1.1. Предмет и задачи курса социологии

11

Предмет курса социологии.

Соц-ия – отрасль науки о человеч поведении, ставящая целью раскрытие причинно – следствен связей в процессе соц отклонений между людьми, взаимод между людьми и группами.

Соц-ия включ изучение традиций, структуры соц институтов, возникающих в ходе взаимод сил, котор их объедин или ослабл. Соц-ия исследует базисные хар-ки человеч общ-ва в локальном и мировом масштабах, различн процессы, вызывающие стабильность или изменение в общ-ве.

Первопричины предм соц-ии – соц статус (статистич картина мира) и соц роль (динамич).

Предм соц-ии — концептуальная схема соц-ной реальности, в кот ее главн черты и элементы приведены в систему и логически выводятся др из др.

Предм современ соц-ии – результат длительн историч развития, плод усилий многих поколений ученых, кажд из кот прибавило принципы нового значения.

Задачи социологии.

1) Эмпирическое исследование действительности (изучение общ-ного мнения, различн форм девиантного поведен и т.д.), предохран от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. Ошибочно отождествляют прикладные социально-статистические исслед с социологическими исслед вообще. Но 1ые – необходимая, но тольк начальн ступень 2го.

Соц-ия — теоретич, фундаментальная дисциплину, и хар-ка ее функций должна исходить из этого.

2) Теоретически обеспечить успешное протекание данного процесса. Необходимы многие предпосылки, условия и средства, котор вначале выступают в кач цели относительно самостоятельных, специфических форм деятельности. Здесь возникает реальн опасность превращения этих форм и их результ в самостоят ценности, что не решает поставлен задачу. Процесс трансформации общ-ва из одного качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением целей в результаты, результ в предпосылки, условия и средства развертывания сознательн деятельности.

1.2. Отношение социологии к социальным и гуманитарным наукам.

Соц-ия как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с др науками.

1) Связана с политологией, котор изучает политич систему и законодательную систему общ-ва. Законы определяют нормы и правила соц-ной жизни.

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных качеств. Для личности как системы характерны следующие свойства: ... целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. В социологии ...

2) Экономика, изучающая законы производства материальных и духовных благ также оказ большое влияние на соц-ную жизнь.

3) Соц-ная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Соц-ия же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, исследование сложн и разнообразн мозаики деятельности, поведения и отношений в том или ином общ-ве. Описывая жизнедеятельность личности и соц групп, соц-ия оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.

4) С историей множество точек соприкосновения и взаимодействия. В процессе развития общ-ва нормы деятельности, поведения, отношений, ценности передаются из поколен в поколен. Прерывание передачи, отрицание накоплен опыта, традиций, культуры в целом чревато большими бедами для человека и общ-ва. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истор и соц-ии. Пример разобщенности этих наук, отсутствие чувства историзма — перенос методов и принципов классовой борьбы ХIХ — первой трети ХХ в. на 2ую половину нынешнего столетия. Так же неверно судить о процессах и событиях того времени с точки зрения сегодняшних норм и ценностей.

1.3. Макросоциология и микросоциология. Основные теории

а) Макросоциология. Основные теории.

Макросоц. исследует крупномасштабные соц процессы и явления, происходящ в течение длит времени в общ-ве . Особое внимание уделяется моделям поведения, котор представляют различн соц институты. Люди, вовлеченные в действия соц институтов, испытывают на себе их глубокое влияние.

Основные макросоциологические теории:

1. Структурный функционализм. Основатели теории: Спенсер, Дюркгейм. Общ-во рассматривается как система взаимозавис частей, кажд из котор оказывает влияние на функции целого. В результ нормальн функционирования различ частей образуется устойчивое единое общ-во.

2. Теория социального конфликта. Основу составляет положение К. Маркса: а) люди разделены на классы в соответствии с их местом в экономич системе; б) конфликт между этими классами неизбежен.

Некотор современ сторонники теории конфликтов предают основное значение системе распределения власти, а не экономич различиям.

б) Микросоциология. Основные теории.

Микросоц. изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, уделяя главн внимание поведению индивидов, поступкам, мотивам, определяющ взаимодействия, котор оказывают влияние на стабильность общ-ва или происходящие в нем перемены.

Одна из основн миксоциологич теорий — Теория символического взаимодействия. Основатели — Мид и Блумер. Сущность теории: люди придают определенное значение (символы), воздействиям внешнего мира и реагируют в большей степени на эти символы. Прошлый опыт и разделяемое всеми участниками понимание символов облегчает процесс взаимодействия.

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения ...

