Занятие № 13: Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций

7

1.Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций

Как правило, всякая чрезвычайная ситуация связана с опасностью для жизни и здоровья человека. Это закономерно вызывает у него чувства страха, растерянности, зачастую определяет неадекватное поведение. Эмоциональные реакции, возникающие в связи с опасениями за свою жизнь и жизнь окружающих, являются результатом влияния сильных раздражителей, неизбежно появляющихся при всех стихийных бедствиях, катастрофах и крупных авариях. Эти реакции усугубляются тем, что чрезвычайные обстоятельства возникают внезапно, часто в темное время суток, им сопутствуют нарушения работы систем электро- и водоспабжения, а при стихийных бедствиях — и резкое ухудшение метеорологических условий.

Тяжелые стихийные бедствия и катастрофы — трудное испытание для многих людей. Психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях значительных материальных потерь и гибели людей, может надолго лишить человека способности к рациональным поступкам и действиям. Однако следует отметить, что в любых, даже самых тяжелых условиях 12—15% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Это определяется уровнем их психологической защиты, которая формируется в повседневных условиях.

Существует две формы реакции человека на чрезвычайную ситуациюпассивная и активная. Ощущение опасности у одних превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным, растерянным и неспособным к целенаправленным действиям, в том числе и к активной защите. У других людей угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, побудить их выполнять свои задачи настойчивее, точнее и быстрее, не зная усталости. Часть людей инстинкт самосохранения подталкивает к бегству от угрожающих обстоятельств и факторов внешней среды, а других, наоборот, мобилизует к активным ответным действиям.

Оценивая травмирующее воздействие отдельных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни ситуациях, на психическую деятельность человека, следует различать психоэмоциональные (нормальные) реакциилюдей на экстремальную ситуацию ипатологические состояния.

3 стр., 1372 слов

Эмоциональные реакции на ситуацию по формуле АВС

Николай Николаевич Bacильeв, доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, руководитель Центра гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», тренер, практикующий психолог-консультант. Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от наших мыслей по поводу происходящего. Практически все люди имеют убеждения, ...

Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При таких реакциях сохраняются работоспособность (хотя она и снижается), возможность контакта с окружающими и критическая оценка своего поведения. В литературе такие реакции обозначаются как состояние стресса, психической напряженности и т. п.

Психопатологические же расстройства являются болезненными состояниями, практически полностью выводящими человека из строя и требующими специальной помощи.

Хотя чрезвычайные ситуации различаются по своему характеру, а каждый индивидуум по-своему реагирует на создавшуюся ситуацию, можно сделать некоторые обобщения относительно типичных реакций людей. Обычно эти реакции группируют в соответствии со стадиями ситуации, которые следует разделить на период предостережения, период самой чрезвычайной ситуации и период восстановления и возобновления устойчивого порядка жизни.

В динамике поведения людей, уже подвергшихся воздействию экстремальной ситуации (землетрясение), выделяют 6 последовательных фаз или стадий:

1. Стадия витальных реакций (до 15 мин, в течение которых поведение направлено на сохранение собственной жизни), переходящих в краткосрочное стояние оцепенения.

2. Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (длится 3—5 ч).

Характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия, проявлением безрассудства при одновременном снижении критической оценки ситуации.

3. Стадия психофизиологической демобилизации (длится до 3 суток).

Характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием панических реакций, понижением моральной нормативности поведения и пр.

7 стр., 3255 слов

Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.

онфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон.   Конфликт – это острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, характерное сильными эмоциональными переживаниями и элементами агрессивного поведения. конфликтологии участников конфликта ...

4. Стадия разрешения (продолжительность 3−12 суток после ситуации).

В этой стадии стабилизируются самочувствие и настроение, но вместе с тем сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими.

5. Стадия восстановления (начинается с 12-го дня).

У пострадавших активизируются межличностные отношения, начинают нормализовываться эмоциональная окраска речи, мимические реакции и пр.

6. Стадия оставленных реакций, которая характеризуется отдаленными последствиями.

Последствие действия негативных факторов ЧС провоцирует возникновение у человека психических и психосоматических расстройств.

Различают следующие негативные последствия:

  • непосредственные, проявляющиеся во время чрезвычайной ситуации;
  • ближайшие (наблюдаются в течение года после чрезвычайной ситуации);
  • среднесрочные (наблюдаются до 5 лет после чрезвычайной ситуации);
  • отдаленные (наблюдаются и через 5 лет).

