Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших школьников работе над ошибками

Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты.

 

Вашему вниманию мы хотим предоставить курсовую работу на тему «Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших школьников работе над ошибками».

Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что проблема обучения детей грамотному письму всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. В связи с этим достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начальной школы.

Орфографическая грамотность – это одна из важных частей общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания между людьми.

Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость — умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Поэтому ученые, психологи, методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения.

Поэтому цельюнашей работы является попытка выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и разработать систему упражнений, направленных на совершенствование орфографической зоркости при проведении работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы и приемы в процессе обучения младших школьников работе над ошибками?

20 стр., 9832 слов

Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка

... формированием орфографического навыка. Объектом исследования является процесс формирования орфографического навыка младшего школьника. Предмет исследования: орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие орфографической зоркости способствует формированию орфографического навыка младшего школьника. В ...

Объектом исследования является процесс обучения орфографии младших школьников.

Предметомисследования являются приемы и формы проведения работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах.

Цель, объект и предмет определили постановку следующих задачисследования:

· Изучить психолого – педагогическую и научно – методическую литературу по данной проблеме;

· Проанализировать программу и учебники по русскому языку (УМК «Школа России»)

· Разработать систему упражнений, направленную на совершенствование орфографической зоркости;

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведение работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах повышает орфографическую грамотность, качество знаний младших школьников, если в основе лежат следующие положения:

1. Организация работы над ошибками на основе принципов русской орфографии.

2. Внедрение в проведение работы над ошибками системного подхода с учетом современных методик.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

 

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования и работа с детьми убедили в необходимости разработать систему упражнений, направленных на совершенствование орфографической зоркости при проведении работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

В своей работе мы опирались на опыт специалистов в области педагогики и психологии, методики русского языка, таких как: Жедек П. С., Иванова В. Ф., Кайдалова А. И., Калинина И. К., Рождественский Н. С., а также на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

В ходе нашего исследования были определено рабочее определение орфографии по В.Ф. Ивановой.

17 стр., 8135 слов

Контрольная работа по Психологии и педагогике 3

... , с опорой на лингвистические знания учащихся, работа по развитию их речи, привитию ... «русский язык». Понятно, почему. Потому что его изучение сведено к заучиванию правил орфографии и ... , когда откроется дверь, или видите ошибки подчиненных или несправедливость со стороны начальства. ... средствами массовой информации «американизмов», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения ...

Орфография — это:

· исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество:

· правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

· соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий),

· часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)

Анализ литературы помог нам определить основные принципы русской орфографии.

По словам Кайдаловой А. И., Калининой И. К., «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем – значащих частей слова.

Следующий принцип — фонематический. Сущность фонематического принципа- «в полном или предельно близком буквенном соответствии слова его звуковому составу, соответствии графического облика его звучанию»

Третий принцип русской орфографии – традиционный, или исторический. Этот принцип действует, когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю.

Еще один принцип орфографии – смысловой, или дифференцирующий. Он реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова.

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

В настоящее время происходит обновление системы обучения орфографии. Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно изменить всю систему обучения орфографии.

Проанализировав программу и учебники по русскому языку мы заметили определенные изменения.

Во-первых, упорядочены и расширены словарики непроверяемых слов по классам, прочно вошел в школьную программу “Орфографический словарь” П.А. Грушникова.

Во-вторых, уточнены “Нормы оценки знаний и умений учащихся”, введено разграничение грубых и негрубых ошибок, введена оценка речи — словаря, синтаксиса, текста, введено понятие “речевые ошибки”.

14 стр., 6559 слов

Звуковые особенности русской речи астраханских калмыков-билингвов

Звуковые особенности русской речи астраханских калмыков-билингвов 1. Билингвизм и интерференция 1.1 К вопросу о калмыцко-русском двуязычии в Астраханской области В Астраханской области встречаются различные типы двуязычия: калмыцко-русское, казахско-русское, татарско-русское и некоторые другие. Каждый из этих типов возникает в силу определенных социальных условий и характеризует отдельные группы ...

В-третьих, в программах стали формулироваться умения, которыми должны овладеть школьники, включая умения по правописанию.

В настоящее время, в связи с введением ФГОС НОО, в школах особое внимание уделяется учебно-методическим комплексам. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
1) ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;

2) формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

· система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

· орфография и пунктуация;

· развитие речи;

Содержимое курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом курсе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Обучение орфографии строится с учётом поэтапной отработки действий, орфографических умений, обеспечивающих сознательность и развитие самостоятельности младших школьников.

Далее в своей работе мы попробовали разработать систему упражнений, направленную на совершенствование орфографической зоркости.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1) Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2) «Упражнения должны быть систематическими».

— «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд».

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

— «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

3) «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4) «Упражнения должны быть изустные и письменные, и при том изустные должны предшествовать письменным».

 

 

На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

1. В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.

2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.

3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии.

 

Цельисследования– достигнута, задачиреализованы.

 

Спасибо за внимание!