Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ

Выполнила студентка 5 курса группы ЛД2-С14А

Чочуа Арина Аслановна

В психологии, как и в психиатрии, ведущими методами диагностики остаются беседа и наблюдение. Известно, что с помощью этих методов может быть получена довольно надежная информация об особенностях психики человека. Для испытания отдельных способностей и реакций применяют также психологический эксперимент (наблюдение за поведением и реакциями в

искусственно созданных ситуациях, таких как решение заданий, рассматривание изображений и др.).

Для того чтобы можно было сравнить реакции разных пациентов, необходимо использовать стандартизованные тестовые методики и строго следовать инструкциям, прилагаемым к ним.

Важно при планировании эксперимента подумать о валидности его результатов. Это означает, что включенные в эксперимент задания должны оценивать именно ту черту, которая должна быть измерена. Так, просьба назвать все республики бывшего СССР не может быть использована для определения памяти, поскольку на результат будет влиять интерес человека к истории и географии.

В процессе планирования и проведения эксперимента необходимо помнить и об этических аспектах, поскольку человек может быть недоволен попыткой испытывать его способности. На практике следует предупредить человека о намерении провести испытание и спросить его разрешения.

Применяя экспериментально-психологическиеметодики и тесты, врач может решать различные задачи по исследованию психологических качеств пациента: оценивать его память, внимание, мышление, пытаться охарактеризовать его личность.

Психометрические методики применяют для оценки внимания, памяти и мышления.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо понимать, какие принципы ... участвуют в выделении астрального тела, какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что ...

Корректурная проба (Тест Бурдона)

позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

«Обведите кружком букву Е, букву П зачеркните косой чертой сверху вниз, а букву К — косой чертой снизу вверх»).

Определяют скорость выполнения задания, количество ошибок и пропусков.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ключом к тесту. Очень важной характеристикой считают нарастание количества ошибок к концу выполнения задания, так как это свидетельствует о быстрой утомляемости, которая возникает при астенических состояниях самой различной природы.

Быстрое выполнение задания с ущербом для точности наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, чрезвычайно медленное — при депрессии. Заметно медленнее и хуже здоровых справляются с заданием больные с сосудистыми и иными органическими

поражениями мозга. Сказывается и отношение обследуемого к заданию (при активной заинтересованности результат -можетбыть вдвое лучше), а также утомление.

Методика счета по Крепелину

• В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

Для проведения опыта необходим специальный бланк.

Больному дается инструкция— производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... занимающихся данным видом спорта. личное отношение спортсмена к объективным условиям выполнения действия в данном виде спорта. количественные показатели, варьирующиеся в ... него удачно. Тренер перед соревнованиями неоднократно напоминает спортсмену об этой ошибке и просит, чтобы он в этот момент был особенно ... нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи

Отсчитывание по Крепелину

заключается в том, что участник эксперимента должен отнимать от 100 одно и то же число

(обычно 7).

Успешность выполнения задания зависит от сохранности интеллекта, памяти

(пациент должен помнить инструкцию и промежуточные результаты), а также от

способности поддерживать внимание. Если задание выполнено без затруднений, сохранность внимания можно оценить, изменив задание и попросив отнимать

попеременно числа 7 и 8.

Презентация на тему: Интерпретация

Интерпретация

• При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.

При органических заболеваниях головного мозга(травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) наблюдается невысокая продуктивность внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

При неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный характер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточно высокой (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравномерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими

4 стр., 1558 слов

Опросник выявления эмоционального выгорания

... ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением. Утверждение Никогда ... достичь в своей жизни. 22. Больные, как правило, – неблагодарные люди. Обработка результатов Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и ...

заболеваниями головного мозга.

При шизофрении больные показывают крайне низкую работоспособность(2–4сложения в каждой строке).

Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемости. При выполнении таблицы Э. Крепелина больные этой группы нуждаются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

Таблицы Шульте

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами

Пробы на запоминание.

Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. Обследуемому зачитывают 10 двухсложных звукосочетаний (<ролам>, <вакар>, <сига> и т. п. ) и просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком порядке. Затем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетания. Здоровые обследуемые полностью их воспроизводят после 5 — 7 повторений.

Проба на запоминание 10 слов.

При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие — нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы. Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3 — 4 повторений (иногда, при тренированной памяти — после 2 повторений).

Через 20 — 30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10 — 15 мин.

