Социология досуга как специальная социологическая наука

Введение

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга.

Актуальность темы заключается в том, что досуг является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Актуализация вопросов досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

1. Социология досуга как специальная социологическая наука 1.1 Особенности и черты современного досуга Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества — от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека. Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы. Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь. Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга. Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок.

13 стр., 6099 слов

ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... проблем, среди которых и проблемы молодежи. Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. Видны изменения всей системы ... является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Ведь каждый человек ...

Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков. Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга. Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов. Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е.

то, что социологи называют «фоновым восприятием». В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего. И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их реальная цена» [7, c. 11—14]. Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

4 стр., 1608 слов

Особенности технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста

Содержание Введение 3 Глава 1. Пожилые люди, как особая социальная категория 5 1.1. Социально-психологические особенности лиц пожилого возраста 5 1.2. Положение лиц пожилого возраста в России 9 Глава 2. Исследование технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста 15 Заключение 23 Список использованной литературы 24 Приложения 27 Введение Тема данной работы «Особенности технологий ...

Появление постмодернистской структуры сознания Фаулер связывает со следующими взаимосвязанными факторами: — глобальной реструктуризацией капитала и новым международным разделением труда; — обострением борьбы за образовательный капитал; — обострением конкуренции во всех сферах жизни капиталистического общества, в том числе и в европейских культурных столицах; — разрушением анклавов докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени вкраплявшихся в структуру капиталистического общества; — становлением нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления»; — распространением туризма, привычки проводить отпуск за границей и многими другими [1, c. 20—28]. Мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду в стиле «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов. Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений.

Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выживания человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей. Помимо указанного просматриваются следующие тенденции: — растет свободное время трудящихся, и при этом происходят его качественные изменения; — формируются социально-культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений; — появляются новые виды и формы социального творчества в куль-турно-досуговой деятельности. Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины.

3 стр., 1035 слов

Деятельность руководителя по укреплению социально-психологического климата всех социальных групп системы управления на примере ОАО МЕЧЕЛ

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 5 1.1. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ 5 1.2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16 1.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...

социология досуг российский молодежь 1.2 Место социологии досуга среди социологических наук Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследованиями бюджета времени. Эти смежные социологические дисциплинь при изучении досуга не имеют четких границ, что дает возможность использовать их эмпирические материалы и теоретические обобщения Но репрезентативными они станут на основе собственной теоретической базы. Такой методологический плюрализм характерен для любого начального этапа становления дисциплины. Базис любой науки — теория, методология, понятийный аппарат — придает целостность теоретическом) каркасу науки, и тогда проявятся смысловые характеристики предмета и объекта изучения. Системный междисциплинарный подход позволит точно определить методы и задачи исследования. Изучение специфики досуговой деятельности требует определения его структурных компонентов: — типов и форм деятельности, их моделей и функций; — деятельности руководителя (художника, технолога и т.д.) и потребителя, осваивающего содержание и формы досуговой деятельности; — качества деятельности — познавательной, репродуктивной, созидательно-творческой.

— объектно-субъектных отношений в различных видах досуговой деятельности; — синтетического характера досуговой деятельности, в которой органически слиты познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и созидательный характер; — ценностно-ориентационные оценки, которые в игровой, воспитательной и социально-преобразующей деятельности изменяют сознание и совершенствуют человека. Разработка этих категорий должна учитывать максимальную возможность разнообразия новых форм досуга. Т.И. Заславская обосновала принципы соизмеримости и формирования категориального аппарата специальных социологических дисциплин из блоков общенаучных и общесоциальных. В социологии досуга и рекреации широко применяются следующие категории и термины: . из общенаучных дисциплин: структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, развитие; . из рбщесоциальных: труд, собственность, производство, распределение, обмен, потребление, доход, права, управление; . из общей социологии: социальные организации, структура, социальная группа, организация, статус, роль, социальная стратификация; — из социальной психологии; коллектив, личность, мотивация, поведение, идентификация, адаптация, взаимодействие; — из социологии досуга: свободное время, избирательность, удовлетворенность, эффект.

4 стр., 1825 слов

К практике по социологии

http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=15997 1)Социальная среда и личность Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет ...

1.3 Объект и предмет социологии досуга Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности. Поэтому специфическими, раскрывающими суть и особенности предмета будут следующие понятия: — субъект досуговой или рекреационной деятельности; — объект и предмет досуговой или рекреационной деятельности; — досуговая или рекреационная активность; — досуговый или рекреационный эффект; Специфика социологии рекреации и досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия: финансово-экономические, психологические, организационные как в теории, так и на практике. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер науки и ее методологическую базу.

9 стр., 4337 слов

Социология 12

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА  I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА   1. Объект, предмет, законы категории социологии.  2. Структура  и функции социологии.   Основные понятия  Предметная область науки, объект социологического исследования, гуманитарные знания, социально-философские воззрения, позитивная социология, социальная структура, социальная роль и поведение, социальный ...

Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации она опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп. Таким образом, социология досуга и рекреации — отрасль социологии, изучающая: — поведение индивидов и групп в свободное время; — способы удовлетворения потребности в отдыхе (рекреации); — формы развлечения, общения; — развитие личности и творчества в процессе деятельности в любительских объединениях; — функционирование учреждений досуговых услуг, — «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы. В содержательном плане изучаются: — эволюция и особенности современного досуга (историческая дифференциация досуговой деятельности и её воплощения, в основе которой лежит закон возвышения потребностей и возникновения все новых видов и форм деятельности), — соотношения досуга с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла, способами проживания (городской и сельской жизни), а также роли досуга в формировании образа жизни. Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения).

Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей не дели, во время отпусков, что вызвало новое явление — досуговую ми грацию (её в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина4 Социология досуга — отрасль социологии, изучающая систему дсуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института; социальные проблемы взаимодействия и отношений с систем институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами. Как отрасль социологии социология досуга является одновременно фундаментальной и прикладной, теоретической и эмпирической наукой. Социология культурно-досуговой деятельности — специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы, и закономерности функционирования и развития духовного общения и досуговой деятельности в рамках микросреды. Это одна из специальных социологических теорий, находящаяся в сложных причинно-следственных связях и опосредованиях по вертикали и горизонтали со всеми уровнями и структурными компонентами социологического знания. Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию — избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации — с другой.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология. Структура социологии. Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии. Предпосылки возникновения социологии. 1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология. Вопрос «Что такое социология?» до сих пор оказывается слож­ным для многих, а в нашей стране — для большинства людей. В обы­денном ...

Предмет социологии досуга — характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия: -характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности; — специфика процесса социализации. Структурными элементами социологии досуга являются: 1) направленность процесса, его цели: — объект — аудитория, социальная группа, индивид; — субъект — кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений; 2) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности; 3) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объединений и социокультурной среды и обратное влияние общественности на деятельность досуговых учреждений; 4) состояние материально-технической базы; 5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности. Объектом исследования становятся также: специфика процессов культурно-досуговой, рекреационной и туристической деятельности: художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлекательно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др. На уровне конкретно-социологических, эмпирических исследований дисциплина изучает указанные выше проблемы в конкретных социальных условиях города, района, села, предприятия: -изменение аудитории, различных социально-демографических групп под влиянием рекреационно-досуговой деятельности; -специфику воздействия применяемых технологий, уровень подготовки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов.

Место и роль особых видов культурно-досуговой деятельности: поисково-краеведческой, реставрационной, художественной, развлека-тельно-досуговой, а также антисоциальных ее проявлений в конкретном регионе, городе, микрорайоне, селе. Прикладные исследования призваны: — обеспечить диагностику состояния социально-культурной сферы; — выяснить характер зависимости рекреационно-досуговой деятельности от тех или иных факторов и условий; — определить условия и характер управления досуговой деятельностью (развитие демократических начал, самоуправления и др.); — выявить закономерности процесса социального воспитания, развитие инициативы, самодеятельности и социальной активности в духовном творчестве; — совершенствовать теоретические основы управления социально-культурной сферы; определяя сущность и место того или иного элемента в системе досуговой деятельности, его назначение, функции и связь с другими элементами. Социологический подход исследует социальную сущность свободного времени и рекреационно — досуговой деятельности; их структуру и основные функции в процессе всестороннего развития личности. Он включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени и досугово-рекреационной деятельности, и выясняет типы времяпрепровождения и временное измерение деятельности как наиболее важный показатель.

В социально-психологическом исследовании на первый план выдвигается отношение личности к своей деятельности. Педагогическая социология изучает социальные процессы внутри системы социально-досуговой деятельности, т.н. интроспективный подход, который предполагает преимущественное изучение целей и основных направлений воспитания, методы и формы воздействия на личность. Прикладные социологические исследования являются своеобразной формой обратной связи объекта и субъекта культурно-досуговой деятельности. Они помогают уточнить возможности различных средств организации деятельности населения, наиболее популярных и эффективных форм, методов клубного общения. Таким образом, выполняя функцию обратной связи и диагностики, социология рекреационно-досуговой деятельности является средством совершенствования как практики, так и теории на основе анализа самой деятельности. Но социология досуга не только предоставляет систематизированные данные, но и вооружает принципами и технологиями, обеспечивающими совершенствование деятельности. Основными проблемами являются: разработка методологии исследования социальной мотивации и потребностей досуговой деятельности; механизмов и средств воздействия на личность и общности; социальная эффективность досуговой деятельности.

