Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 6

1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6

1.2 СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ 17

ВЫВОДЫ 32

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 34

2.1 ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 51

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 65

ВЫВОДЫ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

ЛИТЕРАТУРА 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Введение

Проблема кризиса, трудностей, конфликтов во взаимоотношениях между подростками и родителями — одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании детей в возрасте от 11-12 до 15-16 лет.

С начала научного изучения подросткового периода, за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периода «бури и натиска», «бушевания и напряжения». Почти все сходятся во мнении, что подростничество – это переломный момент в процессе социализации и что в этом возрасте социальные связи носят особенно напряженный характер. При этом напряженность эта складывается особенно во взаимоотношениях подростка с родителями.

Психологические исследования подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации. Все это и определяет социальную значимость данной работы.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

Научной разработкой проблемы развития межличностных отношений между родителями и подростками занимались как зарубежные (Д. Коулмен, М. Мид, З. Фрейд, С. Холл, Э. Шпрангер, Э, Эриксон), так и отечественные (Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Г.М. Болтунова, Л.С. Выготский, О.Н. Громова, Т.В. Драгунова, Е.М. Дубовская, В.И. Журавлев, А.С. Залужский, Р.Л. Кричевский, Б.Т. Лихачев, О.Н. Лукашенок, Е.В. Первышева, Л.А. Петровская, Л.С. Славина, Е.А. Тимоховец, Н.И. Шевандрин, А.И. Шипилов Н.Е. Щуркова) ученые психологи и педагоги.

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

... реализуемых отношений. 3. Проведение диагностического исследования, анализ результатов. Объектом исследования выступают типы родительских отношений к детям с ограниченными возможностями. Предметом исследования является ... гипотезы: 1.У родителей детей с ограниченными возможностями имеются рассогласования между декларируемыми и реализуемыми типами отношений. Дополнительная гипотеза: родители детей с ...

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений межличностных отношений подростков и взрослых: конфликты в семье между подростками и родителями (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); характер развития межличностных отношений между подростками и родителями (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); коррекция отношений в семьях между детьми и родителями (Г.М. Болтунова).

Однако в связи с тем, что система образования и воспитания в современной России претерпевает изменения, которые касаются не только школы, но и семьи, исследований изучающих специфику развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток» явно недостаточно. Этот факт объясняет научную значимость данной работы.

Изучение специфики развития межличностных отношений между подростком и родителями, а также выявление причин дисгармоничного, дисфункционального их развития позволит на практике психологам, педагогам, социальным работникам находить более эффективные методы профилактики и коррекции межличностных отношений в системе «родитель-подросток». Это является практической значимостью нашего исследования.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что в подростков возрасте от 11-12 до 15-16 лет у детей очень часто развиваются дисгармоничные межличностные отношения в системе «родитель-подросток». Этот факт предопределяется целым рядом физиологических (специфика развития организма в этом возрасте у подростка), социальных (например, неблагоприятные условия внешнего окружения, влияющие на ребенка) и психологических факторов (формирование неадекватной самооценки у ребенка, отклонения в интеллектуальном и эмоциональном развитии взрослого и подростка и т.д.).

В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени каждый и этих факторов оказывает влияние на развитие дисгармонии в отношениях между родителями и подростком.

В связи с этим цель нашего исследования — изучение межличностных отношений в системе «родитель — подросток».

Объект — межличностные отношения между подростком и родителями.

Предмет – социально-психологические характеристики личности взрослого и подростка, влияющие на развитие межличностных отношений между подростками и родителями.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что такие факторы как: неудовлетворенность одним или двумя родителями своей семейной ролью, эмоциональное дистанцирование или, наоборот, излишняя концентрация на ребенке в семье, наличие конфликтов во взаимоотношениях между родителями влияют на процесс развития взаимоотношений между взрослым и подростком.

17 стр., 8192 слов

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности ...

... sp;   &nbsразвития детско-родительских отношений                в семье (на материалах констатирующего этапа исследования). ... детей в системе родительских отношений.     1.1.Понятие «родительские отношения», виды, ...

Возможно это происходит потому, что на процесс межличностных коммуникаций и возникновения конфликтов влияют не только подростки, но и сами родители, не всегда принимающие те изменения в развитии ребенка, которые происходят с ним в этот возрастной период.

Задачи.

1. Теоретически обосновать проблему развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток».

2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.

3. Подобрать методики для выявления уровня развития межличностных отношений в системе «родитель-подросток».

4. Эмпирически изучить особенности развития межличностных отношений родителей и подростков.

5. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации для психологов, педагогов, социальных работников.

Эмпирическую базу исследования составили 20 полных семей. В эксперименте принимали участие 40 родителей (муж и жена в каждой из семей) и подростки в возрасте от 12 до 15 лет (20 детей: 11 девочек и 9 мальчиков).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследование проводилось по нескольким методикам:

Для родителей: при изучении отношения родителей к семейной роли и отношения родителей к ребенку была использована методика изучения внутрисемейных отношений PARI. Для проверки результатов по методике PARI нами был использован «Тест-опросник родительского отношения», разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным. Также нами был применен тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» для изучения специфики развития межличностных отношений в диаде муж-жена.

