Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология профессиональной деятельности

13

1.     Психологические аспекты деятельности человека в системе управления

В системе «человек – машина» центральным компонентом является человек-оператор, а машина служит объектом его деятельности, орудием его деятельности.

Деятельность представляет собой форму активного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, направленного на его изменение или сохранение. Деятельность складывается из действий, а действия – из более мелких единиц – операций как способов осуществления действий.

Инженерная психология рассматривает психику человека в непосредственной связи с его деятельностью. Психологический анализ деятельности человека в системе управления опирается на понятия «цель деятельности», «планы действий», «саморегуляция».

Целью деятельности человека-оператора, как правило, является обеспечение функционирования системы «человек – машина», в которую он сам входит, и получение требуемого выходного продукта. Цель деятельности обычно задается человеку-оператору извне. Чтобы она стала его личной целью, она должна удовлетворять его соответствующую потребность и отвечать мотивам деятельности — вещественным или идеальным факторам, ради которых он станет действовать, таким, например, как получение достойного вознаграждения за труд, профессиональное самоутверждение, повышение самооценки и оценки со стороны других людей и т.п. Мотивация опирается на моральные качества личности: чувство ответственности, долг, совесть, а также на характер и темперамент человека. чем выше и устойчивее мотивация к данному виду деятельности, тем больше вероятность успешного достижения целей деятельности. И, наоборот, низкий уровень мотивации предопределяет возможную неудачу. Низкий уровень мотивации является одной из причин разного рода аварийных происшествий.

Отдельные действия, из которых складывается деятельность, обусловлены теми же мотивами и направлены на те же цели, а операции как конкретные способы выполнения действия имеют целью лишь обеспечение успешности данного действия.

Планы действий. С выбором цели в сознании человека сразу же формируется план ее достижения. Он складывается в виде последовательности действий, каждое из которых направлено на достижение промежуточной цели, а все вместе – на достижение общей цели деятельности. По прошлому опыту человеку обычно известны возможные препятствия на пути достижения каждой промежуточной цели, что позволяет оценить свои возможности по преодолению этих препятствий. На базе этих оценок формируется прогноз успешности всей будущей деятельности.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

В плане обычно отражаются не все составляющие будущей деятельности. Части плана, намеченные к исполнению, осознаются особенно ясно, а поэтому хорошо запоминаются.

С накоплением опыта работы в памяти человека отлагаются целые единицы деятельности, которые впоследствии становятся составляющими будущих планов. Однако каждая возникающая у человека задача неповторима в своем роде. Поэтому старые планы обычно используются как «полуфабрикаты», которые, после соответствующей адаптации к новым условиям, применяются для решения возникших задач.

Установка и саморегуляция деятельности. Внешнее воздействие на систему, направленное на поддержание заданных параметров ее функционирования, представляет собой регулирование. К примеру, регулированием являются действия водителя автомобиля по управлению машиной. Автомобиль не сам поддерживает направление и скорость движения, а подчиняется управляющим воздействиям водителя.

В отличие от этого, саморегулируемые системы осуществляют выдерживание показателей своей работы посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой. Способность к саморегуляции базируется на обратной связи, обеспечивающей восстановление исходного состояния системы. Саморегулируемые системы широко распространены в технике. Их примерами являются автомат, поддерживающий заданный уровень жидкости в резервуаре, автопилот, стабилизирующий положение самолета в пространстве, авторулевой, удерживающий морское судно на заданном курсе, и многие другие.

Человек-оператор также представляет собой саморегулируемую систему, в которой процесс саморегуляции связан с понятиями установки и значимости.

3 стр., 1327 слов

Организм является саморегулирующейся системой.

Объясните роль антропогенных факторов в эволюции видов. Наиболее наглядными примерами влияния человека на процесс эволюции видов являются одомашнивание животных и выведение сортов культурных растений. Предковые формы многих культур исчезли с лица Земли. Многие из сегодняшних видов так сильно отличаются от исходных, что их можно уже считать новыми видами антропогенного происхождения. Параллельно с ...

В сложных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, у человека возникают эмоции, которые порождают изменения центральных, вегетативных, двигательных и иных функций, что способствует энергетической мобилизации организма, направленной на преодоление трудностей, возникших на пути к цели, приведению организма в состояние готовности к интенсивной трате энергии для достижения этой цели. Осуществляется саморегуляция– целенаправленное изменение уровня психологической и физиологической активности, мобилизация внутренних ресурсов организма на решение возникшей задачи.

Более значимым действиям сопутствует более высокий уровень активации нервной системы и мобилизации организма.

