Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших школьников работе над ошибками

Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты.

 

Вашему вниманию мы хотим предоставить курсовую работу на тему «Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших школьников работе над ошибками».

Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что проблема обучения детей грамотному письму всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. В связи с этим достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начальной школы.

Орфографическая грамотность – это одна из важных частей общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания между людьми.

Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость — умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Поэтому ученые, психологи, методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения.

Поэтому цельюнашей работы является попытка выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и разработать систему упражнений, направленных на совершенствование орфографической зоркости при проведении работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы и приемы в процессе обучения младших школьников работе над ошибками?

Объектом исследования является процесс обучения орфографии младших школьников.

Предметомисследования являются приемы и формы проведения работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах.

21 стр., 10100 слов

Формирование читательской самостоятельности младших школьников ...

... уроков внеклассного чтения выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников. Этапы обучения учащихся-читателей - это ступени, которыми овладевают дети по ... учатся "общаться". Закон провоцирования обучением нежелания читать формирует ребёнка-читателя. "Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без ...

Цель, объект и предмет определили постановку следующих задачисследования:

· Изучить психолого – педагогическую и научно – методическую литературу по данной проблеме;

· Проанализировать программу и учебники по русскому языку (УМК «Школа России»)

· Разработать систему упражнений, направленную на совершенствование орфографической зоркости;

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведение работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах повышает орфографическую грамотность, качество знаний младших школьников, если в основе лежат следующие положения:

1. Организация работы над ошибками на основе принципов русской орфографии.

2. Внедрение в проведение работы над ошибками системного подхода с учетом современных методик.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

 

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования и работа с детьми убедили в необходимости разработать систему упражнений, направленных на совершенствование орфографической зоркости при проведении работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

В своей работе мы опирались на опыт специалистов в области педагогики и психологии, методики русского языка, таких как: Жедек П. С., Иванова В. Ф., Кайдалова А. И., Калинина И. К., Рождественский Н. С., а также на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

В ходе нашего исследования были определено рабочее определение орфографии по В.Ф. Ивановой.

Орфография — это:

· исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество:

· правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

· соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий),

· часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)

Анализ литературы помог нам определить основные принципы русской орфографии.

По словам Кайдаловой А. И., Калининой И. К., «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем – значащих частей слова.

Следующий принцип — фонематический. Сущность фонематического принципа- «в полном или предельно близком буквенном соответствии слова его звуковому составу, соответствии графического облика его звучанию»

Третий принцип русской орфографии – традиционный, или исторический. Этот принцип действует, когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю.

14 стр., 6559 слов

Звуковые особенности русской речи астраханских калмыков-билингвов

... видим, какие-то признаки, которых нет в русском языке. С другой стороны, в неисконной русской речи отсутствуют сущности, которые характерны для русской речи. Этот уровень может в принципе считаться ... старшего и среднего поколений, учащейся молодежи, школьников и дошкольников. Так, среди калмыков старшего поколения чаще встречаются лица, которые слабо владеют русским литературным языком, у них чаще ...

Еще один принцип орфографии – смысловой, или дифференцирующий. Он реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова.

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

В настоящее время происходит обновление системы обучения орфографии. Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно изменить всю систему обучения орфографии.

Проанализировав программу и учебники по русскому языку мы заметили определенные изменения.

Во-первых, упорядочены и расширены словарики непроверяемых слов по классам, прочно вошел в школьную программу “Орфографический словарь” П.А. Грушникова.

Во-вторых, уточнены “Нормы оценки знаний и умений учащихся”, введено разграничение грубых и негрубых ошибок, введена оценка речи — словаря, синтаксиса, текста, введено понятие “речевые ошибки”.

В-третьих, в программах стали формулироваться умения, которыми должны овладеть школьники, включая умения по правописанию.

В настоящее время, в связи с введением ФГОС НОО, в школах особое внимание уделяется учебно-методическим комплексам. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
1) ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;

2) формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

· система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

· орфография и пунктуация;

· развитие речи;

Содержимое курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом курсе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Обучение орфографии строится с учётом поэтапной отработки действий, орфографических умений, обеспечивающих сознательность и развитие самостоятельности младших школьников.

Далее в своей работе мы попробовали разработать систему упражнений, направленную на совершенствование орфографической зоркости.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1) Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2) «Упражнения должны быть систематическими».

13 стр., 6268 слов

Роль орфографических упражнений с точки зрения психологической теории

... учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т. е. без всяких рассуждений. Итак, орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями. Этап упражнений ...

— «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд».

— «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

3) «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4) «Упражнения должны быть изустные и письменные, и при том изустные должны предшествовать письменным».

 

 

На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

1. В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.

2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.

3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии.

 

Цельисследования– достигнута, задачиреализованы.

 

Спасибо за внимание!