Презентация на тему: Психология как наука

Психология как наука

доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В. М.

Определение

психологии

Психология — наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

знания

Конкретность — обобщенность

Интуитивность — рациональность

Ограниченность — широта

Уникальность и универсальность научного знания — ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

методы научно-исследовательскойработы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

7 стр., 3096 слов

Тема 1.1 Психология как наука. Предмет психологии, ее задачи. Основные отрасли современной психологии. Структура. Современное состояние психологической нау

... предмета, объекта и задач психологии как науки; - формирование представления об основных отраслях психологии, этапности развития научного психологического знания; - ознакомление с основными направлениями психологической науки на современном историческом этапе ...

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

;

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р. Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов — напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа — в недрах религиозной философии;

сознание — в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

10 стр., 4944 слов

Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность

... клиническая (медицинская) психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психологии лечебного процесса. ... и материализма. Переломный момент - 17 век - психология - наука о сознании. Р.Декарт: «Сознание - специфическая способность души познавать самое себя ...

неосознаваемые психические процессы — с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение — с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей — с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-хгодов XX в.

Объект психологии как науки — психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения.

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

8 стр., 3599 слов

Семинар 4−5. Психология человека и труд

... психики. Психическое отражение. Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция. Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы. 2. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек ...

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Презентация на тему: Психика

Психика

свойство

высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение

Признаки

психики

Основные

признаки

психики:

способность к отражению ,

чувствительност ь.

Основные функции психики

Рефлекторность психики

Первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения психикой;

Закономерность перехода воспринимающих компонентов системы в исполнительные;

Адекватность сформированного образа, в значительной мере определяется активностью отражающего мир субъекта.

Схема психического отражения

Особенности

психического

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности ... проблемы. Б.Ф. Ломов выдвинул главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» ... функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния психики. Различные звенья такой системы могут ...

отражения человека

Активность отражения.

Целенаправленность отражения.

Динамичность отражения.

Неповторимость, индивидуальность психического отражения.

Психическое отражение человека носит опережающий характер.

Объективность психического отражения.

Явления, которые изучает психологическая наука

1. Психические процессы

познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, внимание, представление, память, моторика, речь;

эмоционально — волевые процессы: чувства, воля.

2.Психические свойства (особенности): способности, темперамент, характер, знания;

3.Психические состояния: апатия, творческий подъем, сомнение, уверенность, внимательность и т. д.;

4.Массовые психические явления.

Специфика психических явлений

1.Полифункциональность и полиструктурность.

2.Недоступность для непосредственного наблюдения.

3.Отсутствие четких пространственных признаков.

4.Высокая подвижность и изменчивость.

2 стр., 942 слов

14. Психология лечебного процесса

... осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация ... лечебной практики. Необходимо рассматривать психологию больного не только как субъекта болезни, но и каксубъекта лечебного процесса, участвующего в нём, переживающего ...

5.Высокая адаптивность.

Презентация на тему: Основные принципы системно- деятельностного

Основные принципы системно- деятельностного

1.пр. детерминизм;подхода

2.пр. единства сознания и поведения (деятельности);

3.пр. развития;

4.пр. активности;

5.пр. системности.

Методы

психологии

Научные методы практической психологии

Собственно психологические методы: психологическая консультация; психологическая коррекция; психотерапия; психотренинг.

Психотехники: гипноз; психоаналитическая психотерапия;

гештальттерапия;

бихевиоральная терапия; клиентцентрированная; логотерапия; психодрама; арт-терапия;танцевальная; группы встреч и др.

Отрасли

психологии

Место психологии в системе наук

Рекомендуемая

литература

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, ... и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ...

1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М.,Владос-Пресс,2003, стр. 5-54;69-81.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12-43.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо — Юрайт, 2002, стр.9-99.

4. Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М.,Ось-89,2006.5. Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002.

6. Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14-62.7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008.

8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12-48;80-115.

9. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22.

10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003.

11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега — Л, 2005.

12. Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М.,Изд-воинститута Психотерапии, 2002, стр. 15 — 33.

13. Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007.

14. Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998.

15. Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002.

16. Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология,Ростов-на-Дону,Феникс, 2002, стр. 5-50.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector