Лекция 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
План лекции
1.Структура профессиональной подготовки педагога.
2.Предметное содержание профессиональной подготовки педагога.
3.Содержание и сущность профессиональной компетенции педагога.
4.Формирование
5.Составляющие плодотворности профессиональной деятельности педагога.
6.Основные выводы.
Цель – познакомить со структурой и предметным содержанием профессиональной подготовки педагога, содержанием и сущностью профессиональной компетенции педагога.
Основные понятия: бакалавриат; бакалавр; магистратура; магистр; аспирантура; академические, организационные, коммуникативные умения;
Структура и предметное содержание профессиональной подготовки педагога
Сущность и содержание профессиональной подготовки педагога в современных учебных заведениях не отвечает требованиям, предъявляемым современной исторической ситуацией к личности педагога, к сущности, содержанию и методам его профессиональной деятельности. Это касается и определения новых целей подготовки будущего педагога, и утверждения новой многоуровневой структуры педагогического образования, и определения нового содержания образования и введения новых
Раздел 2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов
... профессиональной деятельности. Профессиональная самооценка, самоконтроль, ответственность. Учет индивидуальных особенностей для оптимизации учебной и профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития. Профессия как образ жизни Тема 2.3. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов Специфика учебно-профессиональной подготовки ... с содержанием профессиональной деятельности ...
Многоуровневая система педагогического образования позволяет удовлетворить разнообразные запросы общества и личностные потребности человека в осуществлении педагогической деятельности разных направлений, видов и специализаций. К тому же данная система расширяет возможности педагогических учебных заведений в организации своей преподавательской, научной деятельности одновременно с меняющимися условиями рынка педагогического труда.
I уровень. Общее высшее образование. Срок обучения 2 года.
Осуществляется: на базе общего полного среднего образования или среднего специального образования.
Квалификация:
Диплом о профессиональной квалификации среднего специального образования.
Выход из системы, свидетельство об общем высшем образовании.
II уровень. Базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат).
Срок обучения:
3 года (совмещенное с профессиональной подготовкой).
2 года (без профессиональной подготовки)Осуществляется: на базе общего высшего
образования.
Квалификация:
Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по избранным специальностям.
Выход из системы, диплом бакалавра образования в предметной области.
III уровень. Полное высшее педагогическое образование (магистратура).
Срок обучения
Осуществляется: на базе бакалавриата. Квалификация:
Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации.
Выход из системы, диплом магистра образования (наук).
Повышение научной квалификации (аспирантура).
Осуществляется: на базе полного высшего образования.
Представленная многоуровневая структура педагогического образования является одним из возможных вариантов реорганизации педагогического образования.
Презентация на тему: Существующее ныне положение вещей в системе педагогического образования представлено как многоуровневой структурой (например,
Существующее ныне положение вещей в системе педагогического образования представлено как многоуровневой структурой (например, некоторые факультеты Московского педагогического государственного университета), так и традиционной – 5 лет обучения в педагогическом вузе после окончания средней школы или среднего педагогического учебного заведения.
Всистеме педагогического образования помимо дневной формы обучения существуют заочные и
РАЗДЕЛ II. СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ
... профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля; b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку ... для психологов: a) история психологии; b) педагогическая психология; c) основы высшей математики; d) ... обучения психологов является прохождение: a) магистратуры; b) интернатуры; c) колледжа; d) докторантуры. 55. Можно ли после получения диплома ...
Предметное содержание профессиональной подготовки педагога
Содержание профессиональной педагогической подготовки включает в себя изучение студентами следующих циклов учебных дисциплин:
1.Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины: Иностранный язык, Физическая культура, Отечественная история, Культурология, Политология, Правоведение, Русский язык и культура речи, Социология, Философия, Экономика.
2.Общие математические и естественнонаучные дисциплины: Математика и информатика, Концепция современного естествознания, Технические и аудиовизуальные средства обучения.
3. Общепрофессиональные дисциплины: Общая психология, Экспериментальная психология, Возрастная психология, Социальная психология, Педагогическая психология, Введение в впедагогическую деятельность, Общие основы педагогики, Теория и методика воспитания, Теория и методика обучения, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, Основы медицинских знаний, Безопасность жизнедеятельности.
4. Дисциплины предметной подготовки.
В циклах 3 и 4 допускаются изменения согласно положениям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Одной
Обеспечение учащихся современными техническими средствами обучения вызвало к жизни многочисленные вопросы по поводу возникновения психологической зависимости детей от продуктов технического прогресса. В
Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...
... педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса. Педагог профессионального обучения реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Педагог профессионального обучения решает следующие основные задачи: Подготовка ... процессе, организации деятельности учащихся и своей собственной, умения вести учебно-программную ...
настоящее время перед педагогической наукой встали проблемы гуманитаризации процессов
воспитания и обучения, поскольку технологизация обучения стала представлять реальную угрозу формированию и развитию общечеловеческих качеств личности, в том числе и личности будущих педагогов.
Все это вызывает к жизни появление проблемы формирования нового подхода к определению содержания профессиональной подготовки будущих учителей в системе педагогического образования.
Содержание и сущность профессиональной компетенции педагога
Профессиональная компетенцияпедагога отражает высокий уровень его теоретической и практической подготовки, адекватность самооценки себя и своих действий, что позволяет ему эффективно осуществлять деятельность творческого характера.
Впедагогической литературе
выделить в три основные группы:
академические, организационные, коммуникативные умения.
Академические уменияявляются практическим результатом теоретической подготовки будущего педагога в сферах предметной, психологической и общепедагогической подготовки, включают:
Когнитивные умения – знания учебного предмета педагогической специализации, наук
Информационные умения– умения непосредственного изложения учебного материала в наиболее доступной форме с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их возраста, индивидуальных особенностей. Сюда же включаются умения и навыки педагога в работе с источниками информации, литературой, дидактически преобразовывать ее и интерпретировать, а также умения и навыки работы с техническими средствами обучения.
Презентация на тему: Развивающие умения. Владение ими позволяет педагогу развивать познавательные процессы, эмоционально-чувственную и волевую сферы
Развивающие умения. Владение ими позволяет педагогу развивать познавательные процессы,эмоционально-чувственную и волевую сферы учащихся, что соответствует развитию видов и способов их мышления, памяти, обогащению чувств и переживаний, активизации волевых усилий. Развивающие умения педагога являются предпосылкой к формированию у учащихся как интереса к обучению, так и к формированию и развитию системыморально-нравственных ценностей,социально-психологических ориентиров, оптимального поведенческого репертуара как видов и способов проявления своего отношения к самим себе и к окружающей действительности.
Овладение организаторскими умениями
обеспечивает включение учащихся в различные виды плодотворной учебной и внеучебной деятельности, формирование у них отношения к этой деятельности и адекватное восприятие ее результатов. Организаторские умения в известной степени базируются на владении педагогом методиками воспитания и обучения, а также на его
Коммуникативные умения включают умения воспринимать и понимать других людей и на основе этого организовывать общение и совместную деятельность с ними.
Перцептивные умения – умения воспринимать, понимать и оценивать другого человека. Они несут в себе в большей степени субъективный характер, в котором на первый план выходят представления о другом человеке, о его
Эмпатические умения – умения сопереживать, постижение эмоционального состояния. Эмпатические умения возрастают по мере взросления человека и ростом его жизненного опыта, в котором есть вероятность проживания человеком многообразных психических состояний. Сопереживание эмоционального состояния другого человека подразумевает наличие опыта равно отрицательных и положительных переживаний, что особенно важно понимать в общении с детьми.
Умения педагогического общениявключают в себя умения моделировать, осуществлять и анализировать общение с учащимися в педагогическом взаимодействии. Важными моментами педагогического общения являются:
распределение внимания и его устойчивость;
установление обратной связи;
положительный эмоциональный фон всего взаимодействия.
Умения педагогической техники. В
педагогическую технику включаются:
умения речевого поведения;
умения выразительного показа чувств и отношений;
умения саморегуляции психического состояния.
Речевое поведение педагога есть понятие культуры речи, что подразумевает на только грамотное владение словом, но и четкую дикцию, правильное дыхание, богатство интонаций.
Выразительный показ чувств и отношений основывается на умениях управлять своим телом, снимать мышечное напряжение, на навыках координации движений, что обеспечивает свободную, выразительную и разнообразную мимику и жестикуляцию, во многом определяющую речевое поведение педагога.
Саморегуляция психического состояния выражается в умениях контролировать проявления своего темперамента, сильных чувств, управлять своим настроением и психофизическим состоянием и на этой почве не допускать появления стрессовых состояний у самого педагога и его учащихся, а также возникновения и развития конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.
Формирование психолого-
педагогической
готовности
кпедагогической
деятельности
В процессе профессиональной педагогической подготовки и становлении личности учителя в
учебных заведениях можно сформировать
осуществлению педагогической деятельности, которая состоит из формирования: педагогического сознания (комплекс представлений о профессиональной деятельности, комплекс представлений о детях, комплекс представлений о себе как педагоге), педагогической технологии (технология обучения, технология воспитания), педагогической техники (техника предметной деятельности, техника общения) (Ю.И. Турчанинова).
Согласно концепции личностно ориентированной педагогики содержание
(табл. 1).
Таблица 1
Содержание
Педагогическое |
Педагогические |
Педагогичес |
сознание |
технологии |
кая |
|
|
техника |
1.Комплекс |
1.Технология |
1.Техника |
представлений о |
организации |
предметн |
педагогической |
общения и |
ой |
деятельности |
совместной |
деятельн |
2. Комплекс |
деятельности в |
ости |
представлений о |
процессе |
2.Техника |
детях |
педагогического |
общения |
3. Комплекс |
взаимодействия |
|
представлений о |
2.Технология оказания |
|
себе как педагоге |
педагогических |
|
|
воздействий |
|
Презентация на тему: 1. Комплекс представлений о педагогической деятельности
1. Комплекс представлений о педагогической деятельности
– знание о содержании, сущности, формах, методах, способах, направлениях и видах педагогической деятельности, о ее роли, месте и общественной значимости.
2.Комплекс представлений о детях – знания об этапах
3.Комплекс представлений о себе как педагоге – объективное представление о своих индивидуальных психофизических особенностях, способностях и умениях, о положительных и отрицательных характеристиках своей личности, имеющих профессиональнопедагогическую значимость, о направлениях и способах дальнейшего личностного и профессионального развития.
4. Технология организации общения и совместной деятельности в процессе педагогического взаимодействия – сущность, содержание и методика организации общения и различных способов совместной деятельности с учащимися.
5.Технология оказания педагогических воздействий – законы и закономерности эффективности оказания педагогического воздействия гуманистического характера без подавления личности и индивидуальности ребенка, а также без оказания негативных последствий на психику самого педагога.
6.Техника предметной деятельности – методы, приемы и способы обучения, воспитания, умения применять различные технические средства обучения и предметы иллюстративного характера.
7. Техника общения – элементы педагогической техники владения голосом, движениями, жестикуляцией, мимикой и умения психической саморегуляции.
Весь цикл учебных дисциплин в обучении способствует выработке комплекса представлений о педагогической деятельности (занятия по предмету педагогической специализации, педагогике, педагогической психологии, виды педагогических практик и т.д.).
Изучение таких дисциплин, как общая, возрастная, педагогическая психология, анатомия и физиология человека и др., может дать частичное представление о детях, их психофизических особенностях.
Занятия по теории и методике воспитания и обучения
способствуют приобретению определенных умений
техники предметной деятельности.
Составляющие
плодотворности
профессиональной деятельности педагога
Плодотворность профессиональной деятельности
педагога зависит от степени развития трех его составляющих:
Очевидна тесная связь между данными составляющими педагогической деятельности, которые именно в комплексном своем проявлении могут способствовать как ее плодотворности, так и эффективности результатов.
Если обучение в вузе можно назвать
становлением личности педагога, то процесс ее развития происходит уже после окончания вуза и имеет постоянный характер.
Повышение квалификации учителя происходит регулярно и систематически в рамках деятельности различных образовательных учебных заведений. Однако этот факт не отменяет процессы самообразования и
Данный процесс самообразования будет тем плодотворнее, чем выше был уровень формирования
Основные выводы
Основы профессиональной компетенции педагога формируются в период его обучения в вузе в виде формирования
Сущность процесса обучения будущих учителей является организация активной плодотворной учебной деятельности, которая ведет к становлению личности педагога и к возникновению предпосылок для ее дальнейшего развития.
Система современного педагогического образования должна делать большой упор на развитие личностного потенциала будущего учителя, внедряя новые формы и методы обучения и воспитания.
Презентация на тему: Вопросы
Вопросы
1.Что вы понимаете под общей культурой педагога?
2.Как вы видите себя в роли носителя культуры современного общества?
3.Овладение какими профессиональными умениями педагога представляется вам: а) наиболее легкими; б) наиболее трудными? Почему?
4.Могут ли отличные оценки за вузовские экзамены служить гарантией высокой профессиональной компетенции педагога?
5.Ваше отношение к процессам самостоятельной учебной работы. Что вы ожидаете от учебных занятий по педагогике?
Задания
1.Приведите примеры проявления в поведении педагога личностноорганичной,
2.Опишите свою учебную деятельность, укажите, что есть в ней главное, на ваш взгляд.