Практическое занятие № 1 по теме:

«Становление и особенности развития общественно-политической и социологической мысли России конца XIX — начала XX века»

(2 часа)

  1. Общая характеристика экономического и социально-политического развития России во второй половине XIX в.
  2. Продолжение борьбы между славянофилами и западниками.
  3. Европейская социологическая мысль и ее влияние на формирование русских социологических идей.
  4. Специфика развития русской социальной философии и общественно-политической мысли в конце XIX века.
  5. Специфика русской теоретической социологии.
  6. Проблемы институционализации социологии в России.

Практические занятия №№ 2-3 по теме:

«Натуралистические концепции русской общественно-политической и социологической мысли»

(4 часа)

  1. Борьба вокруг проблемы специфики общественных законов. Попытки преодоления идей социал-дарвинизма с помощью возврата к натуралистическому истолковании общества.
  2. Идея солидарности и взаимосвязи как главный фактор развития живой и социальной материи.
  3. Концепция социального прогресса Л.И. Мечникова, изложенная в его работе «Цивилизация и великие исторические реки». Новая трактовка идей географического детерминизма.
  4. Концепция органической школы в русской социологии. Идеи организма и механицизма в творчестве А.И. Стронина, изложенные в его работе «История и метод».
  5. Работа П.Ф. Лилиенфельда «Мысли о социальной науке будущего» и ее вклад в развитие идей органицизма в России.
  6. Попытки преодоления идей плоского эволюционизма и органицизма в творчестве Н.Я. Данилевского. Концепция культурно-исторических типов. Идея сравнительных и теоретических наук. Специфика общественных явлений и общественных законов. Общая трактовка социального прогресса.

Практические занятия №№ 4-5 по теме: «Народничество и анархизм как специфическое проявление русской общественно-политической мысли и его отражение в социологических концепциях» (4 часа)

  1. Утверждение идеологии разночинной интеллигенции России XIX века.

    5 стр., 2088 слов

    5. Философия, наука, ценности в развитии общественного знания

    ... одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование ... часто через знания (а не в своих мыслях, иллюзиях, фантазиях, воображении)которые сообщают сознанию предметность, содержательность. Поэтому развитие сознания есть процесс обогащения его все новыми и ...

    Проблема самодержавия и организации государственной власти. Определение места крестьянской общины в общественном прогрессе. Отношение к тенденциям капиталистического развития России.

  2. Основные общественно-политические и социологические идеи М.А. Бакунина. Концепция исторического прогресса. Проблема свободы воли человека. Значение религии и государства в общественном прогрессе. Идеология стихийного бунта.
  3. Общественно-политические и социологические идеи П.Н. Ткачева. Интерпретация социологических законов, социального прогресса, роли политической власти и активного интеллигентного меньшинства в общественном развитии России. Отношение П.Н. Ткачева к классикам социологической мысли. Решение проблемы соотношения экономики и политики, закономерности и свободы воли, пассивности народных масс и активности революционного меньшинства. Основные работы П.Н. Ткачева.
  4. Общественно-политические и социологические идеи П.А. Кропоткина. Идеология анархизма. Проблема закономерности общественного развития. Идея несовместимости социального равенства и государственности. Проблема власти и революции. Солидарность как основная сплачивающая сила человеческих общностей.

    Отрицание необходимости централизованного государства. Пропаганда абсолютной свободы воли. Идея интеграции труда. Идеология революционного преобразования общества и либерального социализма. Характеристика основных работ П.А. Кропоткина.

Практические занятия №№ 6-7 по теме: «Этико-психологическое (субъективное) направление в русской социологии» (4 часа)

  1. Общая характеристика истоков и сущности этико-психологического (субъективного) направления.
  2. П.Л. Лавров — основоположник российской субъективной социологии. Определение предмета социологии, и ее места в системе гуманитарного знания. Принцип антропологизма. Основные принципы субъективного метода в социологии. Теория солидарности. Место личности в историческом процессе. Идеи социальной эволюции и исторического прогресса.
  3. Утверждение идей социальной психологии в творчестве Н.К. Михайловского. Определение предмета и метода социологии. Теория разделения труда и кооперации. Пропаганда идей «борьбы за индивидуальность». Теория героев и толпы. Трактовка общественного прогресса.
  4. Попытка преодоления субъективизма и обобщенного изложения идей этико-психологической социологии в творчестве С.Н.

    Южакова.