... его воспитанием. 3. Социальное поведение — поведение, включающее в себя все виды взаимодействий животных в группе, объем ... процессами активного торможения, которые исходят из ЦНС. Теория Лоренца получила своё дальнейшее развитие в идеях ... Классификация форм поведения животных На сегодняшний день существует достаточно много различных классификаций форм поведения, однако основной считается классификация ...

1.4. Методы социологических исследований.

Социологич исследование – система логически последовательных

методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом соц-ном явлении. Подготовка социологич исслед начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из двух разделов – методологического и методического.

В методологич раздел входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета соц проблемы;

б) определение объекта и предмета социологич исслед;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел:

а) определение изучаемой совокупности

б) характеристика методов сбора первичной социологич информации

в) последовательность применения инструментария для ее сбора

г) логическая схема обработки собранных данных.

2.1. Социально – теоретические предпосылки становления социологии.

Возникновение соц-ии и ее становление как самостоятельной науки связаны с общественными потрясениями, котор происходили по разн причинам в 18 и 19 веках.

Крупнейшие социально-экономич события рубежа 18–19 веков:

  1. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран
  2. распад в связи с этим жесткой соц структуры феодального общ-ва
  3. стремительное развитие капиталистич способа производства.

Гос-во и общ-во, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознавать как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.

Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология.

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... самоубийство Укажите автора пассионарной теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих и ... аудитория Спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствие разнообразия во взаимодействиях; кратковременность совместных действий – черты – квазигруппы К чертам социальной группы относится – ...

2.2. О. Конт – родоначальник позитивистской социологии

а) Огюст Конт — основатель социологии.

Огюст Конт (1798 — 1857) — основатель позитивизма и позитивной социологии. Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, котор определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

1. Реальное — противоположность химерическому.

2. Полезное — противоположность бесполезному.

3. Достоверное — противоположность сомнительному.

4. Точное — противоположность смутному.

5. Положительное — противоположность отрицательному.

Назначение позитивной философии по Конту — не разрушать, а организовывать.

б) Социология в представлении О. Конта.

Соц-ию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об общ-ве и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, котор создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общ-во как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Соц-ия, по мнению Конта, единственная наука, котор изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общес-ной жизни. Область социологич исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, котор выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной и главной действительностью, по Конту, из котор должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое в его целостности.

в) Основные труды О. Конта:

1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г. 4.«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)

2.3. Социология э. Дюркгейма.

а) “Социологизм” как философское обоснование социологии.

Основополагающие принципы соц-ии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”. Этот термин огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории, но может служить полезным ориентиром, указывающим на некотор существенные особенности социологич воззрений французского ученого. Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем 2 аспекта: онтологический и методологический.

Признание соц-ии специфической наукой дополняется в “социологизме” своеобразным социологич экспансионизмом (“социологический империализм”).

Соц-ия мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная соц наука в ряду других, но и как “система, корпус соц наук”. В результ “социологизм” предстает не только как базовая социологич концепция, но и как философское учение.

б) В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии.

Тема соц-ной солидарности — главная тема соц-ии Дюркгейма. Солидарность для него — синоним общес-ного состояния. Его 1ый лекционный курс в Бордоском универе был посвящен проблеме соц солидарности, а 1ая книга — обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различн типы этого явления с различн степенью соц сплоченности. Последнее значительное исследование ученого посвящено доказательству тезиса: создание и поддержание соц единства — основная функция религиозных верований и действий. Дюркгейм опубликовал много статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены друг с ... из поколения в поколение. Традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного народа; передается из поколения в поколение; определяется менталитетом. Традиции ...

При жизни Дюркгейм издал 4 книги: “О разделении общественного труда” (1893) , “Метод социологии” (1895) , “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912) . Книга “О разделении общественного труда” представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

2.4. Социология м. Вебера

а) Макса Вебер — одним из основателей современной социологии.

Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, часто называют одним из основателей современной соц-ии.

1)он дал систематическое изложение концептуаль­ных основ социологической перспективы;2) разработал последовательную философию со­ц науки, котор осмыслила сущностные основы соц действия;3) в ряде самостоятельных областей уловил основ­ные хар-ки современной индустриальной цивилизации;4)через эмпирические исследования современного общ-ва идентифицировал ряд ключевых воп­росов, котор стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках данной дис­циплины;5) его жизнь представляет собой убеди­тельный пример соц-ии как призвания.

б) Идеальные типы социальных действий.

Одним из центральных понятий веберовской со­ц-ии выступает соц действие. Вебер построел идеальные типологии социальных действий.

Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели.

Ценностно-рациональное действие. Этот идеаль­ный тип социального действия предполагает соверше­ние таких поступков, которые основаны на убежден­ности в самодостаточной ценности поступка как тако­вого, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие.

