1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов

Психология как наука. Объект, предмет, цели и задачи современной отечественной психологии. Структура, отрасли современной науки, её связь с другими науками

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость,мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Предмет психологии в традиционных представлениях

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли,Джон Стюарт Милль, А. Бэн,Герберт Спенсер)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)
  • Интенциональные акты сознания (функционализм—Франц Брентано)
  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология—Иван Михайлович Сеченов)
  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
  • Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)
  • Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология—Макс Вертгеймер)
  • Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, К. Роджерс,Виктор Франкл,Ролло Мэй)

Цели психологии – способность раскрыть познавательные способности человека, ее рефлекторную теорию, моделирующую систему мозга, психологические процессы поведения, психологические процессы памяти и внимания, свойства ощущений и восприятий, восприятия и ощущения пространства и времени, процессы, происходящие в памяти человека, аспекты развития познавательных процессов, особенности и сущность ощущений психологии человека, характеристика перцептивных сенсорных процессов, эмоциональные процессы в образовании, работе, в быту, в общении, развитие образного схематического мышления, цветовые и тоновые эквиваленты эмоций, процессы в психологии личности

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и поведения человека. Высшими регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать ... 3.Понятие и виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Ощущения – психический процесс отражения отдельных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши ...

 задачи:

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов

Отрасли психологии:

Генетическая психология

Психофизиология

Возрастная психология

Социальная психология

Педагогическая психология

Юридическая психология

Психодиагностика

Психотерапия …

Связь психологии с другими науками:

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других — науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

  1. Методы психологического исследования.
  1. не экспериментальные психологические методы:

Наблюдение (Различают несистематическое и систематическое наблюдение, Различают «сплошное» и выборочное наблюдение)

Анкетирование (Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых, это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, это анкеты – шкалы)

Беседа

Монографический метод.

б) диагностические методы:

Тест — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

в) экспериментальные методы:

естественный эксперимент

моделирующий эксперимент

лабораторный эксперимент

г) формирующие методы:

преобразующий эксперимент,

психолого-педагогический эксперимент,

формирующий эксперимент,

экспериментально-генетический метод,

метод поэтапного формирования и т.п.

  1. Бихевиоризм

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.

Методы:

Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Развитие:

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам — работы ... этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. Психология активно взаимодействует ...

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

  1. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1910 году.

Принципы гештальта:

близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Константы восприятия:

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. 

Вклад:

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

  1. Психоанализ З. Фрейда.

Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основательпсихоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

7 стр., 3294 слов

Психология административной деятельности органов внутренних дел

... направления безопасности государства, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; координирует деятельность правоохранительных органов. . Министр внутренних дел Республики Казахстан 1. Министерство внутренних ... и правового воздействия.   Основу общественного порядка составляют права, свободы человека и гражданина, которые и получают свое закрепление в нормах гражданского ...

Метод свободных ассоциаций:

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно ни представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания.

Теория сновидений:

Основные положения теории сновидений Фрейда гласят:

  1. Сновидение— это искажённый заместитель чего-то другого,бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненныежелания.
  2. Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
  3. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Работа сновидения:

  1. Превращение мыслей в зрительные образы.
  2. Цензура сновидения. Цензура сновидения, которая днём не пропускает неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости, пользуясь механизмами сгущения и смещения.
    1. Сгущение. .

2. Смещение

  1. Вторичная обработка.
  1. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку

Основные черты:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

7. Рефлексология и. П. Павлова.

Рефлексоло́гия (от рефлекс и греч. λογος — наука) — естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Фазы рефлекса:

первая фаза рефлекса начинается не со «слепого» толчка, а с получения организмом информации о среде – с сигнала, получаемого с помощью работы мышц.

На второй фазе чувственный образ, воспринятый мышцей, передается в мозг

на третьей – обработанная мозгом информация возвращается мышце, но этим рефлекторная работа не завершается.

Типы рефлексов:

Условные

Безусловные

Способность организма запоминать определенные сигналы, которые получили подтверждение, то есть порождать условные рефлексы, лежит в основе поведения как животных, так и человека.

8. Культурно-историческая концепция л.С. Выготского.

Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский; 5 (17) ноября 1896, Орша, Российская империя — 11 июня1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии и лидер круга Выготского.

Подходы к изучению человека:

Идеальный

Биологический

Три составные части концепции:

«Человек и природа»

«Человек и его собственная психика».

«Генетические аспекты»

Два фундаментальных положения:

  1. высшие психические функции имеют опосредованную структуру
  2. для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков

Вывод концепции:

человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

9. Теория деятельности а.Н.Леонтьева

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Предмет исследования:

деятельность, опосредствующая все психические процессы

Основные понятия теории:

деятельность, сознание и личность.

Уровни деятельности:

Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Принципы психологической теории деятельности:

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

10. Модусы человеческой реальности

Модус — способ существования или действия чего-либо, а также разновидность силлогизма.

Модусы человеческой реальности:

телесное существование

душевная жизнь

духовное бытие

11. Понятие личности в отечественной психологии

Личность- целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.

Две точки зрения изучения личности:

  1. С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы — внимание, память, мышление — носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
  2. С точки зрения изучения личности самой по себе — ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Три уровня организации личности:

1) Психический склад — индивидуальные особенности протекания психических процессов;

2) личностный склад — качества характера и способности;

3) жизненный склад — нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт

12. Этапы возрастного развития

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965).

В ней выделяется двенадцать возрастных периодов

Период

Возраст

1. Внутриутробный

эмбриональный

плодный

0-8 нед

9 нед — 9 мес

2. Новорожденный

1 — 10 дней

3. Грудной возраст

10 дней — 1 год

4. Раннее детство

1-3 года

5. Первое детство

4-7 лет

6. Второе детство

8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)

7. Подростковый возраст

13 — 16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)

8. Юношеский возраст

17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)

9. Зрелый возраст 1-й период

2-й период

22-35 (мужчины) 21-35 (женщины) 36-60 (мужчины) 36-55 (женщины)

10. Пожилой возраст

61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)

11. Старческий возраст

75-90 лет (мужчины и женщины)

12. Долгожители

90 лет и старше

13. Психика, сознание, самосознание.

Психика-Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения,эмоции, память и т. п.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Психическое имеет двоякую форму существования:

1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и деятельности.

2) Субъективная (вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.

 Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Формы психического отражения:

  1. Сенсорная
  2. Перцептивная
  3. Интеллектуальная

Уровни сознания.

В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное

Этапы развития самосознания:

Первый этап, по мнению ученых-психологов, связан с «овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий».

Второй этап связан с началом ходьбы у ребенка

На третьем этапе становление самосознания идет вместе с развитием речи, которая играет здесь не последнюю роль.

Далее идет развитие мировоззрения, выработка самооценки, которая ведет к самоопределению личности, и, как следствие, росту самосознания.

14. Самооценка, я — концепция, система жизненных ценностей человека

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Виды самооценки:

  • заниженная
  • нормальная
  • завышенная

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Составляющие Я – концепции:

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. 

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

Классификация Я – концепции:

  • «настоящее Я»,
  • «динамическое Я»,
  • «фактическое Я»,
  • «вероятное Я»,
  • «идеализированное Я».

Система жизненных ценностей человека:

  1. Я сам.
  2. Вторая половинка
  3. Дети
  4. Родители
  5. Работа

15. Направленность личности

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться)

Виды направленности:

Общая направленность

Профессиональная направленность

Качества направленности:

Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

16. Способности

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Виды:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Стадии развития способностей:

  1. Задатки
  2. Способности
  3. Одаренность
  4. Талант
  5. Гениальность

17. Темперамент

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности

Типы:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Свойства темпрамента:

. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Влияние темперамента:

скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

18. Характер. Актенцуации характера

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Черты характера:

отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

три типа характера:

астеники (от греч. ἀσθενές — слабый) — люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

атлетики (от греч. ἀθλητικός — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

пикники (от греч. πυκνός — плотный, толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера  циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять её с патологией неправильно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

19. Мотивационно-потребностная сфера личности

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то. что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

По происхожЭдению потребности бывают:

— естественные;

— культурные.

По предмету потребности подразделяются на:

— материальные;

— духовные;

— социальные.

Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

две функции мотивов:

побуждения и смыслообразования. 

20. Эмоции и чувства

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений

Особенности:

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.

Интенсивность

Эмоции могут различаться по интенсивности (силе).

Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов.

Эмоции и стресс

Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

Валентность (тон)

Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Интенсивность

Чувства могут различаться по интенсивности (силе).

Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

21. Воля

Воля- способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями.

Волевые черты:

Решительность

Энергичность и настойчивость

Выдержка и самообладание

Исполнительность

Инициативность

Смелость и храбрость

Самостоятельность

Дисциплинированность

Этапы волевого действия:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Функции воли:

  1. Стабилизирующая
  2. Ингибирующая
  3. Инициирующая
  4. Тормозная
  5. Побудительная

22. Психические состояния.

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а напсихологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

23. Внимание.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Основная функция:

Обработка полученной информации

Функции внимания:

  1. Активирующая и тормозящая
  2. Отбор информации
  3. Сосредоточенность
  4. Уточнение информации
  5. Прочность и избирательность
  6. Направленность и продуктивность
  7. Усиливает восприятие
  8. Удерживание информации
  9. Правильное понимание речевых задач

Виды внимания:

Непроизвольное

Произвольное

Модальности:

Сенсорное

Моторное

Интеллектуальное

Свойства внимания:

Концентрация

Объем

Избирательность

Устойчивость

Переключаемость

Распределение

24. Ощущение и воприятие

Ощущение – простейший психический процесс состояний в отражении отдельных свойств и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Классификация ощущений:

Классические :

Интероцептивные

Пропиоцептивные

Экстероцептивные

Генетические:

Протопатические

Эпикрические

Общие свойства ощущений:

Качество

Интенсивность

Продолжительность

Пространственная локализация

Свойства сенсорные:

Адаптация

Иридиация

Индукция

Явления последствия

25. Память

Память – способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта.

Типы памяти:

Сенсорная

Иконическая

Эхоническая

Вторичная

Буферная

Кратковременная

Виды памяти:

Генетическая

Прижизненная

Двигательная

Эмоциональная

Образная мыслительная

26. Воображение.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование,планирование, творчество, игра, человеческая память

Классификация:

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Механизмы воображения:

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Функции воображения:

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

27. Мышление.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Функции мышления

Понимание

Решение задач

Целеобразование

Рефлексия

Установление взаимосвязей

Выделение главных свойств

Выделение однородных групп

Этапы протекания мышления

Подготовка

Созревание

Озарение

Проверка истинности

Фазы мышления

Осознание проблемы

Формирование гипотиз относительно проблемы

Проверка гипотизы

Вывод или заключение

Операции

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Аналогия

Абстрагирование

Конкретизация

Виды мышления

Конвергентное мышление

Дивергентное мышление

Виды и типы мышления

По форме

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Абстрактно-логическое

По характеру решаемых задач

Теоретическое и практическое

Понятийное

Образное

Наглядно-лейственное

Наглядно-образное

По степени новизны

Репродуктивное

Продуктивное

Формы мышлении

Понятие

Суждение

Умозаключение

28. Речь

Язык – система знаков наделенных определенными значениями.

Речь – практическое использование языка, звуковых сигналов для передачи информации.

Структура речи.

Внешняя(устная(монологическая, аффективная, диологическая), писменная)

Внутренняя

Функции речи

Коммуникативная

Интеллектуальная

Регуляционная

Психодиагностическая

Психотерепевтическая

29. Общение.

Общение – специальная форма взаимодействия человека с другими людьми.

Составные элементы общения:

  • Сообщение
  • Разговор
  • Раппорт
  • Точка зрения
  • Комплименты
  • Интересы

Средства общения:

  • Вербальное общение- речь — значение и смысл слов
  • Невербальное общение
  1. Мимика
  2. Жестикуляция
  3. Визуальный контакт
  4. Проксемика
  5. Пара- и экстралингвистика

Виды общения:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

Формы коммуникационного действия

Возможны три формы коммуникационного действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Стороны общения

  • Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  • Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  • Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

30. Социальная психология групп

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами

Признаки:

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия.

Виды:

Большие

Малые

Средние

Функции:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях