Тема 1. НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наука, научные исследования, как сфера деятельности человека, имеет свои особенности. Прежде всего, специфика проявляется в результатах научной деятельности.
Результат научного исследования (в широком смысле слова) есть новое научное знание об объекте исследования. Научное знание обладает рядом характерных признаков:
а) истинность — объективное соответствие знания познаваемому предмету. Понятие «истина» подразумевает соответствие знания действительности, достоверность его содержания. Для подтверждения истинности научного знания необходимо привести основания, по которым оно истинно или аргументировать истинность знания.
б) интерсубъективность — свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания. Научное знание должно быть воспроизводимым. Научное знание должно иметь однозначное толкование для любых субъектов его познающих.
в) системность — упорядоченные отношения внутренних элементов знания.
Для того, чтобы знание было научным, необходимо, чтобы оно отвечало одновременно всем трем признакам. Только в этом случае можно говорить о научности знания.
Специфика научных результатов заключается также в их вероятностном характере. Рассчитывая получить определенный научный результат, исследователь не может быть полностью уверен, что результат будет таким, каким он предполагает его иметь. А получить он может нечто противоположное. Поэтому даже отрицательный результат в науке — тоже результат.
Существенной спецификой обладает также сам труд исследователя, который включает в себя ряд составляющих: познавательную, творческую, физическую.
Вообще, если рассматривать деятельность условно, то в ней можно выделить две компоненты в чистом виде [7 ]:
· труд исполнительский, который выполняется по заданной схеме; человек при этом не вносит ничего нового, делает то, что ему предписано (человек — труд);
· труд творческий, когда человек сводит свою деятельность только к созданию нового.
Основная особенность научного труда заключается в том, что полезность продукта труда создается его творческой составляющей. Если информация в процессе исследования не подвергалась творческой переработке и осмыслению, то и результат, строго говоря, нельзя считать научным. Такой результат не обогащает науку.
Из этой основной особенности научного труда можно выделить ряд особенностей второго порядка, в частности:
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... помощью теоретических методов исследования (моделирование, классификация и др.). В результате теоретических исследований рождаются научные гипотезы, целостные научные теории, учения. Методологические исследования – получение не частнопредметного нового знания, а формирование знаний об общих принципах ...
· повышение требования к личностным качествам исследователя;
· наличие специфической мотивации к труду;
· необходимость благоприятного психологического климата в коллективе;
· выполнение работы не всегда связано с рабочим местом исследователя;
· невозможность разделения рабочего и нерабочего времени исследователя.
Определение состояния решения исследовательской задачи
Для выполнения этого этапа необходимо получить исчерпывающую информацию об исследовательской задаче. Информацию можно получить различными способами, главный из которых – информационный поиск. Информационный поиск может быть систематическим и тематическим. Систематический поиск предполагает постоянную работу с заранее отобранными периодическими изданиями, извлечение из них информации по профилю выполняемых исследований. Тематический поиск означает ретроспективное и текущее исследование мировых источников информации, ее извлечение, отбор, свертывание и систематизацию. Тематический поиск выполняется для конкретной темы.
В процессе информационного поиска исследователь имеет дело с различными источниками информации. Информационные источники разделяются на первичные и вторичные, и информация соответственно также делится на первичную и вторичную [6].
К первичной информации относятся все виды исходных информационных материалов: монографии, статьи, диссертации, авторефераты, отчеты о выполненных исследованиях и др.
Вторичная информация представлена справочно-библиографической литературой: библиографические указатели, реферативные журналы и сборники, библиотечные каталоги, машинные информационные базы и т.п.
Информационный поиск следует начинать со вторичной информации, так как она включает в себя сведения об источниках первичной информации.
Для ведения систематического поиска в области экономики, организации и управления можно порекомендовать следующие периодические издания (отечественные):
Газеты: «Экономика и жизнь», «Бизнес, банки, биржи», «Коммерсантъ», «Рабочая трибуна», «Менеджер», «Инженерная газета», «Поиск», «Деловое обозрение», «Акционер».
Журналы: «Вопросы экономики», «Экономист», «ЭКО», «Экономические науки», «Теория и проблемы управления», «Вестник ЛГУ. Серия экономическая», «Финансы и статистика», «США: экономика, политика, идеология», «Мировая экономика и международные отношения», «Внешняя торговля», «Изобретатель и рационализатор», «Деньги и кредит», «Деньги», «Эксперт».
Тематический поиск необходимо вести по вторичным информационным материалам, в числе которых можно порекомендовать следующие (для экономики, организации и управления):
Библиографические указатели: «Экономика»: М:ИНИОН (Институт научной информации общественных наук); «Науковедение»: М:ИНИОН;
Реферативные журналы и сборники: «Экономика промышленности» М.: ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации); «Организация управления» М.:ВИНИТИ; «Общественные науки за рубежом»: Серия «Науковедение» М.:ИНИОН; Сборник рефератов НИР. Серия 18: «Демография. Экономика. Экономические науки. Внешняя торговля. Организация и управление. Статистика. М.: ВНТИЦ (Всероссийский научно-технический информационный центр) [6].
Информация. Управление информацией. Управление знаниями
... (*) 6. Дудихин В.В., Дудихина О.В. Конкурентная разведка в Internet. Все необходимое для поиска любой информации. Издание второе, исправленное дополненное. – М. : NT Press, 2004. – 229 с. ... (*) 2. Макиавелли Николло. Государь. (многочисленные издания) (*) Информация. Управление информацией. Управление знаниями 1. Айламазян А. К. Информация и информационные системы. — М.: Радио и связь, 1982. ...
Выполнив информационный поиск, исследователь формирует перечень информационных источников (первичных!), которые он должен проработать для того, чтобы получить представление о состоянии решения проблемы.
Работа с литературой также «регламентируется» рядом требования. Прежде всего необходимо произвести внешний осмотр источника информации. Если это книга, то необходимо определить ее вид: если это учебник или учебное пособие, то скорее всего там содержатся устоявшиеся представления об объекте исследования, если это научная монография, то она содержит позицию автора и ее обоснование. Методические рекомендации содержат чаще всего обобщение опыта, а сборник трудов — отдельные статьи, связанные общей тематикой. Обязательно следует прочитать аннотацию к книге
(на оборотной стороне титульного листа, либо на листе с выходными данными), где указывается характер материала, представленного в книге, и его адресность. Содержание или оглавление книги также дает представление о ценности изложенного в ней материала. Затем книгу следует пролистать. Наличие таблиц, справочного и цифрового материала существенно повышает ценность книги как источника информации.
Далее следует прочитать в книге интересующие разделы. Необходимо отбросить страх перед «толщиной» книги. Если книга толстая, то это значит, что она написана не только для данного конкретного исследователя, а включает очень широкий круг вопросов, и исследователь должен суметь выбрать «свой» материал, интересующий его. Здесь весьма полезным будет читать быстро и ухватывать смысл целых абзацев. Для этого целесообразно усвоить навыки быстрого чтения.
Далее исследователь должен сделать выписки, уложить этот материал в структуру решаемой задачи или исследуемого объекта. Выписки могут быть сделаны как конспективно, так и дословно, в виде цитат. В последнем случае необходимо обязательно пометить, что это цитата и указать страницу источника цитаты. Необходимо четко выписать все реквизиты информационного источника в соответствии с ГОСТ 7.1 — 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Если просмотренная книга или статья заслуживает того, ее следует занести в личную картотеку исследователя с его краткой аннотацией о содержании информационного источника.
В результате выполнения второго этапа научного исследования исследователь должен иметь исчерпывающие данные о состоянии решения научной задачи и определить, в каком направлении ему самому двигаться. Иными словами, исследователь должен иметь план исследования.
Этап теоретического исследования
На данном этапе происходит теоретическое осмысление объекта исследования, которое заключается в изучении объекта в статике и в динамике. Для осуществления этой операции исследователь должен владеть определенным инструментарием, позволяющим ему всесторонне изучить объект. Такой инструментарий представляют исследователю формальная и диалектическая логика [6].
Формальная логика обеспечивает непротиворечивость мышления.
Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания
... Идеализированное, интуитивное Поведение Сдержанное Эмоциональное Преобладающий тип мышления Словесно-логическое Наглядно-действенное Объект внимания Содержание Форма Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные Ориентированность Деловая Личная Отношение ...
1. Независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать.
2. Нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все то, что вытекает из них.
3. Невозможное не является возможным, доказанное — сомнительным, обязательное — запрещенным и т.п.
Однако для того, чтобы осуществить именно научное познание, одной формальной логики недостаточно. То, что формальная логика обеспечивает непротиворечивость мышления, является весьма важным фактором познавательного процесса. Однако формальная логика обеспечивает лишь формальную правильность того или иного вывода
или утверждения. Однако ложные мысли тоже могут быть формально правильными. Для доказательства объективной правильности вывода или утверждения, для получения объективных представлений об изучаемом объекте, исследователь должен владеть диалектической логикой.
Диалектическая логика — это наука об основных формах и законах познающего мышления. Требования к диалектической логике, к непротиворечивому познанию определяются рядом принципов.
1. Объективность рассмотрения: познавая объект, исследователь должен брать его таким, какой он есть, без всяких субъективных добавлений. Исследователь не должен идти на поводу у первоначальной гипотезы и пытаться подогнать объект исследования под эту гипотезу, наделяя объект несвойственными ему качествами.
2. Всесторонность рассмотрения: изучаемый объект должен быть охвачен со всех сторон, должны быть выявлены и отражены его бесконечно многообразные стороны и связи. Только в том случае, если исследователь изучит связи и отношения явлений и объектов, которые он непосредственно воспринимает, он сможет познать другие явления и объекты, непосредственно им не воспринимаемые, и тем самым углубить процесс познания.
3. Рассмотрение объекта в его движении и развитии: это требование связано с движением, как атрибутом материи, формой ее существования. Изучая материальный объект или явление, исследователь обязан учитывать их развитие, движение, изменения. Только в том случае он получит полное представление об объекте. Все научные представления, теории, законы постоянно изменяются, развиваются и совершенствуются, как и те материальные явления, которые в них отражены.В противном случае эти теории, законы и представления превращаются в догмы.
4. Единство исторического и логического: познавая объект в его движении или развитии, исследователь должен проследить всю историю развития данного объекта от момента возникновения до современного состояния. Логика теоретического познания только тогда правильно отразит внутреннее содержание и закономерности развития объекта или явления, когда они рассматриваются с точки зрения их возникновения и исторического развития. В результате историческое обобщается, освобождается от случайных, несущественных черт и превращается в логическое знание об объекте или явлении.
5. Рассмотрение вещи как единства борьбы противоположностей: в каждом объекте сосредоточены противоположности (например, достоинства и недостатки).
Подход к познанию объекта на основе вскрытия внутренних противоположностей позволяет более полно раскрыть его сущность, понять движущие силы развития объекта. Борьба противоположностей, заложенных в объекте или явлении, ведет к их саморазвитию и, изучая противоположности, исследователь приходит к выводу о закономерностях развития объекта под воздействием внутренних факторов.
