Психические явления. Психические состояния личности, их влияние на психические процессы и свойства

Психические явления. Психические свойства личности.

Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.

Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность;
3) способности;
4) характер.
Личность — индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид — это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).
Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей — психический склад; это и составляет ее индивидуальность.
Понятие «человек» более широкое, чем понятие «личность». Оно включает в себя и понятие «индивид», и понятие «личность».
Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики. И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.
Типы темпераментов
Нервная система человека может характеризоваться свойствами: интенсивности (силы), подвижности (динамики) и управляемости. Индивидуальные свойства человека, определяющие особенности протекания его психических процессов и поведения, называют темпераментом.
Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обу­ словленная совокупность динамических проявлений психики. Он определяется способностями возбуждения и торможения психических процессов и их соотношениями.
Термин «темперамент» был введен еще в Древней Греции. С тех пор человечество знакомо с четырьмя типами темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Психические явления. Психические состояния личности, их влияние на психические процессы и свойства.

Психические явления- внутренние и внешние воздействия на психику человека: психические свойства, психические процессы, психические состояния. Психические состояния-психические явления, которые носят кратковременный характер и в большей степени влияют на психологические процессы(состояние аффекта, фрустрации)

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека. Взрослый человек рассматривался находящимся в состоянии "психической окаменелости". "Взрослость человека равносильна остановке в развитии, окаменению; цель ... состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период ...

4.Методы психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.
К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Это может быть представлено с помощью списка:

наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных;

изучение первичной документации – основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее;

сравнение – позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;

измерение – способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

нормативный – предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей системы позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);

эксперимент — основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в списке они расположены по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.

 

5.Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
Психика — внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание — все органы и функции, когда они происходят внутри нас.
психике присуще такое свойство, как интровертированность или экстравертированность. Интровертированность характеризует соответствующую установку и направленность психики на себя, свое внутреннее психическое, их изменение, взаимодействие, взаимопроникновение и другое. Экстравертированность, наоборот, выражает соответствующие установки и направленность психики на внешнее психическое: окружающий мир, взаимоотношения в нем т.п.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и ... устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и ... объекте), распределение (возможность удержания внимания одновременно на нескольких объектах), объем (максимальное количество объектов, ... человека или нет, у него возникают положительные чувства (например, радость) или отрицательные (например, ...

Еще одно свойство психики – это ее психологическая репродуктивность, т.е. способность к воспроизведению предыдущего психического с таким же его психоэнергетическим потенциалом. Например, после того как человек находится в состоянии страха, он рано или поздно возвращается в предыдущее состояние психического напряжения, а затем в состояние покоя.

Рефлексия, как свойство психики, заключается в восприятии и переносе изменений внешнего мира, его различных видов и форм психического на себя, превращении их в собственное психическое. Любые существенные изменения в социальном пространстве и времени, во время обучения и воспитания является психическим, которое влияет (деформирует, меняет психоэнергетический потенциал другого психического) на психику личности.

На основе этого свойства происходит развитие психики. Она также позволяет человеку приспособиться к новой реальности. На развитие психики оказывают пагубное влияние некоторые заболевания. Например, при алкоголизме изменяется мотивация, эмоциональные состояния, нарушаются функции центральной нервной системы, разрушаются клетки мозга и т.д. При алкоголизме изменяется психика не только человека, зависимого от алкоголя, но и психика всех членов семьи. Решить данную проблему может современная психотерапия.

Внимание, его свойства.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...

... целостного образа. В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа окружающей действительности.   ... развития произвольного внимания и запоминания, мнемические приемы, упражнения, законы тренировки памяти. Для определения индивидуальных особенностей проведите самодиагностику (методики на выбор), ...

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

7.Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Классификация иИздавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

 

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

 

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

 

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

8. Типология памяти:

Существуют различные типологии памяти:

по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

4 стр., 1625 слов

Качество информации и методы её определения

... наиболее полезные сведения для лица, принимающего решения.Совокупность социально-психологических свойств качества информации характеризует е ценность, т.е. положительную или отрицательную значимость информационных объектов, ... обеспечения. Принимая, что ЦИ зависит от ряда социально-психологических составляющих качества информации, можно утверждать, что она может иметь положительное и отрицательное ...

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

Память как непосредственный отпечаток сенсорной информации (чувственное восприятие).

Эта система удерживает до­вольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность такой памяти очень неве­лика — 0,1 — 0,5 с. Например, если провести по своей руке тампоном из ваты, то у человека вначале сохраняется реаль­ное ощущение прикосновения, а затем лишь воспоминание о том, что оно было. Непосредственные отпечатки сенсор­ной памяти невозможно повторять, так как они сохраняют­ся лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

 

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

 

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

9.Память, её виды (двигательная, эмоциональная,образная, словесно-логическая)

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Виды памяти:
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника ... характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, ... Психология внимания ……………………………………………………..15-19стр. Психология мышления ……………………………………………………19-22стр. Психология речи ...

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Образная память — память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
В период удержания образа в памяти, он претерпевает трансформации:
— упрощение за счет опускания отдельных деталей;
— преувеличение отдельных деталей;
— преобразование фигуры в более симметричную и др.
В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Словесно-логическая память — совокупность психофизиологических процессов запоминания, сохранения и воспроизведении мыслей, понятий и словесных формулировок.
Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

10.Процессы памяти. Способы заучивания и сохранения информации. Забывание(кривая Эббингауза)

К ним относятся: запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание

Способы:

* Полезным приёмом осмысления материала является сравнение (нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и др.).

* Осмыслению материала помогает его конкретизация, пояснение общих положений, правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п.

* Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение —

важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении

Немецким психологом Г.Эббингаузом была разрешена задача измерения объёма памяти. Испытуемому предлагалось запомнить 10-12 бессмысленных слогов и отмечалось количество удержанных в памяти. Эббингауз принял это число за объём «чистой» памяти. Оказалось, что после первого чтения человек в среднем запоминает 5-7 отдельных элементов (люди с плохой памятью удерживают 4-5 элементов, с хорошей — 7-8).

11.Мышление.Мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция)

Мышление — это процесс, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений (Пример: стол можно разложить на крышку стола, ножки, ящики, распорки и т.д.).

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... 14 1.8. Исследования мозга…………………………………………………..16 Глава 2: «Память человека»…………………………………………………19 2.1. Два вида памяти: кратковременная и долговременная……………….19 2.2. Эффективность синапсов……………………………………………….20 ... сферу сознания и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения ...

Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим).

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам

Абстрагирование состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных

 

12.Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенностиИндивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

 

Рассмотрим основные индивидуальные особенности мышления.

 

Самостоятельность мышления — присуща людям, которые способные самостоятельно ставить перед собою и решать определенные задачи без помощи извне, другим людей. Такие люди довольно активно и эффективно учитывают и используют кроме собственного опыт других людей, творчески его обрабатывают, критически подходят к анализу теории и практики общественной жизни.

 

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Как правило, такие люди доброе владеют искусством определения отличия между «за» и «против», принятия взвешенных решений. И первая, и вторая особенность мышления, как правило, формируется с обретением человеком не только знаний, а и соответствующего жизненного опыта.

 

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

 

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

 

Широта мышления — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики, увязывать их, выделять основное и второстепенное и после этого принимать альтернативно-оптимальные решения, это означает, что он мыслит широко. Такое качество чаще всего характерно для людей высокообразованных, эрудированных.

 

Скорость мышления — умение быстро разобраться в сложных ситуациях, принимать наиболее обдуманные, правильные, оптимальные решения. В определенной мере скорость мышления зависит и от психологического состояния человека, подвижности его нервных процессов, однако большей частью люди приобретают такое качество в результате основательного обучения, тренировки умственной деятельности.

8 стр., 3952 слов

Общие понятия о физических качествах человека

... и координации. Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех ... систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно ...

 

Творчество мышления — качество в особенности нужно человеку, который занимается духовной, творческой, политической деятельностью, оно связано, прежде всего, с умением мыслить нестандартно, оригинально, совершенно владеть знаниями и опытом деятельности других людей, принимать нестандартные решения.

 

Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

 

Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

 

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Интеллект. Дивергентное и конвергентное мышление

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson’s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Личность.структура личности.концепции развития личности.

 

Личность-психологическая система с её индивид.-психолог. характеристиками,определяющ.поступки и поведение личности.(из лекции)

 

Личность — это индивидум каждого человека(из инета)

Личность — это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.( из инета)

 

Структура личности:(из лекции)

1)способности

2)темперамент(сангвиник,меланхолик,холерик,флегматик)

3)характер(демонстативн.,педантичный,возбудим.,тревожно-боязлив.)

4)волевые качества

5)эмоции

6)мотивация

7)соц.установки

 

Концепции личности:(из лекции)

1)биогенетическая(развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. )

2)социологическая( ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.)

3)двухфакторная

11 стр., 5408 слов

Формирование личности человека

... для дальнейшего развития личности, другие - меньшее» (9). Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ... психологические подходы к пониманию личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а ... мышлению -- общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности ...

Свойства темперамента.Сангвинник

Общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, беззаботный, инициативный.

Свойства темперамента .Холерик

Активный, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый , непостоянный, импульсивный, оптимистичный.

17.Свойства темперамента. Флегматик.

Пассивный, осмотрительный ,рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, управляемый, внушающий доверие, надежный, ровный, спокойный

 

Характер.Системы отношений.

Характер-это совокупность устойчивых черт личности ,определяющих отношение человека к людям, к работе, к предметам , к самому себе.
Типы :
-демонстративный
-педантичный
-застревающий
-возбудимый
-гипертимический
-дистимический
-тревожно-боязливый
-аффективно-экзальтированный
-эмотивный
-циклотимный
Направленность личности
-на себя»Я» ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы,агрессивное достижение статуса, раздражительность, тревожность,интровертимость,

-на общение «О»стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми,ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, Ориентация на социальное одобрение , зависимость от группы. Потребность в привязанности и эмоциональные отношения с людьми
-на дело «Д» заинтересованность в деловых отношениях, выполнение работ как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать интересы, дело, мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Внутриличностный конфликт. Механизмы психологической защиты личности

 

Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

 

Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:

 

Истерический — характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.

 

Обессивно-психастенический — характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.

 

Неврастенический — характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.

 

К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие.

 

-Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

-Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

-Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

-Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

-Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

-Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

-Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

 

1Тест на темперамент Айзенка

Это модификация позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости