Презентация на тему: Лекция 4

Лекция 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

План лекции

1.Структура профессиональной подготовки педагога.

2.Предметное содержание профессиональной подготовки педагога.

3.Содержание и сущность профессиональной компетенции педагога.

4.Формирование психолого-педагогическойготовности к педагогической деятельности.

5.Составляющие плодотворности профессиональной деятельности педагога.

6.Основные выводы.

Цель – познакомить со структурой и предметным содержанием профессиональной подготовки педагога, содержанием и сущностью профессиональной компетенции педагога.

Основные понятия: бакалавриат; бакалавр; магистратура; магистр; аспирантура; академические, организационные, коммуникативные умения; психолого-педагогическая готовность.

Структура и предметное содержание профессиональной подготовки педагога

Сущность и содержание профессиональной подготовки педагога в современных учебных заведениях не отвечает требованиям, предъявляемым современной исторической ситуацией к личности педагога, к сущности, содержанию и методам его профессиональной деятельности. Это касается и определения новых целей подготовки будущего педагога, и утверждения новой многоуровневой структуры педагогического образования, и определения нового содержания образования и введения новыхорганизационно-методическихформ обучения.

2 стр., 733 слов

Раздел 2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

... профессиональной деятельности. Профессиональная самооценка, самоконтроль, ответственность. Учет индивидуальных особенностей для оптимизации учебной и профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития. Профессия как образ жизни Тема 2.3. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов Специфика учебно-профессиональной подготовки ... с содержанием профессиональной деятельности ...

Многоуровневая система педагогического образования позволяет удовлетворить разнообразные запросы общества и личностные потребности человека в осуществлении педагогической деятельности разных направлений, видов и специализаций. К тому же данная система расширяет возможности педагогических учебных заведений в организации своей преподавательской, научной деятельности одновременно с меняющимися условиями рынка педагогического труда.

I уровень. Общее высшее образование. Срок обучения 2 года.

Осуществляется: на базе общего полного среднего образования или среднего специального образования.

Квалификация:

Диплом о профессиональной квалификации среднего специального образования.

Выход из системы, свидетельство об общем высшем образовании.

II уровень. Базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат).

Срок обучения:

3 года (совмещенное с профессиональной подготовкой).

2 года (без профессиональной подготовки)Осуществляется: на базе общего высшего

образования.

Квалификация:

Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по избранным специальностям.

Выход из системы, диплом бакалавра образования в предметной области.

III уровень. Полное высшее педагогическое образование (магистратура).

Срок обучения1-2года.

Осуществляется: на базе бакалавриата. Квалификация:

Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации.

Выход из системы, диплом магистра образования (наук).

Повышение научной квалификации (аспирантура).

Осуществляется: на базе полного высшего образования.

Представленная многоуровневая структура педагогического образования является одним из возможных вариантов реорганизации педагогического образования.

Презентация на тему: Существующее ныне положение вещей в системе педагогического образования представлено как многоуровневой структурой (например,

Существующее ныне положение вещей в системе педагогического образования представлено как многоуровневой структурой (например, некоторые факультеты Московского педагогического государственного университета), так и традиционной – 5 лет обучения в педагогическом вузе после окончания средней школы или среднего педагогического учебного заведения.

Всистеме педагогического образования помимо дневной формы обучения существуют заочные и очно-заочныеформы обучения, где сроки обучения, где сроки обучения варьируются от 3 до 5 лет.

11 стр., 5288 слов

РАЗДЕЛ II. СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ

... профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля; b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку ... для психологов: a) история психологии; b) педагогическая психология; c) основы высшей математики; d) ... обучения психологов является прохождение: a) магистратуры; b) интернатуры; c) колледжа; d) докторантуры. 55. Можно ли после получения диплома ...

Предметное содержание профессиональной подготовки педагога

Содержание профессиональной педагогической подготовки включает в себя изучение студентами следующих циклов учебных дисциплин:

1.Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины: Иностранный язык, Физическая культура, Отечественная история, Культурология, Политология, Правоведение, Русский язык и культура речи, Социология, Философия, Экономика.

2.Общие математические и естественнонаучные дисциплины: Математика и информатика, Концепция современного естествознания, Технические и аудиовизуальные средства обучения.

3. Общепрофессиональные дисциплины: Общая психология, Экспериментальная психология, Возрастная психология, Социальная психология, Педагогическая психология, Введение в впедагогическую деятельность, Общие основы педагогики, Теория и методика воспитания, Теория и методика обучения, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, Основы медицинских знаний, Безопасность жизнедеятельности.

4. Дисциплины предметной подготовки.

В циклах 3 и 4 допускаются изменения согласно положениям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Одной предметно-профессиональнойподготовки педагога недостаточно, поскольку педагог в силу специфики своей деятельности есть носитель культуры общества во всех ее проявлениях. Поэтому так разнообразны требования к общему культурному содержанию его профессиональной подготовки.

Обеспечение учащихся современными техническими средствами обучения вызвало к жизни многочисленные вопросы по поводу возникновения психологической зависимости детей от продуктов технического прогресса. В

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса. Педагог профессионального обучения реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Педагог профессионального обучения решает следующие основные задачи: Подготовка ... процессе, организации деятельности учащихся и своей собственной, умения вести учебно-программную ...

настоящее время перед педагогической наукой встали проблемы гуманитаризации процессов

воспитания и обучения, поскольку технологизация обучения стала представлять реальную угрозу формированию и развитию общечеловеческих качеств личности, в том числе и личности будущих педагогов.

Все это вызывает к жизни появление проблемы формирования нового подхода к определению содержания профессиональной подготовки будущих учителей в системе педагогического образования.

Содержание и сущность профессиональной компетенции педагога

Профессиональная компетенцияпедагога отражает высокий уровень его теоретической и практической подготовки, адекватность самооценки себя и своих действий, что позволяет ему эффективно осуществлять деятельность творческого характера.

Впедагогической литературе по-разномуопределяется содержание и классификация тех практических умений, по которым и определяется профессиональная компетентность педагога. Обобщенно их можно

выделить в три основные группы:

академические, организационные, коммуникативные умения.

Академические уменияявляются практическим результатом теоретической подготовки будущего педагога в сферах предметной, психологической и общепедагогической подготовки, включают:

Когнитивные умения – знания учебного предмета педагогической специализации, наук психолого-педагогического цикла и умения оперировать ими в педагогической деятельности.

Информационные умения– умения непосредственного изложения учебного материала в наиболее доступной форме с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их возраста, индивидуальных особенностей. Сюда же включаются умения и навыки педагога в работе с источниками информации, литературой, дидактически преобразовывать ее и интерпретировать, а также умения и навыки работы с техническими средствами обучения.

Презентация на тему: Развивающие умения. Владение ими позволяет педагогу развивать познавательные процессы, эмоционально-чувственную и волевую сферы

Развивающие умения. Владение ими позволяет педагогу развивать познавательные процессы,эмоционально-чувственнуюи волевую сферы учащихся, что соответствует развитию видов и способов их мышления, памяти, обогащению чувств и переживаний, активизации волевых усилий. Развивающие умения педагога являются предпосылкой к формированию у учащихся как интереса к обучению, так и к формированию и развитию системыморально-нравственныхценностей,социально-психологическихориентиров, оптимального поведенческого репертуара как видов и способов проявления своего отношения к самим себе и к окружающей действительности.

Овладение организаторскими умениями

обеспечивает включение учащихся в различные виды плодотворной учебной и внеучебной деятельности, формирование у них отношения к этой деятельности и адекватное восприятие ее результатов. Организаторские умения в известной степени базируются на владении педагогом методиками воспитания и обучения, а также на его индивидуально-личностныхособенностях.

Коммуникативные умения включают умения воспринимать и понимать других людей и на основе этого организовывать общение и совместную деятельность с ними.

Перцептивные умения – умения воспринимать, понимать и оценивать другого человека. Они несут в себе в большей степени субъективный характер, в котором на первый план выходят представления о другом человеке, о егомотивационно-смысловомповедении на основе собственных представлений и жизненного опыта.

Эмпатические умения – умения сопереживать, постижение эмоционального состояния. Эмпатические умения возрастают по мере взросления человека и ростом его жизненного опыта, в котором есть вероятность проживания человеком многообразных психических состояний. Сопереживание эмоционального состояния другого человека подразумевает наличие опыта равно отрицательных и положительных переживаний, что особенно важно понимать в общении с детьми.

Умения педагогического общениявключают в себя умения моделировать, осуществлять и анализировать общение с учащимися в педагогическом взаимодействии. Важными моментами педагогического общения являются:

распределение внимания и его устойчивость;

установление обратной связи;

положительный эмоциональный фон всего взаимодействия.

Умения педагогической техники. В

педагогическую технику включаются:

умения речевого поведения;

умения выразительного показа чувств и отношений;

умения саморегуляции психического состояния.

Речевое поведение педагога есть понятие культуры речи, что подразумевает на только грамотное владение словом, но и четкую дикцию, правильное дыхание, богатство интонаций.

Выразительный показ чувств и отношений основывается на умениях управлять своим телом, снимать мышечное напряжение, на навыках координации движений, что обеспечивает свободную, выразительную и разнообразную мимику и жестикуляцию, во многом определяющую речевое поведение педагога.

Саморегуляция психического состояния выражается в умениях контролировать проявления своего темперамента, сильных чувств, управлять своим настроением и психофизическим состоянием и на этой почве не допускать появления стрессовых состояний у самого педагога и его учащихся, а также возникновения и развития конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.

Формирование психолого-

педагогической

готовности

кпедагогической

деятельности

В процессе профессиональной педагогической подготовки и становлении личности учителя в

учебных заведениях можно сформировать

психолого-педагогическуюготовностьк

осуществлению педагогической деятельности, которая состоит из формирования: педагогического сознания (комплекс представлений о профессиональной деятельности, комплекс представлений о детях, комплекс представлений о себе как педагоге), педагогической технологии (технология обучения, технология воспитания), педагогической техники (техника предметной деятельности, техника общения) (Ю.И. Турчанинова).

Согласно концепции личностно ориентированной педагогики содержаниепсихолого-педагогическойготовности к профессиональной педагогической деятельности можно представить следующим образом (Д.А. Белухин)

(табл. 1).

Таблица 1

Содержание психолого-педагогическойготовности к профессиональной педагогической деятельности

Педагогическое

Педагогические

Педагогичес

сознание

технологии

кая

 

 

техника

1.Комплекс

1.Технология

1.Техника

представлений о

организации

предметн

педагогической

общения и

ой

деятельности

совместной

деятельн

2. Комплекс

деятельности в

ости

представлений о

процессе

2.Техника

детях

педагогического

общения

3. Комплекс

взаимодействия

 

представлений о

2.Технология оказания

 

себе как педагоге

педагогических

 

 

воздействий

 

Презентация на тему: 1. Комплекс представлений о педагогической деятельности

1. Комплекс представлений о педагогической деятельности

– знание о содержании, сущности, формах, методах, способах, направлениях и видах педагогической деятельности, о ее роли, месте и общественной значимости.

2.Комплекс представлений о детях – знания об этапах анатомо-физиологическогои психического развития человека, об особенностях его мышления,эмоционально-волевойи интеллектуальной сферах, о сущностных и содержательных характеристиках мира детства и юношества.

3.Комплекс представлений о себе как педагоге – объективное представление о своих индивидуальных психофизических особенностях, способностях и умениях, о положительных и отрицательных характеристиках своей личности, имеющих профессиональнопедагогическую значимость, о направлениях и способах дальнейшего личностного и профессионального развития.

4. Технология организации общения и совместной деятельности в процессе педагогического взаимодействия – сущность, содержание и методика организации общения и различных способов совместной деятельности с учащимися.

5.Технология оказания педагогических воздействий – законы и закономерности эффективности оказания педагогического воздействия гуманистического характера без подавления личности и индивидуальности ребенка, а также без оказания негативных последствий на психику самого педагога.

6.Техника предметной деятельности – методы, приемы и способы обучения, воспитания, умения применять различные технические средства обучения и предметы иллюстративного характера.

