Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

  1. Значение и место психологической подготовки в системе подготовки спортсмена.
  2. Волевая подготовка спортсмена как часть общей психологической подготовки.
  3. Структура волевых качеств спортсменов различных видов спорта.
  4. Препятствия и трудности в спорте.

  1. Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику воли как процессу сознательного регулированного поведения?

2. В чем заключаются особенности препятствий и трудностей как необходимых условий воспитания воли?

3. Охарактеризуйте основные особенности ведущих для спорта волевых качеств?

4. Назовите основные виды психологической подготовки в спорте.

5. Что входит в систему общей психологической подготовки спортсмена?

6. Какие основные техники применяются в процессе специальной психологической подготовки спортсмена?

7. Приведите примеры вербальных воздействий, которые применяют тренеры в вашем виде спорта.

8. Какие факторы необходимо учитывать в процессе индивидуализации психологической подготовки спортсмена?

  1. Диагностика:
  • Психологическая подготовленность спортсмена – ППС (С.М. Гордон, Л.Т. Ямпольский)
  • Отношение к психологической подготовке спортсменов – ОППС (Е.В. Мельник, Е.В. Силич)
  • Волевой самоконтроль – ВСК (Л.Г. Зверков, Е.В. Эйдман)
  1. Задачи:

Задача 1 «Средства специальной психологической подготовки».

Цель: научить студентов правильно использовать средства психологической подготовки спортсменов.

Методические указания. Студентам предлагается обсудить необходимость проведения мероприятий психологической подготовки, обосновать средства и методы психолого-педагогического воздействия.

Случаи из практики:

  1. Спортсменке 16 лет, очень перспективная, может составить конкуренцию взрослым спортсменкам национальной сборной. Мама по возможности сопровождает дочь и активно принимает участие в ее подготовке.
  2. Перед очередными соревнованиями мама дала спортсменке капли от насморка и она не прошла допинг-контроль. После прояснения ситуации отношение со стороны других спортсменок резко изменилось, появились насмешки, игнорирование и др.
  3. Спортсменка 15 лет, занимается велоспортом. Накануне ответственных соревнований мирового уровня плохо спит, мучают кошмары, рано поднимается, долго засыпает.
  4. Спортсменке 17 лет, фехтовальщица. На протяжении последнего года у нее нет хороших результатов на соревнованиях, хотя на тренировках все получается. В физическом и техническом плане она давно готова выполнить норматив МС.

Задача 2 «Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие факты»:

18 стр., 8674 слов

Психологическая подготовка спортсмена

... Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; общая психологическая подготовка ... и опытным полигоном науки, т.к основной характеристикой является его "сверхпредельность" физических ...

  1. Чемпион мира по стендовой стрельбе Мишель Каррегал на вопрос корреспондента: «…Вы не избегаете тренировок с холостым патроном?» — ответил: «Это само собой, но ещё ежедневно час-другой, сидя в кресле, я мысленно повторяю все движения на стенде. Очень полезный приём. Правда, никто из домашних даже не подозревает, чем именно я занят в эти минуты».
  2. Тренер штангистов П. Савицкий рассказал, что однажды Д. Ригерт вошёл в зал, где тренировались члены сборной команды общества «Труд», увидел штангу и сказал: «Я её сейчас вырву». Посчитали на штанге — 160 килограммов. Ригерт попросил: «Дайте только один подход на 90 кг». Дали… Ригерт стоял у этой штанги четыре минуты. Казалось, что он ничего наделает, но на лбу у него выступили капли пота и струйками потекли по щекам. Поднял 90 кг. Тут же подошёл к штанге 160 кг и её тоже поднял. Его спросили: «Зачем это тебе?» Он ответил: «После баранки в Мюнхене учусь собираться в любых условиях»

Задача 3 «Укажите, какие из перечисленных утверждений относятся к общей психологической подготовке спортсменов, а какие к специальной»:

  1. Оценка самооценка тренированности;
  2. Овладение идеомоторной тренировкой;
  3. Воспитание высокой личной ответственности перед коллективом;
  4. Формирование уверенности спортсмена в возможности добиться высоких результатов;
  5. Овладение приёмами саморегуляции;
  6. Воспитание волевых качеств спортсмена;
  7. Актуализация готовности к максимальным волевым усилиям;
  8. Воспитание умения преодолевать всё увеличивающиеся трудности.

