Управление поведением и деятельностью в стрессе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3

Глава 1. Общее понятие о стрессе……………………………………………4-13

1.1. Причины и факторы стресса………………………………………………4-8

1.2. Виды стрессов…………………………………………………………….9-13

Глава 2. Исследование управления поведением и деятельностью в стрессе…………………………………………………………………………14-24

2.1. Организация и проведение исследования……………………………..14-18

2.2. Анализ результатов исследования …………………………………….19-24

Глава 3. Рекомендации по эффективному управлению поведением и деятельностью в стрессе………………………………………………………25-35

3.1. Управление поведением и деятельностью в стрессе………………….25-30

3.2. Методы профилактики стрессовых ситуаций…………………………31-35

Заключение……………………………………………………………………36-37

Список использованной литературы………………………………………..38-40

Введение

В XXI веке человечество активно осваивает мировые ресурсы, горы, полярные области планеты, сталкиваясь нередко с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, то есть, со стрессом. Известно то, что при этом резко возрастают как требования и физиологической стабильности человека, так и психологические нагрузки. Практически каждый человек испытывал в своей жизни стресс, и в наше время о стрессе говорят очень часто.

Предпосылкой к возникновению и широкому распространению учения о стрессе можно считать роста актуальности проблемы защиты людей от действия неблагоприятных факторов окружающей среды.

В связи с этим выяснение механизмов стресса, изучение его биологических основ развития и возникновения приобретает первостепенную важность. Стресс вызывает изменения в физиологических реакциях организма, не выходящих за рамки нормального состояния, но в ряде случаев становящихся довольно сильными и даже повреждающими. В связи с этим правильное понимание отрицательных и положительных сторон стресса, адекватное их использование или предотвращение играют главную роль в сохранении здоровья.

Важной задачей в современном обществе является предоставление человеку социально-психологической помощи, доступной каждому в рамках программы по профилактике стресса и минимизации социальной напряженности. Общеизвестно, что стресс является важной общественной проблемой, которая опосредованно влияет на стабильность поведения людей и жизнь социума в целом.

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

Доклад по учебной дисциплине Психология управления на тему: Стресс в деятельности руководителя Выполнил: Студент 6-го курса (магистратуры) Гуреев Я.И. ВВЕДЕНИЕ Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. ...

Актуальность данной проблемы для населения России в последние годы резко возрастает в связи с процессами социально-экономических изменений, произошедших в обществе за последние десять лет.

Организация профилактики стресса, действующей систематически, а также психогигиены стресса среди населения призвана способствовать повышению сртессоустойчивости людей к различным факторам. Причем на сегодняшний день существуют различные методики психогигиены стресса, а также разработки организационных форм профилактики — индивидуальная защита от стресса при помощи современных методов психологической саморегуляции. Проведение групповых тренингов имеет направленность на снижение фрустрационной толерантности, повышение стрессоустойчивости, нормализацию межличностных отношений, укрепление или формирование сплоченной группы. Вырабатываемые навыки управления поведением и деятельностью в стрессе рассматриваются при этом как производственная IT-технология, являющаяся неотъемлемым элементом управленческой культуры, составной частью культуры труда, особенно в сферах деятельности, которые связаны с коммуникацией.

Объектом работы является непосредственно стресс.

Предмет работы – управление поведением и деятельностью в стрессе.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть техники управления поведением и деятельностью в стрессе на примере предприятия.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины и факторы стресса.

2. Сформировать представление о видах стрессов.

3. Проанализировать эффективные техники управления стрессом.

4. Рассмотреть управление поведением и деятельностью в стрессе.

5. Определить понятие стрессоустойчивости.

6. Сформулировать методы профилактики стресса.

Глава 1. Общее понятие о стрессе

1.1. Причины и факторы стресса

Термин стрессор определяет стимул, который возникает на работе и имеет негативные психические и физические последствия у большинства людей, которые подвергаются его воздействию.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... нарушения государственных законов. Асоциальное поведение Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, ... рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Причины девиантного поведения достаточно разнообразны: 1)& ... часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми ...

К стрессорам, которые воздействуют на сотрудников организаций, относится множество факторов, находящихся или за пределами, или внутри организаций, и исходящих, как от самих сотрудников, так и от некоторых их групп, которые обычно оказывают отрицательное воздействие [29, с. 34].

Существует ряд причин, которые вызывают стрессы личности в организациях. К ним относятся внеорганизационные, организационные, личностные факторы.

Внешние стрессоры включают в себя социальные изменения, которые вызваны научно-техническим прогрессом, внутриполитическими и международными событиями, отношением и ситуацией в семье, экономическими, социальными и финансовыми условиями жизни, классовой и расовой принадлежностью, окружением, в котором живет и находится человек. К примеру, стремительный темп технических и социальных изменений оказал значительное воздействие на образ жизни современного человека [13, с. 42].

Хотя медицинские достижения способствуют сведению к минимуму угрозы многих заболеваний, увеличению продолжительности жизни, современный темп жизни усилил внутреннее напряжение, внутренний душевный дискомфорт, приводя к стрессам. Вовлечение человека в суету высокодинамичной городской жизни, ее постоянные изменения и движение, множество людей в транспорте, на улицах – существенно нарушило душевную гармонию, продуктивность и благополучие физического, социального и умственного компонентов человека, приведя к резкому росту потенциальных возможностей к возникновению стресса [11, с. 72].

Общеизвестно, что велико влияние семьи на культуру и развитие личности человека. Ситуация в семье, кратковременный кризис, ссора или болезнь родных, долгие напряженные отношения между детьми или супругами, финансовая, бытовая и социальная неустроенность представляют собой серьезные стрессоры для человека. В семьях, где оба супруга работают, человек, который находится в условиях стресса, может передать его другим [8, с. 19]….

Заключение

Для того, чтобы жизнь проявлялась в большей степени с положительной стороны, нужно научиться управлять стрессом. Стрессом можно и нужно управлять. В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

12 стр., 5858 слов

Роль психологии в жизни людей в контексте понимания ее развития

Содержание Введение 1. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины 2. Хронология этапов развития психологии 3. Развитие психологии и ее роль в жизни людей 3.1 Теоретическое и эмпирическое знание 3.2 Предмет истории психологии и логика развития науки 3.3 Общение - координата науки как деятельности 3.4 Личность ученого и его роль в привнесении психологического знания Заключение ...

Можно привести рекомендуемые канадским ученым Г. Селье пути управления поведением и деятельностью в стрессе:

1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.

2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.

3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

4. Лучше использовать физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией, в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим, постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние.

5. Лучший способ уменьшить стресс – это отвлечься, если предстоит удручающе неприятное дело, не откладывать его, не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех.

Мы все разные, и наши проблемы тоже, «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы, разработать систему приоритетов в своей работе, научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы, наладить хорошие отношения с руководителем, не занимать обвинительно-агрессивной позиции. Проблема стресса в наше время представляет не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Значение, которое вкладывается в понятие «стресс», часто противоречиво. В то же время стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов, Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья.

В процессе эволюции в животном мире выработались специальные механизмы, обеспечивающие адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды. У человека и высших животных эти механизмы, повышая уровень стресса, обеспечивали реакции борьбы или бегства. В век научно-технического прогресса в современном обществе человек часто оказывается в ситуации действия психоэмоциональных стрессоров и из-за социальных ограничений не может реализовать реакцию борьбы или бегства. Накапливающиеся в организме продукты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизмов саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма.

19 стр., 9448 слов

Объект исследования: психология стресса

... Л.А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 386 с. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993 ... больше. Список литературы: Апчел В.Я, Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с. Бернс Р.С. Развитие Я ...

Установлено влияние повышенного уровня стресса и на генетический аппарат, что создает угрозу и генофонду человека.

Подчеркнем, что акцентирование внимания только на негативных последствиях действия стресса вносит путаницу в устоявшуюся терминологию стресса, дистресса и психосоматических заболеваний. Изменение уровня стресса – это прежде всего полезная для организма реакция, возникшая в процессе эволюции, способствующая оптимальной адаптации организма к меняющимся условиям жизни.

Список использованной литературы

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. – М. : Прогресс, 2005. – 261 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология – М. : Аспект-Пресс, 2000. – 362 с.

3. Базаров Т. Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Управленческие команды и их формирование // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1 / Под ред. Базарова Т. Ю. – М. : ИПК госслужбы, 2007. – 175 с.

4. Баксан Ю. Г. Психология управления / Екатеринбург : Феникс, 2004. – 354 с.

5. Венгер Л. А., В. С. Мухина Психология. – М. : Проспект, 2008. – 184 с.

6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник, 3-е изд. М. : Гардарики, 2008. – 278 с.

7. Грановская В. М. Элементы практической психологии / СПб. : Нева, 2004. – 244 с.

8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / СПб. : Речь, 2010. – 259 с.

9. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М. : Сфера, 2009. – 271 с.

10. Гринберг Д. Управление стрессом – СПб. : Питер, 2002. – 322 с.

11. Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб. : Питер, 2000. – 176 с.

12. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. – М. : Армада, 2008. – 196 с.

13. Кижаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М. : Наука, 2003. – 272 с.

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

3 МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Иванова С.П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В. Рабочая программа специальность 030301.65 – «Психология» Санкт-Петербург - 2008 Рецензенты: Л.В. Куликов доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет) Н.Г. Винокурова доктор педагогических наук, профессор (Санкт- ...

14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Феномен идентификации в групповом лидерстве // Вестник МГУ. Серия 14. – 2000, № 2. – С. 48 – 59.

15. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб. : Питер, 2006. – 327 с.

16. Малкина-Пых В. П. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М. : Эксмо, 2004. – 992 с.

17. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М. : Весть, 2006. – 372 с.

18. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М. : Дело, 2005. – 261 с.

19. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – СПб. : Нева, 2000. – 362 с.

20. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М. : Просвещение, 2006. – 271 с.

21. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2006. – 281 с.

22. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В. В., Стеканов А. Д., Виноградова Т. М. и др. – М. : Просвещение, 2001. – 383 с.

23. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М. : Академия, 2008. – 468 с.

24. Петрюк П. Т., Якущенко И. А. Социально-психологические и психиатрические аспекты психосоматических расстройств у больных, перенесших психоэмоциональный стресс. – М. : Исток, 2005. – 372 с.

25. Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М. : Проспект, 2005. – 392 с.

26. Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко – М. : Юнити, 2008. – 284 с.

27. Раевский В. В., Черноризов А. М.. Психофизиология. / Под ред. Ю. И. Александрова – СПб. : Питер-Пресс, 2008. – 344 с.

28. Рахманова С. Т. Трудные люди / Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 281 с.

29. Рощин С. К. Психология успешного предпринимательства в США. – М. : Интер-Пресс, 2006. – 173 с.

30. Рутман Э. М. Как преодолеть стресс – М. : Прогресс, 2008. – 362 с.

31. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. : Просвещение, 2002. – 190 с.

32. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства // Под ред. А. Л. Журавлева и Е. В. Шороховой. – М. : Институт психологии РАН, 2009. – 261 с.

33. Тригранян Р. А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О. Г. Газенко).

– М. : Наука, 2008. – 176 с.

34. Щербатых Ю. В. Общая психология. – СПб. : Питер, 2010. – 237 с.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...