1. История психологии, ее предмет, задачи и методы. Условия развития психологического знания. Периодизация истории психологического знания

В отличие от предмета психологии в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах развития науки. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались. История психологии изучает деятельность людей, занятых познанием психического мира. Предметом истории психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. История психологии выступает как история научно-психологической мысли. Задачи:

  1. Изучение закономерностей смены строя (стиля) мышления.
  2. Раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками. Огромное влияние на психологию оказывает развитие естествознания и медицины. Изучение социокультурного влияния, идеологии на научную мысль. Изучение взаимоотношений между общественными запросами и научным творчеством.
  3. Изучение творческой личности ученого, его переживаний, споров, интеллектуальных радостей и поражений

Историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период. Историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Биографический метод позволяет выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого. Метод систематизации психологических высказываний. Методы категориального анализа, введенные историком науки М.Блоком, разрабатываемые М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы.

Этапы развития психологии 1 – донаучный период — представления о душе основывались на мифах, сказках и религиозных верованиях. Конкретного раскрытия содержания и функций души не было. Не существовало и методов исследования души. 2 – научный период (философский) — В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:

  • эпоха античной психологии  Душа понималась как первооснова тела. Главной функцией души считалось придание телу активности. Достижения этапа является определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.
  • эпоха Средневековья — Душа была предметом изучения прежде всего для богословия. Этот этап характеризуется появлением собственно психологического метода – интроспекции. Достижение- развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Регулятивная функция души, волевое поведение, логическое мышление не изучались, так как считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.
  • эпоха Возрождения и Нового времени -. Психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась стать объективной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предмет психологии становится — сознание. Метод — интроспекция и частично логика. Основными достижениями являются: развитие рационалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, попыткой введения в предмет психологии бессознательного.

2.Псхологические аспекты индуизма и буддизма

Будда – это титул. Он означает «тот, кто пробуждает», тот, кто достиг определенного уровня понимания, тот, кто стал совершенным человеком.Центральная установка буддизма заключается в том, что каждый индивид обладает этой природой Будды, способностью эволюционировать в совершенное человеческое существо и стать Буддой.Медитация может обладать многими качествами психотерапии; эффективное взаимодействие методов психоанализа и медитации (исследования Каррингтона, Эфрона).

16 стр., 7903 слов

Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический и исторический аспекты Семинар 1. История и методы изучения психического развития

... развития психологии развития и возрастной психологии. 2. Метод психического исследования. Классификация методов исследования. 3. Общая характеристика методов психологии развития. 4. Показатели психического развития. Литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения ... исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста … «Душа ребенка». 2. Чем выше темпы развития ребенка, ...

Эрих Фромм считал, что цели дзен-буддизма и психоанализа тождественны: они включают в себя постижение «я», освобождение от тирании бессознательного и познание реальности. Гештальт-терапия также имеет с буддистской доктриной много общего: обе подчеркивают важность осмысленной жизни в настоящем; в обеих сознание является основным средством, способствующим изменению. Перлс и Будда: наш враг не бессознательное, а сознательный ум; именно сознательный ум подвержен страстям и цепляется за ложную идею обособленного «я». Некоторые психологи начали синтезировать медитативные прозрения и идеи когнитивной психологии (Браун, Шапиро).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

3. Психологические аспекты конфуцианства и даосизма.

Даосизм: Вечная неизменная духовная сущность, которая переселяется в другое тело в момент смерти. Суть извечной естественной и всеобщий закон ………….всей Вселенной . Без действие, которое приводит к нашей свободе, счастью, успеху. Деятельность, противоречащая Даосизму означает гибель. Все вещи равны между собой, мудрый-свободен .Все вещи равны между собой, а мудрый свободен от пристрастия, соединяется с вечностью и Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

Конфуцианство: Истинная сущность человека -гуманность. Самосовершенствование, самовоспитание «гуманного» начала и подавление «дикого». Самообладание, справедливость, подчинение социуму. Принятие через усвоение норм поведения, контроль. Постоянный контроль над психической сферой деятельности и сохранение постоянного самообладания. Самообладание – выявление и искоренение «неправильного».

