Презентация на тему: Психология как наука

Психология как наука

доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В.М.

Определение

психологии

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

знания

Конкретность – обобщенность

Интуитивность – рациональность

Ограниченность — широта

Уникальность и универсальность научного знания – ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

методы научно-исследовательскойработы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

9 стр., 4375 слов

1. История психологии, ее предмет, задачи и методы. Условия развития ...

... психологических высказываний. Методы категориального анализа, введенные историком науки М.Блоком, разрабатываемые М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы. Этапы развития психологии ... темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся ...

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

;

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов — напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа – в недрах религиозной философии;

сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-хгодов XX в.

Объект психологии как науки — психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... от непосредственного влияния среды. Итак, вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные свойства ... идеально в виде намеченной цели. Сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе (мир чувств – интеллектуальные, ...

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Презентация на тему: Психика

Психика

свойство

высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение

Признаки

психики

Основные

признаки

психики:

способность к отражению ,

чувствительност ь.

Основные функции психики

Рефлекторность психики

Первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения психикой;

Закономерность перехода воспринимающих компонентов системы в исполнительные;

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... чувствительность, отражение, сознание. Проявляются в форме избегания или приближения. психика проявляется в 3х формах – 1)психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)динамическое явление в психической ... и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и ...

Адекватность сформированного образа, в значительной мере определяется активностью отражающего мир субъекта.

Схема психического отражения

Особенности

психического

отражения человека

Активность отражения.

Целенаправленность отражения.

Динамичность отражения.

Неповторимость, индивидуальность психического отражения.

Психическое отражение человека носит опережающий характер.

Объективность психического отражения.

Явления, которые изучает психологическая наука

1. Психические процессы

познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, внимание, представление, память, моторика, речь;

эмоционально – волевые процессы: чувства, воля.

2.Психические свойства (особенности): способности, темперамент, характер, знания;

3.Психические состояния: апатия, творческий подъем, сомнение, уверенность, внимательность и т.д.;

4.Массовые психические явления.

Специфика психических явлений

1.Полифункциональность и полиструктурность.

2.Недоступность для непосредственного наблюдения.

3.Отсутствие четких пространственных признаков.

4.Высокая подвижность и изменчивость.

5.Высокая адаптивность.

Презентация на тему: Основные принципы системно– деятельностного

Основные принципы системно– деятельностного

1.пр. детерминизм;подхода

2.пр. единства сознания и поведения (деятельности);

4 стр., 1506 слов

Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

... предлагаемому в процессе обучения психологическому содержанию может вести к разочарованию и дискредитации психологии как науки. Рассмотрим содержание психологического образования, которое должно соответствовать ... выявления и понимания сущности психологических понятий можно сформулировать в виде двух принципов обучения теории психологии: 1. Каждое психологическое понятие должно рассматриваться в ...

3.пр. развития;

4.пр. активности;

5.пр. системности.

Методы

психологии

Научные методы практической психологии

Собственно психологические методы: психологическая консультация; психологическая коррекция; психотерапия; психотренинг.

Психотехники: гипноз; психоаналитическая психотерапия;

гештальттерапия;

бихевиоральная терапия; клиентцентрированная; логотерапия; психодрама; арт-терапия;танцевальная; группы встреч и др.

Отрасли

психологии

Место психологии в системе наук

Рекомендуемая

литература

1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М.,Владос-Пресс,2003, стр. 5-54;69-81..

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12-43.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9-99.

4. Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М.,Ось-89,2006.5. Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002.

6. Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14-62.7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008.

8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12-48;80-115.

9. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22.

10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003.

11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005.

12. Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М.,Изд-воинститута Психотерапии, 2002, стр.15 – 33.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ...

13. Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007.

14. Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998.

15. Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002.

16. Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология,Ростов-на-Дону,Феникс, 2002, стр. 5-50.