Методы поиска решений
... им. Методы систематизированного поиска Метод гирлянд случайностей и ассоциацийявляется развитием метода МФО. Его автор - Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов ...
6. Принцип развития познания: заключается в том, что в процессе познания исследователь не может достичь абсолютную истину, которая бы содержала исчерпывающие знания об объекте познания. Исследователь приходит к абсолютному знанию об объекте постепенно. Движение познания к абсолютной истине происходит через множество относительных, неполных, частичных истин.
7. Принцип диалектического отрицания: новое в познании может возникнуть и развиваться только на основе старого. Отрицая устаревшие знания, исследователь должен удержать все положительное и перенести его в новое знание. Между старым и новым в процессе отрицания существует неразрывная связь. Часто старое остается частью нового.
8. Принцип единства формы и содержания: содержание, как совокупность внутренних элементов объекта, и форма, как внутренняя организация содержания, представляют собой единство противоположностей. Борьба между ними приводит к уничтожению старой формы и ее замене формой, соответствующей новому содержанию. Этот процесс необходимо иметь в виду при исследовании любого объекта или явления.
9. Принцип перехода количественных изменений в качественные: дает возможность понять сам процесс движения объекта, вскрывает механизм превращения предметов в новое качество. Количественные изменения, накапливаясь, вызывают качественные изменения. Опираясь на этот принцип, исследователь может не только познать сущность, но и предсказать существование таких объектов и явлений, которых еще никто не наблюдал.
Вышеперечисленные принципы и закономерности познания [6] могут стать своеобразными заповедями исследователя. Исследователь, руководствуясь этими «заповедями» сможет глубже проникнуть в сущность изучаемого объекта. Кроме перечисленных принципов исследователь должен использовать конкретные методы и приемы теоретических построений. Все эти методы можно условно разделить на 3 группы [6]:
· методы получения научных фактов;
· методы построения логических выводов;
· методы обобщения научных фактов.
Методы получения научных фактов
К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение представляет собой элементарный познавательный процесс и определяется как целенаправленное, организованное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Научное наблюдение характеризуется связью с решением определенной теоретической задачи, отличается системностью, планомерным, организованным характером.
Особым видом наблюдения является измерение. В экономике наблюдением можно считать работу со статистическими материалами, а также получение экспертных данных.
Эксперимент характеризуется активным вмешательством исследователя в ход изучаемых процессов и явлений, в положение изучаемых объектов. В результате эксперимента подтверждается или опровергается теоретическое построение, а кроме того, исследователь может получить новые научные факты, которые требуют теоретического осмысления.
Методы построения логических выводов.
К этим методам относятся, прежде всего, индукция и дедукция. Эти методы являются формально логическими.
Индукция представляет собой переход от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению, отражающему существенную и необходимую связь (от частного к общему).
Такое знание чаще всего является не достоверным, а вероятным, так как затруднительно рассмотреть все без исключения факты и объекты. Достоверным индуктивный вывод может быть только в случае полной индукции, то есть
Какие существуют трудности в использовании различных методов ...
... Таблица Дата Цели наблюдения Описание ситуации, в которой наблюдается объект Выводы Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Различают следующие виды наблюдения: срез ... рисунки, поделки, сочинения и др. Это может быть и нематериальный результат, например, организованный и проведенный учащимся вечер или спортивное мероприятие. Изучение продуктов ...
когда исследованы все без исключения факты и объекты. А в общем случае достоверность индуктивного вывода требует оценки. Частным случаем индукции является аналогия, представляющая собой переход от частного факта или объекта к частному же. Разновидностью аналогии следует признать моделирование.
Дедукция представляет собой логический переход от общих предложений к частным (от общего к частному).
Из общих предложений частные следуют с необходимостью, т.е. вполне достоверны.
Кроме того, дедукция может использоваться и для вывода из известных истин с помощью законов и правил логики.
Методы обобщения научных фактов.
К числу этих методов можно отнести анализ и синтез.
Анализ представляет собой разложение целого, сложного явления или объекта на его составные части, более простые и элементарные. Анализ выполняется исследователем с целью познания структуры изучаемого объекта, его отдельных сторон. Это позволяет исследователю глубже проникнуть в сущность изучаемого объекта. Анализ позволяет обобщить известные факты об объекте исследования.
Одной из разновидностей анализа можно считать классификацию. Классификация проводится с различными целями, но прежде всего для того, чтобы представить себе многообразие проявлений изучаемого объекта. Классификация проводится по основаниям или признакам. Признаком классификации может быть какая-либо существенная значимая сторона или качество изучаемого объекта. Классификация выполняется чаще всего для структуризации какого-то множества объектов.
Синтез состоит в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон сложного явления и постижения целого в его единстве. Анализ и синтез тесно связаны друг с другом. Без изучения целого с помощью синтеза нельзя понять частей, так как неясными остаются их функции в составе целого объекта. А без изучения структуры целого с помощью анализа невозможно понять этого целого.
Научные абстракции.
В исследовании иногда используются научные абстракции. Примерами таких абстракций являются идеализация и формализация. Идеализация представляет построение идеального объекта, который служит эталоном, а его качества в реальной действительности недостижимы.
Формализация — это представление и изучение какой-либо содержательной области знаний или объекта в виде формализованной системы или исчисления.
Теоретический этап научного исследования может включать в себя и поиск возможного решения исследуемой проблемы. Поэтому исследователь для выполнения этого этапа должен владеть методами поиска новых идей и эффективных решений.