4. Психологические аспекты христианства.

Христианство: творение человека дар всеблагости. Грех – ошибка. Концентрация не на себе, а на добрых поступках к ближнему. Человек существо цивилизованное созданное по образу и подобию развития человека – через волю, служение, воспитания себя. Воля – образующая характеристика души. Свобода воли человека в рамках Божественного предопределения. Вера! Предмет изучения- Бог и душа человека. Пагубное влияние чувств. Познание души через ..вание религиозных текстов.

5. Общая характеристика особенностей психологических знаний в античности. Представления и душе философов Милетской школы.

Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир. Но основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя попытки объяснить не предпринимаются. Быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений.

4 стр., 1886 слов

Взгляды различных философов о душе

... процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; имея внутреннюю энергию, её можно считать причиной движения живых ... реферат можно считать актуальным. 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ Душа от (лат. anima) – определение, выражавшее исторически меняющиеся взгляды на психику, внутренний мир человека и животных ...

Представление о душе философов милетской школы

Начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII–VI вв. до н. э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала. Они полагали, что материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины. Различие же между взглядами ученых состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания.

Фалес (624–547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела.

Анаксимандр (610–547 гг. до н. э.) принимает за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Ему первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растенияживотныечеловек. Согласно философу человек произошел от рыб. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним.

12 стр., 5802 слов

Башляр научное призвание и душа человека

НАУЧНОЕ ПРИЗВАНИЕ И ДУША ЧЕЛОВЕКА1. I Еще в начале нашего века стали появляться филосо­фы, которые, похоже, хотели бы обвинить науку во всех смертных грехах, сравнивая ее с пресловутым джин­ном, выпущенным из бутылки. Мне представляется, ког­да мы судим об ответственности науки, опираясь на этот привычный (и я добавил бы – фальшивый) образ неких разбуженных и неуправляемых сил, то это ...

Анаксимен (588–522 гг. до н. э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.

  1. Материалистическое учение о душе в античной философии (Гераклит, Парменид, Демокрит, Эпикур, Лукреций, стоики)

Гераклит (конец VI – начало V вв. до н. э.) представлял космос в виде «вечно живого огня», душу же («психею») – в виде его искорки. Он включал душу в общие закономерности природного бытия, развивающиеся по закону (логосу), такому же, что и космос, который един для всего сущего.

Демокрит (460–370 гг. до н. э.) считал, что весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц, называемых атомами. Он считал, что человек и вся окружающая его природа состоят из атомов, образующих тело и душу. Душа, как считал Демокрит, тоже состоит из мелких атомов, но более подвижных, так как они должны сообщать активность инертному телу. Демокрит считал, что душа может находиться в голове (часть разумная), в груди (часть мужественная), в печени (часть вожделеющая) и органах чувств.

Стоики

Первыми и крупными представителями римской стой были Сенека иЭпиктет.Стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал – пассивного и активного. Душа человека по своей природе материальна. В основе своей душа едина, на части нечленима, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы.

6 стр., 2886 слов

Функции воли:

Воля. Существуют две теории о поведении человека: Реактивная– поведение человека рассматривается как реакция на внешние и внутренние стимулы. При такой интерпретации поведения понятие воли вообще не нужно. Активная– поведение человека зависит от его сознательного выбора и не сводится к реакциям. Воля очень тесно связана с мышлением, хотя на первый взгляд кажется, что мышление относится лишь к ...

Всего стоиками выделялось восемь способностей души. Свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, способность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, понятия, волевые и побудительные акты.

Эпикур

Живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного Космоса. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Главное: достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами. Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они видели самоустранении от всех общественных дел.