Задача 4 «Объясните, какие условия и почему помогают или мешают психологической подготовке спортсмена к предстоящему соревнованию»

1) Угроза наказания в случае проигрыша и обещание вознаграждения за победу, вызывающие чрезмерную направленность мыслей спортсмена на результат предстоящей игры.

2) Постепенное, планомерное подведение гимнаста к той оценке, которую он должен получить на соревнованиях, позволяющее тренеру сформировать у него правильную самооценку.

6 стр., 2634 слов

Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения

... разным уровнем научения, а не психического развития. В таком случае конечной задачей оценки когнитивной готовности детей к школе является создание оптимальных условий обучения для ВСЕХ детей ... составляло 45-55 минут . Результаты тестирования вносились в специально разработанный Протокол. В нем же учитель, проводивший обследование, должен был дать собственную оценку степени готовности ребенка к ...

3) После принятия решения об участии в соревнованиях лыжник пополняет и уточняет информацию для того, чтобы иметь достаточное представление о сроках и месте проведения соревнования (длина дистанции, особенности рельефа, состояние снега и лыжни, климатические условия…).

4) Фигурист в прыжке в три оборота допускает неточность в группировке тела во время полета, поэтому прыжок не всегда получается у него удачно. Тренер перед соревнованиями неоднократно напоминает спортсмену об этой ошибке и просит, чтобы он в этот момент был особенно внимательным.

5) Боксер, отличающийся неуравновешенной нервной системой, непосредственно перед боем старается вызвать у себя представление о тактическом ходе предстоящих действий, особенностях техники и тактики противника и способах противодействия им, не фиксируя внимание не результате.

Задача 5 «Состояние психической готовности характеризуется рядом признаков. Из предложенного перечня психических явлений выберите признаки психической готовности»:

  1. высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов,
  2. стремление бороться до конца за достижение поставленной цели,
  3. непосредственное и опосредованное противоборство,
  4. оптимальный уровень эмоционального возбуждения,
  5. потребность в движении,
  6. экстраверсия,
  7. твердая уверенность в своих силах,
  8. способность к саморегуляции,

Задача 6 «Определите недостающий признак психической готовности»:

1) « Я знал немало способных атлетов, которые не смогли преодолеть этот «барьер». На всесоюзных чемпионатах они творят чудеса, легко обыгрывают самых ярких, самых виртуозных конкурентов, а выходят на международный ковер – теряются, действуют робко…».

2) «Соперник навалился всем телом, и лопатки медленно прижимались к ковру. Около минуты он меня дожимал, потом чуть перехватил руки, в это мгновение я мог перекатиться на живот, но не успел, т.к. уже понял, что пожалуй проиграл. И действительно проиграл…».

3) «Чрезмерное волнение, беспричинная суетливость, нервозность помешали ему максимально мобилизоваться и реализовать все свои возможности в условиях соревнований…».

4 «Я его не боялся, но невольно начал осторожничать. Мои надежды не оправдались. Во мне что-то надломилось. Я был уверен, что подготовился к соревнованиям хорошо. Видимо мне все-таки не хватало еще технических средств, чтобы осуществить атаку по задуманному плану…».)

5) «Признаться, я сильно растерялся. Сила во мне кипела, а реализовать не смог. Сказались, вероятно, пропуски в тренировках зимой…».

Задача 7 «Объясните, какие из данных признаков относятся к объективным трудностям, а какие — к субъективным и почему?»:

  1. трудности, обусловленные специфическими для данного вида спорта особенностями.
  2. трудности, одинаковые по своему содержанию для всех спортсменов, занимающихся данным видом спорта.
  3. личное отношение спортсмена к объективным условиям выполнения действия в данном виде спорта.
  4. количественные показатели, варьирующиеся в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.
  5. трудности, связанные с особенностями личности спортсмена, его темпераментом и характером.
  6. трудности, различные для представителей одного и того же вида сорта.

Задача 8 «Определите, какой из приведённых признаков соответствует тому или иному волевому качеству (смелость, настойчивость, решительность, инициативность, самообладание, целеустремлённость, дисциплинированность)»:

  1. способность преодолевать систематически возникающие трудности.
  2. способность подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения.
  3. способность сознательно идти на преодоление трудностей, связанных с опасностью.
  4. способность управлять своими действиями при сильных эмоциональных переживаниях.
  5. способность быстро принимать правильные решения.
  6. способность объективно оценить спортивную ситуацию, беря на себя ответственность за предпринимаемые действия.
  7. способность сознательно ставить общие и частные цели деятельности.

