4057КР Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ на примере города Коркино

4057 КР Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ на примере города Коркино

Содержание

Введение 3

Глава 1. Содержание работы учителя-логопеда в условиях логопункта в ДОУ 5

1.1 Профессиональная деятельность учителя-логопеда 5

1.2 Деятельность учителя-логопеда в логопункте ДОУ 11

Вывод по главе 1 21

Глава 2. Анализ деятельности учителя логопеда в условиях логопункта ДОУ в городе Коркино 22

2.1 Анализ деятельности логопункта ДОУ № 158 22

2.2 Анализ деятельности учителя-логопеда в ДОУ № 158 23

Выводы по главе 2 31

Заключение 32

Список литературы 33

Введение

Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Актуальность исследования бесспорна. В настоящее время в области логопедии и коррекционного образования в целом наблюдаются такие явления, как проблемы чистоты самого русского языка (большое количество сленговых образований), проблемы влияния телевидения и т.п., и, конечно же, проблемы социально-демографического характера. А таких условиях коррекционная работа должна проводиться наиболее интенсивно. Требования, предъявляемые детям в дошкольных учреждениях, возросли. Соответственно, возросла и ответственность логопедической работы.

В последнее время количество дошкольных логопунктов возросло в связи с возникновением новых форм подготовки детей к школе: групп кратковременного пребывания, групп гармонического развития, центров развития ребенка.

В журнале «Логопед» проблема дошкольных логопунктов освещалась неоднократно (О.А. Степанова, С.О. Подобед, О.В. Савчук и др.).

При их создании все пользуются инструктивным письмом Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений.

Актуальность данного положения определила выбор темы работы: «Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ на примере города Коркино».

5 стр., 2317 слов

Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда ...

... за разные виды педагогической деятельности, заверенный учителем-логопедом и руководителем школы; отчет о прохождении педагогической практики; анализ системы логопедической работы в школе с приложением ... заданий на каждом этапе практики. Им сообщаются условия работы логопедического пункта при общеобразовательной школе, расписание работы логопеда, время встречи с родителями. Проводятся распределение ...

Цель настоящей работы — проанализировать организацию работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ.

Объект исследования: процесс оказания логопедических услуг.

Предмет исследования: деятельность учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ.

Гипотезой исследования является предположение о том, что деятельность учителя-логопеда будет более эффективной при организации работы логопункта в учреждении.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

• изучить и проанализировать литературу по теме работы;

• определить важность и необходимость логопедической работы и выявить специфику организации;

• рассмотреть деятельность учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ;

• исследовать специфику работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ на примере города Коркино.

• предложить рекомендации по оптимизации работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ на примере города Коркино.

Методы исследования носят теоретический характер: анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практический характер: наблюдение, моделирование.

Глава 1. Содержание работы учителя-логопеда в условиях логопункта в ДОУ

1.1 Профессиональная деятельность учителя-логопеда

К задачам приоритетного национального проекта «Образование» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определении цели деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития [3].

Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование (фил.фак., пед.фак.) с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

Учитель-логопед:

а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;

5 стр., 2069 слов

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...

... СДВГ; Разработка дифференциальной модели психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу" Что такое гиперактивность?       "Гипер...” — (от греч. ...

в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;

г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;

д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;

е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам [12].

Функции логопеда:

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Работа по коррекции звукопроизношения.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Работа по коррекции слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности.

Прежде всего, выделяются два компонента: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста.

Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОУ является коррекция дефектов речи и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает овладение учителем-логопедом методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с дошкольниками.

Действительно, распространение речевых нарушений и дизорфографии негативно сказываются на процессе формирования языковой личности ребенка, его дальнейшей школьной и социальной адаптации.

Вместе с тем, углубляются противоречия между требованиями, предъявляемыми профессией к личностным и профессиональным качествам учителя-логопеда, и успешной реализацией им профессиональных функций, самостоятельного, творческого решения педагогических задач, между навыком практического применения полученных молодым специалистом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыком заставляет новичка заняться самообразованием.

Решение этой проблемы, действительно, возможно через непрерывное образование специалиста, которое подразумевает профессиональное совершенствование по профилю через определенное время (курсы повышения квалификации).

Но для молодого, начинающего профессиональный путь, специалиста, все же приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование [4].

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных ...

О наличии этих проблем и ряда противоречий профессионального развития учителя-логопеда неоднократно отмечалось в научно-методической литературе. Так, Т.В. Туманова, отмечает низкий уровень профессиональной компетентности учителей-логопедов, несоответствие между современными научными представлениями о коррекции речевых нарушений и готовностью специалистов к успешной реализации психолого-педагогических технологий в работе с детьми. При изучении состояния профессиональной компетентности учителей-логопедов (данные Т.А. Алтуховой) отмечается недостаточность их ориентированности в теоретических и практических вопросах.

Система формирования профессионального опыта учителя-логопеда в педагогической мастерской направлена, прежде всего:

• на включение участников в практическую совместную творческую деятельность,

• на овладение новыми способами решения педагогических задач в процессе моделирования,

• на разработку содержания логопедических занятий и непосредственного применения осваиваемых приемов логопедической работы в собственной практике [22].

Личностный компонент формирования профессиональных качеств учителя-логопеда как специалиста ДОУ включает в себя, прежде всего, умение общаться, ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ — это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы в детском саду. Очень важно «открыть» ребенка на общение с логопедом, ведь, как правило, дети, имеющие нарушения речи малообщительны, замкнуты.

«Открытие» ребенка на общение — зависит, в первую очередь, от создания комфортных условий на занятиях (в состоянии психологического комфорта дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными).

Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то же время, знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает учителю-логопеду планировать дальнейшую совместную с ним работу.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Личностно-ориентированная модель общения предполагает ситуацию, при которой взрослый предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ребенку чувство психологической защищенн…

**************************************************************