Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста 3

1.1 Понятие технологии социально-культурной деятельности 3

1.2 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 17

1.3 Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 25

Выводы по первой главе 37

Список литературы 40

Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

1.1 Понятие технологии социально-культурной деятельности

В современной ситуации социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности. Ее цель — организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, а также создание условий для самореализации и самосовершенствования каждой отдельно взятой личности. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в различных формах культурно-досуговой деятельности и направленных на решение воспитательных задач.

В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Термин «технология» появился совсем недавно, однако прочно вошел в педагогический лексикон и в терминологию социально-культурной сферы. Понятие «технология» переводится с греческого языка как искусство, мастерство + мысль, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами. В толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» — это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В 60-е годы прошедшего столетия в связи с тем, что компьютеры проникли в образовательные системы и процесс образования понятие «технология» вошло не только в образовательную, но и в культурную и социальную сферы деятельности. Активно стали развиваться такие технологии как: педагогические, культурно-досуговые, социально-культурные и другие. Появилось значительное число специальных работ, анализирующих педагогические технологии — от определения понятия до рассмотрения всего технологического процесса в целом или отдельных его компонентов. В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... лрганизации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Гипотеза исследования: организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого ...

Дискуссия по актуальным проблемам современных технологий не завершена, и сегодня ученые спорят и о самой категории «технология», и о критериях сферы ее воздействия. В формулировке понятия «технология» в педагогической науке существуют большие разночтения (встречается более 300 вариантов понимания категории «педагогическая технология»).

Но, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия.

Хотелось бы обратить внимание на концепцию Г. К. Селевко. По его мнению педагогическая технология функционирует: в научном плане, исследующем наиболее рациональные пути обучения; как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения. С позиций многофункциональности педагогической технологии он выводит ее определение, вычленяя три аспекта. Прежде всего — научный аспект, где педагогическая технология выступает как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы. Далее — процессуально-описательный, который базируется на описании (алгоритме) процесса и включает в себя совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения. И третий аспект — процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

2 стр., 715 слов

15. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

Технология социально-педагогической профилактики и коррекции. Технология – осн. Задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ... виды профилактики: психологическая, педагогичес­кая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогаческая профилактика — это систе­ма предупредительных ...

Таким образом, в этом определении педагогической технологии мы видим важные для понимания ее сущности общие положения. Во-первых, педагогическая технология понимается как проектная часть педагогического процесса. Во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств.

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников уточняют понятие «технология социально-культурной деятельности», характеризуя ее как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению А.Д. Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга.

19 стр., 9241 слов

Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе

... и социальную сферу. Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и ... их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых ... .В. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по ...

Однако технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что возможно при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система форм, средств, методов.

По мнению Г. Н. Новиковой, социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов.

По определению Е.И. Григорьевой, «технология — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания». Данное определение вбирает в себя понимание социально-культурной …

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 512с.

2. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Мтюхиной, Т.С. Михальчик. — М.: Просвещение, 1984. — 420 с.

3. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. — М.: Академия, 1998. — С. 45−49.

4. Воробьева И. В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 106 с.

5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: — М.: Инфра-М., 2004. — 220 с.

17 стр., 8101 слов

Социально-психологические технологии работы с малообеспеченными гражданами

... Это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг ... обслуживания и многочисленных методических пособиях [19, c.140]. Алгоритм технологии социальной диагностики малоимущих ... , явные и скрытые механизмы - социальные, культурные, социально-психологические. Эти механизмы в своей основе носят ...

6. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

7. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан — М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.

8. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. — М., 1998. — 140 с.

9. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУКИ, 2002. — 288 с.

10. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.

11. Киселева Г. Г. Основы социально-культурной деятельности. — М., 1995. — 302 с.

12. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М., МГУКИ, 2001. — 136 с.

13. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. — Орел: ОГИИК, 1997. — 400с.

14. Коган Л.Н. Социология культуры. — Екатеринбург, 1992. — 360c.

15. Культурно-досуговая деятельность. /под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. — М., 1998. — 458с.

16. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

17. Михайлова Л. И. Социология культуры. — М.:Академия, 1999. — 500с.

18. Новикова Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью // Технологические основы социально-культурной деятельности. — М.: МГУКИ, 2004. — 176 с.

19. Орлова Г. П. Свободное время: условия развития человека и мера общественного богатства. -Свердловск, 1989. — 246с.

20. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. — 50 с.

2 стр., 751 слов

Библиографический список источников по курсу СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

... Социально-педагогическая деятельность в ДОУ» *Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие ... А.И. Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально воспитательного института (из опыта работы): Ставрополь, 2002 ... Лебедева О.В. Организация и содержание социально- психологической помощи детям с проблемами в ...

21. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. — 1984. -№ 4. — С.15−30.

22. Празднично-игровая культура семьи и детства. Коллективная монография / Отв. редактор С.В. Григорьев. Под общей редакцией Д.Л. Монахова, С.В. Григорьева, А.С. Фролова. — 2-е изд., переработанное и доп. — М.: МГДД (Ю)Т, 2009.- 236 с.

23. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М., 1993. — 408 с.

24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 2002. — 480с.

26. Ступени творчества: Учебно-методическое пособие. — Изд. 2-е, доп. И перераб. — Барнаул: Изд. БГПУ, 2003. — 155с.

27. Технологии социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

28. Триодин В.Е. Семья в зеркале социально-культурной деятельности — СПб.: Специальная литература. — 2004. — 316 с.

29. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. — М.: Cоциально-технологический институт, 1999.-320с.

30. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М.: Дашков и К, 2002. — 296с.

31. Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. — 2003. — № 1. — С.12−15.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector