Различаются ТСЖД внутриличностного плана:
1) внутриличностные затруднения;
2) конфликты;
3) жизненные кризисы.
Соответственно конфликтоустойчивость в широком смысле слова — как вид психологической устойчивости человека — зависит от:
1) типологических свойств его высшей нервной деятельности;
2) опыта, профподготовки;
3) уровня развития познавательных структур личности.
Пряжников:
Функциональные состояния работника определяют физиологические и психологические факторы.
Выделяются две основные группы психических функциональных состояний:
1)стресс (напряженность)
2)утомление.
Теоретический аспект проблемы функциональных состояний связан с уточнением вопроса о том, что вообще считать психическим функциональным состоянием.
Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние — это «фиксация некоторых событий», зафиксированный «временной срез» значений системы, «отображение ее структуры в каждый данный момент времени».
Важно, что бы при изучении «состояния» того или иного психического процесса необходимо, чтобы он полностью «уложился» анализируемый временной интервал.
При этом «каждый субъект потенциально может находиться одном из множества различных состояний». Этим и определяется «пространство функциональных психических состояний»
В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущениям которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом».
Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда И г. п.).
Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психических состояний:
рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалывания, лазерными технологиями);
воздействие через музыку (цветомузыку).
Одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающей музыкой;
Адаптация человека и функциональное состояние организма
... др. Огромное значение в физиологической адаптации имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них изменяются и ... наследственности и естественного отбора (а равно и искусственного, т. е. производимого человеком). К понятию адаптации в эволюционноисторическом аспекте примыкают ненаследственные адаптивные реакции организма ...
психофармакологические средства. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатывается зависимость от препаратов. Со временем также эффективность действия стимулирующих препаратов снижается;
постгипнотическое, аутогипнотическое внушение и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССП).
Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (лишь в особых случаях).
Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотического внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей;
релаксационные упражнения (изменения рабочих поз, упражнения на расслабления и т. п.)
Профессиональный стресс
Стресс — термин, обозначающий большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (неблагоприятные, значительные по силе, продолжительные, неожиданные и пр.).
Факторы стресса — стрессоры — как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т. д.
Феномен стресса был открыт Гансом Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Общий адаптационный синдром имеет три классические стадии — угнетение, мобилизация, истощение. Он может оказывать как мобилизующее, так и отрицательное влияние на поведение и деятельность — вплоть до полной их дезорганизации.
В зависимости от вида стрессора различают:
- физиологический стресс
- психологический стресс
- эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. д.)
- информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений).
Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:
♦ изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и раз-вития;
♦ разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;
♦ разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;
♦ моделирование «трудных» психологических состояний человека;
♦ изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессо-устойчивости.
В практическом плане выделяют четыре субсиндрома стресса.
Когнитивный — проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.
Управление поведением и деятельностью в стрессе
... рекомендуемые канадским ученым Г. Селье пути управления поведением и деятельностью в стрессе: 1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, ... частью культуры труда, особенно в сферах деятельности, которые связаны с коммуникацией. Объектом работы является непосредственно стресс. Предмет работы – управление поведением и деятельностью в стрессе. Цель ...
Эмоционально-поведенческий — состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.
Социально-психологический — проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.
Вегетативный — проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.
Индивидуальные различия в поведении людей проявляются в зависимости как от их индивидуальных особенностей, так и от выраженности стрессогенных факторов.
При сравнительно невысокой их экстремальности у большинства людей возникает активное стрессовое поведенческое и трудовое реагирование: увеличение скорости реакций, уменьшение ошибок и т. п.
При сравнительно высокой экстремальности условий деятельности у большинства людей проявляются отрицательные формы стрессового реагирования, а число активно и адекватно реагирующих уменьшается.
- Индивидуализация условий труда (Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология)
Не у всех людей одни и те же условия труда вызывают одинаковые состояния. Отсюда возникает необходимость проектировать или совершенствовать условия труда применительно к индивидуальным особенностям работника.