Лукреций

Душа не существует ни до рождения человека, ни после смерти. Душа возникает вместе с рождением телесного организма, развивается и усложняется вместе с его ростом и погибает вместе с его смертью. Душа не отделима от тела и ограничена пределами жизни организма. Душа имеет телесную природу. Ее материальным носителем являются воздухо-огненные атомы. Душа человека в своем основании неоднородна. Одну из ее сторон образует anima, т. е. такая ее часть, которая рассеяна по всему телу, отвечает за растительные функции организма и управляется более совершенной частью души, названной Лукрецием animus – «духом». Дух представляет собой самые тонкие атомы, сосредоточенные в области груди и выступающие материальной основой психических функций – чувствительности и разума. Только через преодоление страхов и суеверия человек может обеспечить себе покой и душевный комфорт. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

  1. Гиппократ и его учение о темпераменте. Психофизиология Галена: условия возникновения, особенности учения. Александрийские врачи.

Демокрит дружил со знаменитым медиком Гиппократом. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Определяющей причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь).

5 стр., 2255 слов

Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная).

Содержание Введение 3 1. Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная). 4 2.История учения о высшей нервной деятельности. 9 Заключение 13 Список литературы 14 Введение Целью нашей работы будет рассмотрение двух вопросов: первый – регуляция функций организма; второй – история учения о высшей нервной деятельности. Перед тем как приступить к рассмотрению данных вопросов необходимо ...

Пропорция в смеси была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов:

сангвинический (преобладает кровь),

холерический (желтая желчь),

меланхолический (черная желчь),

флегматический (слизь).

Во-первых, на передний план ставилась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми (прежде всего дифференциальная психофизиология).

Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной. Отныне и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения.

Александрийская школа врачей

Изучение анатомии и функций организма связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрата.  Их интересовали нервная система и головной мозг. Исследования привели к тому, что органом души является головной мозг. Герофил, функции ощущения и восприятия, связывал с мозговыми желудочками. Эразистрат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веществу приписывал двигательные функции.

Психофизиология Клавдия Галена

Опыт александрийских врачей был обобщен Галеном (130–200 гг. до н. э.).

За основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь. Органами психики считались печень, сердце и мозг.

  1. Печень как орган, наполненный неочищенной, холодной, венозной кровью, является носителем низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей.
  2. В сердце, где кровь очищенная и теплая, локализуются эмоции, аффекты, страсти.
  3. Мозг, в котором циркулирует мозговая кровь, продуцируется и хранится психическая пневма, выступает носителем разума. 

С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоции должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия. Состояние и динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер.

Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально – мозговые процессы.

8. Идеалистическое учение Платона о душе, познании, чувствах. Сократическая беседа

Платон назвал процесс мышления, не получивший внешнего выражения в диалоге, как диалог внутренний. В основе всего, по мнению Платона, лежат идеи — общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе как своеобразный замысел. Всякое существо, вещь, свойство, ценности бытия (истина, благо, прекрасное и пр.) существуют только потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений и пр.).

В полной мере идеи доступны только богу, а человек может лишь стараться постичь их мир разумом. Миру идей противостоит мир материй (бесформенного небытия, по Платону).

Мировая душа является посредником между этими двумя мирами. Мир-это живое существо, душа которого окутывает его. Мировая душа одушевляет звезды, планеты. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, но потом переселяется в тело человека и теряет гармоничность. Поэтому задача человека — вернуть гармонию посредством познания. Строго говоря, по его мнению, мы не познаем, а вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Разум направляет человеческую душу, при правильном направлении душа возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе она не успевает «очиститься» и может переселиться в растения и животные. Душа ,по Платону, бессмертна. Раз цель души -постижение идеи, следовательно, она подобна идее. В составе души Платон выделял: ум (местонахождение в голове), аффективное (страстное, эмоциональное начало, располагающееся в груди) и вожделения (живут в печени).

Выделяя в душе части и функции, Платон создал миф о вознице, управляющем колесницей, запряженной двумя лошадьми -дикой, рвущейся и породистой, покладистой. Возница символизирует разумную часть души, кони -два типа мотивов: низшие и высшие. Разум призван согласовывать эти два мотива, испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в изучение души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и управлении поведением человека. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрейда

«Сократический» метод — это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской «иронией». Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Основная задача «сократического» метода — найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения». «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.1.»индукция» — это отыскание общего в частных добродетелях путем их  анализа и сравнения 2. «определение» — это установление родов и видов, их соотношения.

