Тема 2. Психика и организм. Познавательные психические процессы

1. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется…

a) интенсивностью

b) синестезией

c) сенсибилизацией

d) порогом ощущений

 

2. Минимальная разница в интенсивности двух однотипных раздражителей, необходимая для её ощущения, называется порогом…

a) смешанным

b) разностным

c) адаптационным

d) контрастным

 

3. Ощущением называется…

a) психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

b) неосознаваемые продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей

c) формирование в коре головного мозга целостных образов явлений и предметов на основе деятельности органов чувств

d) раздражение рецепторных клеток органов чувств и передача возбуждения в соответствующие зоны коры головного мозга

 

4. Экстерорецептивные контактные ощущения вызываются…

a) непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязани  

b) отражением звуков различной высоты, силы и различного качества

c) отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ

d) воздействием запахов на периферические окончания обонятельного анализатора

 

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение — это …

a) нижний порог ощущений

b) верхний порог ощущений

c) дифференциальный порог ощущений

d) временной порог ощущений

 

6. Сознательно воспринять предмет – это значит…

a) просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом

b) воспринять предмет под углом зрения потребностей

c) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове

d)  «создать» образ предмета, не используя в восприятии мышление, память, речь

 

7. Чувственная картина мира создается такими психическими процессами, как…

a) мышление и речь

b) воображение и память

c) ощущение и восприятие

d) обучение и воспитание

 

8. К свойствам восприятия относятся…

a) целостность

b) конкретность

c) синестезия

d) причинность

 

9. Узнавание недорисованного образа указывает на _______восприятия

a) предметность

b) целостность

c) структурность

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... ощущений здесь идет речь? А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов ... 1,4 После выполнения задания испытуемым предлагали припомнить изображенные на карточках предметы и числа. Результаты эксперимента приведены в таблице. № 5 ... для безошибочного воспроизведения всего стихотворения? Как называется эта закономерность повторени

d) избирательность

 

10. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими называется ________ восприятия

a) константностью

b) обобщенностью

c) избирательностью

d) предметностью

 

11. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях называется  

a) мечтой

b) фантазией

c) грезами

d) утопией

 

12. Прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется…

a) типизацией

b) гиперболизацией

c) аналогией

d) акцентированием

 

13. Усиленное увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей его или их смещение называется  

a) схематизацией

b) типизацией

c) гиперболизацией

d) агглютинацией

 

14. Сновидения и грезы относятся к _________ воображению

a) медитативному

b) проецирующему

c) активному

d) пассивному

 

15. При освоении таких учебных предметов, как физика, химия, астрономия, большое значение имеет реализация _______функции воображения

a) воспитательной

b) регуляторной

c) эмоциональной

d) познавательной

 

16. Степень сосредоточенности сознания на объекте называется __________ внимания

a) объемом

b) концентрацией

c) распределением

d) переключаемостью

 

17. Быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл – это основная функция внимания…

a) произвольного

b) послепроизвольного

c) эмпирического

d) непроизвольного

 

18. Вид внимания, связанный с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием и присуще только человеку, называется…

a) перцептивным

b) непроизвольным

c) сенсерно-перцептивным

d) внутринаправленным

 

19. ________ внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте

a) концентрация

b) объем

c) устойчивость

d) избирательность

 

20. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания

a) подвижностью

b) распределением

c) устойчивостью

d) концентрацией

 

21. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:

a) анализатором

b) рецептором

c) проводящими нервными путями

d) рецепцией

 

22. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:

a) центральный отдел

b) рецептор

c) проводниковый отдел

d) периферический отдел

 

23. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:

a) нейрофизиологическим

b) физиологическим

c) психологическим

d) психофизиологическим

 

24. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:

4 стр., 1961 слов

Общие закономерности ощущений; чувствительность и ее пороги, ...

... раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, ...

a) абсолютной чувствительностью

b) дифференциальной чувствительностью

c) сенсибилизацией

d) адаптацией

 

25. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:

a) дифференциальным порогом ощущений

b) временным порогом ощущений

c) пространственным порогом ощущений

d) латентным периодом реакции

 

26. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, – это:

a) сенсибилизация

b) адаптация

c) контраст

d) монотонность

 

27. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

a) синестезия

b) сенсибилизация

c) адаптация

d) аккомодация

 

28. Дезадаптация может проявиться как:

a) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя

b) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя

c) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя

d) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя

 

29. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

a) адаптация

b) сенсибилизация

c) синестезия

d) модальность

 

30. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др ), известна как:

a) адаптация

b) сенсибилизация

c) синестезия

d) модальность

 

31. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

a) время возникновения в ходе эволюции

b) модальность раздражителя

c) место расположения рецепторов

d) наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем

 

32. К основным свойствам ощущений не относится:

a) качество

b) интенсивность

c) длительность

d) объем

 

33. Способ исследования чувствительности человека путем монотонного пошагового изменения величины стимула до тех пор, пока испытуемый не отметит изменение в своих ощущениях, называется методом:

a) минимальных изменений

b) обобщения независимых переменных

c) полярных баллов

d) максимальных изменений

 

34. По С. Стивенсу, зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет характер:

a) логарифмический:

b) степенной

c) обратный

d) прямой

 

35. Восприятие часто принято называть:

a) осязанием

b) апперцепцией

c) перцепцией

d) наблюдательностью

 

36. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

a) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом

b) при его опосредованном взаимодействии с этим объектом

c) при отсутствии воспринимаемого предмета

d) при отсутствие взаимодействия

 

37. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... и др. Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствитель­ность), гипестезия (пониженная чувствительность), ане­стезия (отсутствие чувствительности), парестезия (жже­ние, ... память) особенностями личности. Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроиз­ведению в представлениях ранее бывшего восприятия. Этот феномен называется эйдетизмом ...

a) психофизиологических обобщений

b) ассоциативного сдвига

c) перцепции

d) апперцепции

 

38. Произвольное внимание:

a) опосредовано социально выработанными способами поведения

b) есть продукт созревания организма

c) имеет биологическое происхождение

d) обладает пассивным характером

 

39. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др является:

a) ведущий анализатор

b) предмет отражения

c) форма существования материи

d) вид деятельности

 

40. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:

a) апперцепция

b) иллюзии

c) наблюдательность

d) осязание

 

41. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

a) агнозией

b) галлюцинацией

c) иллюзией

d) бредом

 

42. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

a) иллюзиями восприятия

b) галлюцинациями

c) фантазиями

d) грезами

 

43. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:

a) новизны

b) сложности

c) силы

d) однообразности

 

44. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

a) более продолжительное

b) быстро прошедшее

c) обычное, без изменений

d) малозначимое

 

45. Генетически первичной считается память:

a) двигательная

b) образная

c) эмоциональная

d) вербальная

 

46. Высшим видом памяти считается память:

a) двигательная

b) образная

c) эмоциональная

d) вербальная

 

47. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

a) механической

b) логической

c) эмоциональной

d) аудиальной

 

48. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т п , – это память:

a) эйдетическая

b) наглядно-образная

c) феноменальная

d) эмоциональная

 

49. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

a) наглядно-образная

b) феноменальная

c) эмоциональная

d) словесно-логическая

 

50. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

a) долговременной

b) эмоциональной

11 стр., 5284 слов

Нарушения памяти и мышления

... мышления, встречающиеся у психических больных. Память Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. ... наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая по способу запоминания механическая и логическая. Мгновенная память ...

c) произвольной

d) механической

 

51. Сенсорная память:

a) продолжительна

b) лежит в основе отдельных образов

c) многоуровнева

d) действует на уровне рецепторов

 

52. В течение четверти секунды функционирует память:

a) сенсорная

b) кратковременная

c) долговременная

d) оперативная

 

53. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

a) оперативной

b) иконической

c) кратковременной

d) эхонической

 

54. К факторам забывания относится(ятся):

a) возраст субъекта

b) неиспользование усвоенного материала

c) характер материала

d) гендерные особенности субъекта

e) полнота, точность и прочность

 

55. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

a) скорость запоминания

b) эрудированность субъекта

c) образованность субъекта

d) воспроизведение и узнавание

 

56. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

a) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением

b) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением

c) степень первоначального заучивания

d) скорость проговаривания материала при заучивании

 

57. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

a) припоминание

b) узнавание

c) представление

d) реминисценция

 

58. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, – это:

a) припоминание

b) узнавание

c) представление

d) реминисценция

 

59. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

a) рефлексия

b) восприятие

c) внимание

d) память

 

60. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:

a) избирательная

b) рассеянная

c) распределенная

d) неосознаваемая

 

61. К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:

a) концентрация

b) объем

c) распределение

d) скорость

 

62. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

a) концентрация

b) распределение

c) устойчивость

d) избирательность

 

63. Комплексной характеристикой внимания является показатель его:

a) скорости

b) точности

c) успешности

d) объема

 

 

64. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:

a) беспричинные

b) корреляционные

c) причинно-следственные

d) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... о топке печи, об аварии). Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаем окружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти. Удивление перед тайной является само по ... помогла делу. Вид мышления – наглядно-действенное. Ребята осуществляли практическую деятельность с реальными предметами. Задача 4 Ниже описаны действия людей, характеризующие процессы памяти. Определите, к какому ...

 

65. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:

a) широком

b) узком

c) локальном

d) интегральном

 

66. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

a) наглядно-действенным

b) наглядно-образным

c) словесно-логическим

d) абстрактным

 

67. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

a) наглядно-действенного

b) наглядно-образного

c) словесно-логического

d) индуктивного

 

68. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

a) 2–3 лет

b) 4–6 лет

c) 7–8 лет

d) 9—10 лет

 

69. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:

a) наглядно-действенное

b) наглядно-образное

c) словесно-логическое

d) интуитивное

 

70. Теоретическое и практическое мышление различают:

a) по типу решаемых задач

b) по характеру обобщений

c) по активности субъекта

d) по ведущему анализатору

 

71. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:

a) теоретического

b) практического

c) эмпирического

d) аналитического (логического)

e) наглядно-образного

 

72. Основные формы мышления рассматривает:

a) философия

b) формальная логика

c) педагогика

d) психология

 

73. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:

a) понятием

b) суждением

c) умозаключением

d) рассуждением

 

74. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:

a) к обобщению

b) к моделированию

c) к умозаключению

d) к сравнению

 

75. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:

a) понятие

b) суждение

c) умозаключение

d) силлогизм

 

76. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

a) индукцией

b) дедукцией

c) понятием

d) суждением

 

77. Дедуктивное рассуждение называется:

a) обоснованием

b) умозаключением

c) понятием

d) суждением

 

78. Индуктивное рассуждение является:

a) обоснованием

b) умозаключением

c) понятием

d) суждением

 

79. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

a) восприятием

b) мышлением

c) воображением

11 стр., 5154 слов

Феномен мышления

... выражения мысли). Анализ литературы в этом направлении позволил выделить такие формы мышления, как суждение, понятие и умозаключение. Дадим их краткую характеристику, так как они влияют ... на эффективность критического мышления. Суждение - это логическая форма выражения мысли, представляющая собой утверждение или ...

d) вниманием

 

80. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:

a) заражение

b) идентификация

c) интроекция

d) проекция

 

81. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

a) ощущением

b) восприятием

c) представлением

d) следовым процессом

 

82. Сходство представлений с восприятием характеризуется:

a) яркостью

b) фрагментарностью

c) неустойчивостью

d) модальностью

 

83. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:

a) зрительные

b) слуховые

c) вкусовые

d) тактильно-кинестетические

 

84. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:

a) восприятие

b) ощущение

c) репрезентативное воображение

d) узнавание

 

85. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:

a) мечта

b) грезы

c) утопия

d) фантазия

 

86. Мечта – это такая характеристика воображения, как:

a) вид

b) форма

c) способ

d) механизм

 

87. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

a) познавательные

b) мотивационные

c) эмоциональные

d) волевые

 

88. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:

a) сенсорных регистров

b) кратковременной памяти

c) долговременной памяти

d) информационных фильтров

 

89. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:

a) мышление

b) интеллект

c) эвристика

d) гипотеза

 

90. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

a) ощущение

b) восприятие

c) память

d) внимание