В результате накопления опыта по управлению системой оператор все больше познает особенности тех задач, с которыми он имеет дело, свои возможности по их разрешению, а также те обстоятельства, которые могут привести к срыву деятельности, и последствия таких срывов. Он все полнее и разностороннее постигает роль каждого действия в общей деятельности и его смысл. Поэтому все более определенными становятся для оператора прогнозы вероятности успеха или неуспеха в данном действии, вероятности тех или иных результатов. уровень переживаний, связанных с выполнением данного действия, становится более определенным и устойчивым. Всякий раз, когда появляется необходимость выполнить данное действие, в организме оператора возникает готовность нервных структур с уровнем мобилизации, адекватным сложности и важности для него этого действия. У оператора формируется установка к этому действию. Она проявляется в неосознанной готовности, предварительной настройке структур организма, обеспечивающих восприятие действительности, и его мышечных структур к выполнению действия и его соответствующему эмоциональному подкреплению. В установках закрепляется связь между значимостью действия и уровнем мобилизации нервных и энергетических ресурсов организма.

Эмоции и деятельность. Процесс саморегуляции связан с переживанием человеком личностного смысла возникшей ситуации – с так называемыми значащими переживаниями. В них синтезируется осознание потребности в выполнении данной операции и трудностей, стоящих на пути ее выполнения.

8 стр., 3915 слов

Психофизиологический механизм стресса

План: Введение 1. Группы стресса 1.1 Клиническая группа 1.2 Событийная группа 1.2.1 Фрустрация как состояние и виды реакций на нее. 2. Механизмы стресса 3. Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов 4. Стресс и здоровье Заключение Литература Введение Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс, ...

Значащие переживания вызывают мобилизацию энергетических и духовных сил организма. Чем ответственнее задача, чем выше уровень вызванных ею значащих переживаний, тем выше чувствительность к сигналам, имеющим в сложившейся обстановке важное значение, и, наоборот, понижается чувствительность к сигналам, не несущим полезной информации. в экстремальных ситуациях человек может безошибочно выполнять сложнейшие операции, на готовность к которым настроены благодаря значащим переживаниям психические и энергетические структуры его организма. Однако и наоборот, тот же оператор может ошибаться при выполнении самых простых операций, когда он оценивает обстановку как достаточно безопасную или когда считает, что основные трудности позади.

Конечно, вызванная значащими переживаниями физиологическая и психологическая активация не может компенсировать недостаток знаний, умений и опыта. Более того, именно знания и опыт позволяют правильно интерпретировать информацию, поступающую в ходе решения задач управления, и обеспечивают адекватность значащих переживаний и процессов саморегуляции характеру внешних воздействий. Невежда испытывает состояние душевного смятения там, где знаток действует спокойно и уверенно, и равнодушно взирает на надвигающуюся опасность, угрозу которой он не осознает.

Саморегуляция связана с индивидуальным стилем работы человека, с тем, как он соотносит условия стоящей перед ним задачи управления со способами своих действий и со своими психофизиологическими возможностями.

Как показывает опыт, при возникновении проблемной ситуации одни операторы с осторожностью оценивают обстановку и так же осторожно принимают решение. Для других характерен низкий темп выработки решения, неуверенность в своих действиях. Третьим свойственен импульсивный характер решений, они ограничиваются оценкой обстановки «в общем и целом», принимают решение без особых опасений по поводу возможных ошибок.

Как запоздалые, так и скороспелые решения нередко служат причинами всякого рода происшествий в человеко-машинных системах.

Наиболее успешно осуществляют свои функции те операторы, которые при возникновении проблемной ситуации прежде всего оценивают лимит времени, отведенный для ее разрешения, связывают с ним выработку решения и в его пределах анализируют ситуацию и взвешивают возможности.

Временные характеристики действия оператора

Одной из наиболее показательных и легко измеримых характеристик, отражающих психическую деятельность человека, является время его реагирования на внешний стимул. Время реагирования является количественным показателем максимальной скорости, с которой протекают у данного человека нервные процессы при решении конкретной задачи, т.е. оно определяет, «что может» данный человек. Знание оператором задачи, понимание и переживание той ответственности, которую она на него налагает, отражается на его психическом состоянии и скоростных возможностях. Поэтому время реакции на данный сигнал является и объективным показателем отношения оператора к данному сигналу, — того, «что хочет» человек, в какой мере он стремится к достижению цели. Временные характеристики используются при решении широкого круга прикладных задач. Они дают возможность судить о ходе процесса обучения оператора и о достигнутом уровне его производственных навыков, позволяют оценить физическое состояние оператора, используются в качестве критериев оценки соответствия техники психофизиологическим качествам оператора.