9.Учение Аристотеля о душе и ее функциях

Аристотель считает душу началом жизни, выделяет типологию души, а также полагает, что есть растительная, животная и разумная души. Самая низшая душа – это растительная. Она отвечает за функции роста, питания и размножения, эти функции являются общими для всех живых существ. У животной души, помимо перечисленных функций, существуют ощущение и способность желать, т. е. стремиться к приятным вещам и избегать неприятных. Человек же наделен разумной душой, которой может обладать только он. Душа человека наделена наивысшей из способностей, т. е. способностью к рассуждениям и мышлению. Но сам разум, согласно Аристотелю, не всегда зависит от тела. Только разум может постичь вечное бытие и быть свободным от материи, будучи вечным и неизменным. Аристотель называет этот высший разум деятельным и созидательным, отличая его от пассивного разума, способного только воспринимать. Аристотель пытался разрешить трудности, возникшие у Платона в связи с его учением о трех душах, которое предполагало объяснить возможность бессмертного существования любой души, и он пришел к выводу, что в человеке может быть бессмертен только лишь его разум, который после смерти сливается с разумом вселенной.

При этом Аристотель выстроил иерархию способностей — функции души: 1) вегетативная (есть у животных, растений и человека); 2)чувственно-двигательная (имеется у человека и животных); 3)разумная (присуща только человеку).

Функции души — уровни ее развития, располагающиеся в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, а затем и мыслить. В отдельном человеке при его развитии и росте от рождения до взрослого состояния повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Это было названо биогенетическим законом.

10. Учение о душе в неоплатонизме (Плотин).

Проблема внутреннего мира в поздней античности (Аврелий, Августин).

Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин. Плотин учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена. Другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному миру.

У индивидуальной души Плотин выделил еще одно направление – обращенность на себя, на собственные, незримые действия и содержание. Эта способность субъекта получила название рефлексии.

Выделяя рефлексию как одно из направлений деятельности души, Плотин в ту отдаленную эпоху не мог, конечно, и представить индивидуальную душу самодостаточным источником своих внутренних образов и действий. Она для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.

Августин: христианское раннесредневековое мировоззрение

Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум).

Тем самым он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.

11.Опытный подход в психологических взглядах Авиценны и Аверроэса

Абу Али ибн Сину (в латинской транскрипции –Авиценну).

Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось воспитанию.

Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Авиценны включала предположения о возможности управлять процессами в организме и далее придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально.

Поводом для выделения надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты.

Первый из них связан с наличием некоторой несовместимости чувственных и разумных проявлений души. Вторым аргументом в пользу независимости мышления от тела служило положение о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, а при мышлении мы такой усталости и утомления не замечаем.

Третье положение состоит в том, что те психические функции, которые тесно связаны с телом, по мере старения организма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно снижаются и слабеют.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология.

В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.

Авиценна считал возможным через воздействие на аффективную сферу управлять поступками и деятельностью человека в целом, формировать его «натуру».

Особая роль в развитии «натуры» человека принадлежит социальному окружению, поскольку характер взаимоотношений человека с другими людьми накладывает отпечаток на содержание и общий строй его чувств. А набор чувств и их соотношение обусловливают в итоге поведение человека, его общее душевное и физическое состояние.

Изучением функций глаза занимался ученый Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало преодолению телеологической интерпретации психики.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления.

12. Идеалистическая система Фомы Аквинского

Фома Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному).

Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения.. 

Иерархический шаблон Аквинский распространил и на описание душевной жизни, различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Положены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая).

Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции выступило как опора модернизированной и теологической психологии.

Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

13.Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Вклад философов средневековья в развитие психологических идей.