  5. Роль Н.И. Кареева в дальнейшей систематизации идей этико-психологической школы. Определение предмета и метода социологии. Проблема соотношения личности и общества. Истолкование структурной организации общества. Идея социального развития и прогресса.

Практические занятия №№ 8-9 по теме: «Концепции «объективной» (позитивистской) социологии в России» (4 часа)

  1. Общая характеристика развития и влияния позитивистскиех идей на развитие социологических идей в России. Понятие «объективной» социологии.
  2. Социологическая программа Е.В. де Роберти. Определение предмета, метода и задач социологии. Понятие над-органического. Идея соединения биологического и социального. «Закон» четырех факторов. Новый взгляд на природу социального развития.
  3. Попытка систематизации объективной социологии. Вклад М.М. Ковалевского в развитие социологической мысли России. Определение социологии как науки. Обоснование сравнительно-исторического метода. Теория факторов. Разработка идеи социального взаимодействия. Новая идея социогенеза.

Практические занятия № 10-11 по теме: «Идеи неокантианства в русской социологии» (4 часа)

  1. Общая характеристика распространения идей неокантианства в русской философской и общественно-политической мысли.

    12 стр., 5614 слов

    1.Социология г. Спенсера

    ... научный труд Спенсера - "Социальная статистика". Как один из основоположников органической школы, Спенсер, вслед за О. Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" эволюционизма. ... деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной ...

    Проникновение неокантианства в русскую социологическую мысль.

  2. Общая характеристика творчества Б.А. Кистяковского. Приверженность идеям баденской школы неокантианства. Ревизия методологических основ социологии на основе неокантианской гносеологии. Обоснование содержания социологических понятий, принципа причинности в социологии и роли общественных норм. Деление познания на область действительного (естествознание) и должного (обществознание).
  3. Общая характеристика творчества Л.И. Петражицкого. Классификация наук и идеи неокантианства. Учение об истинных мотивах человеческого поведения. Соотношение социологии и права.
  4. Идеи П.И. Новгородцева о морально-психических основах социального бытия. Концепция «закона личной жизни» и ценностной основы общественной жизни. Метафизический синтез сущего и должного. Концепция нормативной (морально-правовой) регуляции общественной жизни. Идея бесконечного социально-нравственного совершенства. Критика утопических идей социального развития.
  5. Общая характеристика творчества А.С. Лаппо-Данилевского. Проблема соотношения истории и социологии. Специфика «номотетического» и «идиографического» методов описания и понимания действительности.

    Критика идей О. Конта и К. Маркса. Определение задач и методов социологии. Понятия «идеального типа» и «репрезентативного типа» в социологии. Роль ценности в социальном познании.

  6. Неокантианские идеи В.М. Хвостова и их влияние на методологию социологии. Новая попытка создание подлинной теории исторического процесса. Гносеологизация методологии социологии. Определение границ социально-исторического знания. Трактовка специфики социального познание, и законов общественного развития. Отстаивание идей плюрализма в социологии. Критика сложившихся концепций общественного прогресса с позиции неокантианской гносеологии и методологии.

Практические занятия № 12-13 по теме: «Концепции христианской социальной философии и социологии» (4 часа)

  1. Христианизация русской философской и общественно-политической мысли. Общие идеи христианской социологии.
  2. Социально-философские идеи В.С. Соловьева как источник русского религиозного сознания. Идея богочеловека. Метафизика всеединства. Гармонизация космических и социальных начал. Переосмысление мирового процесса и социальной жизни на религиозной основе.

    12 стр., 5762 слов

    1.1. Предмет и задачи курса социологии

    ... ии – результат длительн историч развития, плод усилий многих поколений ученых, кажд из кот прибавило принципы нового значения. Задачи социологии. 1) Эмпирическое исследование действительности ( ... начинают дифференцироваться и осознавать как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства социальной справедливости попадают в ...

    История и ее философский смысл.

  3. Эволюция взглядов С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева от легального марксизма и радикального демократизма к религиозному мировоззрению.
  4. Идея С.Н. Булгакова о религиозном сознании как средстве духовного освобождения. Попытка синтеза науки, философии и теологии как пропаганда новой веры. Идея «третьего бытия».
  5. Концепция «нового христианства» Н.А. Бердяева. Персоналистическая идея социальной философии Н А. Бердяева. Идея конечных судеб мира и утраты смысла истории. Свобода и творчески-божественная природа личности. Проблема соотношения свободы и не-свободы. О назначении человека. Род и личность. Брак и семья. Творчество и культура.
  6. Идея целостности живого бытия — основная идея «конкретного идеализма» и «христианского реализма» С.Л. Франка. Концепция основного дуализма общественной жизни. Проблема соотношения «Я» и «Мы». Новая концепция богочеловечества. Идея соборности человечества.
  7. Сборник «Вехи» (1909) и его место в духовном развитии России.

