Презентация на тему: Лекция по педагогической психологии

Лекция по педагогической психологии

Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.

Задачи лекции:

сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии.

рассмотреть структуру педагогической психологии

познакомить с методами педагогической психологии

развить мыслительную активность студентов

План лекции:

Предмет педагогической психологии.

Задачи педагогической психологии.

Структура педагогической психологии.

Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика.

Общая характеристика методов педагогической психологии.

Список основной литературы:

Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Габай Т.В. М.: Академия, 2010. 10

Психолого-педагогическийпрактикум: учеб. пособие для вузов. Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. 1

Психолого-педагогическаядиагностика: учеб. пособие

под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007

Методология и методы психолого-педагогическихисследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, 2008. 2

Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова

ВГМУ — Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 89

Список дополнительной литературы:

Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]

В.Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.1

4 стр., 1734 слов

Психология педагогической деятельности

Проблемы причинной обусловленности психического развития и возрастной периодизации По мнению Л.С.Выготского, ВПФ – это · внутренние психические факторы · внешние параметры формы · вредные психологические факторы · высшие психические функции Назовите все ВПФ · зрение · слух · непроизвольное внимание · воля · понятийное мышление · речь Социальная ситуация развития - это · влияние окружающей среды на ...

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия И.В. Дубровина, .2

Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. 15

Интернет-ресурсы

Современные психологопедагогические технологии обучения

Современные педагогические технологии

http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htmОбразовательные технологии

Педагогические технологии и технология обучения

http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии

http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка

Педагогическая психология

— отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

Термин «педагогическая психология» впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

1. Предмет педагогической психологии.

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые поразному определяют статус педагогической психологии, что может

свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете

педагогической психологию

В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»

4 стр., 1857 слов

Использование нетрадиционных педагогических технологий в реализации дифференцированного обучения

Содержание Введение Глава 1. Понятие и сущность дифференцированного и нетрадиционного обучения .1 Дифференцированное обучение и его классификация .2 Определение нетрадиционных педагогических технологий и их виды Глава 2. Нетрадиционные технологии: суть и применение .1 Формы нетрадиционных педагогических технологий и их применение .2 Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном ...

Презентация на тему: отечественная педагогическая психология изучает:

отечественная педагогическая психология изучает:

психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (B.C. Лазарев и др.);

управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);

учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.);

индивидуально-психологическиефакторы, влияющие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.),

личностные особенности обучаемых и учителей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калики др.).

2. Задачи педагогической психологии

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательнуюактивность;

7 стр., 3306 слов

Психологический анализ профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом вузе

Ю.П.Поваренков В педагогической и психологической литературе, посвященной проблемам подготовки учителя, традиционно выделяют три основные стадии его профессионализации: допрофессиональную, стадию профессионального обучения и последипломную стадию, или стадию самостоятельной профессиональной деятельности. На каждой из стадий решаются свои специфические задачи профессионального развития, формируются ...

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологическихи профессиональных качеств;

— определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан дартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совер шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра зовательной системы.

Определение педагогики:

Педагогика (от греческих слов «пайдос» —

дитя и «аго» — вести, в дословном переводе

«пайдагогос» означает «детоводитель»)

-наука,которая изучает закономерности, возникновение, функционирование процессов обучения и воспитания детей и взрослых в институтах их наиболее полного развития).

3. Структура педагогической психологии

1.психологии обучения, 2.психологии воспитания, 3.психологии учителя.

психология обучения

Предмет — развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста

... обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение ... (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с развитием личности ребенка. Поэтому объектом ... способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в ...

Исследования в этой области направлены на выявление:

взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;

возможностей управления процессами учения и развития ребенка;

психолого-педагогическихкритериев эффективности обучения и др

Педагогом в Древней Греции называли раба,

который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Педагогика – это наука о воспитании человека.

В мировом педагогическом лексиконе употребляются новые термины –

«андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч.

«антропос» — человек и «аго» — вести)

психология воспитания

Предмет — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива.

8 стр., 3949 слов

Использование нетрадиционных методов воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями

... образования Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н.Ульянова Реферат по дефектологии на тему: Использование нетрадиционных методов воспитания и обучения детей и подростков с ... изобразительной деятельности. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии ...

Исследования в этой области направлены на изучение:

содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;

различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;

структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;

условий и последствий психической депривации и др. (Лишин О.В., 1997; аннотация, обложка).

психология учителя

Предмет — психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;

изучение эмоциональной устойчивости учителя;

выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

Презентация на тему: 4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

1.Проблема сензитивных периодов в жизни ребенка.

3 стр., 1250 слов

Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод психологии. Признаки истинного эксперимента

    Существуют различные классификации методов психологического познания. Одна из наиболее известных создана в 60-х Б.Г. Ананьевым и включает в себя 4 группы методов, соответствующие этапам научного исследования: 1. организационные методы ( сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2. эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; ...

2.Связь между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.

3.Сочетание обучения и воспитания.

4.Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий.

5.Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.

6.Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению.

7.Педагогическая запущенность детей.

8.Обеспечение индивидуализации обучения.

9.Социальная адаптация и реабилитация.

5. Общая характеристика методов педагогической психологии

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности).

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д

Анкетирование — эмпирическийсоциально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело.

При составлении анкеты учитываются:

1)содержание вопросов,

2)их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»,

3)их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.),

4)количество и порядок следования вопросов.

Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается.

Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.

Тестирование метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи — тесты, имеющие определенную шкалу значений.

социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено

Домашнее задание

Выделите основные содержательные компоненты структуры педагогической психологии. Сравните их по предмету и основным задачам. Результаты занесите в таблицу.

Найдите достоинства и недостатки таких методов как наблюдение и эксперимент.

Дайте развернутую характеристику одной из проблем современной педагогической психологии.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1

Вариант 1.

1. Назовите основные свойства знаний и умений как результат учения.

2. Объясните содержание обучения как фактор учения.

Вариант 2.

1. Назовите свойства процесса учения

2. Метод объяснения как факторов учения

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № __2__

Вариант 1.

1. Теория обучения и научения до полного освоения

Блюма

2.Внешняя мотивация и факторы ее формирования

Вариант 2.

1. Теория и практика обучения в Вальдорфской школе

2. Внутренняя мотивация и факторы ее формирования