В. Г. Лоос изучал психологическое воздействие заданного и самостоятельно регулируемого темпа. Сравнивая конвейерные линии с различными темповыми характеристиками, он пришел к выводу, что повышение принудительного темпа служит причиной усиления отрицательного отношения к данной работе. Эксперименты, проведенные автором, показали, что регулируемый темп более производителен и вызывает меньшее утомление. В. Г. Лоос называет несколько типов самостоятельного регулирования темпа, которые могут находить применение в производственных условиях: 1) индивидуально регулируемый темп, когда исполнитель может управлять скоростью работы, руководствуясь в основном своими возможностями и желаниями; 2) хотя каждый исполнитель и управляет непосредственно темпом своей работы, но уже должен соотносить его с действиями других работников; 3) коллективное регулирование темпа, где скорость работы изменяется по коллективно разработанной программе. В связи с последним типом регуляции темпа В. Г. Лоос рассматривает предложение о формировании бригады из людей «с равным природным темпом».
Обсуждаемая сейчас экономистами и социологами идея свободного расписания представляет собой не что иное, как индивидуальное регулирование режима дня.
Реализация проектно — исследовательской деятельности в ...
... деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены лишь только при условии ... компонент дошкольного учреждения, предварительная работа, практическая деятельность, сопуствующие формы работы, а именно творческие ... экологического воспитания построена на основании трудов С.Н. Николаевой. Цель исследования: разработать ...
Устанавливаемый в учреждении гибкий график выражается в том, что рабочий день разбивается на три части:
- фиксированная часть продолжительностью 5—6 ч, в течение которой весь персонал должен находиться на работе;
- две переменные части — в начале и конце рабочего дня,— когда позволяется выбирать время начала и окончания работы при сохранении установленной законодательством продолжительности рабочего дня.
Эксперименты со свободным расписанием проводятся сейчас в ряде зарубежных стран. Главные преимущества нового режима видят в определенном ощущении свободы в выборе рабочего времени и в ликвидации перегрузки транспорта в часы пик. Социологи считают, что свободное расписание помогает избавиться от формального, школярского отношения .к работе, воспитывает чувство ответственности за нее . К этому надо добавить, что гибкий график является условием оптимизации режима труда в соответствии с индивидуальными колебаниями работоспособности, например у «жаворонков» и «сов».
Тот же принцип индивидуального регулирования может быть применен при рационализации освещенности рабочего места. Известно, что уровень освещенности не только определяет скорость и точность восприятия. Свет является также эстетическим фактором производственной среды, оказывающим влияние на настроение работающих. Однако есть категория людей, которые плохо переносят сильную освещенность. Это лица со слабым типом высшей нервной деятельности.
По-иному решается задача индивидуализации условий труда в тех случаях, когда эти условия различаются требованиями к коммуникативным свойствам личности. В. И. Чумак изучал деятельность поездных диспетчеров на Криворожском горно-обогатительном комбинате. Примерно половина станций на этом комбинате имела автоматизированное управление железнодорожным движением, на других станциях управление движением совершалось без автоматизации. В качестве одного из главных показателей успешности выступала безаварийность. В. И. Чумак обнаружил тесную связь между экстраверсией диспетчера и успешностью его деятельности в неавтоматизированной системе управления железнодорожным движением. В автоматизированной системе взаимосвязь обратная. Диспетчер 3. П., которая перешла с неавтоматизированной станции на станцию с автоматизированным управлением, сказала исследователю, что работать здесь ей скучно, так как приходится управлять не людьми, а непосредственно движением поездов с диспетчерского пульта. На прежнем месте, где в ее подчинении были стрелочники, 3. П. было гораздо интереснее работать. Диспетчеры-интроверты успешнее работали на автоматизированных станциях. Одним из выводов исследования В. И. Чумака была рекомендация о перераспределении поездных диспетчеров по станциям в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Исследование деятельности конструкторов, проводимое под нашим руководством Л. Р. Плоткиным в одном из проектных институтов Днепропетровска, показало, что для экстравертов более благоприятна групповая, а для интравертов — индивидуальная работа над заданием.