1 И 7 вопросы вынесены на кср

Практическое занятие № 14 по теме:

«Влияние неопозитивизма на социологическую мысль России»

(2 Часа)

  1. Кризис идей первого (контовско-спенсеровского) позитивизма.

    Критика натуралистических установок позитивистского толка в социологии Европы и России. Введение Е.В. де Роберти термина «неопозитивизм».

  2. Философские основания нового позитивизма и их влияние на методологию социологии. Сциентистский подход к социальным проблемам. Влияние идей Тарда и Гиддингса на русских неопозитивистов. Трактовка социальных отношений и функциональных связей (П.А. Сорокин).
  3. Новое определение предмета и методов социологии. Поведение людей как объект социологического анализа. Понятия социальных связей (А.С. Звоницкая), социального взаимодействия (П.А. Сорокин) и социального действия (К.М. Тахтарев) — основные понятия неопозитивистской социологии. Отказ от идей эволюционизма и сравнительно-исторического метода при изучении социальных явлений. Расширение сферы эмпирической социологии. Процесс институционализации русской социологии.

Практические занятия №№ 15-16 по теме: «Влияние марксистских идей на общественно-политическую и социологическую мысль России» (4 часа)

  1. Распространение идей экономического материализма в российской общественно-политической и социологической мысли России.

    Популяризация идей марксистского понимания общественного развития Н.К. Зибером и И.Ф. Фесенко.

  2. Течение «легального марксизма» в России (П. Струве, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский и др.).
  3. Развитие социологических идей марксизма в трудах Г.В. Плеханова, его трактовка материалистического понимания истории, роль личности в истории. Развитие идей социальной психологии. Критическое отношение к социологическим концепциям немарксистского плана.
  4. «Теория равновесия» и «Философия живого опыта» А. Богданова.
  5. В.И. Ленин и русская социологическая мысль конца XIX — начала XX века. Использование социально-исторических идей К. Маркса и Ф. Энгельса для обоснования политических программ революционного изменения общественной жизни России. Анализ В.И.Лениным понятий социальной группы, реальной личности, социально-классового типа личности, социального действия, народных масс, психологии общественного сознания, законов развитии общества. Ленинская трактовка понятий «факт» и «социальный факт». Анализ и использование статистических данных. Проблема применимости теории Маркса к российским условиям, критика антимарксистских направлений в социологии.
  6. Судьба ленинского социологического наследия.

5 И 6 вопросы вынесены на кср

Практические занятия №№ 17-18 по теме:

10 стр., 4659 слов

Социология досуга как специальная социологическая наука

... национальные радио- и телевизионные викторины. социология досуг российский молодежь 1.2 Место социологии досуга среди социологических наук Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает ... отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также ...

«Этапы становления и развития социологии в советской России»

(4 Часа)

  1. Изменение условий существования и развития общественной мысли России после Октябрьской революции. Первые учебные пособия по социологии в постреволюционный период. «Теория равновесия» и «философия живого опыта» А. Богданова. Дискуссии по вопросам развития общества, теории и практики культуры. Н. Бухарин о соотношении социологии и исторического материализма.
  2. Судьба русской социологии после эмиграции ведущих ученых.
  3. Догматизация идей К. Маркса и В.И. Ленина в период сталинизма. Свертывание социологии.
  4. Возрождение социологии в 1960-е годы.
  5. Развитие теории и методологии социологии, методики и техники прикладных социологических исследований. Вклад советских ученых в возрождение социологической мысли СССР (Г.М. Андреева, И.В. Бестужев-Лада, И.А. Голосенко, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Г. Ионин, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, М.Н. Руткевич, А.Г. Харчев, В.А. Ядов и др.).
  6. Дискуссии о предмете, структуре и функциях социологии, о соотношении эмпирического и теоретического уровней исследований в социологии. Социология и практика социалистического строительства. Советская социология и мировой опыт развития социологической мысли.
  7. Социология в СССР во второй половине ХХ века.
  8. Распад Советского Союза и его влияние на состояние российской социологической мысли конца ХХ – начала ХХI вв.