7. Техника общения – элементы педагогической техники владения голосом, движениями, жестикуляцией, мимикой и умения психической саморегуляции.

Весь цикл учебных дисциплин в обучении способствует выработке комплекса представлений о педагогической деятельности (занятия по предмету педагогической специализации, педагогике, педагогической психологии, виды педагогических практик и т.д.).

Изучение таких дисциплин, как общая, возрастная, педагогическая психология, анатомия и физиология человека и др., может дать частичное представление о детях, их психофизических особенностях.

Занятия по теории и методике воспитания и обучения

способствуют приобретению определенных умений

техники предметной деятельности.

Составляющие

плодотворности

профессиональной деятельности педагога

Плодотворность профессиональной деятельности

педагога зависит от степени развития трех его составляющих: личностно-органичной, ситуативно-адекватной, педагогическицелесообразной.

Личностно-органическая– преломление содержания процесса педагогического взаимодействия через грани личности педагога, отбор методик, средств, форм, приемов его организации сообразно индивидуальным особенностям учителя. Свойства поведенческого репертуара имеют силу оптимального воздействия сами по себе благодаря естественности, искренности проявления коммуникативных умений профессионального поведения педагога.

Ситуативно-адекватная – высокий уровень развития перцепции, эмпатии, творческого потенциала, позволяющий анализировать и адекватно оценивать конкретные педагогические ситуации, вплоть до ситуаций конфликтного характера, импровизировать и находить нестандартные решения в организации педагогического взаимодействия.

Педагогически-целесообразная– достижение поставленной цели и решение педагогических задач воспитания и обучения в контексте законов и закономерностей педагогической науки и практики, основанное на академических знаниях и умениях педагога.

Очевидна тесная связь между данными составляющими педагогической деятельности, которые именно в комплексном своем проявлении могут способствовать как ее плодотворности, так и эффективности результатов.

Если обучение в вузе можно назвать

становлением личности педагога, то процесс ее развития происходит уже после окончания вуза и имеет постоянный характер.

Повышение квалификации учителя происходит регулярно и систематически в рамках деятельности различных образовательных учебных заведений. Однако этот факт не отменяет процессы самообразования и личностно-профессиональногосамосовершенствования педагога в течение всей его жизнедеятельности.

Данный процесс самообразования будет тем плодотворнее, чем выше был уровень формирования психолого-педагогическойготовности к профессиональной творческой деятельности учителя.

Основные выводы

Научно-техническийпрогресс и бурное развитие наук человекознания требуют от современного педагога высокого уровня развития его общей культуры, носителем которой он является по природе и характеру своей деятельности.

Основы профессиональной компетенции педагога формируются в период его обучения в вузе в виде формирования психолого-педагогическойготовности к профессиональной педагогической деятельности творческого характера, что обеспечивает индивидуализированный процесс «обживания» педагогического пространства.

Личностно-органичнаясоставляющая педагогической деятельности учителя представляется наиболее существенной, так как именно личность педагога есть тот фундамент, на котором строится его профессиональная компетенция.

Сущность процесса обучения будущих учителей является организация активной плодотворной учебной деятельности, которая ведет к становлению личности педагога и к возникновению предпосылок для ее дальнейшего развития.

Система современного педагогического образования должна делать большой упор на развитие личностного потенциала будущего учителя, внедряя новые формы и методы обучения и воспитания.

Презентация на тему: Вопросы

Вопросы

1.Что вы понимаете под общей культурой педагога?

2.Как вы видите себя в роли носителя культуры современного общества?

3.Овладение какими профессиональными умениями педагога представляется вам: а) наиболее легкими; б) наиболее трудными? Почему?

4.Могут ли отличные оценки за вузовские экзамены служить гарантией высокой профессиональной компетенции педагога?

5.Ваше отношение к процессам самостоятельной учебной работы. Что вы ожидаете от учебных занятий по педагогике?

Задания

1.Приведите примеры проявления в поведении педагога личностноорганичной, ситуативно-адекватнойипедагогически-целесообразнойсоставляющих.

2.Опишите свою учебную деятельность, укажите, что есть в ней главное, на ваш взгляд.