Задача 9 «Какое волевое качество проявляется у спортсменов в данных примерах? По каким признакам вы это определили?»

1) Баскетболист (мастер спорта), стремительно направляясь с мячом к щиту противника, вдруг заметил, что игроки его команды намного отстали от него и не в состоянии содействовать успеху начатой комбинации. Считая бросок в кольцо или передачу мяча какому-либо игроку своей команды нецелесообразным, он неожиданно для всех, с целью выиграть время, ударил мячом по щиту противника. Это действие вызвало панику у защитника, а баскетболист, схватив отскочивший от щита мяч, направил одному из игроков своей команды, который уже занял удобную позицию для совершения броска по корзине противника.

2) Большой силы воли требует умение не реагировать на ложные атаки. Если новичок сумеет удержать себя от реакции на ложную атаку, то специально записанная миограмма всегда покажет, что он чуть было не среагировал, но сдержался. Мастер всегда тормозит свои реакции более уверенно, даже на миограмме не всегда можно увидеть, стоило ли ему это значительных внутренних усилий.

Задача 10 «Укажите, с недостаточным развитием какого волевого качества связан неуспех в следующих ситуациях»:

1) Баскетболист на вопрос, почему он в начале игры проявил вялость, ответил, что он вышел на площадку довольно бодрым, с большим удовольствием провёл разминку, приступил к игре с бурным желанием победить, однако в начале игры не смог проявить себя: как будто бы почувствовал усталость, хотя это чувство не было похоже на настоящую усталость.

2) Муратов (олимпийский чемпион по гимнастике) рассказывает: « Моя вера в силу и непоколебимость Чукарина была безгранична… Ни разу не зарождалась мысль о том, чтобы опередить Виктора. Самое большее, о чём я мечтал, встречаясь с ним на соревнованиях, это как можно меньше отстать от него. Всякий раз, когда мы вместе находились на помосте, я ощущал какую-то скованность, был чересчур осторожным».

Задача 11 «Назовите условия, которые обеспечивают эффективность воспитания у спортсменов стремления к волевому усилию»:

  1. многократно повторять на занятиях хорошо заученные действия.
  2. периодически использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями.
  3. применять задания, превышающие физические возможности спортсмена.
  4. в отдельных случаях увеличить время тренировок.
  5. постепенно усложнять упражнения, требовать от спортсмена, чтобы он довёл все элементы техники до совершенства.
  6. включать в тренировочные занятия сложные и требующие больших физических усилий упражнения, если они доступны для спортсмена (при условии контроля за качеством их выполнения).
  1. Таблицы и рисунки:
  1. На схеме изобразите психические явления, на формирование которых направлена психологическая подготовка

  1. Дополните недостающие колонки таблицы

Таблица – Структура волевых качеств у представителей различных видов спорта

Виды спорта

Центральные звенья

Ближайшие

звенья

Отдаленные звенья

На выносливость (стайеры…)

выдержка и самообладание

С повышенным риском (прыжки с трамплина…)

смелость и решительность

настойчивость и упорство; инициативность и самостоятельность

выдержка и самообладание

смелость и решительность

упорство и настойчивость; инициативность и самостоятельность

Игровые

(футбол…)

настойчивость и упорство

  1. Практические упражнения по саморазвитию:

Упражнение «Психологический анализ развития волевых качеств личности»

Цель: Научить студентов анализировать развитие волевых качеств.

Материал. Описание проявления признаков волевых качеств, шкала оценивания волевых качеств.

Описание проявления признаков волевых качеств.

Целеустремленность характеризуется ясностью перспективной и промежуточных целей, ясностью частных задач, планомерностью действий для достижения цели.

1. Ясность перспективной и промежуточных целей:

а) перспективная цель намечена(выполнить норматив … разряд, войти в состав сборной команды … и т.д.), срок ее достижения определен (через 2-4 года);

б) промежуточная цель намечена(показать результат …), срок ее достижения определен (через год, в конце сезона и т.д.);

в) уверен в достижении перспективной и промежуточной целей.

2. Ясность частных задач:

а)систематически намечаются задачи на ближайший срок тренировочных занятий(на месяц вперед);

б) систематически намечаются задачи на очередные тренировочные занятия;

в) систематически намечаются задачи на очередные соревнования.