В эпоху средневековья получили распространение новые идеи, связанные с опытным познанием проявлений души. Специфика личности индивида связана с его положением в феодальном обществе, Личность не является в это время носителем индивидуальных качеств:индивидуальное невыразимо. Человек становится личностью лишь в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Являясь членом определенной общности, он воплощает типическое для нее: рыцарь — мужество, верность, сила; ремесленник — добросовестность и пр. однако у отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию.

Д. Скотт (1270–1308) указывал, что истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Материя – это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она дает материи действительность, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы, не исключена возможность, предполагал Скотт, что в фундаменте самой материи заложена способность мыслить.

Это значит, что психическое заложено в самой материи и нет необходимости прибегать к идее о существовании особой духовной субстанции, которую насаждали теологи и столпы церкви. Английский схоласт заставлял саму теологию проповедовать материализм.

Аквинский учил: душа одна, она обладает бытием, отдельным от тела, нематериальным и индивидуальным. Душа является источником движения тела; у души как таковой есть способности: разум (нус) воля, растительные (вегетативные) и животные функции. Тело необходимо растительной и животным функциям души для деятельности в земной жизни. Человеческая душа — низшая из чистых форм (существуют в бестелесном мире) и высшая из форм, существующих лишь в материи. Она как узловой пункт мироздания, а человек обладает почетным призванием соединить в себе оба эти круга бытия. Душа замкнута в себе, и разрушение тела ее не касается; она бессмертна, но природа ее не вполне божественна, о чем и свидетельствует процесс познания.

14. Влияние естественнонаучного направления на понимание души и ее функций в эпоху Возрождения

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — Сыграл важную роль в укреплении механистического подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных.

Изменения в реальном бытии личности изменяли и ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил, желал подражать природе, преобразуя ее своим творчеством и практическими деяниями.

Вопросы биомеханики (строения и работы двигательных систем организма) очень интересовали да Винчи, деятельность живых существ он стремился описывать в категориях механики. Ему удалось установить зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга, установить связь разных отделов мозга с различными функциями и мышечными реакциями.

Глаз — властелин над всеми другими органами чувств, его работа — ответная реакция на световые воздействия, а не управляется душой. Леонардо да Винчи довольно близко подошел к рефлекторному принципу.

Немецкие мыслители М.Филипп и Р.Гоклениус отличаются по свои взглядам они в большей степени зависят от теологии и богословия. Меланхтон Филипп выделяет 3 вида способностей (как и Аристотель) — растительные, животные и разумные. Растительные и животные являются страдательными силами, т.е. зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, от воздействия внешних физических факторов.

Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась им в духе представлений Галена: носителями растительной способности являются печень и венозная кровь; кровь, прошедшая через сердце и направляющаяся в виде парообразований в желудочки головного мозга, называется «животными духами» и служит материальным носителем ощущений и восприятия.

Высшие процессы (осознание восприятий и установление в них сходств и различий) относились им к разумным способностям или разумной душе, которая временно связывается с животными способностями. Разумная душа часть божественной природы, а потому вечна и бессмертна.

Родольф Гоклениус {1547 — 1628) -представитель поздней протестанской неосхоластики; ему приписывают появление термина «психология», по имени его основной работы — «Психология». В своих психологических взглядах выделял внешнее причинение, которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение, проистекающее из начал, лежащих в самой душе.

15. Психологические идеи ф. Бэкона.

Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных предрассудков и перейти от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека. Только устранив невежество, считал он, можно обеспечить подлинное развитие наук и общее благосостояние мира. Бэкон первое место отводил не теологии, а естественным наукам, которые бы опирались на эксперимент и математику.

Выше всех умозрительных знаний и искусств, стоит умение производить. Главенствующую роль, которую Р. Бэкон приписывал оптике, он объяснял тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а умение видеть различие в вещах лежит в основе всех наших знаний о мире. Строение и работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия – это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, а они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.

В данном отношении Бэкон способствовал дальнейшему укреплению и распространению нового физико-оптического взгляда на природу чувственных образов, что подготовило почву для материалистического объяснения психики в целом.