Методы поиска эффективных решений
Метод поиска решений – это есть способ решения какой-либо поставленной задачи, включающий совокупность приемов мыслительной деятельности, а так же операции по сбору, анализу, обработке и хранению информации.
Поиск решения может быть информационным и эвристическим.
Информационный поиск предполагает поиск готовых решений для конкретной задачи. Разновидностью информационного поиска является патентный поиск (поиск информации об изобретениях, решающих какую-либо техническую задачу).
Эвристический поиск базируется на эвристике – науке о творческом мышлении, а также на психологии творчества, системном анализе, теории игр и др.
Методы эвристического поиска можно подразделить на две группы:
· методы ненаправленного (малоупорядоченного) поиска;
· методы направленного (упорядоченного) поиска.
К первой группе относятся простейшие приемы технического творчества: аналогия, инверсия, эмпатия, идеализация.
Метод аналогии предусматривает использование подобного известного решения, «предсказанного», например, технической, экономической или художественной литературой, произведением изобразительного искусства или «подсмотренного» в природе.
Методу инверсии (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) присущи такие подходы к решению задачи: перевернуть «вверх ногами», поменять местами и т.д. Этот прием предполагает решение проблемы или задачи с использованием противоположного взгляда на эту проблему или задачу. Исследователь старается взглянуть на проблему с противоположной стороны так, как до сих пор ее не пытались решать другие исследователи. (Например, необходимо исследовать проблему повышения эффективности кузнечного производства. Используя метод инверсии, следует исследовать снижение эффективности данного производства ).
Приучает к гибкости мышления.
Метод эмпатии означает отождествление себя с разрабатываемым предметом. При этом разработчик как бы ставит себя на место, например, детали процесса, машины или определенной прослойки населения и стремится ощутить все действия, которые над ним могут совершаться.
Метод идеализации связан с желанием получить представление об идеальном решении, полностью отвечающем поставленной цели. Рассматривание идеального решения может натолкнуть на новую идею или точку зрения. Используется как метод научной абстракции.
К методам ненаправленного поиска так же относятся:
· «мозговой штурм»;
· «метод контрольных вопросов»;
· «метод гирлянд ассоциаций и фокальных объектов»;
· синектика;
· некоторые элементы морфологического анализа и т.д.
В основе второй группы лежит научно обоснованный алгоритм творческого процесса, включающий этапы, шаги и процедуры. Алгоритм творческого процесса реализуется путем выполнения следующих друг за другом рекомендаций-предписаний: сделай первое и второе, если получен такой-то результат, то сделай третье, иначе четвертое и т.д.
К ним относятся:
· некоторые разновидности морфологического анализа(например, десятичные матрицы поиска);
· метод АРНЗ (алгоритмы решения изобретательских задач на осно- ве ТРИЗ);
· библиотека эвристических примеров:
а) фонд эвристических приемов разрешения технических противоречий;
б) персональные фонды эвристических приемов (фонды отдельных специалистов ФСА с учетом особенностей своей деятельности).
Ниже представлены некоторые методы эвристического поиска эффективных решений.
1. «Мозговой штурм»(«брейнсторминг») – наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Метод позволяет за небольшое время сгенерировать большое количество идей для решения конкретной задачи. Мозговая атака предполагает наличие строго формализованной процедуры. На первом этапе формируется группа экспертов и группа анализа. Затем группа анализа составляет проблемную записку, где определяются проблема и используемые до сих пор пути ее решения. Затем происходит сеанс генерирования идей, когда эксперты свободно высказывают идеи по решению данной проблемы. Его правила:
1) Количество предпочтительней качества. Выслушиваться должны все спонтанные высказывания, мысли в том виде, в котором они возникают у членов группы. Для этого необходимо мысленно освободиться от самой проблемы. Фантазия членов не ограничивается, каждый имеет право шутить.Идеи подаются, записываются, но не обсуждаются.
2) Осуждающие, критикующие фразы запрещены. Иначе снижается эффективность штурма (подачи идей).
3) Изъяснение краткое.
4) Длительность сеанса подачи идей от 20 до 45 минут.
5) Оценка предложений осуществляется после окончания брейнсторминга.
Существуют несколько модификаций «мозгового штурма»:
а) Индивидуальный «мозговой штурм»(те же правила, но проводится одним специалистом.
б) Массовый «мозговой штурм» проводится участниками сессий – массовой, до нескольких сот человек, аудиторией решающих какую-либо сложную задачу.
в) Письменный мозговой штурм применяется когда нет возможности собрать специалистов в одном месте.
г) Обратный мозговой штурм отличается от предыдущего тем, что большое внимание уделяется критике. Он эффективен при решении не слишком сложных задач.
2. Конференция идей – одна из разновидностей коллективного творчества. От мозгового штурма отличается темпом проведения совещания (быстрее) и опущением доброжелательной критики, в форме реплик, комплиментов.
К конференции идей привлекаются руководители и рядовые сотрудники, лица, постоянно имеющие дело с данной проблемой, и новички, которые часто выдвигают свои идеи. На «конференции идей» председатель – равный среди равных.
Известны разновидности конференций идей – «дискуссия 66» и «метод 635». «Дискуссия 66» представляет разбиение больших по составу творческих коллективов на мелкие дискуссионные группы по 6 человек, которые в течении шести минут проводят мини-конференции по четко сформулированной проблеме (6 минут — это, конечно, условно ориентировочная продолжительность конференции).
«Метод 635» ( вариант 1).
Четко сформированную проблему записывают на специальные бланки и предлагают каждому из шести членов созданной творческой группы. После небольшой подготовки каждый работник, получивший бланк в течении 5 минут должен записать не менее трех вариантов решения проблемы ( всего 18 идей).