3. Планомерность действий для достижения цеди:

а) есть общий план достижения перспективной цели, он реализуется неуклонно;

б) имеется конкретный план достижения промежуточных целей, он реализуется неуклонно;

в) детально разрабатываются планы выполнения частных задач, они реализуются неуклонно.

Настойчивость и упорство характеризуются устойчивостью стремления к достижению цели, энергией, активностью и результативностью в преодолении препятствий.

4. Устойчивость стремления к достижению цели:

а) регулярное посещение тренировочных занятий и участие во всех запланированных соревнованиях;

б) систематическое выполнение всех намеченных упражнений (заданий) в течение тренировочного занятия, посещение дополнительных занятий, а выполнение домашних заданий;

в) терпеливое и многократное повторение упражнений, особенно однообразных, скучных, неинтересных, но нужных.

5. Энергия и активность в преодолении препятствий:

а) высокий уровень энергии и активности в процессе тренировки и соревнований, несмотря на неудачи и ошибки;

б) высокий уровень энергии и активности, несмотря на плохое внутреннее состояние (утомление, «мертвая точка», болевые ощущения, легкая травма и т.п.);

в) активное стремление преодолеть недостатки (в физической, технической ж других видах подготовленности).-

6. Результативность преодоления препятствий:

а) совершенство овладений техникой отдельных упражнений (приемов) и тактическими действиями, совершенство в развитии физических качеств;

б) систематическое выполнение планов отдельных тренировочных занятий, этапов и периодов спортивной тренировки всего годичного цикла;

в) активная борьба за высокий результат до конца соревнования.

Самостоятельность и инициативность характеризуются устойчивостью против влияния других людей и их действий, личным почином и новаторством в мыслях и действиях, находчивостью и сообразительностью.

7. Устойчивость против влияния других людей и их действий;

а) в процессе спортивного совершенствования критическое отношение к советам, осуждениям, решениям и действиям других спортсменов; отсутствие склонности к подражанию авторитетам;

б) самостоятельная подготовка к очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдение за действиями других спортсменов, беседы с ними, тренерами и специалистами, выполнение специальных упражнений и т.п.);

в) самостоятельный анализ результатов овладения спортивной техникой и тактикой, подведение итогов проведенных занятий и соревнований с акцентом внимания на недостатках и соображениями на будущее.

8. Личный почин и новаторство в мыслях и действиях:

а) склонность к совершенствованию старых и к изобретению новых, оригинальных упражнений, соединений и комбинаций, приемов, атакующих и защитных действий, способов передвижения и др.;

б) склонность к самостоятельной творческой разработке тактических действий, комбинаций, планов выступления на соревнованиях;

в) стремление использовать в процессе повышения спортивного мастерства новые, прогрессивные методы и средства тренировки (методы срочной информации, тренажеры, различную аппаратуру, высокие физические нагрузки, аутогенную тренировку, приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний и др.).

9. Находчивость и сообразительность:

а) внесение необходимых коррективов в исполнение упражнений, приемов, тактических комбинаций в случае ошибок, помех и т.д.;

б) оперативное изменение поведения и действий в соответствия с неожиданным изменением условий деятельности, особенно на соревновании (погода, соотношение сил, собственное самочувствие и др.);

в) оценка без посторонней помощи целесообразности или нецелесообразности действия партнеров и соперников в процессе соревнования и выбор в связи с этим собственных действий.

Решительность и смелость характеризуются своевременностью принятия решений, обдуманностью принимаемое решений, своевременностью исполнения принятых решений.

10. Своевременность принятия решений:

а) своевременное (без опоздания)принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении тактических комбинаций и т.д. в условиях риска или опасности, когда ситуация не позволяет медлить;

б) своевременное (не слишком поспешное) принятие решения о выполнении приемов, осуществлении тактических комбинаций и т.д. в условиях риска или опасности, когда ситуация не требует спешки;

в) своевременное принятие решений о выполнении указанных действий в условиях ответственности перед коллективом или командой.

11. Обдуманность принимаемых решений:

а) обдуманность решений, понимание того, что, когда, как и почему следует делать;

б) умение затормозить отрицательные мотивы (сомнение, неуверенность, боязнь, страх и др.) в процессе принятия решений,связанных с моральным и физическим риском и опасностью;

в) принятие категорических и устойчивых решений, уверенность в своих силах, желание скорее перейти к исполнению.