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех аспектах:

1) синдромодинамика первичного эго-стресса (стресса осознания психотравмирующей реальности), то есть осознание человеком неотвратимости факта случившегося чрезвычайного происшествия;

2) социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: психические (невротические) и психосоматические расстройства;

3) социально негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: расстройства социального поведения, в отношении которых позиция государства носит медико-правовой характер.

Когда минует аффективно-шоковая (острая) реакция выступает картина первичного травматического эго-стресса (стресса осознания).

Структуру синдрома составляют:

1. Фрустрационная регрессия, связанная с действием одного из базовых механизмов защиты-регрессии. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости при одновременно повышенной вероятности бурных вспышек непосредственно разрушительного или хаотически-дурашливого поведения. Регрессия находит отражение в речевой спутанности. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничения прав и свободы).

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

СТРЕСС Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять ...

Здесь могут наблюдаться следующие проявления условно-патологической динамики личности очаге чрезвычайной ситуации:

— персонификация источника угрозы с переживанием образа врага и образа магического помощника;

— при наличии внешней блокады проявления агрессии возможны аутоагрессивные действия либо дальнейшая регрессия не глубже трехлетнего уровня с нарушением сфинктериальной дисциплины («медвежья болезнь»).

Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощной подверженности реальной опасности.

2. Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода существования эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой психотравмирующей реальности.

3. Аффект психалгии. Невыразимое словами переживание душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности, В структуру феномена душевной боли следует включить внешнее напряжение и гиперестезические реакции в силу их алекситмической формы. Длительная алекситмическая психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

В структуре ранней динамики психопатологических последствий ЧС выделяют следующие феномены:

  • феномен эго-стресса;
  • болезненные переживания вины, стыда, отвращения как аффекты действия патогенной эго-защиты;
  • эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения;
  • возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидание наказания за происшедшее;
  • ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

В развитии психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций установлен неуклонный процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства.

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... низкий; личностные нарушения затрудняют воспитательные воздействия; нарушения личности иногда ... возрасте: характеристика и последствия. Депрессия - это ... некоторые из них (страх темноты, страх одиночества, страх замкнутого пространства) могут ... диапазон различных социальных ситуаций. Дезадаптивные особенности могут ... ему, психопатологическими синдромами и симптомами - "дисгармонический инфантилизм", ...

Посттравматические стрессовые расстройства

Посттравматическое стрессовое расстройство— это состояние, которое развивается у человека, испытавшего стрессовое состояние исключительно угрожающего или катастрофического характера.

Пребывание в ЧС характеризуется рядом факторов:

  • явно осознаваемой угрозой жизни, биологическим страхом смерти;
  • стрессом;
  • невзгодами и лишениями.

Критерии диагностики посттравматических стрессовых расстройств:

  • Человек находился под воздействием травмирующего события, при котором:

— он был свидетелем событий, которые представлял реальную или вторичную угрозу жизни;

— реакция проявилась в виде страха, ужаса, беспомощности перед воздействием экстремального характера.

  • Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлений (интрузия):

— навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения;

— повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии;

— такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды при пробуждении;

— сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события;

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

Тема 10. Личность как объект и субъект общественных отношений. 10.1.Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности. 10.2.Социализация личности. Социальные нормы. 10.3.Социальный контроль и девиация. 10.4.Личность как деятельный субъект.     Ключевые понятия: личность, индивид, статус, социальная роль, социализация, усвоение культурных норм и ценностей; освоения ...

— физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

  • Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общим оцепенением: — попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой;

— попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминание о травме;

— частичное или полное забвение аспектов травмы;

— снижение интереса к ранее значимым видам деятельности;

— чувство отчужденности или отрешенности от окружающих;

— сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить);

— неспособность прогнозировать свою жизнь на длительную перспективу.

  • Устойчивые проявления повышенного возбуждения, отсутствовавшие до травмы (гиперактивность):

— трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна;

— раздражительность или вспышки гнева;

— трудность концентрации внимания;

— сверхнеосторожность;

— усиленная реакция на испуг.

  • Продолжительность расстройства (симптомы наблюдаются более 1 месяца).
  • Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности.

Выделяются следующие типы расстройств:

  • острое — симптомы сохраняются менее 3 месяцев;
  • хроническое— симптомы сохраняются 3 и более месяцев;
  • хроническое — симптомы возникают по прошествии 6 месяцев.

При ПТСР можно наблюдать следующую клиническую картину:

5 стр., 2011 слов

Формирование у школьников безопасного поведения в учебном процессе

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Проблема формирования навыков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6 1.1. Понятие навыка………………………………………………………………6 1.2. Особенности формирования навыков безопасности школьников………..7 2. Материалы и методы исследования…………………………………………14 2.1. Учет психологических особенностей школьника при организации учебного процесса ...