Для оценки мышления участнику эксперимента предлагают задания на сравнение понятий

• («Что общего и в чем состоит отличие между мухой и слоном?», «…между Солнцем и Луной?», «…между ошибкой и обманом?»), классификацию понятий, объяснение смысла пословиц и крылатых выражений. Детям обычно предлагают объяснить смысл картинки или серии картинок. Ответы пациентов оценивают по способности использовать для решения задания абстрактные понятия. К примеру, ответ: «Муха — насекомое, а слон — млекопитающее» — основан на абстрактном мышлении, а «Муха маленькая, слон большой» — на конкретном. Преобладание конкретного мышления у взрослых может указывать на снижение интеллектуальных способностей, пониженную способность к пониманию смысла происходящего.

11 стр., 5361 слов

Полит психология тесты ответы

... т. е. склонность к агрессивному поведению и применению насилия, авторитарная струк-тура личности». Но не в меньшей степени важно и то, что такие политики опираются ... бессознательного, политиче­ской культуры К какойгруппе методов, используемых в политической психологии, относятся тесты, эксперимент и наблюдение: К какойгруппе методов, используемых в политической психологии, относятся психологические ...

• Больные шизофренией нередко при проведении классификации используют несущественные, второстепенные признаки. Особенно ярко это проявляется при применении методики «четвертый лишний» («Выделите из

четырех предметов три, которые образуют группу, назовите эту группу

иобъясните, почему четвертый предмет в нее не входит»).

К примеру, из группы «стол — стул — чашка — кровать» больной шизофренией выделяет чашку и объясняет: «У стола, стула и кровати есть по четыре ножки». У больных эпилепсией, напротив, наблюдают простые, приближенные к быту объяснения с повышенным вниманием к деталям («Лишняя — кровать: чтобы попить чаю, кровать не нужна!»).

Порой пациенты просто не могут исключить какой-либопредмет («Что лишнее? Да ничего здесь лишнего нет: и стул, и стол, и кровать,

ичашка — все нужно! Как же без них?! Никак нельзя!»).

Метод пиктограммы (Выгодский Л.С.)

заключается в попытке запомнить 10-15слов и абстрактных понятий посредством их изображения на рисунке без использования букв. Подбирают сюжеты в порядке возрастания степени абстракции, например: веселый праздник, тяжелая работа, болезнь, счастье, любовь, развитие, обман, подвиг, вражда, справедливость, дружба и др. Анализируют объясняемую пациентам связь между рисунком и изображаемым понятием. Выявляют уровень абстрагирования, стройность ассоциаций, символизм изображений, опору на второстепенные признаки, эмоциональное отношение обследуемого к анализируемым понятиям.

Методики исследования личности разделяют на личностные опросники, шкалы самооценки и проективные методы.

Презентация на тему: Личностные опросники

Личностные опросники

предполагают, что больной может выбрать один из возможных вариантов ответов, наилучшим образом

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.   2. Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в ...

характеризующих его отношение к предлагаемым обстоятельствам. Обследуемый при этом может

намеренно исказить результаты, выпячивая положительные и скрывая отрицательные качества

личности. По этой причине важное требование к создаваемым тестам — наличие специальных оценочных шкал, выявляющих целенаправленную установку.

Тест Айзенка

Текст состоит из вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Все варианты теста содержат

вопросы, оценивающие искренность пациента (шкалу лжи).

Результаты тестирования

показывают выраженность таких черт личности, как экстраверсия — интроверсия

(открытость, общительность — осторожность, замкнутость) и невротизм — эмоциональная устойчивость (ранимость, озабоченность — зрелость, решительность).

1.Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнутся», испытать возбуждение?

Да

Нет

2.Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить, или утешить?

Да

Нет

3.Считаете ли себя человеком безобидным?

Да

Нет

4.Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

Да

Нет

5.Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

Да

Нет

Экстраверсия — вопросы: 1,3,8, 10, 13, 17,22,25,27,39,44,46,49, 53, 56 — ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41,51 — ответы «Нет». Экстраверсия: 12-среднеезначение, >15(больше или равно)-экстраверт ,>19(больше или равно)-яркийэкстраверт, <9(меньше или равно) — интроверт, <5 (меньше или равно) — глубокий интроверт.

Тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory)

В оригинальном варианте содержится 550 утверждений, предполагающих ответы в виде оценок «верно» или «неверно». Создатели теста намеревались использовать его для диагностики психических расстройств, поэтому шкалы названы в соответствии с наиболее распространенными из них: «ипохондрия», «депрессия», «истерия», «психопатия», «паранойя», «психастения», «шизофрения», «мания». Также оценивают выраженность мужских и женских черт, степень замкнутости. Психиатры скептически относятся к возможности использования этого теста для диагностики болезней, но считают его весьма полезным для характеристики личности.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... характер и темперамент, умственные и физические способности человека. Психологическое своеобразие личности исторически детерминировано. Оно получило свое развитие в ... рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия ...