12. Своевременность исполнения принятых решений:

а) реализация принятых решений, в частности связанных с риском или опасностью, без борьбы противоположных мотивов, поспешности или медлительности;

б) осознание совершаемых действий и переживание эмоционального подъема при выполнении принятых решений, связанных с риском и опасностью;

в) неотступность в выполнении принятых решений и полнота их выполнения.

Выдержка и самообладание характеризуются сохранением ясности мысли, умением владеть чувствами, умением управлять действиями.

13. Сохранение ясности мысли:

а) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревнованиях;

б) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих в связи с высоким результатом соперника (особенно если это неожиданно);

в) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием плохой организации соревнований и судейства.

14. Владение чувствами:

а) умение преодолевать астенические(пассивные) эмоции (угнетение, растерянность, страх и др.), возникающие под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;

б) умение преодолевать перевозбуждение как следствие высокого результата соперника, плохой организации и судейства соревнований;

в) умение преодолевать всевозможные переживания (чувство превосходства, самоуверенность, беспечность, нетерпение и др.), связанные с успехом на тренировочном занятии и соревновании,

15. Управление действиями:

а) способность до конца бороться за высокий результат в соревновании, несмотря на возникающие неудачи, ошибки и помехи, на высокий результат соперника;

б) способность целесообразно действовать, сохранять технику движений при появлении чувства усталости, болевых ощущений и других нежелательных внутренних состояний;

в) умение удержать себя от ненужных, ошибочных, вредных действий и поступков (прекращение тренировки или соревнования, грубость, пререкания и т.п.).

Методика выполнения работы. Пользуясь описанием проявления признаков волевых качеств, работу можно выполнить в двух планах: дать оценку развития собственных волевых качеств или оценить развитие волевых качеств другого, хорошо знакомого студента. Читая пункт за пунктом описания признаков волевых качеств (признаки обозначены цифрами– 1, 2, 3 … 15), следует оценить каждое проявление признака (проявление обозначены буквами – а, б, в) и записать соответствующий балл в протокол.

Рекомендуется следующая шкала оценки: отчетливое проявление – 2 балла; неотчетливое проявление – 1 балл; не проявляется – 0 баллов.

Для большей дифференциации оценки можно использовать и другую шкалу, например: признак проявляется всегда – 7 баллов; почти всегда – 6 баллов; более чем в половине случаев – 5 баллов; в половине случаев – 4 балла; менее чем в половине случаев –3 балла; в очень редких случаях – 2 балла; признак не проявляется никогда 1 балл.

Завершение работы. Сложить оценки за каждые три проявления признаков волевых качеств и записать суммарную оценку в протокол (всего 15оценок).

Для большей наглядности следует представить полученные результаты графически: на оси абсцисс отложить признаки волевых качеств (15 признаков), на оси ординат – оценку в баллах (из 6ми 21 балла) и вычертить пять профилей, характеризующих количественно развитие волевых качеств. Качественные же особенности необходимо представить в виде характеристик развития волевых качеств, объясняющих балловые оценки, а также указать конкретные условия спортивной деятельности, в которых они ярче всего проявляются (не проявляются).

В заключение нужно перечислить наиболее яркие признаки и пробелы в развитии волевых качеств.

Упражнение «Самовоспитание воли спортсмена»

Цель: Составление программы самовоспитания воли.

Методические рекомендации. С учетом слабых сторон в развитии волевых качеств наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства их самовоспитания.

При этом необходимо:

  1. наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения. Имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину;
  2. предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей. Таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки;
  3. отработать и использовать индивидуальные пригодные приемы самостимуляции волевых усилий;
  • мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);
  • организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.;

4) установить обязательные для себя правила поведения, например в воспитании целеустремленности (поставил цель – иди к ней твердо; выполнение плана – основа успеха; окончил день – подвести итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности и смелости (сначала пойми – потом решай; если решил – делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности(не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, – действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя);

5) пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.).

Завершение работы. В начале программы самовоспитания воли следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на 3 – 4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи. Затем рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них.

Программированный опрос №5 по теме:

«Психологическое сопровождение спортивной деятельности»

1. Из приведенного списка психических явлений выберите психические состояния:

Стресс, тревожность ситуативная, характер, общение, перенапряжение, тревожность личностная, внимание, боевая готовность, монотоноустойчивость, фрустрация, экстрапунитивность, желание, направленность, монотония, стартовая лихорадка, тремор, самоуспокоенность, угроза отказа, утомление.

2. Из приведенного списка выберите предсоревновательные состояния

а) апатия

б) монотония

в) психическое пресыщение

г) фрустрация

д) лихорадка

е) боевая готовность

3. Укажите, какому предстартовому состоянию соответствуют указанные психологические признаки:

а) чувство уверенности в себе

б) беспричинная суетливость, неспособность контролировать свои мысли

в) излишняя самоуверенность

г) недооценка сил соперников и переоценка своих возможностей

д) отсутствие желания соревноваться

е) стремление бороться до конца

ж) чрезмерная нервозность

з) ослабление внимания, восприятия, продуктивности памяти, мышления, снижение волевой активности

4. Из предложенных описаний состояний, выберите те, что относятся к лихорадке, апатии, боевой готовности, самоуспокоенности.

а) Спортсмен чувствовал себя предельно собранным – и вместе с тем абсолютно уверенным, чувствовал себя бодрым и сильным, был готов к борьбе

б) Спортсмен рассказывает о своем выступлении в международных соревнованиях: «…Я был совсем новичком и впервые выступал в таких соревнованиях, и я растерялся. Растерялся настолько, что мне подумалось – победить невозможно. Штанга валилась из рук. На душе было скверно… казалось уже не было силы, которая смогла бы заставить мои мышцы драться за победу»

в) «Для меня последняя дистанция (10.000 м.) была решающей, я должен был выиграть ее, чтобы стать чемпионом мира, разница в одну десятую долю секунды могла стать фатальной. Напряжение страшное, никогда раньше я не боялся дорожки. Я чувствовал себя уже побежденным на старте… Я вышел наэлектризованный, комок нервов… Я с трудом добрался до финишной черты, разбитый, без славы».

г) Спортсмен был вполне удовлетворен течением тренировки и не беспокоился… Он сознавал свои возможности, и пока результаты были с ним в согласии, ему не нужно было ничего другого. Он твердо верил, что если предварительная работа проделана добросовестно, конечный результат будет ее логическим следствием. Перед соревнованием чувствовал себя вполне свежим.

д) И.Роднина и А.Зайцев долго ждали стартов, где будут участвовать их основные соперники. Вот наступил этот день, на льду они выглядят вялыми, скованными, тяжесть непосильной ноши сгибает их, заставляет опускать плечи.

е) Бабилонья и Гарднер выходят на разминку, их колотит. Они даже с самыми выигрышными элементами справляются с трудом. Случайный срыв! Досадная неудача!

5. Состояние «угрозы отказа» у спортсменов возникает при крайней степени утомления и характеризуется осознанием невозможности продолжать работу с прежней эффективностью (типично для работы на выносливость) и характеризуется рядом фаз.

Расставьте фазы этого состояния в нужной последовательности:

а) отказ (прекращение работы)

б) «агрессия»

в) «апатия»;

г) компромисс»;

д) отрицание»

6. Укажите, какие из перечисленных задач относятся к общей психологической подготовке, какие – к специальной:

а) формирование мотивации спортивной деятельности

б) актуализация методов регуляции и саморегуляции (за 1-2 месяца до…)

в) формирование специальных свойств личности, эмоционально-волевой сферы

г) овладение приемами саморегуляции психических состояний, идеомоторной тренировкой

д) воспитание волевых качеств спортсмена

е) актуализация готовности к проявлению максимальных волевых усилий

ж) формирование состояния психической готовности к соревнованиям

з) обучение приемам моделирования соревновательных действий в процессе тренировки

и) поддержание уровня эмоционального возбуждения на «оптимальном»

к) воспитание умения преодолевать все увеличивающиеся трудности

7. Психическое перенапряжение – это состояние, которое возникает в тренировочном процессе и развивается по принципу стресса, имеет также как стресс три стадии.

Выберите из предложенных описаний те, которые характеризуют каждую из стадий.

а) внутренняя (сдерживаемая) раздражительность;

б) повышенная возбудимость;

в) общий депрессивный фон;

г) беспокойство;

д) капризность;

е) сензитивность;

ж) возбудимость;

з) неуверенность в своих силах;

и) неустойчивость настроения;

к) ранимость;

л) несдерживаемая раздражительность;

м) болезненные ощущения в мышцах.