Большие временные ограничения, которые требуют очень быстрой реакции оператора на поступивший сигнал, усложняют задачи оператора и повышают напряженность его деятельности. Однако существует и обратное явление, когда чрезмерно низкие временные ограничения также ухудшают условия деятельности. Большой избыток времени при малом притоке информации порождает у оператора состояние скуки, монотонности, низкой психической активности, и он вынужден за счет волевых усилий активизировать свое состояние, что вызывает психическую напряженность. Поэтому при создании систем «человек – машина» приходится заботиться о том, чтобы временные ограничения в деятельности оператора были не только не очень большими, очень жесткими но и не очень малыми, не слишком либеральными.

Стресс. Инженерная психология изучает формы поведения человека в состоянии стресса – крайней физической и психической напряженности. В более широком смысле стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, т. е. реакцию, не зависящую от характера раздражения. Стресс возникает в экстремальных условиях, связанных с чрезвычайным воздействием физических и психологических факторов на организм оператора или его психику.

Различают стресс физиологический, который протекает у всех людей довольно сходно, и психологический.

Физиологический стресс могут вызвать чрезмерно высокая или низкая температура воздуха на рабочем месте, очень сильный шум, загазованность и т.п. Физиологический стресс является фактором, влияющим на надежность системы «человек – машина». Он может привести к отказу оператора как звена системы. Физиологический стресс и связанное с ним снижение надежности предотвращаются организационными и техническими мероприятиями в области охраны труда.

Психологический стресс может иметь в своей основе различные причины: информационную перегрузку, дефицит важной и срочно необходимой информации, нехватку знаний для решения задачи, борьбу мотивов поведения (например, желания выполнить долг и страха перед риском), недостаток воли для выполнения ответственных действий и т.п.

В зависимости от вида конкретной деятельности человека, его профессиональных и личностных качеств и целого ряда других условий могут преобладать те или иные причины. Однако на первое место следует поставить эмоциональное начало, которое регулирует уровень протекания психических процессов в экстремальной ситуации.

Формы поведения человека в состоянии психической напряженности крайне индивидуальны.

Тормозная форма стресса характеризуется замедленным выполнением мыслительных операций, дефектами в переключении внимания, неспособностью выполнять привычные действия. Она известна каждому школьнику или студенту: меня вызвали к доске, и я вдруг забыл всё, к чему готовился и что, безусловно, знал…

Импульсная форма стресса проявляется в росте количества ошибок, причем темп работы может не только сохраниться, но даже увеличиться: появляется неоправданная спешка. Возрастает вероятность малоосмысленных действий, забывания простейших правил. Импульсная форма стресса часто наблюдается у неопытных работников в условиях информационной перегрузки или при внезапном возникновении чрезвычайно ответственных задач. Например, начинающему водителю инструктор впервые поручил самостоятельно двинуться с места, а новичок, забыв, что машина стоит на ручном тормозе, лихорадочно нажимает то на педаль газа, то на педаль тормоза, и даже сам не зная зачем включает стеклоочиститель…

При генерализованной форме психологического стресса возникает дискоординация движений и даже полный срыв деятельности на фоне общего депрессивного состояния.

Сила и стойкость стрессов также различны. Они могут быть слабо выражены и быстро проходить либо протекать долго и заметно сказываться на результатах работы, вплоть до полного отказа работника от данного вида деятельности.

Устойчивость к стрессу связана с факторами мотивации. Люди, равнодушные к своей профессии, склонные к завышенной самооценке, раздражительные, неуверенные в себе обнаруживают низкую надежность в стрессовых ситуациях.

Устойчивость к стрессу достигается как результат целенаправленного воспитания чувства уверенности в себе, сознательного управления своими состояниями и поступками. Важную роль в профилактике психологического стресса играют обучение и в особенности тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным.

2. Психология профессиональной деятельности

  1. История развития психологии профессиональной деятельности

Психологическое изучение различных видов профессиональной деятельности занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений психологической науки. Психология профессиональной деятельности как научное направление начала формироваться в 20-х годах прошлого столетия в Западной Европе и Америке для решения задач профотбора. В нашей стране в первые годы существования Советского государства перед психологами была поставлена задача поиска и разработки научно-обоснованных средств для наиболее рационального распределения и использования рабочих кадров.

В психологии профессиональной деятельности можно выделить два основных направления исследований [4], представленных в Табл. 2.1.