«Метод 635» (вариант 2 ).
Шесть участников группы записывают поочередно на одном листке 3 свои идеи. Эта процедура повторяется пять раз( всего 90 идей).
3. Методы ассоциаций и аналогий: предполагают активизацию ассоциативного
мышления человека. К этим методам относятся метод фокальных объектов и метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Сущность метода фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, он как бы лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Порядок метода выбирается фокальный объект и устанавливается цель его совершенствования (например, требуется предложить часы с оригинальной конструкцией циферблата).
1) выбираются 3-4 случайных объекта (произвольно, либо с каталога) (кино, змея, касса, космос);
2) составляются списки признаков случайных объектов (например, кино широкоэкранное, звуковое, объемное и т.д.);
3) присоединяются признаки случайных объектов к фокальному объекту и генерируются новые идеи (часы широкоэкранные, звуковые, объемные и т.д.)
4) полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может узкий циферблат, который способен растягиваться в широкий, проецируется во что- то и т.д.);
5) продумываются принципиальные решения, взвешиваются полученные варианты и отбираются наиболее эффективные решения (обычно это выполняется экспертным путем).
Развитием метода фокальных объектов является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.Метод реализуется в такой последовательности.
1. Определение синонимов объекта. Например: необходимо предложить оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики. Определяем синонимы для слова стул. Получали первую гирлянду синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка.
2. Произвольный выбор случайных объектов. Из взятых наугад слов образуется вторая гирлянда: электролампочка — решетка — карман — кольцо – цветок — пляж.
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов. Для этого каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом. Например, стул с лампочкой, решетчатый стул, стул с карманами, табурет для цветов.
4. Составление перечня признаков каждого случайного объекта. Например, признаки объекта «электролампочка»: стеклянная, свето- и теплоизлучающая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами , матовая, цветная. Признаки объекта «решетка»: металлическая, пластмассовая, плетенная, сварная, кованая, гибкая и т.д.
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к совершенствуемому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Например, с признаками «электролампочки»: стеклянный стул, теплоизолирующее кресло, колбообразный пуф, прозрачное кресло, табурет с цоколем и т.д. Аналогично получают новые идеи конструкции и с признаками других случайных объектов.(решетчатый стул, плетенный стул).
6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на шаге 4, генерируются гирлянды ассоциаций. Например если рассмотреть признак «с цоколем»: цоколь – крыша — дом — кирпич — пористый — губка — моющее средство — порошок — пена — пузырь — воздух — кислород — окислы — металл — звон -звук — колебания и т.д.
7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов совершенствуемого объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. Тогда образуются такие варианты: кресло в виде пузыря; стул из пористого металла; пуф, наполненный воздухом и т.д.
8. Выбор альтернатив. Продолжать генерирование гирлянд синонимов или их уже достаточно.
9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.(осуществимые и разумные варианты).
10. Отбор оптимального решения (методом экспертных оценок).
Вышерассмотренные методы ассоциаций и аналогий позволяет быстро найти идеи новых решений, расширить ассортимент товара.
4.Синектика – комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозгового штурма», так и метода аналогий и ассоциаций.
В основе метода лежит поиск нужного решения за счет преодоления психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем.
Рекомендуется, чтобы члены синектической группы, кроме ее руководителя, перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы, что позволяет им абстрагироваться от привычного стереотипа мышления. Предположим: надо найти способ сверления отверстий в условиях невесомости. Чтобы дать участникам заседания представления о специфических условиях этого процесса, на нитке подвешивают кусок пенопласта и присутствующим предлагают просверлить в нем отверстие обычной дрелью. Убедившись, что этого сделать нельзя, участники получают импульс для поиска необычных способов сверления, пригодных для условия невесомости (например, прожигание раскаленным стержнем, лазерным лучом).
5.Метод контрольных вопросов.
Применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель его — с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Обычно при этом (для сферы изобретательства) используют готовые вопросники, составленные А.Осборном (США), Э.Раудзеном, Т.Эйлоартом, Д.Пойлем (США), Г.Я.Бушем (Россия).
6.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – эвристический метод решения технических задач, ориентированный на идеальный ответ, максимальное использование имеющихся ресурсов, переход от технических к физическим противоречиям. В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем. Материалом для вовлечения конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащий описание миллионов изобретений. ТРИЗ разработана инженером Г.С. Альтшуллером. Работа по ее созданию началась в нашей стране в 1946г. Первые публикации относятся к 1956г., первая книга по ТРИЗ появилась в 1961г. На базе ТРИЗ создан ряд алгоритмов решения изобретательских задач АРИЗ (АРИЗ 77, АРИЗ 85).
Это целая наука. Ее область применения – технические системы.
7. Морфологический анализ — метод поиска вариантов решения проблемы на основе анализа ее структуры. Решение проблемы, как правило, зависти от каких-то параметров. Например, если исследователь пытается создать различные организационные формы (например, решая задачу организации производства) то ему необходимо представить себе параметры, которые определяют организационную форму. Например, такими параметрами могут быть: уровень подчиненности, форма собственности, сложность структуры и т.п. Эти параметры могут принимать различные значения: уровень может быть от правительства до независимой фирмы; форма собственности может быть государственной, муниципальной, коллективной, частной и т.п.; сложность структуры также может быть задана различными значениями: предприятие, компания, ассоциация и т.п. Для решения проблемы составляется матрица. В нашем случае она будет иметь следующий вид:
Пример морфологической матрицы.
параметры | значения параметров | |||
уровень подчинености | Правительственная Организа- Ция | региональ ная организа ция | Ведомств- Нная организа- ция | независи- мая организа-ция |
форма собственности | Государ- Ственная | коллектив ная | частная | муниципальная |
…….. | ……. | …….. | ……. | ……. |
сложность структуры | Предприя- Тие | компания | ассоциа- ция | концерн |
Эта матрица дает возможность сформировать различные варианты организационных форм путем различных значений параметров. Так, например, 1)ассоциация государственных организаций правительственного назначения; 2)независимое предприятие с коллективной собственностью и т.п. Используя такую матрицу, можно получить множество вариантов, которые при обычном рассмотрении проблемы чаще всего не приходят в голову [6].
Теоретический этап научного исследования заканчивается построением теоретической модели изучаемого объекта или явления.
1. Определение основных понятий, характеризующих объект исследования. Определения должны быть по возможности краткими и максимально емкими, характеризовать явление или объект со всех сторон, особо подчеркивать его основные черты, его сущность. Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия.
Определение не должно заключать в себе круга или тавтологии.
Тавтология — это определение, в котором определяющее представляет собой простое повторение того, что мыслится в определяемом. Определение не должно быть только отрицательным, то есть не должно быть определение объекта только через отрицание не присущих ему качеств или свойств. Например, определение типа: «Рыночная экономика — это экономика, развивающаяся не на основе плана».
Определение должно обладать ясностью, то есть в нем не должно быть двусмысленности (слов типа :»в основном», «по-видимому», «наверное» и т.п.).
2. Подготовка гипотез относительно объекта исследования.
Для подготовки гипотез относительно объекта исследования необходимо прежде всего проследить основные этапы развития изучаемого объекта. Необходимо также постараться раскрыть внутреннюю противоречивость объекта, найти в нем противоположные стороны. Это дает возможность понять механизм саморазвития исследуемого объекта, лучше и полнее выявить его взаимосвязи.
Этот элемент теоретической модели требует использования принципов диалектической логики, а также методов познания: наблюдение (ознакомление со статистическими данными), анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация.
3. Построение гипотез относительно объекта исследования.
Прежде всего необходимо выявить факторы, влияющие на объект исследования. Факторы выявляются на основе анализа взаимосвязей объекта и его внутренних противоположностей. Далее факторы классифицируются, и эта классификация является очень важным элементом всего научного исследования, а часто — самостоятельным научным результатом.
Затем гипотетически устанавливаются степень и характер влияния факторов на объект исследования. Определяются более или менее влияющие факторы. Здесь могут использоваться такие методы, как анализ и синтез, экспертиза.
Следующий шаг в построении теоретической модели — формирование идей решения научной проблемы или задачи (если такая цель предусматривается планом исследования!).
Поиск идей решения проблемы — наиболее «творческий » элемент научного исследования. Здесь проявляется в полной мере исследовательские, творческие качества научного работника. В процессе поиска идей решения проблемы могут использоваться все вышерассмотренные эвристические методы.
4. Окончательное формирование теоретической модели.
Теоретическая модель должна быть четко сформулирована и логически выстроена. В случае, когда речь идет об исследованиях в области экономики, организации и управления, теоретическая модель может иметь вид [6]:
· концепции;
· методического подхода;
· методических рекомендаций;
· регрессионной модели общего вида;
· методики;
· системы показателей;
· структуры хозяйственной единицы;
· описания системы экономических отношений;
· механизма;
· инструментария.
Требования к содержанию отчета
Научный отчет оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-91 (или ГОСТ 7.32-81) «Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления». Отчет о НИР должен содержать [4]:
· титульный лист;
· список исполнителей(если работу выполняли 2 и более исследователей);
· реферат;
· содержание;
· перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованных источников (литературу);
· приложения.
В реферате (аннотации) кратко излагается содержание отчета, указываются использованные методы исследования и результаты работы, а также сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников, языке (если текст написан не на русском языке).
Объем реферата — 1200-2000 знаков (в пределах
одной страницы).
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материалов разделов (подразделов, пунктов).
В отчете объемом менее 10 страниц содержание необязательно.
Если в отчете принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в отчете в виде отдельного списка. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа — его детальную расшифровку.
Во введении кратко обосновывается актуальность темы, дается оценка современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание, исходные данные для разработки темы, а также излагается в общем цель работы.
В основной части отчета о НИР должны быть отражены следующие этапы научно-исследовательской работы:
· выбор направления исследований (построение задач исследования);
· определение состояния решения поставленной задачи;
· теоретические и (или) экспериментальные исследования;
· обобщение и оценка результатов исследований.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной НИР, предложения по их использованию, народно-хозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы, а так же новизну и практическую значимость ее.
Заключение в себя вбирает все выводы после каждого раздела (главы).
Список использованных источников (литература) должен содержать перечень литературы, использованной при выполнении исследования. Источник следует располагать в алфавитном порядке. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84.
Приложения оформляют как продолжение отчета на последующих его страницах или в виде отдельной части (книги).
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в отчете более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами
(без знака N), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
При изложении материалов основной части отчета следует соблюдать некоторые требования к стилю изложения. В научном отчете следует применять безличную форму глаголов («получены следующие результаты…», «…наблюдается некоторое отклонение от первоначальной посылки…», «как уже указывалось, эти факторы имеют решающее значение…»).