  • Нарушение сна.
  • Социальное избегание — дистанцирование и отчуждение от других, включая членов семьи.
  • Изменение поведения, эксплозивные вспышки, раздражительность или склонность к физическому насилию над другими.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Антисоциальное поведение и совершение противоправных действий.
  • Депрессия, суицидальные мысли.
  • Высокий уровень тревожной напряженности и психической неустойчивости.
  • Неспецифические соматические жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания).

Для развития посттравматических стрессовых расстройств характерно 5 фаз.

1. Начальное воздействие.

2. Сопротивление/отрицание.

3. Допущение/подавление.

4. Декомпенсация.

5. Совладание с травмой.

Первичные симптомы посттравматических стрессовых расстройств:

  • Повторное переживание травмы (несколько форм):

— повторяющиеся ночные кошмары;

— психический дистресс, связанный с событием, имеющим сходство с пережитыми событиями;

— воспоминания.

  • Эмоциональное отчуждение.
  • Повышенная возбудимость (расстройство сна, ярость, гнев, тяга к насилию).

    Вторичные симптомы:

  • Нарушение сердечной деятельности.
  • Нервное истощение.
  • Нарушение в работе желудка.
  • Сексуальные нарушения.
  • Тревожное ожидание сексуальных неудач.
  • Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздражительность, неадекватная самооценка).
  • Нарушение отношений с супругом и детьми.

Обобщая результаты исследований, можно сделать обоснованные выводы, что в острый период воздействия экстремальных факторов для лиц с легкой и средней степенью тяжести поражений характерной является следующая стадийность психического и психофизического состояния:

1- витальные реакции с подчинением поведения императиву сохранения собственной жизни (до 15 мин).

2 — психоэмоциональный шок с явлениями сверхмобилизации и подчинением поведения императиву спасения близких (от 3−5 ч. с последующей, при сохранении семьи, реализацией представлении о службе и профессиональном долге).

3 — психофизиологическая демобилизация характеризующаяся прогрессирующим снижением функциональных возможностей и физических сил, ухудшением психоэмоционального состояния, значительным уменьшением продуктивности и надежности деятельности, мотиваций к ней.

Дальнейшая динамика психофизиологического состояния может иметь существенные отличия, которые определяются характером экстремальных воздействий, тяжестью полученных поражений, степенью психической травмы и особенностями индивидуальной реакции на нее, сроками и качеством оказания первой врачебной и психологической помощи, а так же действенностью всего комплекса реабилитационных мер. Таким образом, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должны принимать участие целый ряд специалистов различного профиля среди которых одно из ведущих мест принадлежит психологам которые обеспечивают психологическое сопровождение как спасателей так и пострадавших, как в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, так и на этапе реабилитации после ликвидации последствий.

2.Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, оказываясь в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходить победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям.

Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх, Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой и т. д., то есть спутниками страха?

Первым, что для этого необходимо, является знание отличительных особенностей личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы. Зная особенности данного типа личности, можно формировать в человеке черты, которые помогают ему эффективно противостоять чрезвычайным обстоятельствам, В совокупности эти качества объединяются в личность безопасного типа. Личность типа жертвы

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведением жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы:

  • социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, национальность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);
  • специфика поведения до чрезвычайного пришествия;
  • особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;
  • отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего;

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы разноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов ситуации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, можно понимать:

  • психологические (индивидуально-психологические и социально-психологические) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;
  • биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;
  • психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной дезадаптации, а в результате — развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жертвы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на формирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, является особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекции).

Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение — виктимным. Поведение типа «жертвы» проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации. В силу этого в зависимости от характера ЧС можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктимностя. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отношение к опасности и отношение к риску.

Если говорить о типологии виктимности, то она определяется типом ЧС, в которой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную виктимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И наконец, она может быть активной или пассивной, в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные отношения. Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа.

Личность безопасного типа поведения

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке,что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого есть возможности и способности, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выделения ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах:психофизиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей; осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

  • общественно-коллективные мотивы поведения гражданина;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;
  • наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека. Такими компонентами являются:

  • предвидение опасности;
  • уклонение от опасности;
  • преодоление опасности. Предвидение опасности предполагает:
  • правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);
  • предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий;
  • предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде обитания, другим людям).

Основная возможность уклониться от опасности, человек должен знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций; звать свои силы и возможности преодоления опасности; уметь правильно оценить ситуацию. Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия. Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. л); знать способы защиты и владеть навыками их применения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.