Таблица 2.1 – Направления исследований в психологии профессиональной деятельности

Направление исследования

Цель исследования

1

Описание и психофизиологический анализ различных профессий, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности)

Изучение основных характеристик профессиональной среды и требований, предъявляемых данной профессией к психике человека для решения задач:

  • Профотбора
  • Профконсультации
  • Профобучения
  • Изучения причин профутомления
  • Рационализации рабочего места
  • Реконструкции и проектирования профессий

2

Углубленный психологический анализ профессий, создание психологической классификации профессий

Психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценка взаимного соответствия компонентов системы «человек — профессиональная среда» для решения задач:

  • Упорядочения всего многообразия профессий по различным критериям
  • Изучения психологических факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности
  • Профессионального самоопределения личности и профотбора

Психология профессиональной деятельности тесно связана с такими разделами психологической науки, как общая психология, экспериментальная психология, психофизиология, организационная психология, инженерная психология, эргономика, социальная психология, психология управления, возрастная психология, юридическая психология, экономическая психология.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм, определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий, например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д..

2.2 Человек и профессия

Жизнь человека, духовная и физическая, ее ценность, наполненность содержанием и смыслом в большой мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом, и поэтому человек, сознательно осваивающий свою профессию и развивающийся как профессионал, чувствует себя значимой единицей социума. Однако профессиональная жизнь часто оказывается богата не только радостями, но и трудностями – неправильный выбор сферы деятельности, неумение поставить перед собой четкие цели и задачи, отсутствие коммуникативных навыков, профессиональные кризисы, наконец, — вот далеко неполный перечень тех факторов, которые могут оказать деструктивное влияние на человека, и не только как на профессионала, но и на его личность в целом. Помочь понять причины трудностей, испытываемых человеком в профессиональной жизни, найти способы преодоления этих трудностей, как раз и помогает отрасль психологической науки, называемая «психология профессиональной деятельности». На рис. 2.1 отображены ключевые вопросы в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности.

Почему возникают конфликты в профессиональной среде?

Как обеспечить взаимосоответствие человека

и профессии?

Рис. 2.1 — Ключевые вопросы в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности

Поиск путей обеспечения согласованного взаимодействия человека и профессии, раскрывающегося в профессиональной деятельности, является основной задачей психологии профессиональной деятельности.

2.3 Психологические признаки и психологические регуляторы труда. Профессионально-важные качества

Профессия – (лат professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

В процессе изучения профессиональной деятельности можно выделить две основные области, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.1 – Две области задач психологии профессиональной деятельности

Область задач

Содержание

1

Предметная

Исследование предмета, средств и условий труда как элементов объективной реальности, обладающих социальными, производственно-техническими, экономическими, организационными и санитарно-гигиеническими характеристками, оказывающими определенное воздействие на субъект труда.

2

Психологическая

Познание особенностей субъективного отражения человеком объективной реальности в процессе его профессиональной деятельности, т.е исследование личностных, профессионально-психологических факторов, являющихся регуляторами поведения и деятельности человека-профессионала.

Поскольку субъективное отражение реальности всегда индивидуально, психологический анализ поведения субъекта труда в процессе деятельности требует знаний, представленных на рис. 2.2.

Психологические закономерности и тенденции формирования профессиональной направленности человека

Индивидуальное психологическое своеобразие и его проявления в поведении человека

Особенности психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления и проч.

Рис. 2.2 — Когнитивная область психологии профессиональной деятельности

В последние десятилетия в отечественной психологии профессиональной деятельности четко наметился переход от объектно ориентированного к личностно, или субъектно ориентированному подходу, который направлен на изучение психологической сути труда человека. При таком подходе труд рассматривается не просто как осознанная целенаправленная деятельность, а как «множество состояний сознания человека» [1], как процесс, в котором человек реализует себя как личность. Для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности и в целях анализа взаимосоответствия человека и профессии [1, 2] в психологии труда выделяют так называемые психологические признаки труда и психические регуляторы труда.

Выделяют четыре психологических признака труда, представленных на рис. 2.3:

_s1135_s1135

_s1135

_s1135

Рис. 2.3 – Психологические признаки труда

Важно отметить, что все перечисленные признаки включают как критерий оценки эмоциональные проявления субъекта труда, вернее их адекватность. Именно эмоциональная окраска придает живость процессу труда и позволяет назвать его «профессиональной жизнью».

Названные признаки в своей совокупности могут быть использованы и для самоанализа своей готовности к профессиональному труду. Внимательное отношение к особенностям своей личности, самопознание и личностный рост тесно связаны с профессиональным ростом.

Психологические регуляторы трудавключают в себя три единицы анализа:

  • Образ объекта труда
  • Образ субъекта труда
  • Образ субъектно-объектных отношений.

Смысловое содержание этих понятий раскрывается на рис. 2.4.