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений нами была применена методика Рене Жиля и опросник «Подростки о родителях».

Для установления корреляционных связей был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Общая характеристика межличностных отношений и их особенности в системе отношений «родитель-подросток»

1.1 Понятие, сущность и основные характеристики межличностных отношений

Слово общение происходит от англ. “communication” – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информации познавательного и/ или аффективно-оценочного характера [48, стр.244]…………….

Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной, но в тоже время, все еще мало разработанной проблеме – особенностям развития межличностных отношений в системе «родитель-подросток».

Проведенная нами теоретическая и практическая (исследовательская) работа по данной проблеме позволила нам проработать все поставленные задачи исследования.

В ходе проведения теоретического анализа по проблеме мы смогли выполнить первую и вторую задачи данной работы.

С одной стороны нами было проведено теоретическое обоснование проблемы развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток». Нами было выявлено, что в основе процесса общения лежат складывающиеся между людьми межличностные отношения. Такого рода отношения обычно квалифицируются по трем основным компонентам: восприятия и понимания людьми друг друга, межличностной привлекательности (притяжения и симпатии); взаимовлияния и поведения.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... общей и специальной литературы по проблеме исследования: психокоррекция негативного отношения родителей к своим детям с проблемами в развитии Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов ... темы настоящей работы: «Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии» определены цель и задачи исследования. Целью данной работы является оптимизация ...

Особенно важным является развитие межличностных отношений в семье. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Развитие личности человека в онтогенезе зависит от той системы внутрисемейных отношений, в которую ребенок был включен на протяжении детства и подросткового возраста.

Целым рядом исследователей (Э. Аронсон, Е.В. Первышева, А.А. Реан, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер и др.) отмечается, что условия, в которых живет и воспитывается подросток, могут оказывать негативное влияние на процесс развития отношений в системе «родитель-подросток». Особенное значение здесь могут приобретать направленность воспитания, присутствующая в семье подростка. Основными параметрами для оценки семейного воспитания служат: различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия и воспитательная позиция родителей.

При выполнении второй задачи исследования нами были выделены основные понятия:

1. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

2. Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

3. Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.

4. Подростковый возраст – это период онтогенеза (от 11-12 до 15-16 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Этот возрастной период является критическим в отношении становления характера как базиса личности. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки.

При реализации третьей задачи данной работы нами был подобраны методики для выявления уровня развития межличностных отношений в системе «родитель-подросток». В данной работе мы использовали следующие методики:

1. «Методика внутрисемейных отношений PARI».

2. «Тест-опросник родительского отношения», разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным.

10 стр., 4801 слов

Возрастная психология. Психическое развитие в раннем детстве

... тенденции защищать свое и т.д. В возрастной и педагогической психологии накоплены многочисленные данные об особенностях развития предметно-манипулятивной деятельности (Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, Ф.И. Фрадкина, ... начинает складываться осознание самого себя, тогда и к сверстнику изменяется отношение. С ним выстраивается общение как с живым существом, у которого есть собственные качества. Выступая ...

3. Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях».

4. Для изучения сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, были применены методики Рене Жиля и опросник «Подростки о родителях».

5. Для определения корреляционных связей был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Для выполнения четвертой задачи исследования мы эмпирически изучили и проанализировали особенности развития межличностных отношений родителей и подростков.

В ходе исследования нами были опрошены дети и родители из 20 семей.

В начале исследования нами было выдвинута гипотеза о том, что очень часто определенные характеристики и состояния личности родителей являются причиной дисгармоничного развития межличностных отношений в системе «подросток – родитель». Такие факторы как: неудовлетворенность одним или двумя родителями своей семейной ролью, эмоциональное дистанцирование или, наоборот, излишняя концентрация на ребенке в семье, наличие конфликтов во взаимоотношениях между родителями влияют на процесс развития взаимоотношений между взрослым и подростком. Это происходит потому, что на процесс межличностных коммуникаций и возникновения конфликтов влияют не только подростки, но и сами родители, не всегда принимающие те изменения в развитии ребенка, которые происходят с ним в этот возрастной период.

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась.

У определенной части опрошенных нами семей (6 семей – 30%) были выявлены определенные отклонения в развитии межличностных отношений между супругами.

Исследования некоторых психологических характеристик родителей показало, что 27,5% (11 человек) взрослых неудовлетворенны своим отношением к семейной роли. У 20% (8 человек) родителей отмечается отсутствие оптимального эмоционального контакта с ребенком. В большей части случаев наблюдается излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (5 – 12,5%).

В остальных случаях присутствует излишняя концентрация на ребенке (3 – 7,5%).

В 30% семей (6) выявлено наличие конфликтных взаимоотношений по тем или иным сферам взаимоотношений супругов.

Опрос подростков показал наличие у большинства детей низкого уровня оценки взаимоотношений со своими родителями по факторам близости (5 – 25%) и критики (3 – 15%).

Наиболее сложно проходит процесс взаимодействия между подростками и их отцами (5 – 25%).