Основными требованиями являются: адекватность методов исследования реальным условиям; системно-структурная разработка и моделирование видов и форм досуговой деятельности; их сопряжение с социальными процессами в хозяйственном, организационном и морально-этическом плане. Таким образом, социология досуга как метод получения информации о негативных и позитивных тенденциях и процессах функционирования социокультурной деятельности общественных, региональных и муниципальных организаций, досуговых общностей и личностей является источником социальной диагностики, ее последующего моделирования и проектирования. 2. Концепции досуга и рекреации в современной социологии 2.1 Модели и признаки досуговой деятельности Современная социология располагает широким диапазоном досуговых концепций (лат. conceptio — мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности), которые опираются на большинство макросоциологических теорий. Концепция должна объяснить социальное явление и дать обоснование методологии и методики конкретного исследования и быть операциональной. Концепции досуга всегда связаны с историческим и культурным контекстом и изменяются в процессе развития человечества и социологического знания. Поскольку функции рекреации и досуга сливаются, мы будем рассматривать их в совокупности, согласно зарубежной и отечественной традиции. Наиболее полно концепции досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шивере. Разница состоит в определении места, ранга функции) досуга и рекреации, поэтому мы ограничимся их перечислением и краткой характеристикой. В гуманистической модели концепция досуга рассматривается как цель жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.).

Из современных западных ученых ее придерживаются С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг — это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быт! свободной. Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным является то, что это самосознание совершается не по необходимости. ;

Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структура человека. А кальвинизм рассматривает его как релаксацию и восстановление сил после труда [Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 2010, № 7].

Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент (метод статификации).

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере) и отечественных ученых.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.

Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей. У Дж. Шивере на первом месте стоит функция рекреации.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.

Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека [5, c. 50-55]. Такой подход дает возможность выявить признаки досуговой деятельности. Таковыми становятся: 1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности; 2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность. 3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности. 4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуго1 вых ценностей).

5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека. 6. Поиск удовольствий, разнообразия. 7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились: 1. Массовость. 2. Доступность. 3. Стандартизация форм, досуга. 4. Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной цели).

Сфера досуга стала рассматриваться как составляющая социально го критерия качества жизни. Появление форм элитарного досуга обострило несоответствие индивидуальных досуговых потребностей и возможных доступных способов их реализации для трудящихся. Интегративной характеристикой досуговой деятельности, в отличие от необходимых трудовых и учебных занятий, является культурная составляющая, направленная на развитие личности. В ней диалектически содержатся все остальные признаки. Содержание досуга рассматривается как определенным образом упорядоченная совокупность видов деятельности, а разграничение определяет их сущностную характеристику. Своеобразие модели досугового поведения состоит в том, что объект досуговой деятельности одновременно выступает и ее субъектом. Это проявляется в постановке субъектом перед собой очередных задач и определения путей их осуществления. Таким образом, определяющей характеристикой эффективности досуговой деятельности является самовоспитание. Досуг как деятельность, совершаемая на основе свободного выбора и в свободное время (используемое и для релаксации), должно быть направлено на социальные достижения или развитие личности, что подчеркивается большинством исследователей. 2.2 Принципы и функции прикладной социологии досуга Социология досуга является специальной социологической наукой, органически сочетающей теоретическую и эмпирическую части. Она тесно взаимодействует с социологией образования, средств массовой информации (журналистики) и опирается на методологию социологии культуры, искусства, досуга, быта, молодежи, малых групп, семьи. Социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее исследования отвечает задачам анализа общественной жизни и управления этой сферой. Потребность таких исследований растет по «вертикали», начиная с села, где информация может еще собираться традиционными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают массовый характер, и кончая регионами, требующими разработанной методологии и методики. [ Системно-структурный, комплексный подход, отражая объект в целом, учитывает взаимную связь экономических, политических и культурных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общества. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процессов, они существенно дополняют статистику в области культуры, которая не отражает многих субъективных показателеймотивов и ценностных ориентации участников многообразных по направленности клубных объединений, отношения и переживания участников по поводу полученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на всесторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являются источником информации «обратной» связи. Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно «замерять» особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой деятельности, определять с помощью конкретно-социологических исследований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учреждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разработки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и корректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований поможет: — уточнить закономерности и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве; — совершенствовать ее технологию, уточнить понятия, критерия раскрывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими элементами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера руководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др. В качестве структурных элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть: — содержательная направленность рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта и объекта); — свойства участников и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую деятельность членов клубных объединений и их «обратного» влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды); — видов и форм досуговой деятельности, характера и уровня руководства ею; — материально-технической базы; — система критериев, показателей и индикаторов эффективности социокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью является интегральным критерием эффективности воспитательного воздействия).

Отсюда вытекает необходимость разработки «идеальных моделей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов. По другому основанию культурно-досуговая деятельность сама может рассматриваться как система и тогда ее структурными элементами станут: — сеть и типы культурно-досуговых учреждений, их сравнительная характеристика и размещение; — руководство сетью, подготовка кадров и их технологический уровень и материально-техническое обеспечение; — специфика средств воздействия каждого вида деятельности на отдельные общности людей. Тут, в частности, нелишне будет подчеркнуть отличия процесса восприятия и функционирования информации в системе образования и культурно-просветительных учреждениях. В первом случае психологи и педагоги выделяют три взаимосвязанных момента: первичное ознакомление с материалом, видом деятельности, его восприятие, осмысление, закрепление и овладение материалом на уровне его применения, использования. В КПУ благодаря инсценированию документа, игровых методов, средств искусства и собственного участия основная часть информации воспринимается непроизвольно, а навыки во многих формах деятельности достигают автоматизма. Исходный принцип изучения воспитательной деятельности культуры досуга требует рассмотрения в тесной взаимосвязи с условиями, в которых он осуществляется. Жизненный уклад, особенно в первые годы, формирует направленность сознания людей, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Этот принцип требует учитывать в управлении культурно-досуговой деятельностью уровень образования. Знание специфики быта, труда, характера среды, определяющих закономерности формирования духовной жизни, культурного облика, ценностей референтных групп становятся необходимыми. То есть социальный объект должен рассматриваться по принципу «целостного реагирования». Кроме того, комплексный подход способствует налаживанию тесных взаимоотношений между существующими компонентами и выявляет недостающие звенья, как в организации деятельности всей системы, так и по отдельным содержательным технологическим и организационным аспектам, т.е. дает возможность получить не только количественные, но и качественные характеристики. Теоретическим объектом социологии досуга являются природа, механизмы, организационные и творческие противоречия, возникающие в процессе досуговой деятельности, создающие проблемную ситуацию. Наряду с теоретическим описанием и анализом проблемной исследовательской ситуации, эмпирическим объектом являются те реальные члены досуговых коллективов и общностей, участвующие в разнообразной рекреационно-досуговой деятельности. Такое понимание объекта отражает сложные взаимоотношения понятий «теоретический» объект и «эмпирический» объект как следствие определенного отбора единиц исследования, своеобразной модели объекта. В таком понимании объект шире предмета исследования и как бы «вбирает» его в себя. Предметом социологии культурно-просветительной работы являются характеристики, свойства объекта, отражающие главное звено (основу, ядро) противоречия. Предметом социологии досуга выступают процессы (формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации) изменения в сознании и деятельности аудитории и членов объединений под влиянием клубных форм деятельности. Исследование определит наиболее действенные либо менее эффективные формы и методы организации деятельности и выработает на этой основе соответствующие рекомендации. Методы социологии культурно-просветительной работы аналогичны существующим в отраслевой теории изучения общественного сознания и коммуникативного поведения и подразделяются на: 1) методы, применяемые на этапе обнаружения проблемы и формулировки задач исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция); 2) методы сбора первичной социологической информации (опросы респондентов, экспертов, наблюдение, эксперимент, изучение документов и т.д.); 3) методы обработки первичной социологической информации (группировка, ранжирование, корреляция, факторный анализ); 4) методы интерпретации полученных данных (обобщение, построение моделей, типологизация).

Сегодня, исходя из требований жизни, перед социологией досуга встают вопросы разработки и методики исследования следующих проблем: — Методология и методика анализа социально-культурной ситуации в районе и участие клуба в организации непрерывного образования трудящихся. — Самоуправление и демократизация работы клуба как фактор повышения эффективности воспитательного процесса. — Типология клубной аудитории как условие научно-обоснованного программирования досуговой деятельности. — Клубная (досуговая) самодеятельность как средство реализации потребностей личности, адресованных социальной среде. — Приобщение масс через организацию самодеятельности к лучшим образцам культуры мирового и национального искусства. — Привлечение различных групп населения к участию в культурно-творческих процессах в масштабах локальной культуры и на уровне субкультур разных национальных и социальных слоев (молодежной в частности).

— Мобилизация потенциала культурных традиций в патриотическом, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании. Не менее важным является проведение повторных исследований. «Удельный вес» характеристик, выявленных при изучении клубной аудитории и любительских объединений не является постоянной величиной. В условиях перехода динамичность развития политического, исторического и нравственного самосознания, интересов и потребностей людей возрастают многократно, но и дифференцирующий признак не утрачивает своего значения. Заключение

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени — это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня — это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

Список использованных источников

1 Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 2010, № 7.

2 Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2011. №12.

3 Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. — Л., 2009. — С.7- 17

4 Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. — 2010. — Т. — II. Вып. 1(2) — С.288

5 Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2011 Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2011.

6 Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2013. №12

7 Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2010.

8 Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2011.

9 Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2011.

10 Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73.

Размещено на Allbest.ur