Не допускается изложение отчета от первого лица. В применении терминов должно соблюдаться единообразие на протяжении всего отчета. Вновь вводимые термины должны быть объяснены. После того, как текст отчета или отдельного раздела написан, полезно отложить его на несколько дней, чтобы он «вылежался». Затем автор вновь прочитывает и правит текст. Свежий взгляд на текст после некоторого перерыва позволяет заметить ошибки, редакционные неточности и существенно улучшить качество текста.
Большое значение при оформлении научного отчета имеет графическая часть. Графические материалы иллюстрируют текст, делают его более понятным, усиливают воздействие текста на читателя.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И НАУЧНАЯ ЭТИКА
Исследователь должен быть психологически готов к творчеству. Для творчества необходимым условием является психологическое равновесие. Исследователь должен иметь в себе силы противостоять конфликтам и преодолевать драматические ситуации. Творческая личность должна уметь владеть собой. С этой точки зрения весьма полезно овладеть аутотренингом. Жизненная стратегия творческой личности нацеливает на умение бороться и отстаивать свою позицию.
Большое значение имеет самоорганизация творческой личности. Здесь полезными могут казаться советы исследователей и изобретателей, которые явились итогом их длительной борьбы за свои идеи и позиции. Например, «девять заповедей» изобретателя Л.И. Чернышова [8] гласят:
1. Не спеши критиковать недостатки, если не знаешь, как их устранить.
2. Удостоверься в новизне твоего предложения.
3. Убедись в ценности предлагаемой идеи для общества.
4. Убедись в ценности предлагаемой идеи для коллектива.
5. Не падай в обморок, встретив препятствия. Учти, не будь отживащего и борьбы с ним нового, не требовались бы ни идеи, ни новаторы, то есть ты сам.
6. В стратегии будь максималистом, а в тактике — минималистом.
7. Откажись от иллюзий. Никто не обязан делать твое дело за тебя. Идея — твое детище, а своих детей нужно растить самим.
8. Познай самого себя, все свои достоинства и недостатки, чтобы твою оборону никто не мог разрушить, а твои атаки завершались победой.
9. Познай противников своей идеи и их окружение, возьми в расчет их сильные и слабые качества, чтобы противников сделать нейтралами, нейтралов — союзниками, вовлечь свой коллектив в реализацию идеи и усилить этим перестройку коллектива.
Советский исследователь Е.Жариков предложил комплекс установок и правил самоуправления для научного работника, включающий пять пунктов [8]:
1. Динамичность установок. Исследователь должен ставить перед собой не одну, а несколько целей (основная, «запасная» и т.п.).
Это уменьшает опасность появления невроза от первой неудачи.
2. Временная переоценка того, чего пока не удалось достичь исследователю.
3. Осмысление возможной неудачи и ее последствий заранее.
4. Заполнение «оценочных карт» возможных отрицательных событий (в левой колонке — предположения до события, в правой — оценка после него и формулирование извлеченного урока).
5. Речевая самокомпенсация (вслух о трудном) и своевременная шутка для разрядки напряжения в коллективе.
Имея определенный уровень психологической подготовки к неудачам, исследователь значительно легче их переносит, избегает депрессивного состояния, а, значит, сохраняет работоспособность, как творческая личность.
Научная этика представляет собой систему норм нравственного поведения, принятых в научной среде, в научном сообществе.
Проблема нарушения научной этики существовала всегда. Неэтичное поведение научных работников имеет место во всем мире.
Однако уровень научной этики в стране зависит от того, насколько национальная наука интегрирована в мировое научное сообщество, насколько она живет по нравственным нормам мирового научного сообщества. Если такой интеграции нет, тот уровень нравственности напрямую связан с уровнем нравственности в обществе, в стране.
Результативность науки также связана с уровнем научной этики. Поэтому рассмотрение некоторых вопросов научной этики представляется весьма полезным.
Формы неэтичного поведения в науке могут быть различными. Наиболее известны следующие [6]:
1. Плагиат — умышленное присвоение чужого авторства полностью или частично, выдача чужого открытия, изобретения, научного результата за собственный.
2. Компиляция — работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных сообщений или интерпретаций. Такая работа может быть вполне этичной, если составитель не претендует на авторство. В этом случае должны быть ссылки на авторов.
3. Неэтичное цитирование — цитирование без ссылок (примыкает по смыслу к плагиату), либо искажение цитаты. Искажение цитаты может быть прямым, когда цитируемому автору присваивают не его высказывание, либо смысловым, когда цитата вырывается из контекста, и при этом искажается ее смысл.
4. Аргументация с помощью цитат. Цитата может быть лишь вспомогательным аргументом. Нельзя в качестве основного аргумента приводить цитату.
5. Ложное соавторство: возможно в нескольких случаях:
— когда соавторы равны по статусу и действуют по принципу: «ты — мне, я-тебе!»;
— когда для более успешного внедрения результатов, их публикации привлекается соавтор-таран», обладающий необходимой «пробивной способностью».;
— когда отношения строятся по схеме: «начальник-подчиненный», руководитель-аспирант» и т.п.
6. Подтасовка научных фактов, экспериментальных данных и т.п. Источником этого вида неэтичного поведения может стать нехватка времени, необходимость получить «убийственный аргумент» и т.п.
7. Демагогия. Демагогию можно определить как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия является неэтичной формой дискуссии.
Нарушения научной этики могут приводить к возникновению квазинауки (лженауки).
Квазинаука — некое научное учение, отрицающее аналогичную мировую науку. Возникает квазинаука или лженаука в результате идеологического, финансового, административного давления на ученых. В этой ситуации ученый вынужден либо уйти из науки или научной организации, либо заниматься тем, чем велят, и «получать» те результаты, которые хочет иметь начальство. Поскольку в этом случае происходит насилие над самим духом науки, духом творчества, то и нарушения научной этики обязательно будут [6].