Традиционное действие. Этот тип действия фор­мируется на основе следования традиции, то есть под­ражания тем или иным образцам поведения, сложив­шимся в культуре и одобряемым ею, а потому практи­чески не подлежащим рациональному осмыслению и критике.

Аффективное действие. Наименее осмысленное идеал типов. Главной его характеристикой является определенное эмоцио­нальное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл», главным образом, в скорейшем снятии воз­никшего эмоционального напряжения, в разрядке.

в) Соц-ия господства— Вебер интресовался причинами под­чиняются одних людей другим, механизмами с помощью ко­торых осуществляются социальные отношения господ­ства—подчинения. Вебер различает власть и господство.Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная. При этом, утверждает Вебер, «…легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:

7 стр., 3187 слов

Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение ...

... качестве исходной реальности берут социальные «тотальности»: «народ», «общество», «государство», «экономика». В качестве необходимой предпосылки в социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного рационально ... социальных наук. По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы Карла Маркса, побудившие к исследованию проблем возникновения и развития ...

1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью.2) ценностно-рационально.3) религиозно.

три идеоло-ких основания леги­тимности, которые облекают прав-лей властью:

Легально-рациональное господство,Традиционное господство. Харизматическое господство.

2.5. Развитие социологии в России.

а) Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века.

Этап связан с творчеством П. Л. Лаврова (1829 — 1900) и Н. К. Михай­ловского (1822 -1904).

Развиваемое ими направление социальной мысли — субъективной социологии.

Лавров сформулировал основополагающие идеи направления в знаменитых “Исторических письмах”: сущность общественного развития состоит в переработке культуры.

Н. К. Михайловский выдвинул идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность “нормального человека”, нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств соц условия. Он определял социализм как “твор­чество личного начала при посредстве начала общинного”.

б) Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов.

1ой период ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологич наукой статуса соц института. В 1920г. в Петроградском универе при факультете общественных наук бы­ло создано социологич отделение, во главе П А Сорокин (1889 — 1968) — крупный ученый и общественный деятель, П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации.Продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература. 30-х годах марксизм утвердился в качестве социологической основы общества, социология объявлена философской наукой. Социология как соц институт прекращает существование.

в) Третий этап развития социологии — с начала 60-х до наших дней.

Возрождение социологии как науки. Первые признаки “подъема” в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. масштабные социологические исслед по изучению НТП.

60-х годах социология восстанавливает статус соц института. В серед 1960 года было создано первое соц-ческое учреждение — отдел соц-ческих исслед-ий в институте философии АН СССР и Ленинградском госуниверситете.

г) Социология в современной России.

В современной России положение социологии доста­точно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практиче­ского существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной.

3.1. Понятие общества и системы. Социальные связи, взаимодействия и социальные отношения

а) Понятие общества.

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

... проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, целевая группа, учредители) Миссия: формирование половой культуры общества. Цели: ... норм, привычек и ценностей, подражательность. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и ...

Общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Общество как особая система.Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Общество-особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов. В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Выделяются различные типы связей : связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связии т.д.

. Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностейМожно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи. Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Социальные отношения — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, образа  и уклада жизни ,условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отнош.

3.2. Типология обществ.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.).

5 стр., 2169 слов

Социальная работа с наркозависимыми группами населения

... постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации. Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не ...

1. По признаку письменности:

а) Бесписьменные, б) Дописьменные, в) Письменные.

2. По типу общественно-экономических формаций:

а) Первобытнообщинное, б) Рабовладельческое, в) Феодальное,

г) Капиталистическое, д) Коммунистическое.

3. По основному фактору, определяющего развитие общества:

а) Доиндустриальное ,б) Индустриальное, в) Постиндустриальное.

4. По степени социальной индустриализации:

а) Простые ,б) Сложные.

5. По отношение социального контроля и свободы индивида:

а) Закрытые, в) Открытые.

3.3. Линейный паттерн развития

Его основу составляет Библия, в которой определена история развития общества от Адама и Евы до страшного суда.

Линейного паттерна развития придерживались сторонники постиндустриального развития общества (Бепл, Бзежинский, Гуреп, Фурастье).

Карл Маркс также говорил об определенной направленности и стадиях развития общества от первобытно – общинного строя до коммунистического.

3.4. Циклический паттерн развития.

Общество в своем развитии проходит определенные циклы, т.е. развитие идет по кругу, по спирали. В подтверждении социологи приводят примеры: существуют астрологические циклы (День, ночь; зима, весна, лето, осень и т.д.), циклы в экономике (Спад-подъем), на макроуровне в обществе (Социальные беспорядки, стабильность) и т.д.

4.1. Понятие и компоненты культуры.Культурные универсалиии.

а) Понятие культуры.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни

людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Понятие «культура» имеет длительную историю. Оно происходит от латинского слова (cultura), означающего возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культуру часто определяют как «вторую природу».Культура в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. Кулььура это система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп.

б) Компоненты культуры.

Понятия (концепты).

Они содержатся главным образом в языке, который является первоосновой культуры. С ихпомощью люди описывают мир.

Отношения. Культура не только описывает мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос «что может быть» в результате взаимодействия составных частей социального организма.

Ценности. Разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.. Они являются главным элемнтом в культуре.

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под ... Беженцы, переселенцы, мигранты (носители чуждой культуры, люди с низким уровнем доходов, испытывающие ... в возрастной психологии довольно широко распространено понятие "возрастного кризиса", который, хотя и ... катастроф, стихийных бедствий; 5) дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; 6) ...

Нормы. Социальные нормы — это конкретные установки в отношении поведения, его образцы, то есть это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм.

Идеология. Это когда основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях, традициях, обрядах.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных, экономических и др. особенностей – это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д.

4.2.Формы культуры

а) Элитарная культура.создается привилегированной частью об-ва либо по ее заказу профес-ыми творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусст­ва».

б) Народная культура.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными твор­цами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру на­зывают также любительской или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть ин­дивидуальными , групповыми, массовыми. Еще одно название народной куль­туры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями дан­ной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

в) Массовая культура.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начина­ется с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напря­мую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления мас­сами.Массов куль­тура бывает интернациональной и национальной.. Массов культура обладает большей ауди­торией, а также она всегда авторская.

г) Субкультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

д) Контркультура.

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

4.3.Динамика социокультурных изменений.

Основа социокультурных изменений.

Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Основой изменения являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями и порождают новые элементы. Изобретение- это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это- создание или признание новых элементов в культуре.

Культурный лаг.

Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания).

Огборн выделял в культуре два аспекта — материальный и нематериальный. Главная идея Огборна: нематериальная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. такое запаздывание приводит к возник множество нерешенных социальных проблем.

Социокультурные суперсистемы.

В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры — искусство, образование, этику, законодательство, военное дело — П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимно несовместимых типа. Два противоположных культурных типа — «умозрительный» и «чувственный». Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

5.1. Понятие и теории личности

а) понятие личности

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной) сущности человека и индивида, т.е акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

б) теории личностиРолевая концепция личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп ( семья, учебная группа).

В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Примерами социальных ролей являются половые роли профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Концепция личности З.Фрейда

Другой образ личности возник под влиянием идей З.Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я.

А) понятие социализации личности

Социализация – начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил, стериотипов поведения. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь.

этапы социализации:

Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

б) Теория психосоциальных кризисов Эриха Эриксона.

Центральной идеей этой теории является положение о том, что на каждой стадии психосоциального развития  личность переживает свой кризис. При этом может происходить как благоприятное, так и неблагоприятное  разрешение кризиса. В случае благоприятного разрешения обеспечивается позитивное развитие личности и ее переход на следующую стадию с хорошими предпосылками для его преодоления. В случае неблагоприятного разрешения нерешенные проблемы переходят на вторую стадию, что вызывает у личности внутренние переживания.

5.3. Ресоциализация личности в современных условиях

Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания». Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

6.1. Понятие социальной структуры.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

6.2. Социальная группа.

А) понятие группы

Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности.

Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают признака:

1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;

2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);

3) единство целостных ориентаций и целей;

4) наличие совместной деятельности;

5) наличие структуры;

6) наличие общих норм и мнений.

К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций.

Б) Выделяют несколько видов групп:

УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ,РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ,ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ),ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ,

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ,ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ,ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА-РЕФЕРЕНТНЫЕ,ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ,ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ,ГРУППАКОРПОРАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВ.

6.3.Социальный институт

А) понятие социального института

Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместнойдеятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых, разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и др. чаще всего значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочивания, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Б)Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальны потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей.. Социальные институты носят индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института.

Функции социальных институтов:1) Воспроизводство членов общества.2) Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования религии и др. 3) Производство и распределение. Обесп экономическо-социальными институтами управления и контроля – органы власти. 4) Соц. институты управл поведением индивида через систему поощрений и санкций.

6.4.Социальная стратификация. Типы стратификационных систем.

А) понятие социальной стратификации

Для описания системы неравенства между группами (об­щностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация».» Оно латинского происхожде­ния (первоначально stratum означало «покрывало», «по­стель»).

