по общей психологии

ЧВУЗ

Донецкий институт психологии и предпринимательства

Кафедра психологии

Контрольная работа

по общей психологии

Вариант 14

Выполнила

Проверил

Сдала_____________

Оценка___________

Донецк-2008

Содержание

1. Вопрос 1______________________________________________с. 3

2. Вопрос 2______________________________________________с. 5

3. Вопрос 3______________________________________________с. 9

4. Задача № 17___________________________________________с.13

5. Литература____________________________________________с.16

1. «Первое» и «второе» рождение личности по А.Н. Леонтьеву.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.

Индивид формирует свой внутренний мир путем освоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует, свои психические процессы.

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...

... с более широким по содержанию понятием культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, куда кроме концепции входят гипотезы, ... III. Функциональный анализ 1. Отношение психических функций к личности <виды>: 1) осознание (рефлексия, самосознание, интеллектуализация) 2) ... исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны ...

Критерии формирования личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй критерий – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Рассмотрим этапы формирования личности. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчиняемыми непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффект горькой конфеты».

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив).

В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не до конца.

3 стр., 1011 слов

Личность как высшее психическое образование, биологическое и ...

... опреде- ляющее целостность и индивидуальность его психики. Иными словами, личность есть сложившаяся психическая индивидуальность, включая ее содержание и сформированные ус- тойчивые ... непосредственно побуждают к деятельности). От но- шения мотивов в определенной иерархии характеризуют мотива- ционную сферу личности. Ослабление, искажения этой сферы, формирование патологических потребностей ...

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.

Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и передподчинению. Заметим, что эта способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

В подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем.

Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

Самосознанию, особенно нравственному самосознанию, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности.

2. Генез высших психических функций.

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... и избирательности) к релизерам. Социальное поведение К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. ... начинают проявлять комплексы действий, направленные на поиск парнтёров. Большинство высших животных приступают к спариванию только после ухаживания. Ухаживание представляет собой ...

Основные характеристики высших психических функций – опосредствованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы». Неизменными в них являются исходная задача и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функций.

Закономерностью формирования высшей психической функции является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс.

Л.С. Выготский – автор концепции, которая возникла в советской психологии на ранних этапах ее становления, и наметил пути научного решения проблемы о природе психики человека. Л.С. Выготский назвал ее культурно-исторической теорией психики человека. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека, общественно называемым сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Иными словами, высшие психические функции имеют социальную природу.

В рассуждениях Л.С. Выготского на тему природы, строения и развития высших психических функций можно выделить три логических части.

Первая часть – «Человек и природа». В этой части содержится два основных положения.

Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Л.С. Выготский приводит следующее высказывание Ф. Энгельса: «…все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек».

Второе. Человеку удалось наложить на природу «печать своей воли», благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

7 стр., 3129 слов

Структура и функции сознания

... концов противоположность материи и сознания – это не главное в процессе познания человеком мира. Важнее другая сторона. Их связь и характер этой связи. Ведь функция сознания – это познание, а ... не просто существование наряду с материей. Вне процесса познания сознание ...

Вторая часть – «Человек и его собственная психика».

Первое положение. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

Самый нижний этаж в структуре деятельности занимают психофизические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л.С. Выготский называет их низшими или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л.С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Возникает вопрос: каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой?

По мнению Л.С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических.

Психологические орудия, по мнению Л.С. Выготского, — это знаки. Возьмем для примера произвольную память. Предположим, что перед субъектом стоит задача запомнить какое-то содержание, и он с помощью специального приема это делает. Человек запоминает иначе, чем животное. животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека же запоминание оказывается специально организованным действием.

Человек, для запоминания использует внешние средства – это знаки какого-то содержания. Иногда такие средства просты, как например завязывание узелка «на память», и могут быть связаны с любым содержанием; иногда более дифференцированы ( система различных зарубок, узлов) и более тесно связанны с запоминаемым содержанием, представляя собой зачатки письменности. Но это различия, так сказать, второго порядка. Главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактом своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса.

7 стр., 3438 слов

Сознание человека 2

... деятельности, общества и речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение своих ... у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением ...

Третья часть – «Генетические аспекты».

Человек стал обращать слова-приказы на самого себя. Из внешнекомандной функции слова родилась его внутренняя реннеорганизующая функция. Человек говорит себе «встань» — и встает; он говорит себе «я должен это сделать» — и делает.

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского, был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические.

Таким образом, произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, то есть его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного внимания.

Высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.

Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

3. Что такое неосознаваемые автоматизмы сознательных действий?

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале ХХ века. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация – это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий; неосознаваемые побудители сознательных действий; «надсознательные» процессы.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ... рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации. Методы формирования сознания личности Пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов ...

В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе «при которой голова остается свободной». Вот это состояние – состояние «свободной головы» — и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, то есть осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний, способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого – с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального исполнения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания (поле – это та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложным и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, ...

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости, плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что именно в изменении степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия. В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н.А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков – это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участи нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае – букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это стает возможным лишь в результате длительной тренировки.

7 стр., 3080 слов

Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток

... развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток». Нами было выявлено, что в основе процесса общения лежат складывающиеся между людьми межличностные отношения. Такого рода отношения ... характер. При этом напряженность эта складывается особенно во взаимоотношениях подростка с родителями. Психологические исследования подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской ...

При изучении неосознаваемых процессов мы оперируем исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Сфера «бессознательного» имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.

Задача №17

В трансактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.

Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.

Ответ.

Трансакция – это действие, направленное на другого человека. Это – единица общения.

Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание на тот факт, что один и тот же человек прямо на глазах может измениться. При этом меняется одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т. п. Этот человек то ведет себя как взрослый, то плачет или смеется как ребенок, то копирует поведение своих родителей. Анализируя подобные наблюдения, Э. Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия ее в структуре трех составляющих – «частей», которые обусловливают характер общения между людьми.

Структурный анализ поведения, мыслей и чувств основан на трех состояниях Я человека: Родителя, Взрослого и Ребенка.

Ребенок – одна с наиболее ценных составляющих личности, это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.

Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Родитель, Взрослый и Ребенок – заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.

Следовательно, характеристики поведения принадлежащие

Родителю — авторитетный тон, покровительство, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», уверенность в своей правоте, понимание относительности догм;

Взрослому — скептицизм, бедность фантазии недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, импульсивность, контроль над своими действиями скованность расчет действий, трезвость в оценках.

Ребенку — Раскованность, жизнерадостность, безапелляционность богатая фантазия, пугливость неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость несдержанность.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М. «ЧеРо» 2005. – с.292-320, с.67-70, с.207-222.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.-с.134-144, с.532-534.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – с.149-152, с481-486, с. 95-98.

4. Психологический словарь. Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1983. – с.65-66, с.178-179.

5. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. – с.16-24.

6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2004. – с.277-285.

19