Для того, чтобы не возникало лженаук или квазинаук, национальная наука должна развиваться по законам мировой науки. Прежде всего должен соблюдаться принцип академической свободы. Личный успех ученого должен оцениваться объективно, исходя из успешности его работы, а не из должности этого ученого. Не следует пытаться талант привязать к должности и наоборот. Соблюдая эти принципы наука будет развиваться свободно, а средства, выделяемые на нее, расходоваться более эффективно.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Апробация (лат. aprobatio — одобрение, утверждение) — вынесение направлений и результатов НИР на суд научной общественности.
Вариационный ряд — выборка, перенумерованная в порядке возрастания (в виде таблицы).
Вероятность — мера возможности наступления события.
Время упреждения (прогнозируемый период) — отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.
Выборка — 1. статистическая совокупность значений признака объекта исследования, получаемая в результате выборочного исследования; 2. часть генеральной совокупности значений признака объекта исследования, выбранная случайно для исследования.
Генеральная совокупность — совокупность всех возможных значений признака объекта (явления) в каком-либо исследовании.
Гипотеза (научная гипотеза) — это предположение о существовании такой закономерности, которая пока еще наблюдалась наукой, но объясняет определенную совокупность явлений.
Девиация — мера рассеивания значений СВ от своего среднего, которая определяется как сумма квадратов отклонений признака от средней арифметической.
Дедуктивный метод (дедукция) — способ выполнения теоретической работы, которая заключается в выявлении частных положений из общих законов (от общего к частному).
Дискретная СВ — 1. случайная величина, которая принимает отдельные возможные значения с определенными вероятностями, т.е. значения которой являются только отдельные точки числовой прямой; 2. случайная величина, множество возможных значений которой конечно или счетно.
Дисперсия — мера рассеивания значений СВ, которая определяется как среднее значение квадратов отклонений СВ от своей средней арифметической величины.
Закон распределения — соответствие между возможными значениями случайной величины и их вероятностью.
Индуктивный метод (индукция) — способ выполнения теоретической работы, который заключается в выявлении общих законов по частным фактам исследования (от частного к общему).
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на реализацию научных знаний с целью получения нового продукта или улучшения производственного продукта, способа его производства (технологии) и обслуживания.
Интерполяция— (от лат. Interpolatio — подновлять) — математическое нахождение по ряду данных значений функции промежуточных ее значений.
Испытание — соблюдение всей совокупности условий (с точки зрения теории вероятности).
Исход — это результат испытания.
Кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления)- наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, технике и экономике. Та часть кибернетики, которая изучает процессы управления в экономике, называется «экономической кибернетикой».
Корреляционный анализ — это раздел математической статистики, с помощью которого определяется существенная зависимость между двумя или более случайными величинами или отсутствие такового.
Математическая статистика — это раздел математики, посвященный методам сбора, анализа и обработки статистических данных для научных и практических целей.
Медиана случайной величины — это точка на оси абсцисс, которая делит площадь под кривой на две равные части (срединное значение СВ).
Метод наименьших квадратов — способ подбора параметров регрессионной модели исходя из минимизации суммы квадратов отклонений.
Метод прогнозирования — совокупность приемов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной достоверности относительно будущего развития объекта.
Мода случайной величины — это точка на оси абсцисс, соответствующая максимальной плотности распределения (наиболее вероятное значение).
Моделирование— изучение свойств и характеристик различного рода процессов или объектов посредством исследования их искусственных или естественных аналогов (моделей).
Модель — 1) такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале; 2) искусственная система, отражающая изучаемые (основные) свойства объекта исследования.
Наука— это непрерывно развивающаяся система объективных знаний о действительности.
Научная деятельность (научные исследования) — интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, обществе, технике и технологиях.
Научные работники (ученые) — это лица, имеющие высшее образование и ведущие НИР или научно-педагогическую работу по плановому утвержденному порядку.
Научный результат — это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике и технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью (побочный научный результат).
Непрерывная случайная величина (СВ), которая непрерывно заполняет интервал от некоторого минимального до максимального значения (имеет место при измерениях, где нет фиксированного значения).
Отклик — зависимая переменная, значение измеряемого признака, величина результата.
Прогноз — научно-обоснованное описание состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния.
Прогнозирование (греч. prognosis — знание наперед) — это вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития.
Регрессионный анализ — это раздел математической статистики, устанавливающий формы зависимости между случайной величиной и значениями одной или нескольких переменных.
Регрессия (функция регрессии) — статистическая зависимость между значением случайной величины и заданными переменными.
Событие— всякий факт, который может либо произойти, либо не произойти.
Уровень фактора (способ обработки) — конкретная реализация фактора (например, определенный школьный учебник, способствующий получению знаний).
Фактор — то, что оказывает влияние на конечный результат (отклик) (например, «школьный учебник», воздействующий на совокупность знаний ученика).
Эвристика – («искусство нахождения истины») — 1. система логических приемов и методических правил теоретического исследования; 2. наука, изучающая продуктивное творческое мышление.
Экзогенные переменные — условия и параметры, устанавливаемые вне модели (факторы, внутренние параметры объекта исследования).
Эксперимент — это научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях, который можно воссоздать при повторении этих условий.
Экстраполяция— математическое нахождение по ряду данных значений функции других ее значений, находящихся вне этого ряда (противоположное интерполяции).
Эндогенные переменные — параметры, определяемые с помощью модели (зависимые переменные, отклики).