Место групповой работы в общей системе консультирования
... разработавший и воплотивший идею рабочих групп качества, предназначенных для совершенствования процессов трудовой деятельности, улучшения ее результатов, а ... (Nims, 1998, р. 134). Участвуя в групповой работе, люди формируют социальные отношения, эмоциональные привязанности и часто ... внимание на то, как работает система и как функционирует индивид внутри системы. Группы встреч Согласно Линну и ...
Еще один способ учета индивидуально-типических особенностей работника рассмотрим на примере организации рабочего места. Правила имеют своей целью исключение ненужных движений, излишних действий и перемещений. Для этого орудия и предметы труда располагаются в пределах зон оптимальной досягаемости и оптимальной зоны обзора; все, что целесообразно брать правой рукой, располагается справа, а что нужно брать левой рукой — слева. В таком же духе даются и остальные рекомендации. Но, как оказалось, что идеальное с точки зрения общих правил НОТ рабочее место не отвечает потребности в новых впечатлениях, в повышенной двигательной активности, возникающей как следствие высокой подвижности нервных процессов.
Пути развития трудовой деятельности
Основа изменения содержания труда человека и сопряженных с ним психологических феноменов (стресс и др.) — социально-исторические условия жизнедеятельности людей.
Характерные особенности, определяющие взаимодействия человека с условиями трудовой деятельности в связи с активным применением техники:
- Резко увеличилось количество объектов (процессов, параметров), которые человек должен контролировать, и нередко одновременно. Следовательно, резко увеличивается объем информации, адресуемой человеку.
- Значительно расширился диапазон скоростей управляемых процессов. Часто это управление протекает в жестко заданных временных интервалах. С большими нервно-психическими нагрузками связана и противоположная ситуация труда — необходимость длительное время находиться в состоянии ожидания, управлять медленно изменяющимися процессами.
- Часто приходится работать в самых разнообразных условиях (при измененном давлении, влажности, температуре, вибрации, при воздействии шума, перегрузок, действие сильных электромагнитных полей и т. д.).
- Человек в современном производственном процессе часто не имеет возможности непосредственно наблюдать за ходом технологических процессов, которыми он управляет. Информацию о происходящих изменениях он получает с помощью приборов, и декодирует ее, что связано с дополнительными нервно-психическими затратами.
- Специалисты часто управляют техникой со сложными динамическими характеристиками — инерционностью, колебательностью, нелинейностями, стохастичностью, запаздыванием и др.
- Человек-деятель часто находится в довольно жестких условиях (временных, нормативных требований к количеству и качеству продукции).
Необходимость резкой перестройки поведения при изменении этих условий также связана с дополнительными нервно-психическими затратами.
Результаты многочисленных социологических опросов среди россиян за последние несколько лет свидетельствуют, что «доминирующими настроениями является тревога, ощущение угрозы, неуверенности в завтрашнем дне, стрессы, заниженная самооценка. Все это вызывает доминирование негативных постоянно действующих психических состояний. Отсюда эмоциональные срывы, агрессивность, нетерпимость, стремление любой ценой (наркотики, алкоголь, психофармакологические средства) изменить состояние сознания, снизить травмирующую напряженность. Если к этому добавить «общую нестабильность в обществе, рост преступности, снижение реального жизненного уровня, межнациональные конфликты, терроризм, то получается, что условия жизни многих россиян и их труда соответственно становятся особыми и экстремальными».
Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...
... и т.д. Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, ... является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, ...
-
Профессиональное выгорание, его диагностика и профилактика
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты»
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются еще более сложными, поскольку и тот и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Синдром профессионального выгорания — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории.
В.В. Макаров (2000), анализируя профессиональную деятельность психотерапевта, отмечает, что формированию данного синдрома способствуют как личностные особенности индивида (интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности), так и его профессиональная подготовленность (владение техниками и приемами), и организация труда (условия работы).
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в школе и в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем или воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.
Профессиональное выгорание у педагогов с разным типом саморегуляции деятельности
... определить, различается ли уровень профессионального выгорания у педагогов с различными типами саморегуляции деятельности. Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование различий уровня профессионального выгорания у педагогов с различным типом саморегуляции ...
Д. Гринберг приводит советы эксперта, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками — это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скамейке, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.