_s1135_s1135

_s1135_s1135

_s1135

_s1135

_s1135_s1135

Рис. 2.4 – Психологические регуляторы труда

В названии психологических регуляторов труда используется термин «образ», поскольку речь идет о психическом отражении, т.е. о концептуальных моделях этих понятий в сознании человека, готовящегося стать профессионалом или уже вовлеченного в профессиональную деятельность.

Психологические регуляторы труда как единицы анализа субъектно-объектных отношений раскрывают особенности отражения субъектом труда объективной реальности и степень адекватности этого отражения, т.е. определяют характер личностных и предметных отношений.

2.4 Профессионально важные качества

Успешная самореализация субъекта труда в профессии зависит от индивидуальных особенностей человека и от уровня его самосознания с точки зрения готовности и пригодности к выполнению тех или иных функций. Вот почему при выборе профессии и для последующего профессионального развития важно иметь представление о профессионально важных качествах.

В качестве профессионально важных качеств могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства человека – соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная физическая выносливость – ярко выраженные ПВК для многих видов деятельности. Выделяют следующие основные ПВК (рис. 2.5):

_s1135_s1135

_s1135

_s1135

_s1135_s1135

_s1135_s1135

_s1135_s1135

_s1135_s1135

Рис. 2.5 – Основные ПВК

Знание о ПВК является важным фактором для профессионального ориентирования, профессиональной коррекции, психологического профессионального диагностирования и т.п.

Разные области взаимодействия, в которые вступает человек по ходу выполнения своих профессиональных обязанностей, предъявляют требования к различным аспектам человеческой психики. Например, работа в системе «человек-техника» в основном затрагивает психофизиологические характеристики: внимание, память, работоспособность, особенности восприятия и т.п. Это связано с тем, что человек вынужден приспосабливаться к машине – ее ритму работы, индикаторам, скорости.

При работе в системах «человек-человек» психофизиология отходит на второй план, и более значимыми становятся личностные качества: коммуникабельность, тревожность, агрессивность, склонность к риску и т.п.

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что психологическая система профессиональной деятельности — это совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, множество состояний его сознания, организованные для выполнения функций конкретной деятельности.

3.5 Профессиографирование, как метод изучения профессиональной деятельности

Одним из инструментов психологического изучения профессиональной деятельности является профессиографирование. На ранних стадиях развития профессиография определялась как совокупность всех знаний, относящихся к описательно-техническим и психофизическим характеристикам профессии. Сама же профессия рассматривалась как сумма трудовых актов. На современном этапе развития технологии профессиографирования труд рассматривается как множество состояний сознания человека, как процесс, в котором человек реализует себя, осуществляя поиск и созидание новых способов и приемов достижения профессиональных результатов (Климов Е.А. Психология профессионала).

Профессиографирование же становится инструментом, позволяющим познать сущность человека как субъекта труда, изучить динамику его становления, развития, формирования, саморегуляции в определенной профессиональной сфере.

Следующие виды профессиографирования используются профессиональными психологами с целью профессионального отбора, ориентации, коррекции и т.д.

_s1135

_s1135_s1135_s1135_s1135

_s1135_s1135_s1135_s1135

Для неспециалиста в области психологии профессиональной деятельности, пожалуй, наиболее интересным может стать формирующее профессиографирование — новое направление профессиографирования, позволяющее человеку осмыслить свою актуальную и перспективную готовность к будущей профессиональной деятельности. Оно обеспечивает стратегию интроспективного изучения (т.е. наблюдения собственных психических процессов без использования каких-либо специальных инструментов или эталонов) собственной мотивационно-направленной учебно-профессиональной деятельности для переосмысления и осознания ее психологической сущности и своей профессиональной готовности. Для студентов выпускников высших учебных заведений это особенно важно.

Технология формирующего профессиографирования включает три основных этапа:

  • изучение теоретических основ объекта труда

  • формирование образа объекта труда (описание трудового поста)

  • формирование образа субъекта труда (интроспективный анализ собственных психологических характеристик, по которым можно судить о взаимосоответствии человека и профессии).

Результатом подобного исследования с последующим его анализом может стать повышение осмысленного интереса студентов к будущей профессиональной деятельности, расширение сферы их осознанности и формирование целостного образа профессионала.

Рекомендуемая литература:

  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004

  2. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007

  3. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность.М.: Академия, 2005

  4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие психологические признаки характеризую уровень готовности человека к профессиональной деятельности?

  2. Что такое психические регуляторы труда, почему в их названии используется термин «образ»?

  3. Для чего служит профессиографирование?

  4. Какой вид профессиографирование может использоваться для самоанализа готовности к профессиональной деятельности?