В английском языке его стали понимать как слой общества (в обществознании); множественное число — strata, stratification (стратифика­ция) — деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определенные соци­альные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Оче­видно, что люди различаются во многих отношениях, и да­леко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство озна­чает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

типы стратификационных систем:

физикогенетическая;социальнопрофессиональная;рабовладельческая;

классовая; кастовая;культурно-символическая;сословная;

культурно-нормативная;этакратическая.

6.5. Социальная стратификация российского общества

7.1. Понятие организации.

значения термина «организация» следующие:

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных .В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.

1. В соответствии с теорией К. Барнарда организация — это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

2. Д. Марча и Г. Саймона, оргАНИЗАЦИЯ — это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему.

3. П. Блау и У. Скотт .организациЯ — для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой.

4. По мнению А. Этциони, организации — это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей..

Кроме того, организации — это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

7.2. Типология организаций.

В социологической литературе существует довольно много подходов к построению типологии формальных организаций. Проблема заключается в том, чтобы выбрать правильный критерий для классификации различных организаций. В качестве такового обычно принимают роль и место организаций в системе общественных отношений, выполняемые ими цели и задачи. В самом общем виде можно выделить два класса организаций — административные и общественные. Первым присущ внутренний административный порядок, тогда как вторые создаются ради удовлетворения политических, социальных, культурных, творческих и иных интересов участников. Ко второму типу относятся различные политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы, различного рода ассоциации, ставящие перед собой общегуманистические, общечеловеческие задачи. организации первого типа можно подразделить на: промышленно-хозяйственные организации, административно-управленческие организации, научные и исследовательские учреждения, Учреждения культуры и досугового обслуживания населения .

б) бюрократия – это особый замкнутый слой лиц, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий с целью реализации своих корпоративных интересов властные функции в обществе.

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата; б) как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;

в) как стиль управления.

7.3. Строение организаций

Организация — это весьма изменчивое и высокосложное социальное образование. Организация, рассматриваемая в качестве подсистемы общества, характеризуется присущей ей системой ценностей, определяющей содержание ее деятельности, механизмы внутренней интеграции, Взаимоотношения с другими организациями в обществе в целом. Главная черта ценностной системы организации — это обязательная ее легетимизация.

Модель социальной организации : 1. Социальная структура является центральным элементом любой организации.

2. Цели, исходя из сформулированного определения, в принципиальной схеме организации особенно важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей.

3. Члены организации, или участники(с обред способностями,качествами и навыками) — важная составляющая организации.

4. Технология. Организация с точки зрения технологии — это место, где производится определенного вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации.

5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специальном физическом, технологическом, культурном и социальном окружении.

7.4.Функционирование организаций. Управление и самоуправление в организациях.

Разумеется, центральной осью функционирования трудовых организаций является управление.

8.1. Понятие и функции семьи.

А) Понятие семьи

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди определения семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения

Б) Функции семьи

1)Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.2)Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, 3)Восстановительная функция 4)– социализация личности. 5)Социально-статусная функция 6)Эмоциональная защита и поддержка.7) коммуникативная функ семьи. 8)Функция духовного общения 9)Сексуальная функция семьи .10)регулятивной функции.

8.2. Историческое развитие семьи.

В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:

Первый этап — с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья.

Второй этап — с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Третий период — первая половина XX века — назван Г. Кристенсеном периодом «спонтанной науки». В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.).

Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. Четвертый период — с середины XX века до настоящего времени — характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его «периодом самосознания». Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте — создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.

8.3. Типология семьи

Типология семьи – разделение семей на определенные типы в зависимости от характера, особенностей родства.

1. В зависимости от представленных в семье различных поколений:

— нуклеарные (родители и дети)

— расширенные (супруги, дети, родители супругов…)

2. По характеру распределенных семейных обязанностей и решению вопроса лидера:

-традиционное – патриархальное (3 и более поколений в семье лидер мужчина.

-неотрадиционное – традиционно мужское лидерство с разграничением мужских и женский обязанностей. Женщина получает исключительное право на хозяйственный труд.

-эголитарная семья – семья равенство.

3. По месту жительства:

патриархальные (супруги живут в доме мужа).

матрилокальные (супруги живут в доме жены).унилокальные (супруги живут у тех родителей у которых есть соответствующие условия).неолокальные (семьи имеющие возможность жить отдельно от родителей).

4. По количеству детей:

бездетные,малодетные (1 реб),среднедетные (2-4 реб),многодетные).

9.1. Понятие и типология социальных конфликтов.

А) понятие конфликтов

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Предмет конфликта — это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.

Б) виды конфликтов

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне .

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.

9.2. Управление социальными конфликтами.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин.. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;