Особую ценность теста составляют три шкалы, оценивающие искренность пациента и его отношение к факту обследования. Вероятность влияния установки снижается также благодаря особой форме утверждений, которые часто не имеют очевидной связи с выявляемыми с их помощью чертами личности.

В 1989 г. был опубликован обновленный и рестандартизованный вариант методики MMPI-2,содержащий 567 утверждений, однако на русский язык он переведен не был.

Проективные методики

• позволяют обследуемому самостоятельно конструировать свой ответ, не опираясь на какие-либопримеры или эталоны. С точки зрения психологов психоаналитического направления, это позволяет получить сведения о неосознаваемых психических процессах. С одной стороны, ценность проективных методик состоит в том, что почти невозможно фальсифицировать результат обследования, так как предлагаемые задания не содержат никаких эмоциональных оценок поступков и черт характера человека. С другой стороны, постоянно идут споры относительно валидности (надежности) диагностических оценок, сделанных на основании рисунков пациентов, составленных ими рассказов, их комментариев к предлагаемым изображениям или цветовых предпочтений

Графические тесты

• заключаются в том, что обследуемого просят самостоятельно нарисовать что-либо,не заботясь о его художественных достоинствах. Типичное задание — изобразить дерево, человека, дом, животное. Оценивают размер рисунка, положение его на листе, количество деталей, плавность линий и наличие геометрических форм. Крупные и приподнятые вверх рисунки говорят об активности и самоуверенности, мелкие — о пониженной самооценке, большое количество деталей — об аккуратности и мелочности. При обследовании детей количество деталей может отражать степень психического развития.

Тематический апперцептивный тест

• (Мюррей Г.А., Морган К., 1935) опирается на рассказы, составленные обследуемым при рассматривании карт, на которых изображены люди и предметы в неопределенных соотношениях и состояниях. Всего имеется 30 карт с рисунками и одна без изображений, которая предназначена для собственных фантазий обследуемого. Допустимо предъявление направленные вопросы. Считают, что тест выявляет стремления, потребности, существующие конфликты и способы их разрешения.

10 стр., 4733 слов

Ответы к тесту по философии

... /Феноменология/Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на /Человека/ 1 Гос. Тест философия отсортированный Скачано c //cx6.ru __________________________________________________________________________________________________________ Возможность ... Анализ сновидении, как способ проникновения в бессознательное человека, обосновывал /3. Фрейд/ Аналитическая философия включает в ...

Испытуемому предлагается придумать историю по каждой картине, в которой нашла бы отражение изображённая ситуация, было бы рассказано, что думают и чувствуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуации, изображённой на картине, и чем это закончится. Ответы записываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклицаний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись поручается самому испытуемому).

Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторонних для него объектов, ожидается, что он раскроет определённые аспекты своей личности более свободно и с меньшим сознательным контролем, чем при прямом расспросе.

Презентация на тему: • Рисуночный тест фрустрационной устойчивости С. Розенцвейга (1954)

• Рисуночный тест фрустрационной устойчивости С. Розенцвейга (1954)

предназначен для изучения поведения человека в условиях стресса и явного ущемления его потребностей (фрустрации).

Тест состоит из 24 рисунков, на которых изображены примеры стрессовых ситуаций. По результатам теста можно судить об отношении человека к болезни и вероятности возникновения психосоматических расстройств в ответ на стресс. При интерпретации оценивают направленность обвинений на себя, на других людей, на независящие ни от кого обстоятельства. Считают, что люди, выплескивающие свои чувства на других, чаще вступают в конфликт с обществом, а обвиняющие во всем себя чаще страдают психосоматическими заболеваниями.

В тесте М. Люшера

обследуемому предлагают расположить цвета в порядке наибольшего и наименьшего предпочтения. В упрощенном варианте методики используют набор из восьми цветов (серого, синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного).

Интересно, что автор заметил сходные черты у людей, предпочитающих и отвергающих один и тот же цвет.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый— чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

13 стр., 6341 слов

Рисуночный тест-как метод психоанализа

... беседе; · необычная последовательность изображения деталей рисунка {"нормальная" последовательность описана в тесте "Дом-Дерево-Человек"; · необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок ... возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков (тест "Дом-Дерево-Человек") либо слишком большая трата времени на изображение деталей; · необычная ...

3) оранжево-красный— символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый— активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

Для проективного теста Роршаха

нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.

Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-тоживотного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

Для кого-толетучая мышь означаетчто-тонечистое или демоническое, для когото — путь сквозь тьму и перерождение.

Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.

Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.

Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.

Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.

Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Список литературы:

1.Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

2.Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995,С.112-116.

3.Оценка умственной работоспособности по Э.Крепелину / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.199-200.

4.Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,

5.Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния. – Л., 1981.

6.Ильин Б. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978

7.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: АСТ,

8.Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс