Лекция по педагогической психологии
Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.
Задачи лекции:
сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии.
рассмотреть структуру педагогической психологии
познакомить с методами педагогической психологии
развить мыслительную активность студентов
План лекции:
Предмет педагогической психологии.
Задачи педагогической психологии.
Структура педагогической психологии.
Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика.
Общая характеристика методов педагогической психологии.
Список основной литературы:
Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Габай Т.В. М.: Академия, 2010. 10
под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007
Методология и методы
Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова
ВГМУ — Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 89
Список дополнительной литературы:
Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]
В.Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.1
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
... изложены и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ. Ил. 1, ... рассматриваются проблемы, связанные с выбором объекта и предмета изучения, определением целей и задач. В этой главе даны рекомендации по построению программы исследования, формулировке гипотез и ...
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия И.В. Дубровина, .2
Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. 15
Интернет-ресурсы
Современные педагогические технологии
Педагогические технологии и технология обучения
http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка
Педагогическая психология
— отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Термин «педагогическая психология» впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
1. Предмет педагогической психологии.
Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые поразному определяют статус педагогической психологии, что может
свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете
педагогической психологию
В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»
Презентация на тему: отечественная педагогическая психология изучает:
отечественная педагогическая психология изучает:
психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (B.C. Лазарев и др.);
управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.);
Педагогическая психология 10
... Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.). «Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с обучением или вне его) на человека ... и качественных изменений в организме человека. Как видно из приведенных определений, воспитание может рассматриваться как процесс, деятельность, управление, взаимодействие, воздействие. Характеризуя ...
личностные особенности обучаемых и учителей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А.
2. Задачи педагогической психологии
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и
— изучение психологических основ деятельности педагога, его
— определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан дартами;
— разработка психологических основ дальнейшего совер шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра зовательной системы.
Определение педагогики:
Педагогика (от греческих слов «пайдос» —
дитя и «аго» — вести, в дословном переводе
«пайдагогос» означает «детоводитель»)
3. Структура педагогической психологии
1.психологии обучения, 2.психологии воспитания, 3.психологии учителя.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком. Объект: человек. Задача: определение механизмов ...
психология обучения
Предмет — развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.
Исследования в этой области направлены на выявление:
взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
Педагогом в Древней Греции называли раба,
который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Педагогика – это наука о воспитании человека.
В мировом педагогическом лексиконе употребляются новые термины –
«андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч.
«антропос» — человек и «аго» — вести)
психология воспитания
Предмет — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива.
Исследования в этой области направлены на изучение:
содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
условий и последствий психической депривации и др. (Лишин О.В., 1997; аннотация, обложка).
психология учителя
Предмет — психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... сознания и принцип деятельности; 2) Выявить пути и средствава оптимизации деятельности чел-ка, ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. ...
Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
изучение эмоциональной устойчивости учителя;
выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.
Презентация на тему: 4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
1.Проблема сензитивных периодов в жизни ребенка.
2.Связь между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.
3.Сочетание обучения и воспитания.
4.Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий.
5.Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.
6.Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению.
7.Педагогическая запущенность детей.
8.Обеспечение индивидуализации обучения.
9.Социальная адаптация и реабилитация.
5. Общая характеристика методов педагогической психологии
Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности).
Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д
Анкетирование — эмпирический
Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...
... педагогические условия эффективности обучения шестилеток; 5. исследовать влияние выбранных условий эффективности обучения на шестилеток. При выполнении данной курсовой работы использовались следующие методы: метод теоретического анализа, наблюдение, и методы эмпирического ... письма, счета, изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Дальнейшее учение в начальных классах не вызывает у этих ...
При составлении анкеты учитываются:
1)содержание вопросов,
2)их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»,
3)их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.),
4)количество и порядок следования вопросов.
Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается.
Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.
Тестирование метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи — тесты, имеющие определенную шкалу значений.
социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено
Домашнее задание
Выделите основные содержательные компоненты структуры педагогической психологии. Сравните их по предмету и основным задачам. Результаты занесите в таблицу.
Найдите достоинства и недостатки таких методов как наблюдение и эксперимент.
Дайте развернутую характеристику одной из проблем современной педагогической психологии.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1
Вариант 1.
1. Назовите основные свойства знаний и умений как результат учения.
2. Объясните содержание обучения как фактор учения.
Вариант 2.
1. Назовите свойства процесса учения
Методы психолого-педагогических исследований
... эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Для продуктивного психолого-педагогического исследования одних эмпирических методов недостаточно. Их ограниченность состоит в невозможности проникать ... практической деятельности (философский энциклопедический словарь). Учение о научном методе познания (совр. словарь иностранных слов). Совокупность методов, применяемых в науке (совр. словарь ...
2. Метод объяснения как факторов учения
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № __2__
Вариант 1.
1. Теория обучения и научения до полного освоения
Блюма
2.Внешняя мотивация и факторы ее формирования
Вариант 2.
1. Теория и практика обучения в Вальдорфской школе
2. Внутренняя мотивация и факторы ее формирования