Корреляционный анализ подтвердил предполагаемое наличие положительной прямо пропорциональной зависимости между следующими группами факторов: отношение к семейной роли – отношение родителей к ребенку; отношение к семейной роли – отношение к отцу; отношение к семейной роли – отношение к матери; нарушение ролевых ожиданий – отношение родителей к ребенку; нарушение ролевых ожиданий – отношение к отцу; нарушение ролевых ожиданий – отношение к матери; конфликты в семье – отношение к родителям; конфликты в семье – фактор близости; конфликты в семье – фактор критики; конфликты в семье (муж) – отношение к ребенку; конфликты в семье (жена) – отношение к ребенку.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения: Партнер в деловом общении всегда выступает как ... общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение ...

Таким образом, мы можем говорить о том, что нарушения межличностной сферы супругов в семье влияет на развития взаимоотношений между подростками и родителями.

По результатам исследования нами была выполнена и пятая задача. Исходя из полученных результатов и опираясь на выводы, сделанные нами в ходе теоретической части работы, мы разработали рекомендации для составления профилактических и коррекционных программ работы с подростками.

Анализ основных причин дисгармоничного развития межличностных отношений между родителями и детьми позволяет сделать нам вывод о том, что для успешного решения проблемы необходим тщательный анализ развития всей семьи как системы, в которой развивается не только ребенок, но и взрослый.

При составлении программ профилактики и коррекции нужно учитывать следующие факторы: особенности воспитания и образования подростков; личностные проблемы и особенности взрослого, вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с подростком; личностные, индивидуальные особенности развития ребенка в подростковом возрасте.

В работе с родителями и подростками следует использовать как индивидуальную, так и групповую работу, направленную на развитие позитивных отношений между взрослым и ребенком.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1998.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2004.

3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М.: Академия: 2004

5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме: Перевод с английского. — М.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004.

6. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.

7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.

8. Бакланов М. А. Развитие личности ребенка в младшем подростковом возрасте. — М.,2004.

9. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994.

10. Боброва Л.В. Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста. – Уфа, 2004.

11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

12. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986. — С. 18-26.

13. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. — Краснодар, 1979.

14. Бодалев А.А. Коммуникативное ядро личности и его проявления // Психология межличностного общения. — Рязань, 1994.

15. Бодалев А.А. Психология общения. — Москва-Воронеж, 2002.

16. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2004.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.

18. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.

5 стр., 2176 слов

ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .ИЗУЧЕНИЕ ...

... роль в этом возрасте приобретает система межличностных отношений с референтной группой школьного класса, которая зависит от их статуса и личностных особенностей подростков. Остаются открытыми вопросы ... зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности ...

19. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

20. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.

21. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

22. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков

под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.- М. Просвещение, 1997.

23. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М., 1981.

24. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б. Эльконина — М., 1984. — 404с.

25. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984.

26. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — М., 1997.

27. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

28. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1991.

29. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. — СПб., 2004.

30. Захарова С.В. Трудности общения в подростковом возрасте. – СПб., 2004.

31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.

32. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

33. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.

34. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

35. Кон И.С., Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.

36. Кондратьева С.В. Сравнительный анализ конфликтного взаимодействия подростков и взрослых. — М., 2004.

37. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000. — 992с.

38. Клее М. Психология подростка. – М., 1987.

39. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. – Генезис, 1997.

40. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 2000.

41. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1967.

42. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 2001.

43. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. — М., 1994.

44. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

45. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.

46. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. — М.: Наука, 1978.

47. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986.

48. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Олма – Пресс, 2005.

49. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — М., 1949.

20 стр., 9866 слов

Особенности девиантного поведения подростков из семей с разными ...

... Алексеенкова, Г.Г. Буторин). Проблема исследования: каковы особенности девиантного поведения у подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания? Цель исследования: изучение взаимосвязи ... и хромосомную теории. Психологический подход представлен в психоаналитической теории, в индивидуальной психологии А. Адлера, в гуманистической теории, в эмпирическом подходе, в теории ...

50. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995.

51. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.

52. Первышева Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков. – М., 1989.-15 с.

53. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.

54. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители?/ Психология воспитания. — М., 2003.

55. Платонов К.К., Исправительно-трудовая психология. — М., 1974.

56. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 248 с.

57. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. Реана А.А.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.

58. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: Питер, 2000.

59. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск, 1994.

60. Реан А. А., Коломинский Я. Л., Социальная педагогическая психология. — СПб: Питер, 1999.

61. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.

62. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 480 с.

63. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. — М., 2003.

64. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.

65. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.

66. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2001.

67. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.

68. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. – Минск, 1989.

69. Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

70. Смирнова Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии №3, 2000.

71. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. – Кишинев, 1988.

72. Фрейд З. Введение в детский психоанализ. // Сер. «Детский психоанализ», вып.1. — М., 1991. С.7-49.

73. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 1988.

74. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М. Просвещение, 1991.

75. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.

76. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995.

77. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

78. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1998.

79. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, №4.

80. Энциклопедия психологических тестов. / Под ред. Касьянова С. — М.: Эксмо, 2002.

81. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.