8. Выберите основные стресс-факторы, проявляющиеся на соревнованиях:

а) поведение зрителей;

б) большое количество соперников;

в) личностная значимость соревнований;

г) состав участников;

д) присутствие судей;

е) возможность получения травмы;

ж) организация соревнований;

з) подготовленность спортсмена;

и) масштаб соревнований;

к) строгая очередность выступления.

9. Тренировка и соревнование – составляющие одного целого: спортивной деятельности, но между ними есть принципиальные отличия. Укажите, какие характеристики относятся к учебно-тренировочному процессу, а какие – к соревнованию.

а) мотивация процессуальная и дальняя;

б) отношение: хочу-могу-должен;

в) психические состояния обусловлены нагрузкой;

г) эмоциональный уровень регуляции;

д) напряжение процессуальное;

е) психические состояния обусловлены стресс-факторами;

ж) напряжение результативное;

з) отношение: должен-могу-хочу;

и) мотивация результативная и ближняя;

к) волевой уровень регуляции;

10. Психические состояния как проявления острого и хронического стресса сопровождают спортсменов и на тренировке, и на соревнованиях. Из предложенного списка выберите те названия состояний, которые возникают в связи с соревнованиями, и те, что появляются в процессе тренировок.

а) эмоциональная адаптация;

б) фрустрация;

в) монотония;

г) «мертвая точка»;

д) боевая готовность;

е) психическое пресыщение;

ж) стартовая апатия;

и) эмоциональное пресыщение;

к) самоуспокоенность;

л) «угрозы отказа»;

м) стартовая лихорадка;

н) «второе дыхание».

11. Укажите, какие тренировочные состояния возникают под влиянием физической нагрузки, а какие – по причине однообразия.

а) эмоциональное пресыщение;

б) монотония;

г) «мертвая точка»;

д) психическое пресыщение;

ж) эмоциональная адаптация;

к) «угрозы отказа»;

Ответы на задания программированного опроса №5

1. Из приведенного списка психических явлений выберите психические состояния:

Стресс, тревожность ситуативная, перенапряжение, боевая готовность, фрустрация, монотония, стартовая лихорадка, самоуспокоенность, угроза отказа, утомление

10 баллов

2. Из приведенного списка выберите предсоревновательные состояния

Да – а, д, е

3 балла

6 баллов

Нет – б, в, г

3 балла

3. Укажите, какому предстартовому состоянию соответствуют указанные психологические признаки:

Боевая готовность – а, е

2 балла

8 баллов

Лихорадка – б, ж

2 балла

Апатия – д, з

2 балла

Самоуспокоенность – в, г

2 балла

4. Из предложенных описаний состояний, выберите какие относятся к лихорадке, апатии, боевой готовности, самоуспокоенности.

Боевая готовность – а, г

4 балла

8 баллов

Лихорадка – в, е

2 балла

Апатия – б, д

2 балла

Самоуспокоенность

5. Расставьте фазы состояния «угрозы отказа» в нужной последовательности:

1 – д

2 – б

3 – г

4 – в

5 – а

5 баллов

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

6. Укажите, какие из перечисленных задач относятся к общей психологической подготовке, какие – к специальной:

Общая – а, в, г, д, з, к

6 баллов

10 баллов

Специальная – б, е, ж, и

4 балла

7. Выберите из предложенных описаний те, которые характеризуют каждую из стадий психического перенапряжения.

Нервозность – а, д, и, н

4 балла

12 баллов

Порочная стеничность – б, г, ж, л

4 балла

Астеничность – в, е, з, к

4 балла

8. Выберите основные стресс-факторы, проявляющиеся на соревнованиях:

Да – а, в, г, ж, з, и,

6 баллов

10 баллов

Нет – б, д, е, к

4 баллов

9. Укажите, какие характеристики относятся к учебно-тренировочному процессу, а какие – к соревнованию.

Тренировка – а, в, д, з, к

5 баллов

10 баллов

Соревнование – б, г, е, ж, и

5 баллов

10. Из предложенного списка выберите те названия состояний, которые возникают в связи с соревнованиями, и те, что появляются в процессе тренировок.

Тренировка – а, в, г, е, и, л, н

7 баллов

15 баллов

Соревнование – б, г, д, ж, к, л, м, н

8 баллов

11. Укажите, какие тренировочные состояния возникают под влиянием физической нагрузки, а какие – по причине однообразия.

Физическая нагрузка – г, к

2 балла

6 баллов

Однообразие – а, б, д, ж

4 балла

Итого – 100 баллов