1 – 3 вопросы вынесены на КСР

Практические занятия №№ 19-20 по теме: «Становление и развитие социологической мысли в Беларуси» (4 часа)

  1. Теоретические истоки белорусской общественно-политической и социологической мысли.
  2. Создание Белорусского государственного университета и Белорусской академии наук и их роль в институционализации белорусской социологии. Разработка общих и конкретных проблем социологии Беларуси в первые годы Советской власти.
  3. Свертывание социологической проблематики в сталинскую эпоху.
  4. Возрождение социологических исследований в Беларуси. Восстановление подготовки специалистов-социологов в БГУ. Первые белорусские учебники и журнал по социологии. Деятельность Института социологии Национальной академии наук Республики Беларусь. Основные социологические школы. Тематика социологических исследований белорусских социологов.
  5. Институционализация социологии в постсоветский период.

Кср № 1 по теме практического занятия:

«Концепции христианской социальной философии и социологии»

7 стр., 3449 слов

Особенности развития российской социологии в XIX – начале XX века

... Обо всех этих особенностях русской социологической мысли и пойдет речь в нашей работе. 1. Становление и особенности развития социологии в России в XIX веке Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ...

  1. часа)
  1. Христианизация русской философской и общественно-политической мысли. Общие идеи христианской социологии.
  2. Сборник «Вехи» (1909) и его место в духовном развитии России.

Напишите мини-сообщения, осветив следующие вопросы:

  1. Критика позитивизма в трудах русских религиозных философов.
  2. Русские религиозные философы о революции в России.
  3. Образ российской интеллигенции в «Вехах».

Объем сообщения по каждой из тем: 1-2 страницы

КСР № 2 по теме практического занятия:

«Влияние марксистских идей на общественно-политическую и социологическую мысль России»

(2 часа)

1. В.И. Ленин и русская социологическая мысль конца XIX — начала XX века. Использование социально-исторических идей К. Маркса и Ф. Энгельса для обоснования политических программ революционного изменения общественной жизни России. Анализ В.И.Лениным понятий социальной группы, реальной личности, социально-классового типа личности, социального действия, народных масс, психологии общественного сознания, законов развитии общества. Ленинская трактовка понятий «факт» и «социальный факт». Анализ и использование статистических данных. Проблема применимости теории Маркса к российским условиям, критика антимарксистских направлений в социологии.

2. Судьба ленинского социологического наследия.

Напишите сообщение на тему: «Вклад В.И. Ленина в развитие социологических идей в России».

Кср № 3 по теме практического занятия: «Этапы становления и развития социологии в советской России»

  1. часа)
  1. Изменение условий существования и развития общественной мысли России после Октябрьской революции. Первые учебные пособия по социологии в постреволюционный период. «Теория равновесия» и «философия живого опыта» А. Богданова. Дискуссии по вопросам развития общества, теории и практики культуры. Н. Бухарин о соотношении социологии и исторического материализма.
  2. Судьба русской социологии после эмиграции ведущих ученых.
  3. Догматизация идей К. Маркса и В.И. Ленина в период сталинизма. Свертывание социологии.

Письменно выполните следующие задания:

5 стр., 2420 слов

Психологические идеи в русской философии XVIII века

... и др. Значительное место занимали здесь и работы русских мыслителей: Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Ф. Прокоповича А.П. ... о душе базировалось на дуалистических представлениях... . В России эта линия разрабатывалась в русле популярной здесь вольфианской ... Московского университета: Д.С. Аничкова, критиковавшего учение о врожденных идеях и утверждавшего мысль об опытном происхождении знаний; С.Г. ...

  1. Охарактеризуйте процесс институционализации социологии после Октябрьской революции 1917 г. (до начала 1920-х годов).
  2. Охарактеризуйте основные направления марксистской социологической мысли в 20-30-е гг. XX века.
  3. Дайте характеристику основных направлений немарксистских социологических теорий в 20-30-е гг. XX века.
  4. Выделите этапы становления конкретных социологических исследований в СССР в 1920 – 1930-е гг.
  5. Попробуйте сформулировать причины гонений на социологию в период сталинизма.

Основная учебная литература для подготовки к занятиям по учебному курсу:

  1. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. ХIХ – начало ХХ века. Часть 2: Русская социология. М., 2005.
  2. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века).

    Под ред. Е.И. Кукушкиной. М., 2004.

  3. Галактионов А.А. Русская социология XI-XX веков. СПб., 2002.

8